Методическая разработка урока «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека». 8 класс.
план-конспект урока (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rodn._lit._daryushka_.docx | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Родная литература, 8 класс.
Тема «Малая проза современных писателей-орловцев.
Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека.
Цель урока: систематизировать и углубить знания учащихся о литературе родного края, создать условия для формирования целостного видения творчества Л.М. Золотарева.
Планируемые образовательные результаты.
1.Предметные. В результате занятия учащиеся смогут:
- познакомиться с основными биографическими сведениями о писателе;
-понять емкость и философичность содержания рассказа «Дарьюшка — последняя из хуторян»; -рассмотреть образ главного героя со стороны главных законов человеческого бытия;
-совершенствовать навыки анализа художественного текста.
2.Метапредметные. В результате занятия учащиеся смогут: -сформулировать цели своей учебной деятельности; -совершенствовать навыки самоконтроля, самооценки и коррекции; -продолжить формирование уменияаргументировать ответ и формулировать свое мнение.
3. Личностный результат: Будут гордиться русскими людьми, лучше понимать других людей и себя.
Словарная работа: репрессии, хата, хуторяне.
Оборудование: портрет Л.М. Золотарева, презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Этап урока Основное содержание этапа | Основные виды деятельности учащихся | |||||||
1. | Оргмомент. В начале урока звучит «Песня о добром человеке» Станислава Пожлакова -Доброе утро! Я рада приветствовать вас. Давайте проверим готовность к уроку. | Проверка готовности к уроку, мобилизация внимания. | ||||||
2. | Мотивация. Создание проблемной ситуации. -Ребята, как вы думаете, почему наш урок начался именно с этой песни? -Что означает выражение «жить по человечески» ? Запишите в рабочий лист. (жить в хороших условиях, проявлять человеческие качества: доброту, заботу о других и т.д.) -Видите, как разделились наши мнения. Сегодня мы попытаемся ответить на этот непростой вопрос. | Ребята формулируют свое мнение, аргументируют его. | ||||||
3. | Актуализация знаний. -Ребята, как вы думаете, что поможет нам разобраться в этом вопросе? (обратимся для этого к произведению Л.М. Золотарева «Дарьюшка — последняя из хуторян».). С рассказом вы познакомились дома. Давайте сформулируем и запишем тему урока… Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека. Запишите в рабочий лист. | Определяют, где можно добыть недостающих знаний. | ||||||
4. | Целеполагание и планирование. Как бы вы могли сформулировать цель нашего урока? (познакомиться с биографией и творчеством Л.М. Золотарева, Определить идею произведения и доказать это, проанализировать рассказ). -А какую идею мы будем доказывать и как?(идею нравственной красоты человека, разберем образы героев и докажем, что каждый из них обладает нравственной красотой). Есть еще 1 проблема в этом рассказе, но к ней мы вернемся позже. Запишите в рабочий лист. | Формулирование цели урока | ||||||
5. | Открытие нового знания (изучение темы) Словарная работа: репрессии, хата, хуторяне. репрессии- карательные меры, применяемые государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя. хата- деревенский дом, с печью, исторически — с четырёхскатной соломенной или камышовой кровлей. хуторяне- сельские жители Леонард Михайлович Золотарев –известный писатель и поэт. Он родился в Воронеже в 1935 году, но с малых лет рос в Малоархангельске. Его отец был репрессирован, поэтому мама уехала к себе на родину, в Орловскую область. Вот что он пишет о себе: «Самым главным, начальным этапом считаю Отечественную войну, Малоархангельск, куда мать привезла меня после Воронежа к отцу своему и старшему брату. Малоархангельск и стал моей малой Родиной. Именно тут формировался я как человек, творческое лицо в народной языковой стихии, в домашней трудовой и культурной, интеллигентской среде лучших людей городка. Этот степной городок оказался в центре великой, кровавой жестокой, героической битвы на Орловско — Курской дуге, и мы, наша семья вкусили тогда всего, как говорят ныне, по полной программе. И бомбы каждую ночь месяцами на голову падали, и люди кругом погибали: мирные жители, солдаты наши и офицеры. Просто жутко было ото всего. Зато видел все сам, своими глазами, в том числе и самого Рокоссовского, во дворе старой школы. Помню, как летом 43-го танкисты — ремонтники, а также только что вырвавшиеся из боя, читали «Василия Теркина» в Луковце, на берегу Сосны — реки. А один дядечка у танка «Т — 34», забрызганного изнутри кровью, посадил меня на колени, притянул к себе: — Сынок! Сможешь ты рассказать потом обо всем этом людям? И я ответил твердо: — Смогу!» Леонард Михайлович окончил Курский пединститут, работал учителем, журналистом в газете «Орловский комсомолец». Выпустил большое количество книг : «Берестяные песни», «Костровый пояс», «Мед из подснежников», «Шептун -трава» и др. Все они рассказывали о простых и добрых людях, солдатах и знаменитых героях войны , об известных писателях и поэтах. В 2004 году он стал Лауреатом Всероссийской премии «Вешние воды». | Слушание и адекватное понимание текста. | ||||||
Дома вы познакомились с произведением «Дарьюшка – последняя из хуторян». - Определите жанр произведения. (Рассказ). Запишите в рабочий лист. - Почему это произведение по своему жанру является рассказом? Обсудите в парах. -Что необычного вы заметили в построении? (1 и 2 часть противопоставлены друг другу) -Какое воздействие оказал на вас рассказ? - Какая проблема поднимается? (Нравственной красоты человека) - Почему рассказ так называется? - Почему Дарьюшка не едет в город? (Привыкла жить в деревне, к труду, в городе ей нечего делать) - А при каком условии она бы переехала в город? Зачитайте. - Почему же Алексей не осчастливит мать, не женится? (Он любил Клаву, но она его предала) - Как к бабушке относятся люди и почему? Заполните таблицу (Столбик «Дарьюшка»)
