Методическая разработка урока «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека». 8 класс.
план-конспект урока (8 класс)

Попова Ирина Федоровна
Открытый урок по родной литературе. 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rodn._lit._daryushka_.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Родная литература, 8 класс.

Тема «Малая проза современных писателей-орловцев.

Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека.

Цель урока: систематизировать и углубить знания учащихся о литературе родного края, создать условия для формирования целостного видения творчества Л.М. Золотарева.

Планируемые образовательные результаты.

1.Предметные.                                                                                                                            В результате занятия учащиеся смогут:                                                                                                                                          

- познакомиться с основными биографическими сведениями о писателе;

-понять емкость и философичность содержания рассказа «Дарьюшка — последняя из хуторян»;                                                                                                                    -рассмотреть образ главного героя со стороны главных законов человеческого бытия;

-совершенствовать навыки анализа художественного текста.

2.Метапредметные.                                                                                                                      В результате занятия учащиеся смогут:                                                                                          -сформулировать цели своей учебной деятельности;                                                                                      -совершенствовать навыки самоконтроля, самооценки и коррекции;                                -продолжить формирование уменияаргументировать ответ и формулировать свое мнение.  

3. Личностный результат:                                                                                                 Будут гордиться русскими людьми, лучше понимать других людей и себя.                                                                                                                                    

Словарная работа: репрессии, хата, хуторяне.

Оборудование: портрет  Л.М. Золотарева, презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Этап урока

Основное содержание этапа

Основные виды деятельности учащихся

1.

Оргмомент. 

В начале урока звучит «Песня о добром человеке» Станислава  Пожлакова

-Доброе утро! Я рада приветствовать вас. Давайте проверим готовность к уроку.

Проверка готовности к уроку, мобилизация внимания.

2.

Мотивация. Создание проблемной ситуации.

-Ребята, как вы думаете, почему наш урок начался именно с этой песни?

-Что означает выражение «жить по человечески» ? Запишите в рабочий лист.

(жить в хороших условиях, проявлять человеческие качества: доброту, заботу о других и т.д.)

-Видите, как разделились наши мнения. Сегодня мы попытаемся ответить на этот непростой вопрос.

Ребята  формулируют  свое мнение, аргументируют его.

3.

Актуализация знаний.

-Ребята, как вы думаете, что поможет нам разобраться в этом вопросе?

(обратимся для этого к произведению Л.М. Золотарева «Дарьюшка — последняя из хуторян».).

С рассказом  вы познакомились дома. Давайте сформулируем и запишем тему урока…

 Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека. Запишите в рабочий лист.

Определяют, где можно добыть недостающих знаний.

4.

Целеполагание и планирование.

Как бы вы могли сформулировать цель нашего урока?

(познакомиться с биографией и творчеством  Л.М. Золотарева,

Определить идею произведения и доказать это, проанализировать рассказ).

-А какую идею мы будем доказывать и как?(идею нравственной красоты человека, разберем образы героев и докажем, что каждый из них обладает нравственной красотой).

Есть еще 1 проблема в этом рассказе, но к ней мы вернемся позже.

Запишите в рабочий лист.

Формулирование цели  урока

5.

Открытие нового знания (изучение темы)

Словарная работа: репрессии, хата, хуторяне.

репрессии- карательные меры, применяемые государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

хата- деревенский дом, с печью, исторически — с четырёхскатной соломенной или камышовой кровлей.

хуторяне- сельские жители

Леонард Михайлович Золотарев –известный писатель и поэт. Он родился в Воронеже в 1935 году, но с малых лет рос в Малоархангельске. Его отец был репрессирован, поэтому мама уехала к себе на родину, в Орловскую область. Вот что он пишет о себе: «Самым главным, начальным этапом считаю Отечественную войну, Малоархангельск, куда мать привезла меня после Воронежа к отцу своему и старшему брату. Малоархангельск и стал моей малой Родиной. Именно тут формировался я как человек, творческое лицо в народной языковой стихии, в домашней трудовой и культурной, интеллигентской среде лучших людей городка. Этот степной городок оказался в центре великой, кровавой жестокой, героической битвы на Орловско — Курской дуге, и мы, наша семья вкусили тогда всего, как говорят ныне, по полной программе. И бомбы каждую ночь месяцами на голову падали, и люди кругом погибали: мирные жители, солдаты наши и офицеры. Просто жутко было ото всего. Зато видел все сам, своими глазами, в том числе и самого Рокоссовского, во дворе старой школы.

