Авторская программа по краеведению "Дмитровский край"
рабочая программа по краеведению по теме

Жукова Ирина Анатольевна

Авторская программа по краеведению "Дмитровский край" для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kraevedeniyu.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение

СИНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

__________________________________________________________________________________

Авторская программа по краеведению

 «Дмитровский край»

Автор: учитель географии высшей квалификационной категории

Жукова Ирина Анатольевна

п.Новосиньково

2012г.

Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана в МОУ «Синьковская средняя общеобразовательная школа №1» Дмитровского района Московской области.

Реализация данной программы предполагает следование принципам:

В общей направленности:

  1. признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, рачительных хозяев;
  2. выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

  1. изложение содержания с территориально-хронологических позиций;
  2. понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегрированным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственные, экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
  3. несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

В организации:

  1. реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения - исторических памятников, хозяйственных и культурных объектов, рек и т.п.;
  2. вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками, справочной литературой и ученические исследования, экспедиции, экскурсии и туристические походы.

Изучение своего региона отличается повышенной эмоциональностью и привлекательностью для учащихся как за счет новизны изучаемого, так и доступностью объектов изучения для непосредственного восприятия и возможности организовать практическую деятельность школьников. К практическим занятиям я отношу работу с картой, статистическими материалами, таблицами, схемами, экспонатами школьного музея, походы на городище, экскурсии на водоемы, в природу, на предприятия и др.

К основным целям изучения своего края можно отнести:

  1. создание целостного образа своего края, познание его своеобразия и неповторимости. Образ территории нередко оказывает влияние на выбор профессии, укрепляет желание оставаться в родном краю;
  2. вооружение подрастающего поколения знаниями базовых основ культуры родного края и формирование мотивации к саморазвитию в мире культуры;
  3. развитие патриотических, гражданских, нравственных и этических качеств личности; формирование любви к родному краю, своей малой Родине и национального самосознания;
  4. воспитание бережного отношения к памятникам культуры своего края, местным природным и историческим памятникам.

Итак, интегрированный курс краеведения, изучаемый в Синьковской средней общеобразовательной школе №1, включает в себя два крупных блока: «Дмитровский край» - 5-7 классы и «Родное Подмосковье» - 8-9 классы.

Данная программа реализуется в рамках дополнительного образования. Курс рассчитан на 175 учебных недель, из расчета 1 час в неделю и имеет вариативность по времени и содержанию с учетом возрастных особенностей школьников. Программа учитывает специфику местности, в которой проживают школьники, создает условия для формирования представлений о территориальных особенностях региона, их разнообразии в природном, историческом, культурном, экологическом отношениях.

Краеведение ставит своей целью:

  1. воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, поселок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии;
  2. сообщить школьникам сведения по истории, природе, культуре, экономическому развитию Дмитровского края;
  3. обогатить личный опыт учащихся путем проведения практических работ на местности, обработки собранного материала, краеведческих походов и экскурсий, в процессе которых осуществляется органическая связь краеведческого материала с теоретическим (в одних случаях для конкретизации, в других - для углубления знаний об особенностях своей местности);
  4. раскрыть возможные для возраста взаимосвязи исторического, культурного и экономического развития родного края;
  5. дать учащимся знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности;

 -     расширить запас знаний о своем генеалогическом древе;

  1. формировать гуманное отношение к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережного отношения к природе, вызвать у детей стремление к милосердию.

Изучение вопросов охраны природы является одним из приоритетных направлений при изучении курса краеведения.

Краеведение - предмет естественного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании занимают методы, свойственные этим наукам: непосредственное наблюдение предметов и явлений в самой природе (живой и неживой), на учебно- опытном участке, географической площадке, предприятиях района, культурных центрах и памятниках старины.

Все наблюдения должны помочь учащимся получить правильное представление о культурном, экономическом и историческом развитии Дмитровского района, о взаимосвязях, существующих между ними, содействовать накоплению знаний о родном крае.

В курсе краеведения большое место отводится изучению вопросов своей родословной с целью изучения связи поколений и участия семьи в истории края.

