Календарно -тематическое планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга
календарно-тематическое планирование по краеведению (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
8 класс
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (XIX век - начало ХХ вв.)
СТОЛИЦА КРЕПОСНИЧЕСКОЙ РОССИИ (первая половина XIX века) – 15 часов
Введение. Характеристика исторического периода. Источники.
Карты и облик Санкт-Петербурга. Границы, центр города, природные ориентиры (Нева и другие реки, каналы центра, Обводный канал, бульвар около Адмиралтейства, Александровский парк) и городские доминанты (здания государственных учреждений, храмы). Облик города по изобразительным источникам. Уникальность планировки и облика исторического центра Петербурга, сохранившаяся до наших дней (ансамбли, набережные, мосты, городская скульптура, фонтаны и скверы). Район проживания учащихся на карте города.
Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена» истории. Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечественной войне 1812 г., деятельности декабристов, строительстве первых в России железных дорог. Петербургские памятники и традиции, напоминающие о событиях, значимых в истории города: о праздновании 100-летнего юбилея города; наводнении 1824 г.; пожаре в Зимнем дворце.
Санкт-Петербург – столица Российской империи. Санкт-Петербург – «дом» императорской семьи. (Памятники императорам Александру 1 и Николаю 1, императорские дворцы, великокняжеские дворцы.) Императорский двор: придворные чины, придворные кавалеры и дамы, императорская свита. Особняки, напоминающие об известных аристократах. Памятники, напоминающие о том, что Петербург был центром управления Российской империи. (здания Сената и Синода, Главного штаба, министерств). Государственные деятели первой половины Х1Х в. и памятные места, связанные с их деятельностью. (Сперанский, Аракчеев). Петербург – военная столица, памятники, напоминающие об этом. (топонимы, храмы, здания казарм.) Столица – центр православной религии. (кафедральные соборы – Петропавловский, Троицкий в Александро-Невской лавре, Казанский и Исаакиевский; Александро-Невская лавра.)
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения и науки. Учебные заведения для дворянских детей. (гимназии, Царскосельский лицей, университет, Горный институт или институт корпуса инженеров путей сообщения). Учебные заведения для детей из «разных чинов» (училища, Технологический институт). Первая в России Публичная библиотека и деятельность сотрудников библиотеки (директор А. Оленин; сотрудники И. Крылов или другие). Новый Эрмитаж – музей. Частные коллекции петербуржцев. Книжная лавка А. Смирдина как центр просвещения. Научные центры России в Петербурге (Академия наук, Пулковская обсерватория, Главная физическая обсерватория, Медико-хирургическая академия). Памятные места города (мемориальные доски, памятники, топонимы), рассказывающие о деятельности ученых первой половины XIX в.
«Наступление» на образование, просвещение во второй трети Х1Х в.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. «Золотой век» русской культуры в Петербурге. Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени (поэты А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, Н. Гнедич; художники К. Брюллов, П. Федотов; скульпторы М. Козловский, Б. Орловский; композитор М. Глинка и другие). Развитие театрального искусства в столице. (Александринский и Михайловский театры – здания, репертуары, актеры). Всемирно известные петербургские памятники архитектуры и их создатели (К. Росси, В. Стасов и другие).
Художественная культура Петербурга в середине Х1Х в.: разнообразие художественных стилей в литературе, архитектуре.
Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Начало промышленного переворота в Петербурге. Технические изобретения первой половины Х1Х в. (паровой двигатель и другие). Новее и старинные промышленные предприятия (казенный паровозо- и вагоностроительный Александровский завод; казенный кораблестроительный Ново-Адмиралтейский завод; казенный завод «Арсенал», частный завод Берда). Развитие торговли. (международный порт на Стрелке Васильевского острова, Пассаж, магазины, рынки.) Государственный банк и его роль в развитии экономики. Предприниматели, чья деятельность содействовала расцвету петербургской экономики.
