«Публицистический стиль речи. Жанры»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24_met_ruk_prepodavatelya.doc | 54 КБ |
24_met_ruk_studentov.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Публицистический стиль речи. Жанры».
Вид занятия: практическое.
Тип занятия: комбинированное (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).
Время: 90 минут
Цели занятия:
Учебная:
Систематизировать опорные знания:
об отличительных чертах публицистического стиля речи;
о классификации и характеристике жанров письменной и устной публицистической речи;
Сформировать умения и навыки:
определять принадлежность текста к публицистическому стилю речи.
Развивающая:
развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
развивать внимание, память, познавательные способности;
развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.
Воспитательная:
формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся: формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;
формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время;
Межпредметные связи:
обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;
обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.
Оснащенность: методическая разработки для преподавателя и учащихся, таблица «Функциональные стили речи».
Учебные места: кабинет для практических занятий.
Литература:
Основная:
«Русский язык и культура речи»: учебник, высшее образование, под ред. проф. О.Я.Гойхмана, Коллектив авторов, 2005 г.; Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, «Русский язык. Стилистика и культура речи», «Махаон», Москва, 2005 г.
Дополнительная:
Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
План занятия.
I. Организационный момент. - 1 мин.
II. Мотивация занятия. - 2 мин.
III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:
Проверка исходного уровня знаний:
Устный опрос. - 15 мин.
2. Формирование новых представлений и знаний.
1) Сообщение преподавателя - 10 мин.
2) Самостоятельная работа с теоретическим материалом - 30 мин.
3. Формирование умений и навыков
Выполнение практических заданий
с последующей коллективной проверкой - 30 мин.
IY. Подведение итогов занятия. - 1 мин.
V. Домашнее задание - 1 мин.
Ход занятия.
№ | Время (мин.) | Элементы занятия. Учебные вопросы. Формы и методы обучения.
| Учебно-познавательная деятельность учащихся. Формы работы на занятии. Виды и формы опроса. |
I. | 1 | Организационный момент. Приветствие преподавателя. Проверка готовности аудитории к занятию. Отметка отсутствующих. Контроль внешнего вида учащихся (наличие халата, сменной обуви) и их готовности к занятию (наличие тетрадей для теоретического и практического материала). | Бригадир группы сообщает сведения об отсутствующих на занятии и причине неявки. |
II. | 2 | Мотивация к изучению новой темы. Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах, журналах, на телевидении; в деятельности партий и общественных объединений; в публичных выступлениях. Знание особенностей данного стиля поможет каждому человеку, в том числе и медицинскому работнику, успешно ориентироваться в жанровом разнообразии публицистики, а также подготовить любое устное выступление. | Учащиеся записывают тему и цели занятия, знакомятся с актуальностью данной темы. |
III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. |
1. 2. 3. 4. | 15 10 30 30 | Проверка исходных знаний. Устный опрос: расскажите об основных принципах делового общения; назовите и охарактеризуйте формы делового общения. Формирование новых знаний и представлений 1. Сообщение преподавателя. 2. Самостоятельная работа с теоретическим материалом (Приложение 1). Формирование умений и навыков Выполнение практических заданий № 1 (письменно). Групповое выполнение заданий (устно): 1 группа: № 2. 2 группа: № 3. 3 группа: № 4. с последующей коллективной проверкой. (Приложение 2). | Развитие связной монологической речи. Учащиеся записы-вают основные по-ложения темы, заполняют таблицу «Стили речи». Учащиеся индивидуально и в группах выполняют практические задания. |
IV. | 1 | Подведение итогов занятия. Учащиеся задают вопросы преподавателю по теме занятия. Выясняются причины, препятствующие успешному проведению занятия. |
V. | 1 | Домашнее задание: 1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе. Выполните задание (по выбору) №. 5 | Учащиеся записывают д/з |
Государственное учреждение медицинское училище г. Братска
Утверждаю: Рассмотрено на заседании ЦМК
Зам. директора по УР: Протокол №_________________
Председатель ЦМК:
__________________ ______________________
О.И. Кондратович Е.Н.Локтева
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
Тема: «Публицистический стиль речи. Жанры».
Дисциплина: «Русский язык и культура речи», раздел I
Специальность: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»
Курc - II
Семестр - 3
Составитель:
преподаватель ГМУБ:
М.Г. Пятникова
г.Братск 2006 год
Предварительный просмотр:
Тема: «Публицистический стиль речи. Жанры»
Актуальность: Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах, журналах, на телевидении; в деятельности партий и общественных объединений; в публичных выступлениях. Знание особенностей данного стиля поможет каждому человеку, в том числе и медицинскому работнику, успешно ориентироваться в жанровом разнообразии публицистики, а также подготовить любое устное выступление.
