Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"
методическая разработка
Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, творческому, состязательному). В этом участвуют не только общеобразовательные учреждения, но и система дополнительного образования как вид образования, направленный «на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании…». Поэтому возникла необходимость в подборе, систематизации материалов по данной теме (в том числе, с учётом уже имеющегося опыта), разработке описания деятельности обучающихся под руководством педагога на каждом этапе выполнения учебно-исследовательской работы. Излагаемая информация может выступать в качестве опорных сведений по учебно-исследовательской деятельности и служить стимулом, толчком для участия педагогов и обучающихся в различных конкурсах и конференциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся | 673.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» станицы Атаманской
муниципального образования Павловский район
Методист
Кахикало Валентина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Морозова Наталья Владимировна
ст. Атаманская
2018 год
Рекомендовано к печати Методическим советом МКОУ ДО «ДДТ» ст. Атаманской
В.Н. Кахикало, Н.В. Морозова. Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности. Методические рекомендации. – Атаманская, 2018. – 18 с.
Данные методические рекомендации посвящены подготовке учебно-исследовательских работ в учреждении дополнительного образования, особенностям деятельности на каждом этапе разработки. Они помогут педагогам дополнительного образования при подготовке к конкурсам учебно-исследовательских работ обучающихся. В основу рекомендаций положен опыт по участию в муниципальных, зональных конкурсах «Первые шаги в науку», «Эврика, ЮНИОР». Данная работа может применяться в учреждениях дополнительного образования, в том числе педагогами, реализующими проблемную, проектную технологии обучения.
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………. 4
Понятие исследовательской деятельности обучающихся………………. 6
Этапы учебно-исследовательской работы……………………………….. 7
1. Выбор и формулировка темы исследования………………...... 7
2. Выдвижение предположений (гипотез)………………………… 8
3. Определение цели и задач работы……………………………… 9
4. Выбор объекта, предметы исследования………………………. 10
5. Обоснование актуальности исследования……..……………….. 10
6. Определение методов исследования……………………………. 10
7. Проведение собственно исследования (проверка гипотезы)…. 14
8. Результаты учебно-исследовательской работы……………….. 14
9. Защита учебно-исследовательской работы……………………. 14
Список рекомендуемых источников………………………………………. 17
Пояснительная записка
Окружающий нас мир меняется стремительно и для выживания в нем человеку все реже удаётся опереться на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде современному человеку всё чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в педагогической психологии, педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. Это обстоятельство вызвало к жизни принципиально новое для российского образования явление – исследовательское обучение (англоязычный аналог – explorer education). Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности [12]. Важную роль исследовательское обучение играет для участия в конкурсах проектно-исследовательской направленности.
Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, творческому, состязательному). В этом участвуют не только общеобразовательные учреждения, но и система дополнительного образования как вид образования, направленный «на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании…». Чаще в таких конкурсах участвуют ученики школ, реже – обучающиеся по дополнительным общеобразовательным программам. Педагоги дополнительного образования занимаются реализацией программ, участвуя с обучающимися, в основном, в творческих конкурсах. Поэтому возникла необходимость в подборе, систематизации материалов по данной теме (в том числе, с учётом уже имеющегося опыта), разработке описания деятельности обучающихся под руководством педагога на каждом этапе выполнения учебно-исследовательской работы. Излагаемая информация может выступать в качестве опорных сведений по учебно-исследовательской деятельности и служить стимулом, толчком для участия педагогов и обучающихся в различных конкурсах и конференциях.
Понятие исследовательской деятельности обучающихся
«Исследовать — значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи
Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении.
Исследовательская деятельность обучающихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста.
В Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008, в пункте 3 сказано, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программа должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся. И т.д.
Государственный заказ на личность обучающегося – совокупность качеств, свойств, умений, навыков и способностей, которыми должен обладать современный обучающийся в системе ДОД в соответствии с требованиями, заложенными в нормативных документах федерального уровня.