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения. Условия жизни петербуржцев: (*) управление столицей, проблемы городской жизни, новшества в городском хозяйстве. (учреждение пожарной охраны города; освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны; водоснабжение; открытие Мариинской больницы, приютов для детей сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта и другое). Отличия в быте различных слоев петербуржцев. (источники дохода; нравственные ценности, жилье, одежда, еда, досуг и развлечения «служилых» людей из знатных и обедневших дворян, купцов, работных людей). Дворянский стиль поведения – образец для подражания. Праздничные традиции в столице.
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕТЕРБУРГ (1854-1917 гг.) - 16 часов
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.
Карта и облик города. Границы, центр, пригороды, природные ориентиры и городские доминанты (здания торговых фирм, заводские трубы, трубы ТЭЦ). Официальные топонимы. Нумерация домов, сохранившаяся до начала ХХ1 в. Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце ХХ в. в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Нереализованные градостроительные планы начала ХХ в.
Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении. Памятные места бывшей столицы, напоминающие о праздновании 200-летия города, 300-летия царствующей династии Романовых. Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. (памятник «Стерегущему», здание бывшего Прусского посольства и другие). 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Петербург – Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники первой русской революции; Февральской буржуазной революции 1917 г. ( Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей и района расположения школы: площадь у Нарвских ворот, площадь Восстания и другие.)
Санкт-Петербург – Петроград – столица империи. Памятники и памятные места, напоминающие об императорах Александре П, Александре Ш, Николае П.) Мариинский дворец – место заседаний Государственного совета, Таврический дворец – место заседаний Государственной думы.
Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Санкт-Петербург – один из крупнейших фабричных центров пореформенной России. Разнообразие фабрик и заводов: тяжелой и легкой промышленности, традиционных и новых отраслей промышленности, казенных и частных, принадлежавших российским и иностранным владельцам. (Обуховский, Путиловский заводы, завод Нобеля, фабрика Бормана, предприятие Сименса-Шукерта или другие.) Технические достижения в промышленности (внедрение дизелей, выплавка высококачественной стали, использование электроэнергии на производстве и другие). Промышленные кризисы. Санкт-Петербург – Петроград – центр внешней и внутренней торговли. (новый торговый порт на Гутуевском острове; Сортировочная – крупнейший в России транспортный узел; торговые фирмы; биржи; первый универсальный магазин – современный ДЛТ). Петербург – финансовая столица (банки на Невском проспекте, кредитные общества). Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие города (Н. Путилов, П. Обухов, А. Штиглиц, Ф. Сан-Галли, Нобели, Елисеевы, Ратьковы-Рожновы или другие).
Экономический кризис в Петрограде – последствие 1914 – 1917 гг.
Санкт-Петербург – Петроград – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие учебных заведений в городе и возможность получить образование разным слоям населения (гимназия Мая или другие, училища народные, коммерческие, реальные; высшие учебные заведения; воскресные школы). Разнообразие петербургских музеев – центров просвещения (телеграфный /ныне Центральный музей связи им. А. С. Попова/, музей сообщения /ныне Центральный музей железнодорожного транспорта/, музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Русский музей императора Александра 111, музея А. Суворова и другие). Разнообразие книжных издательств – центров просвещения. Народные дома – центры просвещения (Народный дом Нобелей, Народный дом графини Паниной). Петербургские ученые, внесшие вклад в отечественную и мировую науку; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, посвященные им. (Д. Менделеев, В. Вернадский, Ю. Шокальский, Ф. Бредихин, А. Крылов, А. Карпинский, Н. Склифосовский, А. Воейков, Ф. Эрисман, И. Павлов и другие).
Санкт-Петербург – Петроград – центр художественной культуры. Художественная культура «разночинного» Петербурга второй половины Х1Х в. Разнообразие художественных стилей. Вклад петербургских Мастеров в развитие отечественной культуры; памятники, памятные места, связанные с их деятельностью (поэт Н. Некрасов, писатель Ф. Достоевский; дирижер Мариинского театра Э. Направник, балетмейстер театра М. Петипа; композитор Н. Римский-Корсаков; актриса М. Савина; художник И. Репин и другие). Особенности петербургской архитектуры второй половины Х1Х в. и ее создатели (творчество архитекторов А. Штакеншнейдера, М. Месмахера или других.)
«Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей. Петербургские Мастера, внесшие вклад в отечественную и мировую культуру; памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об их деятельности (поэты и писатели А. Блок, З. Гиппиус, А Куприн, Н. Гумилев или другие; деятели театрального, балетного и оперного искусства В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд, Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская или другие; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский или другие; художники Е. Лансере, М. Добужинский и другие). Памятные места города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. (Дом Иванова, «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедианта».) Петербургская архитектура и ее создатели (Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович).
Новые виды художественной культуры – фото- и киноискусство (фотоателье К. Булла, «Аквариум», старинные кинотеатры на Невском проспекте).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Изменения состава населения пореформенного, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство (тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова; освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция; общественный транспорт – конка, трамвай, автобус и другие). Различия в источниках их доходов, жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях). Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна (различия в источниках дохода, типах жилья, еде, одежде, досуге, развлечениях). Новый вид Особенности быта обитателей доходного дома (типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара.комфортного жилья – кооперативный дом (ул. Некрасова, д. 58 – 62 и другие). Места отдыха и развлечений горожан. (Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.). Праздничные традиции в столице. Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь.
Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг.
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
НАШ КРАЙ В Х1Х – начале ХХ в.
Наш край – часть Балтийского региона, западные и северные соседи и взаимоотношения с ними. Наш край в годы первой мировой войны.
Развитие нашего края в Х1Х – начале ХХ вв. (*Отбор материала по усмотрению учителя: изменение сухопутных и водных путей, роль железных дорог в жизни края; основные занятия жителей края.) Отрицательное воздействие Человека на Природу.
Быт жителей уездного города (Тихвин или другой города). Рост городов вокруг царских загородных резиденций (Гатчина, Павловск, Царское Село, Петергоф). Дачные пригороды столицы (Коломяги, Озерки, Парголово, Сестрорецкий Курорт, Куокола, Автово, Красное Село, Колпино, Всеволожск или другие).
ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
8 класс «ВТОРОЕ СТОЛЕТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» - 34 часа
№ | Тема | Количество часов |
1 | Столица крепостнической России (первая половина XIX века) | 16 |
2 | Капиталистический Петербург (вторая половина XIX - начало XX вв. | 15 |
3 | Наш край в XIX –начале XX вв. | 2 |
4 | Итоговое обобщение | 1 |
Итого | 34 |
Учебники и учебные пособия, допущенные к использованию
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию
1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1.(с древнейших времен до начала ХIX века) – СПб.СМИО Пресс. 2011
2. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2011
3. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011
4. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».
Дополнительная литература к разделу 2
1. Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исторический справочник. — СПб., 2000.
- Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жизни. - СПб., 1994.
- Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. В 2х ч. – СПб., 2005- 2007.
- Дмитриев С. С. Очерки русской культуры начала XX века. Книга для учителя. — М., 1985.
- Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. - Л., 1991.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
- Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.
- От конки до трамвая / Сост. Е. Шапилов, М. Величко, Л. Процай, Н. Буйникова. - СПб., 1993.
- Февральская революция. Историческая справка // Преподавание истории в школе. 2001, № 5
- Физиология Петербурга. - М., 1991.
- Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. — Л., 1970
Календарно-тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга» 8 класс 2012-2013 учебный год.
