Авторская разработка учебного комплекта по краеведению с использованием ЭОР
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Аннотация: Учебный комплект представляет собой уникальный материал о природе, истории, населении и экономике Кувандыкского края. Он раскрывает воспитательный и развивающий потенциал географического краеведения – любовь к малой Родине, своему региону, своей стране. Развивает экологическую культуру и позитивное отношение к окружающей среде. Помогает добиться наибольшей эффективности в изучении географии своего края и своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_raboty_1.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Авторская разработка учебного комплекта
по краеведению с использованием ЭОР
Предметная область: естествознание. Участник: учитель географии
Актуальность: Новые стандарты образования предусматривают «…содержание национально-регионального компонента – изучение географии своего края, области, района, что позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал предмета – любовь к своей местности, своему району, своей стране…»
Проблема: Несмотря на многообразие литературы по географии Оренбургской области, в которой была разрозненная информация по Кувандыкскому району, назрела острая необходимость ее обобщения, переработки и систематизации. Уникальность и самобытность природы («Оренбургской Швейцарии») заслужили особого внимания и вызвали необходимость разработки данного учебного комплекта.
Главные цели учебного комплекта: - обобщить географический материал по Кувандыкскому району и добиться наибольшей эффективности в обучении географии своего края; - сформировать активную и осознанную познавательную, творческую и практическую деятельность учащихся в окружающей среде, которая является необходимым условием изучения географии своей страны.
Главные задачи курса «Географии Кувандыкского района» и комплекта:
- дать систематические сведения о природе, населении и хозяйстве района;
- показать особенности взаимодействия человека и природы на современном этапе развития общества с учетом исторических факторов; - раскрыть суть и значение межотраслевых и межрегиональных экономических связей; - вскрыть специфику жизни, работы и отдыха людей, живущих в районе; - познакомить учащихся с культурой и бытом населения района. - оказать методическую помощь работникам образования, мотивированным на совершенствование профессиональной деятельности в области работы с детьми, подростками и молодежью по раскрытию из творческого потенциала.
Содержание пособия «География Кувандыкского района» состоит из основных географических сведений о территории района, его природе, населении и экономике. Вопросы и задания в конце каждой темы предназначены для того, чтобы помочь самим учащимся и учителю проконтролировать усвоение нового материала урока, применить полученные учащимися знания в новой ситуации, развить мотивацию к исследовательской деятельности.
Программа курса «География Кувандыкского района» включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ. В конце программы приведены требования к уровню подготовки школьников. Результаты изучения курса полностью соответствуют требованиям стандарта и направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Программа и календарно-тематическое планирование предполагает изучение всего курса за 34 часа (1 час в неделю). Содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей.
Учебное пособие «Рабочая тетрадь по географии Кувандыкского района» – это рабочий блокнот для самостоятельной работы учащихся. После выполнения всех заданий в руках учащихся окажется наглядный справочник по географии малой Родины, выполненный своими руками.
Учебное пособие «Географическое краеведение. Тесты » содержит тесты, предназначенные для контроля знаний учащихся 8-9 классов по всем темам курса «География Кувандыкского района». Тесты могут быть использованы не только учителями при проведении опросов на уроках, но и самими учащимися для самоконтроля при выполнении домашних заданий и подготовке к зачетам.
Аннотация: Учебный комплект представляет собой уникальный материал о природе, истории, населении и экономике Кувандыкского края. Он раскрывает воспитательный и развивающий потенциал географического краеведения – любовь к малой Родине, своему региону, своей стране. Развивает экологическую культуру и позитивное отношение к окружающей среде. Помогает добиться наибольшей эффективности в изучении географии своего края и своей страны.
Ключевые слова: Практико-ориентированный краеведческий принцип обучения, формирование универсальных учебных действий (УУД), раскрытие творческого потенциала подростков и молодежи.
Автор: Корвяков Сергей Александрович – учитель географии
Место работы: Оренбургская область, г. Кувандык, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» (СОШ № 1 г. Кувандык). Номинация: №14
Наибольшей эффективности в обучении географии своего района можно добиться при использовании всего комплекта учебных пособий, хотя они могут использоваться и отдельно друг от друга.
Электронный образовательный ресурс «География Кувандыкского района» (электронный учебник) разработан с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, на базе самого низкого уровня владения компьютером, имеет большую доступность использования без дополнительного обучения.
