Дополнительная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Изучаем свой родной край»
методическая разработка по экологии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Цель – создание условий для формирования убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к личному творческому участию в теоретических и практических делах сбережения природы.Экологическое просвещение детей – одно из приоритетных направлений. В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования современной личности. Новизна программы заключается в том, что в ходе её реализации будет задействована целостная система элементов педагогической практики, нацеленная не только на экологическое образование школьников, но и на развитие основ патриотического самосознания личности. Данная дополнительная программа - это комплексная образовательная программа, объединяющая эколого-биологическую, краеведческую и художественно-эстетическую направленности. Форма организации деятельности: - индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно); - дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков); - работа в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izuchaem_svoy_rodnoy_kray_2017.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2»
МАОУ КСОШ № 2) 636160, Томская область, Кожевниковский район,
с. Кожевниково, ул. Карла Маркса 6.
Телефон 8(38244) 21153, телефон/факс 8(38244) 23398
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Панова О.П./ Протокол №__от___ 2017г. | «Согласовано» Замдиректора по УВР _______/Неизвестных Н.Г./ | «Утверждаю» Директор МАОУ «Кожевниковская СОШ №2» ______________/Крайсман Н.А./ Приказ № ___ от______ 2017гг. |
Дополнительная общеразвивающая программа
эколого-биологической направленности
«Изучаем свой родной край»
Возраст обучающихся,
на который рассчитана программа - 13 - 16 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 70 (2 часа в неделю)
Уровень - базовый
Автор-составитель: Седляр Ирина Николаевна
учитель биологии и экологии.
2017 год
Кожевниково
СОДЕРЖАНИЕ
Страница | |
Пояснительная записка | 3 |
Ожидаемые результаты | 4 |
Формы аттестации | 6 |
Организационно - педагогические условия реализации программы | 6 |
Виды деятельности | 6 |
Методы организации деятельности детей | 6 |
Перечень необходимого оборудования | 7 |
Учебно-методическое обеспечение | 7 |
Учебно-тематический план | 7 |
Содержание программы | 8 |
Мониторинг результатов обучения | 9 |
Мониторинг личностного развития обучающихся | 11 |
Учебно-тематический план | 13 |
Пояснительная записка
Актуальность
Экологическое просвещение детей – одно из приоритетных направлений. В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования современной личности.
В современном мире, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все возрастающее значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения.
Экологические проблемы можно и нужно обсуждать с детьми разного возраста. Современные школьники практически оторваны от природы и воспринимают окружающую среду как дома, магазины, потоки машин и т.д. Поэтому неудивительно, что ребята не задумываются над плачевным состоянием природы, которая до появления промышленности, машин и самолетов была совсем другой.
Все живые организмы, населяющие нашу Землю, существуют не сами по, себе, они зависят от окружающей среды и испытывают её воздействие. Живые или неодушевленные силы природы, действующие вокруг них, - это не просто декорации, на фоне которых развертывается сам жизненный процесс. Это точно согласованный ансамбль факторов окружающей среды и приспособления к ним живых организмов; именно этот ансамбль, столь легко нарушаемый вмешательством человека, и обуславливает возможность сосуществования разнообразнейших форм организмов и самого различного образа их жизни.
Только нынешнее «заболевание» многих мест обитания, изменение факторов окружающей среды, часто опасное для жизни организмов, и связанное с этим вымирание многих видов животных и растений открывает нам глаза буквально в последнюю минуту на законы «здорового» состояния как нормы и основы существования жизни.
В современном мире, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все возрастающее значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения.
Экологические проблемы можно и нужно обсуждать с детьми разного возраста. Современные школьники практически оторваны от природы и воспринимают окружающую среду как дома, магазины, потоки машин и т.д. Поэтому неудивительно, что ребята не задумываются над плачевным состоянием природы, которая до появления промышленности, машин и самолетов была совсем другой. Сегодня разорвана естественная связь «природа - человека» и как следствие этого - стремительное распространение среди школьников равнодушия, а иногда, и жестокости ко всему живому, в том числе к окружающей природной среде, животным и растениям, к близким людям, друг к другу.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что в ходе её реализации будет задействована целостная система элементов педагогической практики, нацеленная не только на экологическое образование школьников, но и на развитие основ патриотического самосознания личности. Данная дополнительная программа - это комплексная образовательная программа, объединяющая эколого-биологическую, краеведческую и художественно-эстетическую направленности.
Цель – создание условий для формирования убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к личному творческому участию в теоретических и практических делах сбережения природы.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать систему знаний и умений по природоохранной деятельности в родном крае;
- обучить практическим навыкам решения экологических проблем;
- вооружить технологиями сбережения природы родного края.
