Программа предпрофильного курса «Пролетарская земля – мой родной край».
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Я считаю, что одним из приоритетных направлений в предпрофильной подготовке обучающихся по географии является региональное образование. Для работы в этом направлении мною была разработана программа предпрофильного курса «Пролетарская земля – мой родной край». Данная программа предназначена для учащихся 8 класса, т.к. в этот период ребята изучают физическую географию РФ, частью которой является Ростовская область и Пролетарский район.Комплексное изучение территории нашего региона основывается на интегративной возможности школьной географии, смежных областей знаний —биологии, истории, литературы, экологии. В связи с этим выделяются содержательные модули, представленные на слайде(см. схему).Которым соответствуют 10 разделов рабочей программы предпрофильного курса.Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю. Общее количество часов -35, из них практических работ – 16; экскурсий – 9.Пред профильный курс предусматривает включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность.Для обеспечения дидактических функций разработанного мною курса используется ЭУП "Природа Ростовской области и Пролетарского района" и рабочую тетрадь "пролетарская земля - мой родной край".Рабочая программа содержит требования к уровню подготовки учащихся, в которой определены личностные, метапредметные, предметные результаты обучения, Универсальные способы деятельности и итоговую проверочную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proletarskaya_zemlya_-_moy_rodnoy_kray.docx | 88.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА
«Пролетарская земля – мой родной край»
Срок реализации - 1 учебное полугодие, возраст участников кружка –13-14лет (8класс)
Учитель : Зивенко Н.В..
Оглавление
Пояснительная записка | Стр.3-7 |
Учебно – тематический план | Стр.8 |
Содержание программы | Стр.9-18 |
Календарно – тематический план | Стр.19-21 |
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий | Стр.22-27 |
Требования к уровню подготовки | Стр.28-30 |
Итоговый тест | Стр.31-35 |
Используемая литература | Стр.36 |
Пояснительная записка
Целью географического образования школьников является формирование целостной картины природы, уяснение взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в конкретных фактах регионального и локального масштабов, поэтому содержательной основой работы по формированию духовно – нравственного потенциала обучающихся может стать такое направление географии, как географическое краеведение. Краеведением занимаются представители разных наук, но наиболее близкой к региональному образованию оказывается география. А.С.Берг назвал краеведение «географией родного края».
Региональное образование создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. По образному выражению Н.Н.Баранского, они могут «увидеть мир в капле воды». Региональный принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представления о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понимать географию более отдаленных районов России и зарубежных стран. Конкретное проявление процесса географической среды в ближайших окрестностях помогает формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях географической оболочки Земли. Региональное образование создает благоприятную основу для воспитания любви к Родине не на отвлеченных понятиях, а на конкретных явлениях, процессах, объектах. Систематическое осуществление регионального принципа способствует развитию навыков научно – исследовательской работы.
Краеведческий подход в образовании и воспитании позволяет закрепить содержание базовых учебных дисциплин, показать значимость получаемых знаний на практике, иллюстрировать научные положения конкретными примерами на местном материале, воспитать нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Опыт краеведческой работы географов Пролетарского района и предложения новых программ по географии региона подсказали необходимость разработки общих дидактических основ регионального географического образования, основанного на основных принципах преподавания предмета: территориальной целостности, исторический, демократизации, гуманизации, экологизации, комплексности, интеграции.
Территориальная составляющая. Понятие «родной край» в данной программе соответствует Пролетарскому административному району, с центром г. Пролетарск.
Историческая составляющая. Включение материалов об истории края, изучение его заселения, развития на разных исторических этапах и его будущего, сведений об известных земляках позволяет расширить кругозор обучающихся и усиливает воспитательные функции курса.
Экологическая составляющая. Экологический принцип предусматривает изучение экологических ситуаций в крае, осознание причин создавшейся обстановки.
Программа основывается на ряде дидактических принципов, определяющих особенности отбора и структурирования содержания, последовательность, технологии и методы изучения курса.
1. Принцип самости (ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого). Основным приоритетом современного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности, способствующих самопознанию, самоопределению, самосовершенствованию, саморазвитию обучаемых.
2. Краеведческий принцип предполагает изучение геоэкологических основ на примере своего ближнего окружения. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов самостоятельной деятельности учащихся в природе, развивая исследовательскую деятельность.
3. Принцип наглядности предполагает возможность наблюдать изучаемые географические объекты и явления.
4. Принцип экологизации предусматривает конструирование методики формирования самостоятельной деятельности учащихся при изучении экологических проблем своей местности.
5. Гуманитарно-культурологический принцип предполагает включение в содержание курса информации о проблемах человека, направленности занятий на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изученного материала.
6. Личностно-деятельностный принцип предусматривает реализацию идей, связанных с поиском учащимися личностного смысла изучения своего края. На это направлена система практических, коммуникативных, проектно-творческих заданий, которые способствуют развитию исследовательской деятельности.
7. Принцип рефлексии предполагает критическую оценку учащимися собственных результатов исследовательской деятельности при изучении своей местности.
Цели курса:
- освоение знаний об особенностях природных и экологических процессов, происходящих на территории Ростовской области и Пролетарского района; о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины; о взаимодействии природы и общества, организации рационального природопользования в регионе.
- формирование географического образа своей малой Родины;
- расширение знаний о заповедных местах Пролетарского района;
- знакомство с историей заселения и происхождения названий населенных пунктов Пролетарского района;
- воспитание бережного отношения к природе, любви к родной земле, осознании значимости себя в окружающем мире, формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- объяснить влияние природных условий и исторических факторов на хозяйственную деятельность человека, принципы рационального природопользования;
- наблюдать, описывать, участвовать в мероприятиях по охране природы своего родного края;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях своего края, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
Задачи курса:
- сформировать знания о природных особенностях Пролетарского района
- ( тектоническом и геологическом строении, рельефе, климате, почвенно – растительном покрове и животном мире) и экономико – социальных аспектах его формирования, современного состояния и перспективах их развития;
- создать у обучающихся представление о системе географических характеристик территории на основе наблюдений, описаний, составления карт своей местности; привлечение сведений из разнообразных областей знаний: литературы, истории, краеведения, экологии. Научить восьмиклассников устанавливать причинно – следственные связи между компонентами природы своей местности;
- в процессе изучения данного курса предполагается различные виды работы учащихся над освоением различных методов краеведческих исследований.
Формы и методы обучения: урок-игра, викторина, урок – путешествие, исследование, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности. Организация занятий предполагает различные виды деятельности учащихся: самостоятельная работа, работа в группах, беседы, практические работы, решение задач, регионального содержания, наблюдения и исследования. С помощью разнообразных форм проведения занятий, достигаются прочные знания обучающихся о родном крае, и развивается педагогическое творчество учителя.
