проект "Музей училища - как центр патриотического воспитания"
материал (история, 10 класс) по теме

Курилкина Ирина Викторовна

Данный проект реализовывался 3 года, получились  хорошие результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ

авторской программы (проекта)

1. Проект « Музей училища– как центр патриотического воспитания»

2. Областное  государственное  бюджетное  образовательное  учреждение  начального  профессиональное  образования  профессиональное  училище  №19

3. г.Барыш  , пл. Фабричная д.5. 8(84253)24-2-32

 4. Автор  проекта - Курилкина Ирина Викторовна, преподаватель истории, руководитель историко-краеведческого музея « Барышский край»

5. 45 человек.

6. Актуальность  проекта.

       Мы живем на земле, которая богата не только недрами и природными ресурсами, но и с богатой историей. Каждый из нас может стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях и связях народов, населяющих территорию Барышского края, каждый может стать хранителем культурного наследия.

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения во всех сферах жизни, происходит переоценка всех ценностных установок.

Сегодняшние учебные заведения должны быть очень динамичной системой, быстро реагирующей на все изменения, происходящие за её порогом. Один из важнейших вопросов, который стоит перед нашим образовательным учреждением сегодня – это возрождение духовных традиций России, донести до обучающихся такие основополагающие понятия как: Родина, Отечество, Отчизна, родной край, патриот, герой, ветеран войны и труда.

Задачу возрождения духовности необходимо решать немедленно, и начинать следует с воспитания детей. Педагоги должны способствовать самоопределению подростка в области культуры, формированию патриотизма, выработке жизненной позиции. Воспитание и обучение должно быть построено так, чтоб обучающиеся понимали и ценили свой родной край, они должны сопереживать тем событиям которые происходят на родной земле. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся и на примере которых должны воспитывать своих обучающихся. Сегодня учебные заведения – то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России, людей, которые будут гордиться Родиной, а значит, когда это необходимо, смогут её защитить и прославить, как их отцы и деды.

Нашему училищу в этом смысле очень повезло, так как в нашем учебном заведении работает музей « Барышский край».

7. Цель  проекта:

формирование гражданских чувств у подростков;

поддержка социальных инициатив, направленных на распространение    гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций.

 активизировать целенаправленный процесс развития у детей и подростков заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре,

формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

Задачи  проекта:

Формирование у молодого поколения патриотических чувств, гражданственности, приобщение обучающихся к изучению знаменательных событий своего края.

Создание условий для саморазвития подростков и повышения их социальной активности.

Работа с подростками группы риска, привлечение их к работе музея.

Организация досуговой деятельности учащихся с целью предупреждения правонарушений и безнадзорности.

В основе проекта  лежит установка на изменение отношения к жизни в социуме, на формирование активной жизненной позиции через самопознание и раскрытие своих возможностей, способностей.

8. Содержание и технологии реализации программы (проекта).

При  реализации  проекта, 1 сентября  2003  года  в  Областном  государственном  образовательном  учреждении  начального  профессионального  образования  профессиональном  училище  № 19 г.Барыша  был  создан   историко –краеведческий музей  « Барышский край».

 Членами музея стали 45 человек  по разным  профессиям: «Социальный  работник», «Парикмахер», «Продавец, контролер-кассир».  Руководителем музея была назначена преподаватель истории и обществознания Курилкина Ирина Викторовна. В ходе работы музея был сформирован актив музея – это творческая группа, которая позволяет музею, расти и продвигаться к вершинам.

В 2009 году получили свидетельство о присвоении статуса «Музей образовательного учреждения» историко-краеведческому музею «Барышский край» ОГБОУНПО ПУ №19 г. Барыш.

 

Музей – это творческое сотрудничество учителей и обучающихся, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет, является  многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций училищной жизни. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда.

Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.

Основными направлениями работы музея являются:

1. Поисково-собирательское. 

Важным этапом в процессе комплектования  музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Собираем материал о земляках - ветеранах  Великой  Отечественной  Войны, по  результатам   которого  был  создан  социальный  проект и  выпущено  два  альбома «Нам  41-й  не  забыть, нам  45-й  славить», «Сединами  на  висках» .

               а также электронные презентации по всем темам.

Собрано огромное количество творческих работ обучающихся по истории родного края:  История земли Симбирской,  История Жадовской пустыни,  Святых ключей чистейшая слеза.

2. Экспозиционное (оформительское).

В музее постоянно действуют следующие экспозиции: Далёкое прошлое, На рубеже веков, Человек славен трудом, Сороковые роковые, Театр, Текстильный край, Художественная самодеятельность, Рабочие фабрики имени П.Х.Гладышева.

В рамках данного направления учащиеся оформляют стенды, организуют выставки, участвуют в конкурсе плакатов.

Систематизирован материал об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в Барыше и Барышском районе, тружеников тыла. Ведётся сбор материала  о боевом пути 344 Краснознаменной Рославльской дивизии, которая формировалась на территории Барыша.

