Авторская программа по литературному краеведению
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме
Программа по литературному краеведению 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_literaturnomu_kraevedeniyu.docx | 76.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 |
Программа курса Литературное краеведение 8 класс |
Составитель: Толокнова Марина Дмитриевна учитель русского языка и литературы высшая квалификационная категория
|
|
г.о.Вичуга |
2012 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса (модуля) «Литературное краеведение» для 8-х классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (основного общего образования), регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ивановской области, который предусматривает преподавание учебного предмета «Краеведение» в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Литература» в 8 классах основной школы.
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка, в которой даются общая характеристика учебного предмета, ставятся цели и определяются задачи программы;
- содержание курса по литературному краеведению, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного количества часов на их изучение, форм самостоятельной работы обучающихся и форм контроля;
- тематическое планирование с указанием тем и произведений основной программы, сквозных проблем, форм организации учебных занятий, примерного количества часов на изучение соответствующего материала, форм контроля;
- требования к результатам обучения и освоения содержания курса;
- рекомендации по оснащению учебного процесса;
- список литературы;
- приложение: вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся, примерные формулировки заданий и вопросов к текущему контролю; презентации и учебные фильмы.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается предмет «Литература». Прежде всего, с ним в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, творчества.
Региональный компонент образования нашел свое отражение прежде всего в краеведческих учебных курсах. Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.
Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Курс «Литературное краеведение» повсеместно введен в школах. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000. Программу «Литературное краеведение» (для средней школы) предлагает также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.)
Программа курса «Литературное краеведение 8 класс» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов. За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Вичуги, Вичугского района, выявить связь известных русских писателей с Ивановским краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, и важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Данная программа литературного краеведения рассчитана на 35 часов. Практическая, экскурсионная часть программы возможна на факультативных и других внеурочных занятиях. Материал, связанный с Ивановским краем, можно включать также в уроки литературы при изучении творчества А.Островского, К.Бальмонта, М.Цветаевой, А.Пушкина.
Цель курса – обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Ивановским краем и отражает его жизнь.
Цель курса определяет характер конкретных задач:
социально-педагогические сформировать у обучающихся представление о месте Ивановского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
обучающие обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей и литературой края; изучение основ поисковой и журналистской работы как допрофессиональная ориентация;
познавательные формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной литературой и периодической печатью; расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Ивановского края;
развивающие развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность;
воспитательные воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитание речевой культуры школьников
Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям.
Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы уроков.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.
Реализация. Для реализации намеченной цели, необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе. В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. Краеведческое образование в школе — составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.
Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
- участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;
- использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);
- вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей районной и городской администраций, молодежных движений), средств массовой информации;
- вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 часа)
Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.
Предмет курса. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. Цели и задачи занятий по литературному краеведению. Первые краеведы Вичугской земли: Павел Свиньин, князья Козловские, Коноваловы. Известные краеведы Ивановской области и Вичуги.
Самостоятельная работа: запись тезисов лекции.
Формы контроля: проверка записей в тетрадях
Практическое занятие. Источники информации. Работа с устными источниками. Интервью. Исторические источники. Работа с документами. Библиографические источники, принципы работы с ними. Музейные и архивные источники.
Самостоятельная групповая работа: работа с информацией, создание памятки или алгоритма работы с различными источниками.
Формы контроля: выступления групп, оформление и представление материала в различной форме.
«Русская провинция» (5 часов)
Истоки литературы Ивановского края и Вичуги. Меценаты Вичуги.
Родословная края: Ивановский край и Вичуга. Самобытные культурные и народные традиции края. Музеи нашего края: литературно-краеведческий музей "Писатели Ивановского края" ИвГУ; единственные в стране Музей ситца в Иванове, Музей лаковой миниатюры в Палехе, Музей русского пейзажа в Плесе. Театры и библиотеки, творческие объединения, созданные в последние годы (Шереметев-центр, центр «Ювента»), литературный клуб «Парус» в Вичуге. Значение меценатства для развития «местной культуры»: династия Коноваловых в Вичуге.