Перечень необходимых компетенций, которые должно формировать образовательное учреждение [3]:
Исходя из выше сказанного, несомненна актуальность учебно-исследовательской деятельности, в том числе в учреждениях дополнительного образования.
Независимо от направленности дополнительной общеобразовательной программы (художественная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая и т.д.) можно и нужно учить обучающихся навыкам проектной и исследовательской деятельности.
Успешность такой работы определяется сочетанием следующих факторов:
Учебно-исследовательская деятельность – это элементарная исследовательская деятельность, включенная в учебный процесс, целью которой является обучение основам научного подхода к исследованию.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, целью которой является образовательный результат, направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.
Задачами учебно-исследовательской деятельности являются:
- развитие навыков самостоятельного добывания знаний;
- овладение методами исследования;
- развитие критического мышления (эвристического, исследовательского);
- развитие общетехнических и технологических знаний и умений (навыков проектирования этапов деятельности, анализа полученной информации, применения научных знаний в процессе исследования);
- развитие исследовательской позиции (авторская, творческая позиция при выполнении исследования; потребность в поиске новой, ранее неизведанной информации);
- формирование навыков разработки, реализации и презентации обучающимися результатов индивидуальной учебно-исследовательской работы;
- развитие способности строить эффективные коммуникации для достижения результата.
Задачи дополняются и конкретизируются в положениях о проведении различных конкурсов.
Одним из условий организации проектной и исследовательской деятельности в объединении художественной направленности является наличие определённого запаса знаний, умений и навыков, на основе которых обучающиеся могут выполнять свои исследования. Поэтому кроме проектной и исследовательской деятельности большая роль отводится практической деятельности в области швейного дела - лоскутное шитье, аппликация, конструирование и моделирование одежды, вышивка лентами и т.д. При организации такой деятельности учитываются возрастные особенности обучающихся. Метод проектов может использоваться при изучении любой темы. На первых этапах обучения это проекты, исследования, связанные с историей возникновения швейных материалов, инструментов, приспособлений. Обучающиеся ищут материал по теме, используя различные источники информации, учатся взаимодействовать со взрослыми при поиске материала, проведении собственно исследования. Педагог оказывает помощь на всех этапах работы над проектом. Для развития мотивации работа над проектами может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Для среднего возраста - это исследования, связанные с историей моды, с одеждой, экологическим стилем как направлением в одежде. В зависимости от уровня полученных результатов обучающиеся имеют возможность продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности (защита проектов по итогам года, участие в конкурсах, в том числе в сети Интернет).
Этапы учебно-исследовательской работы
Учебно-исследовательская деятельность, как и всякая деятельность, нацеленная на результат, имеет свои этапы. В разных источниках можно встретить массу примеров с описанием каждого этапа. Выделим приемлемые для учреждения дополнительного образования.
1. Выбор и формулировка темы исследования.
Выбор темы – важный этап. Ему предшествует взаимодействие педагога и обучающегося – обсуждение интересов, спорных вопросов; определение малоизвестных фактов по направлению деятельности, рассмотрение аналогичных исследовательских работ, формулировка вариантов темы. Проблема – это вопрос, который необходимо решить, не имея готового заранее ответа, применяя имеющиеся знания и опыт. Правильная формулировка темы организует всю последовательность этапов работы. Окончательная тема может быть также сформулирована к концу исследования. Тема должна отражать суть исследования. При выборе темы важно учитывать многие факторы: возраст, опыт обучающегося (какое время занимается в объединении), наличие своих творческих идей, опыт в учебно-исследовательской деятельности (в том числе опыт выступлений), наличие литературы по теме, навыки работы с компьютером. По мнению многих педагогов, членов жюри конкурсов учебно-исследовательских проектов, правильный выбор темы исследования наполовину обеспечивает успешность её выполнения.