Цель занятия: после изучения темы студент должен:
Знать:
отличительные черты публицистического стиля речи;
классификацию и характеристики жанров устной и письменной публицистической речи.
Уметь:
определять принадлежность текста к публицистическому стилю речи;
Продолжительность занятия: 90 минут
Вид занятия: практическое
Место проведения занятия: кабинет для практических занятий
Межпредметные связи:
обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;
обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.
Оснащенность: методические разработки для преподавателя и учащихся, таблица «Функциональные стили речи».
Литература:
Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. – .
План занятия.
I. Организационный момент - 3 мин.
II. Проверка исходных знаний
Устный опрос. - 15 мин.
III. Сообщение преподавателя - 10 мин.
IY. Самостоятельная работа учащихся
с теоретическим материалом - 30 мин.
Y Выполнение практических заданий
с последующей коллективной проверкой - 30 мин.
YI. Подведение итогов занятия. Домашнее задание - 2 мин.
Вопросы для самоконтроля:
Перечислите отличительные черты публицистического стиля речи;
Назовите жанры устной и письменной публицистической речи.
Методические указания для работы на занятии и выполнения самостоятельной работы.
I. Организационный момент.
1. Проверьте свою готовность к занятию: внешний вид (наличие халата), тетради для теоретического материала и практических заданий.
2. Откройте тетради для теоретического материала, запишите тему занятия.
Ознакомьтесь с актуальностью данной темы.
II. Проверка исходных знаний по теме.
Устный опрос:
расскажите об основных принципах делового общения;
назовите и охарактеризуйте формы делового общения.
III. Сообщение преподавателя.
Прослушайте сообщение преподавателя.
III. Самостоятельная работа с теоретическим материалом (Приложение 1).
Прочитайте материал, представленный в блоке информации, законспектируйте основные положения; заполните нужные ячейки таблицы «Функциональные стили речи
IY. Выполнение практических заданий с последующей коллективной проверкой.
Откройте практическую часть (Приложение 2) и выполните задание № 1 (письменно). Коллективная проверка.
Разбейтесь на 3 группы и выполните задания (устно):
1 группа: № 2.
2 группа: № 3.
3 группа: № 4.
Коллективная проверка.
Y. Домашнее задание:
1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
2. Выполните задания (по выбору) № 5
Приложение 1
Блок информации
Введение
Публицистический стиль присущ периодической печати, общественно-политической литературе, политическим и судебным выступлениям и т.д.
Он используется для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мнения, формирующегося с целью их решения.
Полемическая страстность и высокая эмоциональность выдающихся мастеров стиля свидетельствуют о том, что основной целью его использования является не только передача общественно значимой информации, но и побуждение людей к определённым поступкам и действиям.
Центральные функции:
- информационная;
- воздействие на читателя или слушателя (публичное отстаивание определённых идеалов, убеждение окружающих в их справедливости и оправданности).
Публицистический стиль существует не только в словесной форме, но и в графической, изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение) и других формах.
Отличительные черты публицистического стиля речи
Сфера применения: сфера агитационно-массовой деятельности и средств массовой информации (периодической печати, телевидения, радио).
Цели научной речи: пропаганда общественно-политических идей.
Функции речи: .воздействие – агитация.
Содержание речи: зависит от темы речи (выражение разносторонней и всеобъемлющей информации).
Форма речи: письменная и устная.
Тип речи: монолог (иногда диалог, полилог).
Функционально-смысловые типы речи: повествование, рассуждение, описание.
Языковые средства:
лексический уровень:
Тематическая неограниченность газетно-публицистического стиля определяет необычайную широту и разнообразие его лексики.
нейтральная лексика;
профессиональная лексика;
общественно-политическая терминология (гуманность, прогресс, гласность, миролюбивый, общество, свобода, приватизация, равенство);
типичные газетные обороты речи - газетизмы (выйти на передовые рубежи, маяки производства);
интернационально-политическая лексика (парламент, электорат, инаугурация, спикер, импичмент, департамент, муниципалитет, легитимный, консенсус, рейтинг, эксклюзивный, коррупция, конверсия, презентация).