Краеведение имеет большое воспитательное и развивающее значение. Оно способствует формированию мировоззрения, развивает наблюдательность, логическое мышление и речь, положительные нравственные качества (гуманное отношение к окружающему, доброта, милосердие, любовь к природе, уважение к труду человека и результатам труда), эмоции, формирует ряд умений и навыков учебного труда.

Широкое включение в содержание знаний о человеке помогает избежать отмеченных Н.Н. Баранским пороков «бесчеловечной» географии. Раскрытие общечеловеческих ценностей дополняется самобытностью объектов, особенностью традиций, обычаев данной изучаемой территории.

Развитие интереса должно стать основным психолого-педагогическим фактором реализации задач курса. В плане деятельности учителя и учеников занятия должны стать творческими, направленными на активизацию мыслительной деятельности.

Предполагаемые результаты обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельного и практико- ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Это предполагает: освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования; стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: экскурсии, творческие мастерские, викторины, игры, конкурсы, выставки. Программа предусматривает и такие формы деятельности учащихся как поисковая, исследовательская, проектная и коллективные творческие дела, что так же будет способствовать эффективности обучения.

Любить Родину - значит знать ее.

Предисловие.

Вся моя жизнь связана со школой. Сначала я училась в этой школе, а теперь в ней работаю, и многие мои учителя стали моими коллегами. От учителей и родителей мне передана любовь к родному краю. Так, одним из направлений моей работы стало краеведение. Этот курс я преподаю учащимся Синьковской средней общеобразовательной школы №1. Но сначала было обучение в МГОПУ г.Москвы на факультете географии и составление авторской программы по краеведению «Дмитровский край» (совместно с Бариновым А.С.).

Введение.

Изменения в политической, экономической и социальной жизни страны непосредственно влияют и на школу. Всё большее значение приобретают знания своего региона. С усилением региональной политики получило новый импульс и школьное краеведение. Появилась возможность вводить в учебный план региональный и школьный компоненты. Естественно, они должны быть связаны с изучением своего края, его географии, истории, культуры.

Придание изучению своего края статуса специального курса резко увеличивает его значение в образовании, воспитании и развитии учащихся. К.Д. Ушинский в статье «О необходимости сделать русские школы русскими» писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит ... в том, что человек западный, не только образованный, но и даже полуобразованный, всегда, всегда ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится». (Собр. соч., М., J1., 1948г., т.З). Эта мысль не потеряла своей актуальности и до настоящего времени. Как ни странно, но в наши дни подростки намного больше знают о том, что происходит в джунглях Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что их окружает за порогом собственного дома. В какой-то степени это объясняется отсутствием доступных изданий краеведческой литературы, кино- и видеофильмов. Наличие вакуума здесь очевидно, и программа изучения своего региона призвана заполнить его всеми доступными методами.

Современная идеология образования ориентирована на развитие личности учащегося, на оказание помощи каждому выпускнику школы в выборе жизненного пути. Изучение своей области и района, несомненно, помогут ему в этом. Хорошее знание особенностей своего края - это один из элементов (и важнейших!) географической картины мира, формирование которой - главная образовательная цель современной школы.

Основная часть.

В настоящее время в Подмосковье реализуется программа поддержки и развития малых городов. Дмитров тоже охватила волна преобразований. Большое значение сейчас уделяется его внешнему виду и внутреннему содержанию: реставрируются памятники архитектуры, изменяют свой облик улицы и площади города, появляются новые возможности для жителей Дмитрова и района в организации досуга, развитии увлечений и обучении. Так, многих учащихся школ привлекают перспективы продолжить обучение в филиалах ВУЗов, расположенных в Дмитрове. И одно из престижных учебных заведений - Академия туризма. В ней обучаются сейчас и ещё мечтают поступить ребята из Синькова. Помочь им в этом могут знания, полученные на уроках краеведения.

