Календарно -тематическое планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга
календарно-тематическое планирование по краеведению (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
9 класс
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Раздел 3. ПЕТРОГРАД – ЛЕНИНГРАД – ГОРОД СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ (1917-1991 гг.) - 24 часа
Петроград – Ленинград: 1917— 1941 гг.
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний
Петроград – Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Октябрьские события 1917 г. в Петрограде; памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках (Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие.) 1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса. Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда – Ленинграда: гражданская война, военный коммунизм, НЭП, первые пятилетки. 1924 г. – переименование Петрограда в Ленинград. 1934 г. – убийство С. Кирова; репрессии; памятники и памятные места, напоминающие об этих событиях (памятник С. Кирову, камень-памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город».
Топография и облик города. Границы города, центр, новые кварталы социалистического Ленинграда, городские доминанты в них: Дом Ленсовета, Дворцы культуры. Градостроительный план Ленинграда и его реализация. Облик новых площадей, улиц, набережных, мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам.
Петроград – Ленинград – экономический центр СССР. Национализация промышленных предприятий, банков, торговли. Ленинградская промышленность к 1940 г. Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Государственная и кооперативная торговля в Ленинграде.
Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Система образования: воспитание нового человека в разных типах образовательных заведений (школа 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20 – 30-х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично-заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев (Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи) Дом книги – место работы ленинградских издательств. Перемещение Академии наук в Москву и последствия этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, рассказывающие об их деятельности (И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). Дом ученых в бывшем великокняжеском дворце Владимира Александровича и его деятельность.
Ленинград – центр художественной культуры. Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (М. Зощенко, А. Ахматова, О. Мандельштам, К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой и другие). Ленинградские театры, их репертуар и актеры, зрители (дореволюционные и новые театры – ТЮЗ, Театр им. Ленинского комсомола, Театр сатиры; режиссер Н. Акимов, актер Н. Симонов, балерины Г. Уланова, А. Ваганова и другие). Ленинград – центр музыкальной культуры (центры классической музыки; композиторы С. Прокофьев, Е. Мравинский; концертные площадки, музыкальный репертуар радио; композитор И. Дунаевский и другие). Памятные места, связанные с развитием киноискусства, деятельностью кинорежиссеров, киноактеров (студии «Ленфильм», «Леннаучфильм»; первый кинотеатр звукового кино «Баррикада»; фильм «Чапаев», снятый на «Ленфильме»; режиссер И. Хейфиц, актер Н. Черкасов и другие.) Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве (П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский, М. Манизер и другие). Особенности ленинградской архитектуры, ленинградские архитекторы (Зазерский, Л. Ильин, И. Фомин, Н. Троцкий или другие).
Петроград – Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения: причины и последствия этих изменений. Условия жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское хозяйство (городские тепловые электростанции; водопроводные и канализационные сети; бесплатное медицинское обслуживание; фабрики-кухни, прачечные; детские очаги; светофоры, громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт – трамваи, автобусы, троллейбусы и другое). Быт различных слоев ленинградцев (коммунальная квартира, отдельная квартира советского или партийного работника). Поведение новых горожан.
Образ города в художественной литературе, музыке.
Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям (мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (К. Ворошилов, Г. Жуков, М. Хозин, Л. Говоров). Герои – защитники Ленинграда. (Отбор материала с использованием памятников, топонимов района, семейных архивов).
Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей (8 сентября 1941 г.; 18 января 1943 г.; 27 января 1944 г.). Условия жизни и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы (О. Берггольц, М. Дудин, Д. Шостакович, К. Элиасберг, А. Пахомов, Н. Янет и другие.) «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.
Образ блокадного Ленинграда в литературе, живописи, музыке, кино.
«Великий город с областной судьбой…»Наследие Ленинграда (1945-1991 гг.)
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний
Карта и облик города. Рост территории города с 1945 по 1991 г.: границы города, центр, «спальные» районы, городские доминанты (телебашня, многоэтажные дома в спальных районах, многоэтажные общественные здания), насыпной район, пригороды). Облик центра и «спальных» районов по фотографиям и сохранившимся объектам.
Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. (Отбор материала с учетом межпредметных связей с историей России, воспоминаний родственников школьников: послевоенное восстановление города, «оттепель», «застой», «перестройка»). Городские события (открытие ленинградского метрополитена, спуск атомохода «Ленин»; принятие генерального плана развития Ленинграда; празднование 250-летия города; награждение Ленинграда орденами или другие).
Ленинград – крупный экономический центр. Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти. Особенности ленинградской промышленности Ленинграда (мощный военно-промышленный комплекс; научно-технический прогресс; предприятия традиционных отраслей промышленности города и их продукция; новые научно-производственные объединения – институт Крылова, объединения «Ленинец», «Алмаз» и другие). Предприятия легкой промышленности, ассортимент и качество их изделий, дефицит товаров первой необходимости (фабрики «Красное знамя», им. Тельмана, мыловаренный завод, мебельные фабрики и другие). Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажирские и торговые порты города, железнодорожные и автобусный вокзалы, аэропорты. Особенности ленинградского строительства: типовое, крупно-блочное, домостроительный комбинат. Внутригородская торговля. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: универсамы, ассортимент товаров и продуктов, обслуживание и самообслуживание).
Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Условия для получения обязательного образования. (типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.) Центры просвещения (музеи, библиотеки, лекторий общества «Знание» на Литейном проспекте, публичные лекции ученых в Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых (ленинградские отделения Академии наук.) Известные ленинградские ученые — лауреаты государственных премий СССР, международных премий.
Ленинград – центр художественной культуры. Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре и деятельности выдающихся представителей этого периода (поэты и писатели А. Ахматова, А. Кушнер, Д. Гранин, И. Бродский; деятели театра и кино Н. Черкасов, Г. Товстоногов, И. Владимиров, Н. Акимов, А. Райкин, О. Борисов, Б. Фрейндлих, А. Фрейндлих; деятели музыкального искусства Г. Свиридов, А. Петров, Ю. Темирканов или другие.) Ленинградский джаз. Новые направления в художественной культуре (музыкальные группы, «Митьки» или другие). Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство.
Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения послевоенного Ленинграда; причины этих изменений и их последствия. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы (массовое жилищное строительство, кооперативное строительство, типовой жилой квартал со школой, детским садом, магазином, поликлиникой; снабжение города продовольствием, строительство больниц; центральная система отопления; газификация; телефонизация; новый вид общественного транспорта - метрополитен; подземные переходы, «зебры», разметка на дорогах; дома быта, и другое). Новшества в быту горожан (радио, телевидение, холодильники, стиральные машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан (источники дохода, жилье, питание, одежда, досуг и развлечения.) Праздничные традиции ленинградцев (дореволюционные, послереволюционные и новые – Дом малютки, Дворцы бракосочетания.) Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов.
Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке
Наш край в ХХ вв.
Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ в. Ленинград – главный город области.
Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945 гг., военные городки послевоенного периода.
Экономическое развитие края (строительство Волховской и Свирской ГЭС, АЭС в Сосновом Бору; строительство заводов, ставших градообразующими центрами Волховстроя, Бокситогорска, Пикалево, Сланцев, Киришей; прокладка автомобильных и железных дорог)
Состав населения и его изменения. Длительный процесс улучшения бытовых условий жителей городов края: электрификация, радиофикация, газификация, налаживание регулярного снабжение продовольствием, промтоварами и т.д. «Вымирающие» деревни.
Освоение территории края: осушение болот, вырубка леса, строительство электростанций, дорог, каналов, садоводств и т.д. – положительные и отрицательные последствия этого освоения.
Состояние культурного наследия на территории края (крепости; монастыри; бывшие дворянские усадьбы, царские резиденции; уникальные памятники деревянного зодчества; традиции народов, населявших наш край.)