№ урока | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Элементы содержания, деятельность учащихся | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА – 34 ЧАСА. Раздел 3.. ВТОРОЕ СТОЛЕТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (34 часа) | |||||||||
Наследие Петербурга (1801-1854 гг.) - 15 часов | |||||||||
1 | Карта Санкт-Петербурга в середине Х1Х столетия (топография города) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Границы, центр города, природные ориентиры и городские доминанты. Облик города по изобразительным источникам. Уникальность планировки и облика исторического центра Петербурга, сохранившаяся до наших дней (ансамбли, набережные, мосты, городская скульптура, фонтаны и скверы). | Углубление и расширение знаний: - об этапах форми-рования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и тради-циях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербург-ского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. | Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятель-ности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятель-ности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. | Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | §1 | |
2 | Императорский город.
| 1 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – «дом» императорской семьи. (Памятники императорам Александру 1 и Николаю 1, императорские и великокняжеские дворцы) Императорский двор: придворные чины, придворные кавалеры и дамы, императорская свита. Особняки, напоминающие об известных аристократах. Столица – центр православной религии. | §2. Творчес-кое задание | ||||
3 | Столица-центр управления империей. | 1 | Комбини-рованный | Памятники, напоминающие о том, что Петербург был центром управления Российской империи (здания Сената и Синода, Главного штаба, министерств). Государственные деятели первой половины Х1Х в. и памятные места, связанные с их деятельностью. Петербург – военная столица, памятники, напоминающие об этом. (топонимы, храмы, здания казарм.) | §3 Работа над творческим проектом | ||||
4 | История запечатленная в памятниках. | 1 | Комбини-рованный | Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечествен-ной войне 1812 г., деятельности декабристов, строительстве первых в России железных дорог. Петербургские памятники и традиции, напоминающие о событиях, значимых в истории города: о праздновании 100-летнего юбилея города; наводнении 1824 г.; пожаре в Зимнем дворце. | §4, Работа над творческим проектом | ||||
5 | Город– центр российского образования и просвещения. | 1 | Комбини-рованный | Учебные заведения для дворянских детей. (гимназии, Царскосельский лицей, универ-ситет, Горный институт или институт корпуса инженеров путей сообщения). Учебные заведения для детей из «разных чинов» (училища, Технологический институт). Первая в России Публичная библиотека и деятельность сотрудников библиотеки Новый Эрмитаж – музей. Частные коллекции петербуржцев. Книжная лавка А. Смирдина как центр просвещения. | §5. Работа над творческим проектом | ||||
6 | Город – центр российской науки. | 1 | Научные центры России в Петербурге (Академия наук, Пулковская обсерватория, Главная физическая обсерватория, Медико-хирургическая академия). Памятные места города (мемориальные доски, памятники, топонимы), рассказывающие о деятельности ученых первой половины XIX в. «Наступление» на образование, просвещение во второй трети Х1Х в. | §6 Работа над творческим проектом | |||||
7 | Литературный Петербург. | 1 | Комбини-рованный | «Золотой век» русской культуры. Разнообразие художественных стилей в литературе. Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени (поэты А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, Н. Гнедич). | §7 Работа над творческим проектом | ||||
8 | Театральный и музыкальный Петербург | 1 | Комбини-рованный | Развитие театрального искусства в столице. (Александринский и Михайловский театры – здания, репертуары, актеры). Композитор М. Глинка | §8. Работа над творческим проектом | ||||
9 | Санкт-Петербург – город Мастеров кисти и резца. | 1 | Комбини-рованный | Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени (художники К. Брюллов, П. Федотов; скульпторы М. Козловский, Б. Орловский). | §9 Работа над творческим проектом | ||||
10 | Город архитектурных шедевров | 1 | Комбини-рованный | Всемирно известные петербургские памятники архитектуры и их создатели (К. Росси, В. Стасов и другие). | §10 Работа над творческим проектом | ||||
11 | Деловой Петербург. | 1 | Комбини-рованный | Петербург – торговый город, центр международной и российской торговли. Предприятия в Петербурге. Петербургские банки. Технические достижения, используемые в Петербурге. | §11 | ||||