Краеведческая направленность обучения в нашей школе появилась давно, вместе с организацией клуба «Поиск» и сбором материалов (экспонатов и сведений) для созданного школьного музея. Тема малой родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. С местного краеведения, предполагающего заботу юных о сохранении, систематизации, экспонировании памятников и произведений истории и культуры малой родины ребенка. Начиналась эта работа массово, с привлечением большого количества учащихся школы. Этому способствовало присутствие в школе такого энтузиаста, как Шолохова Т.Д. (организатор и бессменный руководитель музея до 1997 года), которая в увлекательной форме рассказывала ребятам о культурно-исторических памятниках района, о прошлом нашего края, о бывших учениках школы, ставших знаменитыми учеными, художниками, спортсменами и др. Но со временем все свелось к редким экскурсиям в музей и работе заинтересованных детей в активе.

В результате оказалось, что наши школьники затрудняются с ответами на вопросы о природе, истории, культуре и экологии родного края. Это стало важным основанием для разработки программы по комплексному изучению своего края. Кроме того, историческое местоположение поселка (близ поселка находится место древнейшего поселения человека - Синьковское городище), наличие народного историко- краеведческого музея в школе, героическое прошлое односельчан, интерес ребят к своему родословному древу тоже подталкивали к мысли о необходимости введения в школьный курс обучения уроков краеведения. Так была разработана собственная авторская программа по краеведению для 5-7 классов. Она успешно прошла рассмотрение и рецензирование в ИПК и ПРНО Московской области. Программа рассчитана на переход в 8-9 классах на региональный курс «Родное Подмосковье» (автор - Греханкина Л.Ф.). Программа апробирована в школе в течение шести лет и максимально приближена к месту жительства учащихся.

Курс краеведения является интегрированным. Он включает в себя знания из многих школьных предметов - географии, истории, литературы, биологии и др. Интеграция помогает школьникам воспринимать мир в его единстве, целостности. Работа по данной программе положительно влияет на образовательные, воспитательные и развивающие аспекты обучения детей. Уроки краеведения нравятся учащимся. Многие

из них проводятся в школьном музее. Они не только обогащают жизненный опыт учащихся, но и вызывают познавательный интерес.

Курс «Родное Подмосковье» 8-9 классов перекликается с темами по географии в этих классах. Например, на уроках географии изучается тема «Рельеф России» и следом на уроке краеведения более углубленно «Рельеф Подмосковья». Также с климатом, внутренними водами, почвами, населением, сельским хозяйством, транспортом и почти всеми темами. Это очень удобно и выгодно учителю и учащимся, так как есть возможность лишний раз повторить темы географии и изучить местный материал краеведения уже на основе недавно полученных знаний. Кроме того, я полностью вынесла из курса географии 8-9 классов в уроки краеведения темы «География своей области» вместе с практическими работами, тем самым высвободив время для более глубокого изучения отдельных трудных тем программы. Но есть и проблемы в обучении краеведению - это отсутствие учебников и учебных пособий в школьной библиотеке. Поэтому приходится самостоятельно добывать необходимый к урокам материал из нескольких источников и, обрабатывая, адаптировать его к детскому восприятию. При подготовке и работе на уроках я использую следующую литературу:

1.«История. Московская область. Дмитровский район» (учебное пособие) Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др., М., 2006г.

2.«История. Московская область. Дмитровский район» (хрестоматия) Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др., М., 2006г.

3.«Дмитровский край « под ред. Курышева И.Н., Гальченко В.В., «Стрелец», 1993г., г.Дмитров.

4.«Край наш Московский» (учебное пособие) под ред. Алексеева А.И., Ким Э.В., Глушковой В.Г., М., «Экопрос», 1997г.

5.«Подмосковье: на север от Москвы» Скегина Н.Г. и др., Издат. Центр A3 МСК, М., 1998г.

6.«Историческое краеведение. Дмитров» Аркадьева А.В., г.Дмитров «Север Подмосковья», 2000г.

7.«Этнографическое краеведение. Дмитровский район. Часть 2» Аркадьева А.В., Издат. Дом «Авангард», 2003г.

8.«В гости к дмитровцам» (учебно-методическое пособие по краеведению) Аркадьева А.В., ООО «Издат. дом «Вести», 2007г.

9.«Город Дмитров: от основания города до половины 19века.» Тихомиров М.Н., Издат. Дом «Вести», 2006г.

10.Учебные        материалы по географии и экологии Москвы и Московской области, «Спортакадемпресс», М., 2000г.