Раздел IV. НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (1991 – настоящее время) - 3 часа.
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.
Изменения в жизни страны и нашего города: 12 июня 1991 года провозглашение независимости Российской Федерации, возвращение городу первого имени. События 20 августа 1991 г. по документам, воспоминаниям очевидцев. Участники тех событий. Празднование в Петербурге 300-летия российского флота, 300-летия Санкт-Петербурга и другие исторические события, очевидцами которых являются школьники.
Санкт-Петербург – «северная столица». Санкт-Петербург – самостоятельный субъект Российской Федерации. Устав Санкт-Петербурга: органы управления. Официальные символы Санкт-Петербурга: флаг, герб и гимн. Санкт-Петербург – центр политической жизни (Таврический дворец – Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ; Константиновский дворец – место проведения международного саммита; здания Синода и Сената – Конституционный суд России и другое.)
Карта и облик города. Исторический центр, периферийные районы, районы административного подчинения городу; промышленные зоны, спальные районы, КАД (круговая автомобильная дорога), дамба. Возвращение первоначальных названий площадям, улицам, мостам. Облик исторического центра и облик спальных районов, изменения в облике города и проблемы, возникающие в связи с этим.
Санкт-Петербург – экономический центр Российской Федерации. Промышленность Санкт-Петербурга: традиционные для города и новые отрасли производства; старинные и новые предприятия, в том числе и иностранные фирмы. Город – центр международной и внутренней торговли, транспортный узел страны. Роль малого бизнеса в развитии экономики Петербурга. Петербург – город банков. Развитие международного туризма. Международные промышленные выставки – демонстрация новых технологий, достижений научно-технического прогресса. Возможности трудоустройства в Санкт-Петербурге. Перспективы развития экономики города.
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие типов образовательных учреждений; проблемы в сфере петербургского образования. Возможности, предоставляемые городом каждому петербуржцу, в области самообразования, просвещения. Разнообразие научных учреждений в Петербурге: их вклад в развитие отечественной и мировой науки, их проблемы. Проблема защиты интеллектуальной собственности.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Основные направления развития художественной культуры в начале ХХ1 в. Проблемы, стоящие перед деятелями художественной культуры (поэтами, музыкантами, режиссерами, художниками, архитекторами), особенности их творчества. Разнообразие путей приобщения к художественной культуре рядовых горожан: художественные выставки, встречи с деятелями культуры, концерты. Молодежная субкультура, центры массовой культуры в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург – место жительства современных горожан. Количество и качество населения города, демографическая проблема. Традиционные проблемы любого города: обеспечение общественного порядка; создание комфортных для горожан условий проживания (обеспечение горожан жильем, продуктами, водой и т.д.; содержание в порядке зданий, улиц, поземных коммуникаций и других городских объектов). Традиционные проблемы любого современного города: решение экологических и социальных проблем. Проблемы, характерные для Санкт-Петербурга: сохранение многогранного культурного наследия города, его традиций, в том числе традиций поведения горожан. Дифференциация общества: контрасты в условиях и образе жизни разных слоев горожан, проблемы повседневной жизни горожан. Бытовые проблемы рядового горожанина и пути их решения в городе (отключение света, авария на теплосети, необходимость психологической поддержки, трудоустройство, организация собственного досуга и др.). Почетные граждане Санкт-Петербурга. Праздники в Петербурге и праздничная культура горожан. Стратегический план развития города: развитие коммунального хозяйства.
ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА – 1 час.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
9 класс - 34 часа
№ | Раздел | Тема | Количество часов | |
Темы раздела | раздела | |||
1 | ПЕТРОГРАД – ЛЕНИНГРАД – ГОРОД СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ (1917-1991 гг.) – 24 часа | Введение | 1 | 26 |
Довоенный социалистический город (1917-1941 гг.) | 12 | |||
Ленинград – город-герой (1941-1945 гг.) | 5 | |||
Наследие Ленинграда (1945-1991 гг.) | 10 | |||
Наш край в XX веке | 2 | |||
2 | НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (1991 – настоящее время) | Исторические события и их значение: 1991 – настоящее время | 1 | 7 |
Санкт-Петербург – место жительства горожан | 1 | |||
Санкт-Петербург – город больших возможностей для самореализации | 1 | |||
3 | Итоговое обобщение | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 34 |
Учебники и учебные пособия, допущенные к использованию
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию
1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011
2. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».
