Географическое краеведение. Авторская программа. 5-6 класс.
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Географическое краеведение. Авторская программадля учеников 5-6 классов. Изучение родного края способствует лучшему усвоению предмета географии. Используются различные формы и методы, в том числе современные образовательные технологии. Учащиеся работают над мини проектами, выполняют практические работы на местности, изучают родной край во время экскурсий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskoe_kraevedenie_avtorskaya_programma.rar | 44.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №74 г. о. Самара
«Рассмотрено»: На заседании МО учителей географии Протокол №___ «___» __________ 2013г. | «Согласовано» Зам директора по УВР _______ Р.С. Кудряшова «___»__________ 2013г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №74 г.о. Самара ________ А.А. Захаркин «___» _________ 2013г. |
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Географическое краеведение»
(нравственно-патриотическое направление внеурочной деятельности школьников)
Учитель географии Опрятнова Л.С.
Реализация программы 2013-2015гг.
Самара 2013 г.
Структура программы
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы
3.Содержание курса
4. Примерное тематическое планирование
5. Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов
6. Планируемые результаты обучения
7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
применительно к различным формам контроля знаний
8. Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса» Географическое краеведение»
9. Список литературы
Пояснительная записка.
Воспитание подрастающего поколения всегда волновало и волнует людей. Эта вечная проблема особенно остро встает сегодня, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств. Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования. Школа – важнейший фактор воспитания. Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования истинного патриота своей страны. Проблема, несомненно, заслуживает пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне нашего государства. Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом России, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Поэтому приоритетным направлением в работе учителя является патриотическое воспитание. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в тоже время понять, что он может сделать для неё. Школьный курс географии не достаточно даёт возможности по изучению родного края и патриотическому воспитанию, поэтому предлагаемая программа «Географическое краеведение» поможет решить эти проблемы, т.к. только через изучение родной природы, города, района, улицы, их истории можно бережно относиться к окружающему миру, быть истинным патриотом.
Программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
Программа является:
- социально-педагогической;
- организационно-педагогической;
- межотраслевой.
Цель программы.
Формирование основ патриотизма: воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края, бережного отношения к его природе.
Задачи:
- Создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем ее разнообразии и целостности.
- Научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
- Создать условия для реализации программы, используя современные образовательные технологии.
Курс «Географическое краеведение» для 5-6 классов рассчитан на 68 часов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный музей боевой славы, краеведческий музей города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии (в городе и области), предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана.
Содержание курса
5 класс
Введение. Что изучает краеведение.(1 час).
Тема 1. С чего начинается Родина.(10 час.)
Основание и развитие родного края. Город, в котором мы живём: возникновение, развитие, достопримечательности. История возникновения Куйбышевского района. Их именами гордится страна (П.И.Алабин, Н.Д.Кузнецов, Т.И. Ерошевский). Топонимика. Что это такое. Улицы города, Куйбышевского района: происхождение их названий. Геральдика. Символика родного города, края.
Формы и методы обучения: лекция, беседа, объяснение, рассказ, игра, решение творческих задач, создание мини – проектов. Экскурсия.
Форма контроля: проверка решения творческих задач, мини – проектов, тестирование.
Тема 2. Природное окружение Самарской области. (14час.)
Рельеф. Строение поверхности территории. Восточно – Европейская равнина. Сокольи горы. Влияние человека на изменение форм рельефа. Особенности климата. Сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей.
Водные ресурсы. Реки и озёра Самарской области, экологические проблемы.
Особенности природы. Природа родного города, области, растительный и животный мир. Парки, скверы и сады города.
Формы и методы обучения: беседа, объяснение, рассказ, творческие работы, создание мини – проектов. Экскурсия.
Форма контроля: проверка решения творческих задач, мини – проектов, тестирование.
Тема 3. Население.(8 час.)
Население Самарской области. Численность. Национальный состав. Города Самарской области. Я и моя семья: история моей семьи, составление генеалогического древа.
Формы и методы обучения: творческие работы, создание мини – проектов, беседа. Экскурсия.
Форма контроля: проверка мини – проектов, тестирование.
Резерв 1 час.
6 класс
Введение. Экскурсия в школьный музей. (1 час)
Тема 1.На какой Земле мы живем (17 час.)
