Методическая разработка урока «Урок истории - урок любви, нравственности и долга»
методическая разработка (11 класс) на тему

Шитик Кира Викторовна

"Урок истории - урок любви, нравственности и долга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  урока

 «Урок истории- урок любви, нравственности и долга»

Жёнам  декабристов посвящается…

Шитик Кира Викторовна,

-учитель истории и обществознания.

Цели урока: 

Образовательные:

  • Расширить знания  учащихся о событиях декабря 1825 года в России, их последствиях.
  • Раскрыть причины поступка декабристов, их  жён, Гражданского губернатора Иркутска Цейдлера И. Б..

Развивающие:

  • Продолжить  развивать  интерес учащихся к истории  России, истории Санкт- Петербурга.
  •  Развивать умения мыслить, анализировать поступки людей, высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, извлекать жизненный опыт из исторических событий.
  • Развивать воображение,  творческие способности обучающихся.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию у подростков  чувства верности, преданности, долга, ответственности по отношению к окружающим, прежде всего к своей семье.

Видеоряд:  

- презентация                                                                                                                                                                                   - портреты жён декабристов.                                                                                                                                                        - фрагмент из к/ф «Звезда пленительного счастья».

Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам за советом. Я хочу обсудить с вами ситуацию, с которой ко мне обратилась одна мама и попросила моего совета и моей помощи. Я могу дать совет маме,  исходя из своего возраста, роли учителя, мамы, женщины. Но вы, как молодые люди, как представители  своего поколения, можете предложить своё видение ситуации.

  ПРОБЛЕМА: (СЛАЙД №1)

 Совсем недавно жила благополучная семья: папа, мама и две дочери. Так случилось, что  папа решил уйти из семьи  и перестал помогать материально. Мама устроилась на две работа, чтобы обеспечивать семью. Но маме нужна помощь старшей дочери (15 лет). Она должна взять часть обязанностей мамы на себя. Присматривать за младшей (7 лет) девочкой, которая ходит в 1-ый класс: разбудить утром, «собрать», довести до школы, забрать из школы, накормить, проверить уроки. Старшая отказывается, приводя различные аргументы (мне хочется погулять с друзьями после школы, я не обязана следить за младшей, я не виновата, что папа ушёл,…..). Что бы вы посоветовали маме  или дочке в этой ситуации. Вы можете работать  парами, индивидуально, как вам удобнее. Напишите, пожалуйста своё мнение.

Приложение 1.

Мой совет

маме__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

девочке__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Спасибо, что написали своё мнение. Очень трудно бывает давать советы.

Давайте обратимся к истории.  Посмотрите, пожалуйста на слайд (СЛАЙД № 2). Вспомните, что произошло почти  200 лет назад в нашем городе в эти декабрьские дни.

ОТВЕТ: Восстание декабристов на Сенатской площади , 14  декабря 1825 года.

Вспомните, пожалуйста, что подтолкнуло дворян, многие из которых были хорошо обеспечены, владели землями, имели высокие воинские звания, на государственный переворот?

ОТВЕТЫ:  Во время войны с французами крестьяне воевали, уничтожая врага и вилами, и дубинками. Отдавали имущество нашей армии или уничтожали всё, что  у них было, чтобы не досталось врагу. После войны они не получили долгожданную свободу. В заграничных походах все увидели, что народ в Европе живёт по-другому, (и др. ответы учащихся).

 Вы знаете , что переворот не состоялся и было проведено следствие по делу декабристов. 579 человек было привлечено к  суду. Признаны виновными – 287.  Пятерых император  велел казнить; 121 человека отправил на каторгу и в ссылку, остальных  разжаловали в солдаты и определили на Кавказ в действующую армию.

Приложение 2.

Отметьте, пожалуйста, в таблице слова, которые по вашему, объясняют причину поступка декабристов.

Любовь

Мужество

Сострадание

Честь

Долг

Наивность

Совесть

Романтические мечты

Ответственность

Эгоизм

Самоконтроль

Супружеский долг

Посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент (СЛАЙД №4)  фрагмент из фильма «Звезда пленительного счастья».Реж. Вл. Мотыль 1975 г

Приложение 3.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые лежат перед вами.

А) Какова цель губернатора Иркутска Цейдлера И.Б. _________________________________

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Б) Каковы намерения Екатерины Трубецкой _________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

В) Какое впечатление произвела на Вас эта беседа _____________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  _____________________________________________________________________________________

За декабристами, сосланными в Сибирь, поехали  девять жён, две невесты, семь матерей и сестёр. В этом фрагменте Вы увидели беседу Екатерины Трубецкой, первой из жён, отправившихся в Сибирь,  и Гражданского губернатора  Иркутска Ивана Богдановича Цейдлера.

Находясь на посту Гражданского губернатора, Цейдлер получил указание  сделать всё, чтобы не пустить Трубецкую дальше Иркутска. Император Николай I  боялся  за тот общественный резонанс, который вызвало бы их добровольное изгнание. Поэтому, по приказу свыше, было создано немало препятствий на пути декабристок в Сибирь. Екатерина Трубецкая  была первой. Если бы испугалась она, то другие женщины, по мнению властей, не поехали бы.  