Дополнительная литература к разделу 3
- Гранин Д. Ленинградский каталог.- Люб. изд.
- Ершова Э. Б. Революция и реформы. Русская творческая интеллигенция в 1-й половине XX века // Вопросы истории, 2001, № 6.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.
- Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.
- Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы. – СПб., 2003.
- Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.
- На корме времени / Сост. М. Витухновская. — СПб., 2000.
- Осокина Е. А. За фасадом сталинского изобилия. — М., 1998.
- Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда. - СПб., 1999.
- Яров С. В. Горожанин как политик. - СПб., 1999.
- 1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.
- 2. Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.
- Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.
- Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.
- Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.
- Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.
- Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.
- Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.
- Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / Сост. А. А. Кедринский и др. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. — СПб., 2000.
- Лисовский В. Н. Ленинград. Районы новостроек. — Л., 1983.
- Санкт-Петербург. 1703 – 2003. Юбилейный статистический сборник. Вып. 1, 2. – СПб., 2003.
- Периодическая печать I960—1980-х годов.
- Семейные архивы.
Дополнительные источники знаний к разделу IV
1. Периодическая печать.
2. Средства массовой информации.
3. Реальное состояние города.
4. Официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга.
5. Сайт Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.
Календарно-тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга» 9 класс 2012-2013 учебный год. Учитель: Дымович С.В.
№ урока | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Элементы содержания, деятельность учащихся | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (XX век – начало XXI века) – 34 ЧАСА. | |||||||||
ПЕТРОГРАД – ЛЕНИНГРАД – ГОРОД СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ (1917-1991 гг.) – 24 часа | |||||||||
Довоенный социалистический город (1917-1941 гг.) - 13 часов | Продолжить форми-рование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникаль-ного петербургского наследия, связи сего-дняшнего Санкт-Пе-тербурга с прошлым. Определение перс-пектив дальнейшего развития города. Углубление и расширение знаний: - об этапах формиро-вания культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и тради-циях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербург-ского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина. Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. | Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петер-бурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятель-ности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература) Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. | Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержа-нии выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | ||||||
1 | Петроград- Колыбель Октября | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | События в Петрограде осенью 1917 г. Захват власти большевиками. Последствия октябрьских событий в Петрограде. Памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках (Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие). | §1. | ||||
2 | История города – история страны | 1 | Комбини-рованный | Петроград в 1918-1921 гг. Восстание в Кронштадте. Что происходило в Петрограде в 1921-1928 гг. Задачи, которые решал Ленинград в период индустриализации (1929-1941 гг.). Памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях. | §2. Творческое задание | ||||
3 | Облик Ленинграда – «зеркало» эпохи | 1 | Комбини-рованный | Границы города, центр, новые кварталы социалистического Ленинграда, городские доминанты в них: Дом Ленсовета, Дворцы культуры. Градостроительный план Ленинграда и его реализация. Облик новых площадей, улиц, набережных, мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам. | §3 Работа над творческим проектом | ||||
4 | Ленинград – экономический центр социалистического государства. | 1 | Комбини-рованный | Национализация промышленных предприятий, банков, торговли. Ленинградская промышленность к 1940 г. Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Государственная и кооперативная торговля в Ленинграде. | §4, Работа над творческим проектом | ||||
5 | Ленинград – центр советского образования и просвещения | 2 | Комбини-рованный | Система образования: воспитание нового человека в разных типах образовательных заведений (школа 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20 – 30-х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично-заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев (Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи) Дом книги – место работы ленинградских издательств. | §5. Работа над творческим проектом | ||||