- - расширить представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- обучать проектированию и внедрению своих проектов в жизнь.
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни,
- приобщать обучающихся к участию в различных образовательных событиях, посвящённых вопросам экологии и природоохранной деятельности;
- формировать ценностные основы нравственности, поведенческие нормы по отношению к экологическим проблемам современности;
- развивать умение работать в команде;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
- воспитывать у школьников ответственность за сохранение окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы «Родной край» у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.
Показатели в личностной сфере ребёнка:
- развитие интереса к познанию мира природы;
- осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- расширение сферы социально-нравственных представлений;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
.
Познавательные универсальные учебные действия:
- понимать роли государства и действующего законодательства в области охраны природы.
-ставить и формулировать проблемы;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-установление причинно-следственных связей;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, сеть Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах;
- перерабатывать полученную информацию: заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- формулировать собственное мнение и позицию; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметные результаты:
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
-умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде.
Формы аттестации
Для оценки результативности обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Изучаем свой родной край» применяется входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
- Входной контроль (тест): определение исходного уровня знаний и умений.
- Текущий контроль (опрос, контроль за качеством выполненных заданий): определение уровня усвоения изучаемого материала по темам.
- Промежуточный и итоговый контроль (выходное тестирование, выполнение практических заданий по изученным темам, проектов на экологическую тему): определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, а также сформированности личностных качеств.
Для оценки результативности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Изучаем свой родной край» используются следующие группы методов диагностики:
- Информационно-констатирующие (анкеты, опросы, беседы, тесты, анализ документов).
- Оценочные: экспертные оценки, независимые характеристики (отзывы родителей, учителей, зрителей), тесты.
- Поведенческие: наблюдения, специальные ситуации (ситуации свободного выбора), игры.
- Продуктивные: анализ продуктивной деятельности, тесты, участие в конкурсах, олимпиадах, достижения обучающихся.
Организационно - педагогические условия реализации программы
Сроки реализации программы – 1 год.
Наполняемость группы – не менее 15 человек.
Режим занятий:
- количество учебных часов за учебный год –70 часа
- количество занятий и учебных часов в неделю – 2 занятия в неделю
- продолжительность занятия – 40 мин.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности:
- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);
- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);
- работа в парах.
Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная.
Методы организации деятельности детей:
- исследовательские задания,
- игровые задания,
- практикумы,
- опытническая работа,
- систематические наблюдения,
- ролевые, дидактические, игры,
- творческие задания, опыты,
- практические работы,
- создание экологических проектов,
- экскурсии и прогулки в природу,
- моделирование,
- составление памяток.
Высокий уровень реализации данной программы может быть обеспечен благодаря использованию основных положений психологии и педагогики, теории и методики экологического образовании, а также инновационных технологий развития экологического сознания.
Перечень необходимого оборудования
1. Помещение для занятий – школьный кабинет, Экопарк, пришкольный участок, дарвиновская площадка.
2. Фотоаппарат.
3. Блокноты, ручки.
4. Семена
5. Сельхозинвентарь.
Учебно-методическое обеспечение
- Технические средства обучения: компьютерное оборудование: компьютер, проектор, экран.
- Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, банк работ обучающихся, настенные иллюстрации, фотографии, магнитные доски;
- демонстрационные: работы педагога и обучающихся;
- цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники, универсальные энциклопедии;
- аудиовизуальные: слайдовые презентации, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1. | Раздел 1. « «Азбука экологии» - блок: эколого-биологической направленности | 30 |
2. | Раздел 2. «Знаю, люблю, берегу свой Дом» | 39 |
3. | Итоговое занятие | 1 |
4. | Итого: | 70 |
Содержание программы
Введение (1час)
Раздел 1. «Азбука экологии» - блок: эколого-биологической направленности. (30час)
Природа - это знания. Природа рассматривается как объект познания, представленный многообразием форм, видовым разнообразием, особенностями и значением в жизни человека. Интерес к познанию природы и окружающего мира «своей малой родины» генетически заложен в каждом ребенке (человек неотъемлемая часть природы). Нахождение в природе, работа с природными объектами оказывает благотворное воздействие на формирование его личности. Без глубоких знаний природы «своей малой родины» невозможно воспитание гражданина своего отечества и становление экологической культуры.
Растительный и животный мир. Почему растение зелёное. Портреты деревьев зимой. Лекарственные растения. Лес – зелёные лёгкие Земли. Местные растения - индикаторы. Пигменты растений. Красители из растений.