Самостоятельная работа: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме; при необходимости конспектировать содержание экспозиции музея, написание заметки в школьную газету или сочинения-отзыва о посещении музея.
Формы контроля: проверка самостоятельных работ.
«Вот Вичуга! Здесь родина моя»
Основные этапы и вехи литературного развития Вичуги и Вичугского района: проблемы, имена, перспективы. Литературные карты.
Формы работы: заочная экскурсия по литературным местам Вичуги, использование учебной презентации (приложение «Вот Вичуга! Здесь родина моя»)
Самостоятельная работа: составление карты «По литературным местам Вичуги и Вичугского района»
Формы контроля: выставка ученических работ.
«Преданья старины глубокой…» (5 часов)
Земля ивановская и русский фольклор.
Фольклор как искусство художественного слова. Особенности УНТ (непосредственная связь с жизнью народа; устная форма бытования; коллективное творчество, своеобразная народная редактура).
Наш край в произведениях фольклора: былинные традиции в «Древних российских стихотворениях, собранных Киршею Даниловым». Лирические песни (календарные, семейно-бытовые, песни социального характера): песни-веснянки, семицко-троицкие песни. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли; поэтизация природы; сочувствие природы переживаниям человека; помощь природы человеку в борьбе со злом). Отражение особенностей жизни и быта местного населения в устном народном творчестве (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык, культура). Приметы новой жизни в песнях, частушках, сказках и других произведениях местного фольклора (коммунистическое отношение к труду; раскрепощение женщины; освобождение от религиозных пут; стирание граней между городом и деревней; подъем благосостояния и культуры; дружба и равенство народов; народ и партия едины).
Конструирование обряда.
Лингвистическое краеведение. Местный диалект и наиболее распространенные жанры фольклора.
Практические занятия. Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в местном крае. Знакомство с местами, воспетыми в народном сказках, песнях, поговорках. Составление альбома "Наш край в устном народном творчестве".
Самостоятельная работа: запись и анализ фольклорного материала, составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок.
Формы контроля: выступление на уроке, (внеурочная деятельность: выступление на заседании кружка, на факультативном занятии, на классном часе и т.д.)
«Известные имена» (6 часов)
«И даже Пушкин» А.С. Пушкин и Вичугская земля
Пушкин Александр Сергеевич. Ивановские «корни» рода Пушкиных: Александр Юрьевич Пушкин (двоюродный дядя поэта по материнской линии), Михаил Иванович Пушкин (предок поэта), др. родственники поэта. Стихотворение «Моя родословная».
Друзья и близкие знакомые Александра Сергеевича Пушкина: лицейский товарищ Александр Бакунин и его сестра Екатерина Бакунина (в замужестве Полторацкая) - первая юношеская любовь А.С. Пушкина. Поэт И.Д. Козловский, муж трооюродной сестры поэта М.А. Пушкиной. Петр Борисович Козловский. Художники из Луха Григорий и Никанор Чернецовы.
«Бакунинский» цикл «унылых» элегий А.С.Пушкина (1816 год). Романс на стихи Пушкина из данного цикла стихов «Мне дорого любви моей мученье…»
Формы работы: учебная презентация, материалы исследовательской работы, учебный фильм с использованием программы Windows Movie Maker.
Самостоятельная работа: запись тезисов исследования, записать вопросы
Формы контроля: проверка записей в тетрадях, анализ стихотворения, эйдос-конспект (на выбор учащихся)
Тема Родины и родовых корней в творчестве
А.Островского, К.Бальмонта, М. Цветаевой
А.Н.Островский и Щелыково
Связь А.Н.Островского с Ивановским краем. Усадьба Щелыково. «Снегурочка» (прототип, замысел, образ). Островский и Соболев. Островский и театр.
