Рабочая программа "Юные краеведы"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Попов Денис Юрьевич

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные краеведы» является программой туристско-краеведческой направленности. Занятия по данной программе способствуют воспитанию коммуникабельности, усердия, умения исследовать мир, формируют эмоциональную культуру общения у подрастающего поколения любви к природе родного края, к истории города и области, к культуре народов. Кроме того, развивают творческое мышление у дошкольников, прививают любовь к природе, истории и родному краю.

Регулярные занятия по данному направлению дают детям возможность познакомится с родным краем, изучить его историю, природу и культуру. Программа помогает им лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_kraevedy.docx376.08 КБ

Предварительный просмотр:

ooxWord://word/media/image1.jpeg

1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

            Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные краеведы» является программой туристско-краеведческой направленности и разработана с учётом федеральных государственных требований к программам дополнительного образования детей.

Содержательная часть Программы соответствует основным положениям следующих нормативно-правовых актов:

- федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции приказа Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 № 533);

- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09- 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

регионального уровня:

- приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».

Актуальность программы:

            Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по туристско-краеведческому направленности «Юные краеведы» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Основу содержания программы составляет история города Борисоглебска, Воронежской области, флора и фауна, народные праздники и традиции.

Регулярные занятия по данному направлению дают, детям возможность познакомится с родным краем, изучить его историю, природу и культуру. Программа помогает им лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях, но и в повседневной жизни.  

Программа направлена на воспитание, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса дошкольников, с которыми систематически проводится работа по изучению истории города, развития краеведения и природы города. На базе МБОУ БГО СОШ №13 создан краеведческий музей, где хранится и пополняется материал (документы, предметы материальной культуры).

Программа помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.

Новизна программы  заключается в том, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры. Особенность программы заключается в создании особой образовательной среды, где можно организовать активность обучающегося и осуществить принцип «знание через руки».

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

Программа реализуется на базе школьного музея «Вехи» в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания дошкольников.  Она развивает чувство причастности к судьбе малой родины,  воспитывает у дошкольников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Школьный музей «Вехи» выступает важным фактором формирования общественной активности дошкольников способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

Обучение по программе способствует реализации  компетентностного подхода в воспитании и обучении, предполагая формирование у дошкольников следующих ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;

учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.

-коммуникативных:  владение различными способами взаимодействия со сверстниками в группе, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.

-личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

Адресат программы: Программа  рассчитана на обучающихся 5-7 лет и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Возрастные особенности детей: 5-7 лет

Старший дошкольный возраст - период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками и взрослыми, активного развития творческих и познавательных способностей. В этом возрасте у ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям, он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение. Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное.

В целом ребенок осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Социально – нравственные качества и эмоции достаточно устойчивы.

Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 36 часов. Оптимальный состав группы - до 15 человек.

Уровень освоения программа: стартовый

Режим занятий

Режим занятий, предусмотренных программой, находится в соответствии с нормами СанПиН. Занятия проводятся по расписанию в соответствии с календарно-тематическим планом на учебный год. Продолжительность учебного часа занятия - 30 минут. Формы организации деятельности воспитанников на занятии: фронтальная, в парах, подгрупповая, групповая.

        Формы обучения и виды занятий

Внедрение программы реализуется через применение разнообразных форм, основанных на современном взгляде на ребёнка, как на активного субъекта учения и полноправного участника образовательных отношений таких как: беседа, мастер-классы, групповые занятия.

Основные принципы построения программы:

Данная программа направлена на создание условий для развития личности ребенка,

обеспечения эмоционального благополучия, приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям, укреплению физического и психического здоровья. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности.

Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и

активности ребенка.

Поддержка инициативы детей в разных видах деятельности. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.

Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего

развития ребенка (Л.С.Выготский), что способствует развитию, расширению как явных,

так и скрытых возможностей ребенка. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных  норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

Возрастная адекватность дошкольного образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской

деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую развитие ребенка), опираясь на особенности

возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

Принцип доступности изучаемого материала. Предусматривает учет возрастных

особенностей и возможностей детей и в связи с этим – определение посильных для них

заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий.

Принцип «от простого – к сложному». Заключается в постепенном усложнении

изучаемого материала, в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных

новых заданий, в постепенном увеличении объема материала. Обязательным условием

успешного обучения также является чередование видов детской деятельности.

Принцип систематичности. Заключается в непрерывности и регулярности занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня знаний и умений.

Принцип повторяемости материала. Занятия требуют повторения изученного материала.

Принцип сотворчества педагога и воспитанников: взаимодействие педагога и родителей, родителей и детей-воспитанников дошкольного учреждения.

Формы организации образовательного процесса:

В процессе обучения по программе предлагается проведение разных видов занятий:

- учебное занятие;

- занятие – игра;

- открытое занятие;

- занятие – путешествие;

- занятие – экскурсия.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: приобщить дошкольников к изучению истории, природы и культуры своего родного края, через краеведческую деятельность.