«Проблемная ситуация – это, прежде всего, познавательная ситуация, выражающаяся в невозможности объяснить имеющиеся факты в рамках существующего знания. Путь к научному открытию начинается с обнаружения проблемной ситуации, проходит через её формулировку и завершается разрешением этой ситуации» [4].
Примеры тем: «Натуральная кожа в поделках: за или против», «Средства рисования: что лучше?» и т.д.
2. Выдвижение предположений (гипотез).
«Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение, от hypó – под, внизу и thésis –- положение), то, что лежит в основе, – причина или сущность. Важно помнить, что не все гипотезы оправдываются, некоторые являются неверными. Но отрицательный результат – тоже результат.
Постановка гипотезы сопровождается изучением информации по теме исследования. Далее высказываются варианты результата. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если .... то...», так…, как…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. При этом гипотеза не должна быть очевидной. Требования к гипотезе: должна быть проверяемой, соответствовать фактам, содержать предположение, быть логически непротиворечивой.
Примеры: «предположим, что поделки из натуральной кожи люди предпочитают больше, чем из искусственной»; «при условии постоянных занятий хореографией у школьников повышаются умственные способности» и т.д.
3. Определение цели и задач работы.
Обучающийся должен ответить на вопросы: какова цель моего исследования? На какой вопрос я хочу получить ответ в результате исследования? Цель – это запланированный результат исследования; ответ на поставленный в теме вопрос. Она может видоизменяться в процессе работы. Слова, конструкции для формулировки целей: выяснить, почему…; ответить на вопрос…; определить…; изучить…; разработать… Цель может быть только одна.
Примеры целей: «изучить мнение людей разного возраста и профессий о поделках из натуральной кожи»; «определить уровень умственных способностей школьников, посещающих хореографическое объединение» и т.д.
Цель любого исследования конкретизируется в задачах. Задачи как бы отражают последовательность действий. Слова, конструкции для формулировки задач: изучить литературу по теме…; определить значение терминов…; собрать материал о…; измерить уровень…; обобщить…; выявить… . Не нужно ставить много задач. Они должны быть реально выполнимы и прослеживаться на всех этапах учебно-исследовательской деятельности. Задачи помогают в достижении цели исследования.
Примеры задач:
1. Изучить литературу по применению натуральной кожи в поделках.
2. Найти примеры использования натуральной кожи в различных изделиях прикладного искусства.
3. Провести опрос среди старших школьников, взрослых людей разного возраста и профессий по теме исследования.
4. Сравнить и проанализировать полученные результаты.
5. Сделать выводы на основе полученных данных.
4. Выбор объекта, предметы исследования.
Объект исследования – процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избрано для изучения. Предмет – конкретная часть объекта, внутри которого ведётся поиск.
Пример: объект исследования – изделия из кожи как вид декоративно-прикладного искусства. Предмет – изучение преимуществ использования натуральной кожи для поделок.
5. Обоснование актуальности исследования.
Необходимо объяснить важность изучения данной темы.
Конструкции для формулировки актуальности: «в последнее время появилось много…; «… стало неотъемлемой частью нашей жизни. Мы не задумываемся о том…; «актуальность темы объясняется тем, что…»; «в современном мире… имеет большое значение, так как…; «на сегодняшний день существует много взглядов на проблему…»; «в настоящее время ведутся споры о том, что… .
6. Определение методов исследования.
На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования. Методы – 1) это путь научного исследования или познания; 2) совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения деятельности. Учёные считают, что успешность выполнения научного исследования в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели [4].
Виды методов исследования:
Методы эмпирического уровня:
- наблюдение; - интервью;
- анкетирование; - опрос;
- собеседование; - тестирование;
- фотографирование; - счёт;
- измерение; - сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
- эксперимент; - лабораторный опыт;
- анализ; - моделирование;
- исторический; - логический;
- синтез; - индукция;
- дедукция; - гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
- изучение и обобщение; - абстрагирование;
- идеализация; - формализация;
- анализ и синтез; - индукция и дедукция;
- аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения [1] .
