Методическая разработка на тему: «Нравственный подвиг любви к Богу на примере св. Екатерины. Тема целомудрия и нравственного выбора.»
план-конспект урока по краеведению (11 класс) по теме
Проект урока в рамках преподавания "Духовного краеведения Подмосковья" в старших классах и СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dkp.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Нравственный подвиг любви к Богу на примере св. Екатерины. Тема целомудрия и нравственного выбора.»
11 класс.
Выполнил: Коврижкина М.М.
Преподаватель специальных дисциплин
ГАОУ СПО МО «Видновский Профессиональный Колледж»
Москва, 2013 год.
«Нравственный подвиг любви к Богу на примере св. Екатерины. Тема целомудрия и нравственного выбора.»
Цель занятия: рассмотреть с учениками проблематику нравственного выбора христианской святой в преломлении ценностей молодежи 21 века.
Задачи:
- Постановка проблематики занятия;
- изучение жития Св. Екатерины Александрийской;
- изучение добродетели целомудрия на примере Св. Екатерины;
- рассказ об истории православной обители в честь Св. Екатерины- подмосковном Синае;
- рассмотрение ценности целомудрия применительно к жизни современной молодежи.
Средства:
1) Л.Л. Шевченко. Духовное краеведение Подмосковья. М.- 2010 год. Стр. 198-207.
2) Словарь для учителя «Этические альтернативы» стр. 59-60
3) Методическое пособие к курсу «Духовное краеведение Подмосковья». Урок 55-56 «Южное Подмосковье»
Технические средства:
Доска, проектор совместимый с ПК, экран, звуковоспроизводящая аппаратура.
- Постановка проблемы:
Рассказ учителя.
- Скажите, какие у Вас, ребята планы на будущее?
- ответы: создать семью, выйти замуж, завести детей, жить счастливо, заработать денег.
- Может ли человек отказаться от этих планов и все равно быть счастливым? В каких случаях?
- (Может – не может, варианты ответов учеников.)
- Давайте рассмотрим ситуацию, когда человек не только отказался от стандартных и естественных для современных людей целей, но и нашел свою, желаемую и достигнув ее, был счастлив несмотря не на что.
- Рассказ о Св. Екатерине. ( На экране – портреты Св. Екатерины Р. Санти, Караваджо, иконы св. влкм. Екатерины)
Екатерина родилась в Александрии в 3 веке и была знатной и богатой. Она была умна и образованна и хотела себе в мужья только человека, которым сможет восхищаться и поставит его выше себя.
Естественно для женщины, правда?
Но однажды она увидела во сне Богоматерь с младенцем на руках, от младенца исходил свет, и Екатерина потянулась к нему.
Почему? Она почувствовала благость, т.е. желание быть ближе к высшей сущности.
Во сне младенец отвернулся от Екатерины, и она проснулась в слезах. Т.е. внимание высшей силы стало важным для нее, выражаясь современный языком, она получила мотивацию к дальнейшему действию.
Однако ее желание найти умного и совершенного мужа было проявлением греха гордыни и себялюбия. Обратившись к старцу, Екатерина услышала совет: смирить гордыню и обратиться ко Христу. Екатерина стала горячо молиться.
Вопрос: почему молитва стала важна?
Потому . что знания – не самоцель, человек со злым сердцем не может быть полезен обществу и самому себе, неся знание само по себе. Цель знания – польза обществу.
Когда Екатерина избавилась от гордости и самолюбования, во сне еще раз явилась к ней Богородица и младенец Христос, и младенец потянулся к ней. Она почувствовала радость и успокоение души, цель, к которой она стремилась, была в служении Христу.
Екатерина отказалась от брака, хотя многие к ней сватались. Когда она отправилась в Александрию, даже императору не удалось убедить ее отказаться от веры.
Мудрецов и вельмож, которых император прислал переубедить ее, она обратила в Христову веру. Т.е. ее вера была так убедительна и знания она применяла уже во имя христовой веры, веры во спасение души.
Почему это было важно?
Обратимся к истории. Христианство для римлян стало нужным, поскольку языческие культы не давала ответов о смысле жизни, спасении души. А реальная, земная жизнь была настолько опасна и неустойчива, что человек невольно искал успокоения в духовной жизни. Поэтому смыслы и ценности христианского учения стали доступны и желанны.
Но не все римляне сразу признали христианство. Император велел долго мучить Екатерину и ее сторонников, однако она терпела их с кротостью и умерла, не отказавшись от веры во Христа.
- Почему она не воспользовалась возможностью отречься?
- ответы школьников, варианты.
- Правильно, иначе она утратила бы смысл жизни, отказавшись от того, что его составляло. К тому же в те далекие времена жизнь человека не была такой ценной и важной, как сейчас. Люди часто видели смерть близких от болезней, войн и несправедливости власти. Смерть не была особенным событием, ее меньше боялись в древние времена.
Теперь давайте обсудим, а нужно ли было обязательно отказываться св. Екатерине от брака? Помешало бы замужество любви к Богу и исполнению его заповедей?
Пример Святой Великомученицы Екатерины – пример любви не плотской, но духовной, чистой в искренности и осознанности. Существует изречение «монашество и брак не для каждого, а целомудрие для всех». Стоит лишь уразуметь разницу в целомудрии воздержания монаха и целомудрии размеренной половой жизни женатого мирянина. Эта разница весьма существенна.