Практическая направленность реализуются за счет введения в каждую тему практических занятий: экскурсий по городу, району и области, проведение исследований, описаний, разработки и защиты проектов, презентаций, демонстрации видеофильмов. Изучение истории и природы Пролетарка и Пролетарского района, ведется через работу в школьном музее, городском архиве, организацию встреч с интересными людьми.
Данный курс направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. Пред профильный курс предусматривает включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей, развитию познавательных способностей, освоению учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладению знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю. Общее количество часов -35, из них практических работ – 16; экскурсий – 9.
Для обеспечения методических функций программы пред профильного курса используется электронное учебное пособие «Природа Ростовской области и Пролетарского района»(См. Приложение №1)
Структура ЭУП «Природа Ростовской области и Пролетарского района»
1.Презентации к урокам | ||
2.Словарь терминов и понятий | ||
3.Учебник | ||
4.Рабочая тетрадь | Структура ЭУП | |
5.Практика | ||
6.Работа с географической картой | ||
7.Итоговый контроль |
1. Учебное пособие состоит из 9 презентаций (365слайдов). Созданные презентации уроков позволяют красочно донести необходимые знания до каждого ребенка. Учебное пособие в наглядной легкодоступной форме дает представление о той или иной теме в целом, расставляя акценты на основных элементах ее содержания. В каждой теме курса можно ознакомиться с основными элементами ее содержания с помощью иллюстраций, анимации, видеофрагментов, звука. Дизайн выдержан в комфортной цветовой гамме и не приводит к зрительной усталости. Каждая презентация рассчитана на одну тему (1)и содержит в себе разделы: «Тема и план урока», «Основной материал по пунктам плана». Уроки сопровождаются эпиграфом из произведений местных авторов. В разработанном мною пособии по всем темам приводится материал не только по географии Ростовской области в целом, но и непосредственно по географии г. Пролетарска и Пролетарского района.
2.Словарь терминов и понятий (с помощью гиперссылок можно получить не только определение понятия, но и полезные дополнения по применению на практике);
3.Электронное пособие содержит учебник в электронном варианте, где предоставлен печатный материал по темам (управляющая кнопка «Учебник);
4.Задания разных видов к каждому уроку (управляющая кнопка «Рабочая тетрадь»)
5.Задания, выполняющиеся в демонстрационном режиме, отрабатывающие практические умения с помощью программы «SMART Board», интерактивного атласа Ростовской области (управляющая кнопка «Практика»).
6.«Работа с географической картой» является дополнительным разделом, где с помощью программы «Puzzle from 3FingersUp» отрабатываются умения и навыки работы с географической картой
7.Вопросы для повторения ранее изученного материала и закрепления по ходу презентаций, в тексте параграфов учебника, тесты, созданные в программе MyTest.
При разработке данного учебного пособия были использованы программы Microsoft, Microsoft Office PowerPoint 2003, Microsoft Office Word 2003, Puzzle from 3FingersUp, SMART Board, MyTest и другие.
Критерии достижений учащихся.
Так как данный курс предназначен для предпрофильной «пробы», а не для обязательного усвоения материала. То каждый ученик сам выбирает форму и содержание контроля:
• «Прослушал курс» - если курс у ученика не вызвал интереса и он не планирует его включать в накопительную оценку.
• «Зачтено» - ученик принимал участие в обсуждениях докладов, проектных работах, исследованиях, высказывал свои соображения по какой-либо проблеме, справился с итоговым тестированием.
• Дифференцированная оценка – выставляется в зачетную книжку за выступления с докладом или с отчетом по результатам исследований, наблюдений, анализа различных географических источников, с готовым образовательным продуктом.
Учебно – тематический план
Разделы и темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
теория | практика | экскурсии | |||
1.Введение. Особенности физической географии Ростовской области и пролетарского района | 2 | 1 | 1 | ||
2. История заселения и освоения территории Ростовской области и Пролетарского района | 5 | 1 | 1 | 3 | Творческие задания, проектная работа «Путешествие по улицам города» |
3. Географическое положение Ростовской области и Пролетарского района | 2 | 1 | 1 | Творческие задания | |
4.Тектоника, рельеф и полезные ископаемые Ростовской области и Пролетарского района. | 4 | 1 | 2 | 1 | Творческие задания |
5. Климат Ростовской области и Пролетарского района | 3 | 1 | 1 | 1 | Творческие задания |
6. Водные ресурсы Ростовской области и Пролетарского района | 5 | 1 | 3 | 1 | Творческие задания, проектная работа «Географическое исследование реки Чепрак» (любого другого водного объекта |
7.Почвы Ростовской области и Пролетарского района | 2 | 1 | 1 | Творческие задания | |
8.Животный и растительный мир Ростовской области и Пролетарского района | 3 | 1 | 1 | 1 | Творческие задания |
9. Охрана природы в Ростовской области и Пролетарском районе | 5 | 1 | 2 | 2 | Проектная работа «Экологическое исследование микрорайона лицея №1», Творческие задания |
10. Итоговое повторение | 4 | 3 | 1 | Игра – турнир «Знай и люби свой край!», итоговое тестирование | |
35 | 9 | 16 | 9 |
Содержание программы (17ч)
Тема 1. (2часа) Введение. Особенности физической географии Ростовской области и Пролетарского района.
Особенности физической географии Ростовской области и Пролетарского района. Методы получения географической информации о Ростовской области: работа со статистическими и графическими материалами, аэро- и космическими снимками, геоинформационными системами, работа в полевых условиях. Своеобразие родного края в названиях географических объектов Ростовской области.
Требования к знаниям и умениям.
Обучающиеся должны знать: своеобразие родного края в названиях географических объектов Ростовской области.
Обучающиеся должны уметь: находить и анализировать различные источники географической информации, владеть различными методами изучения географии Ростовской области и
Тема 2. (5часов) История заселения и освоения территории Ростовской области и Пролетарского района.
История освоения и изучения территории региона. Основные этапы формирования современной территории Ростовской области и Пролетарского района. Культура и быт народов, заселявших территорию региона, древнегреческая колония Танаис. Область Всевеликого войска Донского и ее соотнесение с современными границами Ростовской области. Исторические земли Донских казаков в составе субъектов Южного Федерального округа. Современное казачество на территории Пролетарского района. Г. Пролетарск и Пролетарский район на различных исторических этапах. Выдающиеся люди Пролетарского района, их заслуги перед Отечеством. Памятники Пролетарского района. Топонимика названий на карте Пролетарска и Пролетарского района.
