Жанры публицистики Уроки №18-21, 4 часа, базовый уровень А.И. Власенков, 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

1.Знакомство с жанрами публицистики. Работа по заданиям учебника.

2. Стиль религиозно-духовной литературы, её жанры,основные произведения и имена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Жанры публицистики26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки № 18-19, 20-21.

Тема:  Жанры публицистики

Задачи: обобщить и расширить знания уч-ся о жанрах публицистического стиля;  совершенствовать умение уч-ся использовать публицистический стиль в устной и письменной речи.

ХОД

I. Проверка дом. задания.

   1) обсуждение одного из планов сообщения об особенностях публицистического стиля и одного сообщения по этому же вопросу.

2) Проверка упр. 186: зачитывание составленных словосочетаний  с терминологическим и переносным значением одного и того же слова 2-3 учащимися; комментарии, поправки, дополнения со стороны других уч-ся.

3) Проверка упр. 187: определение стилистической окраски всех синонимов.

II. Тема урока. Жанры публицистики.

1)Коллективная работа  по теме урока.

- Допишите предложение « Публицистический стиль широко используется на страницах… (газет и журналов).

- Запишите известные вам газетные жанры (самостоятельная работа, после дописывают): заметка, статья, корреспонденция, хроника, комментарий, очерк, репортаж, интервью, рецензия, фельетон, обзор, памфлет, доклад на актуальную тему, выступление по радио, телевидению, на митинге или собрании, в суде.

2) Запись определений всех перечисленных жанров (см. Книга для учителя, стр. 105-107).

3) Практическое задание (работа в парах): взять интервью у товарища после его участия в спортивном соревновании, о достигнутых успехах в каком-то виде деятельности, о посещении им спортивного или культурно-развлекательного мероприятия.

4) А что вы можете мне сказать о стиле религиозно- духовной литературы, о её жанрах, наиболее известных произведениях?

ЖАНРЫ:

Проповедь - дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, но преимущественного характера (нагорная проповедь Иисуса Христа, русского православного священника, богослова Александра Меня,  святителя Луки Войно - Ясенецкого и другие;

Притча - маленький дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе религиозное  поучение, «премудрость» (евангельские притчи: о сеятеле, о добром семени и плевелах,   о благодетельном самаритянине, о блудном сыне, о заблудившейся овце, о десяти девах, о фарисеи мытаре, о богаче и Лазаре и др.);

Послание - публицистическое произведение в форме письма (соборные послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, Павла);

Наставления - советы, поучения для верующих по житейским и духовно-нравственным вопросам («наставления преподобного Амвросия Оптинского мирянам»);

Житие - биография духовного или светского лица, канонизированногохристианской церковью (причисленного к лику святых - «Житие Сергия Радонежского»);

Слово  - жанр античной, византийской и древнерусской прозы и письменности («Слово и законе и благодати Иллариона»).

III. 1) Задание по р/р в связи с изучением публицистического стиля.

Запись. А.С. Пушкин при анализе книги Н.А. Полевого «История русского народа» выразил такую мысль: «Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. ˂…˃ История новейшая есть история христианства»

- Напишите свой комментарий к высказыванию Пушкина.

2) Упр. 175,181,185.

IV. Дом. задание: упр. 189 (для оценки), 177,180.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе

Данный урок построен на краеведческом материале. Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью;научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение  к людям...

Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (35 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)

Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...

Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (70 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)

Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...

ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов, рассчитанная на учебный план 140 часов

ПРОГРАММАкурса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень)  для 10-11 классов,рассчитанная на учебный план 140 часов (расширенный курс)...

Рабочая программа элективного курса "Практикум по написанию сочинения". 11 класс (34 часа, базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинения» для 11 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднег...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по французскому языку (ФГОС) (базовый уровень) для учащихся 8 классов на 102 часа (3 часа в неделю) по УМК А.С. Кулигиной и А.В. Щепиловой «Твой друг французский язык», Москва «Просвещение»,2019. Учитель I категории

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕпо французскому языку (ФГОС) (базовый уровень)для учащихся 8 классов   на 102 часа(3 часа в неделю) по УМК А.С. Кулигиной и А.В. Щепиловой «Твой дру...

Рабочая программа к учебнику Математика 6 класс Виленкин 5 часов (Базовый уровень) 2022 г

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...