   Надо сказать несколько слов в защиту Ивана Богдановича. В 1819 году Цейдлер был назначен комендантом  города Иркутска, а в следующем году произведён в генерал-майоры  и за отличное устройство Военно-сиротского отделения награждён бриллиантовым перстнем. В 1821 году, по особому ходатайству М. М. Сперанского, он был назначен Иркутским гражданским губернатором  с переименованием в действительные статские советники. Он быстро завоевал симпатии иркутян своим гуманным обращением, добродушием, гостеприимством и широким хлебосольством. Последовавшее вскоре назначение его губернатором было встречено иркутянами с большим удовольствием. Он заботился  о поднятии земледелия и скотоводства в управляемом им крае. Под его попечением был разводим в Якутском крае и по берегам Лены  род зернового хлеба, известного тогда под именем «гималайского ячменя»; он выписал из внутренних губерний лучшие породы скота, а в бытность свою в Москве купил партию мериносов и по приезде в Иркутск составил компанию для их разведения.                                                                      

ВОПРОС: Чем же можно объяснить его поведение во время разговора с Трубецкой?                                                                        ОТВЕТ: Чувство долга. (он получил распоряжение). Чувством жалости (княгиня не понимала, в каких условиях ей предстоит отказаться). (СЛАЙД № 5) Путь в Сибирь

ВОПРОС: Как выдумаете, что побудило жён  и невест декабристов приехать в Сибирь?                                             ОТВЕТЫ: Любовь

СЛАЙД№ 6,№7. Портреты «декабристок».

Несомненно, любовь, если говорить об  истории Екатерины Трубецкой. Вышла замуж по обоюдному желанию в 1820 году. Жили Трубецкие счастливо, только детей всё не было. Она последовала  за своим мужем без колебаний. В ссылке в семье родилось 7 детей.

Очень романтична история Анненковой Прасковьи Николаевны, урождённая Жанетта Полина Гёбль. В Петербурге была модисткой, в 1825 году полюбила  Ивана Анненкова, богатого, родовитого, красивого. Она понимала, что они неровня. Но как только узнала, что он лишён дворянского титула и осуждён на каторгу, отправляется за ним, принимает православие и выходит замуж.

Но если вы думаете, что только любовь была главным чувством, то послушайте  рассказ об Ентальцевой Александре Васильевне.  Была не богата и не родовита. Рано осталась сиротой и воспитывалась сёстрами. Решила облегчить им жизнь и рано вышла замуж за первого посватавшегося.  Он оказался игроком и вскоре проиграл все их деньги. Затем муж заставлял жену  присутствовать  во время игры и, любезничая с теми, кто играл с мужем, отвлекать их от игры. Александра Васильевна сбежала от мужа и оказалась в трудном положении.  Из сострадания Андрей Васильевич Ентальцев предложил ей брак (он был некрасив, угрюм). Александра Васильевна была благодарна за этот поступок всю жизнь, ухаживала за ним, когда он сошёл с ума в ссылке, похоронила и до 1858 года жила в Сибири.

Вот история  Марии Николаевны  Волконской. В январе 1825 года, в 18 лет, отец (генерал Раевский) выдал её замуж за князя С. Г. Волконского, который был гораздо старше её. До декабря 1825 года в общей сложности  они прожили три месяца. Но как только она оправилась после трудных родов, оставив маленького сына, она отправляется за мужем в Сибирь.

Если только любовь заставила этих женщин уехать, то как же не вспомнить об оставленных детях, престарелых родителях. Значит, их они не любили?

Прошу вас взять табличку, в которой вы отметили слова, объясняющие поступки декабристов. Отметьте те качества, которые объясняют поступки жён декабристов.

Вернёмся к той жизненной ситуации, в решении которой я просила вашей помощи в начале нашего разговора. Посмотрите  на совет, который вы дали в начале урока. Изменилось ли Ваше мнение?

 Если ваше мнение изменилось, запишите свои советы теперь, после нашего разговора ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Мне бы очень хотелось, чтобы наше занятие запомнилось вам, поэтому я обращаюсь к вам с вопросом, ответ на который, я прошу  вас высказать вслух.                                                                       Выберите, пожалуйста, ответ, который Вам наиболее близок.

       Наша беседа об  отношении людей    в семье  ______________________________                         (важная, актуальная, незначительная, значительная, надоевшая, интересная,……….)  для  меня.

    Сегодня я ( помог советом,  узнал о судьбах декабристов и их жён, не узнал ничего нового, задумался о своей роли в семье,………….)__________________________________________________

   Потому, что для меня семейные ценности- это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо    за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Цветаевой "Маленькая история большой любви"

Данная литературно-музыкальная композицияявляется итоговым уроком по творчеству М.Цветаевой....

Романтическая история первой любви (по повести А. Грина "Алые паруса")

Урок-исследование по повести А. Грина "Алые паруса"...

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

Урок литературы" История великой любви. Полина Виардо в жизни Тургенева."

Интересный урок по литературе. Цель:1)     раскрыть  новые факты биографии И. С. Тургенева;2)     познакомить с личностью Полины Виардо;3)...

Внеклассное мероприятие "Петр и Феврония. История вечной любви"

Внеклассное мероприятие для уч-ся 5-10 классов о жизни святых....

Методическая работа .Конспект урока по творчеству Ф.Тютчева."О,как убийственно мы любим...".(Об истории тютчевской любви)

В помощь учителю литературы,изучающему творчество Ф.И.Тютчева.Технология критического мышления....

«Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг»

Технологическая карта к уроку ОДНКНР «Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг»...