Практическая работа № 1. Нанесение на контурную карту района хуторов, станиц, районного центра.
Творческие задания: Сообщение о знаменитых людях своего населенного пункта. Используя ресурсы сети, Интернет подготовьте презентации об исторических и культурных достопримечательностях Ростовской области (сайты http://www.museum/azov/ru/ и http://www. sholokhov.by.ru. - о Государственном музее – заповеднике М.А.Шолохова, Азовском краеведческом музее).
Экскурсии: в городской архив, по достопримечательным местам г. Пролетарска и Пролетарского района.
Проектная работа «Путешествие по улицам родного города» (см. Приложение №2)
Цель проекта:
1. Выяснить историю заселения и освоения города Пролетарка, используя данные местного архива.
2. Провести исследование топонимики улиц нашего города;
3. Совершить путешествие по улицам Пролетарка, назвать его достопримечательности, подготовить буклет для гостей нашего города;
4. Предоставить информацию о выдающихся личностях, в честь которых названы улицы города Пролетарка;
Этапы выполнения:
1. Работа с архивными данными по истории освоения и заселения города Пролетарска; Подготовка презентации по итогам работы;
2. Работа с Интернет-ресурсами; анализ топонимики улиц города, составление диаграмм, подготовка презентации;
3. Подготовка буклета « Достопримечательности г. Пролетарска»;
Задания для групп:
- Посещение городского архива с целью сбора информации по истории освоения и заселения города Пролетарска, о выдающихся земляках; Подготовка и представление презентации по итогам работы;
- Работа с Интернет-ресурсами; анализ топонимики улиц города, составление диаграмм, сбор информации о людях, в честь которых названы улицы родного города, подготовка и представление презентации по итогам работы;
- Составление характеристики географического положения г. Пролетарска, анализ географических карт, статистических материалов;
- Фоторепортаж о памятниках и достопримечательностях города. Подготовка и представление буклета « Достопримечательности г. Пролетарска»;
Требования к знаниям и умениям.
Обучающиеся должны знать: историю освоения и изучения территории региона. Основные этапы формирования современной территории Ростовской области и Пролетарского района. Г. Пролетарск и Пролетарский район на различных исторических этапах. Выдающихся людей Пролетарского района, их заслуги перед Отечеством. Памятники Пролетарского района. Топонимику названий на карте Пролетарска и Пролетарского района.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться различными источниками географической информации
Тема3. (2 часа) Географическое положение Ростовской области и пролетарского района
Особенности современного географического положения Ростовской области и Пролетарского района, его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения, природный потенциал. Влияние природных особенностей на историю заселения Дона. Специфика расположения области на границе двух континентов .Определение размеров территории, протяженности морских и сухопутных границ. Азовское море, Цимлянское водохранилище, омывающие берега Ростовской области. Хозяйственное использование морей. Проблема охраны морей. Современное административно-территориальное деление Ростовской области. Характеристика внутренних различий районов и городов Ростовской области.
Практическая работа № 1 Определение географических координат населенных пунктов района, крупных форм поверхности рельефа и абсолютной высоты местности.
Практическая работа №2 «Анализ карт административно – территориального деления Ростовской области и Пролетарского района».
Требования к знаниям и умениям.
Обучающиеся должны знать: понятие о карте Ростовской области и Пролетарского района, местоположение своего населенного пункта на карте Ростовской области и района, абсолютную высоту своей местности, положение на материке, в стране, частях света.
Обучающиеся должны уметь: определять географические координаты, давать характеристику географического положения Ростовской области, Пролетарского района, своего населенного пункта.
Творческие задания: На сайтах сети Интернет: http://qeo.1sеptember.ru/articlef.php? ID=200600607; www.kosmosnimki.ru , а также используя поисковые системы и каталоги: Yandex, Google,Yahoo, Altavista и др. найдите информацию об Азовском море, космические фотоснимки и фотоснимки этого водного объекта, подготовьте презентацию к следующему уроку по темам: экологические проблемы моря, организмы Азовского моря, Азовское море- зона туризма, цунами на Азовском море – это реальность или миф и др.
Анализируя географическую карту, определите, что напоминают контуры города, нашего района и области. При выполнении задания учтите географическое положение, особенности рельефа, климата, природных зон, природных ресурсов, уникальные природные объекты, достопримечательности, любимые места отдыха. Оцените территорию среди других регионов России. Отразите свои представления в виде рисунка, географического конспекта, презентации.
Тема 4. (4 часа) Тектоника, рельеф и полезные ископаемые Ростовской области и Пролетарского района.
Палеогеографические особенности формирования территории Донского края. История геологического развития региона. Характерные черты рельефа Ростовской области и Пролетарского района, их связь с тектоническим строением территории. Закономерности размещения полезных ископаемых, их связь с геологическим строением региона. Природные и антропогенные формы рельефа, характерные для нашего района. Минеральные ресурсы изучаемой территории и проблемы их рационального использования. Топливные ресурсы; сырье для производства строительных материалов, минеральные воды, лечебные грязи.
Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Изменение рельефа человеком .
Практическая работа № 1. «Построение профиля рельефа местности по топографической карте».
Практическая работа № 2.» Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых».
Практическая работа № 3. «Описание особенностей рельефа своей местности»
Экскурсия с целью изучения местных форм рельефа, отложений горных пород.
Требования к знаниям и умениям.
Обучающиеся должны знать: основные формы рельефа своей местности, своеобразие горных пород и места их нахождения и использования.
Обучающиеся должны уметь: различать и описывать горные породы своей местности по их происхождению и внешним признакам, уметь составлять коллекции;
показывать на карте основные формы рельефа и определять их абсолютную высоту; обозначать на контурной карте географические объекты.
Творческие задания: Используя поисковые системы и каталоги: Yandex, Google,Yahoo, Altavista и др. подготовьте презентации о формах рельефа нашего региона, а также составьте справочник полезных ископаемых Ростовской области и Пролетарского района по схеме:
ФОТО
НАЗВАНИЕ______________________________________
МЕСТОРОЖДЕНИЕ______________________________
СВОЙСТВА______________________________________
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ_____________________
Как известно, самое большое месторождение глины – Семикаракоры. Посуду, вазы, игрушки, статуэтки, подсвечники там делают из глины. Побывайте в роли дизайнера, предложите свой эскиз изделия из глины.
Тема 5. (3 часа) Климат Ростовской области и Пролетарского района
Климатообразующие факторы, основные типы климата Ростовской области. Характеристика основных метеоэлементов. Наблюдения за погодой. Сезоны года. Характеристика климата Пролетарского района. Опасные климатические явления и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Агроклиматические ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности человека на климат.
Практическая работа №1 Объяснение взаимосвязи основных компонентов климата.
