ПРОГРАММА ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ 1-Й КЛАСС "МОЙ РОДНОЙ КРАЙ"
рабочая программа по краеведению по теме

      Программа факультатива «Мой родной край» составлена на основе авторской программы «Кубановедение» Еременко Е.Н. др. для 1-4 классов образовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,  2011 г.  для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_rodnoy_kray_dlya_1_klassa_fakult.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

 1. Пояснительная записка

      Программа факультатива «Мой родной край» составлена на основе авторской программы «Кубановедение» Еременко Е.Н. др. для 1-4 классов образовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,  2011 г.  для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

            Программа обучения рассчитана  на школьников 1 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.   

         Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Краснодарского края.

          Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Краснодарского края, культурными учреждениями города, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Причины составления программы курса 2 вида

- произведена корректировка  авторской программы в плане изменения последовательности изложения тем, перераспределения часов, отводимых на их изучение;

- предмет  кубановедение включен в сетку часов, факультативный курс «Мой родной край» предполагает дополнительное изучение краеведения.

        Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом,  учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.

           Программа «Краеведение» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

         Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 33 часа.

Тематическое распределение количества часов

№п/п

                Разделы, темы

Количество  часов

Авторская программ

Рабочая программа

Введение  

-

1

Мой край на карте Родины

-

2

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

-

2

Я и моя семья.

8

2

Моя улица

-

2

Наша школа.

8

2

Моя малая Родина

-

2

Родной город.

9

-

Будем жить в ладу с природой.

8

6

Климат

-

2

Что дает наш край стране

-

2

Наш край богат талантами

2

Наш край в годы Великой Отечественной войны

-

4

Герб края и города

-

2

Красная книга родного края

-

2

Итого

33 ч.

33 ч.

             

2. Содержание обучения.

Тема 1:    Введение  (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)

  1.Территория и географическое положение края. Знакомство с картой края, города границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.    

   2.  Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья ”.(2 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их  родители.

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

-Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч )

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 5: “Моя улица”.(2 ч)        

Урок-виртуальная экскурсия по улицам города. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты

Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего района».

Тема 6: “Наша школа”. (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина”.(2 ч)

1. Экскурсия  

2. Знакомство с историческими памятниками.

Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 8: Будем жить в ладу с природой.

 “Природа нашего края”.(6  ч)

  1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Краснодарского края.  

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

2. Памятники природы района.

3.Объекты природы своей области.

4. Климат (2 ч)

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в  климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

в) – операция “Чистый двор”.

Тема 9:“Что дает наш край стране”.(3 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».

Тема 10: “Наш край богат талантами”.(2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)

Форма урока: видеоурок,  беседа.

1.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2.  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

5. Концерты для ветеранов войны.

 Тема 12: “Герб края и города”.(2 ч)

  1. Лекция по геральдике.
  2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего края и города.

Тема 13: “Красная книга родного края”.(2 ч)

Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.  Творческая работа-создание Красной книги.

  1. Список используемой литературы:

1. Пограмма«Кубановедение» Еременко Е.Н. др. для 1-4 классов образовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования» 2011 г.    

 2. Учебник-Тетрадь по кубановедению, авторы Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко.   1атлас, ОИПЦ «Перспективы образования». 2011г.

3. Тетрадь по кубановедению, авторы Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко.   1атлас, ОИПЦ «Перспективы образования». 2011г.    

4. Кубанская азбука для детей и их родителей.  Сост. О.Хамцова. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар. 2011г.

        Согласовано                                                       Согласовано

Протокол заседания МО

Учителей начальных классов                                         Зам. директора по УВР

МОУ СОШ № 22                                                        ……………В.В.Дмитриева

От 30.08.2011г. №1                                                           «30» августа 2011г.

………………/_____________/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса «Пролетарская земля – мой родной край».

Я считаю, что  одним из  приоритетных направлений в  предпрофильной  подготовке обучающихся по географии является...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"

       Программа  курса  рассчитана  на  4 года, 1-4   класс  начальной  школы 136 часов. Программа  построена  на  пр...

Рабочая программа учебной дисциплины ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер

    Программа учебной дисциплины «Природа и экология родного края» предназначена для изучения  в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу средне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»

Курс «История родного края»  содержит краеведческий  материал по  истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...

Рабочая программа предметного кружка по географии "География Родного края"

Рабочая программа предметного кружка по географии "География Родного края" составлена для региона Татарстан. С незначительной переделкой дподойдет и для остальных регионов России....

Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.

Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....

Дополнительная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Изучаем свой родной край»

Цель – создание условий для формирования убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к личному творческому участию в теоретических и практических делах сбер...