Календарно -тематическое планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга
календарно-тематическое планирование по краеведению (9 класс) на тему

Чекменева Лилиана Владимировна

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_istoriya_spb.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Раздел 3.  ПЕТРОГРАД  – ЛЕНИНГРАД  – ГОРОД СОВЕТСКОГО  ВРЕМЕНИ (1917-1991 гг.) - 24 часа

Петроград – Ленинград: 1917— 1941 гг.

Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний

Петроград – Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Октябрьские события 1917 г. в Петрограде; памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках (Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие.)  1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса.  Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда – Ленинграда:  гражданская война, военный коммунизм,  НЭП, первые пятилетки. 1924 г. – переименование Петрограда в Ленинград. 1934 г. – убийство С. Кирова;  репрессии;  памятники и памятные места, напоминающие об этих событиях (памятник С. Кирову, камень-памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город».

Топография и облик города. Границы города, центр, новые кварталы социалистического Ленинграда, городские доминанты в них: Дом Ленсовета, Дворцы культуры. Градостроительный план Ленинграда и его реализация.  Облик новых площадей, улиц, набережных, мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам.

Петроград – Ленинград – экономический центр СССР. Национализация промышленных предприятий, банков, торговли. Ленинградская промышленность к 1940 г. Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Государственная и кооперативная торговля в Ленинграде.  

Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Система образования: воспитание нового человека в разных типах образовательных заведений (школа 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20 – 30-х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично-заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев (Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи) Дом книги – место работы ленинградских издательств.  Перемещение Академии наук в Москву и последствия этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, рассказывающие об их деятельности (И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). Дом ученых в бывшем великокняжеском дворце Владимира Александровича и его деятельность.

Ленинград – центр художественной культуры. Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (М. Зощенко, А. Ахматова, О. Мандельштам, К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой и другие).  Ленинградские театры, их репертуар и актеры, зрители (дореволюционные и новые театры – ТЮЗ, Театр им. Ленинского комсомола, Театр сатиры; режиссер Н. Акимов, актер Н. Симонов,  балерины Г. Уланова, А. Ваганова и другие). Ленинград – центр музыкальной культуры (центры классической музыки; композиторы С. Прокофьев, Е. Мравинский; концертные площадки, музыкальный репертуар радио; композитор И. Дунаевский и другие). Памятные места, связанные с развитием киноискусства, деятельностью кинорежиссеров, киноактеров (студии «Ленфильм», «Леннаучфильм»; первый кинотеатр звукового кино «Баррикада»; фильм «Чапаев», снятый на «Ленфильме»;  режиссер  И. Хейфиц, актер Н. Черкасов и другие.) Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве (П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский, М. Манизер и другие). Особенности ленинградской архитектуры, ленинградские архитекторы (Зазерский, Л. Ильин, И. Фомин, Н. Троцкий или другие).

Петроград – Ленинград – место жительства горожан.  Изменение состава населения: причины и последствия этих изменений. Условия  жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское хозяйство (городские тепловые электростанции; водопроводные и канализационные сети; бесплатное медицинское обслуживание;  фабрики-кухни, прачечные; детские очаги;  светофоры,  громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт – трамваи, автобусы, троллейбусы и другое). Быт различных слоев ленинградцев (коммунальная квартира, отдельная квартира советского или партийного работника). Поведение новых горожан.

Образ города в художественной литературе, музыке.

Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям (мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (К. Ворошилов, Г. Жуков, М. Хозин, Л. Говоров). Герои – защитники Ленинграда. (Отбор материала с использованием памятников, топонимов района, семейных архивов).

Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей (8 сентября 1941 г.; 18 января 1943 г.; 27 января 1944 г.). Условия жизни и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы (О. Берггольц, М. Дудин, Д. Шостакович, К. Элиасберг, А. Пахомов, Н. Янет и другие.) «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.

Образ блокадного Ленинграда в литературе, живописи, музыке, кино.

«Великий город с областной судьбой…»Наследие Ленинграда (1945-1991 гг.)

Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний

Карта и облик города.  Рост территории города с  1945 по 1991 г.: границы города, центр, «спальные» районы, городские доминанты (телебашня, многоэтажные дома в спальных районах, многоэтажные общественные здания), насыпной район, пригороды). Облик центра и «спальных» районов по фотографиям и сохранившимся объектам.

Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. (Отбор материала с учетом межпредметных связей с историей России,  воспоминаний родственников школьников: послевоенное восстановление города, «оттепель», «застой», «перестройка»). Городские события (открытие ленинградского метрополитена, спуск атомохода «Ленин»; принятие генерального плана развития Ленинграда; празднование 250-летия города; награждение Ленинграда орденами или другие).

 Ленинград – крупный экономический центр. Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти. Особенности ленинградской промышленности Ленинграда (мощный военно-промышленный комплекс; научно-технический прогресс; предприятия традиционных отраслей промышленности города и их продукция; новые научно-производственные объединения – институт Крылова, объединения «Ленинец», «Алмаз» и другие). Предприятия легкой промышленности, ассортимент и качество их изделий, дефицит товаров первой необходимости (фабрики «Красное знамя», им. Тельмана, мыловаренный завод, мебельные фабрики и другие). Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажирские и торговые порты города, железнодорожные и автобусный вокзалы, аэропорты.  Особенности ленинградского строительства: типовое, крупно-блочное, домостроительный комбинат. Внутригородская торговля. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: универсамы, ассортимент товаров и продуктов, обслуживание и самообслуживание).

Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Условия для получения обязательного образования.             (типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.)  Центры просвещения (музеи, библиотеки, лекторий общества «Знание» на Литейном проспекте, публичные лекции ученых в Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых (ленинградские отделения Академии наук.) Известные ленинградские ученые — лауреаты государственных премий СССР, международных премий.  

Ленинград – центр художественной культуры. Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре  и деятельности выдающихся представителей этого периода (поэты и писатели А. Ахматова, А. Кушнер, Д. Гранин, И. Бродский; деятели театра и кино Н. Черкасов, Г. Товстоногов, И. Владимиров, Н. Акимов, А. Райкин, О. Борисов, Б. Фрейндлих, А. Фрейндлих;  деятели музыкального искусства Г. Свиридов, А. Петров, Ю. Темирканов или другие.)  Ленинградский джаз. Новые направления в художественной культуре (музыкальные группы, «Митьки» или другие).  Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство.

Ленинград – место жительства горожан.  Изменение состава населения послевоенного Ленинграда;  причины этих изменений и их последствия. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы (массовое жилищное строительство, кооперативное строительство, типовой жилой квартал со школой, детским садом, магазином, поликлиникой; снабжение города продовольствием, строительство больниц; центральная система отопления; газификация; телефонизация; новый вид общественного транспорта - метрополитен; подземные переходы, «зебры», разметка на дорогах; дома быта,  и другое). Новшества в быту горожан (радио, телевидение, холодильники, стиральные машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан (источники дохода, жилье, питание, одежда, досуг и развлечения.) Праздничные традиции ленинградцев (дореволюционные, послереволюционные и новые – Дом малютки, Дворцы бракосочетания.)  Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов.  

Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке

Наш край в ХХ вв.

Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ в. Ленинград – главный город области.

Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945 гг., военные городки послевоенного периода.

Экономическое развитие края (строительство Волховской и Свирской ГЭС, АЭС в Сосновом Бору; строительство заводов, ставших градообразующими центрами Волховстроя, Бокситогорска, Пикалево, Сланцев, Киришей; прокладка автомобильных и железных дорог)  

Состав населения и его изменения. Длительный процесс улучшения бытовых условий жителей городов края: электрификация, радиофикация, газификация, налаживание регулярного снабжение продовольствием,  промтоварами и т.д. «Вымирающие» деревни.

Освоение территории края: осушение болот, вырубка леса, строительство электростанций, дорог, каналов, садоводств и т.д. – положительные и отрицательные последствия этого освоения.

Состояние культурного наследия на территории края (крепости; монастыри; бывшие дворянские усадьбы, царские резиденции; уникальные памятники деревянного зодчества;  традиции народов, населявших наш край.)

Раздел IV. НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (1991 – настоящее время) - 3 часа.

Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.

Изменения в жизни страны и нашего города: 12 июня 1991 года провозглашение независимости Российской Федерации, возвращение городу первого имени. События 20 августа 1991 г. по документам, воспоминаниям очевидцев. Участники тех событий. Празднование в Петербурге 300-летия российского флота, 300-летия Санкт-Петербурга и другие исторические события, очевидцами которых являются школьники.

