Формирование социальных компетенций учащихся на базе школьного музея
статья по краеведению по теме
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта – одна из задач современной школы. Каждое учебное заведение находит свой путь ее решения, исходя из специфики учреждения, его кадрового состава и потенциала, региональных особенностей и возможностей. Уникальность города Чистополя Республики Татарстан, ставшего в годы Великой Отечественной войны «обителью для муз», принявшего более ста писателей и членов их семей, дает возможность вести разнообразную литературно-краеведческую и исследовательскую работу, активно вовлекать в нее школьников.
Одна из целей работы музея – привлечение обучающихся к общественно значимой деятельности, включение их в разнообразные социальные отношения, способствующие усвоению социального опыта и ценностных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chikrina_v.a._shkolnyy_muzey.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социальных компетенций учащихся
на базе школьного музея
Чикрина В.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №3»
(г. Чистополь, Республика Татарстан)
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта – одна из задач современной школы. Каждое учебное заведение находит свой путь ее решения, исходя из специфики учреждения, его кадрового состава и потенциала, региональных особенностей и возможностей. Уникальность города Чистополя Республики Татарстан, ставшего в годы Великой Отечественной войны «обителью для муз», принявшего более ста писателей и членов их семей, дает возможность вести разнообразную литературно-краеведческую и исследовательскую работу, активно вовлекать в нее школьников.
В 2005 г. в нашей школе был открыт литературно-краеведческий Музей книги «Чистопольские страницы», организатором и руководителем которого я являюсь. Книга «Чистопольские страницы» (Казань, 1987) до сих пор остается единственной попыткой систематизации литературного и краеведческого материала, связанного с пребыванием в 1941 – 1943 годы в нашем городе писателей, среди которых знаковые фигуры художественной культуры ХХ века: Л.М. Леонов, Б.Л. Пастернак, К.А. Тренев, К.А. Федин, Н.Н. Асеев, М.В. Исаковский, М.С. Петровых, В.Ф. Боков и др.
Одна из целей работы музея – привлечение обучающихся к общественно значимой деятельности, включение их в разнообразные социальные отношения, способствующие усвоению социального опыта и ценностных ориентаций.
В основу организации деятельности музея как общественной организации положены следующие принципы:
принцип ценностной ориентации, который имеет определяющую жизненную значимость для формирования позитивной системы ценностей подростков;
принцип взаимодействия с различными общественными институтами, выражающийся в партнерстве с органами управления, музейным сообществом, общественными организациями;
принцип воспитания на традициях: культурных (сохранение и изучение культурно-исторических достижений и достопримечательностей города и республики); боевых (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах), трудовых (сознательное отношение к труду в интересах общества, страны и региона);
принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий использование особых (активных и интерактивных) форм и методов работы с учетом психологических особенностей возрастных групп обучающихся, а также создания возможностей для реализации гибких индивидуальных образовательных программ для одаренных детей, занимающихся на базе музея исследовательской работой;
принцип комплексности – сохранение региональных культурных традиций и особенностей в условиях многообразного этно-конфессионального сообщества, интеграция личности в национальную и мировую культуру;
принцип межпредметности, присущий краеведению, которое принадлежит к складывающемуся в современной науке новому типу междисциплинарного знания. Интегративный потенциал краеведения позволяет включать в своё содержание различные знания и формы практики.
Музейное пространство создает условия для участия обучающихся в интересной для них общественно полезной деятельности, в поощрении их инициатив по проведению социально одобряемых и личностно значимых дел, в привлечении учащихся к проектированию социальных программ и акций.
Совместно с советом и активом музея был разработан учебно-воспитательный проект «Новая жизнь «Чистопольских страниц» (опубликован на сайте festival.1september.ru/articles/515525) , который не только определил жизнь и развитие музея на несколько лет, но и позволил ему стать центром патриотического воспитания. Использование проектного метода помогло вовлечь школьников в интересную интеллектуальную деятельность, т.к. он ориентирован на применение актуализированных знаний и приобретение новых для включения в проектировочную деятельность.
