Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.
календарно-тематическое планирование по краеведению (9 класс) на тему

Купрюшина Анастасия Петровна

Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_i_kultura_rodnogo_kraya_9b.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                 1.Пояснительная записка.

 Основным источником для составления данной программы является книга авторов В.Н. Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой « Культура родного края»

Научной базой курса являются, в основном, следующие научные дисциплины: культурология, история и все вспомогательные исторические дисциплины, этнология, культурная и социальная антропология, этнография, искусствоведение, филология.

Предметная область курса ИКРК не является полной аналогией таких дисциплин как краеведение и регионоведение, но содержательная связь несомненна.Рабочая программа рассчитана на детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями, с низкой мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. Предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей со средней мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории и культуры родного народа в 9 классе:

Цели программы:

Формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма.

Воспитание толерантности, уважения к культуре, традициям и истории родного края.

Развитие личности, ее нравственной и духовной культуры;

Освоение знаний о многообразной культуре и истории ЧР;

Способствование формированию ценностных ориентаций и социокультурной адаптации;

Овладение элементарными методами культурологического и исторического познания и анализа;

Применение полученных знаний и представлений для участия в межнациональном взаимодействии .

-Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Брянской области ,

-сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

Основными задачами  являются:

1. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине.

2. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.

3. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.

4. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.

5.-Изучение прошлого и настоящего Брянского края, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и области;

-Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и области;

-Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;

-Активизация поисковой деятельности учащихся;

-Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;

-Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

Основные направления: программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Принцип программы: 

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

2.Общая характеристика учебного предмета,коррекционного курса.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Брянской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.

В соответствии с государственной образовательной политикой  Российской  Федерации одним из приоритетных направлений развития школ  является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства. Курс «История и культура Родного края» направлен на реализацию всей этих задач.

3.Описание места учебного предмета,коррекционного курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом ГБОУ «Супоневская школа-интернат» программа рассчитана  на 34 часа (1 час) в неделю. Для реализации программного содержания курса « История и культура Родного Края » используется книга для учащихся 4 класса массовой школы «Культура Родного Края » авторов Лупоядова В.Н. и Лупоядовой Л.Ю. «Издательство Курсив»,2013.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  • Осознание своей этнической принадлежности; знание основ истории, культуры своего народа, своего края, знакомство с культурным наследием народов Росси.
  •  Уважительное отношения к труду, ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию, развитие опыта участия в социально значимой деятельности.
  •  Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, иному мнению, мировоззрению, языку, религии, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  • Осознание безусловной ценности семьи, взаимопомощи, почитания родителей и предков, достойного продолжения рода, ответственности за других людей.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и трудолюбие;

5.Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса

Личностными результатами  обучающихся с ограниченными возможностями являются:

Освоение минимума объема содержания основного образования и достижения уровня функциональной грамотности, общекультурной компетентности, в учебно- познавательной деятельности, включающие:

 • уверенность в своих силах и возможностях;

 • умения разрешать коммуникативные проблемы;

• достижения обязательного минимума содержания образования;

 • сформированность общеучебных знаний, умений, навыков;

 • сформированность умений социального взаимодействия;

• сформированность умений саморегуляции обучающихся в учебной деятельности.

 В связи с тем, что способности к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования  могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться

Прогнозируемые результаты: Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии,ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

6.Содержание учебного предмета, коррекционного курса

Введение.

Краеведение-наука о родном крае. Красотою славится наша земля.

Брянская земля.

Откуда Брянск пошёл. Топонимика Брянской области.

Как жили славяне.

Занятия славян. Чем питались славяне. Крестьянский дом. Занятия крестьян. Мир крестьянской семьи.

Язычество древних славян.

Принятие христинства.

Что получила Русь,приняв христианство. Кукша.

Храмы Брянского Края.

Свенский Успенский монастырь.

Свенская икона Божией Матери

 Праздники наших предков. Праздник Ивана Купалы. Рождество. Масленица. Пасха. 

Праздники наших дней. День города -17 сентября. День Бояна. «Севская частушка» .

Народный промысел. Мглинская игрушка. Мастерицы нашего Края. Не боги горшки обжигают.

Жители России. Царские династии. Бояре. Вотчина. Дворяне.Помещики. Крестьяне  Городское население.

Что мой Край даёт стране.   БМЗ. Брянский Арсенал. Дятьковский хрусталь.  Свенская ярмарка. Локотской конезавод.

Памятные места Брянского края. Трубчевск-родина Бояна. Парк-музей А.К.Толстого. Красный Рог –музей А.К.Толстого. «Овстуг» –музей – заповедник Ф. И. Тютчева.

Музеи Брянского края.  Брянский краеведческий музей. Трубчевский краеведческий  музей . Музей братьев Ткачёвых.