Первопроходцы земли Самарской. Немецкий учёный Пётр Паласс. Русский учёный Иван Лепёхин. Самарская область на карте России. Мой многоликий край родной.
План и карта. Ориентирование на местности.
Человек на Земле. Заселение края славянами. Коренное население.
Литосфера – твердая оболочка Земли. Горы Жигули. Легенды Жигулей.
Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания.
Геологические памятники природы: пещера братьев Греве, пещера Степана Разина, Ширяевские штольни.
Изображение рельефа Самарской области в произведениях писателей и на полотнах художников.
Формы и методы обучения: практические работы с картой и планом, на местности, творческие работы, создание мини – проектов. Экскурсия.
Форма контроля: проверка мини – проектов, тестирование.
Тема 2.Гидросфера – водная оболочка Земли.(6 час.)
Внутренние воды родного края. Волга – матушка река. Малые реки, проблемы большие. Внутренние воды и рельеф. Внутренние воды и климат.
Формы и методы обучения: практические работы, создание мини – проектов, игра, устный журнал. Экскурсия.
Форма контроля: проверка мини – проектов, тестирование.
Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.(5 час.)
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и климат моей местности.
Опасные явления в атмосфере. Взаимосвязь человека и атмосферы.
Формы и методы обучения: творческие работы, создание мини – проектов, наблюдение за погодой.
Форма контроля: проверка мини – проектов, дневника наблюдений, тестирование.
Тема 4. Биосфера – оболочка жизни.(2 час.)
Биосфера – оболочка жизни. Растительный и животный мир своей местности. Экологические проблемы. Биологические памятники природы Самарской области. Красная книга Самарской области.
Формы и методы обучения: творческие работы, создание мини – проектов, демонстрация гербария растений своей местности, презентации.
Форма контроля: проверка мини – проектов, творческих работ.
Тема 5. Географическая оболочка.(2 час.)
Географическая оболочка. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.
Формы и методы обучения: экскурсия.
Учебно-тематический план «Географическое краеведение» 5 класс.
(34 часа. 1 час в неделю)
№ | Тема | Количество часов | Форма | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в краеведение, что изучает краеведение. | 1 | 1 | - | Беседа, рассказ, демонстрация презентации |
2-3 | С чего начинается Родина. История возникновения Куйбышевского района. | 2 | 1 | 1 | Проблемная лекция, презентация |
4-6 | Основание и развитие родного края. | 3 | 2 | 1 | Экскурсия |
7-8 | Город, в котором мы живем. | 2 | 1 | 1 | Игра – путешествие по карте, презентация |
9-10 | Топонимика. Улицы города, Куйбышевского района: происхождение их названий. | 2 | 1 | 1 | Аналитическая беседа, мини-проекты |
11 | Геральдика. Символика родного города, края. | 1 | 1 | Решение творческих задач, презентации | |
12-14 | Рельеф. Строение поверхности территории. Влияние человека на изменение форм рельефа. | 3 | 1 | 2 | Экскурсия |
15-18 | Особенности климата. Сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей. | 4 | 1 | 3 | Беседа, игра, творческие работы |
19-21 | Водные ресурсы. Реки и озёра, экологические проблемы. | 3 | 2 | 1 | Экскурсия на оз. Гатное, экологическая акция |
22-24 | Особенности природы. Природа родного города, края, растительный и животный мир. | 3 | 2 | 1 | Полевой практикум, проектная деятельность |
25 | Парки, скверы и сады города. | 1 | 1 | Игра – путешествие | |
26-27 | Население края, города. | 2 | 2 | Экскурсия в краеведческий музей | |
28-31 | Я и моя семья. История моей семьи. | 4 | 2 | 2 | Творческий проект |
32-33 | Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | 2 | Экскурсия | |
34 | Итоговое повторение. | 1 | 1 | Защита проекта | |
34 | 18 | 16 |
Учебно-тематический план «Географическое краеведение» 6 класс.
(34 часа. 1 час в неделю.)