Практическая работа№2 Определение по климатограмме основных компонентов погоды
Экскурсия на метеорологическую станцию
Требования к знаниям и умениям.
Обучающиеся должны знать: климатические показатели; преобладающие типы погод в районе и области; характеристику климата своей местности.
Обучающиеся должны уметь: проводить наблюдения за погодой; пользоваться оборудованием географической площадки для наблюдения за погодой местности; анализировать климатические карты, читать диаграммы типов погоды, графики хода температур, диаграммы облачности и осадков.
Творческое задание: Используя информационные ресурсы сети Интернет: МеteoNovosti.RU; http://www.hmn.ru/index.php?index=75&value=34842&dt=4 составьте подробный прогноз погоды с использованием графиков в городе Пролетарске на ближайший день, неделю по следующим показателям: температура воздуха (oC), атмосферное давление (мм рт.ст.), относительная влажность (%), направление и скорость ветра (м/с).
Тема 6 (5 часов) Водные ресурсы Ростовской области и пролетарского района
Воды суши. Территории бассейна реки Дон. Режим и питание реки. Озера на территории района, их образование. Озеро Маныч-Гудило – уникальный водоем. Искусственные водоемы. Подземные и минеральные воды Пролетарского района, их использование. Меры по охране поверхностных вод, использование в хозяйстве воды местных рек и озер или прудов. Подземные воды, их использование и свойства. Экологические проблемы водных объектов.
Практическая работа № 1. Описание реки своей местности. Характеристика с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования.
Практическая работа № 2. Проведение оценки качества воды в ближайшем водоеме
Экскурсия на местный водный объект
Требования к знаниям и умениям.
Обучающиеся должны знать: крупные и малые реки и озера Пролетарского района;
режим рек и хозяйственное использование вод; систему мер по охране вод.
Обучающиеся должны уметь: показывать на карте реки своей местности; описывать воды своей местности.
Творческое задание: Используя ресурсы сети Интернет: сайты http://qeo.1sеptember.ru/articlef.php? ID=200600607; www.kosmosnimki.ru а также поисковые системы и каталоги: Yandex, Google,Yahoo, Altavista и др. подготовьте презентацию о любом водном объекте Ростовской области, а также по темам: «Почему без малых рек нет больших?», «Чем и как болеют малые реки Ростовской области?», «Хозяйственное использование рек нашей области», «Экологическое состояние рек региона и меры по его улучшению» и др.
Проектная работа «Географическое исследование реки Чепрак» (любой другой местной реки или другого водного объекта) (см. Приложение№3)
Цель работы:
- Проанализировать различные источники информации и собрать географические данные о реке Чепрак.
- Провести оценку качества воды в реке Чепрак.
- Подготовить презентацию по теме с использованием фотоснимков и карт Ростовской области.
- Сделать вывод о значении реки для жителей города Пролетарска и внести свои предложения по улучшению экологического состояния реки Чепрак.
- Для привлечения внимания учащихся и учителей лицея – жителей города Пролетарска к экологическим проблемам, выявленным в ходе исследования, написать статью в школьную газету и сделать иллюстрацию к газете.
Этапы выполнения:
- Теоретический (сбор необходимой информации с использованием различных источников);
- Исследовательский (исследование качества воды в реке, экологического состояния, географическое исследование реки)
- Творческий (Создание статьи и иллюстрации к ней для школьной стенгазеты. Выработка предложений по улучшению экологического состояния реки).
Задания для групп:
1 Собрать необходимую информацию о реке с использованием различных источников; 2.Провести географическое исследование реки: определить географическое положение, размеры, характер течения, источники питания, климатические особенности, обитателей.Оформит графический отчет результатов исследования.
3.Провести исследование исследование и сравнение речной чепрачной, питьевой чепрачной, питьевой донской и дистиллированной воды.
4.Фоторепортаж о реке иее экологическом состоянии
5. Написать статью в школьную газету по результатом исследований групп
Тема 7. ( 2 часа) Почвы Ростовской области и Пролетарского района
Что такое почва. Условия для формирования почв в Пролетарском районе. Преобладающие типы почв области и своей местности. Почвенные ресурсы. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Борьба с эрозией и засолением. Мероприятия по сохранению плодородия почв.
Практическая работа № 1. Характеристика поверхностных горизонтов почвы.
Практическая работа № 2. Определение механического состава почвы школьного двора или своего огорода.
Требования к знаниям и умениям.
Обучающиеся должны знать: условия образования различных типов почв в своей местности; использование почв и охрана почвенных ресурсов.
Обучающиеся должны уметь: определять тип почвы, условия её образования.
Творческое задание: Используя ресурсы сети Интернет:
http://ru.wikipedia.org http://www.krugosvet.ru http://slovari.yandex.ru
http://www.glossary.ru http://www.rulex.ru
http://www.rcio.rsu.ru http://www.ecoethics.ru
http://askflower.ru http://www.myplanet-earth.com
подготовьте презентации, буклеты по следующим темам:
1. Основные свойства почвы.
2. Почва и ее части. Образование почв.
3. Типы почв Пролетарского района.
4. Механический состав и структура почв Пролетарского района.
5. Почвенные ресурсы нашего региона. Охрана почв.
Итогом работы будет проект: «Почвы Пролетарского района».
Тема 8. (3 часа) Животный и растительный мир Ростовской области и Пролетарского района.
Природно-территориальные комплексы и условия их формирования на территории Ростовской области и Пролетарского района. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов ПТК изучаемой территории. Основные типы ландшафтов, факторы их формирования. Физико-географическое районирование области. Животные, встречающиеся на территории района. Особенности растительного мира. Редкие и исчезающие растения своей местности. Типы растительности. Растения зональные и азональные. Пролетарские ландшафты. Рыбные запасы и рыборазведение. Использование и охрана биологических ресурсов Ростовской области и Пролетарского района .
Практическая работа №1. Составление «Зеленого паспорта» школьного двора, своего двора или улицы по предложенной схеме
Практическая работа №2. Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Экскурсия на территорию ПК своей местности
Требования к знаниям и умениям.
Обучающиеся должны знать: разнообразие растительного и животного мира своей местности, распространение растений и животных по территории района; своеобразие компонентов природы района; влияние их на человека.
Обучающиеся должны уметь: определять типичные растения своей местности, знать их использование как лекарственные средства, уметь описывать различные природные комплексы своей местности, взаимосвязи между компонентами природных комплексов.
Творческие задания: Используя ресурсы сети Интернет: сайты: http://qeo.1sеptember.ru/articlef.php? ID=200600607; а также поисковые системы и каталоги: Yandex, Google,Yahoo, Altavista и др. подготовьте презентации по следующим темам:
1. Разнообразие растительного мира родного города, села, деревни.
