Поурочное планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга
календарно-тематическое планирование по краеведению (7 класс) по теме
Поурочное планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИСПб-7 (Ермолаева) | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга» 7 класс. 2013-2014 учебный год.
Учитель: Подрядчикова С.В.
№ | Тема урока | Кол час | Тип урока | Элементы содержания, деятельность учащихся | Планируемые результаты | Д/з | Да та | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
ВВЕДЕНИЕ - 2 часа | |||||||||
1-2 | ВВЕДЕНИЕ | 2 | Обобщения и система-тизации знаний | Вводный урок. Повторение материала предыдущих лет. Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение». Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города. Процесс формирования природного ландшафта нашего края. Освоение Человеком территории нашего края в древности. | Продолжить формиро-вание устойчивого поз-навательного интереса к городу. Выявление уни-кального петербургского наследия, связи сегод-няшнего Санкт-Петер-бурга с прошлым. Определение перспектив дальнейшего развития города. | Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. | Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | Стр. 4 -8. | |
Раздел 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА (с древнейших времен до 1703 года) – 10 часов | |||||||||
3 | Вводный урок: Наш край с древнейших времен до начала XVIII в. | 1 | Ознакомления с новым материалом | Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга. | Углубление и расшире-ние знаний: - об этапах формирова-ния природно-культур-ного и культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрыва-ющих одну из граней петербургского насле-дия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенно-стях этики поведения горожанина. Формирование пред-ставлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элемен-тарных умений, необ-ходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентиро-ваться по карте города; - умение ориентирова-ться в реальном город-ском пространстве; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. | Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петер-бурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их с памят-никами наследия. Использовать средства информационных тех-нологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятель-ности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведчес-ких знаний (учебник, справочник, краеведче-ская литература) Умение работать с тек-стом,выделять главную мысль в тексте, состав-лять план, отвечать на познавательные зада-ния, поставленные к тексту; готовить сооб-щения; работать над ученическим рефера-том, с наглядным материалом. | Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | Стр. 10-11 | |
4 | Из глубины веков… | 1 | Комбини-рованный | Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края. | §1 | ||||
5 | Древняя Ладога (VIII –XIII вв.) | 1 | Комбини-рованный | Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге. | §2. | ||||
6 | В составе Господина Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.) | 1 | Комбини-рованный | Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге. Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы. | §3 | ||||
7 | В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.) | 1 | Комбини-рованный | Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси. Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка). Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края. События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор. | §4. | ||||
8-9 | По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.) | 2 | Комбини-рованный | Жизнь крестьян в восточной части края. Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт. Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города. | §5-6. | ||||
10-11 | Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.) | 2 | Комбини-рованный | Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы. Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей. Село Спасское и жизнь его обитателей. Переселенцы на невские берега из Финляндии. | §7-8. | ||||
12 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Обобщения и системати тизации знаний | Обсуждение изученного материала. Дидактическая игра. Тестовые задания | Стр57, 215218. | ||||
РАЗДЕЛ 2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1703-1801 гг.) – 23 часа | |||||||||
Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703–1725гг.) - 7 часов | |||||||||
13 | «Назло надменному соседу…» | 1 | Комбини-рованный | История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот,Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, нев-ские берега. Памятники, напоминающие об оборонитель-ной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской кре-пости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова, гравюра Ростовцева). | Углубление и расши-рение знаний: - об этапах формиро-вания природно-куль-турного и культурно-го наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памят-никах и традициях разных эпох, раскрыва-ющих одну из граней петербургского насле-дия: истории, экономи-ки, образования, науки; - о знаменитых и рядо-вых создателях петер-бургского наследия – представителях раз-личных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от со-временных; о путях преодоления этих проблем; об особенно-стях этики поведения горожанина. Формирование пред-ставлений о ценности (значимости) объек-тов городской среды. Формирование эле-ментарных умений, необходимых в учеб-ной и повседневной жизни: - умение ориентиро-ваться по карте горо-да; - умение ориентиро-ваться в реальном городском простран-стве; - воспринимать раз-нообразные памятни-ки культурного насле-дия как многоплано-вые источники информации. | Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Использовать средства ИТ для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнит. материала, выполне-ние творческих про-ектов. Владеть навыками коллективной деяте-льности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информа-цию из разнообраз-ных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краевед. литература) Умение работать с текстом, выделять главную мысль. тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. | Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | Стр. 58-59, § 9. | |
14 | «Вырос город…» | 1 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники и традиции, напоминающие о значении Петербурга как торгового, промышленного центра России | §10 | ||||
15 | Санкт-Петербург – новая столица России | 1 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России. | §11. | ||||