№ | Тема | Количество часов | Примечание | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. Экскурсия в школьный музей. | 1 | 1 | Экскурсия | |
2-3 | На какой Земле мы живем. Первопрходцы земли Самарской. | 2 | 2 | Мини-проекты | |
4 | Самарская область на карте России. Мой многоликий край родной. | 1 | 1 | Игра-путешествие | |
5-10 | План и карта. Ориентирование на местности | 6 | 2 | 4 | Практическая работа на местности |
11 | Человек на Земле. Заселение края славянами. Коренное население. | 1 | 1 | Ролевая игра | |
12-13 | Литосфера – твердая оболочка Земли. Горы Жигули. Легенды Жигулей. | 2 | 2 | Беседа, презентация «Жигули заповедные», творческий конкурс | |
14-15 | Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. | 2 | 1 | 1 | Демонстрация коллекции, практическая работа |
16 | Геологические памятники природы | 1 | 1 | Репортаж | |
17 | Изображение рельефа в произведениях писателей и на полотнах художников | 1 | 1 | Творческие работы, мини-проекты | |
18 | Люби и знай природу края. | 1 | 1 | Интеллектуальная игра | |
19 | Гидросфера – водная оболочка Земли. Волга – матушка река. | 1 | 1 | Праздник | |
20 | Внутренние воды родного края. | 1 | 1 | Описание водоёма | |
21-22 | Внутренние воды и рельеф. Внутренние воды и климат. | 2 | 1 | 1 | Экскурсия |
23-24 | Малые реки, проблемы большие. | . | 1 | 1 | Экологический устный журнал |
25 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | 1 | 1 | Защита проекта | |
26-27 | Погода и климат моей местности. | 2 | 1 | 1 | Дневник наблюдения |
28 | Опасные явления в атмосфере. | 1 | 1 | Презентация | |
29 | Взаимосвязь человека и атмосферы. | 1 | 1 | Беседа, демонстрация презентации | |
30-31 | Биосфера – оболочка жизни. Растительный и животный мир своей местности. Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Самарской области. | 2 | 1 | 1 | демонстрация гербария растений своей местности, презентации. |
32-34 | Географическая оболочка. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах | 3 | 2 | 1 | Экскурсия |
34 | 21 | 13 |
Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов:
- Составление каталога литературы по изучению родного края.
- Профессии наших родителей.
- Человек интересной судьбы.
- Экологически чистый город будущего.
- Мой гербарий. Сбор и описание растений своей местности.
- Создание туристического маршрута.
- Создание экологической тропы.
- Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
- Семейная реликвия.
- История города в названиях улиц.
- Описание новых объектов (источника, реки, озера, пруда в районе проживания школьников).
- Организация наблюдений за погодой своей местности.
- Где родился, там и пригодился.
- Создание памятки «Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды».
- Моя минералогическая коллекция.
- Живи, родник.
- Роль реки Татьянки в жизни жителей города.
- Редкие природные явления (по материалам наблюдений).
- Местные признаки предсказания погоды.
- Матушка природа для лечения народа.
- Зелёная аптека.
- Мой любимый уголок города.
- Достопримечательности города.
- Определение качества воды в своём населённом пункте.
- Оценка загрязнения воздуха в своём населённом пункте.
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;
- год рождения и даты основных этапов образования родного города, края;
- значение топонимов города, края;
- численности населения и национальный состав;
- выдающихся людей - уроженцев города Самары;
- основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, почвенно-растительного покрова;
- интересные природные объекты;
- историко-культурные достопримечательности;
- историю и традиции родной школы;
- крупные предприятия города;
- проблемы города Самары и Самарского края;
- роль города, края в жизни страны;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Учащиеся должны уметь:
- выделять, описывать и объяснить существование признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий. Экологических проблем;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов;
- составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повсеместной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности их разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Формы контроля:
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
- презентации проектов учащихся;
- выставки рисунков и фотографий учащихся;
- анкетирование.
Формы организации учебной деятельности:
●коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Технологии.
- Модульная технология, основная идея которой заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.
- Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальный или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.
- Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения.
- Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах края, города, страны.
Формы работы:
- Беседы, викторины;
- Исследовательская деятельность;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы и выставки;
- Презентации;
- Экскурсии и поездки;
- Встречи;
- Трудовые дела;
- Наблюдение;
- Игровая деятельность;
- Анализ и систематизация дополнительного информаионного материала и др.
Формы проведения внеурочных занятий.