11.«Окружающая        среда Московского региона» Егоренков Л.И., Лопатина В.И., М., «Сигналь», 1998г.

12.«География        Москвы и Московской области» Алексеев А.И. и др., М., «Экопрос», 1996г.

13.«Экология        Московского региона» Битюкова В.Р. и др., М., «Экопрос», 1996г.

14.«Родное        Подмосковье» (учебное пособие) Греханкина Л.Ф., М., 2003г.

Содержание программы 5-го класса раскрывается в 6-ти темах:

Тема 1. Введение (1 час)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. История изучения края.

Тема 2. Край, в котором ты живешь (7 часов)

Дославянское время. Угрофинские племена. Первые следы пребывания человека на Дмитровской земле. Находки археологов. Исторические вехи заселения территории края. Дмитров и селения, окружавшие его. Синьковское городище. Краткая история города Дмитрова. Дмитров - младший брат Москвы. Летопись. Герб, флаг, гимн Дмитрова.

Экскурсии: Синьковское городище, краеведческий музей г.Дмитрова.

Тема 3. Быт и народная культура прошлого (11 часов).

Принципы и особенности строительства, материалы, символы и обычаи. Виды жилища славян. Планировка и внутреннее убранство жилого дома. Роль печи в доме, мебель. Хозяйственные постройки. Утварь. Предметы, используемые в хозяйстве. Русская кухня. Хлебный и мучной ассортимент. Похлебки, рыбные, мясные блюда. Напитки. Постный и скоромный стол. Обрядовая еда. Ритуалы приема пищи. Русский народный костюм. Ткани. Мужской костюм: рубаха, порты, пояса, обувь, головные уборы. Женский костюм: рубаха, душегрея, сарафан, головные уборы, украшения. Символическое значение отделок. Промыслы. Народные приметы и поверья. Обычаи.

Праздники и обряды. Связь праздников с сельскохозяйственными работами. Рождество, Масленица, Пасха, Троица. Языческие традиции в русских православных праздниках. Русская свадьба и ее основные этапы.

Тема 4. Родной поселок. (8 часов).

История села Синьково. Строительство церкви, школы, образование рабочей артели, колхоза. Синьково в годы Великой Отечественной войны. Заложение и начало строительства поселка Новосиньково. Последующий рост поселка. Занятия населения. Современный облик поселка.

Экскурсии: Автополигон, тепличный комбинат, животноводческая ферма.

Тема 5. История школы (4 часа).

От школы деревянной к школе каменной. Смена зданий. Первые учителя и выпускники. Школа в наши дни.

Тема 6. Я и мой род (2 часа).

Мой род: прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, родители, братья и сестры. Составление генеалогического древа своего рода.

К концу 5-го класса учащиеся должны знать:

  1. историю Синьковского городища;
  2. племена, заселявшие наш край до прихода славян;
  3. историю основания города Дмитрова и поселка;
  4. обустройство жилища и быт крестьян, их промыслы, народные приметы и поверья, обычаи, обряды и праздники;
  5. историю родной школы;
  6. народные приметы времен года;
  7. историю своей семьи;
  8. архитектурные памятники своей земли.

К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:

  1. ориентироваться в генеалогическом древе;
  2. вести наблюдения в природе;
  3. охранять растения и животных, памятники архитектуры;
  4. правильно вести себя в природе и в культурных центрах.

Примерное тематическое планирование уроков краеведения в 5 классе.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Возможные формы проведения урока

1.

Введение. Что такое краеведение? Что оно изучает?

1 час

Лекция в сочетании с беседой

Тема 2. Край, в котором ты живешь.

7 часов

2.

Угрофинские племена. Зарождение жизни на Дмитровской земле. Находки археологов.

1 час

Урок изучения нового

3.

Синьковское городище.

1 час

Урок изучения нового

4.

Экскурсия на Синьковское городище.

Поход

5.

Основание г.Дмитрова: легенды и быль. Летопись.

1 час

Комбинированный урок

6.

Герб, флаг, гимн г. Дмитрова.

1 час

Комбинированный урок

7.

Селения окружавшие Дмитров.

1 час

Урок изучения нового

8.