Рабочая программа
курса «География Кувандыкского района» 8-9 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методическое пособие: Корвяков С.А. География Кувандыкского района. – Кувандык: Самиздат, 2007. Корвяков С.А. Презентация: География Кувандыкского района. – Кувандык, 2008. Всего 34 часа, в неделю – 1 час. Практических работ - 15. Учебно-методический комплект: Краеведческий атлас: Кувандыкский район и город Медногорск /Под общ. ред.А.А. Чибилева. – Оренбург, 2007. Рабочая тетрадь по географии Кувандыкского района. Учебное пособие /Сост.: С.А. Корвяков. – Кувандык: Самиздат, 2008.
Дополнительная литература: География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы /А.А. Чибилев и др. – М.: Изд-во МГУ, 2002. Корвяков С.А. Тесты. Географическое краеведение. 8-9 классы. – Кувандык: Самиздат, 2008. Кувандыкская энциклопедия /Под ред. С.М. Стрельникова. – Кувандык: Изд-во С.М. Стрельникова, 2006. Корвяков С.А. Памятники природы Кувандыкского района. – Кувандык: Самиздат, 2008.
В программе сохранены достижения отечественного географического образования, все то, что проверено практикой обучения, что позволяет учителю применять уже имеющиеся в его распоряжении средства: «География Кувандыкского района» - Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы С.А Корвякова, краеведческий атлас: Кувандыкский район и город Медногорск /Под общ. ред. А.А. Чибилева и др.
Одна из важных задач современности – повышение востребованности географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач, как в масштабе всего государства, так и в масштабе своей области и района. В основу построения данной программы положены следующие подходы и принципы: - непрерывность школьного географического образования, необходимость межпредметных связей с другими дисциплинами; - необходимость ознакомления школьников на доступном для них уровне с достижениями современной географии, методами и средствами географических исследований и простейшими приемами географического прогнозирования.
Содержание программы
Раздел. Основные географические сведения о территории (6 ч.)
Введение (2 ч.) Что изучает геогра фия Кувандыкского района.
Источники геогра фической информа ции. Герб муниципального образования
г. Кувандык и Кувандыкский район. [3,7] Слайд №3-4 /Далее только № слайда/
История заселения и освоения территории района (2 ч.) Основные этапы заселения и освоения территории района. История образования района.[3,7]№5-6
Географическое положение (2 ч.) Особенности физи ко-географического положения. Край ние точки Кувандыкского района. Пограничные субъекты: особенности географиче ского положение Кувандыкского района, размеры территории, протяженность границ. Экономико- и транспортно-географиче ское по ложение. Соседи. Выгоды и недостат ки транспортно-географиче ского положения района. Практическая работа: Характеристика географического
положения Кувандыкского района.[1,3]№7
Природные условия и их хозяйственная оценка и использование (10 ч.)
Рельеф (1 ч.) Основные формы рельефа района, их связь со строением земной коры. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего района.[1,3]№8
Геологическая ис тория и геологиче ское строение тер ритории (1 ч.)
Основные этапы формирования земной коры на территории района.
Особенности геологического строения. Практическая работа: Объяснение
за висимости рас положения крупных форм рельефа и ме сто рожде ний полезных иско паемых от строе ния земной коры на приме ре Кувандыкского района. Анализ геологической и физической карты. Определение состава и возраста горных пород, слагающих крупные формы рельефа.[1,3]№9
Полезные ископаемые (1 ч.) Минеральные ресурсы района и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения магматических, осадочных и метаморфических полезных ископаемых на территории района. Характеристика основных месторождений. Практическая работа:
Объяснение за висимости рас положения ме сто рожде ний полезных иско паемых от строе ния земной коры на приме ре Кувандыкского района. [1,3]№10
Климат (2 ч) Климатообразующие фак торы, особенности погоды в циклонах и антициклонах. Тип климата и его особенности на территории района. Времена года. Практическая работа: Выявление осо бенностей рас пределения средних темпе ратур января и июля, годового количества осадков. Определение особенностей погоды, оценка основных кли матических по казателей. Комфортность (дис комфортность) кли матических условий. Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную дея тельность человека. [1,3]№11
Поверхностные и подземные воды (1 ч.) Реки. Озера. Подземные воды.. Особенности их размещения по территории. Практическая работа: Составление характеристики одной из рек. Оценка обеспе ченности вод ными ресурсами территории района и проблема их рационального использования. [1,3,9]№ 12-13
Почвы (1 ч.) Закономерности распространения почв. Зональные типы почв, их главные свойства. Примеры мелиорации земель в раз ных зонах района.