Санкт-Петербург – «северная столица». Санкт-Петербург – самостоятельный субъект Российской Федерации. Устав Санкт-Петербурга: органы управления. Официальные символы Санкт-Петербурга: флаг, герб и гимн. Санкт-Петербург – центр политической жизни (Таврический дворец – Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ; Константиновский дворец – место проведения международного саммита; здания Синода и Сената – Конституционный суд России и другое.)

Карта и облик города. Исторический центр, периферийные районы, районы административного подчинения городу; промышленные зоны, спальные районы, КАД (круговая автомобильная дорога), дамба. Возвращение первоначальных названий площадям, улицам, мостам.  Облик исторического центра и облик спальных районов, изменения в облике города и проблемы, возникающие в связи с этим.

Санкт-Петербург – экономический центр Российской Федерации.  Промышленность Санкт-Петербурга: традиционные для города и новые отрасли производства; старинные и новые предприятия,  в том числе и иностранные фирмы. Город – центр международной и внутренней торговли, транспортный узел страны. Роль малого бизнеса в развитии экономики Петербурга. Петербург – город банков. Развитие международного туризма. Международные промышленные выставки – демонстрация новых технологий, достижений научно-технического прогресса. Возможности трудоустройства в Санкт-Петербурге. Перспективы развития экономики города.  

                Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, науки.  Разнообразие типов образовательных учреждений; проблемы в сфере петербургского образования. Возможности, предоставляемые городом каждому петербуржцу, в области самообразования, просвещения. Разнообразие научных учреждений в Петербурге:  их вклад в развитие отечественной и мировой науки, их проблемы.  Проблема защиты интеллектуальной собственности.  

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Основные направления развития художественной культуры в начале ХХ1 в. Проблемы, стоящие перед деятелями художественной культуры (поэтами, музыкантами, режиссерами, художниками, архитекторами), особенности их творчества. Разнообразие путей приобщения к художественной культуре рядовых горожан:  художественные выставки, встречи с деятелями культуры, концерты. Молодежная субкультура,   центры массовой культуры в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург – место жительства современных горожан.  Количество и качество населения города, демографическая проблема. Традиционные проблемы любого города: обеспечение общественного порядка; создание комфортных для горожан условий проживания (обеспечение горожан жильем, продуктами, водой и т.д.; содержание в порядке зданий, улиц, поземных коммуникаций и других городских объектов). Традиционные проблемы любого современного города: решение экологических и социальных проблем. Проблемы, характерные для Санкт-Петербурга: сохранение многогранного культурного наследия города, его традиций,  в том числе традиций поведения горожан. Дифференциация общества: контрасты в условиях и образе  жизни разных слоев горожан, проблемы повседневной жизни горожан.  Бытовые проблемы рядового горожанина и пути их решения в городе (отключение света, авария на теплосети, необходимость психологической поддержки, трудоустройство, организация собственного досуга и др.). Почетные граждане Санкт-Петербурга. Праздники в Петербурге и праздничная культура горожан.  Стратегический план развития города: развитие коммунального хозяйства. 

ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА – 1 час.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

9 класс - 34 часа

Раздел

Тема

Количество часов

Темы раздела

раздела

1

ПЕТРОГРАД  – ЛЕНИНГРАД  – ГОРОД СОВЕТСКОГО  ВРЕМЕНИ

(1917-1991 гг.) – 24 часа

Введение

1

26

Довоенный социалистический  город

(1917-1941 гг.)

12

Ленинград – город-герой (1941-1945 гг.)

5

Наследие Ленинграда (1945-1991 гг.)

10

Наш край в  XX веке

2

2

НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (1991 – настоящее время)

Исторические события и их значение: 1991 – настоящее время

1

7

Санкт-Петербург – место жительства горожан

1

Санкт-Петербург – город больших возможностей для самореализации

1

3

Итоговое обобщение

1

1

Итого

34

34

Учебники и учебные пособия, допущенные к использованию

исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию

1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011

2. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».