2. Лекарственные растения родного края.
3. Растения, занесенные в Красную книгу Ростовской области.
4. Деревья- «живые» памятники истории.
Итогом проектной работы будет книга «Растительный мир Донского края».
Используя материалы сайта «Степной дневник» http://www.iatp.step.ru /. Сделайте описание степного ландшафта н. 20-го века. Какая растительность доминировала в разное время года? Сравните с современным степным ландшафтом.
Используя сайт http://rspu/edu.ru/projects/plants/ создайте виртуальный гербарий Пролетарского района.
Придумайте загадку (фотозагадку, графическую загадку) о любом растении, произрастающем на территории Пролетарского района.
Используя ресурсы сети Интернет: сайты: http://qeo.1sеptember.ru/articlef.php? ID=200600607; а также поисковые системы и каталоги: Yandex, Google,Yahoo, Altavista и др. подготовьте презентации по следующим темам:
1. Разнообразие животного мира родного города, села, деревни.
2.Животные, занесенные в Красную книгу Ростовской области.
3.Обитатели наших водоемов.
4.Рыбные богатства водоемов г Пролетарска.
5.Птицы –обитатели нашего региона
Итогом проектной работы будет каталог «Животный мир Донского края».
Тема 9(5 часов) Охрана природы в Ростовской области и Пролетарском районе.
Экологическая обстановка в Ростовской области. Факторы, определяющие состояние природной среды нашего региона. Состояние и охрана воздушной среды, водных, земельных и биологических ресурсов. География кризисных территорий. Проблема преобразования природы нашей области.
Характеристика рационального природопользования, разнообразных форм природоохранной деятельности населения нашего региона. Применение географических знаний для анализа проблем охраны природы своей местности.
Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды. Изучение и прогнозирование стихийных явлений. Определение мер защиты от стихийных природных явлений на территории Ростовской области.
Охраняемые природные территории. Заповедники, заказники и уникальные природные объекты. Озеро Маныч- Гудило, Казинка, водно – болотные угодья реки Маныч, реликтовое лесничество искусственного насаждения дуба и др. Мониторинг состояния окружающей среды своей местности.
Практическая работа № 1. Описание изменений природы в зависимости от численности населения и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности
Экскурсии на природоохранную территорию, «экологически грязное» предприятие.
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать: Экологическую обстановку в Ростовской области и Пролетарском районе. Факторы, определяющие состояние природной среды нашего региона. Состояние и охрану воздушной среды, водных, земельных и биологических ресурсов. Географию кризисных территорий. Проблемы преобразования природы нашего региона.
Характеристику рационального природопользования, разнообразные формы природоохранной деятельности населения нашей области и района.
Обучающиеся должны уметь: Применять географические знания для анализа проблем охраны природы своей местности. Соблюдать правила поведения человека в природе и меры по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды. Изучать и прогнозировать стихийные явления. Определять меры защиты от стихийных природных явлений на территории своей местности.
Проектная работа «Экологическое исследование микрорайона лицея№1 города Пролетарска» (см. Приложение №4)
Цель проекта:
исследование экологического состояния микрорайона г.Пролетарска, в котором находится лицей№1 и проживает большинство учащихся, учителей и его работников.
Задачи проекта:
определение динамики антропогенного воздействия на экологическое состояние исследуемого микрорайона за период 2008-2010гг, анализ динамики заболеваемости жителей исследуемого микрорайона, а так же учащихся и работников лицея, выявление степени воздействия экологии на здоровье человека. Разработка предложений по улучшению экологического состояния родного города, привлечение внимания учащихся, учителей и родителей лицея к экологическим проблемам и проведению экологических акций;
Этапы выполнения проекта:
1.Подготовительный этап (социологический опрос учащихся, учителей, родителей)
По результатам опроса посещение «экологически грязных» мест и предприятий, находящихся на территории микрорайона лицея, города, встреча с руководством и сбор необходимой информации по экологическому воздействию на окружающую среду, мерах по его улучшению;
2.Исследовательский этап (Проведение исследования питьевой воды в разных частях города, определение ее состав , прозрачности, жесткости, содержания ионов Fе3+; состояния почвенного покрова и лиственного опада, определение загазованности территории во дворе лицея и в районе «экологически грязных» предприятий исследуемого микрорайона за 2008-2010гг, сравнение и анализ полученных результатов. Составление «Зеленого паспорта» школьного двора. Проведение сравнительного анализа динамики заболеваемости жителей микрорайона, учащихся и работников лицея за исследуемый период);
3.Круглый стол ( обсуждение результатов исследования с учащимися 8-9классов, подготовка предложений по улучшению экологического состояния исследуемого микрорайона, выступление медработника лицея по вопросам профилактики, выявленных в ходе исследования заболеваний);
4.Проведение общешкольной акции «Чистый город»;
Календарно – тематический план
№ | Дата по плану | фактически | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | |
Теоретическая часть/ форма организации деятельности | Практическая часть/ форма организации деятельности | ||||||
1 | Введение. Особенности физической географии Ростовской области и пролетарского района | 2 | Методы и источники географии родного края. Своеобразие донской природы | развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, воспитание патриотизма | |||
2 | История заселения и освоения территории Ростовской области и Пролетарского района | 5 | История заселения и освоения территории Ростовской области и Пролетарского района. Пролетарский район на различных исторических этапах. Выдающиеся земляки. Памятники . | №1. Нанесение на контурную карту района хуторов, станиц, районного центра. | |||
3 | Географическое положение Ростовской области и Пролетарского района | 2 | Особенности географического положения Ростовской области и Пролетарского района | № 1 Определение географических координат населенных пунктов района, крупных форм поверхности рельефа и абсолютной высоты местности. №2 «Анализ карт административно – территориального деления Ростовской области и Пролетарского района». | повышение эрудиции, развитие интереса к краеведению | ||
4 | Тектоника, рельеф и полезные ископаемые Ростовской области и Пролетарского района. | 4 | Тектоника, рельеф и полезные ископаемые Ростовской области и Пролетарского района. Хозяйственное использование. Охрана. | № 1. Построение профиля рельефа местности по топографической карте. № 2.Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых». Практическая работа № 3. Описание особенностей рельефа своей местности | |||
5 | Климат Ростовской области и Пролетарского района | 3 | Особенности климата Ростовской области и Пролетарского района. Влияние климата на хозяйственную деятельность , здоровье человека. | №1 Объяснение взаимосвязи основных компонентов климата. №2 Определение по климатограмме основных компонентов погоды | воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы | ||
6 | Водные ресурсы Ростовской области и Пролетарского района | 5 | Водные ресурсы Ростовской области и Пролетарского района. Экологическое состояние водных объектов, меры по их охране. Использование в хозяйственной деятельности. | № 1. Описание реки своей местности. Характеристика с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования. № 2. Проведение оценки качества воды в ближайшем водоеме Проектная работа «Географическое исследование водных объектов своей местности» | |||
7 | Почвы Ростовской области и Пролетарского района | 2 | Характеристика почв Ростовской области и Пролетарского района, использование в хоз. Деятельности. Мелиорация. Охрана почв. | № 1. Характеристика поверхностных горизонтов почвы. № 2. Определение механического состава почвы школьного двора или своего огорода. | Воспитание познавательного интереса, умения работать в группе, отстаивать свою точку зрения Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края. | ||
8 | Животный и растительный мир Ростовской области и Пролетарского района | 3 | Животный и растительный мир Ростовской области и Пролетарского района. Редкие и исчезающие виды. Охрана биологических ресурсов родного края | Практическая работа №1. Составление «Зеленого паспорта» школьного двора, своего двора или улицы по предложенной схеме Практическая работа №2. Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека. | |||
9 | Охрана природы в Ростовской области и Пролетарском районе | 5 | Охрана природы в Ростовской области и Пролетарском районе. Экологическое состояние территорий Ростовской области, Пролетарского района, г. Пролетарска. Меры по охране природы | № 1. Описание изменений природы в зависимости от численности населения и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности Проектная работа «Экологическое исследование микрорайона лицея №1» | |||
10 | Итоговое повторение | 4 | Обобщение и повторение пройденного материала | Игра «знай и люби свой край!» итоговое тестирование |
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
Тема 1Введение. Особенности физической географии Ростовской области и Пролетарского района.
