« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе
презентация к уроку по краеведению (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intervyu_-_zhanr_publicistiki.ppt | 793 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Публицистический стиль. Интервью – жанр публицистики.
Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью; научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение к людям и истории своей Родины.
Оборудование : Краеведческий материал «Воины – афганцы»: фотографии, документы, стенд, плакат со словами А.Дементьева: Не знаю, у кого спросить Не знаю – как себе ответить: Доколе будет голосить Земля моя по нашим детям .
ХОД УРОКА
1 . СЛОВО УЧИТЕЛЯ В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль. Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, то есть в чем-то их убедить, к чему-то призвать. Название стиля «публицистический происходит от латинского слова «публицус» - общественный (в нашем языке есть слово « публика», одно из значений которого – люди, народ). Одним из жанров публицистики является интервью. Интервью - предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа журналиста с политическим, общественным или каким-либо другим деятелем. Иными словами, интервью-это совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию. Им может быть не только общественный деятель, но и ученый, новатор производства, передовик сельского хозяйства руководитель новостройки, писатель, артист, спортсмен, художник или какой – либо другой интересный человек.
Мне сегодня хочется напомнить вам об очень важном этапе истории нашей Родины. Прошло 17 лет, как были выведены последние подразделения советских войск из Афганистана. И почти 12 лет длилась непонятная, а как потом оценили – бессмысленная война. Так что тем из солдат, кто в числе первых ступил на афганскую землю, уже под сорок, а офицерам и того больше. Как они за расстоянием лет расценивают эту войну? Каким видится им свое участие в ней? Однозначно эти годы остались в памяти и в сердцах всех воинов – афганцев незаживающей раной: в это чужой стране погибли их друзья, товарищи, многие были ранены, и каждый из них подвергался опасности быть в их числе. Около трех тысяч владимирцев участвовало в боевых действиях в Афганистане. Один из них живет в нашем селе Новом. Это летчик, капитан Игорь Николаевич Дьяконов. Совсем недавно он был у нас в школе в краеведческом музее. Мы попросили его рассказать об афганской войне, о своем отношении к ней, вспомнить какие-то подробности. Выбрали форму беседы – интервью. Это интервью у вас у каждого лежит на парте.
2. РАБОТА С ИНТЕРВЬЮ «ВОИН – ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ» а) Чтение интервью. Летчика, капитана Игоря Николаевича Дьяконова мы пригласили к нам в школу на заседание краеведческого кружка. Мы попросили рассказать об афганской войне, о своем отношении к ней, вспомнить какие-то подробности. - Несколько слов, пожалуйста, Игорь Николаевич, о себе. - Родился я в Пермской области, учился в Кировском военно-техническом училище. В 1984 году окончил его, получил назначение в Московский военный округ, п.Сокол, где служу и по сей день. А в 1985 году наша эскадрилья- 20 вертолетов уже приземлились в аэропорту Кандагар. Вот так началась война. - И как долго она для Вас длилась? - С небольшим перерывом – до 1989 года. - Наверное, теперь уже не секрет и Вы можете рассказать о задачах, которые стояли перед Вами? - Да, сегодня все карты раскрыты, о нашем участии в войне много говорено. Я же расскажу о том, что делали мы, вертолетчики. Наша эскадрилья обеспечивала прикрытие наших колонн во время передислокации войск, мы высаживали спецназ с целью захвата караванов с оружием, с наркотиками. И, конечно, сами участвовали в боевых действиях, нанося противнику бомбовые и ракетные удары. К счастью, (в первый наш прилет в Афганистан) мы отделались малыми потерями: трое наших товарищей, то есть один экипаж, не вернулся домой. Для нас это было первым, но не последним потрясением.
- Говорят, на войне человек привыкает к потерям, к боли, крови. Смерть как бы становится непременным ее атрибутом… - Не знаю, может, если этот человек на войне всю жизнь, с рождения. Для нас каждая смерть, ранение, увечье другого человека болью отзывалось в сердце. Оно и сейчас болит, стоит лишь вспомнить, представить весь этот ад. - А Вам, Вашим товарищам было страшно? - Конечно. Но больше не за себя – всегда казалось, беда крадется за кем-то другим, не за тобой. Нам все-таки было проще – мы в воздухе, и нас не всегда могли достать. А вот десантники…. Сбросишь их в такую местность – или горы непроходимые, или пески. Чтобы их днем не увидели, зароются они в песок, а жара – под 50 градусов…Воды нет. Причем, знаешь, на ребят, наших солдат, идет настоящая охота, участвуют в которой даже дети. Во время одной из боевых операций мы захватили в плен «душманов», совсем еще мальчишек, которые расстреливали «шурави»- русских, наших десантников. Это было уже во второй наш прилет в Афганистан, в провинции Пули Хумри, в 1989г.. Два «Ми-8» прикрывали нас, а нам предстояло вывезти раненого бойца. Оба вертолета были подбиты. Один взорвался прямо в воздухе. Второму удалось кое-как сесть. Экипаж остался, к счастью, жив.