Дополнительная литература к разделу 3

  1. Гранин Д. Ленинградский каталог.- Люб. изд.
  2. Ершова Э. Б. Революция и реформы. Русская творческая интеллигенция в 1-й половине XX века // Вопросы истории, 2001, № 6.
  3. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.
  4. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.
  5. Лебина Н. Б., Чистиков А. Н.  Обыватель и реформы. – СПб., 2003.
  6. Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.
  7. На корме времени / Сост. М. Витухновская. — СПб., 2000.
  8. Осокина Е. А. За фасадом сталинского изобилия. — М., 1998.
  9. Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда. - СПб., 1999.
  10. Яров С. В. Горожанин как политик. - СПб., 1999.
  11. 1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.
  12. 2. Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.
  13. Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.
  14. Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.
  15. Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.
  16. Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.
  17. Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.
  18. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.
  19. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / Сост. А. А. Кедринский и др. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.
  20. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. — СПб., 2000.
  21. Лисовский В. Н. Ленинград. Районы новостроек. — Л., 1983.
  22. Санкт-Петербург. 1703 – 2003. Юбилейный статистический сборник. Вып. 1, 2. – СПб., 2003.
  23. Периодическая печать I960—1980-х годов.
  24. Семейные архивы.

Дополнительные источники знаний к разделу IV

1. Периодическая печать.

2. Средства массовой информации.

3. Реальное состояние города.

4. Официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга.

5. Сайт Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.


Календарно-тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга» 9 класс 2012-2013 учебный год. Учитель: Дымович С.В.

урока

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания,

 деятельность учащихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (XX век – начало XXI века) – 34 ЧАСА.

ПЕТРОГРАД  – ЛЕНИНГРАД  – ГОРОД СОВЕТСКОГО  ВРЕМЕНИ (1917-1991 гг.) – 24 часа

Довоенный социалистический  город (1917-1941 гг.) - 13 часов

Продолжить форми-рование устойчивого познавательного интереса к городу.

Выявление уникаль-ного петербургского наследия, связи сего-дняшнего  Санкт-Пе-тербурга с прошлым. Определение перс-пектив дальнейшего развития города.

Углубление и расширение знаний: - об этапах формиро-вания культурного наследия Санкт-Петербурга;

- о конкретных памятниках и тради-циях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербург-ского наследия: истории, экономики, образования, науки;

- о знаменитых и рядовых создателях петербургского

наследия –

представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных;             о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина.

Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды.

Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:

- умение ориентироваться по карте города;

- умение ориентироваться в реальном городском пространстве;

- воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  программе.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петер-бурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих

задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов.

Владеть навыками коллективной деятель-ности в    процессе совместной творческой работы в команде   одноклассников под руководством учителя.

Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература)

Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом.

Формирование стремления в реализации своих знаний и умений.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое  проявляется в:

- словесном выражении собственного впечатления от объекта;

- в форме и содержа-нии выполненного  по желанию творческого задания;

- в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Выполнение правил поведения горожанина.

Применение знаний в учебной и повседневной ситуации.

Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах.

Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

1

Петроград- Колыбель Октября

1

Урок ознакомления с новым материалом

События в Петрограде осенью 1917 г. Захват власти большевиками. Последствия октябрьских событий в Петрограде. Памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках (Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие).

§1. 

2

История города – история страны

1

Комбини-рованный

Петроград  в 1918-1921 гг. Восстание в Кронштадте. Что происходило в Петрограде в 1921-1928 гг. Задачи, которые решал Ленинград в период индустриализации (1929-1941 гг.). Памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях.

§2. 

Творческое задание

3

Облик Ленинграда – «зеркало» эпохи

1

Комбини-рованный

Границы города, центр, новые кварталы социалистического Ленинграда, городские доминанты в них: Дом Ленсовета, Дворцы культуры. Градостроительный план Ленинграда и его реализация.  Облик новых площадей, улиц, набережных, мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

§3

Работа над творческим проектом

4

Ленинград – экономический центр социалистического государства.

1

Комбини-рованный

Национализация промышленных предприятий, банков, торговли. Ленинградская промышленность к 1940 г. Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Государственная и кооперативная торговля в Ленинграде.  

§4,

Работа над творческим проектом

5

Ленинград – центр советского образования и просвещения

2

Комбини-рованный

Система образования: воспитание нового человека в разных типах образовательных заведений (школа 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20 – 30-х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично-заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев (Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи) Дом книги – место работы ленинградских издательств.

§5.

Работа над творческим проектом

6

Научные центры и учёные социалистического Ленинграда.