Задачи программы:

образовательные:

- познакомить дошкольников с историей и культурой своего родного края;

- сформировать представления о жизни родного города;

- познакомить детей с самыми доступными краеведческими источниками, литературой

памятниками истории и культуры, музейными собраниями;

- изучить историческое прошлое России и Воронежской области.

развивающие:

- развивать интерес к изучению истории;

-развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

-развивать творческую активность в подготовке самостоятельных заданий – стихов, песен, рисунков об истории своей семьи, малой родины.

воспитательные:

-формировать потребность в саморазвитии;

- воспитывать у детей внимание, волю, серьезное отношение к делу, культуру общения;

- воспитывать чувства уважения к историческому прошлому своего народа и бережного отношения к историческим, природным и культурным памятникам.

1.3. Содержание программы

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Беседа. Наблюдение за детьми в процессе

игровой деятельности

2

Знакомство с музеем.

4

1,5

2,5

Наблюдение за детьми в процессе

игровой деятельности

3

С чего начинается Родина?

7

4

3

Конкурс рисунков «Родина любимая моя»

4

Народные промыслы

6

3

3

Выставка изделий из пластилина: «Народные промыслы»

5

Праздники и традиции русского народа

5

2

3

Конкурс частушек, потешек, закличек.

6

Растительный мир Прихопёрья

4

2

2

Выставки детских работ (рисунки, поделки)

7

Животный мир нашего края

5

3

2

Мини- проект: «Страница Красной книги»

8

Что расскажет нам одежда

3

1

2

Конкурс:« Юный модельер»

9

Итоговое занятие

1

1

Творческий отчет

Всего

36

17

19

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Теория (0,5 ч.). Знакомство с детьми. Уточнение интересов и пожеланий обучающихся. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности.

Практика (0,5 ч.).

 Игры и упражнения «Ты загадай, я отгадаю», «Найди лишнее».

Тема 2.  Знакомство с музеем (4 часа) 

Теория (1,5 часа). Знакомство детей с понятиями «музей», «коллекция», «экскурсовод», «экспонат», «реставратор», рассказать о создании музеев. Знакомство с музейными профессиями. Знакомство с необычными детскими музеями России.

Практика (2,5 часа). Экскурсия в школьный музей МБОУ БГО СОШ №13. Игра «Хранители времени».

Тема 3. С чего начинается Родина? (7 часов)

 Теория (4 часа). 

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословного древа семьи.

Практика (3 часа). Виртуальная  прогулка по городу Борисоглебску. Викторины «Достопримечательности города Борисоглебска», «Знаешь ли ты Воронежский край?». 

Тема 4. Народные промыслы (6 часов)

Теория (3 часа) Промыслы народов России: хохлома, дымковская игрушка, гжель, палеховская роспись, изделия жостовских мастеров. Русская матрёшка- символ России. 

Практика (3 часа). Лепка из пластилина «Дымковская игрушка». Дидактическая игра «Закончи узор». Игра «Помоги мастерам закончить работу».

Тема 5. Праздники и традиции русского народа (5 часов)

Теория (2 часа) Праздники русского народа: Масленица, Пасха, праздник Ивана Купалы, Новый Год. Народные игры. Русско-народное творчество.

Практика (3 часа) 

Игра «Заря-заряница», «Лапта», «Гори, гори ясно!». Игры в шахматы, шашки. Разыгрывание сюжета сказки. Пение  потешек, закличек, пестушек.  Рисунки по теме: «Проводы зимы».

Тема 6. Растительный мир Прихопёрья (4 часа)

Теория (2 часа)

Растительный мир Прихопёрья. Редкие растения  Красной книги. Лекарственные растения родного края.

Практика (2 часа)

Игра «Я знаю лекарственное растение». Игра «В гостях у Айболита». Викторина «Растительный мир Прихопёрья».

Тема 7.  Животный мир нашего края- (5 часов)

Теория (3 часа)

Животные родного края. Красная книга  Воронежской области. Насекомые родного края. Рыбы и птицы Прихопёрья.

Практика (2 часа)

Игра: «Зимующие и перелётные птицы в г. Борисоглебске». Викторина «Мир животных Прихопёрья».

Тема 8. Что расскажет нам одежда (5 часов)

Теория (1 час)

Традиционный костюм Воронежской губернии, его основные элементы. Одежда и обувь людей разных профессий Воронежской губернии.

Практика (2 часа)

Аппликации «Сапоги для Ивана-царевича»». Конкурс «Девочка в сарафане, мальчик в кафтане». Показ мультфильмов: «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».  

Тема 9. Итоговое занятие (1 час)

Практика (1 час): Выставка поделок и рисунков «Наш любимый родной край»

1.4.  Планируемые результаты

В результате усвоения программы обучающиеся должны:

знать:

  • свою родословную, семейные традиции;
  • животных и растения родного края;
  • традиции и обычаи родного края;
  • историю своего города, края;
  • достопримечательности своего города, края;
  • традиционные праздники русского народа.