16 | Новый для России город | 1 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург - новый для России город. Карта горо-да в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при стро-ительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. (*Отбор гравюр по усм. учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усм. учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера). | §12 | ||||
17 | Санкт-Петербург – город светской культуры | 1 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полот-на в Русском музее, Меншиковском дворце. (* Отбор материала по усм. учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе. | §13 | ||||
18 | Жизнь первых петербуржцев | 1 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – место жительства. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (*Отбор материала по усм учителя: экспози-ции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости) Городские празднич-ные традиции. Отношение петербуржцев к городу. | §14 Творч. задани е | ||||
19 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Обобщения систематиза-ции знаний | Обсуждение изученного материала. Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей. Защита творческих работ. Тестовые задания. | Стр102, 219224 | ||||
Тема 2. Санкт-Петербург после Петра 1 (до 1801 гг.) – 15 часов | |||||||||
20 | Новой столице быть! | 1 | Комбини-рованный | Характеристика исторического периода. Санкт-Петербург–«арена и зеркало» истории. Смена импе-раторов на российском престоле; события в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени (Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову). Источники. | Углубление и расширение знаний: - об этапах форми-рования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина. Формирование пред-ставлений о ценности (значимости) объек-тов городской среды. Формирование эле-ментарных умений, необходимых в учеб-ной и повседневной жизни: - умение ориентиро-ваться по карте города; - умение ориентиро-ваться в реальном городском пространстве; - воспринимать разнообразные памятники культур-ного наследия как многоплановые источники информации. | Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петер-бурга; называть важней-шие для каждого пери-ода исторические собы-тия, соотносить их с памятниками наследия. Использовать сред-ства ИТ для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска до-полнительного мате-риала, выполнение творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятель-ности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информа-цию из разнообраз-ных источников крае-ведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая лит-ра) Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставлен-ные к тексту; гото-вить сообщения; работать над учении-ческим рефератом, с наглядным материа-лом. | Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | §15 | |
21-22 | Наследие причудливого века. | 2 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург в посл. четв. XVIII в.–дворянская сто-лица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». | §16-17 | ||||
23 | Во главе россий-ского образова-ния, просвещения, науки... | 1 | Комбини-рованный | Первая в России АН: здания, ученые и их деятельность. (А.Нартов, Л.Эйлер, И. Шумахер, Ж.Делиль, М Ломо-носов, В.Тредиаковский, С.Крашенинников, И.Лепешин-ский, С. Гмелин и др.). Президент академий Е. Дашкова | §18 | ||||
24 | Рядовые жители Петербурга | 1 | Комбини-рованный | Карта и облик города. Карты города конца XVIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом бере-гу, «невский трезубец». План П.Еропкина и его реализа-ция. Градостроительный план А. Квасова и его реализа-ция. Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, запискам иностранцев. Облик строящегося города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, запискам иностранцев. | §19 | ||||
25 | Столичный город при Екатерине II | 1 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец. Памятники времени императрицы и придворных (императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрми-тажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой). | §20 | ||||
26 | Императорский двор – законодатель моды в России | 1 | Комбини-рованный | Императорский двор: быт, нравы придворных вт. четв. XVIII в. Памятные места императриц и императорско-го двора (церкви св.Симеона и Анны, топонимы:Коню-шенные улицы, площадь; дворцы Аничков, Шувалов-ский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор). | §21 | ||||
27 | Санкт-Петербург – центр просвещения | 1 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (кадетские корпуса, Смольный институт). Академия ху-дожеств. Воспитательный дом. Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле». Первая в России Акаде-мия наук: здания, ученые и их деятельность. (*Отбор материала по усм. учителя с учетом межпредметных связей: А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова. | §22 | ||||
28 | «Три знатнейших искусства» в Санкт-Петербурге | 1 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице (гастроли иностран-ных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра; театр во времена Екатери-ны II). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербург-ские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (Ф. Шубин, В. Боровиковский, А. Лосенко, или другие). Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов, или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга. | §23 | ||||
29 | Повседневная культура петербуржцев | 1 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы город-ской жизни, городское хозяйство. (освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольст-венные рынки, первая больница, Главпочтампт и др.). Особенности быта разных слоев населения (различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. | §24-25 | ||||
3031 | Санкт-Петер-бург времен Павла I | 2 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора. | §26-27 | ||||
32-33 | Санкт-Петербургская губерния | 2 | Комбини-рованный | Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения в жизни края вследствие появления нового города(строитель-ство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб). Императорские загородные рези-денции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина. | §28-29 Творч. зад. | ||||
34 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Обобщения и систематиза-ции знаний | Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей. Представление и защита творческих заданий. | 210, 225236 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК Тематическое планирование по Истории и культуры Санкт-Петербурга 5 класс.
Данное календарно-тематическое планирование составленно к учебнику Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Пе...
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"
Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...