В настоящее время работа музея проводится на основе «Концепции развития музея на 2009-1012 гг.», в разработке которой также принимали участие учащиеся-краеведы.
С 2004 года ежегодно осуществляется выпуск школьного литературно-краеведческого альманаха «Стал Чистополь обителью для муз», в котором подводятся итоги работы музея за год, публикуются методические и научно-исследовательские работы учителей и учащихся.
Значимым событием в жизни музея стало участие в проекте Правительства Республики Татарстан, Института мировой литературы РАН им. М. Горького, Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района «Встреча московских чистопольцев с представителями общественности города Чистополя» (Москва, 11 апреля 2008 г.)
О важности краеведческой деятельности учащихся, осуществляемой на базе нашего школьного музея, замечательно сказала Аталия Семеновна Беленькая, московский педагог, член Союза журналистов России, в своей книге «Дерево с подмытого обрыва» (Москва: Издательство МБА, 2009) В главе «Эхо войны», рассказывая о встрече писательских детей (в числе которых была и она) с представителями общественности Чистополя, она пишет: «…А потом сегодняшние чистопольцы рассказывали о своих планах создать музей писательской эвакуации.
Может быть, это особенно важно для молодых. В Чистополе в работу вовлечены школьники. Трудно найти более важный и живой воспитательный материал, более живительные соки патриотизма входящих в жизнь людей, чем их осознание, какой была Великая Отечественная война, сегодня многими забытая, чем их понимание, как жил народ, как трудились и его литераторы».
Использование современных информационных технологий значительно расширяет возможности музея, включает его в широкое образовательное и культурное сообщество. Нам представилась возможность принять участие в проекте Фонда поддержки образования (г. Санкт-Петербург) по реализации программы в сфере образования и науки. Его цель – создание единого информационного пространства для гимназий России, организация их сетевого взаимодействия, внедрение инновационных технологий и распространение передового опыта образовательных учреждений и лучших учителей страны. В режиме видеоконференции было проведено заседание клуба «Чистопольские страницы» «Стал Чистополь обителью для муз… Б. Пастернак в Чистополе», в котором приняли участие Н.С. Харитонова, В.А. Чикрина и Л. Ефимова. В сеансе участвовали учителя и учащиеся школ Абакана, Ярославля, Набережных Челнов, Зеленодольска. Отзывы о видеоконференции, размещенные на сайте Фонда поддержки образования, свидетельствуют об интересе к поднятой теме, краеведческим изысканиям учащихся и самое главное – о понимании важности для подростков сохранения и развития традиции бережного отношения к культурно-историческому наследию родного города: «…К несомненной удаче состоявшегося сеанса мы бы отнесли то, что вы воочию продемонстрировали эту культурную связь поколений: Б.Пастернак – Нина Степановна – Вера Александровна – Любовь – дети, участвующие в музейных проектах. И эта связь была прочувствована аудиторией».
Одно из новых направлений деятельности музея – сбор материалов о судьбах писательских детей, бывших в эвакуации в Чистополе вместе с родителями, – переросло в самостоятельный проект, в рамках которого работа ведется по таким направлениям:
установление связей с писательскими детьми и членами их семей, в том числе с бывшими воспитанниками интерната Литфонда;
сбор воспоминаний о годах, проведенных в Чистополе,
организация встреч с писательскими детьми и создание фотоархива;
использование собранного материала в исследовательских работах школьников, введение в научный оборот ранее не публиковавшихся материалов.
Планируемый результат – публикация сборника воспоминаний бывших интернатовцев. Этот проект поддержан городским культурным фондом «Чистополь».
Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их непосредственного участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.