Раздел 2. «Знаю, люблю, берегу свой Дом». (39час)
Ведущая идея при отборе естественно - научных и социальных аспектов содержания программы - идея о неразрывной связи человека и природы. Природа - это творчество. Пищевые связи в лесу. Лес – раздолье для вегетарианцев. Сытные рябинки, осинки, дубы и ели для лесных обитателей. Лесные хищники. По страницам лесного журнала мод. Пропаганда правил поведения в лесу. Растительный мир «Маленький огород на подоконнике» Лесные ремесла. Санитары и врачеватели леса. Растительный мир родного края. Лес и наша жизнь. Изделия из древесины – в нашем доме. Сокровища лесов. Природа в наших ощущениях. Томская область — многонациональный регион.
Мониторинг результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной программе
«Изучаем свой родной край»»
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества |
I. Теоретическая подготовка учащихся. 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям. | 1-3 балла - обучающийся не овладел знаниями, предусмотренных программой, и не знает терминологии; 4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой, и избегает употреблять специальные термины; 7-9 баллов - объем усвоенных знаний составляет более 1/2 и сочетает специальную терминологию с бытовой; 10-12 баллов - обучающийся освоил весь объем знаний, предусмотренных программой, и применяет специальную терминологию; 13-15 баллов - обучающийся свободно воспринимает теоретическую информацию и умеет работать со специальной литературой. Осмысленность и полнота использования специальной терминологии. |
1.2. Владение специальной терминологией. | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. | |
II. Практическая подготовка учащихся. 2.1. Практические и умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. | 1-3 балла - обучающийся не овладел умениями и навыками, предусмотренными программой, не умеет работать с оборудованием и не в состоянии выполнить задания педагога; 4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема умениями и навыками, предусмотренными программой, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудование и в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога; 7-9 баллов - объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2, работает с оборудование с помощью педагога и выполняет в основном задание на основе образца; 10-12 баллов - обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой, работает с оборудованием самостоятельно и в основном выполняет практические задания с элементами творчества; 13-15 баллов - обучающийся свободно владеет умениями и навыками, предусмотренных программой. Легко преобразует и применяет полученные знания и умения. Всегда выполняет практические задания с творчеством. |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. | |
2.3. Творческие навыки. | Креативность в выполнении практических заданий | |
III. Учебно-организационные умения и навыки. 3.1. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности. | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. | 1-3 балла - обучающийся не знает правил безопасности, не умеет готовить рабочее место, не аккуратен в работе. 4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем на 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, и способностью готовить рабочее место, работы делает не качественно. 7-9 баллов - обучающийся объем усвоенных навыков и способность готовить свое рабочее место составляет более 1/2, к работе относится старательно, не всегда ответственен. 10-12 баллов - обучающийся освоил практически весь объем навыков правил соблюдения безопасности и готовит свое рабочее место иногда с напоминания педагога, в работе аккуратен. 13-15 баллов - обучающийся освоил весь объем навыков, предусмотренных программой. Самостоятельно готовит свое рабочее место, аккуратно и ответственно выполняет задания. |
3.2. Умение организовать свое рабочее место. | Способность самостоятельно готовить рабочее место и убирать его за собой. | |
3.3. Умение аккуратно выполнять работу, качественный результат. | Аккуратность и ответственность в работе. |
1-3 балла – низкий уровень
4-6 баллов – ниже среднего уровня
7-9 баллов – средний уровень
10-12 баллов – выше среднего уровня
13-15 баллов – высокий уровень
Мониторинг личностного развития обучающихся
при обучении по дополнительной общеобразовательной программе «Изучаем свой родной край»
Отношение к деятельности | |
1. Самостоятельность | Высокий 13-15 б. - хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, участвует в делах детского объединения, побуждая к этому товарищей. Выше среднего 10-12 б. - хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не побуждает к этому товарищей. Средний 7-9 б. - хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не всегда участвует в делах детского объединения. Ниже среднего 4-6 б. - не всегда хорошо занимается без контроля со стороны, не участвует в делах детского объединения. Низкий 1-3 б. - при выполнении работ нуждается в руководстве. |