12 | Такие разные петербуржцы, а проблемы общие. | 1 | Комбини-рованный | Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения. Условия жизни петербуржцев: управление столицей, проблемы городской жизни, новшества в городском хозяйстве (учреждение пожарной охраны города; освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны; водоснабжение; открытие Мариинской больницы, приютов для детей сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта и другое). | §12 | ||||
13 | Повседневная жизнь петербуржцев. | 1 | Комбини-рованный | Отличия в быте различных слоев петербуржцев. (источники дохода; нравственные ценности, жилье, одежда, еда, досуг и развлечения «служилых» людей из знатных и обедневших дворян, купцов, работных людей). | §13 | ||||
14 | Петербургские традиции. | 1 | Комбини-рованный | Дворянский стиль поведения – образец для подражания. Популярные развлечения в городе. Праздничные традиции в столице. | §14 | ||||
15 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Обобщения и системати тизации знаний | Презентация творческих проектов по теме «Наследие Петербурга (1801-1854 гг.)» | |||||
КАПИТАЛИСТИЧЕКИЙ ПЕТЕРБУРГ (вторая половина XIX - начало XX вв.) - 19 часов | |||||||||
16 | Изменения на карте и в облике города. | 1 | Комбини-рованный | Общая характеристика эпохи. Границы, центр, пригороды, природные ориентиры и городские доминанты. Официальные топонимы. Нумерация домов, сохранившаяся до начала ХХ1 в. Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце ХХ в. в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Нереализованные градостроительные планы начала ХХ в. | Углубление и расширение знаний: - об этапах форми-рования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и тради-циях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербург-ского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина. Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. | Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петер-бурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятель-ности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература) Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература) Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов.
| Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержа-нии выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | §15 | |
17 | Столица империи в период перемен. | 1 | Комбини-рованный | Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении. Памятные места бывшей столицы, напоминающие о праздновании 200-летия города, 300-летия царствующей династии Романовых. Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Петербург – Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники первой русской революции; Февральской буржуазной революции 1917 г. | §16 | ||||
18 | Санкт-Петербург – промышленный центр России и Европы. | 1 | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – один из крупнейших фабричных центров пореформенной России. Разнообразие фабрик и заводов: тяжелой и легкой промышленности, традиционных и новых отраслей промышленности, казенных и частных, принадлежавших российским и иностранным владельцам. (Обуховский, Путиловский заводы, завод Нобеля, фабрика Бормана, предприятие Сименса-Шукерта или другие.) Технические достижения в промышленности (внедрение дизелей, выплавка высококачественной стали, использование электроэнергии на производстве и другие). Промышленные кризисы. Санкт-Петербург – Петроград – центр внешней и внутренней торговли. (новый торговый порт на Гутуевском острове; Сортировочная – крупнейший в России транспортный узел; торговые фирмы; биржи; первый универсальный магазин – современный ДЛТ). | §17 | ||||
19 | Санкт-Петербург – финансовая и торговая столица России | 1 | Комбини-рованный | Петербург – финансовая столица (банки на Невском проспекте, кредитные общества). Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие города. Экономический кризис в Петрограде – последствие 1914 – 1917 гг. | §18 | ||||
20 | Город учебных заведений и центров просвещения. | 1 | Комбини-рованный | Разнообразие учебных заведений в городе и возможность получить образо-вание разным слоям населения (гимназия Мая, училища народные, коммерческие, реальные; высшие учебные заведения; воскресные школы). Разнообразие петербур-гских музеев – центров просвещения. Разнообразие книжных издательств – центров просвещения. Народные дома – центры просвещения. | §19 | ||||
21 | Город технических новинок и научных открытий. | 1 | Комбини-рованный | Петербургские ученые, внесшие вклад в отечественную и мировую науку; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, посвященные им (Д. Менделеев, В. Вернадский, Ю. Шокальский, Ф. Бредихин, А. Крылов, А. Карпинский, Н. Склифосовский, А. Воейков, Ф. Эрисман, И. Павлов). | §20 | ||||
22 | Памятные литературные места города | 1 | Обобщения и система-тизации знаний | Вклад петербургских Мастеров в развитие отечественной культуры; памятники, памятные места, связанные с их деятельностью. «Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде. Петербургские поэты и писатели, внесшие вклад в отечественную и мировую культуру (А. Блок, З. Гиппиус, А Куприн, Н. Гумилев) Памятные места города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. | §21 | ||||