План урока
- Введение в курс географии родного края. Краеведение.
- Методы и источники географической информации, используемые при изучении физической географии родного края.
- Своеобразие природы родного края
Я люблю этот край
С голубым небосклоном,
С тихим шелестом трав.
Птиц весеннюю трель.
Я люблю этот край
У казачьего Дона –
Это мой уголок
Детских лет колыбель.
Василий Цыганенко
1. Всякий человек должен любить свою Родину! Любовь к Отчизне начинается с малого: с вашего дома, улицы, друзей. С того, что окружает вас с детства, что станет вашей судьбой. Знаете ли вы мир вокруг себя? Умеете ли любоваться и красотой первого робкого цветка, и прелестью красок осени? Останетесь ли вы равнодушными к чужому страданию или придете на помощь? Человек жив лишь тем, что становится частью его души. Любовь начинается с познания: познания мира вокруг себя и своего места в этом мире. И в этом стремлении вам поможет наука – краеведение.
Краеведение (от слов «край» и «веду») то есть узнаю. Это наука о той земле, где вы родились и живете. Наука, в которой тесно связаны между собой история родного края, его природа, люди. Вы узнаете о том, как создавался наш район, об особенностях его климата, внутренних водах, почвах, о растительном и животном мире, об удивительных природных, архитектурных объектах, окружающих вас, о проблемах, существующих в нашем районе и возможных путях их решения. При изучении этой науки вы будете опираться на знания по математике и биологии, истории и географии, литературе и русскому языку.
Край, в котором вы живете, достоин любви и уважения. Пролетарская земля имеет богатую историю, уникальную степную природу, которую мы должны любить и охранять. Да и как не любить эти чудесные места, ведь они знакомы вам с детства:
«Ты знаешь» край, где все обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнутся долу….
И до земли висит их плод тяжелый!»
А.К. Толстой.
На занятиях мы познакомимся с географическими особенностями Пролетарского района, который является для большинства из вас малой родиной, уникальной частью Ростовской области и нашей огромной страны – Российской Федерации.
Вашими помощниками в изучении природы Пролетарского района будут рабочая тетрадь и электронный учебник «Природа Ростовской области и Пролетарского района», содержащий атлас, интерактивные тесты и практические задания.
В рабочей тетради есть контурные карты, необходимые для проведения практических работ, практические задания, которые можно выполнить в ходе исследований природных объектов своей местности.
В разделе «Это интересно» можно получить дополнительные интересные сведения о природных объектах и исторических событиях Пролетарского района.
Задания творческого характера предполагают обращение к дополнительным источникам информации: энциклопедиям, учебникам, краеведческой литературе, СМИ, а также способствуют развитию творческих и художественных способностей, памяти, внимания.
По каждой теме предусмотрены задания, выполнение которых возможно только с использованием сети Интернет.
Обратите внимание на условные знаки, которые помогут вам совершить увлекательное путешествие по родному краю.
Одним из главных направлений нашей работы будет проектная деятельность. Изучение истории и природы Пролетарка и Пролетарского района, будем осуществлять через работу в школьном музее, городском архиве, организацию встреч с интересными людьми, а так же запланированы экскурсии на природные и антропогенные объекты, расположенные на территории г. Пролетарска, Пролетарского района и Ростовской области.
Удачи и успехов вам в изучении родного края!
Понятие « Родина» для каждого человека свое.
Задание: напишите несколько слов и словосочетаний, которые на ваш взгляд, характеризуют г. Пролетарск, Пролетарский район, Ростовскую область.
«Где-то там, быть может в Красноярске
Или в Омске, неба ярче свет,
Только мне дороже Пролетарска
Города другого в мире нет.»
Василий Цыганенко
Что изучает физическая география родного края?. Необходимость комплексного изучения природной среды, дающего хозяйственную оценку природным богатствам с целью их полного и разумного использования.
Объяснение роли географии родного края в решении экономических, социальных и экологических проблем нашего региона происходит в процессе диалога учителя с классом.
2.Краткая характеристика методов получения географической информации о Ростовской области:
Традиционные методы:
- Статистический
- Картографический
- Исторический
Новые методы:
- Космический- изучение поверхности Земли по космическим снимкам
- Диахронический – изучение истории географического объекта с момента его образования до настоящего времени.
- Метод моделирования – искусственное создание объектов с целью их изучения в различных условиях,
- Исследовательский эксперимент - создание искусственных условий и их изучение.
- Географически прогноз – предвидение будущего состояния геосистемы.
Источники географической информации: статистические материалы, географические карты, атласы, энциклопедии, аэро- и космические снимки, геоинформационные системы, ресурсы сети Интернет и др.
3. Своеобразие природы родного края (равнинный характер рельефа, степные просторы, умеренный тип климата и др.).
Тема 2. История заселения и освоения территории Ростовской области и Пролетарского района.
