Авторский курс "Литературное краеведение".
элективный курс (краеведение, 9 класс) по теме
Авторский курс "Литературное краеведение" содержит "региональный компонент", православный аспект, направлен на изучение творчества поэтов и писателей Новокузнецка, Кемерово и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_kurs.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы-составители: Жураковская Н.В(кфн)., Торопыгина Е.С.
ПРОГРАММА
Авторского курса «Литературное краеведение»
Господи, спаси и сохрани!
Дай мне пережить туман и слякоть –
Насладиться запахом стерни
И от счастья, может быть, заплакать…
В. Олейников.
Кузнецкий край! Тобой горжусь.
Ты дал мне силу, и терпенье,
И первую любовь, и грусть,
И первое
Стихотворенье.
В. Зулин.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу Программы положена идея к р а е в е д е н и я, изучающая природу, население, хозяйство, историю и культуру определенного населенного конгломерата. Она рассчитана на 34 часа и состоит из трех блоков:
I. «Пусть дороги многих вдаль умчали, мне по сердцу край моих отцов» (И. Киселёв).
Региональный компонент как феномен обучения и воспитания школьников – 10 уроков.
II. «Я создаю портрет родного края. Черты меняются, Застыть не успевая» (Г. Юров).
Писатели и поэты о Кузбассе – 11 уроков.
III. «Живи, мой город, многие лета! В трудах эпохи Торжествуй и здравствуй! (
Писатели и поэты о Новокузнецке – 13 уроков.
Актуальность предлагаемого видится прежде всего в связи с г у м а н и з а ц и е й образования и воспитания в целом, когда на первый план выступает человек с его эгоцентричным принципом – выразить себя, в данном случае через с л о в о: «Все пере – перепето, А будто в первый раз» (Владимир Поташов).
Спецификой программы является интегративность, которая базируется на сути «региональный компонент», тесно связанный с понятием р е г и о н а р н ы й (= местный, не общий).
Методологические установки нашего проекта вытекают из названия самого курса, целью которого является познакомить учащихся с теми людьми региона, которые любят своё малое отечество и преданы ему делом и словом.
Особенностью программы является и то, что она содержит православный аспект, в частности, работы протоиерея Василия (Буглакова) «Православная жизнь земли Кузнецкой: будни, проблемы, радости» и др.
Основные задачи курса следующие:
I. Помочь учащимся реально осознать суть принципа «региональный компонент» и создать свой собственный универсум – «символическую Вселенную», имя которой – «Малая Родина».
II. Приобщить школьников к культурному Космосу, через знакомство с художественным слом писателей и поэтов (проф. Томского университета Г.И. Климовской, поэта Василия Федорова, поэтессы Л. Никоновой, писателя Г. Емельянова, шорских поэтов Г. Косточаковым и Л. Арбачаковой и др.).
III. Научить воспринимать художественные тексты как целостное явление культуры, постичь их олигаторный (национальный) дух, научить понимать художественный смысл прочитанного через такие категории, как «жизнь», «родина», «память», «любовь» и др.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
а) лекция (I – 1, 2, 3, 4, 7, 10; II – 18; III – 26, 28, 29)
б) беседы (I – 5, 6; II – 11, 12 , 13 , 14, 16, 17, 19, 20, 21; III – 22, 23, 24,25, 30, 31, 32, 33, 34)
в) рефераты (I – 8, 9; II – 15; III – 27)
доклады (декабрь 2004г.)
ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ:
а) встречи с авторами (Г. Климовская, Л. Никонова, Г. Косточаков, С. Тивяков и проч.)
б) посещение музеев, творческих вечеров и проч.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1. Опрос;
2. Чтение наизусть стихотворения;
3. Проверка конспектов;
4. Тесты;
5. Викторины;
6. Проверка чтения произведений, из списка обязательной литературы;
ЛИТЕРАТУРА
1. Арбачакова Л. Тернии души. Новокузнецк, 2001 г.
2. Баянов В.М. Лирика. Кемерово, 1972 г.
3. Баянов В.М. Томь – река. Лирика. М., 1972 г.
4. Буравлев Е.С. Биография начиналась так … Стихи. Поэмы. Кемерово, 1985 г.
5. Буравлев Е.С. Красная горка: слово о своих земляках – кузнечанах, о любви и поэзии и о первом ковше угля. Новокузнецк, 1961 г.
6. Емельянов Г.Е. Мой Город (слово о Новокузнецке). Кемерово. 1986 г.
7. Киселев И.М. Благодарю, Земля, благодарю … Стихотворения, поэмы. Кемерово, 1983 г.
8. Климовская Г. В разрыве облаков. Стихи. Новокузнецк, 2002 г.
9. Колмогоров Н.И. Дом. Стихотворения. Кемерово, 1983 г.
10. Косточаков Г. Я последний шорский поэт. Новокузнецк, 2003 г.