Экскурсия в историко-краеведческий музей г.Дмитрова

Экскурсия

Тема 3. Быт и народная культура прошлого

11 часов

9.

Жилище крестьян.

1 час

Экскурсия в школьный музей.

10.

Утварь.

1 час

Экскурсия в школьный музей.

11.

Русская кухня.

1 час

Конференция. Урок- ярмарка.

12.

Одежда. Русский народный костюм.

1 час

Экскурсия в школьный музей.

13.

Промыслы.

1 час

Конференция. Урок- ярмарка.

14.

Обычаи.

1 час

Комбинированный урок.

15.

Обряды и праздники.

1 час

КТД

16.

Народные приметы и поверья.

1 час

Творческая мастерская

17, 18.

Религиозные праздники.

2 часа

Конференция. Урок обобщения.

19.

Итоговый урок по теме «Быт и народная культура прошлого»

1 час

Праздник. Урок-игра.

Тема 4. Родной поселок.

8 часов

20.

История села Синьково.

1 час

Урок изучения нового.

21,22.

Синьково в годы Великой Отечественной войны.

2 часа

Экскурсия в школьный музей.

23.

Заложение и начало строительства поселка Новосиньково.

1 час

Экскурсия в школьный музей.

24.

Последующий рост поселка.

1 час

Экскурсия в школьный музей.

25.

Поселок в наши дни.

1 час

Комбинированный урок. Встреча с интересными людьми.

26, 27.

Экскурсии на предприятия, расположенные на территории Сельского поселения Синьковское. (Автополигон, тепличный комбинат, животноводческая ферма и др.)

Экскурсии

Тема 5. История школы

4 часа

28.

От школы деревянной к школе каменной.

1 час

Экскурсия в школьный музей.

29.

Первые учителя Синьковской школы.

1 час

Экскурсия в школьный музей.

30.

Те, кто работает в этой школе сейчас.

1 час

Экскурсия в школьный музей. Встречи с учителями

31.

Синьковская школа в наши дни.

1 час

Урок обобщения.

Тема 6. Я и мой род.

2 часа

32.

Моя семья. Мой род.

1 час

Конференция

33.

Творческий проект «Составление генеалогического древа своего рода».

1 час

Конференция

34.

Итоговый урок по всему курсу

1 час

Конференция

Содержание программы 6- го класса раскрывается в 4-х темах:

Тема 1. Повторение тем 5-го класса (1 час).

Тема 2. Страницы истории города Дмитрова и Дмитровского края. (14 часов).

Основание города. Святой великомученик Дмитрий Солунский. Облик древнего Дмитрова: крепость и посад. Объяснение названий, наука топонимика. Занятия населения. Дмитровские ярмарки. Изменение облика города. Средневековый Дмитров. Строительство храмов и монастырей. Дмитров и Москва. Дмитровский край в 15-17вв. Дворянские усадьбы Дмитровского края: Ольгово, Горки, Обольяново-Никольское, Даниловское, Деденево, Подлипичье. Строительство Савеловской железной дороги. Город на речном пути - Яхрома. Канал им. Москвы. Дмитров в годы Великой Отечественной войны. Освобождение окрестных сел в декабре 1941г. Работа в тылу. История названия улиц.

Экскурсии: памятники архитектуры, улицы г.Дмитрова; историко-краеведческий музей.

Тема 3. Православные традиции Дмитровской земли. (10 часов).

Храм Илии Пророка в с. Синьково. Никольский храм в с. Рогачево. Николо- Пешношский монастырь. Церковь Живоначальной Троицы в с. Сысоево. Храмы г.Дмитрова.

Экскурсии: храмы Дмитровской земли.

Тема 4.Культура и искусство Дмитровского края. (10 часов).

Дмитров в произведениях литературы, живописи. Памятники архитектуры Дмитрова. Известные земляки.

К концу 6-го класса учащиеся должны знать:

  1. историю основания города и его покровителя;
  2. историю развития г.Дмитрова и Дмитровского края;
  3. историю названия Дмитровских улиц;
  4. вклад края в победу в Великой Отечественной войне;
  5. усадьбы, храмы Дмитровского района;
  6. произведения литературы и живописи о Дмитрове и крае, известных земляков.