Помню, как летом 43-го танкисты — ремонтники, а также только что вырвавшиеся из боя, читали «Василия Теркина» в Луковце, на берегу Сосны — реки. А один дядечка у танка «Т — 34», забрызганного изнутри кровью, посадил меня на колени, притянул к себе:

— Сынок! Сможешь ты рассказать потом обо всем этом людям?

И я ответил твердо:

— Смогу!»

   Леонард Михайлович окончил Курский пединститут, работал учителем, журналистом в газете «Орловский  комсомолец». Выпустил большое количество книг : «Берестяные песни», «Костровый пояс», «Мед из подснежников», «Шептун -трава» и др. Все они рассказывали о простых и добрых людях, солдатах и знаменитых героях  войны , об известных писателях и поэтах. В 2004 году он стал Лауреатом Всероссийской премии «Вешние воды».

Слушание и адекватное понимание текста.

Дома вы познакомились с произведением «Дарьюшка – последняя из хуторян».

- Определите жанр произведения. (Рассказ). Запишите в рабочий лист.

- Почему это произведение по своему жанру является рассказом? Обсудите в парах.

-Что необычного вы заметили в построении? (1 и 2 часть противопоставлены друг другу)

-Какое воздействие оказал на вас рассказ?

- Какая проблема поднимается? (Нравственной красоты человека)

- Почему рассказ так называется?

- Почему Дарьюшка не едет в город? (Привыкла жить в деревне, к труду, в городе ей нечего делать)

- А при каком условии она бы переехала в город? Зачитайте.

- Почему же Алексей не осчастливит мать, не женится? (Он любил Клаву, но она его предала)

- Как к бабушке относятся люди и почему?

Заполните таблицу  (Столбик «Дарьюшка»)

Дарьюшка

Сын

Фадеич  говорит: «Не была бы ты Дарьюшкой», «Земля тебе, Дарьюшка, пухом, хорошим была человеком, трудовым». Последняя, значит, из хуторян.
ценит ее за трудолюбие, честность. Она старенькая, но трудится постоянно.

Работящий, однолюб (любит Клаву и не женится), тяжело пережил предательство.

Любит мать.Узнав о ее болезни, тут же примчался на хутор.

Уважают, потому что она приглядывает за Шевардинским кладбищем, помогают ей, когда она заболела.

Помог незнакомой девушке, оставил у себя, заботливый.

- Чувствуют ли другие люди привязанность к этому месту? (Да)

- Почему же они уехали в город? (Там легче жить)

- Почему же Дарьюшка не уезжает, ведь сын зовет ее (любит землю, не может бросить клаждбище, понимает свою ответственность).

Физминутка.

Ребята, давайте немного отдохнем.

Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)

Мизинец – активизируем сердце.

Большой палец – легкие и печень.

Средний палец – систему кровообращения.

Указательный палец – зону пищеварительного тракта.

Безымянный палец – нервную систему.

- Что меняется во второй части рассказа? (Дарьюшка живет у сына, она упала и сын забрал ее в город)

- Как ей живется в городе? (Все хорошо, но земля далеко, не хочется вставать, заболела пневмонией и умерла)

- Дарьюшка умирает от пневмонии? (Не совсем, она потеряла связь с землей, тасковала по деревне)

- Какие мысли посещают сына, когда он едет хоронить мать? (Нужно учить человека жить по-человечески, размышления о счастье)

Зачитайте отрывок.

Был человек и нет человека, не воскреснет, не придет к тебе снова. Все колготимся, копаемся, все за что-то сражаемся, все на что-то рассчитываем, а завершаем вот так. И везут тебя под вой пурги к твоим предкам, и ты, леденелый, колотишься на ухабах о доски, а тебе уже все равно. Знал ли ты хорошую жизнь, да и что такое хорошее? Один мудрец сказал, что каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает. Возможно, и больше прав тот, кто стоит не за то, чтобы втягивать человека в сражения за расширение благ, ибо потребности безграничны и гонка за ними создает натуры воинственные, в конце концов, аморальные, а за то, чтобы уметь себя строить в обычных пределах, учить человека жить по-человечески, пониманию и умению пользоваться высшими ценностями жизни, такими, как личное достоинство, самостоятельность, устремленность к добру.