Ребят мы забрали, а машину пришлось взорвать, чтобы не досталась противнику. Много работы было и во время вывода наших войск из Афганистана. Надо было прикрывать колонны автотранспорта с людьми, боевую технику. - Наверное, это были самые счастливые дни за время этой войны, когда войска возвращались домой? - Конечно, все радовались, хотя на пути домой еще было немало жертв. Но радость была вперемешку с неудовлетворенностью. Было непонятно, что это: отступление, проигрыш? Даже с позиции сегодняшнего дня я считаю, что воевать надо было до победного конца. - Но ведь вмешательство СССР в дела сопредельной страны осуждено. Не обидно Вам, сколько пережито, потеряно, и все зря? За что воевали, отдавали свои жихни? - Обидно. За страну, которая меняет свои ориентации, как перчатки. Но в то время мы, военные люди, выполняли приказ встать на защиту Апрельской революции братского Афганистана. И это был интернациональный долг, который мы выполнили с честью. - Вы имеете награды? - Да, медаль «За отвагу», орден «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степени и лично от Президента Наджибуллы- медаль «От благодарного народа». - Встречаетесь ли с кем из бывших сослуживцев?
- Встречаемся непременно. С некоторыми вижусь в п.Сокол. Там живет бывший командир эскадрильи, ныне пенсионер подполковник Синьковский, мои друзья Сергей Шило, уже тоже пенсионер, и Сергей Шалагинов. Встречаемся и во Владимире, и в Москве. - Как проходят эти встречи? Одни воспоминания? - Не только. Говорим и о дне сегодняшнем, о политике, о стране и что с нею стало. И, конечно, поем песни, наши, афганские. Игорь Николаевич принес с собой документы, фотографии, на которых мы увидели незабываемые фрагменты военной службы в Афганистане (некоторые из них он подарил нам) Мы благодарны ему за открытую страничку из его жизни и надеемся, что материал, подготовленный нами, останется в нашем музее для тех, кто учится с нами и кто будет учиться после нас.
б) Слово учителя В интервью обычно различают три части: вступление, основная часть, заключительная часть. Во вступлении журналист или выступающий в роли журналиста представляет собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам. Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью. Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу. Интервью Вступление Основная часть Заключительная часть
в) Беседа - На сколько частей делится интервью «Воин – интернационалист»? Найдите вступление, основную часть, заключение. - Кто берет интервью? - С кем ведется беседа? - Какова тема беседы? - Является ли актуальным содержание данной беседы? - Как вы считаете, что нужно, чтобы интервью было удачным, интересным?
Вывод: Для того, чтобы интервью получилось удачным, надо: отыскать интересного человека; изучить предмет беседы; тщательно продумать основные и дополнительные вопросы; правдиво и точно передать мысли собеседника (прочитать ему свои записи, проверить все, что можно проверить: названия, даты, имена, фамилии, цифры и т.п.)
3. ЗНАКОМСТВО С ПАМЯТКОЙ «КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ИНТЕРВЬЮ » Решите, у кого и почему вы будете брать интервью. Наметьте тему беседы; в соответствии с этим составьте вопросы; продумайте их последовательность. Проведите беседу; запишите ее основное содержание. Прочитайте запись; определите основную мысль интервью, озаглавьте его. Напишите вступление и заключительную часть. Прочитайте все написанное вслух, отредактируйте. Проверьте черновик. Обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова «будущее», «благодарю», «до свидания». Аккуратно перепишите сочинение.
4 . Домашнее задание: написать интервью на свободную тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....
«Публицистический стиль речи. Жанры»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
Жанры публицистики Уроки №18-21, 4 часа, базовый уровень А.И. Власенков, 11 класс
1.Знакомство с жанрами публицистики. Работа по заданиям учебника.2. Стиль религиозно-духовной литературы, её жанры,основные произведения и имена....
Статья-интервью "Итоги ЕГЭ по русскому языку и литературе"
Статья написана для школьного литературного журнала. Учитель рассказывает о том, как при наличии разноуровневых знаний учащихся организовать подготовку к ЕГЭ и успешно сдать его....
Урок русского языка "Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления"
Урок развития речи...
рабочая программа элективного предмета по русскому языку 10 класс "Сочинения разных жанров"
рабочая программа "Сосинения разных жанров" предназначена для учащихся 10 класса, поможет правильно писать сочинения разных жанров...
Урок развития речи в 8 классе. Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа
Тема Сочинение публицистического стиля в жанре репортажаЦель: познакомить учащихся с особенностями сочинения публицистического стиля в жанре...