Поурочное планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга
календарно-тематическое планирование по краеведению (7 класс) по теме

Подрядчикова Светлана Владимировна

Поурочное планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИСПб-7 (Ермолаева)45.53 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга»  7 класс. 2013-2014 учебный год.

                                                                                                                                                                 Учитель: Подрядчикова С.В.

Тема урока

Кол час

Тип урока

Элементы содержания,

 деятельность учащихся

Планируемые результаты

Д/з

Да та

Предметные

Метапредметные

Личностные

ВВЕДЕНИЕ - 2 часа

1-2

ВВЕДЕНИЕ

2

Обобщения и система-тизации знаний

Вводный урок. Повторение материала предыдущих лет. Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».

Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.

Процесс формирования природного ландшафта нашего края. Освоение Человеком территории нашего края в древности.

Продолжить формиро-вание устойчивого поз-навательного интереса к городу. Выявление уни-кального петербургского наследия, связи сегод-няшнего  Санкт-Петер-бурга   с прошлым. Определение перспектив дальнейшего развития города.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

Формирование стремления в реализации своих знаний и умений.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Стр. 4 -8.

Раздел 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА (с древнейших времен до 1703 года) – 10 часов

3

Вводный урок: Наш край с древнейших времен до начала XVIII в.

1

Ознакомления с новым материалом

Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.  

Углубление и расшире-ние знаний:

- об этапах формирова-ния природно-культур-ного и культурного наследия Санкт-Петербурга;

- о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрыва-ющих одну из граней петербургского насле-дия: истории, экономики, образования, науки;

- о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенно-стях  этики поведения горожанина.

Формирование пред-ставлений о ценности (значимости) объектов городской среды.

Формирование элемен-тарных умений, необ-ходимых в учебной и повседневной жизни:

- умение ориентиро-ваться по карте города;

- умение ориентирова-ться в реальном город-ском пространстве;

- воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации.

Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  программе.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петер-бурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памят-никами наследия.

Использовать средства информационных тех-нологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов.

Владеть навыками коллективной деятель-ности в    процессе совместной творческой работы в команде   одноклассников под руководством учителя.

Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведчес-ких знаний (учебник, справочник, краеведче-ская литература)

Умение работать с тек-стом,выделять главную мысль в тексте, состав-лять план, отвечать на познавательные зада-ния, поставленные к тексту; готовить сооб-щения; работать над ученическим рефера-том, с наглядным материалом.

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое  проявляется в:

- словесном выражении собственного впечатления от объекта;

- в форме и содержании выполненного  по желанию творческого задания;

- в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Выполнение правил поведения горожанина.

Применение знаний в учебной и повседневной ситуации.

Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах.

Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Стр. 10-11

4

Из глубины веков…

1

Комбини-рованный

Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена.  Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.

§1

5

Древняя Ладога (VIII –XIII вв.)

1

Комбини-рованный

Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги,  их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.

§2.

6

В составе Господина Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)

1

Комбини-рованный

Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге. Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек.  Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.

§3

7

В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)

1

Комбини-рованный

Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси. Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).

Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края. События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор. 

§4.

8-9

По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)

2

Комбини-рованный

Жизнь крестьян в восточной части края.

Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт. Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский)  монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.

§5-6.

10-11

Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)

2

Комбини-рованный

Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.  Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта.  Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей. Село Спасское и жизнь его обитателей. Переселенцы на невские берега из Финляндии.

§7-8.

12

Повторительно-обобщающий урок

1

Обобщения и системати  тизации   знаний

Обсуждение изученного материала.

Дидактическая игра. Тестовые задания

Стр57, 215218.

РАЗДЕЛ 2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1703-1801 гг.) – 23 часа

Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703–1725гг.) - 7 часов

13

«Назло надменному соседу…»

1

Комбини-рованный

История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы.  Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот,Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, нев-ские берега. Памятники, напоминающие об оборонитель-ной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской кре-пости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова, гравюра Ростовцева).  

Углубление и расши-рение знаний:

- об этапах формиро-вания природно-куль-турного и культурно-го наследия Санкт-Петербурга;

- о конкретных памят-никах и традициях разных эпох, раскрыва-ющих одну из граней петербургского насле-дия: истории, экономи-ки, образования, науки;

- о знаменитых и рядо-вых создателях петер-бургского наследия – представителях раз-личных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от со-временных; о путях преодоления этих проблем; об особенно-стях этики поведения горожанина.

Формирование пред-ставлений о ценности (значимости) объек-тов городской среды.

Формирование эле-ментарных умений, необходимых в учеб-ной и повседневной жизни:

- умение ориентиро-ваться по карте горо-да;

- умение ориентиро-ваться в реальном городском простран-стве;

- воспринимать раз-нообразные памятни-ки культурного насле-дия как многоплано-вые источники информации.

Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  программе.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

Использовать средства ИТ для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнит. материала, выполне-ние творческих про-ектов.

Владеть навыками коллективной деяте-льности в    процессе совместной творческой работы в команде   одноклассников под руководством учителя.

Овладеть умением добывать информа-цию из разнообраз-ных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краевед.  литература)

Умение работать с текстом, выделять главную мысль. тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом.

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое  проявляется в:

- словесном выражении собственного впечатления от объекта;

- в форме и содержании выполненного  по желанию творческого задания;

- в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Выполнение правил поведения горожанина.

Применение знаний в учебной и повседневной ситуации.

Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах.

Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Стр. 58-59,

§ 9.

14

«Вырос город…»

1

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники и традиции, напоминающие о значении Петербурга как торгового, промышленного центра России  

§10

15

Санкт-Петербург – новая столица России

1

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий.  Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.