Брянск театральный. Брянский областной театр драмы имени А.К. Толстого. БТЮЗ. Театр кукол. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина.

                               7 .Тематическое планирование.

Тема занятий

Содержание

Количество часов

1

Введение.

Краеведение - наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

1

2

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

1

3

Брянская земля.

Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

1

4

Откуда Брянск пошёл

Легенды и предания о Брянске . Летописи

1

5

Топонимика нашей области.

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Брянскойобласти.

1

6

Как жили славяне

1

7

Занятия славян.

Основные ремёсла славян Храмы Брянского края

1

8

Язычество древних славян.

Понятие язычества, обычаи, традиции впериод язычества

1

9

Принятие христианства на Руси.

Что дало принятие христианства Руси.Кукша

1

10

Храмы Брянского края.

Заочная экскурсия по основным христианским храмам области

1

11

Свенский Успенский монастырь.Свенская икона Божией Матери

Возникновение,история написания иконы Свенской Божией Матери

1

12

Крестьянский дом

История,функции жилища.Место строительства.Семейный быт крестьян на Брянщине.

1

13

Мастера Злынки

Знакомство с ремёслами мастеров Брянского края

1

14

Занятия крестьян

 

1

15

Не боги горшки обжигают

Заочная экскурсия  в Брянский музей этнографии и ремёсел.

1

16

По одёжке встречают

История национальной одежды Брянщины.  Мастерицы нашего края.

1

17

Мир крестьянской семьи.

Семейные традиции и уклад жизни наших предков и в наше время.

1

18

Делу время ,потехе час.

 Праздники язычников,праздники христиан,праздники наших дней.

1

19

«Гори звезда приветная». «Троицкие хороводы».

Певица А. Вяльцева.  Понятие слова «меценат».Традиции села Комаричи.

1

20-21

Ими гордится наша область.

Вклад в науку. Любовь к живописи. Писатели и поэты нашего края.

2

22-23

Традиции и обычаи края.

Традиции и обычаи народов, проживающих на территории Брянского  края

2

24

Народные игрушки

История народной игрушки. Мглинские игрушки.

1

25

Жители России

Царские династии, дворянство,горожане,крестьяне.

26-28

Что мой край даёт стране.

Основные предприятия Брянщины

3

29-30

Памятные места Брянского края

Города имузеи,парки-музеи ,музеи-заповедники Брянщины.

2

31-32

Музеи Брянского края

Краеведческие музеи области

2

33

Брянск Театральный

Театры Брянска-наше культурное наследие

1

34

Наша малая Родина в современном мире

Подведение итогов  за год.

1

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю.  Культура родного края.  Книга для учащихся 4 класса. «Издательство Курсив»,2013

Бабушкин, А.Н. Брянская область. Географический и историко- экономический очерк / А.Н. Бабушкин. - Брянск, 1958. – 375 с.

Волохов, В. Брянщина индустриальная: [очерк истории промышленного развития Брянского края] / В. Волохов. – Брянск, 1964. – 215 с.

Брянщина за сорок лет: Материалы по развитию нар. хоз-ва и культуры за годы Сов. власти. - Брянск, 1958. - 275 с.

Горохова, А.К. Над картой Брянщины / А.К. Горохова // Брянский краевед. – Брянск, 1974. - Вып.7. – С.5-12.

Грибачев, Н.М. Десна - красавица: [Путевые зап.] / Н.М. Грибачев; ил. И. Семенов. - М., 1956. - 229 с.

Долгов, Р. Брянщина родная: Сб. песен / Р. Долгов. - Брянск, 1956. - 46 с.

Земля Брянская / [ред.-сост. И.В. Полякова]. - Брянск, 2010. - 244 с.: ил., карт., портр.

Из истории Брянского края: Материалы юбил.ист.-краевед.конф.,посв.50-летию образования Брян. обл. и 50-летию Победы в Вел. Отеч. войне / Брян. обл. краевед. о-во, Брян. гос. пед. ун-т им. И.Г. Петровского, Брянск, 23 марта 1995 г. - Брянск, 1995. - 231 с.

На земле Пересвета: [Брян. обл. Сб.] / сост. Н. Родичев. - М., 1984. - 462 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природных материалов различной структуры для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Необходимость решения проблемы осознания младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья собственной уникальности,  своих скрытых талантов, необходимость раскрытия творческого потенци...

Работа с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках технологии

В данной статье представлены осовные принципы работы с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках технологии....

"Инновационная технология БАК (биоакустическая коррекция) в работе с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"

Говоря о современных технологиях реабилитации особых детей и взрослых, можно перечислить большой ряд форм и методов, созданных как зарубежными, так и отечественными производителями.Сегодня, на нашей в...

Специфика формирования эффективных навыков общения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью в условиях школы

Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Общение является важнейшей социальной потребностью, без реализации которой ...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью...

ЛФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Лечебная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям...