Программа развития социально-психологической готовности детей к школьному обучению
рабочая программа по психологии по теме

Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познавательной активности и интереса участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_socialno.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития социально-психологической готовности детей к школьному обучению

Пояснительная записка

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Актуальность создания программы социально - психологической готовности детей к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.

Цель программы:

Создать условия для организации и сплочения детского коллектива, для развития коммуникативных навыков и способов общения, для развития адекватной самооценки и умения подчиняться правилам. Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимовыручки.

Предполагаемый психологический результат:

Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познавательной активности и интереса участников.

Время проведения: занятия проводятся в начале учебного года

Время на игру и на обсуждение: 40 – 50 мин.

Участники:

• возраст участников: 6–7 лет;

• количество участников: 15 человек;

• ведущий — психолог;

Установки: ребенок должен быть физически здоров, и иметь эмоционально-положительный настрой.

Место проведения: отдельный кабинет.

Тематический план программы развития социально-психологической готовности детей к школьному обучению

Содержание этапов

Игровые упражнения

1 этап. Развитие умения устанавливать и поддерживать вербальное, внеситуативно- познавательное, деловое общение с чужими взрослыми.

- « Смешное приветствие»;

- « Кого не хватает»;

- « Невидимая надпись»;

- « Эстафета хороших известий»;

- « Авиакатастрофа»;

- « Доброе утро»;

- « Волшебная подушка»;

- « Антарктида»;

- « Что важно для меня?»;

- « Спасибо за прекрасный день»;

2 этап. Развитие навыков совместной деятельности и взаимопомощи в коллективе;

- « Сложи картинку»;

- « Сделай неправильный рисунок из правильного»;

- « Пчелы и змеи»;

- « Солнечные лучики»;

- « Иголка и нитка»;

- « Волшебная подушка»;

- « Подойди поближе»;

- « Скала»;

- « Эстафета хороших известий»;

- « Кого не хватает»;

- « Пересядьте все те, у кого»;

- « Есть или нет»;

- « Антарктида»;

- « Доброе утро»;

- « Командир»;

- « Давка»;

- « Авиакатастрофа»;

- « Слепой и поводырь»;

3 этап. Развитие умения подчиняться правилам, управлять своими эмоциями и поведением

- « Будь внимателен»;

- « Пересядьте все те, у кого»;

- « Антарктида»;

- « Тряпичная кукла и солдат»;

- « Подарки»;

- « Волшебная палочка»;

- « Тихо - громко»;

- « Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»;

- « Коровы, собаки, кошки»;

- « Бумажные мячики»;

- « Есть или нет»;

- « Обезьянки»;

- « Да и нет, не говорить»;

- « Давка»;

4 этап. Развитие адекватной самооценки и способности обозначать собственное мнение;

- « Король»;

- « Доброе утро»;

- « Скала»;

- « Антарктида»;

- « Авиакатастрофа»;

- « Слепой и поводырь»;

- « Будь внимателен»;

- « Командир»;

- « Солнечные лучики»;

- « Волшебная палочка»;

- « Подойди поближе»;

- « Что важно для меня?»;

Конспект занятий.

Занятие 1

Цель: создание условий для построения субъектных отношений между детьми, детьми и взрослым, для реализации способов общения.

Материалы: мяч.

Ведущий. Здравствуйте! Мы с вами встретились, чтобы увидеть друг

друга, познакомиться и подружиться. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие вокруг света. Но для начала перед вашим путешествием давайте поближе узнаем друг друга. Многие из вас уже знают, что меня зовут .... Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, есть ли у меня домашние животные, какие фильмы мне нравятся. Все это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я постараюсь ответить на ваши вопросы, но есть одно правило: «Хочешь говорить — подними руку» (ведущий демонстрирует жест).

Вы обо мне уже многое узнали, а теперь я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Игра «Давайте познакомимся»

Знакомство детей проходит по кругу в виде игры: ведущий называет опорное слово (например: «Имя», «Семья» и др.), а дети должны задавать вопросы, кидая мяч любому участнику. В конце игры ведущий дает время для свободного обмена вопросами.

Рефлексия. О чем вы еще хотели бы узнать друг у друга?

Я уверена, что вы успели познакомиться.