Целомудрие – это способность следовать беспристрастному рассуждению о должном поведении, внутренняя сосредоточенность на высоких помыслах. Это не только и не обязательно воздержание от плотских соблазнов, но изменение всего образа жизни.
Семья называется малой церковью, что говорит о священности брака и необходимости создания семьи для безгрешного плотского общения, для рождения детей.
Мы знаем пример Святых Петра и Февронии как образец истинно христианского супружества, в любви друг к другу и поддержке друг друга.
Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Любовь к Богу не исключает плотских радостей, но они не должны быть самоцелью и смыслом всех жизни. Есть в жизни много радостей.
- Что такое свободная любовь? Почему люди, свободные во всем, в политике, творчестве, профессиональной деятельности, не могут быть свободны в любви?
Это вопрос именно нравственного выбора.
Говорят: свободная любовь в свободном мире. Почему именно это слово употребляется применительно к тем отношениям, которые в церковном понимании трактуются как блудные?
Смысл слова «свобода» извращен и в него уже давно вкладывают не христианское понимание, некогда доступное столь значительной части человеческого рода, то есть свобода от греха, свобода как не связанность низким и низменным, свобода как открытость души человека для вечности и для Неба, а вовсе не как его детерминированность своими инстинктами или внешней социальной средой. Такое понимание свободы утрачено, и сегодня под свободой понимается прежде всего своеволие, возможность творить, как говорится, «что хочу, то ворочу». Однако за этим стоит не что иное, как возвращение в область рабства, подчинения своим инстинктам под жалким лозунгом: лови момент, пользуйся жизнью, пока ты молод, срывай все дозволенные и недозволенные плоды!
Таким образом навязывается потребительское отношение к любви, как к одежде или мобильному телефону.
Но нужно ли так же, как мы стремимся носить модную одежду, стремиться к частой смене партнеров? Супружеская верность – ценность не только христианская. Это медицинское требование, несмотря не современную медицину. Это залог счастливого зачатия и рождения детей.
Промежуточный итог: Мы изучили история Св. Екатерины.
Что вы поняли из этой истории?
Как можно понимать цель жизни светского и монашествующего человека?
Как соотносится любовь к Богу и желание завести семью?
Почему примеры святых, отказавшихся от светской и плотской жизни, уникальны?
3) Теперь посмотрите на экран (видеоряд – фотографии Свято-Екатерининского монастыря).
Узнаете место?
- ответы: да, это наш ближайший православный монастырь – Свято-Екатерининский.
- Мы запланируем туда экскурсию, посмотрим все сами.
А сейчас я расскажу Вам историю этого места.
Монастырь был заложен царем Алексеем Михайловичем, когда ему во сне явилась Св. Екатерина и объявила ему о рождении дочери. В благодарность за чудесное видение царь заложил женскую православную обитель. На протяжении трех веков монастырь бал одним из центров духовности подмосковной земли. Многие люди приходили туда просить благословения, особенно в семейных делах и рождении и воспитании детей.
Тяжелые времена для монастыря наступили еще задолго до революции: в 1908 году террористами был убит настоятель монастыря.
В 1918 году монастырь закрыли.
Как Вы думаете, почему закрытие монастыря было важно для советской власти?
- Варианты ответов учеников.
Правильно, власть отрицала всякую веру в Богу, в том числе и христианскую. Передовым достижением считался атеизм – отказ от религии и веры в сверхестественное. Власть насаждала свою идеологию и не терпела альтернатив, основанных на милосердии и сострадании. Основой советской власти в начальный период ее существования был террор, несовместимый с любыми гуманистическими идеалами.
В советские времена в монастыре была жуткая «Сухановка» - тюрьма ОГПУ, и даже крематорий для тел расстрелянных.
Только в 1992 году удалось возобновить богослужения.
Вопрос: почему возобновление богослужений было важно?
Чем сейчас монастырь важен для нашего района?
В заключении урока давайте рассмотрим основные понятия:
- святой
- целомудрие
- святость брака
- свобода в христианском понимании
Задание на дом: эссе «Православная семья в современном понимании».
Список литературы.
- Первое послание к Коринфянам (глава 7) http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor1.htm
- Библия. Издание Московской Патриархии. М., 1995.
- Повесть о Петре и Февронии http://www.petr-fevronia.ru/category/2
- Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х—ХХ вв.
Сост. С.С.Бычков. — М., 1992.
- Берсенева Т.А. Уроки о здоровье и добродетели. М., 1999.
- Духовное краеведение Подмосковья, Учебное пособие для учащихся образовательных учреждений Московской области по ред. Л.Л. Шевченко
- http://www.pravmir.ru/o-supruzheskix-otnosheniyax/
- http://www.orthomama.ru/cat22text222.htm
- http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=27&article=14561
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...
План-конспект урока по литературе на тему "Тихий подвиг любви" по произведениям В.Г. Короленко "В дурном обществе" и "Слепой музыкант".
Содержание урока направлено на формирование умения воспринимать мир чувств и переживаний героев, а также на выявление художественного своеобразия творческой манеры писателя....
Методическая разработка урока «Урок истории - урок любви, нравственности и долга»
"Урок истории - урок любви, нравственности и долга"...
Методическая разработка занятия. Использование локализованной модели построения метапредметной модели на примере урока алгебры по теме «Линейная функция и её график»
Локализация модели метапредметных связей на примере материла урока алгебры седьмого класса....
Методическая разработка урока «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека». 8 класс.
Открытый урок по родной литературе. 8 класс....
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...
Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)
Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....