Формы работы: заочная экскурсия с использованием учебной презентации (приложение «А.Н.Островский и Щелыково»)
Самостоятельная работа: учебные доклады «Островский и Кинешма», «Кинешемский быт в пьесах Островского», «Островский – составитель «Волжского словаря», «Островский – создатель Русского Национального театра» и др.
К. Бальмонт и Шуя.
Село Гумнищи и родовые корни Бальмонта. Раннее творчество Бальмонта. «Фейные сказки» Романтически мятежный дух поэзии Бальмонта. Личностное начало в творчестве поэта. Музыкальность, напевность стиха и магия звуков Бальмонта. Бальмонт в оценках современников и критиков. Годы эмиграции как трагическая страница в биографии Бальмонта. Творческое наследие Бальмонта.
Формы работы: виртуальная экскурсия с использованием программы Windows Movie Maker. Урок в форме устного журнала. (приложение «К. Бальмонт и Шуя»)
Самостоятельная работа и формы контроля: выпуск рукописного сборника детских стихов
Род Цветаевых и Ивановский край
Родовые корни семьи Цветаевых. Просветительская и культурная деятельность Ивана Цветаева. Творческая судьба М. Цветаевой. Основные черты поэзии: автобиографичность, дневниковость. Фольклорные мотивы, традиции городского «жестокого романса», частушек а также образ родины, поэзии, любви в сборниках 1910-1920гг. Экспрессивность, философская глубина, психологизм и мифотворчество, острота одиночества в творчестве эмигрантских лет. Стихотворение «Отцам»; очерки «Лавровый венок»,«История одного посвящения» - отношение поэтессы к родовым корням, к своему прошлому.
Формы работы: учебная презентация (приложение «Память о родовых корнях в поэзии и прозе Марины Цветаевой»)
Самостоятельная работа: создание эйдос-конспекта или творческой работы
Формы контроля: выступление на уроке
Практические занятия. Посещение музея
«Сороковые, роковые..»
Творчество ивановских поэтов – фронтовиков (4 часа)
Писатели-ивановцы в Великой Отечественной войне.
Фронтовые судьбы и творчество А. Лебедева, Н. Майорова, М Дудина, И. Ганабина, М. Бритова и др.
Тема моря, дружбы, любви в поэзии А. Лебедева. Тема героического поколения в стихах Н. Майорова.
Образ матери, малой родины, родной природы в лирике М. Дудина. «Окопная правда» фронтовых стихов В. Жукова.
«Долгое эхо войны»: ивановские поэты и литераторы вспоминают друзей.
Формы работы: просмотр и обсуждение фильма «Мальчики Державы», работа со статьями Л. Анненского, работа с видеоисточниками «Воспоминания О Николае Майорове»
Самостоятельная работа: классификация материала, элементы анализа стихотворений, создание презентации о поэте-фронтовике
Формы контроля: выступления на уроках, защита презентаций, чтение наизусть стихотворений.
«МИЛАЯ МОЯ, РОДИНА!» (8 часов)
Литературная жизнь Вичуги
Литературные объединения, общества, кружки, клубы. «Литературные страницы» в местных газетах; выход в свет художественных произведений местных авторов. Встречи с местными писателями и журналистами.
Самостоятельная работа: составление летописи «Современная литературная жизнь нашего города «, составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях.
Формы контроля: организация выставки в кабинете литературы
Писатели – прозаики Вичуги и Вичугского района
Алексей Антипович Потехин – крупнейший русский драматург XIX века, директор Императорских театров, автор многочисленных путевых и этнографических очерков, романов, повестей из народного быта. В имении матери Орехово (рядом с Филисово, в 15 км от Вичуги). Бурное развитие «фабрикации» в Вичугском крае, превращение крестьян в рабочих, разорение дворян (романы «Около денег» и «Молодые побеги», рассказ «Крестьянские дети» и др.).