Математические методы:
- статистические методы;
- метод визуализации данных (функции, графики и т.п.) и др.
Методы исследования, как правило, уже определены в поставленных задачах. Приведём описание часто используемых методов.
- Изучение литературы (научно-популярной, справочников, энциклопедий) и других источников (Интернета, документальных фильмов, фотоматериала) по теме исследования. Каждый из источников по-своему является ценным и может предоставить немало информации. Следует учитывать всю полученную информацию, не вся является достоверной. При использовании информации следует делать ссылки на книги или сайты.
- Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие какого-либо явления, в результате которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, целесообразно составить план (когда, где, сколько по времени и за чем именно будет наблюдение). Результаты наблюдений необходимо фиксировать (можно в форме текста или таблицы). Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека.
- Опрос.
Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведётся в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
- Анкетирование.
Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.
Готовясь к опросу, нужно чётко формулировать вопросы, на которые предполагается получить ответы, и определить, кому их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
- Эксперимент.
Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук.
Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определённых условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм [10].
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
- в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно;
- эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях;
- достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации.
- Измерение - представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он даёт точные сведения об окружающем мире [11].
- Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что всё познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьёзный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира [11].
- Анализ текста.
Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Всё это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом учёные считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку [10].
Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.
7. Проведение собственно исследования (проверка гипотезы).
На этом этапе происходит практическое применение выбранных методов исследования (проведение экспериментов, наблюдений, сравнений и т.д.). Могут приниматься решения о расширении методов исследования, источников информации. В арсенале исследователя появляются новые данные, факты по теме исследования. Содержание этой части зависит от области, темы исследования.
8. Результаты учебно-исследовательской работы.
Проводится первичный анализ результатов. Привлекаются при необходимости дополнительные источники. Формулируются собственные выводы, рассуждения по изученным источникам, проведённым опросам, анализам, полученным данным в таблицах, диаграммах. Определяется, достоверность гипотезы. Описываются перспективы дальнейшей работы, что дала работа самому исследователю («понял…, узнал…, научился…).
9. Защита учебно-исследовательской работы.
Наиболее распространённой в современном научном мире является стендовая форма презентации работ. Она даёт возможность авторам представить результаты своей работы. Оформление стенда – важное искусство. На разных конкурсах, конференциях приняты определённые требования к содержанию стендов. Стенд предназначен для того, чтобы кратко и наглядно ознакомить конкурсную комиссию и участников с содержанием работы и достигнутыми результатами. Важны информативность, убедительность и качество иллюстративного материала (графиков, рисунков, таблиц, фотографий и т.д.).
В настоящее время принято по каждой работе делать её представление в виде компьютерной презентации. Она может дополнять стендовое представление или использоваться в устном докладе. К презентациям имеются различные варианты требований для эстетичности, информативности, удобства восприятия. Часто об этом прописывается в положениях к конкурсам.
Переходя от этапа к этапу обучающийся учится:
- находить/видеть проблему;
- формулировать, задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- намечать план реализации и проверки гипотезы;
- оперировать понятиями по теме исследования;
- графически представлять полученные результаты (таблицы, графики, диаграммы);
- разрабатывать материал для проведения исследования (анкеты, вопросы к беседе);
- наблюдать явления и факты;
- делать выводы, умозаключения, анализировать;
- структурировать материал;
- доказывать свои идеи, аргументировать свою точку зрения;
- работать с различными видами информации.
Основные критерии оценки исследовательских работ:
- актуальность и новизна выбранной темы;
- соответствие заявленной темы и содержания работы;
- соответствие цели, задач и результатов работы;
- степень знакомства автора с литературой по теме;
- количество, актуальность и достоверность источников, использованных при подготовке работы;
- целесообразность выбранных методов, приёмов и подходов к решению поставленных задач;
- объём практической (непосредственно исследовательской) части работы;
- умение анализировать полученные результаты;
- сформированность и аргументированность собственного мнения;
- язык изложения;
- уровень владения терминологией;
- грамотность оформления работы;
- качество подготовки речи и презентации для защиты исследования;
- умение отвечать на вопросы по теме исследования, вести дискуссию [6].