разговорная лексика (природа возьмет и закатит один сухой сезон, деньга, тишь и гладь, орава (вместо «толпа»), загораться( вместо «увлекаться»);
широкий круг заимствований;
Мгновенное усвоение новых понятий (отражающих социальные и политические процессы в обществе) и соответствующих им слов и словосочетаний (финансовое оздоровление, альтернативные выборы, баланс интересов, новое политическое мышление, политика диалога, декоммунизация общества);
Оценочная лексика: употребление (в материалах на международные темы) слов с негативной окраской, часто стилистически сниженных (пиратский курс, политика агрессии и провокаций, наемники колониализма); оценочных прилагательных (бархатная революция, хрупкое перемирие сторонник шелкового пути); социально окрашенных слов-синонимов (наемники- институт так называемых добровольцев, пушечное мясо, банда наемных убийц);
эмоционально-экспрессивные, образные средства выразительности: эмоционально-экспрессивная лексика, переносное значение слов (эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, образные, метафорические термины);
фразеологический уровень:
1) устойчивые словосочетания, которые нередко становятся штампами (стандартизированными оборотами речи)
Стандарты – такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации или (шире) в определенном функциональном стиле.
(ветер перемен, эстафета поколений, трудовая династия, добрая традиция, кровавый переворот, международная гуманитарная помощь, нажить политический капитал, обострение обстановки, работники бюджетной сферы, служба занятости, международная гуманитарная помощь, коммерческие структуры, силовые ведомства, ветви российской власти, по данным из информированных источников, служба быта и т.д.);
Внимание: от речевых стандартов следует отличать речевые штампы – шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску и возникшие под влиянием официально-делового стиля. Они не вносят ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряют предложение (на данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнул со всех остротой; универсальные слова, которые используются в самых различных, часто слишком широких, неопределенных значениях: вопрос, мероприятие, ряд, определенный, отдельный; парные слова (слова-спутники), которые, становясь штампами, утрачивают своё экспрессивно-оценочное звучание: проблема назревшая; мероприятие проведенное). Перечислить все штампы невозможно, одни с годами сменяются другими.
2) общеязыковые фразеологизмы с положительной/отрицательной социальной оценкой (трудиться не покладая рук, быть правофланговым, иметь золотые руки, петь с чужого голоса, оглядываться на отстающих, упускать инициативу);
3) пословицы, поговорки.
словообразовательный уровень:
1) отвлеченные существительные с –ость, -ство, -ние, -ие (связаны с информационной функцией: личность, сотрудничество, управление, доверие, связаны с функцией воздействия: преданности непримиримость, единство, осуждение, братство);
образования с русскими и старославянскими приставками, называющие общественно-политические понятия (межпартийный, межконтинентальный, всеобщий, общеизвестный, сверхмощный);
слова общественно-политического характера:
а) с интернациональными словообразовательными суффиксами - -а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант (изоляция, агентура, расист, деврсант, антифашист);
б) с иноязычными приставками – анти-, архи-, гипер-, дез-, контр-, про-, пост-, транс- (контрмеры, прозападный, дезинформация, арихреакционный, посткоммунистический, гиперфиляция, трансъевропейский);
слова с эмоционально-экспрессивными аффиксами типа –щина, -ичать, ультра- (бытовщина, важничать, ультраправый);
слова, образованный путем сложения (общественно-политический, социальн-экономический);
слова с иноязычными суффиксами (биогенный, вулканогенный, телегеничный, фотогеничный, диссертабельный, коммуникабельный);
сложные слова (взаимовыгодный, всеевропейский, повсеместный, добрососедский, многосторонний);
аббревиатуры в целях экономии речевых средств (ЧП, ГКЧП, АО, СНГ, ОМОН); сложносокращенные слова (федеральный – федерал, наличность – нал, эксклюзивный – экслюзив);
морфологический уровень:
собирательность: частое употребление местоимений «мы», «наш»; глаголы 1-го и 3-го лица в обобщённом значении (выражение мнения, получившего поддержку читателей);
частицы и междометия;
формы страдательного причастия прошедшего времени (меры приняты, российско-американские переговоры завершены);
4) для репортажа и близких к нему форм характерно использование глаголов в форме настоящего времени – свидетельство того, что автор является очевидцем описываемых событий.
синтаксический уровень:
1) общее: правильное и четкое построение предложений, их простота и ясность;
2) используется монологическая речь (аналитические жанры), диалог (интервью и др.) и прямая речь.
3) различные синтаксические приемы экспрессии: инверсия, риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения;
все виды односоставных предложений (номинативные (назывные), неопределенно- и обобщенно-личные, безличные (нам сообщат, в заметке говорится);
фрагментарность речи в связи с использованием номинативных присоединительных конструкций (для создания иллюзии свободной, непринужденной беседы в связи с контактоустанавливающей функцией речи);
своеобразные стилеобразующие заголовки и зачины, которые выполняют рекламную функцию и носят экспрессивный характер (Учить дисциплине! Можно ли планировать прошлое? Кавказ! Кто, заслышав это слово, не пытался представить…);
7) Язык рекламы условно можно отнести к публицистическому стилю (рекламные тексты могут быть размещены на плакатах, этикетках и рассчитаны на быстрое восприятие) Синтаксис прост, в нем используются номинативные, неполные предложения, часты обращения, побудительные конструкции, однородные члены, вопросительные и восклицательные предложения, подчеркивающие «призывной» стиль рекламы.