Михаил Дмитриевич Шошин (1902-1975). Биография писателя, его связь с Вичугой. Краеведческие очерки «Ивановский край»
Самостоятельная работа: самостоятельный анализ эпизодов (сочинение-рецензия)
Формы контроля: проверка письменных работ учащихся
Поэзия Вичугского края
Темы родного края, природы, России в стихотворениях Н.Г.Гришина, С.А.Белова, Н.В.Кукушкиной, Ф.Б.Лебедевой, Л.И.Задворновой, Н.Н.Дрондина
Формы работы: литературная гостиная с использованием учебной презентации (приложение «Есть город Вичуга, в котором есть люди сказочной судьбы…»)
Самостоятельная работа: Отзывы о понравившемся стихотворении, заучивание наизусть стихотворений
Формы контроля: прослушивание отзывов и чтение наизусть
Литературные встречи
Встречи с членами литературного клуба Вичуги «Парус» (Н.Н.Дрондиным, В.Щеголевым, Л.Задворновой и др.). Поэтические жанры, их особенность
Народный провинциальный театр и литературное краеведение.
Самостоятельная работа: интервью с одним из писателей Вичуги
Формы контроля: подготовить и представить материал по одной из тем
«Женские судьбы» (2 часа)
Женский голос в поэзии.
«Ты уходишь в вечность…» (Жизнь и творчество Елены Рощиной)
Судьба Елены Рощиной. Письма и дневники. Мотивы лирики М. Цветаевой в творчестве Е,Рощиной. Темы одиночества, предчувствия, трагизма в стихах поэтессы. Философская лирика.
Лариса Ивановна Щасная. Елена Леонидовна Сон. Стихи для детей.
Формы работы: учебная презентация «Елена Рощина»
Самостоятельная работа: анализ стихотворения, участие в исследовательской работе
Формы контроля: чтение наизусть, презентация о творчестве выбранного автора
Новейшая молодая поэзия (3 часа)
И. Жуков, Дм. Шукуров, В.Ломосков, Д. Лакербай, Ю. Орлов и др. и поэзия молодых.
Тенденции литературного развития и культурная ситуация в регионе. Систематизация литературного наследия региона: статьи, сборники и публикации последних лет.
Деятельность Ивановского отделения Союза писателей России и литературно-общественная жизнь региона конца XX – начала XXI века.
Самостоятельная работа: анализ изданий последних лет, совместные проекты
Формы контроля: составление библиографического перечня региональных изданий и публикаций последних лет.
Итоговое занятие Обмен мнениями. Защита презентаций, творческие отчеты
Примерное тематическое планирование
Литературное краеведение (8 класс) 35 ч.
Темы программы по литературному краеведению | Темы и произведения основной программы | Сквозные проблемы | Формы организации учебного занятия (Наличие презентаций, использование ИКТ) | Количество учебных часов | Творческие работы учащихся (контроль) |
Введение (2 часа) | |||||
1. Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина. | Литература и ты. Литература как искусство слова. | Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с общей историей русской литературы. | Учебная лекция. | 1 час | Тезисы лекции |
2. Практическое занятие. Краеведческая работа и источники информации | Библиография, реферат, интервью, музейная и архивная работа. | Урок в форме кейс-технологии: работа в малых группах | 1 час | Создание памяток по работе с разными источниками информации | |
«Русская провинция» (5 часов) | |||||
3. Литературный музей как научный центр. Особенности музейной экспозиции. Музейная экскурсия. | Музеи нашего края: литературно-краеведческий музей "Писатели Ивановского края" ИвГУ; музей Цветаевых в Талицах, единственные в стране Музей ситца в Иванове, Музей лаковой миниатюры в Палехе, Музей русского пейзажа в Плесе и др. | Музейная педагогика: музейный урок - обзор | 1 час | Работа в музее: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме; конспектировать содержание экспозиции музея. | |
4. Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах. Краеведческие картотеки в библиотеках. | Библиотеки провинциального города. | Библиотечный урок | 1 час | Подготовить библиографическую информацию о писателях-вичужанах и известных литераторах, российских и зарубежных, связанных с нашим краем творческой судьбой или фактом своего рождения. | |