§11.

16

Новый для России город

1

Комбини-рованный

Санкт-Петербург - новый для России город. Карта горо-да в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при стро-ительстве Санкт-Петербурга.  Облик Санкт-Петербурга по гравюрам.  (*Отбор гравюр по усм. учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усм. учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).

§12

17

Санкт-Петербург – город светской  культуры

1

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры  – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полот-на в Русском музее, Меншиковском дворце.  (* Отбор материала по усм. учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.

§13

18

Жизнь первых петербуржцев  

1

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – место жительства. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (*Отбор материала по усм учителя: экспози-ции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости) Городские празднич-ные традиции.  Отношение петербуржцев к городу.

§14

Творч. задани е

19

Повторительно-обобщающий урок

1

Обобщения систематиза-ции знаний

Обсуждение изученного материала. Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей. Защита творческих работ. Тестовые задания.

Стр102, 219224

Тема 2. Санкт-Петербург после Петра 1 (до 1801 гг.) – 15 часов

20

Новой столице быть!

1

Комбини-рованный

Характеристика исторического периода. Санкт-Петербург–«арена и зеркало» истории. Смена импе-раторов на российском престоле; события в связи с этим в Петербурге.  Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени (Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).  Источники.

Углубление и расширение знаний: - об этапах форми-рования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга;

- о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки;

- о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных;             о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина.

Формирование пред-ставлений о ценности (значимости) объек-тов городской среды.

Формирование эле-ментарных умений, необходимых в учеб-ной и повседневной жизни:

- умение ориентиро-ваться по карте города;

- умение ориентиро-ваться в реальном городском пространстве;

- воспринимать разнообразные памятники культур-ного наследия как многоплановые источники информации.

Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  программе.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петер-бурга; называть важней-шие для каждого пери-ода исторические собы-тия, соотносить их  с памятниками наследия.

Использовать сред-ства ИТ для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска до-полнительного мате-риала, выполнение творческих проектов.

Владеть навыками коллективной деятель-ности в    процессе совместной творческой работы в команде   одноклассников под руководством учителя.

Овладеть умением добывать информа-цию из разнообраз-ных источников крае-ведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая лит-ра)

Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставлен-ные к тексту; гото-вить сообщения; работать над учении-ческим рефератом, с наглядным материа-лом.

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое  проявляется в:

- словесном выражении собственного впечатления от объекта;

- в форме и содержании выполненного  по желанию творческого задания;

- в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Выполнение правил поведения горожанина.

Применение знаний в учебной и повседневной ситуации.

Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах.

Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

§15

21-22

Наследие причудливого века.  

2

Комбини-рованный

Санкт-Петербург в посл. четв. XVIII в.–дворянская сто-лица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян».

§16-17

23

Во главе россий-ского образова-ния, просвещения, науки...

1

Комбини-рованный

Первая в России АН: здания, ученые и их деятельность. (А.Нартов, Л.Эйлер, И. Шумахер, Ж.Делиль, М Ломо-носов, В.Тредиаковский, С.Крашенинников, И.Лепешин-ский, С. Гмелин и др.). Президент академий Е.  Дашкова

§18

24

Рядовые жители Петербурга

1

Комбини-рованный

Карта и облик города. Карты города конца XVIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом бере-гу, «невский трезубец». План П.Еропкина и его реализа-ция. Градостроительный план А. Квасова и его реализа-ция. Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, запискам иностранцев. Облик строящегося города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, запискам иностранцев.

§19

25

Столичный город при Екатерине II

1

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец. Памятники времени императрицы и придворных (императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрми-тажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).  

§20

26

Императорский двор – законодатель моды в России

1

Комбини-рованный

Императорский двор: быт, нравы придворных вт. четв. XVIII в. Памятные места императриц и императорско-го двора (церкви св.Симеона и Анны, топонимы:Коню-шенные улицы, площадь; дворцы Аничков, Шувалов-ский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).

§21

27

Санкт-Петербург – центр просвещения

1

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (кадетские корпуса, Смольный институт). Академия ху-дожеств. Воспитательный дом. Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле». Первая в России Акаде-мия наук: здания, ученые и их деятельность. (*Отбор материала по усм. учителя с учетом межпредметных связей:  А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль,  М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е.  Дашкова.

§22

28

«Три знатнейших искусства» в Санкт-Петербурге

1

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице (гастроли иностран-ных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра;  театр во времена Екатери-ны II).  

Развитие живописи, скульптуры в столице: петербург-ские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (Ф. Шубин, В. Боровиковский, А. Лосенко, или другие).  Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов,  или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.  

§23

29

Повседневная культура петербуржцев

1

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы город-ской жизни, городское хозяйство. (освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольст-венные рынки, первая больница, Главпочтампт и др.). Особенности быта разных слоев населения (различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице.

§24-25

3031

Санкт-Петер-бург времен Павла I

2

Комбини-рованный

Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора.

§26-27

32-33

Санкт-Петербургская губерния

2

Комбини-рованный

Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения в жизни края вследствие появления нового города(строитель-ство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб).  Императорские загородные рези-денции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.  

§28-29

Творч. зад.

34

Повторительно-обобщающий урок

1

Обобщения и систематиза-ции знаний

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей.

Представление и защита творческих заданий.

210, 225236


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК Тематическое планирование по Истории и культуры Санкт-Петербурга 5 класс.

Данное календарно-тематическое планирование составленно к учебнику  Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Пе...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...