Пример исследовательской работы «Поделки из кожи в условиях современного развития общества: за или против?»
Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить целесообразность использования кожи как природного материала для поделок в условиях современного развития общества.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить исторические сведения о коже как природном материале.
2. Изучить приёмы работы с кожей.
3. Собрать информацию о разнообразии искусственных материалов для творчества, в том числе сведения о кожзаменителе.
4. Провести анкетирование ровесников и опрос в виде беседы с педагогами МБОУ ДО «Дом творчества ст. Атаманской» МО Павловский район по теме исследования и проанализировать полученные результаты.
В качестве методов исследования выбраны теоретический (анализ), эмпирический (анкетирование, опрос) и статистический. На основе анализа полученных данных удалось определить мнение обучающихся и педагогов по теме исследования, которые зависят от разного возраста респондентов, жизненного опыта, мировоззрением, уровня образования.
Анализ полученных результатов.
Для того, чтобы определить целесообразность использования кожи как природного материала для поделок в условиях современного развития общества, мы решили провести опрос среди обучающихся творческого объединения «Волшебная игла» и педагогов МБОУ ДО «Дом творчества ст. Атаманской» МО Павловский район. Он проводился посредством анкетирования для обучающихся и беседы – для педагогов. В опросе приняли участие 10 обучающихся и 7 педагогов.
Респондентам-обучающимся было предложено поучаствовать в анкетировании, разработанном по изучаемой теме. Вопросы анкеты приведены в приложении 10.
Респондентам-педагогам были заданы вопросы, приведённые в приложении 11.
Вопросы предусматривают знание респондентов о видах рукоделия и личное отношение к натуральным и искусственным материалам.
Результаты анкетирования обучающихся показали интересные результаты. Они представлены в приложении 12. Анализ полученных результатов.
Для того, чтобы определить целесообразность использования кожи как природного материала для поделок в условиях современного развития общества, мы решили провести опрос среди обучающихся творческого объединения «Волшебная игла» и педагогов МБОУ ДО «Дом творчества ст. Атаманской» МО Павловский район. Он проводился посредством анкетирования для обучающихся и беседы – для педагогов. В опросе приняли участие 10 обучающихся и 7 педагогов.
Респондентам-обучающимся было предложено поучаствовать в анкетировании, разработанном по изучаемой теме. Вопросы анкеты приведены в приложении 10.
Респондентам-педагогам были заданы вопросы, приведённые в приложении 11.
Вопросы предусматривают знание респондентов о видах рукоделия и личное отношение к натуральным и искусственным материалам.
Результаты анкетирования обучающихся показали интересные результаты. Они представлены в приложении 12.
Учитывая данные, полученные в ходе опроса, делаем вывод о том, что использование кожи как природного материала для поделок, по мнению большинства обучающихся нецелесообразно, но объяснить причину смогли немногие.
Ответы педагогов убеждают в преимуществах натуральной кожи. К этому мнению пришли все респонденты.
Заключение
В ходе проведённого исследования мы достигли цели и выяснили, что обучающиеся и педагоги имеют разные мнения по поводу целесообразности использования кожи как природного материала для поделок в условиях современного развития общества: большинство обучающихся - против, все педагоги – за.
Способствовали достижению цели исследования поставленные задачи, которые были направлены на изучение исторических данных о коже, приёмов работы с кожей, разнообразия современных искусственных материалов, включая сведения о кожзаменителе, а также проведение опроса среди обучающихся и педагогов МБОУ ДО «Дом творчества ст. Атаманской» МО Павловский район.
На основании вышеизложенного логично предположить, что высказанные мнения связаны с разным возрастом респондентов, жизненным опытом, мировоззрением, уровнем образования.