5. Истоки литературы ивановского края и Вичуги. Меценаты Вичуги. | Социальные контрасты, переплетение деревенского и городского начал. Значение меценатства для развития «местной культуры» | Презентация «Коноваловы – меценаты Вичуги» | 1 час | Заметки в школьную газету или сочинение-отзыв | |
6. «Вот Вичуга! Здесь родина моя» | Культурная жизнь русской провинции. | Заочная экскурсия по литературной карте Вичуги и Вичугского района (+учебная презентация) Исследовательская работа | 1 час | Составить и записать свой путеводитель по литературным местам Вичуги для гостей города | |
7. Практическое занятие «Прогулки по родному городу» (Литературные места Вичуги, улицы, памятники) Виртуальные экскурсии | Знакомство с неизвестными или малоизвестными сторонами культурной жизни города | Творческие отчеты учащихся, презентации работ, учебных фильмов и т.д. | 1 час | Составление литературно-художественного альбома | |
«Преданья старины глубокой…» (5 часов) | |||||
8. Земля ивановская и русский фольклор. Мифологические представления наших предков . Былички. Легенды и предания. Сказки, сказания | Устное народное творчество (повторение изученного в 6 -7 кл.) Магическая роль слова. | Связь местного фольклора с традициями устного народного творчества России. | Презентация «Фольклорные родники нашего края» (Возможны экспедиция в деревню или урок – экскурсия) | 1 час | Составление альбома "Наш край в устном народном творчестве". |
9. Практическое занятие Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае. | Литературные жанры (стихи, рассказы, басни), их особенности | Жанровые особенности местного фольклора Сказители и народные умельцы родного края. Встречи с ныне здравствующими из них. | Практикум «Учимся собирать фольклор» Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках. | 1 час | Запись произведений устного народного творчества со слов рассказчика |
10 Народная песня. Определение жанра. | Понятие лирики. Баллада народная и литературная. | Типы народных песен. Понятие “стихотворной речи” Понятие эпитета. | Лекция учителя Песни, частушки Прослушивание записи народных песен | 1 час | Выразительное чтение наизусть народной песни |
11 Обрядовый фольклор. Календарные обряды. | Понятие гиперболы. | Колядки. Подблюдные песни и гадания. Свадебный обряд. Песни свадебного обряда. | Конструирование обряда | 1 час | Оформление творческой работы |
12 Лингвистическое краеведение | Русский литературный язык и местный диалект | Понятие диалекта. Литературный язык и русские народные говоры. Понятия «говор», диалект, «наречие» | Лекция учителя | 1 час | Составление словаря диалектных слов |
«Известные имена» (6 часов) | |||||
13 А.С.Пушкин | Литература первой половины XIX века | Родословная поэта, родовые «корни», адресаты лирики | Лекция учителя «И даже Пушкин», презентация «Тропы к Пушкину» | 1 час | Сделать подборку стихов поэта из «унылого» («бакунинского») цикла, оформить, подготовить выразительное чтение |
14. «Бакунинский» цикл стихотворений А С Пушкина. Анализ стихотворения | Лирика А. С. Пушкина | Аналитическое чтение лирики | Романс на стихи А С Пушкина | 1 час | Выучить стихотворение наизусть |
Тема Родины и родовых корней в творчестве А.Островского, К.Бальмонта, М. Цветаевой | |||||
15. А.Н.Островский и Щелыково | Литература второй половины 19 в | «Историческая память», связь настоящего и прошлого. | Заочная экскурсия с представлением учебной презентации | 1 час | Учебные доклады: «Островский и Кинешма», «Кинешемский быт в пьесах Островского» |
16. К. Бальмонт и Шуя | Литература начала 20 века. Стихи Бальмонта | Тема «малой родины» и России | Устный журнал (+виртуальная экскурсия) | 1 час | Выпуск рукописного сборника детских стихов |
17.Род Цветаевых и Ивановский край | Творчество М.Цветаевой | Тема Родины и отчего дома | Урок – презентация (+учебная презентация) | 1час | Создание эйдос-конспекта, творческой работы |
18. Музейный урок на базе дома-музея семьи Цветаевых в Ново-Талицах | Творчество М.Цветаевой | Тема Родины и отчего дома | Музейная педагогика: музейный урок | 1 час | Слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме |
Творчество ивановских поэтов – фронтовиков (4 часа) | |||||
19 Фронтовые судьбы и творчество писателей-ивановцев . Обзор | Литература XX века. | Тема Великой Отечественной войны | Урок – обзор, урок- концерт Лекция учителя Презентация «Военные судьбы» | 1 час | Подготовить сообщение, доклад, презентацию и т. д. об одном из писателей-фронтовиков |
20 Николай Майоров «Строка, оборванная пулей» | Тема Великой Отечественной войны | Источники информации: книги, видеоархивы, дневники | Презентация «Николай Майоров в воспоминаниях современников» Видео фрагменты из воспоминаний И В Пташниковой | 1 час | Сделать подборку стихов Н. Майорова для анализа, Эйдос-конспект или творческая работа |
21 Анализ лирики Н. Майорова | Поэзия Великой Отечественной войны | Элементы анализа лирического произведения | Проанализировать одно из стихотворений Н. Майорова | 1 час | Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор |
22. Практическое занятие «Сороковые, роковые.. | Поэзия Великой Отечественной войны | Фронтовые судьбы и творчество А. Лебедева, М Дудина, В. Жукова, И. Ганабина, М. Бритова и др. | Урок в форме кейс-технологии: презентация работ малых групп | 1 час | Оформление работ, создание электронного альбома. |
«Милая моя, родина!» ( 8 часов) | |||||
23. Литературная жизнь Вичуги | Журналистика и исследовательская работа краеведов | Встречи с краеведами, журналистами местных газет | 1 час | Составление летописи «Современная литературная жизнь Вичуги», составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях. | |
24.Писатели – прозаики Вичуги и Вичугского района Алексей Антипович Потехин «Около денег» и др. рассказы | Литература второй половины XIX века. | «Историческая память», связь настоящего с прошлым и будущим. | Групповая исследовательская работа. Анализ рассказа | 1 час | Самостоятельный анализ эпизодов |
25. Михаил Дмитриевич Шошин Краеведческие очерки «Ивановский край» (возможен выбор других авторов на усмотрение учителя) | Литература первой половины XX века | Изображение жизни вичугских рабочих. | Анализ отдельных эпизодов. | 1 час | Отзыв о прочитанном |
26 Поэзия вичугской земли | Поэзия XX века | Темы родного края, природы, России. | Литературная гостиная с представлением учебной презентации «Есть город Вичуга, в котором есть люди сказочной судьбы…» | 1 час | Отзывы о понравившемся стихотворении |
27 Практическое занятие Творчество Н.Г.Гришина, С.А.Белова, Н.В.Кукушкиной, Ф.Б.Лебедевой, Л.И.Задворновой, Н.Н.Дрондина и др. поэтов | Поэзия XX века | Темы родного края, природы, России. | Презентация работ малых групп о творчестве поэта, выбранного учащимися | 1 час | Выучить стихотворение наизусть |
28 -29 Литературные встречи Поэты Вичуги | Литературный клуб «Парус» | Встречи с членами литературного клуба «Парус» (Л.Задворнова, М.Дрондин, Щеголев и др.) | 2 часа | Интервью | |
30. Народный провинциальный театр и литературное краеведение | Драматургия | Народные таланты нашего края | Урок – экскурсия: посещение занятия драматического кружка или репетиции народного театра. Беседа | 1 час | Подборка репертуара для театрального сезона |
«Женские судьбы» (2 часа) | |||||
31«Ты уходишь в вечность…» (жизнь и творчество Елены Рощиной) | Литература конца 20 – начала 21века | Философская лирика Темы одиночества | Урок – презентация | 1час | Отзывы Наизусть понравившееся стихотворение с обоснованием выбора. |