Игра «Будь внимательным»

Ведущий. При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь скажите, у кого сосед со светлыми волосами? Поднимите руку (с закрытыми глазами). Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед... (Далее ведущий задает аналогичные вопросы относительно внешнего вида участников группы.)

4. Игра «Что важно для меня?»

Материалы: бумага и карандаш — каждому ребенку.

Инструкция. Представьте себе, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители говорят вам, что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хорошо подумайте над этим и напишите названия этих вещей на листе бумаги (5 мин).

Дайте детям возможность походить примерно с минуту. Ограничьте время обмена мнениями примерно тридцатью секундами. Затем попросите детей вновь побродить в тишине, читая записи одноклассников. После примерно восьми сигналов «Стоп!» дети возвращаются на свои места в классе. Обязательно после проведения проанализируйте игру в виде «обратной связи», как и все другие упражнения, которые вы включаете в занятия.

5. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Это дружеский ритуал завершения занятия. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, — умение благодарить и выражать дружеские чувства.

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

Если представится возможность, постарайтесь тоже оказаться в центре круга.

6. Рефлексия занятия.

Занятие 2

Цель: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.

1. Упражнение «Смешное приветствие»

Инструкция. Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие? А кто знает другой способ подавать руку при встрече?

(Попросите детей показать различные варианты рукопожатий. Очень интересно бывает и развитие самого контакта при этом. Некоторые подают вялую, безжизненную руку, другие жмут руку изо всех сил.)

Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которое мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличительным знаком нашего класса.

Сначала разбейтесь на команды. Вам дается три минуты, чтобы изобрести в подгруппе необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы мы все легко смогли его запомнить, но при этом — достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом.

2. Игра «Пересядьте все те, у кого...»

Инструкция. Участники группы сидят в кругу, ведущий стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он — водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Пересядьте все те, у кого...» и называет общие вещи, свойства и пр., которые есть у большинства участников. Например: «Пересядьте все те, у кого есть волосы», «кто сегодня завтракал», «кто учится в школе». Во время пересаживания водящий должен успеть занять чье-то место, в результате кому-то из участников не хватает стула и он становится водящим и делает то же, что и первый, после чего цикл игры повторяется.

3. Упражнение «Слепой и поводырь»

Прежде всего, вам следует позаботиться о том, чтобы в комнате было достаточно препятствий — столов, стульев и т.д.

Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза — он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие способы общения (2–3 мин).

Поменяйтесь ролями.

По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.

Дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп.

Инструкция. Все закройте, пожалуйста, глаза... Я буду обращаться к каждому из вас.

Представь себе, что тебе три годика, и ты хочешь спрыгнуть с каменной стены на руки взрослым. Подумай минутку, кем должен быть этот взрослый: мамой, папой, дедушкой или бабушкой, твоим старшим братом? Посмотри со стены на человека, который должен будет поймать тебя. Посмотри на его лицо, на протянутые к тебе руки. У тебя достаточно доверия, чтобы покинуть надежное место на стене и упасть на руки взрослого? Если достаточно, то можешь прыгать (в своем воображении). Почувствуй, как ты оказался на руках взрослого, как медленно тебя опускают, как ты снова встал на землю, твердо и прочно. Представь себе, что ты смеешься, взрослый в ответ дружески улыбается. Возможно, ты заметишь, что твое сердце бьется быстрее, чем обычно, потому что ты пережил маленькое приключение...

Теперь снова откройте глаза и расскажите, что вы испытывали.

Теперь я хочу вам предложить игру, в которой вам тоже очень понадобится доверие. Я покажу вам, как в нее играть...

Пусть восемь детей встанут в круг, достаточно близко друг к другу. Это — не обычный круг, а волшебный. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? (Выбирается участник.) Я попрошу первого выбранного участника встать в центр, ноги поставить вместе, держаться прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровень груди. Когда участник, который находится в центре, падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и аккуратно поставить на место. При этом очень важно, чтобы ребенок в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный. Давайте попробуем...

Дайте ребенку в центре попробовать свободно падать в разные стороны (1 мин). Спросите его, хорошо ли круг справляется со своей задачей, нет ли у него каких-то замечаний. В конце упражнения ребенок должен поделиться своими переживаниями. Затем другие дети становятся в «волшебный круг». Спросите ребенка в центре, не хочет ли он закрыть глаза? Пообещайте не участвовавшим в игре детям, что потом они тоже смогут побыть в кругу.

6. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Данное упражнение можно включить как ритуал завершения занятий (см. занятие 1).

7. Рефлексия занятия.

Занятие 3
Цель занятия: способствовать формированию открытых отношений между членами группы.

1. Упражнение «Смешное приветствие».

2. Игра «Кого не хватает?»

Материалы: большое покрывало (или несколько покрывал для усложненного варианта игры).

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого? Каждый ученик очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует).

Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные – отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза. Тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того как он спрячется, вы откроете глаза и скажете, кого не хватает.

А теперь закройте глаза...

Начните игру сами, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того как дети поймут, кто отсутствует, вернитесь в круг и спрячьте кого-нибудь из детей. Сначала выбирайте детей, уверенных в себе, которые будут хорошо себя чувствовать под покрывалом. Если участники слишком долго не могут отгадать, попросите спрятавшего что-нибудь сказать, чтобы остальные могли узнать его по голосу. Дайте возможность большому количеству учеников побыть под покрывалом. Повторите эту игру через некоторое время снова.

3. Упражнение «Антарктида»

Материал: несколько больших листов бумаги.

Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.

Инструкция. Вы изображаете пингвинов (попросите сначала кого-нибудь показать, как ходят пингвины). Пингвины гуляют по аудитории и по команде ведущего: «Касатка!» — должны запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги) таким образом, чтобы все оказались в безопасности и «касатка» (т.е. ведущий) осталась голодной.

В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каждым следующим раундом я буду складывать листы пополам. Начали!

Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.

6. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Данное упражнение можно включить как ритуал завершения занятий (см. занятие 1).

Занятие 4.

Цель: способствовать сплочению группы.

Материал: бумага, ручки, таблица, в которой перечислены необходимые предметы.

1. Упражнение «Смешное приветствие».

2. Игра «Авиакатастрофа»

Инструкция. Предлагаю вам поиграть в игру, где главной задачей будет принятие единого решения. Послушайте, пожалуйста, задание. Вы в составе группы потерпели авиакатастрофу. Летчики погибли. Все члены вашей группы живы и здоровы.

Вы находитесь в пустыне Сахара. 10 часов утра. Температура воздуха — 45 °С, песка — 70 °С. Последняя отметка на карте пилота — 120 км к ЮЗ от лагеря буровиков. Но из разговоров пилотов перед аварией вы знаете, что самолет отклонился от курса примерно на 100 км неизвестно в каком направлении.

В корпусе самолета на месте аварии вам удалось найти предметы, которые я вам сейчас перечислю. Ваша задача — в колонке «Я» расставить перечисленные предметы по степени важности в данной ситуации. Поставьте цифру «один» у самого важного предмета, цифру «два» — у второго по значению и так далее.

Сначала каждый делает задание самостоятельно. После того как завершена индивидуальная работа по ранжированию, группе дается время для выполнения общего задания — прийти к общему мнению и записать его в колонке «Группа». Обсуждая процесс принятия решения, полезно сосредотачиваться на вопросах типа «Какие виды поведения мешали, а какие помогали достижению согласия?».

Ведущему следует стараться уводить обсуждение от взаимных обвинений, показав, что один и тот же участник на разных стадиях диспута менял свое поведение.

ПРЕДМЕТЫ

Я

ГРУППА

1.

Электрический фонарик + 4 батарейки

2.

Перочинный нож

3.

Синтетический плащ большого размера

4.

Книга «Съедобные животные пустыни»

5.

Солнцезащитные очки на каждого

6.

Набор марлевых перевязочных пакетов

7.

Килограмм соли

8.

По 1 литру воды на каждого

Для младших школьников написание или чтение списка предметов в таблице будет достаточно трудным и долгим, что может снизить интерес.

В данном случае можно нарисовать карточки, которые они также раскладывают по степени важности, можно уменьшить число предлагаемых предметов до 7–10.

3. Игра «Тряпичная кукла и солдат»

Цели: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпус тить — это испытанный и надежный способ расслабиться.