1

Комбини-рованный

Перемещение Академии наук в Москву и последствия этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, рассказывающие об их деятельности (И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). Дом ученых в бывшем великокняжеском дворце Владимира Александровича и его деятельность.

§6 

Работа над творческим проектом

7

Старые и новые традиции в художественной культуре.

2

Комбини-рованный

Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них  Ленинградские театры, их репертуар и актеры, зрители Ленинград – центр музыкальной культуры (центры классической музыки; концертные площадки, музыкальный репертуар радио). Памятные места, связанные с развитием киноискусства, деятельностью кинорежиссеров, киноактеров Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве (П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский, М. Манизер и другие). Особенности ленинградской архитектуры, ленинградские архитекторы (Зазерский, Л. Ильин, И. Фомин, Н. Троцкий или другие).

§7-8

Работа над творческим проектом

8

Место жительства – Петроград – Ленинград (1921-1941 гг.)

1

Комбини-рованный

Условия  жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское хозяйство (городские тепловые электростанции; водопроводные и канализационные сети; бесплатное медицинское обслуживание;  фабрики-кухни, прачечные; детские очаги;  светофоры,  громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт – трамваи, автобусы, троллейбусы и другое).

§9.

Работа над творческим проектом

9

Кинематограф

1

Комбини-рованный

Как проводили свободное время и какие праздники отмечали горожане. Поведение новых горожан.

§10

Работа над творческим проектом

10

Довоенный Петроград-Ленинград.

1

Обобщения

и системати  тизации   знаний

Образ города в художественной литературе, музыке. Защита творческого проекта.

Обобщение. Тестовые задания

Стр. 119, 285-288

Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) - 5 часов

Продолжить форми-рование устойчивого познавательного интереса к городу.

Выявление уникаль-ного петербургского наследия, связи сего-дняшнего  Санкт-Пе-тербурга с прошлым. Определение перс-пектив дальнейшего развития города.

Углубление и расширение знаний: - об этапах формиро-вания культурного наследия Санкт-Петербурга;

- о конкретных памятниках и тради-циях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербург-ского наследия: истории, экономики, образования, науки;

- о знаменитых и рядовых создателях петербургского

наследия –

представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных;             о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина.

Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды.

Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:

- умение ориентироваться по карте города;

- умение ориентироваться в реальном городском пространстве;

- воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации.

Продолжить форми-рование устойчивого познавательного интереса к городу.

Выявление уникаль-ного петербургского наследия, связи сего-дняшнего  Санкт-Пе-тербурга с прошлым.

Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:

- умение ориентироваться по карте города;

- умение ориентироваться в реальном городском пространстве;

Продолжить форми-рование устойчивого познавательного интереса к городу.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  программе.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петер-бурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих

задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов.

Владеть навыками коллективной деятель-ности в    процессе совместной творческой работы в команде   одноклассников под руководством учителя.

Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература)

Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих

задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов.

Формирование стремления в реализации своих знаний и умений.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое  проявляется в:

- словесном выражении собственного впечатления от объекта;

- в форме и содержа-нии выполненного  по желанию творческого задания;

- в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Выполнение правил поведения горожанина.

Применение знаний в учебной и повседневной ситуации.

Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах.

Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Формирование стремления в реализации своих знаний и умений.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

11

Идет война народная…

1

Комбини-рованный

Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (К. Ворошилов, Г. Жуков, М. Хозин, Л. Говоров). Герои – защитники Ленинграда.

§11

Творческое задание

12

«Весь израненный,  в снежном инее…»

1

Комбини-рованный

Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям (мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). План «Д». Как менялся облик города. Городское хозяйство во время блокады.

§12

Творческое задание

13

«Подвиг свой ежедневный вы совершали   достойно и просто»

2

Комбини-рованный

Ленинградцы во время блокады (условия жизни, психологическое состояние, поведение и поступки, занятия населения). Дети блокадного Ленинграда.

 «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.

§13-14

Творческое задание

14

“Подвигу твоему Ленинград!”

1

Обобщения и система-тизации знаний

Представление творческого задания.

Обобщение.  Тестовые задания.

Стр. 174, 288-290

Великий город с областной судьбой-9ч.

15

Подвиг восстановления (1944-1957гг.)

1

Комбини-рованный

Общая характеристика эпохи. Источники, которые рассказывают о жизни советского Ленинграда.