Перспективы дальнейшего исследования этой темы мы видим в расширении контингента респондентов: опросить людей разных возрастов, профессий, взглядов.
В проектной и исследовательской деятельности у обучающихся развиваются важнейшие умения и навыки.
Проектная деятельность:
1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения задачи?»
2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы.
3. Оценочные умения.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, навыки делового общения.
5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
6. Коммуникативные умения: вступать в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.
7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; артистические умения; использование различных средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Исследовательская деятельность:
1. Умение видеть проблемы (проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения).
2. Выдвигать гипотезы (гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений).
3. Задавать вопросы (вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы).
4. Давать определение понятиям.
5. Проводить наблюдения и эксперименты (эксперимент – это важнейший из методов исследования).
6. Делать выводы и умозаключения.
7. Классифицировать материалы.
8. Работа с текстом.
9. Доказывать и защищать свои идеи [13].
Примеры упражнений
для развития проектно-исследовательских навыков у обучающихся
Упражнение «Другими глазами»
«Ежедневно каждая семья выбрасывает в мусор полиэтиленовые пакеты, фантики от конфет, пробки от бутылок…»
Взгляните на эту ситуацию с разных точек зрения. Что сказали бы по этому поводу эколог, местный житель, ребёнок, модельер одежды?
Упражнение «Создай шедевр»
Предлагается набор из фантиков, дисков, веточек дерева, газет, кусочков ткани и т.д. Из этих материалов необходимо создать эскиз либо изделие. Аргументировать применение и сочетание материалов в изделии.
Упражнение «Представьте себе…»
Представьте, что они выбрали некоторую область, в которой хотели бы выполнить творческую работу. Например: «Платье: от истории к современности», «Эко-стиль и мода», «История напёрстка» и т.д.
Составьте план выполнения работы по плану:
1) Название
2) Цель
3) Задачи
4) Методы
5) Характер собственных данных
6) Результат
7) Вывод
Упражнение «Придумай название»
Вы получили интересные результаты в итоге исследования по преимуществу применения натуральной и искусственной кожи в изделиях. Придумайте название для статьи, в которой будут опубликованы результаты для: 1) журнала «Экология», 2) журнала «Burda», 3) газеты «Аргументы и факты».
Упражнение «10-ка»
Даны темы, в рамках которых может быть сформулирован проблемный вопрос для выполнения исследования. Составьте по каждой теме 10 проблемных вопросов.
- Законодатели моды в XIX – XXI веках.
- Экология и мода?!
- Платье и аксессуары.
- Жизнь ленточек в разные истерические периоды.
Упражнение «Изобрази схематически»
Приведены данные по результатам опросов/анкетирования, исследования. Составьте по имеющимся данным картотеку (таблицу, диаграмму, гистограмму, матрицу, иллюстрацию).
Упражнение «Стендовая защита»
Обучающиеся выбирают одну из своих готовых работ (платье, игрушка, картина, ваза и т.д.) и подготавливают в течение определённого промежутка времени проект защиты работы. На стенде (ватмане) представляется информация: сведения об авторе; текст, содержащий основную информацию о проделанном исследовании, проекте; иллюстративный материал (графики, таблицы, рисунки, фотографии); дополнительная информация (по желанию).
Итак, для участия в научно-исследовательской деятельности требуется серьёзная подготовка со стороны педагога, который должен владеть соответствующими знаниями в этой области. Кроме того, важно умение выявить обучающихся, обладающих самостоятельностью и оригинальностью мышления, мотивировать их к такой деятельности. Приведённые рекомендации являются примерными. При проведении конкурсов, как правило, прописываются рекомендации по структуре, подготовке, защите работы, а также критерии оценки. Данный материал предлагается в качестве ориентира при организации научно-исследовательской деятельности с обучающимися.
Упражнение «Кластер»
Может проводиться на любом этапе занятия. Оформляется, как правило, в виде грозди или модели планеты со спутниками.