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпря митесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Пока жите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они бол тались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсо лютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой...

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне рассла бились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стрях ните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...

4. Игра «Невидимая надпись»

Цели: Эта игра может быть прекрасным завершением учебного дня — в нее хорошо играть, когда Вы отпускаете детей домой. Она дает Вам возможность вступить в контакт с каждым ребенком. Так же хорошо она может быть использована при смене деятельности, например, когда Вы делите класс на маленькие группы. Она пробуждает у детей любопытст во и одновременно с этим дает им переживание успеха. Кроме того, ког да Вы (пальцем или "волшебной палочкой") пишите на ладошке ребенка (для младших детей) или на спине (для более старших детей) отдельные буквы, цифры, короткие слова или рисуете геометрические фигуры, Вы совершенствуете их чувственное восприятие.

Инструкция: Перед тем, как вы пойдете домой, я хочу подарить каждому из вас по букве. Я выберу букву из вашего имени и нарисую ее у вас на ладошке (на спине). Вы должны будете мне сказать, какую бу кву невидимо я вам нарисовала. Каждый из вас по очереди должен подой ти ко мне, чтобы я могла, таким образом, со всеми попрощаться.

5. Рефлексия занятия.

Занятие 5
Цель: создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных.

1. Приветствие участников.

2. Игра «Давка».

Инструкция. Игровая задача заключается в необходимости выйти из автобуса. Но выход и вход находятся в разных местах. Вся группа создает подобие автобуса в час «пик» — для этого имеющиеся в комнате стулья сдвигаем спинками к центру, организуя с их помощью небольшое ограниченное пространство. Образовавшаяся площадка должна вместить всю группу. Водитель объявляет остановки, называет имя участника-пассажира, которому надо успеть протиснуться сквозь весь автобус (то есть через всю группу) и выбраться из давки. Водитель называет имя того, кто находится дальше всех от выхода. Тот, кто не успел выйти из автобуса за короткие мгновения остановки, занимает место водителя, а водитель возвращается в автобус.

3. Упражнение «Командир»

Инструкция. Играющие распределяются по парам. В парах договариваются об очередности исполнения ролей командира и подчиненного.

Теперь пары могут сходиться для поединка. Поединок — это состязание двух пар участников между собой, двое на двое. Непосредственно состязаются подчиненные. Командиры руководят ими. Подчиненные сидят или стоят друг перед другом с закрытыми глазами. Расстояние между ними не должно быть больше метра. Каждый из них вытягивает вперед, навстречу сопернику, правую руку. Задача подчиненного — шлепнуть своей ладонью по протянутой к нему руке соперника как можно большее количество раз, а самому увернуться от встречных попаданий. Убирать руку нельзя — это засчитывается как поражение. Можно перемещать ладонь вверх-вниз, вправо-влево, кругами, по диагонали, зигзагами. Командиры стоят позади своих подчиненных и руководят движениями их ладоней. Для того чтобы оперативное руководство было эффективным, командиры вынуждены быстро реагировать на изменение обстановки, стремиться предугадать намерения соперника, учитывать скорость выполнения команд как в своей, так и в противоположной паре. Команды поэтому звучат коротко: «Вверх!», «Вниз!», «Крути рукой быстрее!», «Огонь!», «Бей!» и т.п.

4. Упражнение «Скала»

Инструкция. Ребята, выстройтесь все в одну цепочку. Вы — одна большая скала. Я условно нарисую линию через два сантиметра от ваших ног, за этой линией – обрыв. Теперь каждый из вас пусть создаст препятствие в виде колен, локтей. И первый участник проходит по этой скале, не заходя за линию обрыва, цепляясь и переступая через препятствия. Затем он встает в конце шеренги, и следующий участник начинает свой путь. И так, пока не пройдут все.

Вы можете помочь создать препятствия до начала игры, если увидите их однообразие и легкость при прохождении.

5. Игра «Подарки»

Материал: маленькие листочки бумаги, ручки.

Инструкция. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были ничем не ограничены. Для этого я вам раздам листочки. Сначала все дарят подарки Сереже. Все пишут названия, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно ему. Листочки не подписываются. Затем подарки дарят следующему игроку и т.д.

Ведущий собирает «подарки», затем раздает их. Некоторое время участники изучают содержание записок.

Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. При этом неплохо поинтересоваться, есть ли у кого-нибудь несколько совпавших по содержанию записок, то есть одинаковых подарков. Есть ли у кого-нибудь подарки, оказавшиеся неприятным сюрпризом или, наоборот, приятно удивившие. Сколько кому подарено вещей, имеющих практическое бытовое значение, а сколько подарков романтического характера.

6. Рефлексия занятия.

Занятие 6

Цель: развивать навыки общения и групповую сплоченность.

Материалы: Возьмите палочку или прутик длиной примерно 40 см и покрасьте его серебряной или золотой краской. Когда краска высохнет, Вы можете дополнительно украсить палочку блестящей бумагой или цветными ленточками. Полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок, который предварительно Вы можете как-нибудь оформить.

1. Приветствие участников.

2. Игра «Волшебная палочка»

Цели: Этой игрой можно регулярно начинать неделю, так как она

дает каждому ребенку возможность задуматься и подвести итог прошед шей недели. Игра развивает навыки общения и групповую сплоченность. Дети учатся попеременно говорить и слушать других. Для регулирования потока детских монологов Вы можете использовать "волшебную палочку".

Эту "волшебную палочку" можно применять и в других случаях, на пример, во время дискуссии в классе, или когда дети по кругу придумы вают вместе историю, или же в конце учебного дня, когда дети по очере ди рассказывают, что они за этот день сделали или чему научились.

Инструкция: Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палоч ка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, по ка палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит вол шебную палочку, рассказал нам, что хорошего случилось с ним на про шлой неделе. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.

Другие возможные вопросы:

— Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?

— Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что при шлось отложить на будущее?

— Было ли на прошлой неделе что-нибудь, что ты делал действи тельно с удовольствием?

Следите, пожалуйста, за тем, чтобы каждый ребенок получил сло во.

3. Игра «Тихо-громко»

Цели: Эта игра помогает детям, заходя в класс, вспоминать о том, что разговаривать можно громкими и тихими голосами. Одновременно с этим она служит как бы мостиком для перехода от шумной перемены к сосредоточенной учебной деятельности.

Инструкция: Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разго вариваете, играя на школьном дворе или во время перемены? Что про исходит с вашим голосом, когда мы все приходим в класс и начинаем ра ботать? Почему в классе нам нужны тихие голоса?

Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в класс, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот па кетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетиком класс и собрать в него все громкие и шумные голоса?

Анализ упражнения:

— Доставляет ли тебе удовольствие говорить и кричать на переме не громким голосом?

— Трудно ли тебе говорить в классе более спокойным и тихим голо сом?

— У кого в вашем классе особенно красивый и сильный голос?

— Кто из вашего класса умеет говорить спокойным громким голо сом?

— Нравится ли тебе голос учителя? Кажется ли он тебе интересным и богатым оттенками?

4. Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»

Цели: Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрик нуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.

Инструкция: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каж дый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно време ни для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: "Раз, два, три..."На счет "три"вы все вместе должны буде те прошептать мне ответ.

— Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели? Другие возможные вопросы:

— Как называется наша школа?

— Как зовут директора нашей школы?

— Как называется улица, на которой стоит наша школа?

— Сколько учеников в нашем классе?

— Сколько минут длится урок?

— Сколько минут продолжается большая перемена? И т.д.

Для того чтобы побудить детей к сотрудничеству, Вы можете в за ключение дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем Вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: "Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три!"

5. Игра «Коровы, собаки, кошки»

Цели: В этой прекрасной разогревающей игре соединены движе ния, звуки и юмор. Дети учатся внимательно слушать, получая при этом удовольствие и имея возможность вступать друг с другом в контакт. Вы можете использовать эту игру в начале урока или при переходе к новому этапу работы.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте и расположитесь широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом нам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. (По очереди шепчите детям на ухо: "Ты будешь коровой", "Ты будешь собакой", "Ты будешь кошкой".)

Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Через минутку я попрошу вас "заговорить" так, как "говорит" ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые "говорят" так же, как вы. Вы мо жете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему на встречу. Дальше, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе из даете звук этого животного, чтобы найти других детей, "говорящих" на вашем языке. Готовы? Все закрыли глаза? Помните, что во время хождения по комнате глаза должны оставаться закрытыми. Навост рите уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой... Начали!

6. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Данное упражнение можно включить как ритуал завершения занятий (см. занятие 1).

Занятие 7

Цель: стимулировать готовность прислушиваться детей друг к другу и способствовать развитию доверия в группе.

Материалы: Любой микрофон (старый, игрушечный или самостоя тельно сделанный). Небольшая подушка, на которой может поместиться один ребенок. Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды.

1. Приветствие «Доброе утро!»

Цели: Используемый в игре микрофон поможет вам начать занятия нетрадиционным, особым, образом, укрепляющим чувство собственного достоинства детей и единство класса. Каждый ребенок получает возмож ность поприветствовать своих одноклассников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрез вычайно эффективный ритуал, он пробуждает у детей интерес, стимули рует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я прине сла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам так же, какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.

Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего гово рить. Не настаивайте. Когда Вы будете проводить этот ритуал впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей.

Микрофон можно использовать в самых разных ситуациях: когда кто-нибудь из детей дает инструкцию классу, поет песню, рассказывает что-нибудь смешное или интересное.

2. Игра «Подойди поближе»

Цели: Это прекрасная игра на доверие, в которую играют парами. Дети могут здесь экспериментировать с собственными ощущениями и выяснить, насколько близко они хотели бы подпускать к себе другого че ловека. Одновременно с этим, игра дает возможность попробовать об щаться без слов, одними звуками. Выключение речи и зрения позволяет детям прочувствовать новые аспекты общения. Они могут укрепить свою уверенность в себе и, возможно, способность доверять другим людям. Кроме того, они учатся внимательно слушать и проводить четкую грань между приемом и отправкой звукового сообщения в процессе взаимодей ствия.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя большой круг. Вы мо жете по двое выходить в середину круга и вставать на расстоянии примерно четырех метров друг от друга. Потом вам надо будет за крыть глаза и по очереди издавать какие-нибудь негромкие и не слиш ком протяжные звуки. Когда один из вас будет издавать звук, другому надо будет идти на этот звук до тех пор, пока он его слышит. Когда кто-то почувствует, что другой подошел к нему слишком близко, пусть он скажет "Стоп!". В этот момент оба открывают глаза. А все остальные смотрят, как ребята подходят друг к другу и на каком рас стоянии друг от друга они останавливаются. (Дайте возможность поиг рать нескольким парам, а потом повторите игру через некоторое время, чтобы все дети могли испытать такого рода опыт.)

Анализ упражнения:

— Как ты себя чувствовал с закрытыми глазами?

— Было ли тебе трудно подходить к партнеру, ничего не видя?

— Кто первым сказал "Стоп!"?

— Насколько близко ты позволил партнеру подойти к тебе?

3. Игра «Волшебная подушка»

Цели: Эта игра дает детям возможность выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие члены группы внимательно эти жела ния выслушивают и принимают всерьез. В конечном итоге вся группа мо жет еще теснее сплотиться. Здесь Вы, как учитель, имеете возможность открыть для себя какие-то новые, личные стороны внутреннего мира ре бенка, а позднее учесть и поддержать те или иные его желания или по требности.

Инструкция: Сядьте, образуя круг. Я принесла вам сегодня вол шебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании, может быть, самом важном. Возмо жно, оно будет связано с кем-то из ребят в классе, или со мной, или со школой в целом. Но это может быть и совсем другое желание, напри мер, чтобы у родителей было больше времени для вас, чтобы вы на шли хорошего друга, чтобы у вас появилась своя комната и т.д. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: "Я хо чу..." Все остальные будут внимательно его слушать. Рассказчик сам решает, кому он передаст подушку дальше. После того как мы выслу шаем желания всех ребят, мы можем поделиться впечатлениями.

Проследите, пожалуйста, чтобы очередь дошла до каждого ребен ка. Если возможно, сыграйте в два круга.

Анализ упражнения:

— Слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь?

— Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?

— Когда ты набрался, наконец, смелости, чтобы рассказать о своем желании или надежде?

— Есть ли у тебя желания, которые может выполнить учитель или ребята из твоего класса?