Последствия блокады для Ленинграда. Возвращение к мирной жизни. Планы по изменению облика города. Восстановление промышленности. Условия жизни в городе.

§15

16

«Следы» истории…

1

Комбини-рованный

События в Ленинграде в конце 1940-50-х гг. Памятники, которые напоминают об этих событиях.

События в общественной жизни Ленинграда во второй половине 1980-х гг.

§16

17

Ленинград – город новостроек.

1

Комбини-рованный

Изменения территории Ленинграда. Планировка города. Индустриальное строительство. Как облик Ленинграда отражал историческое Время.

§17

18

Ленинград – «город славы трудовой».

1

Комбини-рованный

Роль промышленности Ленинграда в СССР, в жизни горожан. Что мешало развитию промышленности. Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажир-ские и торговые порты города, железнодо-рожные и автобусный вокзалы, аэропорты.

§18

19

Ленинград – центр образования, просвещения, науки.

1

Комбини-рованный

Условия для получения обязательного образования.(типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.)  Центры просвещения (музеи, библиотеки, лекторий общества «Знание», публичные лекции ученых в Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых

§19

20

Город творческой интеллигенции.

2

Комбини-рованный

Условия, в которых работали мастера искусств. Литературные произведения ленинградских авторов. Театральный Ленинград.

Ленинградский джаз. Новые направления в художественной культуре (музыкальные группы, «Митьки»).  Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство.

Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре  и деятельности выдающихся представителей этого периода.  

§20-21

21

Ленинградцы: их быт и проблемы.

2

Комбини-рованный

Изменение состава населения Ленинграда;  причины этих изменений и их последствия. Управление городом-мегаполисом. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы. Доходы и расходы ленинградцев.

Новшества в быту горожан (радио, телевидение, холодильники, стиральные машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан

Праздничные традиции ленинградцев Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов.  

§22-23

22

Ленинградская область в советское время.

1

Комбинированный урок

Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945гг., военные городки послевоенного периода.

Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ века.

Места работы и образование жителей ленинградской области. Состав населения. Памятные места области.

Стр. 290-292

23

Повторительно-обобщяющий урок

1

Обобщения и система-тизации знаний

Обобщение. «Наш край в XX веке»

§24  

24

Калининский район-район, в котором я живу.

1

Комбинированный

25

Выборгская сторона

1

Комбинированный

26

Возникновение Калининского района

1

Комбинированный

27

Картография района

1

Комбинированный

28

Архитектурный облик района

1

Комбинированный

29

Образование, наука и культура

1

Комбинированный

Стр. 259

30

Петербург после 1991 года.

1

Комбини-рованный

Что такое город и культурное наследие города? Зачем изучается город? Уникальность и неповторимость города.

Как оценивает мировое сообщество петер-бургскую культуру? Объекты всемирного культурного наследия в Санкт-Петербурге.

Продолжить форми-рование устойчивого познавательного интереса к городу.

Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  программе.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петер-бурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события,

Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое  проявляется в:

- словесном выражении собственного впечатления от объекта;

- в форме и содержа-нии выполненного  по желанию творческого задания;

- в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

§25

31

Промышлен-ность района

1

Комбини-рованный

32

Санкт-Петербург – город больших возможностей.

1

Комбини-рованный

Исторические события и их значение: 1991 – настоящее время.  О чем они свидетельствуют. Изменения, которые происходят в городе. Возможности, которые предоставляет Санкт-Петербург каждому петербуржцу.

§26

33

Санкт-Петербург – место жительства горожан.

1

Комбини-рованный

Кто живет в Санкт-Петербурге. Права,   обязанности, проблемы жителей. Типичный современный житель Петербурга. Кого можно считать подлинным петербуржцем.

§27

34

Повторительно-обобщающий урок.

1

Обобщения и система-тизации знаний

Презентация разработанных проектов.

Тестовые задания стр. 285-304.

стр. 285-304


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана 6 класс

Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана. 6 класс...

Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана 5 класс

Календарно- тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана. 5 класс...

Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана 9 класс

Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана. 9 класс...

УМК Тематическое планирование по Истории и культуры Санкт-Петербурга 5 класс.

Данное календарно-тематическое планирование составленно к учебнику  Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Пе...

Поурочное планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга

Поурочное планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...