План урока
1.Древние названия территории Ростовской области;
2.Греческое поселение Танаис;
3. Кочевые народы Дона;
4.Название реки Дон в Древности;
5. Казачество на Дону;
6.Экскурсия по историческим местам Ростовской области.
7.История заселения и освоения г. Пролетарска. Выдающиеся люди Пролетарского района, их заслуги перед Отечеством. Памятники Пролетарского района. Топонимика названий на карте Пролетарска и Пролетарского района.
(См. Приложение №1, урок №1). История освоения и заселения территории Ростовской области и Пролетарского района ЭУП Природа Ростовской области и Пролетарского района, рабочая тетрадь - урок №1)
Тема3. Географическое положение Ростовской области и Пролетарского района
План урока
1. Географическое положение Ростовской области.
а)исторические названия Донского края;
б)общие сведения;
в)столица Ростовской области;
г)границы Ростовской области;
д)крайние точки;
2. Черты географического положения.
3. Чем выгодно географическое положение Ростовской области?
4. Географическое положение города Пролетарка и Пролетарского района.
(См. Приложение №1, урок №2). История освоения и заселения территории Ростовской области и Пролетарского района ЭУП Природа Ростовской области и Пролетарского района, рабочая тетрадь - урок №2)
Тема 4. Тектоника, рельеф и полезные ископаемые Ростовской области и Пролетарского района.
План урока
1.Тектоническое строение территории Ростовской области.
2.Формы рельефа.
3.Современные экзогенные рельефообразующие процессы.
4.Полезные ископаемые Ростовской области.
(См. Приложение №1, урок №3). История освоения и заселения территории Ростовской области и Пролетарского района ЭУП Природа Ростовской области и Пролетарского района, рабочая тетрадь - урок №3)
Тема 5 Климат Ростовской области и Пролетарского района
План урока
- Климатообразующие факторы.
- Ветры
- Атмосферное давление.
- Температура воздуха.
- Осадки.
- Особенности климата Пролетарского района
- Неблагоприятные климатические явления
(См. Приложение №1, урок №4). История освоения и заселения территории Ростовской области и Пролетарского района ЭУП Природа Ростовской области и Пролетарского района, рабочая тетрадь - урок №4)
Тема 6. Водные ресурсы Ростовской области и Пролетарского района
План урока
- Таганрогский залив
- Реки
- Озера и водохранилища
- Подземные воды
- Водные ресурсы Пролетарского района.
(См. Приложение №1, урок №5). История освоения и заселения территории Ростовской области и Пролетарского района ЭУП Природа Ростовской области и Пролетарского района, рабочая тетрадь - урок №5)
Тема 7. Почвы Ростовской области и Пролетарского района
План урока
1.Почвообразующие факторы. Почвенный профиль. Закономерности размещения.
2.Характеристика основных типов почв.
3.Загрязнение почв Ростовской области.
4.Мелиоративные мероприятия.
Характеристика почв Пролетарского района.
(См. Приложение №1, урок №6). История освоения и заселения территории Ростовской области и Пролетарского района ЭУП Природа Ростовской области и Пролетарского района, рабочая тетрадь - урок №6)
Тема 8. Животный и растительный мир Ростовской области и Пролетарского района.
План урока
- Общая характеристика растительности.
- Типы степей.
- Луга и болота.
- Леса.
- Растения, занесенные в Красную книгу.
- Животные Ростовской области и Пролетарского района.
(См. Приложение №1, урок №7, 8). История освоения и заселения территории Ростовской области и Пролетарского района ЭУП Природа Ростовской области и Пролетарского района, рабочая тетрадь - урок №7,8)
Тема 9 Охрана природы в Ростовской области и Пролетарском районе.
План урока
- Государственные природные заповедники («Ростовский»).
- Национальные парки.
- Государственные природные заказники.
- Памятники природы РО.
- Природные объекты РО (ДЗРП, ВБУ).
- Красная книга РФ и РО.
- Музеи – заповедники РО.
(См. Приложение №1, урок №9) История освоения и заселения территории Ростовской области и Пролетарского района ЭУП Природа Ростовской области и Пролетарского района, рабочая тетрадь - урок №9)
Тема 9 Итоговое повторение
Турнир «Знай и люби свой край!». Итоговое тестирование, экскурсия по городам Ростовской области
Требования к уровню подготовки учащихся.
• Личностные результаты обучения:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— представление о Ростовской области и Пролетарском районе как субъекте российского географического пространства, их месте и роли в природе России;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Универсальные способы деятельности:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами по географии Ростовской области и Пролетарского района являются:
В ходе изучения физической географии Ростовской области и Пролетарского района обучающиеся должны:
Знать /понимать
- Традиционные и новые методы географических исследований своей местности;
- Географические явления и процессы, характерные для природы Ростовской области и Пролетарского района, компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
- Специфику географического положения и административно-территориального устройства Ростовской области и Пролетарского района;
- Специфику географического положения и административно-территориального устройства Ростовской области, как преемницы Области Всевеликого войска Донского;
- Особенности природы региона, природные и антропогенные ландшафты;
- Основные характеристики населения Ростовской области, этногеографическая специфика региона;
- Связь особенностей жизни и хозяйственной деятельности населения Ростовской области с природными и социально-экономическими факторами;
- Связь особенностей жизни и хозяйственной деятельности донских казаков вХУ1- начале ХХ в.в. с природными и социально-экономическими факторами;
- Обеспеченность хозяйства ресурсами, перспективы развития;
- Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на региональном и локальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь
- Описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, происходящих на территории Ростовской области и Пролетарского района;
- Находить и анализировать различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Ростовской области, обеспеченности территории природными ресурсами, её хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- Приводить примеры: рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашей области, влияние окружающей среды на хозяйственную деятельность населения и формирование культуры населения, месторождений полезных ископаемых, центров производства различных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных транспортных узлов на территории Ростовской области.
- Составлять: краткую географическую характеристику своего административного района, а также различных территорий Ростовской области на основе разнообразных источников информации и форм её представления;
- Определять: на местности, плане и карте Ростовской области расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик природы своей местности, представлять результаты измерений в различной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Ориентирования на местности и проведения глазомерной топографической съемки территории, чтения карт различного содержания;
- Проведения фенологических наблюдений в природе своей местности, наблюдений за различными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности, определения параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- Проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
- умение использовать современные информационные технологии, обладать необходимой компьютерной грамотностью, географической культурой, приобрести начальные навыки моделирования, проектирования, исследования и прогнозирования;
- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Итоговая проверочная работа:
1.Пролетарский район на востоке граничит с:
а) Веселовским, Семикаракорским и Мартыновским районами;
б) Орловским;
в) Сальским районом и районами республики Калмыкия;
г) Веселовским и Сальскими районами;
2.Частью каких материков является Пролетарский район?
