Материальная и духовная культура астраханских ногайцев
рабочая программа по краеведению на тему
Факультативный курс общеобразовательной школы.
«Материальная и духовная культура астраханских ногайцев»
Программа рассчитана на 27 часов для 5-8 классов
Курс «Материальной и духовной культуры ногайцев» имеет своей целью расширить краеведческие знания учащихся, пополнить их новым содержанием, пробудить в них интерес к краеведению, ознакомить с доступными документами и памятниками, самостоятельно исследовать исторические источники, помочь им оценить вклад различных народов в историю культуры народов Астрахани.
Задача курса - воспитание уважительного отношения к народам, их традициям, культуре, к памятникам старины, что будет способствовать становлению гражданского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультативный курс общеобразовательной школы.
«Материальная и духовная культура астраханских ногайцев»
Программа рассчитана на 27 часов для 5-8 классов
Дорогой друг! Наш край многонациональный. Изучение материальной и духовной культуры, ногайцев, татар проживающих в нашем крае, ознакомит тебя с нравами, обычаями, бытом удивительных народов. Это поможет тебе лучше понять культуру своего народа, частью которого являешься и ты. Вопросы и задания помогут тебе в изучении истории Астрахани. Давайте возьмемся крепко за руки и будем жить одной дружной семьей, уважая каждого человека, какой национальности он не был!
Введение
Для нас Астраханцев, Россия начинается здесь!
С чего начинается Родина!
С знакомой скамьи у ворот.
С той самой ветлы, что над Волгою под ветром, склоняясь, растет.
Курс «Материальной и духовной культуры ногайцев» имеет своей целью расширить краеведческие знания учащихся, пополнить их новым содержанием, пробудить в них интерес к краеведению, ознакомить с доступными документами и памятниками, самостоятельно исследовать исторические источники, помочь им оценить вклад различных народов в истории культуры народов Астрахани.
Задача курса - воспитание уважительного отношения к народам, их традициям, культуре, к памятникам старины, что будет способствовать становлению гражданского общества.
Методика занятий разнообразна. Возможны экскурсии в ногайские села:Солянка, Мошаик, Татаро-Башмаковка, музеи, практические уроки с выходом в интернет, поисковая исследовательская работа, презентация, праздники и д.т. Главное условие – учет возрастных особенностей.
Принято подразделять культуру общества народа на материальную и духовную. Культура от лат. – возделывание, воспитания, образование, почитание.. – это совокупность достижений человечества производственной, общественной духовной сферах.
Задача курса:
- Определить понятия «этнос ногайцев», «этнос татар»
- Показать их расселение, изучить культуру
- Исследовать социально-правовую структуру
- Уважать и почитать традиции этих народов
Программа содержит три раздела.
1 раздел
Посвящен процессу складывания этнических групп ногайцев, татар, говорящих на тюркском языке, истории их расселения
2 раздел
Включает вопросы исследования материальной культуры, которая развивалась в соответствии с характером хозяйственной деятельности, социальных отношений, историческими, природно- географическими. Условиями.
3 раздел
Содержит материал духовной культуры, социально-правовой системы.
После завершения изучения каждого раздела проводятся уроки обобщения, уроки семинары, презентации, праздники.
На свете много городов разных,
Но не сменяю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная Астрахань моя!
Программа
- Введение
Предмет «История Астраханского края», его место в курсе отечественной истории. Что изучает история края. «Понятие культуры», «экология культуры». Этнография
Источники и историография, вещественные исторические источники, музеи, библиотеки, архивы, интернет.
- Наш край в 13 – 19 веках
Приход Монголов в нижнее Поволжье, образование Золотой Орды. Основные вехи истории. Возвышение и распад орды. Занятие, социальная структура и военная организация Монгол. Быт, нравы, обычая, верования, татаро-монгол.
Сочетание кочевого, оседлого быта. Улусы, аулы, отары.
Этносоциальное различие. Ногайская Орда.
Присоединение Астраханского ханство к России в 16 веке, его значение.
Ногайцы-тюркоязычная народность.
Расселение ногайцев. Обособление этнических групп. Кундровские (къаракъаш ногъайлар) с аулами Сеитовка, Хужитаевка и д.р., Юртовские (къара, уьйли, ногъайлар) с аулами Карагалик, аул Татарская Башмаковка, Майлы Коьл (Яксатовка), Ярлы-Тюбе (Осыпной Бугор), Джамале аул (Три Протока), Килинчи, Суленке, Хазлар (къазлар ногъайлар). С.Гмелин о юртовских ногайцах.
Хозяйственная деятельность ногайцев. Влияние экономико-географических условий и социально политических факторов. Сочетание кочевого и оседлого образа жизни.
Скотоводство, подсобные отрасли хозяйства: рыболовство, торговля, охота.
Орудия труда. Жилища ногайцев: юрта, землянка. А. Дженкенсон о ногайцах.
Внутреннее и внешнее убранство жилищ. Типы юрт (малая юрта, свадебная, кибитка-атауй, строительный материал при постройке жилищ).
Социальная неоднородность общества.
Предметы домашней обстановки.
Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. Прядение, ткачество, обработка шкур, войлока.
Привозные товары.
Мужская одежда, головной убор, ременные пояса. Прически и головные уборы.
Женская одежда. Бешмет. Праздничная одежда, обрядовая, свадебная, вышивка пояса украшения.
Прически и головные уборы, разнообразие женской одежды, головных уборов, украшений.
Мужская и женская обувь
Оружие ногайцев
Обрядовая одежда. Пища, домашняя утварь.
Новые черты в хозяйстве в 19 веке.
Городское и сельское строительство.
Изменение в быту. Особенности общественной и публичной жизни.
Обобщающие уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выступления на Фестивале национальных культур Астраханской области
Данный материал использован для представления на фестивале национальных культур в номинации "Русский народ"....
Урок ИКМК для 7 класса "Материальная и духовная культура мордовского народа в XVIII веке.
Материал посвящен изучению материальной и духовной культуре мордовского народа в 18 веке....
«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»
Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....
Я помогаю воспитывать в детях музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры помочь ребенку раскрыться, поверить в себя, в собственные силы.
Музыкальный руководитель – это человек, который воодушевляет ребенка, вселяет в него уверенность в собственные силы, надежду на светлое будущее, помогает детям в дальнейшем добиваться успеха в с...
Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"
Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...
Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики
В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...