Практическая работа: Выявление ус ловий почвооб разования и оценка их
пло дородия Зна комство с об разцами почв. [1,3,9]№14-15
Растительность (1 ч.) Основные виды раститель ности и закономерности их распространения по территории района. Растения района, занесенные в «Красную книгу Оренбургской области». [1,3,6]№16-17
Животный мир (1 ч.) Основные виды животных и закономерности их распространения по территории района. Виды животных района, занесенные в «Красную книгу Оренбургской области». Практическая работа: Составление прогноза изменений растительного и животного мира. [1,3,6]№18-19
Ландшафты (1 ч.) Природное районирование. Ландшафтные провинции района. Типы местности. [1,9]
Раздел. Население (3 ч.)
Численность, размещение, естественное и механиче ское движение населения, демографические пробле мы. Народы, проживающие на территории Кувандыкского района. Основные языковые группы. Религии. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы. Особенности заня тости населения. [1,2,7]№20-23
Раздел. Общая характеристика хозяйства (2 ч.)
Особенности отраслевой и территориальной структу ры хозяйства района. Занятость населения в отраслях экономики. Структура производства товаров и услуг.
Анализ социально-экономических показателей и уровня жизни населения в районе. Практическая работа: Характеристика уровня жизни населения в городах и сельских населенных пунктах Кувандыкского района. [1,2,3]№24-25
Раздел. Промышленность. (4 ч.)
Цветная металлургия. Состав отрасли, размещение, проблемы и перспективы развития. Практическая работа: Прогнозирование возможных сдвигов в гео графии цветной металлургии. Отрасли машиностроительного ком плекса. Состав отрасли, размещение, проблемы и перспективы развития. Практическая работа: Определение закономерно стей в размеще нии отраслей машинострое ния. Химическая промышлен ность. Состав отрасли, размещение, проблемы и перспективы развития. Практическая работа: Определение различий в спе циализации хи мической про мышленности. Легкая промышленность. Состав отрасли, размещение, проблемы и перспективы развития. [1,2,3,7]№26-32
Раздел. Агропромышленный комплекс (3 ч.)
Значение АПК в хозяйстве района его структура и проблемы развития.
Земледелие. Структура посевных площадей, отраслевой состав,
география выращивания зерновых и технических культур в районе.
Животноводство. Отраслевой состав, факторы, определяющие географию животноводства, проблемы и перспективы развития отрасли. Научные методы развития сельскохозяйственного производства в районе. №33-43
Пищевая промышленность. (1 ч.) Отраслевая структура. География размещения. Проблемы и перспективы развития.
Практическая работа: Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности. Прогнозирование тенденций изменения. [2,3,7]
Раздел. Инфраструктура (2 ч.)
Транспорт и связь. (1 ч.) Роль и значение транспорта для хозяйства района. Анализ качества и протяженности транспортных магистралей, направлений грузопотоков, новейших средств связи и передачи информации. Практическая работа: Характеристика одной из транс портных маги стралей. № 44-48
Сфера обслуживания. (1 ч.) Основные виды услуг и особенности их развития на территории района Проблемы и перспективы развития. [2,3] №49-59
Раздел. Экономические связи (1 ч.)
Формы экономического сотрудничества предприятий района, их внешнеторговые связи с зарубежными партнерами. Проблемы и перспективы.
Практическая работа: Определение товарной структуры экспорта и импорта одного из предприятий города и района. [1237] №60-64
Раздел. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Проблемы сохранения природного наследия (2 ч.)
Современное состояние окружающей среды и антропогенные причины возникновения экологических проблем, меры по сохранению природы.
Практическая работа: Разработка природоохранных мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в районе. Охраняемые территории и памятники природы. Экскурсионные объекты. Обобщающее повторение. Защита исследовательских работ и проектов. [3,4,6]№65-75
- ведущий компонент ФГОС – требования к результатам, портрет выпускника
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
В результате изучения географии Кувандыкского района ученик должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- географические явления и процессы, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность Кувандыкского района;
- географические особенности природы Кувандыкского района, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством;
- специфику географического положения и административного устройства района; особенности его природы, особенности населения; различия в хозяйственном освоении разных частей района; особенности основных отраслей хозяйства;
- природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем;
меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений.