2. Инициатив-ность и творчество | Высокий 13-15 б. - постоянно в творческом поиске (разрабатывает пособия, читает литературу по предмету, предлагает свои варианты при созданий коллективных работ), помогает товарищам при разработке заданий. Выше среднего 10-12 б. - постоянно в творческом поиске (разрабатывает пособия, читает литературу по предмету, предлагает свои варианты при созданий коллективных работ), но не помогает товарищам при разработке пособий. Средний 7-9 б. - в творческом поиске (разрабатывает пособия, читает литературу по предмету). Ниже среднего 4-6 б. - может сам разработать пособие, но в основном работает по образцу. Низкий 1-3 б. - выполняет работу при наличии образца, предложенного педагогом, требует контроля. |
3. Осознание значимости деятельности | Высокий 13-15 б. - уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы...) и побуждение к этому товарищей. Выше среднего 10-12 б. - уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы.). Средний 7-9 б. - уважительное и бережное отношение к результатам своего труда, но не всегда к результатам труда своих товарищей и к общественному имуществу. Ниже среднего 4-6 б. - не всегда уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы.). Низкий 1-3 б. - не осознает значимость труда, небережлив, допускает порчу имущества. |
Отношение к людям | |
1. Уважительное отношение к старшим | Высокий 13-15 б. - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников. Выше среднего 10-12 б. - уважает старших. Средний 7-9 б. - уважает старших избирательно, кто пользуется авторитетом. Ниже среднего 4-6 б. - к взрослым не всегда уважителен, нуждается в руководстве. Низкий 1-3 б. - не уважает старших |
2. Отношение к сверстникам | Высокий 13-15 б. - отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость и не терпит проявления лжи, встает на защиту слабых. Выше среднего 10-12 б. - отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам. Средний 7-9 б. - не всегда отзывчив и доброжелателен. Ниже среднего 4-6 б. - часто конфликтует со сверстниками. Низкий 1-3 б. - постоянно конфликтует со сверстниками. |
Отношение к себе | |
1. Соблюдение правил культуры поведения | Высокий 13-15 б. - соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других. Выше среднего 10-12 б. - соблюдает правила культуры поведения. Средний 7-9 б. - не всегда соблюдает правила поведения. Ниже среднего 4-6 б. - правила поведения соблюдает при наличии контроля. Низкий 1-3 б. - не соблюдает правила поведения. |
2. Самооценка | Высокий 13-15 б. - адекватная самооценка (достаточно самокритичен, с помощью педагога может признать и увидеть свои ошибки, уверен в себе, не боится браться за новые дела, быстро адаптируется в новом коллективе, жизненных ситуациях) Выше среднего 10-12 б. - в основном адекватная самооценка Средний 7-9 б. - бывает адекватная и неадекватная самооценка Ниже среднего 4-6 б. - часто бывает неадекватная самооценка Низкий 1-3 б. - завышенная (не признает критику, излишне самоуверен в себе, никогда не считает себя виноватым, а перекладывает вину на других, образ «Я - лучше всех») заниженная (неуверен в себе, повышенная тревожность «Я не справлюсь, я боюсь», долго адаптируется в новых условиях) |
3. Стремление к самосовершенствованию | Высокий 13-15 б. - знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону и помогает в этом другим. Выше среднего 10-12 б. - знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону. Средний 7-9 б. - знает свои сильные и слабые стороны, но не всегда стремится изменить себя в лучшую сторону. Ниже среднего 4-6 б. - не всегда знает свои сильные и слабые стороны, нуждается в поддержке педагога. Низкий 1-3 б. - не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке педагога в формировании положительных личностных качеств. |
1-3 балла – низкий уровень
4-6 баллов – ниже среднего уровня
7-9 баллов – средний уровень
10-12 баллов – выше среднего уровня
13-15 баллов – высокий уровень.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание деятельности | Количе-ство часов | ||||
«Азбука экологии» - блок эколого-биологической направленности | 27 | ||||||
1 | Правила техники безопасности. Знакомство с приемами лабораторной техники, работой в онлайн режиме | Экскурсия по пришкольному участку «Природа осенью» | Объяснительно-иллюстративный | 2 | |||
2 | Растительный и животный мир «Фенологические изменения» | Беседа, практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум | 2 | |||
3 | Конкурс рисунков: «Во саду ли, в огороде» | практикум | Объяснительно-иллюстративный | 2 | |||
4 | Работа на сайте vk группы «Экологический патруль» | Обсуждение практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | ||||
5 | Как живёт и питается растение Условия, необходимые для жизни растений. Почему растение зелёное. Фотосинтез. Как растение питается. Как растение качает воду. | Обсуждение практикум | Объяснительно-иллюстративный, | 2 | |||
6 | Лекарственные растения Природы дивный лик | Обсуждение практикум | демонстрационный практикум | 2 | |||
7 | Цветик – семицветик, или Растения – индикаторы Пигменты растений. История изучения индикаторов и их значение. Местные растения индикаторы. | Обсуждение практикум | иллюстративный, практикум | 2 | |||
8 | Выполнение творческого задания: «5Х5 Чудес Родного края», поиск информации | Беседа, практикум | иллюстративный, практикум | 2 | |||
