ПРОГРАММА ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ 1-Й КЛАСС "МОЙ РОДНОЙ КРАЙ"
рабочая программа по краеведению по теме
Программа факультатива «Мой родной край» составлена на основе авторской программы «Кубановедение» Еременко Е.Н. др. для 1-4 классов образовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2011 г. для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_rodnoy_kray_dlya_1_klassa_fakult.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Программа факультатива «Мой родной край» составлена на основе авторской программы «Кубановедение» Еременко Е.Н. др. для 1-4 классов образовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2011 г. для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 1 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Краснодарского края.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Краснодарского края, культурными учреждениями города, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Причины составления программы курса 2 вида
- произведена корректировка авторской программы в плане изменения последовательности изложения тем, перераспределения часов, отводимых на их изучение;
- предмет кубановедение включен в сетку часов, факультативный курс «Мой родной край» предполагает дополнительное изучение краеведения.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.
Программа «Краеведение» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 33 часа.
Тематическое распределение количества часов
№п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программ | Рабочая программа | ||
Введение | - | 1 | |
Мой край на карте Родины | - | 2 | |
Дом, в котором я живу или хотел бы жить | - | 2 | |
Я и моя семья. | 8 | 2 | |
Моя улица | - | 2 | |
Наша школа. | 8 | 2 | |
Моя малая Родина | - | 2 | |
Родной город. | 9 | - | |
Будем жить в ладу с природой. | 8 | 6 | |
Климат | - | 2 | |
Что дает наш край стране | - | 2 | |
Наш край богат талантами | 2 | ||
Наш край в годы Великой Отечественной войны | - | 4 | |
Герб края и города | - | 2 | |
Красная книга родного края | - | 2 | |
Итого | 33 ч. | 33 ч. |
2. Содержание обучения.
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)
1.Территория и географическое положение края. Знакомство с картой края, города границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья ”.(2 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч )
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица”.(2 ч)
Урок-виртуальная экскурсия по улицам города. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты
Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего района».
Тема 6: “Наша школа”. (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина”.(2 ч)
1. Экскурсия
2. Знакомство с историческими памятниками.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 8: Будем жить в ладу с природой.
“Природа нашего края”.(6 ч)
- Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Краснодарского края.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат (2 ч)
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) – операция “Чистый двор”.
Тема 9:“Что дает наш край стране”.(3 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».
Тема 10: “Наш край богат талантами”.(2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
5. Концерты для ветеранов войны.
Тема 12: “Герб края и города”.(2 ч)
- Лекция по геральдике.
- Творческая работа по созданию символа (герба) своего края и города.
Тема 13: “Красная книга родного края”.(2 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю. Творческая работа-создание Красной книги.
- Список используемой литературы:
1. Пограмма«Кубановедение» Еременко Е.Н. др. для 1-4 классов образовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования» 2011 г.
2. Учебник-Тетрадь по кубановедению, авторы Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко. 1атлас, ОИПЦ «Перспективы образования». 2011г.
3. Тетрадь по кубановедению, авторы Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко. 1атлас, ОИПЦ «Перспективы образования». 2011г.
4. Кубанская азбука для детей и их родителей. Сост. О.Хамцова. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар. 2011г.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания МО
Учителей начальных классов Зам. директора по УВР
МОУ СОШ № 22 ……………В.В.Дмитриева
От 30.08.2011г. №1 «30» августа 2011г.
………………/_____________/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предпрофильного курса «Пролетарская земля – мой родной край».
Я считаю, что одним из приоритетных направлений в предпрофильной подготовке обучающихся по географии является...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"
Программа курса рассчитана на 4 года, 1-4 класс начальной школы 136 часов. Программа построена на пр...
Рабочая программа учебной дисциплины ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер
Программа учебной дисциплины «Природа и экология родного края» предназначена для изучения в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу средне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»
Курс «История родного края» содержит краеведческий материал по истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...
Рабочая программа предметного кружка по географии "География Родного края"
Рабочая программа предметного кружка по географии "География Родного края" составлена для региона Татарстан. С незначительной переделкой дподойдет и для остальных регионов России....
Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.
Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....
Дополнительная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Изучаем свой родной край»
Цель – создание условий для формирования убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к личному творческому участию в теоретических и практических делах сбер...