6 | Научные центры и учёные социалистического Ленинграда. | 1 | Комбини-рованный | Перемещение Академии наук в Москву и последствия этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, рассказывающие об их деятельности (И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). Дом ученых в бывшем великокняжеском дворце Владимира Александровича и его деятельность. | §6 Работа над творческим проектом | ||||
7 | Старые и новые традиции в художественной культуре. | 2 | Комбини-рованный | Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них Ленинградские театры, их репертуар и актеры, зрители Ленинград – центр музыкальной культуры (центры классической музыки; концертные площадки, музыкальный репертуар радио). Памятные места, связанные с развитием киноискусства, деятельностью кинорежиссеров, киноактеров Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве (П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский, М. Манизер и другие). Особенности ленинградской архитектуры, ленинградские архитекторы (Зазерский, Л. Ильин, И. Фомин, Н. Троцкий или другие). | §7-8 Работа над творческим проектом | ||||
8 | Место жительства – Петроград – Ленинград (1921-1941 гг.) | 1 | Комбини-рованный | Условия жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское хозяйство (городские тепловые электростанции; водопроводные и канализационные сети; бесплатное медицинское обслуживание; фабрики-кухни, прачечные; детские очаги; светофоры, громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт – трамваи, автобусы, троллейбусы и другое). | §9. Работа над творческим проектом | ||||
9 | Кинематограф | 1 | Комбини-рованный | Как проводили свободное время и какие праздники отмечали горожане. Поведение новых горожан. | §10 Работа над творческим проектом | ||||
10 | Довоенный Петроград-Ленинград. | 1 | Обобщения и системати тизации знаний | Образ города в художественной литературе, музыке. Защита творческого проекта. Обобщение. Тестовые задания | Стр. 119, 285-288 | ||||
Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) - 5 часов | Продолжить форми-рование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникаль-ного петербургского наследия, связи сего-дняшнего Санкт-Пе-тербурга с прошлым. Определение перс-пектив дальнейшего развития города. Углубление и расширение знаний: - об этапах формиро-вания культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и тради-циях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербург-ского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина. Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. Продолжить форми-рование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникаль-ного петербургского наследия, связи сего-дняшнего Санкт-Пе-тербурга с прошлым. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; Продолжить форми-рование устойчивого познавательного интереса к городу. | Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петер-бурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятель-ности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература) Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. . Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов. | Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержа-нии выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | ||||||
11 | Идет война народная… | 1 | Комбини-рованный | Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (К. Ворошилов, Г. Жуков, М. Хозин, Л. Говоров). Герои – защитники Ленинграда. | §11 Творческое задание | ||||
12 | «Весь израненный, в снежном инее…» | 1 | Комбини-рованный | Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям (мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). План «Д». Как менялся облик города. Городское хозяйство во время блокады. | §12 Творческое задание | ||||
13 | «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто» | 2 | Комбини-рованный | Ленинградцы во время блокады (условия жизни, психологическое состояние, поведение и поступки, занятия населения). Дети блокадного Ленинграда. «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях. | §13-14 Творческое задание | ||||
14 | “Подвигу твоему Ленинград!” | 1 | Обобщения и система-тизации знаний | Представление творческого задания. Обобщение. Тестовые задания. | Стр. 174, 288-290 | ||||
Великий город с областной судьбой-9ч. | |||||||||
15 | Подвиг восстановления (1944-1957гг.) | 1 | Комбини-рованный | Общая характеристика эпохи. Источники, которые рассказывают о жизни советского Ленинграда. Последствия блокады для Ленинграда. Возвращение к мирной жизни. Планы по изменению облика города. Восстановление промышленности. Условия жизни в городе. | §15 | ||||
16 | «Следы» истории… | 1 | Комбини-рованный | События в Ленинграде в конце 1940-50-х гг. Памятники, которые напоминают об этих событиях. События в общественной жизни Ленинграда во второй половине 1980-х гг. | §16 | ||||