К концу 6-го класса учащиеся должны уметь:

  1. ориентироваться по картам Дмитровского района;
  2. бережно относится к памятникам искусства и архитектуры, монументам;
  3. правильно вести себя в природе и в культурных центрах.

Примерное тематическое планирование уроков краеведения в 6 классе.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

 часов

Возможные формы проведения урока

1.

Повторение тем 5-го класса.

1 час

Урок повторения

Тема 2. Страницы истории города Дмитрова и края.

22часа.

2.

Основание г. Дмитрова

1 час

Урок повторения.

3.

Святой Дмитрий Солунский - покровитель города.

1 час

Урок изучения нового

4.

Облик Древнего Дмитрова. Крепость и посад.

1 час

Экскурсия в школьный музей.

5.

Занятия населения.

1 час

Комбинированный урок.

6.

Дмитровские ярмарки.

1 час

Творческая мастерская.

7.

Средневековый Дмитров. Строительство храмов и монастырей.

1 час

Коллективное творческое дело.

8.

Экскурсия в Борисоглебский монастырь и Успенский собор.

1 час

Экскурсия.

9.

В пламени нашествий и междоусобиц.

1 час

Урок изучения нового

10.

Дмитров и Москва.

1 час

Комбинированный урок.

11.

Время расцвета. Дмитровский край в 15 - начале 16вв.

1 час

Урок изучения нового

12.

Дмитровский край в конце 16в. - начале 17в.

1 час

Урок изучения нового

13.

Дворянские усадьбы Дмитровского края.

1 час

Урок изучения нового. Исследовательская работа.

14.

Экскурсия в Дмитровский историко- краеведческий музей.

Экскурсия

15.

Изменение облика города в 19 - начале 20вв. Савеловская железная дорога.

1 час

Комбинированный урок.

16.

Яхрома - город на речном пути.

1 час

Урок изучения нового

17.

Населенные пункты Дмитровского района.

1 час

Урок изучения нового. КТД.

18.

Канал им. Москвы.

1 час

Урок изучения нового.

19.

Дмитров в годы Великой Отечественной войны.

1 час

Урок изучения нового.

20.

Освобождение окрестных сел в декабре 1941 года.

1 час.

Экскурсия в школьный музей. Встречи с ветеранами.

21.

Наш край - фронту.

1 час

Экскурсия в школьный музей.

22.

История названия улиц Дмитрова.

1 час

Комбинированный урок.

23.

Экскурсия по улицам г.Дмитрова.

1час

Экскурсия

Тема 3. Православные традиции Дмитровской земли.

5 часов

24.

Храм Илии Пророка в с. Синьково.

1 час

Комбинированный урок.

25.

Никольский храм в с. Рогачево.

1 час

Урок изучения нового

26.

Николо-Пешношский монастырь.

1 час

Урок изучения нового

27.

Церковь Живоначальной Троицы в с. Сысоево.

1 час

Урок изучения нового

28.

Экскурсия «Храмы г.Дмитрова».

Экскурсия

Тема 4. Культура и искусство Дмитровского края.

5 часов

29.

Дмитров в произведениях литературы и живописи.

1 час

Интегрированный урок с литературой и изо.

30.

Памятники архитектуры Дмитрова.

1 час

Урок изучения нового

31.

Известные земляки.

1 час

Конференция. Экскурсия в школьный музей.

32.

Художники родного края. БаюскинB.C., Чижов В.И., Шолохова Т.В.

1 час

Экскурсия в школьный музей.

33.

Встречи с известными людьми

п. Новосиньково.

1 час

34.

Практическая работа « Нанесение на карту Дмитровского района объектов культурного наследия».

1 час

Практикум. Обобщение знаний.

За основу программы 7-го класса взят УМК «История Дмитровского района», разработанный группой авторов: Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г., Федоров И.Н. Темы 7-го класса перекликаются с некоторыми темами 5 и 6-го классов, но изучаются гораздо шире.

Содержание программы 7-го класса раскрывается в трех темах:

Тема 1. Введение (1 час).

Общий взгляд на историю Дмитровской земли. Символы Дмитровского района.

Тема 2. Дмитровский край в древности и в Средние века (9 часов).