 Мать прожила свое очень просто, и счастье-несчастье ее просты, но и сложны в своей простоте. Просто пала овечка, заболел ребятенок - это несчастье, но ведь мир-то, она знает, от этого не обвалился, все и после нее пойдет своим чередом. Жить на природе вместе с птицами,   пчелами - это   счастье;   счастье - видеть, как одно поколение сменяется на глазах у тебя другим...

- Как  вы понимаете его смысл? (Ответы детей)

Синквейн

Дарьюшка (сущ.)

 Маленькая, вечная (2 прилаг.)

Приглядывает,  смеется, помогает

Дарьюшка обладает нравственной красотой

Душа  (Мыса Доброй Надежды).

- Какими качествами обладает сын Дарьюшки? (Человечность, любит мать, хорошо относится к людям, трудолюбивый, верный, ответственный. В нем воплощены черты матери).

Давайте заполним вторую часть таблицы. Работаем в парах.

- О чем говорится в третьей части? (Алексей помог девушке Фене, привел ее в дом, помог появиться на свет ребенку. Феня в благодарность его поступку назвала девочку Дарьюшкой. Появилась новая  Дарьюшка Шевардина).

Работа в парах.

Дети ищут информацию,

работают с текстом , анализируют.

Установление причинно- следственных связей.

Физминутка.

Чтение и смысловой анализ текста

Формулировка вывода на основе работы с текстом.

Контроль и коррекция.

Сотрудничество в парах.

6.

Включение нового знания в систему знаний.

-Так о чем же этот рассказ? (Конечно, это рассказ о нравственной красоте).  А какую еще проблему  мы можем определить? Начните  со слов: «Я считаю, что в произведении…»  (автор поднимает проблему  преемственности поколений. Умерла Дарьюшка, но живет ее сын Алексей, добрый, отзывчивый, родилась девочка Дарья, проблему счастья, исчезновение деревни).

-Встречали ли вы таких людей среди своих знакомых?

Построение мини-рассуждения

7.

Рефлексия. 

В конце урока звучит Лучшая песня о Доброте

Что нового вы узнали на уроке? Достигли цели? Кому было трудно ? Оцените свою работу на уроке в оценочных листах. Обведите цифру.

  1. Работал отлично
  2. Знал ответ, но не мог его выразить грамотно.
  3. Плохо понял произведение.

-Давайте поблагодарим автора за то, что он позволил нам порассуждать над многими вечными вопросами.

Слушают песню

Анализ достижения учебной цели и оценка собственной деятельности на уроке.

8 .

Домашнее задание.

Подготовить рисунок к рассказу, пересказать запечатленный эпизод.

Прочитать рассказ «Чистые пруды».

Творческое осмысление материала.

Работаем в творческих группах

  1. Свободное письмо по ключевым словам:

Смертный грех

Противостояние

Братоубийство

Не убий

Изуверство

заповеди

С самого начала гражданская война была отмечена эпизодами зверств как «белых» так и «красных». Генерал Деникин в мемуарах, опубликованных в 20-е гг., отмечал: «Человеческое страдание – всегда страдание. Убийство – всегда убийство, льётся при этом «белая» или «красная» кровь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Misbehaving Students Punished with Mozart" с использованием материалов статей сайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com (для 9-11 классов ОУ)

Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире,  и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и...

Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски SMART по теме: «Способы задания функции» или «Математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком»

Организационная информацияФИО учителяБабкина Лариса АлександровнаМесто работы          МБОУ Суховская СОШДолжностьучительПредметалгебраКласс...

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Методическая разработка урока "Малые тела Солнечной системы"

В данной разработке присутствует план-конспект урока и презентации по темам "Астероиды", "Виды метеоритов", "Метеоры", "Небесные странницы",...

Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека».8 класс.

Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев.  Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека&ra...

Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)

Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...