4. Игра «Бумажные мячики»

Цели: Эта игра дает детям прекрасную возможность вернуть бод рость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.

Инструкция: Возьмите каждый по большому листу старой газе ты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достато чно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние ме жду командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет та кой: "Приготовились! Внимание! Начали!"

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забро сить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услы шав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию. (2-3 минуты.)

5. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Данное упражнение можно включить как ритуал завершения занятий (см. занятие 1).

Занятие 8

Цель: развивать чувства принадлежности к группе.

Материалы: Теннисный мячик.

1. Приветствие участников.

2. Игра «Эстафета хороших известий»

Цели: Нередко в начале учебного дня (или недели) дети не могут сосредоточиться, а их мысли блуждают где-то далеко. Этой разогреваю щей игрой можно начинать рабочий день (неделю), легко мобилизуя вни мание детей. Она помогает детям сосредоточиться на конкретном вопро се и получить от этого удовольствие. Вы можете предлагать темы для об мена новостями, задавая исходный вопрос, не забывая при этом, что во прос всегда должен быть позитивно окрашен.

Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на прошлой неделе). Причем, пока вы говорите, теннисный мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших из вестий, т.е. бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень дале ко от вас.

Проследите за тем, чтобы никто из детей не был пропущен, и, если группа большая, чтобы дети не говорили слишком долго.

Варианты вопросов:

— Кто за последнее время доставил тебе большое удовольствие?

— От кого вы в последнее время слышали что-нибудь интересное?

— Кем ты сейчас восхищаешься?

— Какую проблему тебе удалось недавно решить?

— Какую особенно красивую мелодию довелось тебе услышать в последнее время?

Эту разогревающую игру Вы можете связать и с учебной програм мой: "Расскажи, что тебе больше всего понравилось из того, что мы на прошлой неделе изучали по истории?"

3. Игра «Есть или нет?»

Дети становятся в круг и берутся за руки. Ведущий в центре, он объясняет задание: если участники согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да», если не согласны, топают ногами и кричат: «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибка?

4. Игра. «Невидимая надпись»

Цели: Эта игра может быть прекрасным завершением учебного дня — в нее хорошо играть, когда Вы отпускаете детей домой. Она дает Вам возможность вступить в контакт с каждым ребенком. Так же хорошо она может быть использована при смене деятельности, например, когда Вы делите класс на маленькие группы. Она пробуждает у детей любопытст во и одновременно с этим дает им переживание успеха. Кроме того, ког да Вы (пальцем или "волшебной палочкой") пишите на ладошке ребенка (для младших детей) или на спине (для более старших детей) отдельные буквы, цифры, короткие слова или рисуете геометрические фигуры, Вы совершенствуете их чувственное восприятие.

Инструкция: Перед тем, как вы пойдете домой, я хочу подарить каждому из вас по букве. Я выберу букву из вашего имени и нарисую ее у вас на ладошке (на спине). Вы должны будете мне сказать, какую бу кву невидимо я вам нарисовала. Каждый из вас по очереди должен подой ти ко мне, чтобы я могла, таким образом, со всеми попрощаться.

Занятие 9

Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Приветствие участников.

Игра «Король»

Цели: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь "потерять лицо". В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление "жертв" в классе.

Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и так далее. Кто хочет стать первым королем?

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.

Анализ упражнения:

— Как ты чувствовал себя, когда был королем?

— Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

— Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

— Что ты чувствовал, когда был слугой?

— Легко ли тебе было выполнять желания короля?

— Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

— Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

2. Игра «Иголка и нитка»

Надо выбрать водящего — он будет «иголкой», а остальные дети получают роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» — за ней.

Игра проводится 2–3 раза. Хорошо, если роль иголки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.

3. Упражнение «Солнечные лучики»

Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки друг на друга.

Ведущий. Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики — так мы попрощаемся друг с другом.

ЗАНЯТИЕ 10

Цели: формирование мотивации на успех и адекватного отношения к неуспеху; обучение умению сотрудничать; развитие волевой регуляции.

Материалы: баночка с медом, яйцо, два одинаковых рисунка, фломастеры.

1. «Готовимся к турниру»

Ведущий. Ребята, у нас сегодня состоится турнир, вам нужно разделиться на две команды.