Первобытно-общинный строй на территории Дмитровского края. Палеолит. Мезолит. Неолит. Фатьяновская культура, ее особенности. Дьяковская культура, финно-угры. Славянская колонизация. Встреча кривичей и вятичей на Дмитровской земле. Занятия, обычаи и верования вятичей и кривичей периода колонизации. Основание города Дмитрова. Причины основания города. Крепость и посад. Первые междоусобицы на Дмитровской земле. Батыево нашествие на Дмитровский край. Образование Дмитровского княжества. Мирные переговоры 1282 и 1301гг., причины их проведения именно в Дмитрове. Присоединение Дмитровского княжества к Москве: причины, обстоятельства, последствия. Дмитровское удельное княжество. Дмитровские князья. Хозяйственный и культурный расцвет Дмитрова в 15-начале 16вв., его причины. Дмитров во второй половине 16в. Опричнина и окончательная ликвидация Дмитровского удела. Разорение Дмитрова и Дмитровского края в Смутное время. Причины упадка Дмитрова. Хозяйственная жизнь Дмитровского края при первых Романовых. Значение слобод. Система управления. Причины медленного развития в 17в.

Тема 3. В составе империи (10 часов).

Хозяйственное развитие Дмитровского края в 18в. Последствия петровских реформ и преобразований Екатерины II для экономики края. Создание Дмитровского уезда в составе Московской губернии. Новая система местного управления. Усадьбы Дмитровской земли.

Начало Отечественной войны 1812г. Боевые действия на территории края. Дмитровцы - герои войны. Памятники войны. Роль Дмитровского края в становлении декабристов. Промышленное развитие Дмитровского края в 19-начале 20вв. Основание Покровской мануфактуры. Жизнь крестьян Дмитровского края до 1861г. Условия освобождения от крепостной зависимости, причины недовольства крестьян. Распространение отходничества и кустарных промыслов. Общественно-политическая жизнь края в 19в. Создание уездного земства и нового городского самоуправления. Развитие кооперации. Первые народные выступления в Дмитровском крае, их причины. Революция 1905г. и Дмитровский край. Стачка на Покровской мануфактуре. Жизнь края в 1906-1907гг.

Тема 4. Время испытаний и побед (9 часов).

Дмитровский край и первая мировая война. Февральская революция и переход власти к Комитету Общественных Организаций. Рост влияния большевиков, его причины. Установление власти большевиков. Организация новой власти. Хозяйственная политика большевиков, ее последствия. Рогачевское восстание. Подавление политической оппозиции. П.А.Кропоткин и Дмитровский край.

Дмитровский край в годы НЭПа. Изменение границ уезда. Создание Дмитровского района. Начало индустриализации. Проведение коллективизации. Причины строительства канала Москва-Волга. Дмитлаг. Особенности канала, его значение. Дмитровский край после начала Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории края. Разгром вражеской группировки, прорвавшейся через Яхромский мост. Жизнь края при оккупантах. Контрнаступление Красной Армии, изгнание захватчиков. Дмитровцы - герои войны и труда. Развитие дмитровской промышленности и сельского хозяйства в послевоенные десятилетия: успехи и трудности. Основные промышленные предприятия района. Освоение Яхромской поймы. Роль научных организаций. Система управления районом. Наши выдающиеся земляки. Дмитровский край в 1990-е гг. и в начале 21 в. Особенности развития промышленности, сельского хозяйства, науки, социальной сферы.

К концу 7-го класса учащиеся должны знать:

  1. о Дмитровском крае в первобытную эпоху;
  2. о славянской колонизации края;
  3. об основании и первых десятилетиях истории Дмитрова;
  4. об образовании Дмитровского княжества;
  5. о присоединении Дмитрова к Москве;
  6. основные этапы истории Дмитрова и края;
  7. экологическую ситуацию Дмитровского района;
  8. предприятия промышленности и сельского хозяйства района.

К концу 7- го класса учащиеся должны уметь:

  1. сравнивать экономическое развитие Дмитрова различных веков;
  2. показывать территорию Дмитровского района на различных картах;
  3. ориентироваться в исторической временной ленте Дмитрова и края;
  4. работать с различными источниками информации; анализировать, сравнивать, делать выводы.