9 | Практическое занятие «Как и чем можно подкормить птиц зимой» | Беседа, практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум | 2 | |||
10 11 | Создание презентации о природе нашего края. | Беседа, практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум | 2 | |||
12 | Красители из растений. История использования природных растительных красителей в крашении. Местные растения-красители. | Беседа, практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум | 2 | |||
13 | «Полезные и занесенные в Красную книгу виды» | Беседа | практикум | 3 | |||
14 | «Портрет» растения кисти биолога Любой человек в силу различных обстоятельств может оказаться один на один с природной средой, резко отличающейся от привычных условий жизни. Успех выхода из экстремальной ситуации зависит от находчивости, способности адаптироваться, степени подготовленности человека, которые в свою очередь базируется на определённых знаниях прикладного характера. | Беседа | Объяснительно-иллюстративный, | 4 | |||
«Знаю, люблю, берегу свой Дом» | 42 | ||||||
15 | Азбука краеведения. Составление опросника на выявление мотивов внимания к парку школы. | Беседа, практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум | 2 | |||
16 | Азбука краеведения. Составление опросника на выявление мотивов внимания к парку школы. | Практикум | Объяснительно-иллюстративный, практикум | 2 | |||
16 | Растения вокруг нас. Подготовка цифровой фотовыставки | Беседа, практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум | 2 | |||
17 | Сбор материала. «Природа Экопарк». Сбор фото. | Беседа, практикум | иллюстративный, демонстрационный, практикум | 2 | |||
18 | Сбор фото. Подбор фотоматериала. Сбор материала «Творческая мастерская - Изучение ландшафта пришкольного участка | Беседа, практикум | иллюстративный, демонстрационный, практикум | 2 | |||
19 | Заглянем в чашку чая | Беседа, практикум | иллюстративный, практикум | 2 | |||
20 | За чудесами в зимний лес. Письма на снегу. | Беседа, практикум | иллюстративный, демонстрационный, | 2 | |||
21 | Растительный мир «Маленький огород на подоконнике» | Беседа, практикум | иллюстративный, демонстрационный, | 2 | |||
22 | Растительный мир родного края (по гербарным материалам и рисункам). | Беседа | иллюстративный, демонстрационный, | 2 | |||
23 | «Барометры природы» | Беседа | иллюстративный, практикум | 2 | |||
24 | Лес и его эстетическое значение (лес в поэзии, музыке, живописи, литературе). | Беседа, практикум | иллюстративный, практикум | 2 | |||
25 | Пропаганда правил поведения в лесу. | Беседа, практикум | иллюстративный, демонстрационный, практикум | 2 | |||
26 | Моделирование пищевых цепей. | Беседа, практикум | иллюстративный, демонстрационный, практикум | 2 | |||
27 | Создание собственных культурных ландшафтов пришкольного участка (групповые проекты) | практикум | демонстрационный, | 2 | |||
28 | Создание собственных культурных ландшафтов пришкольного участка (групповые проекты) | практикум | демонстрационный, | 2 | |||
29 | Лекарственные растения | Беседа | иллюстративный | 2 | |||
30 | Аборигены и пришельцы | Беседа | иллюстративный | 2 | |||
31 | Лесные ремесла (резьба по дереву, береста, плетение…) | ||||||
32 | Техника безопасности. Экскурсия на школьный отдел «Лекарственные растения». Характеристика лекарственных растений, их применение. | экскурсия | демонстрационный, практикум | 2 | |||
33 | Природа в наших ощущениях | практикум | Фото, видеоролики | 2 | |||
70 | Итоговое занятие |
Источники информации:
1.Интернет –ресурсы.
2. Социальная экология / Горелов А.А. – Москва : МПСИ ; Флинта, 2004.
3.Константинов, А. П. Экология и здоровье: опасности мифические и реальные / А. П. Константинов // Экология и жизнь. - 2012. - № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года".
Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года" рассчитана на детей в возрасте 5-10 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе образовательной прогр...
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...
Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»
Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....
Методика презентаций в освоении дополнительной образовательной программы эколого - биологической направленности
Методика презинтаций в освоении образовательной программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Юный эколог»
Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность и предназначена для работы с любознательными детьми, любящих окружающий наш мир, растений и животных. Программа «Юный эколог»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности "Ая ганга" по школьному лесничеству
Настоящая программа имеет естественно-научную направленность и предназначена для работы с любознательными детьми, любящих окружающий наш мир, растений и животных.Дополнительное образование решает проб...
КРАТКОСРОЧНАЯ ( ЛЕТНЯЯ) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА эколого-биологической направленности «Юный эколог»
1. Пояснительная записка. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИПРОГРАММЫ- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;- Приказ Министерства пр...