Методическая разработка урока «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека». 8 класс.
план-конспект урока (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Родная литература, 8 класс.
Тема «Малая проза современных писателей-орловцев.
Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека.
Цель урока: систематизировать и углубить знания учащихся о литературе родного края, создать условия для формирования целостного видения творчества Л.М. Золотарева.
Планируемые образовательные результаты.
1.Предметные. В результате занятия учащиеся смогут:
- познакомиться с основными биографическими сведениями о писателе;
-понять емкость и философичность содержания рассказа «Дарьюшка — последняя из хуторян»; -рассмотреть образ главного героя со стороны главных законов человеческого бытия;
-совершенствовать навыки анализа художественного текста.
2.Метапредметные. В результате занятия учащиеся смогут: -сформулировать цели своей учебной деятельности; -совершенствовать навыки самоконтроля, самооценки и коррекции; -продолжить формирование уменияаргументировать ответ и формулировать свое мнение.
3. Личностный результат: Будут гордиться русскими людьми, лучше понимать других людей и себя.
Словарная работа: репрессии, хата, хуторяне.
Оборудование: портрет Л.М. Золотарева, презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Этап урока Основное содержание этапа | Основные виды деятельности учащихся | |||||||
1. | Оргмомент. В начале урока звучит «Песня о добром человеке» Станислава Пожлакова -Доброе утро! Я рада приветствовать вас. Давайте проверим готовность к уроку. | Проверка готовности к уроку, мобилизация внимания. | ||||||
2. | Мотивация. Создание проблемной ситуации. -Ребята, как вы думаете, почему наш урок начался именно с этой песни? -Что означает выражение «жить по человечески» ? Запишите в рабочий лист. (жить в хороших условиях, проявлять человеческие качества: доброту, заботу о других и т.д.) -Видите, как разделились наши мнения. Сегодня мы попытаемся ответить на этот непростой вопрос. | Ребята формулируют свое мнение, аргументируют его. | ||||||
3. | Актуализация знаний. -Ребята, как вы думаете, что поможет нам разобраться в этом вопросе? (обратимся для этого к произведению Л.М. Золотарева «Дарьюшка — последняя из хуторян».). С рассказом вы познакомились дома. Давайте сформулируем и запишем тему урока… Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека. Запишите в рабочий лист. | Определяют, где можно добыть недостающих знаний. | ||||||
4. | Целеполагание и планирование. Как бы вы могли сформулировать цель нашего урока? (познакомиться с биографией и творчеством Л.М. Золотарева, Определить идею произведения и доказать это, проанализировать рассказ). -А какую идею мы будем доказывать и как?(идею нравственной красоты человека, разберем образы героев и докажем, что каждый из них обладает нравственной красотой). Есть еще 1 проблема в этом рассказе, но к ней мы вернемся позже. Запишите в рабочий лист. | Формулирование цели урока | ||||||
5. | Открытие нового знания (изучение темы) Словарная работа: репрессии, хата, хуторяне. репрессии- карательные меры, применяемые государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя. хата- деревенский дом, с печью, исторически — с четырёхскатной соломенной или камышовой кровлей. хуторяне- сельские жители Леонард Михайлович Золотарев –известный писатель и поэт. Он родился в Воронеже в 1935 году, но с малых лет рос в Малоархангельске. Его отец был репрессирован, поэтому мама уехала к себе на родину, в Орловскую область. Вот что он пишет о себе: «Самым главным, начальным этапом считаю Отечественную войну, Малоархангельск, куда мать привезла меня после Воронежа к отцу своему и старшему брату. Малоархангельск и стал моей малой Родиной. Именно тут формировался я как человек, творческое лицо в народной языковой стихии, в домашней трудовой и культурной, интеллигентской среде лучших людей городка. Этот степной городок оказался в центре великой, кровавой жестокой, героической битвы на Орловско — Курской дуге, и мы, наша семья вкусили тогда всего, как говорят ныне, по полной программе. И бомбы каждую ночь месяцами на голову падали, и люди кругом погибали: мирные жители, солдаты наши и офицеры. Просто жутко было ото всего. Зато видел все сам, своими глазами, в том числе и самого Рокоссовского, во дворе старой школы. Помню, как летом 43-го танкисты — ремонтники, а также только что вырвавшиеся из боя, читали «Василия Теркина» в Луковце, на берегу Сосны — реки. А один дядечка у танка «Т — 34», забрызганного изнутри кровью, посадил меня на колени, притянул к себе: — Сынок! Сможешь ты рассказать потом обо всем этом людям? И я ответил твердо: — Смогу!» Леонард Михайлович окончил Курский пединститут, работал учителем, журналистом в газете «Орловский комсомолец». Выпустил большое количество книг : «Берестяные песни», «Костровый пояс», «Мед из подснежников», «Шептун -трава» и др. Все они рассказывали о простых и добрых людях, солдатах и знаменитых героях войны , об известных писателях и поэтах. В 2004 году он стал Лауреатом Всероссийской премии «Вешние воды». | Слушание и адекватное понимание текста. | ||||||
Дома вы познакомились с произведением «Дарьюшка – последняя из хуторян». - Определите жанр произведения. (Рассказ). Запишите в рабочий лист. - Почему это произведение по своему жанру является рассказом? Обсудите в парах. -Что необычного вы заметили в построении? (1 и 2 часть противопоставлены друг другу) -Какое воздействие оказал на вас рассказ? - Какая проблема поднимается? (Нравственной красоты человека) - Почему рассказ так называется? - Почему Дарьюшка не едет в город? (Привыкла жить в деревне, к труду, в городе ей нечего делать) - А при каком условии она бы переехала в город? Зачитайте. - Почему же Алексей не осчастливит мать, не женится? (Он любил Клаву, но она его предала) - Как к бабушке относятся люди и почему? Заполните таблицу (Столбик «Дарьюшка»)