11. Крёков В.А. Лицо твоё. Стихотворения. Кемерово, 1980 г.
12. Мытарев А.А. Географический словарь Кузбасса. Кемерово, 1970 г.
13. Мытарев А.А. Наш край родной. Кемерово, 1977 г.
14. Небогатов М. На берегах Томи. Кемерово, 1953 г.
15. Немченко. Хранитель света.
16. Никонова Л. Скрипичный ключ. Новокузнецк, 1974 г.
17. Скакунов Г. Горы уходят в Поднебесье.
18. Тивяков С.Д. Занимательное краеведение. Ч. 1.
19. Федоров В.Д. Душа еще полна заботы… Стихотворения, поэмы. Кемерово, 1986 г.
20. Юров Г.Е. Песня о городе. Поэмы. Кемерово, 1978.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Авторского курса «Литературного краеведения»
ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |||
всего | теория | практи- ческие работы | экскурсии | |
I «Пусть дороги многих вдаль умчали, мне по сердцу край моих отцов» (И. Киселев). Региональный компонент как феномен обучения и воспитания школьников | ||||
1 Вводное слово учителя «Кузбасс – наш дом» | ||||
2 Краеведение. Мытарев А.А. и его книга «От Абы до Яи» | ||||
3-4 Краеведение. Тивяков С.Д. – «патриот земли Кузнецкой и свои знания он отдает своим ученикам | ||||
5-6 Региональная лексикография. «Словарь русских говоров Кузбасса» и его авторы – диалектологи КРЯ КузГПА | ||||
7 Литература «малой родины». Вступительное слово учителя | ||||
8 Г. Косточаков. «Я последний шорский поэт» | ||||
9 Л. Арбачакова. «Тернии души» | ||||
10 Заключительное слово учителя | ||||
II «Я создаю портрет родного края. Черты меняются, Застыть не успевая». Писатели и поэты о Кузбассе. | ||||
11 Г.И. Климовская. Вехи судьбы и этапы творчества | ||||
12 Синяя дымка прошлого: книга Г.И. Климовской «синей дым Китая» | ||||
13-14 «Времена не выбирают»: книга Г.И. Климовской «Согра» | ||||
15 «За облаком таятся – вон за тем – пресветлые лазурные миры…» (поэзия Г.И. Климовской) | ||||
16-17 «Судьба мне подарила Русь». В.Д. Федоров – «Земля - наш дом единый и все мы в ответе за нее» | ||||
18 «Я полюбил вот эту землю…» В. Баянов | ||||
19 Е.С. Буравлев. «Красная горка: Слово о своих земляках – кузнечанах, о любви и поэзии и о первом ковше угля | ||||
20 Н.И. Колмогоров. «В безмолвии русских полей…» | ||||
21 В. Крёков. «Под кронами и облаками…» | ||||
III «Живи, мой город, многие лета! В трудах эпохи Торжествуй и здравствуй! Писатели и поэты о Новокузнецке. | ||||
22-23 Г. Емельянов. «Мой город» (слово о Новокузнецке) | ||||
24 «Земля Кузнецкая прекрасна». Г. Юров | ||||
25 «Горы уходят в Поднебесье». Г. Скакунов | ||||
26-27 Л. Никонова – сибирская поэтесса и руководитель литературных студий («Гренада», «Берег», «Зернышко») | ||||
28 М. Небогатов. «Земля моя добрая…» | ||||
29 «Хранитель света». Г. Немченко | ||||
30 И.М. Киселёв. «Рядом с легендой» (Люди Земли Кузнецкой) | ||||
31 «Таков наш безначальный мир…» (О творчестве юных поэтов) | ||||
32-33 протоиерей Василий (Буглаков). «Православная жизнь земли Кузнецкой» | ||||
34 Сегодняшняя Россия - глазами Новокузнецких школьников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка учебного комплекта по краеведению с использованием ЭОР
Комплект учебных материаловАннотация: Учебный комплект представляет собой уникальный материал о природе, истории, населении и экономике Кувандыкского края. Он раскрывает воспитатель...
Авторская программа по краеведению "Дмитровский край"
Авторская программа по краеведению "Дмитровский край" для 5-7 классов...
Авторская программа по краеведению "Край родной"
Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие чувства патриотизма....
Авторская программа по литературному краеведению
Программа по литературному краеведению 8 класс...
Географическое краеведение. Авторская программа. 5-6 класс.
Географическое краеведение. Авторская программадля учеников 5-6 классов. Изучение родного края способствует лучшему усвоению предмета географии. Используются различные формы и методы, в том числ...
презентация авторской программы по краеведению 8 класс
историческое краеведение - это знание о прошлом, настоящем и перспективах развития Родного края. Предмет является важным средством реализации идеи органического единства интересов личности, общества и...
Примерная авторская рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области» (для 6-7 классов общеобразовательных школ).
Пояснительная записка. Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области ...