- Чувствуют ли другие люди привязанность к этому месту? (Да) - Почему же они уехали в город? (Там легче жить) - Почему же Дарьюшка не уезжает, ведь сын зовет ее (любит землю, не может бросить клаждбище, понимает свою ответственность). Физминутка. Ребята, давайте немного отдохнем. Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом) Мизинец – активизируем сердце. Большой палец – легкие и печень. Средний палец – систему кровообращения. Указательный палец – зону пищеварительного тракта. Безымянный палец – нервную систему. - Что меняется во второй части рассказа? (Дарьюшка живет у сына, она упала и сын забрал ее в город) - Как ей живется в городе? (Все хорошо, но земля далеко, не хочется вставать, заболела пневмонией и умерла) - Дарьюшка умирает от пневмонии? (Не совсем, она потеряла связь с землей, тасковала по деревне) - Какие мысли посещают сына, когда он едет хоронить мать? (Нужно учить человека жить по-человечески, размышления о счастье) Зачитайте отрывок. Был человек и нет человека, не воскреснет, не придет к тебе снова. Все колготимся, копаемся, все за что-то сражаемся, все на что-то рассчитываем, а завершаем вот так. И везут тебя под вой пурги к твоим предкам, и ты, леденелый, колотишься на ухабах о доски, а тебе уже все равно. Знал ли ты хорошую жизнь, да и что такое хорошее? Один мудрец сказал, что каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает. Возможно, и больше прав тот, кто стоит не за то, чтобы втягивать человека в сражения за расширение благ, ибо потребности безграничны и гонка за ними создает натуры воинственные, в конце концов, аморальные, а за то, чтобы уметь себя строить в обычных пределах, учить человека жить по-человечески, пониманию и умению пользоваться высшими ценностями жизни, такими, как личное достоинство, самостоятельность, устремленность к добру. Мать прожила свое очень просто, и счастье-несчастье ее просты, но и сложны в своей простоте. Просто пала овечка, заболел ребятенок - это несчастье, но ведь мир-то, она знает, от этого не обвалился, все и после нее пойдет своим чередом. Жить на природе вместе с птицами, пчелами - это счастье; счастье - видеть, как одно поколение сменяется на глазах у тебя другим... - Как вы понимаете его смысл? (Ответы детей) Синквейн Дарьюшка (сущ.) Маленькая, вечная (2 прилаг.) Приглядывает, смеется, помогает Дарьюшка обладает нравственной красотой Душа (Мыса Доброй Надежды). - Какими качествами обладает сын Дарьюшки? (Человечность, любит мать, хорошо относится к людям, трудолюбивый, верный, ответственный. В нем воплощены черты матери). Давайте заполним вторую часть таблицы. Работаем в парах. - О чем говорится в третьей части? (Алексей помог девушке Фене, привел ее в дом, помог появиться на свет ребенку. Феня в благодарность его поступку назвала девочку Дарьюшкой. Появилась новая Дарьюшка Шевардина). | Работа в парах. Дети ищут информацию, работают с текстом , анализируют. Установление причинно- следственных связей. Физминутка. Чтение и смысловой анализ текста Формулировка вывода на основе работы с текстом. Контроль и коррекция. Сотрудничество в парах. | |||||||
6. | Включение нового знания в систему знаний. -Так о чем же этот рассказ? (Конечно, это рассказ о нравственной красоте). А какую еще проблему мы можем определить? Начните со слов: «Я считаю, что в произведении…» (автор поднимает проблему преемственности поколений. Умерла Дарьюшка, но живет ее сын Алексей, добрый, отзывчивый, родилась девочка Дарья, проблему счастья, исчезновение деревни). -Встречали ли вы таких людей среди своих знакомых? | Построение мини-рассуждения | ||||||
7. | Рефлексия. В конце урока звучит Лучшая песня о Доброте Что нового вы узнали на уроке? Достигли цели? Кому было трудно ? Оцените свою работу на уроке в оценочных листах. Обведите цифру.
-Давайте поблагодарим автора за то, что он позволил нам порассуждать над многими вечными вопросами. | Слушают песню Анализ достижения учебной цели и оценка собственной деятельности на уроке. | ||||||
8 . | Домашнее задание. Подготовить рисунок к рассказу, пересказать запечатленный эпизод. Прочитать рассказ «Чистые пруды». | Творческое осмысление материала. |
Работаем в творческих группах
- Свободное письмо по ключевым словам:
Смертный грех
Противостояние
Братоубийство
Не убий
Изуверство
заповеди
С самого начала гражданская война была отмечена эпизодами зверств как «белых» так и «красных». Генерал Деникин в мемуарах, опубликованных в 20-е гг., отмечал: «Человеческое страдание – всегда страдание. Убийство – всегда убийство, льётся при этом «белая» или «красная» кровь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Misbehaving Students Punished with Mozart" с использованием материалов статей сайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com (для 9-11 классов ОУ)
Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире, и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и...
Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски SMART по теме: «Способы задания функции» или «Математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком»
Организационная информацияФИО учителяБабкина Лариса АлександровнаМесто работы МБОУ Суховская СОШДолжностьучительПредметалгебраКласс...
Методическая разработка урока "Духовные ценности современной цивилизации"
Духовные ценности...
Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.
В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....
Методическая разработка урока "Малые тела Солнечной системы"
В данной разработке присутствует план-конспект урока и презентации по темам "Астероиды", "Виды метеоритов", "Метеоры", "Небесные странницы",...
Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека».8 класс.
Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека&ra...
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...