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; центров производства важнейших видов продукции, основных видов транспорта, внутригосударственных и внешних экономических связей Кувандыкского района.
- составлять краткую географическую характеристику Кувандыкского района на основе разнообразных источников географической информации;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
- для чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф, проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, ресурсов Интернет.
Литература
Для учащихся:
1. География Оренбургской области: учебник для 8— 9 кл. общеобразовательной школы. /А.А.Чибилев и др. — М.: Изд-во МГУ, 2002.
2. Колодина О.А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие.— Оренбург: Изд-во ОГПУ. 2002.
3. Корвяков С.А. География Кувандыкского района. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.— Кувандык: Самиздат, 2007.
4. Корвяков С.А. Памятники природы Кувандыкского района. – Кувандык: Самиздат, 2008.
5. Корвяков С.А. Презентация: География Кувандыкского района. – Кувандык, 2008.
6. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. — Оренбург: Оренбургское кн. изд-во. 1993.
7. Кувандыкская энциклопедия /Под ред. С.М. Стрельникова. – Кувандык: Изд-во С.М Стрельникова, 2006.
8. Стрельников С.М. Кувандыкский край в географических названиях. — Златоуст: С.М. Стрельников, 1994.
9. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А.А. Чибилева — М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2003.
10. Оренбургская область. Атлас. — ГИК РФ. Омская картографическая фабрика. 2002.
Для учителя:
1. Альтов В. Г. Города Оренбургской области. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1974.
2. География Оренбургской области: учебник для 8 — 9 кл. общеобразовательной школы. / А.А. Чибилев и др. — М.: Изд-во МГУ. 2002.
3. Колодина О.А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие.— Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002.
4. Корвяков С.А. География Кувандыкского района. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.— Кувандык: Самиздат, 2007.
5. Корвяков С.А. Презентация: География Кувандыкского района. – Кувандык, 2008.
6. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения, — Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 1993.
7. Стрельников С.М. Кувандыкский край в географических названиях. — Златоуст: С.М. Стрельников, 1994.
8. Чибилев А.А. Зеленая книга степного края. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1987.
9. Чибилев А.А. Природа Оренбургской области ч.1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал РГО. — Оренбург, 1995
10. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А.А. Чибилева. — М.: Просвещение. ДИ
ЭМ БИ, 2003.
Представленная в электронном виде работа является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР, а исследовательская работа «За 50 лет наш климат изменился или нет» - примером творческой деятельности учащихся по данному курсу. (См. презентации в Приложении)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный план по проведению трёхдневных учебных сборов с обучающимися образовательных учреждений (авторская разработка)
Учебный план по проведению трёхдневных учебных сборов с обучающимися образовательных учреждений (авторская разработка)...
авторская разработка учебного пособия для учащихся 2 класса (1й год обучения)
Учебное пособие разработано для учащихся 2 класса, содержит лексический материал по темам "Животные", "Одежда", "Игрушки", "Сказочные персонажи", "Продукты",а также тренировочные упражнения для чтения...
авторская разработка учебного пособия для учащихся 2 класса (1й год обучения)
Учебное пособие разработано для учащихся 2 класса, содержит лексический материал по темам "Животные", "Одежда", "Игрушки", "Сказочные персонажи", "Продукты",а также тренировочные упражнения для чтения...
Авторская разработка учебно-методического пособия по английскому языку для 8–10-х классов "Golden Ring" ("Золотое кольцо")
Данное учебно-методическое пособие может использоваться на уроках английского языка в 8-10-х классах общеобразовательных школ (в зависимости от подготовленности учеников), а также на факультативных за...
Методическая разработка учебного занятия по теме «Использование производной в прикладных задачах», 2020 г
Цель учебного занятияпоказать важность значения производной в исследовании процессов окружающего мираЗадачи Образовательныеспособствовать развитию у обучающихся исследовательских навыков, умению ...
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий»
Разработка может быть использована студентами дистанционно для отработки пропущенных занятий и применения знаний и навыков данной темы в своей профессиональной деятельности.Разработка также может быть...
Авторская разработка учебно-методического пособия по второму иностранному (немецкому) языку для общеобразовательных организаций 5 класс "Моя семья и я»
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавания уроков немецкого языка как второго иностранного на базе английского в 5 классах. Содержание учебного материала данного раздела соответствует...