32 «Источники душевного тепла» Женский голос в поэзии: Лариса Ивановна Щасная, Светлана Леонидовна Сон и др. | Современная литература | Темы, сюжеты, жанры | Работа в группах, анализ тем, языка стихотворений Возможны встречи с поэтессами Литературный вечер | 1 час | Оформление работ-презентаций, Письменная работа «Я советую вам прочитать…» |
Новейшая молодая поэзия (3 часа) | |||||
33 Новейшая молодая поэзия: И. Жуков, Дм. Шукуров, В.Ломосков, Д. Лакербай, Ю. Орлов и др | Современная литература | Пути развития современной поэзии | Учебная презентация Работа в группах | 1 час | Анализ стихотворения, чтение наизусть |
34 Тенденции литературного развития и культурная ситуация в регионе | Систематизация литературного наследия региона: статьи, сборники и публикации последних лет. | 1 час | Выпуск библиографического краеведческого сборника, ориентация на создание учебного проекта | ||
35. Итоговое занятие. | Дискуссия, диалог | Обмен мнениями. | 1 час | Защита презентаций, творческие отчеты |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны
Знать и понимать:
- Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
- Историю создания произведений;
- Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
- Характеристику героев;
- Характерные особенности эпохи и жизни Ивановского края, отраженные в изученных произведениях;
- содержание изученных произведений писателей;
- Жанровые особенности произведений;
- Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.
- Личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашей областью)
Уметь:
- Освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений, их критическая оценка;
- Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;
- Уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы).
- Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
- Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
- Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
- Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;
- Составлять рассказ об авторе книги;
- Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
- Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
- Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
- Работать со справочной и критической литературой;
- Вести переписку с писателями края.
- Рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях-классиках XIX и XX веков, связанных с Ивановским краем;
- Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям.
Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу, тестирование
К ожидаемым результатам следует отнести:
- факт осознанного продолжения изучения истории и литературы Ивановского края и истории и литературы вообще;
- высокий уровень познавательной активности;
- толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.
Список литературы
- Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья. Ярославль, 1990.
- Бальмонт К. Стихотворения. М., 1990 (см.предисловие Л. Озерова).
- Данилина Д.М. Москва Марины Цветаевой: Литературная композиция о жизни и творчестве Марины Цветаевой // Литература в школе. – 1997. - № 5. - С. 154-160.
- Дзуцева Н. В. «В зеленых глазах твоих, Скандинавия…» (Об одном ивано-вознесенском эпизоде биографии К. Д. Бальмонта) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.
- Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.
- Куприяновский П.В. О литературе и писателях Ивановского края // Писатели земли Ивановской. Ярославль, 1988.
- Куприяновский П.В., Баделин В.И. К родословной Бальмонта // Русская литература, 1987, №1.
- Куприяновский П.В., Молчанова Н.А. Поэт с утренней душой. Жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта. М., 2001
- Куприяновский П.В. Корни сплелись... (Бальмонт и Цветаева) // Фольклор и литература Ивановского края: Статьи, публикации, материалы: Вып. 1. - Иваново: ИвГУ, 1994
- Кутьева Л.В. «Моим стихам... настанет свой черед»: Цветаева в V классе: [О жизни и творчестве М. Цветаевой] // Литература в школе. – 1997. - № 5. - С. 90-100.
- Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: Учебное пособие / Сост. И.А. Хромова и П.М. Тамаев. – Иваново, 1991. – 124 с.
- «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995.
- Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.
- Писатели текстильного каря. Иваново, 1953.
- Писатели земли Ивановской: Библиографический справочник. Ярославль 1988.
- Романов А.Ю. «Ты благородней и выше других…»: А. Чехов и К. Бальмонт (К истории взаимоотношений) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.
- Рощина Е. Вектор судьбы (Стихотворения) // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1996, № 3.
- Страшнов С.Л. Марина Цветаева в современной периодике: информация и деформация // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Иваново, 1999, вып. 4.
- Таганов Л.Н. Заметки об автобиографической прозе К. Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.
- Тропинки памяти. Воспоминания и статьи о писателях-ивановцах. Ярославль, 1987
- Тамаев П. М. Статьи А. А. Потехина 1850-х годов в газете «Московские ведомости»//Факт и художественный образ. Иваново. 1989.
- Цветаева М. Собр. Соч. в 7т. М., 1994-1995.
Приложение
Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся
1. Разработать литературную экскурсию по г.Вичуга.
2. Отметить литературно-краеведческие объекты на карте г. Вичуга для организации заочной экскурсии по городу (улицы, памятники, мемориальные доски и т.д.).
3. Составить план очной или заочной экскурсии по г.Вичуга. Подобрать тексты к каждому объекту экскурсии.
4. Написать рецензию на произведение писателя (по выбору)
5. Прочитать и проанализировать произведение, созданное на вичугской земле (по выбору).
6. Подготовить проект сборника лирики поэтов-вичужан со вступительной статьей.
7. Разработать сценарий литературно - краеведческой гостиной или вечера.
8. Подготовить вопросы для интервью с писателем-вичужанином.
9. Составить библиографические и источниковедческие списки по материалам литературного краеведения.
Примерные формулировки заданий и вопросов к текущему контролю:
Основные задачи краеведения.
Укажите основные принципы краеведческой работы.
Укажите источники информации для краеведческой работы, обоснуйте выбор.
Назовите жанры фольклора, получившие развитие в нашем крае.
С какими событиями жизни писателя (имя писателя определяет учитель) связан г.Вичуга (Иваново, Кинешма, Шуя и т.д.)?
Каким образом связано с г. Вичуга имя А.С.Пушкина?
Назовите имена русских писателей XIX в., связанных с Ивановским краем.
Назовите имена русских или зарубежных писателей XX в. писавших о Вичуге, Иваново и т.д..
Какие топографические легенды о Вичуге вам известны?
Назовите основные произведения А. Н. Островского (или другого писателя по выбору учителя)
Назовите литературное направление, с которым связано творчество К. Бальмонта?
Назовите улицы города Вичуга, названные в честь писателей.
Какие музеи, посвященные жизни и творчеству русских писателей в Ивановской области, вы знаете?
Назовите литературные объединения г.Иваново, г. Вичуга.
Назовите имена современных вичугских писателей.
Рекомендации по оснащению учебного процесса:
Интерактивное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска и программное обеспечение к ним.
Презентации:
1. «И даже Пушкин»
2. «Островский и Щелыково»
3. «Е Рощина»
4. «М Цветаева и Ивановский край»
5. «Рисуя красками слова (Цветаева и Дали)»
6. «…преданья старины глубокой»
7. «Н.Майоров»
8. «Есть город Вичуга, в котором есть люди сказочной судьбы…»
9. «Литературная карта Вичуги»
10. «Литературная гостиная»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному краеведению
Рабочая программа по литературе Забайкальского края...
Программа по литературному краеведению Ульяновской области
Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...
Программа по литературному краеведению
Программа по литературному краеведению для 9 класса...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Программа курса литературного краеведения «Литературная Смоленщина»
Рекомендуется к работе...
АВТОРСКАЯ программа кружка по краеведению "Мой край родной"
Авторская программа по краеведению...