- Кружковые занятия;
- Индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Результаты развития
универсальных учебных действий в ходе освоения курса
«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
в 5 классе
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы.
- Формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста.
- Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности.
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности.
- Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в учебном сотрудничестве с учителем.
- Использовать при выполнении заданий различные средства: справочную и прочую литературу. ИКТ и т.п.
Регулятивные УУД:
1.Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
2.Адекватно воспринимать оценку учителя.
3.Различать способ и результат действия.
4.Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности.
7. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в учебном сотрудничестве с учителем.
8. Использовать при выполнении заданий различные средства: справочную литературу, ИКТ и т.д.
Коммуникативные УУД:
1.Умение задавать вопросы, участвовать в диалоге на занятии.
- Умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3.Умение участвовать в паре, группе, коллективе.
4. Формулировать собственное мнение и позицию.
5.Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение.
6.Понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
7.Ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной позиции, уважать иную точку зрения.
Результаты
развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В 6 классе.
Познавательные УУД:
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию.
- Находить необходимую информацию в тексте.
- Извлекать информацию, представленную в различных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация, слайд и др.
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для выполнения задания; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем.
- Представлять информацию в виде моделей, сообщений, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Определять цель внеурочной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам, заранее представленным.
- Преодоление импульсивности, непроизвольности.
Коммуникативные УУД:
- Готовность открыть выражать и отстаивать свою позицию.
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
- Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
- Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, находить общее решение с членами коллектива.
- Предвидеть последствия коллективных решений.
- Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение содержания и условий осуществляемых действий.
- Умение с помощью вопросов получать необходимые ведения от партнера по деятельности.
- Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
- Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
Личностные УУД
(5-6 классы):
- Внутренняя позиция школьника: положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.
- Самооценка: широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; осознание ответственности человека за общее благополучие. Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старением.
- Мотивация учебной деятельности: сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов. Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
применительно к различным формам контроля знаний.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний
учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность
в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе
ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии ;делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответна основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на
дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
- оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
2.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой
подготовки учащегося.
Список литературы
1.Воронин В.В., Гавриленкова В.А. География Самарской области. Самара 2008.
- В.В. Ерофеев, Е.А. Чубачкин Самарская губерния – край родной. Т.1. Самара: «Самарское книжное издательство», 2007
- В.В. Ерофеев, Е.А. Чубачкин Самарская губерния – край родной. Т.2. Самара: Издательство «Книга», 2008
- Е.А. Коган, Э.Я. Дмитриева, и др. Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Издание второе. – Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998
- О.М. Крирова Обзорный атлас окружающей среды Самарской области. ООО «Самвид» г. Самара, 2007
- И.Р. Учайкина «Люби и изучай свой край». – Самара: Кредо, 1999
- «Самарская область». Составитель: Э.Я. Дмитриева (география и история, экономика и культура), 1998
- Самара. Фотоальбом. С., 1996
- Самара во все времена. А.Н. Завальный, С., «Раритет», 2008
- Самара. Культура провинции. С., 1995
- В.В. Шнырёв и др. Самарской области. Роскортография, 1999.
11.Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
samara-priroda.narod.ru-Природа Самарской области
samregion.ru›Самарская область
kids.samgd.ru›my_region/priroda
ru.wikipedia.org›Категория:Памятники природы Самарской области
school-sector.relarn.ru›tanya/schoolweb/samara…
eco63.ru›priroda-samarskoj-oblasti
gubernya63.ru›dostoprimechatelnosti/nature/
http://www.uic.ssu.samara.ru/~povolzje/
http://www.samara.ru/history/indexru.asp
http://www.uic.ssu.samara.ru/projects/~history/
http://www.uic.ssu.samara.ru/~volga/
http://www.samara.ru/history/samspace.asp
Техническое обеспечение.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Колонки.
- Компьютерные презентации.
- Видеоматериалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Бисероплетение".9 класс
Программа элективного курса для учащихся 9 класса...
Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области
Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...
Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005
Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...
Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005
Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...
Примерная авторская рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области» (для 6-7 классов общеобразовательных школ).
Пояснительная записка. Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области ...
Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс
Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с администрати...
авторская программа вочпитательной работы класса "Путь к успеху"
Данная программа имеет дорожную карту ученика, которая является комплексным психолого- педагогическим сопровождением ученика....