а) Евразии;
б) Африки;
в) Северной Америки;
г) Южной Америки;
3. Районный центр Пролетарского района получил статус города:
а) 3 июля 1875г;
б) 17 августа 1925г;
в) 24 июля 1970 г;
г) 25 января 1985г;
4.По характеру рельефа Пролетарский район представляет собой:
а) возвышенность;
б) холмисто – волнистую равнину;
в) низменность;
г) плоскогорье;
5.На территории Пролетарского района преобладают горные породы:
а) магматические;
б) метаморфические;
в) осадочные;
г) остаточные;
6. Кумо – Манычская впадина ранее выполняла роль:
а) залива;
б) пролива;
в) равнины;
г) возвышенности;
7. Места добычи (выемки) полезных ископаемых с помощью экскаватора называют;
а) насыпь;
б) курган:
в) террикон;
г) карьер;
8.Какой тип климата преобладает на территории Пролетарского района:
а) умеренно – континентальный;
б) континентальный;
в) резко – континентальный;
г) морской;
9. Абсолютный максимум температуры июля в Пролетарском районе в среднем равен:
а) 450С;
б) 420С;
в) 390С;
г) 410С;
10. На территории Пролетарского района в течение года преобладают ветры:
а) западного направления;
б) северного направления;
в) восточного направления;
г) юго – западного направления;
11.Крупнейшей рекой, протекающей по территории Пролетарского района является:
а) Чепрак;
б) Дон;
в) Маныч;
г) Северский Донец;
12.Озеро Маныч- Гудило относится генезису и накоплению вещества:
а) к реликтовым;
б) к пойменным;
в) к водораздельно – западинным (степным);
г) к карстовым;
13.По мнению В.В. Докучаева, « для России…. все…ничто в сравнении с ними». О чем он так писал?
а) о нефти и газе;
б) о каменных и бурых углях;
в) о золотых и железных рудах;
г) о черноземных почвах;
14. Какие почвы преобладают на территории Пролетарского района?
а) черноземы;
б) темно – каштановые;
в) светло – каштановые;
г) песчаные;
15. Процесс разрушения почв называется:
а) известкованием;
б) эрозией;
в) мелиорацией;
г) рекультивацией;
Типчак, ковыль, тонкорог, костер береговой, мятлик узколистный, степная тимофеевка, житняк, василек, люцерна желтая, чабрец, шалфей степной, тысячелистник – представители подзоны…
а)разнотравно – злаковой степи;
б) типчаково – ковыльной степи;
в) полынно – типчаковой степи;
г) пустынной полынно – дерновинно – злаковой степи;
16.Эфемеры это –
а) растения, произрастающие на солончаках;
б) травянистые однолетние растения с коротким (1-2 месяца) полным циклом развития;
в) растения, которые способны выдерживать засуху и жару;
г) растения, которые имеют замедленный рост;
17.Заполните таблицу. Сделайте выводы.
Сравнительная характеристика безлесных пространств тундры и степей.
План сравнения | Тундра | Степь |
Географическое положение | ||
Количество света | ||
Количество тепла | ||
Количество влаги | ||
Суровость зим | ||
Типичные растения |
____________________________________________________________________________________________________________________________________
18.Выберите из списка природоохранные мероприятия:
а) строительство очистных сооружений;
б) организация заповедников и национальных парков;
в) вторичное использование бытовых отходов;
г) выпас скота на горных склонах;
д) создание лесозащитных полос;
е) осушение болот;
ж) создание школьных лесничеств;
з) борьба с оврагами;
и) использование энергии ветра для получения электроэнергии;
__________________________________________________________________
19. Ребята шли по полю сначала на Северо – восток, затем на юг, далее на юго – запад. В каких направлениях они будут возвращаться, если пойдут тем же путем? _________________________________________________________
20.В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в магазин вы шли по азимуту 2700?_______________________________________________
21.Какой масштаб крупнее 1:20000 или 1:50000?_________________________
22.Определите координаты г.Пролетарска (своего населенного пункта)
__________________________________________________________________
23.Изучите карту растительности в атласе. Дайте характеристику по плану. Заполните таблицу.
План сравнения | Карта растительности |
Масштаб | |
Охват территории | |
Назначение |
24.Определите расстояние о г.Пролетарска (своего населенного пункта) до северного полюса.__________________________________________________
Список используемой литературы:
- «География Ростовской области» В.Н. Алексеенко,
- М.И. Мартынова – Ростов – на – Дону; «Терра»; 2005г;
- «Природа и история родного края» Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. – «БАРО. ПРЕСС» 2004г;
- «Родом из Великокняжеской» М.М. Шолох – г. Пролетарск, 2000г.
- «География Ростовской области. Лекции к урокам с практическими заданиями» В.В. Измайлов – г.Ростов – на – Дону; 2004г;
- «Хрестоматия по истории донского казачества» М.П. Астапенко; г. Ростов – на – Дону, 1994г;
- «Природа, хозяйство и экология Ростовской области» Ю.П.Хрусталев, Т.А. Смагина и др. 2002г;
- «Определители кустарников, травяных растений по цветкам средней полосы России», А.С. Боголюбов, О.В. Васюкова. Учебное издание. Москва, Издательский центр "Вентана-Граф", 2007;
- Материалы сайтов г. Пролетарска администрации Ростовской области, Интернет-ресурсы и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предпрофильного курса по экологии для 9 класса "Земля - наш общий дом"
Программа курса «Земля-наш общий дом» предназначена для учащихся 9 классов.Содержание курса создает базу для ориентации учащихся в мире профессий. Тематика курса вооружает учащихся знаниями необ...
Курс факультативного занятия "Искусство родного края"
Курс факультативных занятий "Искусство родного края" разработан мной для учащихся 5 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предпрофильного курса География родного края
программа предпрофильного курса, раскрывающая особеннности природы Ростовской области....
Рабочая учебная программа предпрофильного курса «Родное слово» для 9 классов
Программа направлена на развитие интереса учащихся к более глубокому изучению русского языка в профильной школе, представлена двумя модулями: "Секреты орфографии и пунктуации" (углубляет, расширяет и ...
Программа курса «Знакомство с природой родного края» 6 класс
Интерес к проблеме изучения родного края продиктован необходимостью в формировании бережно относящегося к природным ценностям своего Отечества.Данный курс дает возможность учителю расширить и углубить...
Программа факультативного курса "По литературной тропе родного края"
Курс предлагается обучающимся 10-12 классов и призван удовлетворить эстетические, нравственно-духовные ценности. Программа разрабатывалась для обучающихся, находящихся в местах...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История родного края"
Курс "История родного края" для 7 класса...