17 | Ленинград – город новостроек. | 1 | Комбини-рованный | Изменения территории Ленинграда. Планировка города. Индустриальное строительство. Как облик Ленинграда отражал историческое Время. | §17 | ||||
18 | Ленинград – «город славы трудовой». | 1 | Комбини-рованный | Роль промышленности Ленинграда в СССР, в жизни горожан. Что мешало развитию промышленности. Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажир-ские и торговые порты города, железнодо-рожные и автобусный вокзалы, аэропорты. | §18 | ||||
19 | Ленинград – центр образования, просвещения, науки. | 1 | Комбини-рованный | Условия для получения обязательного образования.(типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.) Центры просвещения (музеи, библиотеки, лекторий общества «Знание», публичные лекции ученых в Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых | §19 | ||||
20 | Город творческой интеллигенции. | 2 | Комбини-рованный | Условия, в которых работали мастера искусств. Литературные произведения ленинградских авторов. Театральный Ленинград. Ленинградский джаз. Новые направления в художественной культуре (музыкальные группы, «Митьки»). Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство. Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре и деятельности выдающихся представителей этого периода. | §20-21 | ||||
21 | Ленинградцы: их быт и проблемы. | 2 | Комбини-рованный | Изменение состава населения Ленинграда; причины этих изменений и их последствия. Управление городом-мегаполисом. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы. Доходы и расходы ленинградцев. Новшества в быту горожан (радио, телевидение, холодильники, стиральные машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан Праздничные традиции ленинградцев Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов. | §22-23 | ||||
22 | Ленинградская область в советское время. | 1 | Комбинированный урок | Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945гг., военные городки послевоенного периода. Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ века. Места работы и образование жителей ленинградской области. Состав населения. Памятные места области. | Стр. 290-292 | ||||
23 | Повторительно-обобщяющий урок | 1 | Обобщения и система-тизации знаний | Обобщение. «Наш край в XX веке» | §24 | ||||
24 | Калининский район-район, в котором я живу. | 1 | Комбинированный | ||||||
25 | Выборгская сторона | 1 | Комбинированный | ||||||
26 | Возникновение Калининского района | 1 | Комбинированный | ||||||
27 | Картография района | 1 | Комбинированный | ||||||
28 | Архитектурный облик района | 1 | Комбинированный | ||||||
29 | Образование, наука и культура | 1 | Комбинированный | Стр. 259 | |||||
30 | Петербург после 1991 года. | 1 | Комбини-рованный | Что такое город и культурное наследие города? Зачем изучается город? Уникальность и неповторимость города. Как оценивает мировое сообщество петер-бургскую культуру? Объекты всемирного культурного наследия в Санкт-Петербурге. | Продолжить форми-рование устойчивого познавательного интереса к городу. | Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петер-бурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, | Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержа-нии выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. | §25 | |
31 | Промышлен-ность района | 1 | Комбини-рованный | ||||||
32 | Санкт-Петербург – город больших возможностей. | 1 | Комбини-рованный | Исторические события и их значение: 1991 – настоящее время. О чем они свидетельствуют. Изменения, которые происходят в городе. Возможности, которые предоставляет Санкт-Петербург каждому петербуржцу. | §26 | ||||
33 | Санкт-Петербург – место жительства горожан. | 1 | Комбини-рованный | Кто живет в Санкт-Петербурге. Права, обязанности, проблемы жителей. Типичный современный житель Петербурга. Кого можно считать подлинным петербуржцем. | §27 | ||||
34 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Обобщения и система-тизации знаний | Презентация разработанных проектов. Тестовые задания стр. 285-304. | стр. 285-304 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана 6 класс
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана. 6 класс...
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана 5 класс
Календарно- тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана. 5 класс...
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана 9 класс
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана. 9 класс...
УМК Тематическое планирование по Истории и культуры Санкт-Петербурга 5 класс.
Данное календарно-тематическое планирование составленно к учебнику Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Пе...
Поурочное планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга
Поурочное планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...