Своим достижением учащиеся считают выпуск газеты училища « Наш музей»  

3.Экскурсионное.

Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка.

В рамках данного направления учащиеся проводят  экскурсии для учащихся училища, для детей реабилитационного центра и детей школ.

 4.Культурно-массовые мероприятия, дела.

Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение уроков по экспозициям, встречи с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением.

В рамках данного направления учащиеся проводят культурно–массовые мероприятия (конференции, вечера памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами- афганцами, исторические вечера, музейные уроки), Стало традицией работа клуба интересных встреч, когда приглашаются ветераны  Великой Отечественной войны или Афганской войны, где обучающиеся могут задавать им  вопросы, которые их интересуют, это проходит в очень тёплой и трепетной обстановке.

-Ежегодно ко всем торжественным дням, связанным с героическим прошлым страны, организуем и проводим конкурсы газет и плакатов.      

- К 23 февраля организуем выставку фотографий выпускников училища, кто в данный момент служит в рядах Российской армии.

-Возлагаем  цветы  к  памятнику, в  день празднования победы.

-Посещаем  на  дому  ветеранов, берём  интервью  об их  боевых  подвигах;

-Проводится  уборка территории возле обелиска Победы, посадка цветов возле памятника,  проводятся вечера памяти, литературно-музыкальные композиции, конференции, проводят  внеклассные  мероприятия «Блокада  Ленинграда», «Моя весна – моя Победа!» и др.;

На базе музея в сентябре 2011 года был создан патриотический клуб   « Клио», цель которого, формирование у подрастающего поколения гордости за свою страну, свой народ, приобщение детей к нравственному идеалу общества, воспитание патриотических, нравственных и эстетических чувств.

Методическая функция музея тесно связана с поисковой и объединяет педагогический коллектив и обучающихся в единое дело. Музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея, интегрированные уроки с элементами краеведения, тематические экскурсии по родному краю, участие в Областных конкурсах литературно-творческого краеведения, которые расширяют кругозор обучающихся, развивает у них познавательный интерес. В музее представлены методические разработки по следующим темам:  музейный урок - День народного единства, урок, посвященный 70-летию Параду Победы на Красной площади в Москве, музейный урок, посвященный 70-летию Московской битвы, методическая разработка урока мужества Блокада Ленинграда, методическая разработка классного часа Сталинградская битва, сценарий « Юным защитникам Отечества посвящается…», внеклассное мероприятие: « Песни военных лет», литературная композиция « Война вошла в мальчишество моё», методическая разработка интегрированного урока « Письмо с фронта».

В мае в музее проводится конференция « Сохраним наше гордое прошлое», где активисты музея показывают и рассказывают о своих достижениях за год.

Активисты музея «Барышский край»  участвуют  в училищных,  городских, областных, всероссийских  мероприятиях, о чём   свидетельствуют  грамоты училища, грамоты  Главы  администрации МО «Барышский  район» , диплом  за занятое 2 место во Всероссийском конкурсе « Лучший экспонат по истории Великой Отечественной войны» в номинации «Вахта памяти», Свидетельство о публикации в электронном СМИ, статья в сборнике материалов «Традиции и инновации гражданского образования и патриотического воспитания подрастающего поколения, статьи в газете « Барышские вести», отзывы от посетителей музея.

9. Проект  « Музей – как центр патриотического воспитания»  реализуется  с 1.09.2003 года. Проект  бессрочный.

10. Финансирование  проекта  осуществляется  из  личных  средств Курилкиной Ирины Викторовны.

11.  Проект «Музей училища  – как центр патриотического воспитания позволит:

Сформировать  у молодого поколения патриотических чувств, гражданственности, приобщить  обучающихся к изучению знаменательных событий своего края.

Создать  условия для саморазвития подростков и повышения их социальной активности.

Работа с подростками группы риска, привлечение их к работе музея.

Организовать  досуговую деятельность учащихся с целью предупреждения правонарушений и безнадзорности.

В  результате  работы  музея, большинство  учащихся   стоящих  на  учете  в ПДН и на внутриучилищном  контроле, пересмотрели  свое отношение  к  жизненным  ценностям  и  были  сняты  с  учета, они активно участвуют во всех мероприятиях и лучше стали знать историю своего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...

План работы Центра патриотического воспитания

Представлен план работы  Комнаты Боевой и Трудовой Славы, которая является центром военно-патриотического воспитания учащихся и молодежи. Указаны цели, задачи, состав Совета ЦПВ, а также мероприя...

Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...

Проект "Наш музей-центр патриотического воспитания"

Основой деятельности школьного историко-краеведческого музея является воспитательная работа. В рамках проекта музей представлен как центр патриотического воспитания. В музейной деятельности реализуютс...

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Статья может быть интересна широкому кру...

Сценарий образовательного события Центра патриотического воспитания и профилактической работы ГБОУ «Балтийский берег» Тема: «Доктрина безопасности»

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами личности являются право на жизнь и личную безопасность. Чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют прав...