23 | Петербургский театральный, музыкальный мир и … кино | Дирижер Мариинского театра Э. Направник, балетмейстер театра М. Петипа; композитор Н. Римский-Корсаков; актриса М. Савина. Деятели театрального, балетного и оперного искусства В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд, Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский; Новые виды художественной культуры – фото- и киноискусство. | §22 | ||||||
24 | Центры художественной культуры в столице | Центры художественной культуры в столице. Литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедианта», «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов» | §23 | ||||||
25 | Многоликий архитектурный облик Петербурга | Петербургская архитектура и ее создатели (Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович). Особенности петербургской архитектуры второй половины Х1Х в. и ее создатели (творчество архитекторов М. Месмахера, А. Штакеншнейдера). | §24 | ||||||
26 | Облик невских набережных и мостов. | Изменения состава населения пореформен-ного, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство Особенности быта обитателей доходного. Различия в источниках их доходов, жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях. Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом | §25 | ||||||
27 | Петербургские жители. | Новые дворцы и особняки. Доходные дома. Как жили петербургские рабочие. Жизнь петербуржцев, опустившихся на дно. | §26 | ||||||
28 29. | Многоликий Петербург В свободное от работы время. | Места отдыха и развлечений горожан. (Марсово поле, Народный дом, обществен-ные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.). Праздничные традиции в столице. Формирование господ-ствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь. | §27 | ||||||
30 | Последние десятилетия столицы Российской империи. | Петербургские памятники, напоминающие о последнем русском императоре. Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг. | §28 | ||||||
31 | Обобщение по теме «Петербург второй половины XIX - начала XX вв.» | Презентация и защита творческих проектов по теме «Петербург второй половины XIX - начала XX вв.» | |||||||
НАШ КРАЙ В XIX –начале XX вв. | |||||||||
32 | Жизнь нашего края в XIX – начале XX вв. | 1 | Комбини-рованный | Наш край – часть Балтийского региона, западные и северные соседи и взаимоотношения с ними. Наш край в годы первой мировой войны. Развитие нашего края в Х1Х – начале ХХ вв. (изменение сухопутных и водных путей, роль железных дорог в жизни края; основные занятия жителей края.) Отрицательное воздействие Человека на Природу. Быт жителей уездного города (Тихвин или другой города). | Углубление и расширение знаний: - о конкретных памятниках и тради-циях, об экономике, образовании, науке нашего края; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – предста-вителях разных национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем. Формирование представлений о цен-ности объектов городской среды края. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. | Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятель-ности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература) Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом | Формирование ценностного отно-шения к наследию нашего края, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержа-нии выполненного по желанию творческого задания. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | §29 | |
33 | Вокруг Петербурга | 2 | Комбини-рованный | Рост городов вокруг царских загородных резиденций (Гатчина, Павловск, Царское Село, Петергоф). Дачные пригороды столицы (Коломяги, Озерки, Парголово, Сестрорецкий Курорт, Куокола, Автово, Красное Село, Колпино, Всеволожск). Изменения в «жемчужном ожерелье» Петербурга | §30 | ||||
34 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Комбини-рованный | Презентация разработанных проектов. Тестовые задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана 6 класс
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана. 6 класс...
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана 5 класс
Календарно- тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана. 5 класс...
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана 9 класс
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Башкортостана. 9 класс...
УМК Тематическое планирование по Истории и культуры Санкт-Петербурга 5 класс.
Данное календарно-тематическое планирование составленно к учебнику Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Пе...
Поурочное планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга
Поурочное планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...