уметь:

  • называть некоторые растения и животных Воронежского края, занесенных в Красную книгу;
  • рассказывать о назначении объектов города, о достопримечательностях края;
  • различать  костюм Воронежской губернии от костюмов других губерний;
  • находить сходства и различия предметов народных промыслов.

владеть:

  • элементарными экологическими понятиями и знаниями;
  • представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
  • элементарными представлениями об истории родного города, его достопримечательностях.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Занятия по программе «Юные краеведы» проводятся в течение учебного года: с 1 сентября по 31 мая, что составляет 36 учебных недель.

2.2 Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные краеведы» реализуется руководителем школьного музея МБОУ БГО СОШ №13, имеющим высшее педагогическое образование.

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы потребуется:

- помещение для аудиторных занятий: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами  (столы и стулья для педагога и дошкольников, шкафы для хранения учебной литературы и наглядных пособий);

- фонды школьного музея «Вехи»;

- краеведческая литература и источники;

- изобразительные, картографические, фото- и видеоматериалы;

- разработки бесед, игр, конкурсов, викторин, презентаций, экскурсий и т.д.;

- ноутбук, мультимедийный проектор, экран, принтер, фотоаппарат.

2.3. Формы аттестации

Способами аттестации обучения и формами подведения итогов реализации данной программы являются:

Текущая аттестация (в течение учебного года):

- викторина;

- наблюдение;

- игра.

Промежуточная аттестация (в конце первого полугодия):

- конкурс;

- ярмарке поделок

- творческий проект

Итоговая аттестация ( в конце учебного года):

- творческий отчет

- итоговая выставка

2.4. Методическое обеспечение программы

Основные используемые методы обучения:

  • Словесный - обращение к сознанию ребенка, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения. Словесный метод состоит из приемов:

- рассказ;

- объяснение;

- беседа;

- анализ и обсуждения;

- словесные комментарии педагога.

  • Наглядный - использование наглядных пособий, графических материалов, различных приспособлений при объяснении. Наглядный метод состоит из приемов

- наглядно-слуховой прием;

- дидактическая игра;

- познавательная викторина.

  • Практический - использование практических методов и средств в работе детей. Практический метод состоит из приемов:

- игровой прием;

- соревновательный;

- творческий.

Список литературы

  1. Аббасов А. Семейный родословник. - Воронеж, 1997.
  2. Апальков Ю.А., Голованов В.М. Крепость на Хопре./ Ю.А. Апальков, В.М. Голованов: - Борисоглебск, 1997.
  3. Блинова Г. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет / Г. Блинова // Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Воронеж. История края в его музеях. – Воронеж: Издательство «Полярис». – 2007. 
  5. Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / редактор-составитель Ю.Л.Полевой. - Воронеж: Кварта, 2007.
  6. Голышева Л.Б. Музейная педагогика / Л.Б. Голышева // Преподавание  истории в школе, № 2, - М. 2016.
  7. Губанова Е.Н. Народные промыслы Воронежского края (глиняная игрушка). Воронеж, 2008.
  8. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности/ В.А. Горский // Начальное и основное образование.-М.:Просвещение,2015.
  9. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /Емельянов Б.В. - М.,2017.
  10.  Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1973.
  11. Кудрина Т.А. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т.А. Кудриной.-М.,2015.
  12. Миронова Л.В. Изучаем родной край./ Л.В. Миронова.: - Борисоглебск, 2003.
  13. Панова В.И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. — 4-е изд., доп.. — Воронеж: Родная речь, 2008.
  14. Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела / Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова.- СПб., 2017.
  15. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе / В.Г. Смирнов.- М., 2016.
  16. Туманов В.Е. Школьный музей / В.Е. Туманов.- М., 2017.
  17. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен / Б.Ю. Хигир.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

Электронные ресурсы

  1. Федеральный краеведческий портал [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.fcdtk.ru 
  2. Национальный портал «Природа России» [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.priroda.ru
  3. Сайт по краеведению России [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.mycicerone.ru 
  4. Справочник культурно-исторических достопримечательностей России [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.culttourism.ru 
  5. Биографическая энциклопедия [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.biografija.ru 
  6. Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://www.okrae.odbvrn.ru 
  7. Информационный сайт «Борисоглебский историко-художественный музей» [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://www.bormus.ru 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по краеведению "Школа юного краеведа" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе вариативной программы  учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании ...

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....

Рабочая программа кружка "Географ-краевед"

Рабочая программа дополнительного образования по географии "Географ-краевед" расчитана на учащихся Владимирской области, Суздальского района. Возраст учащихся 10-16 лет. Программа расчитана на 2 года....

Рабочая программа кружка "Юный краевед"

Данная рабочая програма разработана для того, чтобы сформировать представление об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории села, района, о вкладе, который...

Рабочая программа Модуль межпредметный «Юный краевед» 5 класс (1ч)

Предлагаемый модуль разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”.  При изучении курса реализуются межпредметные связи: би...

Рабочая программа по историко-краеведческому кружку «ШКОЛА КРАЕВЕДА»

Программа историко-краеведческого кружка составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования. Она призвана обеспечивать региональные особенности содержания образования в области...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...