Материальная и духовная культура астраханских ногайцев
рабочая программа по краеведению на тему

 

Факультативный курс общеобразовательной школы.

«Материальная и духовная культура астраханских ногайцев»

Программа рассчитана на 27 часов для 5-8 классов

 

Курс «Материальной и духовной культуры ногайцев» имеет своей целью расширить краеведческие знания учащихся, пополнить их новым содержанием, пробудить в них интерес к краеведению, ознакомить с доступными документами и памятниками, самостоятельно исследовать исторические источники, помочь им оценить вклад различных народов в историю культуры народов Астрахани.

Задача курса - воспитание уважительного отношения к народам, их традициям, культуре, к памятникам старины, что будет способствовать становлению гражданского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативный курс общеобразовательной школы.

«Материальная и духовная культура астраханских ногайцев»

Программа рассчитана на 27 часов для 5-8 классов

Дорогой друг! Наш край многонациональный. Изучение материальной и духовной культуры, ногайцев, татар проживающих в нашем крае, ознакомит тебя с нравами, обычаями, бытом удивительных народов. Это поможет тебе лучше понять культуру своего народа, частью которого являешься и ты. Вопросы и задания помогут тебе в изучении истории Астрахани. Давайте возьмемся крепко за руки и будем жить одной дружной семьей, уважая каждого человека, какой национальности он не был!

Введение

Для нас Астраханцев, Россия начинается здесь!

С чего начинается Родина!

С знакомой скамьи у ворот.

С той самой ветлы, что над Волгою под ветром, склоняясь, растет.

Курс «Материальной и духовной культуры ногайцев» имеет своей целью расширить краеведческие знания учащихся, пополнить их новым содержанием, пробудить в них интерес к краеведению, ознакомить с доступными документами и памятниками, самостоятельно исследовать исторические источники, помочь им оценить вклад различных народов в истории культуры народов Астрахани.

Задача курса - воспитание уважительного отношения к народам, их традициям, культуре, к памятникам старины, что будет способствовать становлению гражданского общества.

Методика занятий разнообразна. Возможны экскурсии в ногайские села:Солянка, Мошаик, Татаро-Башмаковка, музеи, практические уроки с выходом в интернет, поисковая исследовательская работа, презентация, праздники и д.т. Главное условие – учет возрастных особенностей.

Принято подразделять культуру общества народа на материальную и духовную. Культура от лат. – возделывание, воспитания, образование, почитание.. – это совокупность достижений человечества производственной, общественной духовной сферах.

Задача курса:

  1. Определить понятия «этнос ногайцев», «этнос татар»
  2. Показать их расселение, изучить культуру
  3. Исследовать социально-правовую структуру
  4. Уважать и почитать традиции этих народов

Программа содержит три раздела.

1 раздел

Посвящен процессу складывания этнических групп ногайцев, татар, говорящих на тюркском языке, истории их расселения

2 раздел

Включает вопросы исследования материальной культуры, которая развивалась в соответствии с характером хозяйственной деятельности, социальных отношений, историческими, природно- географическими. Условиями.

3 раздел

Содержит материал духовной культуры, социально-правовой системы.

После завершения изучения каждого раздела проводятся уроки обобщения, уроки семинары, презентации, праздники.


На свете много городов разных,

Но не сменяю адрес я.

В моей судьбе ты стала главной,

Родная Астрахань моя!

Программа

  1. Введение

Предмет «История Астраханского края», его место в курсе отечественной истории. Что изучает история края. «Понятие культуры», «экология культуры». Этнография

Источники и историография, вещественные исторические источники, музеи, библиотеки, архивы, интернет.

  1. Наш край в 13 – 19 веках

Приход Монголов в нижнее Поволжье, образование Золотой Орды. Основные вехи истории. Возвышение и распад орды. Занятие, социальная структура и военная организация Монгол. Быт, нравы, обычая, верования, татаро-монгол.

Сочетание кочевого, оседлого быта. Улусы, аулы, отары.

Этносоциальное различие. Ногайская Орда.

Присоединение Астраханского ханство к России в 16 веке, его значение.

Ногайцы-тюркоязычная народность.

Расселение ногайцев. Обособление этнических групп.  Кундровские  (къаракъаш ногъайлар) с аулами Сеитовка, Хужитаевка и д.р., Юртовские (къара, уьйли, ногъайлар) с аулами Карагалик, аул Татарская Башмаковка, Майлы Коьл (Яксатовка), Ярлы-Тюбе (Осыпной Бугор), Джамале аул (Три Протока), Килинчи, Суленке, Хазлар (къазлар ногъайлар).                           С.Гмелин о юртовских ногайцах.

Хозяйственная деятельность ногайцев. Влияние экономико-географических условий и социально политических факторов. Сочетание кочевого и оседлого образа жизни.

Скотоводство, подсобные отрасли хозяйства: рыболовство, торговля, охота.

Орудия труда.  Жилища ногайцев: юрта, землянка. А. Дженкенсон о ногайцах.

Внутреннее и внешнее убранство жилищ. Типы юрт (малая юрта, свадебная, кибитка-атауй, строительный материал при постройке жилищ).

Социальная неоднородность общества.

Предметы домашней обстановки.

Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. Прядение, ткачество, обработка шкур, войлока.

Привозные товары.

Мужская одежда, головной убор, ременные пояса. Прически и головные уборы.

Женская одежда. Бешмет. Праздничная одежда, обрядовая, свадебная, вышивка пояса украшения.

Прически и головные уборы, разнообразие женской одежды, головных уборов, украшений.

Мужская и женская обувь

Оружие ногайцев

Обрядовая одежда. Пища, домашняя утварь.

Новые черты в хозяйстве в 19 веке.

Городское и сельское строительство.

Изменение в быту. Особенности общественной и публичной жизни.

Обобщающие уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления на Фестивале национальных культур Астраханской области

Данный материал использован для представления на фестивале национальных культур в номинации "Русский народ"....

Урок ИКМК для 7 класса "Материальная и духовная культура мордовского народа в XVIII веке.

Материал посвящен изучению материальной и духовной культуре мордовского народа в 18 веке....

«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»

Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....

Я помогаю воспитывать в детях музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры помочь ребенку раскрыться, поверить в себя, в собственные силы.

Музыкальный руководитель – это человек, который воодушевляет ребенка, вселяет в него уверенность в собственные силы, надежду на светлое будущее, помогает детям в дальнейшем добиваться успеха в с...

Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"

Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...