- Чувствуют ли другие люди привязанность к этому месту? (Да) - Почему же они уехали в город? (Там легче жить) - Почему же Дарьюшка не уезжает, ведь сын зовет ее (любит землю, не может бросить клаждбище, понимает свою ответственность). Физминутка. Ребята, давайте немного отдохнем. Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом) Мизинец – активизируем сердце. Большой палец – легкие и печень. Средний палец – систему кровообращения. Указательный палец – зону пищеварительного тракта. Безымянный палец – нервную систему. - Что меняется во второй части рассказа? (Дарьюшка живет у сына, она упала и сын забрал ее в город) - Как ей живется в городе? (Все хорошо, но земля далеко, не хочется вставать, заболела пневмонией и умерла) - Дарьюшка умирает от пневмонии? (Не совсем, она потеряла связь с землей, тасковала по деревне) - Какие мысли посещают сына, когда он едет хоронить мать? (Нужно учить человека жить по-человечески, размышления о счастье) Зачитайте отрывок. Был человек и нет человека, не воскреснет, не придет к тебе снова. Все колготимся, копаемся, все за что-то сражаемся, все на что-то рассчитываем, а завершаем вот так. И везут тебя под вой пурги к твоим предкам, и ты, леденелый, колотишься на ухабах о доски, а тебе уже все равно. Знал ли ты хорошую жизнь, да и что такое хорошее? Один мудрец сказал, что каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает. Возможно, и больше прав тот, кто стоит не за то, чтобы втягивать человека в сражения за расширение благ, ибо потребности безграничны и гонка за ними создает натуры воинственные, в конце концов, аморальные, а за то, чтобы уметь себя строить в обычных пределах, учить человека жить по-человечески, пониманию и умению пользоваться высшими ценностями жизни, такими, как личное достоинство, самостоятельность, устремленность к добру. Мать прожила свое очень просто, и счастье-несчастье ее просты, но и сложны в своей простоте. Просто пала овечка, заболел ребятенок - это несчастье, но ведь мир-то, она знает, от этого не обвалился, все и после нее пойдет своим чередом. Жить на природе вместе с птицами, пчелами - это счастье; счастье - видеть, как одно поколение сменяется на глазах у тебя другим... - Как вы понимаете его смысл? (Ответы детей) Синквейн Дарьюшка (сущ.) Маленькая, вечная (2 прилаг.) Приглядывает, смеется, помогает Дарьюшка обладает нравственной красотой Душа (Мыса Доброй Надежды). - Какими качествами обладает сын Дарьюшки? (Человечность, любит мать, хорошо относится к людям, трудолюбивый, верный, ответственный. В нем воплощены черты матери). Давайте заполним вторую часть таблицы. Работаем в парах. - О чем говорится в третьей части? (Алексей помог девушке Фене, привел ее в дом, помог появиться на свет ребенку. Феня в благодарность его поступку назвала девочку Дарьюшкой. Появилась новая Дарьюшка Шевардина). | Работа в парах. Дети ищут информацию, работают с текстом , анализируют. Установление причинно- следственных связей. Физминутка. Чтение и смысловой анализ текста Формулировка вывода на основе работы с текстом. Контроль и коррекция. Сотрудничество в парах. | |||||||
6. | Включение нового знания в систему знаний. -Так о чем же этот рассказ? (Конечно, это рассказ о нравственной красоте). А какую еще проблему мы можем определить? Начните со слов: «Я считаю, что в произведении…» (автор поднимает проблему преемственности поколений. Умерла Дарьюшка, но живет ее сын Алексей, добрый, отзывчивый, родилась девочка Дарья, проблему счастья, исчезновение деревни). -Встречали ли вы таких людей среди своих знакомых? | Построение мини-рассуждения | ||||||
7. | Рефлексия. В конце урока звучит Лучшая песня о Доброте Что нового вы узнали на уроке? Достигли цели? Кому было трудно ? Оцените свою работу на уроке в оценочных листах. Обведите цифру.
-Давайте поблагодарим автора за то, что он позволил нам порассуждать над многими вечными вопросами. | Слушают песню Анализ достижения учебной цели и оценка собственной деятельности на уроке. | ||||||
8 . | Домашнее задание. Подготовить рисунок к рассказу, пересказать запечатленный эпизод. Прочитать рассказ «Чистые пруды». | Творческое осмысление материала. |
Работаем в творческих группах
- Свободное письмо по ключевым словам:
Смертный грех
Противостояние
Братоубийство
Не убий
Изуверство
заповеди
С самого начала гражданская война была отмечена эпизодами зверств как «белых» так и «красных». Генерал Деникин в мемуарах, опубликованных в 20-е гг., отмечал: «Человеческое страдание – всегда страдание. Убийство – всегда убийство, льётся при этом «белая» или «красная» кровь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Misbehaving Students Punished with Mozart" с использованием материалов статей сайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com (для 9-11 классов ОУ)
Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире, и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и...

Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски SMART по теме: «Способы задания функции» или «Математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком»
Организационная информацияФИО учителяБабкина Лариса АлександровнаМесто работы МБОУ Суховская СОШДолжностьучительПредметалгебраКласс...

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.
В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Методическая разработка урока "Малые тела Солнечной системы"
В данной разработке присутствует план-конспект урока и презентации по темам "Астероиды", "Виды метеоритов", "Метеоры", "Небесные странницы",...

Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека».8 класс.
Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека&ra...

Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...