Организационная деятельность осуществляется на базе совета музея, в состав которого помимо директора школы, руководителя музея и отдельных учителей входят ветеран педагогического труда Н.С. Харитонова и учащиеся. Совет объединяет различные социальные группы (ветеран – учителя – учащиеся), что, безусловно, способствует передаче и усвоению социального опыта, а сама работа в совете музея – формированию у учащихся навыков самоуправления.
Выполняя функции социального организатора, стремлюсь способствовать развитию социальной активности и компетентности обучающихся, формировать музейный актив как социально направленную группу, задача которой вносить свой вклад в изучение и сохранение культурных традиций региона, в улучшение окружающей жизни.
Результатом этой работы считаю успешную социальную адаптацию школьников, которые входили в состав совета и актива музея (из каждого выпуска 5-6 человек), после окончания школы. Все продолжили обучение в высших учебных заведениях, отдав предпочтение гуманитарному направлению. Многие продолжают заниматься научно-исследовательской работой, принимают участие в НПК, вошли в органы студенческого самоуправления.
Экскурсоводческая деятельность особенно значима для самих экскурсоводов, т.к. это, безусловно, труд учебный. Образовательное значение этого вида деятельности – во влиянии, которое она оказывает на усвоение и качество знаний по литературе и истории. Причем учащиеся не только закрепляют знания, но и приобретают новые, которые оказываются достаточно прочными, поскольку получены в практической деятельности, получают прекрасную практику публичных выступлений, развивают навыки устной речи, становятся пропагандистами и самой книги «Чистопольские страницы», и творчества отдельных писателей, и истории своей страны и родного города.
Экскурсионная и лекционная деятельность ориентирована прежде всего на ученическую аудиторию, но экскурсии проводятся и для взрослых: для учителей города и района, ветеранов педагогического труда, жителей микрорайона.
На базе музея активно ведется научно-исследовательская деятельность учащихся, проводится их планомерная подготовка к участию в НПК различного уровня. Работая над исследованием, ученик получает возможность обрести навыки анализа научной и краеведческой литературы, работы с документами и архивами, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы.
Литературное краеведение дает возможность привлечь внимание учащихся к каким-либо историческим фактам, по-новому их осмыслить, уточнить, предоставляет прекрасный материал для заинтересованного прочтения и интерпретации художественных произведений, имеющих особую значимость для школьников, т.к. они связаны с их родным городом.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих и литературоведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Но самое главное – проводящееся исследование дает возможность школьнику соприкоснуться с эпохой, почувствовать ее, задуматься о сущности «русского характера», выстоявшего в суровых испытаниях войны.
Учащиеся-краеведы успешно выступают на научно-практических конференциях различного уровня – от городских до всероссийских, принимают участие в конкурсах и фестивалях. Успехам учащихся в творческой и научно-исследовательской работе был посвящен мультимедийный проект «Герои нашего времени», отмеченный дипломом 1 степени на III Республиканском конкурсе компьютерных презентаций «Мир детских организаций».
За успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности А. Акифьева и Л. Сибгатуллина включены в ежегодную общероссийскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России» 2007 г., Н. Логинова в 2008 г. награждена знаком отличия «Национальное достояние».
Пожалуй, самый «звездный» путь прошла выпускница 2007 года Анастасия Акифьева: от школьной конференции – до победы на Х Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению. Неслучайно она стала героиней нескольких публикаций в городской газете «Чистопольские известия», а свой выпускной бал провела в Кремлевском дворце. Работа в совете музея, экскурсоводческая и исследовательская деятельность, сотрудничество на протяжении трех лет с городскими СМИ, поездки на НПК, широкий круг общения, открывшийся перед ней, определили ее выбор будущей профессии: она студентка Казанского государственного университета, обучается по специальности «Связи с общественностью».
Культурно-образовательная деятельность включает в себя образовательную программу музейных уроков, в проведении которых задействованы учащиеся-экскурсоводы.
Чем отличается музейный урок от обычного?
