МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
учебно-методический материал (краеведение, 10 класс) на тему
Методические рекомендации предполагают системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности, что позволяет классному руководителю планировать и осуществлять воспитательную работу, учитывая её специфику, системообразующие факторы, цели и базовые принципы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности позволит классному руководителю планировать и осуществлять воспитательную работу, учитывая её специфику, системообразующие факторы, цели и базовые принципы.
Внеурочная деятельность учащихся казачьих классов не является замкнутым воспитательным пространством. Будучи компонентом воспитательной системы школы, она, взаимодействуя с другими компонентами, имеет свою специфику, обусловленную определёнными факторами:
- Возрастными особенностями учащихся.
- Воспитательной доминантой, выраженной в казачьей направленности.
- Педагогическим потенциалом содержательного материала.
- Организационными формами внеурочной деятельности.
Исходя из этого, воспитательную цель в старших классах казачьей направленности можно определить, как оказание педагогической поддержки личностному становлению учащихся через использование педагогического потенциала истории кубанского казачества, его традиций и культуры.
Организация внеурочной деятельности старшеклассников базируется на следующих педагогических принципах и приёмах:
- Опора на нравственную силу примера, как образца для подражания.
- Создание ситуации эмоционального переживания и сопереживания.
- Единство организационных форм и педагогического содержания.
- Использование драматургических приёмов.
- Использование игровых приёмов.
Приведём несколько примеров осуществления системного подхода в планировании внеурочной деятельности. Учитывая возрастные особенности старшеклассников, связанные с периодом становления личности, формирования гражданской позиции, выбора нравственных ориентиров, при отборе содержательного компонента делаем акцент на биографический материал ярких исторических личностей, внесших свой вклад в становление и развитие кубанского казачества: атаманов (Чепега, Головатый, Бурсак, Безкровный, Малама, Бабыч), деятелей культуры (Россинский, Фелицин, Щербина, Концевич). Наиболее оптимальные традиционные организационные формы – тематические классные часы, устные журналы: «Радетели Кубани», «За строкой биографии», «Отцы-основатели войскового града». Проведению мероприятий предшествует тщательная подготовка инициативных групп, заключающаяся не только в сборе информации, но и в продумывании творческих эмоциональных форм её представления. Содержательный материал должен быть не только усвоен, но и пропущен через личностный подростковый опыт выступающими учениками. Продумывается видеоряд, готовится мультимедийная презентация.
Цикл тематических классных часов для учащихся «Воинская доблесть кубанских казаков» готовится специально для февральского месячника военно-спортивной обороны. Учащиеся класса казачьей направленности учатся выступать перед большой аудиторией с эмоциональными рассказами о подвиге сотника Гречишкина, героях Липкинского поста, защитниках Баязета.
В числе нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности – проведение исторического шоу «Выборы атамана» в форме ролевой игры с опорой на конкретный исторический материал по истории казачества. Большой интерес вызывает «Суд истории. Щербина: патриот Кубани или классовый враг?», где помимо элементов ролевой игры используются приёмы драматургии, осваивается умение дискутировать, отстаивать свою позицию. Разумеется, для такой организационной формы как «Суд истории» необходимо использовать факты и события из курса истории кубанского казачества, которые содержат в себе определённую проблемность, неоднозначность оценок.
Содержательный материал, раскрывающий особенности черноморского и линейного войска, историю непростых взаимоотношений казаков и черкесов реализуется в такой интересной форме, как исторический турнир знатоков. Класс делится на 2 команды: «Казаки» и «Черкесы» или «Черноморцы» и «Линейцы». После предварительной подготовки членов команд турнир проводится в несколько этапов: визитная карточка команды, театрализованный вопрос соперникам, обмен историческими претензиями, этап мультимедийных презентаций и конкурс атаманов − капитанов команд. Соревновательный характер турниров знатоков позволяет решить целый комплекс педагогических задач: умение работать в команде, потребность в эмоциональном переживании и сопереживании, освобождение от подростковой зажатости, расширение исторического кругозора, переживание ситуации успеха. Все вышеперечисленные мероприятия − различные формы коллективных творческих дел, которые объединяет содержательный доминантный компонент − казачья направленность.
Особое место среди видов внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности занимает исследовательская проектная деятельность, в ходе которой приобретаются навыки исследовательской работы, углубляется и расширяется объём знаний учащихся по истории казачества. Примерная тематика проектов: «Полковник А.Бурсак − герой Отечественной войны 1812 года», «Екатеринодарская крепость − забытое прошлое или историческая реальность?», «Кубанский казачий хор: от Концевича до Захарченко», «Кубанское казачество в романе В.Лихоносова «Наш маленький Париж». Вид проектов − групповой с обязательной мультимедийной презентацией. Представляются проекты на школьной научно-исследовательской конференции «Малая «Эврика».
Таким образом, системный подход, целенаправленно используя разнообразные организационные формы, позволяет вовлекать всех учащихся класса казачьей направленности в различные виды внеурочной деятельности, в ходе которой происходит удивительное сближение с прошлым, ощущается личностная сопричастность с данными событиями, возникает родственная связь с историей своей малой Родины.
Автор рекомендаций учитель истории и кубановедения ГуленкоТ.Г.
МБОУ СОШ 42 г. Краснодар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации занятий в технике «квиллинг», направленных на развитие способности к моделированию и декоративно-прикладному творчеству
Методические рекомендации по организации занятий в технике "квиллинг", направленные на развитие способностей к моделированию и декоративно-прикладному творчеству...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по сопровождению деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо сопровождению деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся...
Рекомендации по организации деятельности умственно отсталых воспитанников, направленной при деятельностном подходе на их развитие
Рекомендации воспитателям работающим с воспитанниками с умственной отсталостью...
Методические рекомендации Организация практических занятий по эколого – биологическому направлению у детей с ОВЗ
Методические рекомендации предназначены для организации практических и самостоятельных работ студентов с ограниченными возможностями здоровья. В них предложены активные методы и приёмы обучения:1.Испо...
Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"
Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, т...
Методические рекомендации проектно - исследовательской деятельности с учащимися
Методические рекомендации по подготовке с учащимися проектно-исследовательских работ. Типы ученических проектов и их особенности....
Методические рекомендации по организации учебного процесса: краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной деятельности
Данный методический материал рекомендован для использования в учебном процессе учителями, педагогами дополнительного образования, краеведами. В работе рассматривается тема к...