Примерное тематическое планирование уроков краеведения в 7 классе.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Возможные формы проведения урока

1.

Повторение тем 6-го класса. Наш край и его прошлое.

1 час

Урок повторения

Тема 1. Дмитровский край в древности и в Средние века.

9 часов

2.

Дмитровский край в первобытную эпоху.

1 час

Комбинированный урок.

3.

Славянская колонизация Дмитровского края.

1 час

Комбинированный урок.

4.

Основание и первые десятилетия истории Дмитрова.

1 час

Исследовательская работа.

5.

Монголо-татарское нашествие и образование Дмитровского княжества.

1 час

Урок изучения нового

6.

Присоединение Дмитрова к Москве.

1 час

Урок изучения нового

7.

Дмитровский край в 15-начале 16вв.

1 час

Комбинированный урок.

8.

Дмитров в период правления Ивана Грозного и в Смутное время.

1 час

Урок изучения нового.

9.

Дмитровская земля при первых Романовых.

1 час

Урок изучения нового

10.

Повторение и контроль по теме 1.

1 час

Тема 2. В составе империи

10 часов

11.

Хозяйственное развитие Дмитровской земли в 18в.

1 час

Урок изучения нового. КТД.

12.

Образование Дмитровского уезда Московской губернии.

1 час

Комбинированный урок.

13.

Усадьбы Дмитровской земли.

1 час

Урок-семинар

14.

Дмитровский край в 1812г.

1 час

Комбинированный урок.

15.

Декабристы на Дмитровской земле.

1 час

Урок изучения нового.

16.

Промышленное развитие Дмитровского края в 19-начале 20вв. и его последствия.

1 час

Комбинированный урок.

17.

Развитие сельского хозяйства в 19- начале 20вв.

1час

Комбинированный урок.

18.

Реформы управления в 19в. и Дмитровский край.

1 час

Урок изучения нового.

19.

Первые революционные выступления в Дмитровском крае.

1 час

Урок изучения нового.

20.

Повторение и контроль по теме 2.

1 час

Тема 3. Время испытаний и побед

9 часов

21.

Дмитровский край в 1917г.

1 час

Урок изучения нового.

22.

Дмитровская земля в годы гражданской войны.

1 час

Урок изучения нового.

23.

Дмитровский край в 1920-е - начале 1930-х гг.

1 час

Обзорная лекция.

24.

Строительство канала Москва-Волга.

1 час

Урок повторения.

25, 26.

Великая Отечественная война и Дмитровский край.

2 час

Урок-семинар

27.

Дмитровский район в послевоенные десятилетия.

1 час

Комбинированный урок.

28.

Дмитров и Дмитровский район в конце 20-начале 21 вв.

1 час

Обзорная лекция.

29.

Экологическая характеристика Дмитровского района.

1 час

Урок изучения нового.

30.

Повторение и контроль по теме 3.

1 час

31.

Итоговое повторение и обобщение.

1 час

32-34

Время для экскурсий по Дмитрову и Дмитровскому району.

Структура содержания краеведческого образования в данной программе разрабатывалась с учетом психологических особенностей и возможностей учащихся 11-15 лет усвоить специфическую систему знаний и приемов самостоятельной работы, их любознательности и познавательного интереса к учебно-практической деятельности.

Данный курс является базой для изучения естественно-научного цикла с акцентом на историю, культуру, природу и экономику родного края.

В связи с введением в 1997-1998 учебном году регионального компонента по краеведению в районе, появилась возможность перехода на региональную программу с 8-го класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Ономастика родного края"

Аңлатма язуы. Кешеләрнең  фикерләү  һәм  үзара  аңлашу-аралашу  чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...

Авторская программа по краеведению "Край родной"

Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие  чувства патриотизма....

Авторская программа "Экология Алтайского края"

Предлагаемая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. Реализация этой программы возможна за компонента образовательного учреждения государст...

Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани

Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...

Авторская программа курса «Родной край – Оймяконье», 5 класс, 34 ч.

Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе опирается на Государственный стандарт НРК в географическом образовании, является пропедевтическим курсом для изучения систематических предметов и ...