В основе музейного урока лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционального восприятия. Смысловая, тематическая совокупность музейных предметов образует «вещный ряд». Тот зрительный ряд, который учащиеся видят на выставке, эмоциональное слово экскурсовода-учащегося, беседа-диалог как основная форма проведения занятия – все это вместе взятое создает особую атмосферу.
Музей книги «Чистопольские страницы» предоставляет прекрасную базу для проведения таких уроков, которые стали частью сложившейся в школе системы работы по литературному краеведению. Продуманное расположение разделов экспозиции, логическая обусловленность наглядности, участие в занятиях школьников-экскурсоводов способствуют систематизации полученных знаний, доступному восприятию теоретико-литературных и нравственных понятий, эмоциональному переживанию. Результаты научно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся-краеведов, переписка с писателями и писательскими детьми дают не только интересный фактический материал для подготовки и проведения занятий, но и стимулируют познавательную деятельность обучающихся.
Важная отличительная особенность музейных образовательных программ – это использование различных форм проведения музейных уроков. Это могут быть уроки-экскурсии, лекции, беседы и комбинированные формы с привлечением возможностей музейного книжного фонда, специального дидактического фонда, а также с использованием современных аудиовизуальных средств.
Первоначально музейные уроки проводились только в тех классах, в которых я сама преподавала. Впоследствии охват учащихся школы расширился. В настоящее время мы готовы проводить музейные уроки и для учащихся других школ города. Использование современных компьютерных технологий дало возможность разработать и электронные варианты музейных выставок, необходимых для проведения того или иного урока, что позволило проводить занятия и вне стен музея. Так разработанный совместно с учащимися-краеведами проект виртуальной экскурсии «Чистополь литературный» стал основой урока-экскурсии по литературным местам Чистополя.
Многие уроки – результат именно совместного творчества педагога и учащихся, проводимой на базе музея научно-исследовательской работы. Урок «Я узнаю бессмертье на белом листе» по творчеству М. Петровых построен на материале исследования, проведенного ученицей А. Акифьевой, представлявшей свою работу «Дальний Чистополь на Каме» в жизни и творчестве М. Петровых» на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению в 2007 г. Чистопольским периодом жизни и творчества Н. Асеева занималась ученица Л. Ефимова, дипломант XIV Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество», творчеством Л.М. Леонова – Н. Логинова, победитель IV Всероссийского молодежного форума по проблемам сохранения культурного наследия, экологии и жизнедеятельности «ЮНЭКО-2008». Собранный ими материал и проведенные исследования стали прекрасной базой для разработки музейных уроков.
Значимы для школьников встречи и общение с писательскими детьми, многие из которых были в эвакуации в нашем городе вместе с родителями. Такие встречи стали традиционными в музее: почти ежегодно кто-то из «московских чистопольцев» спешит на встречу с Чистополем, на встречу со своим детством и юностью.
В 2005 году состоялись встречи с Л.А. Лейтес, дочерью литературоведа А.М. Лейтеса, бывшей воспитанницей чистопольского интерната Литфонда, ныне доктором химических наук, профессором, и И.М. Шамбадал, дочерью писателя и переводчика М.А. Шамбадала, сотрудника чистопольского радиоузла в годы войны; в 2006 году – с сестрами Т.М. и Е.М. Рудерман, дочерьми поэта М. Рудермана, автора стихов знаменитой песни «Тачанка», жившими в 1941-1943 гг. в Чистополе; в 2007 г. – с сестрами Еленой Витальевной и Елизаветой Витальевной Треневыми, внучками писателя К. Тренева, Н.Л. Леоновой, дочерью писателя Л.М. Леонова. Была установлена переписка с Р.Н. Порманом, зачинателем литературного краеведения в Чистополе, кандидатом филологических наук, профессором Башкирского педагогического университета, в октябре 2007 года он стал гостем музея в юбилейные дни 20-летия выхода в свет «Чистопольских страниц».
