Статья-интервью "Итоги ЕГЭ по русскому языку и литературе"
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Гильманова Светлана Станиславовна

Статья написана для школьного литературного журнала. Учитель рассказывает о том, как при наличии  разноуровневых знаний учащихся организовать подготовку к ЕГЭ и успешно сдать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intervyu_skan.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Интервью школьному литературному журналу «Парус» (январь 2011 г.)

            «Выпуск - 2010. Итоги ЕГЭ по русскому языку и литературе»

ЕГЭ - это испытание не только для выпускников, поскольку от результатов экзамена зависит как будущее ребят, так и оценка профессиональной деятельности учителя.

Выпускники 2010 г. Центра образования № 1460 ЕГЭ по русскому языку и литературе сдали вполне успешно. Подавляющее большинство ребят были настроены на серьезную работу, но надо сказать, что готовить их к экзамену было непросто. Дело в том, что в 2008 году учиться в 10-й класс пришли всего 26 человек, то есть был сформирован один 10-й класс. Треть учащихся составляли ребята, которых я учила с 5 класса. Треть - ученики параллельного класса. И треть - дети из других школ и даже других городов.

После первых же уроков стало понятно, насколько уровень подготовки по русскому языку у одних ребят выше или ниже, чем у других. Разница оказалась довольно существенной. Что делать в такой ситуации? Как организовать повторение грамматики, чтобы сильные ученики не скучали, не теряли зря время, а слабые уверенно двигались вперед от темы к теме?

Дети, с которыми мы начинаем работать в 5 классе, ведут «Справочники». Это тетрадь, где рукой ученика записывается основная учебная информация в виде обобщающих таблиц, схем, опорных конспектов, алгоритмов. Таким образом, в 10-11 классах повторение курса русского языка и подготовка к ЕГЭ осуществляется по готовым записям, что позволяет большую часть учебного времени отдавать практическим заданиям, тестам, отработке наиболее трудных тем.

Поскольку подобные «Справочники» имелись только у одной трети десятиклассников, мне пришлось создавать на компьютере опорный конспект либо обобщающую таблицу по каждой теме (лист формата А-4). Родительский комитет помогал копировать материалы по количеству учащихся, а ученики складывали их в специально приобретенные папки.

На изучение конспекта на уроке уходит 10-15 минут. Остальное время отдается упражнениям, которые выполняются коллективно. Сильные ученики, как правило, работают самостоятельно (объем заданий для них и уровень сложности продумываются отдельно).

Однако изучение опорного конспекта и тренировочные упражнения - это только часть работы по усвоению (повторению) знаний и формированию учебных умений и навыков. Школьники должны систематически выполнять самостоятельные работы, причем без какой бы то ни было посторонней помощи. Но необходимо, на мой взгляд, соблюдать важнейшее условие: проверка и работа над ошибками должны осуществляться сразу же по окончании самостоятельной работы.

С этой целью я размножила тематические тесты из книги ФИПИ «Единый государственный экзамен. 2008. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся». По курсу русского языка в 10 классе таких тестов в названной книге - 13, в 11 классе -11. Кроме того, имеются задания, которые представлены блоком, для разноаспектного анализа текста (7 блоков), а также тестовые задания с выбором ответа или кратким ответом, построенные на основе большого текста (11 текстов).

Ученикам предлагается приходить на дополнительные занятия в количестве не более 13- 15 человек, чтобы каждый мог сесть за отдельную парту. В условиях контроля со стороны учителя за дисциплиной ребята выполняют задания одного из тестов и фиксируют ответы на листе бумаги. Учитель тут же проверяет (ответы подготовлены заранее), подчеркивает № задания с ошибкой. Ученик садится на место, ищет ошибку и правильный ответ, пользуясь по мере необходимости опорным конспектом. В крайнем случае помогает учитель. Так или иначе, но ученик не уходит, пока все ошибки не будут найдены и объяснены. Учитель в течение года заполняет таблицу, в которой фиксирует № теста, количество ошибок, оценку за выполнение. Информация доводится до сведения родителей.

Безусловно, помогают подготовиться к ЕГЭ тренировочные и диагностические работы, в том числе выполняемые на компьютере по индивидуальным логинам и паролям. Работать на компьютере необходимо не только на дополнительных занятиях в школе, но и дома. Учитель должен отслеживать количество и качество выполненных работ и объяснять ученикам, что необходимо не столько радоваться количеству правильных ответов, сколько сосредоточиться на ошибках.

Что касается обучения написанию сочинения-рассуждения по данному тексту (часть С), то эту работу мы с 10-классниками поначалу проводили в устной форме. На материале различных текстов учились формулировать проблему, комментировать ее, выявлять авторскую позицию и приводить свои аргументы. Затем главным стало многократное написание подобных сочинений, а также их последующий анализ (и не только в рамках тренировочных и диагностических работ). Крайне важно заранее познакомить ребят с критериями оценки и после написания очередного сочинения указывать количество баллов, которое ученик получил по каждому критерию.

Работа в старших классах - это и физически, и психологически тяжелый труд. Подготовка к урокам, проверка письменных работ, дополнительные занятия, обучение на курсах повышения квалификации - все это, не считая самих уроков, отнимает массу времени. Рабочий день учителя нередко длится 10-12 часов.

Но нам было бы гораздо труднее, если бы не консультации замечательных специалистов лаборатории русского языка и литературы МИОО, которой руководит Н. А. Нефедова. На занятиях, проводимых методистами лаборатории, учителя получают существенную конкретную помощь по многим вопросам подготовки к ЕГЭ.

В частности, именно такие консультации помогли мне организовать повторение курса литературы и успешно подготовить четырех выпускниц 2010 года к экзамену (одна из них получила 100 баллов).

В заключение, обращаясь и к учителям, и к ученикам, приведу высказывание одного из великих мыслителей прошлого, Л. Вовенарга: «Сознание плодотворности труда есть одно из самых лучших удовольствий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....