Группе обучающихся предлагается составить кластер при изучении особенностей проектно-исследовательской деятельности. В центре (на доске, ватмане) располагается основное понятие, по сторонам – крупные смысловые единицы. Это могут быть словосочетания, ассоциации, образы, касающиеся темы. Вокруг них могут находиться менее значимые единицы, дополняющие понятие и расширяющие логические связи.
В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Обучающиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи.
Упражнение «Задай вопрос»
Педагог демонстрирует какой-либо предмет и предлагает обучающимся задать как можно больше вопросов по отношению к этому предмету.
Например, напёрсток. Вопросы: когда впервые он появился, кто им сначала пользовался, кто придумал, как часто человек пользуется этим предметом, часто ли пользуются люди дома напёрстком (разного возраста, профессий), чем можно заменить напёрсток в будущем и т.д.
Список рекомендуемых источников
1. Андрейчук Н.В. Методы исследования. [Электронный документ] Режим доступа: http://obuchonok.ru/metody.
2. Баженова К.А., Аронов А.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников. Учебно-методическое пособие/ Под ред. А.С. Обухова. – М., 2016. [Электронный документ] Режим доступа: http://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/12f/bazenova_verstka_to_ print.pdf.
3. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей: государственный заказ как отражение государственной образовательной политики. [Электронный документ] Режим доступа: file:///I:/2016-2017/Разное/Буйлова%20Гос.политика+гос.заказ %2027. 02.pdf.
4. Захарюта Н.В. Методология научной студенческой работы по психологии. Спецкурс: Методическое пособие. – 2-е изд. – Армавир, 2000.
5. Котина С.В. Проблемная ситуация как аспект научного творчества. Природа научного открытия. – М.: Наука, 1986. – С. 183–191.
6. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014.
7. Положение о программах дополнительного образования детей с элементами проектно-исследовательской деятельности, реализуемых в Московском городском дворце детского (юношеского) творчесва / Разработчики: Н.А. Баднина, А.В. Леонтович, Н.П. Харитонов. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009.
8. Проектная и учебно-исследовательская деятельность в образовательных организациях дополнительного образования: методические рекомендации / И.Д. Лушников, Е.Ю. Ногтева; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2013. [Электронный документ] Режим доступа: http://viro.edu.ru/attachments/article/2495/Projektnaja_dejatel'nost'.pdf.
9. Савенков А.И. Готовим ребёнка к школе. Учим учиться самостоятельно. – Ярославль: Академия развития, 2008.
10. Сачава О.С. Методы исследования. [Электронный документ] Режим доступа: http://temagenerator.ru/metody-issledovaniya.
12. https://studme.org/88954/pedagogika/psihologicheskie_osnovy_issle dovatelskogo_obucheniya.
13. https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1196.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. ...
Рабочая программа Дополнительного образования по информатике и ИКТ художественной направленности «Основы Photoshop»
Рабочая программа Дополнительного образования по информатике и ИКТ художественной направленности «Основы Photoshop»....
Аннотация к Рабочей программе Дополнительного образования по информатике и ИКТ художественной направленности «Основы Photoshop»
Аннотация к Рабочей программе Дополнительного образования по информатике и ИКТ художественной направленности «Основы Photoshop»....
Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности. Методические рекомендации
Данные методические рекомендации посвящены подготовке учебно-исследовательских работ в учреждении дополнительного образования, особенностям деятельности на каждом этапе разработки....
Творческий проект как практическая форма реализации художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования.
Творческий проект как практическая форма реализации художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования.Творческий проект «Пальчиковый театр (по мотивам сказки Корнея Чук...
"Ватная сказка" Марафон передовых практик по направлениям деятельности в системе дополнительного образования детей Смоленской области «Путешествие в мир творчества» (художественная направленность).
Ватная игрушка изначально появилась как украшение на Рождественскую елку. Возникла эта традиция в Средние века у германских народов. В России ватная игрушка появилась во второй п...