А пятилетие нашего школьного музея (21 мая 2010 г.) собрало удивительных гостей: Г.С. Муханова, кандидата филологических наук, автора-составителя книги «Чистопольские страницы», приехавшего к нам из Красноярского края, Д.Г. Санникова, доктора физических наук, сына поэта Г.А. Санникова, бывшего воспитанника Чистопольского интерната Литфонда, С.Е. Зенкевича, переводчика, внука поэта М. Зенкевича, Е.В. Треневу, журналиста «Российской газеты», внучку писателя К.А. Тренева, И.М. Шамбадал, дочь писателя и переводчика М.А. Шамбадала, жившую в Чистополе в 1941-1943 гг., А.М. Хлыстикову, директора литературного музея С. Щипачева в г. Богдановичи.
Живой интерес этих людей к работе юных краеведов, их помощь и поддержка важны не только для будущего музея, но и для осознания учащимися значимости их деятельности, их вклада в сохранение и изучение интереснейшей страницы истории литературы и культуры нашей страны.
Сетевое взаимодействие с музейным сообществом расширяет сферу деятельности нашего школьного музея.
Сотрудники Мемориального музея Б.Л. Пастернака оказывают практическую помощь в организации музейной работы, подготовке экскурсоводов. Школьники-краеведы – частые гости мемориального музея. Они знакомятся с экспозицией и фондами, документацией, обращаются за консультациями к сотрудникам музея во время подготовки к НПК.
В свою очередь работники музея являются гостями школьных краеведческих конференций и семинаров, принимают активное участие в работе муниципального методического ресурсного центра, созданного на базе школы. Ежегодно для учащихся 11 классов проводятся музейные уроки по творчеству Б. Пастернака, поэтов серебряного века.
Краеведческий Музей уездного города предоставляет свои фонды учащимся, занимающимся исследовательской работой. Исследование Е. Шашиной об основателе городского музея А.К. Буличе целиком построено на использовании материалов фонда Музея уездного города. Впервые в научный оборот были введены протоколы допросов Булича.
Весной 2009 г. было принято решение об открытии литературно-краеведческого музея в легендарном Доме учителя, где в годы войны располагалось отделение Союза писателей СССР, проходили литературные вечера. Буквально с первых дней начала работы по созданию нового музея наш школьный музей стал его другом. Учащиеся школы, музейный актив принимают участие в подготовке и проведении мероприятий, организуемых музеем, посвященных творчеству «московских чистопольцев».
При проведении поисковой и исследовательской работы учащиеся часто обращаются в городской архив, ЗАГС, с сотрудниками которых установлены деловые связи.
Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, мы вправе констатировать, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому «музейность» обретает здесь новое качество: передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется здесь как акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и «пользователей».
Музей в школе способствует социализации подростков, является средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Знакомство с героическим периодом в жизни страны и народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование социальных компетенций учащихся через работу школьных музеев"
Доклад на районном семинаре на базе МБОУ СОШ № 1 г.Шатуры...
Формирование социальной компетенции учащихся средствами исторического краеведения
Презентация "Формирование социальной компетенции учащихся средствами исторического краеведения"...
Формирование социальных компетенций учащихся средствами школьной газеты
Сближение процессов воспитания, обучения и развития, создание единого образовательного пространства является одной из наиболее сложных проблем современной школы, в решении которой помогает интеграция ...
Развитие социальных компетенций учащихся на базе школьного музея. Статья "Открой в себе память"
В статье показана специфика работы школьного музея, развитие социальных компетенций учащихся через вовлечение их в его работу . Музей в школе способствует социализации подростков,...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Формирование социальных компетенций учащихся на уроках «Профильный труд», «Домоводство», «Человек» и «Окружающий социальный мир».
Выступление на заседании методического объединения педагогов школы...
Социальный проект «Краеведение - как средство формирования социальных компетенций учащихся».
В настоящее время происходят быстрые и качественные изменения в жизни общества. Современный человек должен быть готов к ним. В связи с этим государственная политика в области образования предусматрива...