(Ведущий совместно с детьми придумывает название командам, выбирает капитанов.)

За правильно выполненное задание команда будет получать часть разрезной картинки. Команда, которая сможет собрать из частей целое изображение, будет победителем турнира.

2. Игра «Пчелы и змеи»

Ведущий. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Одна команда — пчелы, другая — змеи. Каждая команда должна выбрать себе короля. Оба короля выходят за дверь, а я прячу два предмета, которые короли должны будут отыскать. Король пчел должен искать мед, а змеиный король — яйцо. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе король подходит к меду, тем сильнее жужжат пчелы, чем дальше отходит король, тем пчелы жужжат тише. Змеи помогают своему королю шипением. Кто же из королей окажется первым?

3. Игра «Обезьянки»

Ведущий. Ребята, мы сейчас поиграем в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу. Участники команд, чередуясь, показывают различные движения. Участники противоположной команды повторяют движения.

Смену позиций можно провести несколько раз, при этом кривляния осуществляются сначала только лицом, потом телом, голосом, дыханием.

4. Игра «ДА и НЕТ не говорить»

ДА и НЕТ. Ребята, сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова ДА и НЕТ. Будьте внимательны, я буду каждому задавать вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова ДА и НЕТ.

1.Ты сейчас спишь?

2. Ночью солнышко светит?

3. Ты любишь мороженое?

4. Тебя зовут (неправильное имя)?

5. Ты любишь ходить к врачу?

6. Доктор стрижет детей?

7. Ты ходишь в детский сад?

8. Коровы летают?

9. Зимой жарко?

10. Ты ходишь на работу?

11. Конфета сладкая?

12. Еж колючий?

13. Солнце синее?

14. Твой папа играет в куклы?

15. Ты умеешь плавать?

16. На лыжах летом ходят?

17. Ты любишь смотреть мультфильмы?

18. Лед теплый?

19. Ты послушный?

20. Тебе снятся сны?

Вопросы: «Ты ходишь в школу?»; «Ты был на Северном полюсе?»; «Ты вчера целовался с тигром?» и т.д. Тот, кого опрашивают, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Игра будет продолжаться до тех пор, пока не останется один участник. Он становится победителем.

5. «Сделай неправильный рисунок из правильного»

Ведущий заранее готовит черно-белый рисунок, на котором изображен ребенок в обычной ситуации: на уроке, с мамой за ручку.

Командам даются два одинаковых рисунка, фломастеры. Каждой команде нужно из правильного рисунка сделать неправильный.

6. «Сложи картинку»

Ведущий. Участники команд, подойдите к столам и попытайтесь из тех частей, которые вы получили в процессе турнира за правильно выполненные задания, сложить картинку. Победителем турнира будет команда, у которой получится изображение.

В конце турнира — приветствия победителям и всем участникам.

8. Рефлексия практикума.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агапова, И.Ю., Чеховская, В.Б. Подготовка детей к школе/И.Ю. Агапова, В.Б. Чеховская//Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 19 - 20.
  2. Готовимся к школе: Практические задания. Тесты. Советы психолога/ Сост.: М.Н. Кабанова. - СПб.: Нева, 2003. - 224 с.
  3.  Методика подготовки детей к школе: психологические тесты, основные требования, упражнения/Сост.: Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. - Волгоград: Учитель, 2002. - 44 с.
  4. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/М.А. Панфилова. - М.: ГНОМ и Д, 2005. - 160 с.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. М: Генезис 1998 — 160 с.: ил.
  6. «Школьный психолог». Методическая газета для педагогов-психологов. Издательский дом «Первое сентября» № 1, 11, 12 - 2006 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»

Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской  любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их ра...

Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению

Это набор заданий для детей старшего дошкольного возраста для определения готовности его к школе...

Готовность ребёнка к школьному обучению

готовность ребёнка к школьному обучению, может использоваться как учителями, так и родителями...

Готовность детей к школьному обучению и адаптация в школе.

Маленький человек идет в школу .Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге или заставят выживать...

Готовность детей к школьному обучению.

Пригодится для выступления на родительском собрании дошколят....

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Речевая готовность детей к школьному обучению

Методические рекомендации по определению степени готовности детей к школьному обучению и сформированности речевой сферы ребенка....