Стилевые черты:
конкретность;
точность;
логичность, доказательность;
и, вместе с тем,
оценочность;
образность;
страстность, эмоциональность, экспрессивность;
использование литературных образов, возможностей юмора и сатиры,
призывность, декларативность;
общедоступность (предназначенность для широкой аудитории);
документально-фактологическая точность в подаче материала;
именной, персональный, личный характер выступления;
12) тяготение к художественному и научному стилям речи.
Отличие от художественного стиля, выполняющего те же функции:
действительность предстает не в художественно-обобщенной форме как результат творческой фантазии художника; отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна (напоминает соотношение худ-го и док-го кино);
автор-публицист обычно выражает свою позицию прямо и открыто, а не через сложную речевую и композиционную структуру худ. произведения).
Основные его подстили:
политико-агитационный (воззвания, приказы, прокламация);
официальный политико-идеологический (партийные документы);
собственно публицистический (памфлеты, очерки, фельетоны и т.п.);
газетный;
радиопублицистика;
кинопублицистика;
телепублицистика.
ораторская речь (сложное взаимодействие письменно публицистической и устно-публицистической речи).
В свою очередь, каждый подстиль подразделяется на разновидности в зависимости о жанровых и иных особенностей.
Основные жанры:
жанры письменной речи: статья (передовая, теоретико-политическая, международный обзор, морально-этическая и др.), очерк (проблемный, портретный и др.), заметка, памфлет, фельетон, рецензия, листовка, воззвание, корреспонденция, спортивные обозрения и др.
жанры устной речи: интервью, репортаж, выступление (доклад, лекция, речь (обвинителя / защитника на суде и др.)).
Основные жанры публицистического стиля речи.
Статья (в газету) – сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко выраженной авторской оценкой.
Основные черты:
номинативность
точность (цифровые данные)
В основе статьи лежит такой тип речи, как рассуждение:
тезис;
доказательство;
вывод
Главное в статье:
не факты, а обобщения, опирающиеся на развернутую аргументацию. Развитие мысли починено раскрытию проблемы.
Очерк - краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых.
В основе очерка лежит такой тип речи, как описание:
общий тезис;
общая оценка;
уточнение картины;
дополнение её новыми признаками.
Заметка – краткое сообщение о каком-то важном и новом факте (событии), интересном для читателя.
Автор сообщает о том, что произошло, где, когда, с кем, как и почему, выделяя основную мысль.
Основные черты:
достоверность факта;
новизна факта;
яркий (броский) заголовок;
краткость и точность изложения.
Главное в заметке:
открытая авторская позиция по решаемым вопросам (характерная призывность этого жанра требует волевого (предупреждение, призыв совет), эмоционального (уверенность, неуверенность, согласие, несогласие) отношения автора.
Авторское «я» выражается:
Вопросно-ответной формой изложения;
Модальными словами («конечно», «вероятно», «возможно»);
Отрицательными частицами при выражении несогласия;
Риторическими вопросами;
Специальными синтаксическими конструкциями («я думаю», «я считаю», «мне кажется» и т.п.)
Побудительными предложениями со сказуемым в форме повелительного наклонения, сказуемыми в форме 3-го лица в сочетании с частицей «пусть», «давай» «давайте»);
Обращениями и др.
Репортаж – это живой рассказ очевидца (участника какого-либо интересного события).
Основные черты:
точное указание события, его места, времени;
изложение авторского отношения к описываемому;
изложение хода событий, чаще всего в настоящем времени.
В основе репортажа лежит такой тип речи, как повествование:
завязка-описание;
ход события (повествование);
кульминация;
развязка (вывод-рассуждение).
Главное в репортаже:
не сообщение о совершившемся факте или событии, а последовательный показ хода того события, повествование о котором ведет сам автор. Так же немаловажным фактом в репортаже является эмоциональная подача материала, выражение личного отношения к описываемому (досада, гордость, торжественность и др.)
Авторское «я» выражается:
Преобладанием форм глаголов настоящего времени;
Введением прямой речи и других приёмов художественного изображения (элементов описания, характеристик, оценок, диалогов и др.);
Использованием простых синтаксических конструкций;
Использованием элементов простой разговорной речи: лексика, разговорные конструкции. Формы слов, повторы и др.;
Употреблением восклицательных частиц («что за», «как»), указательных («вон», «вот»), усилительных («даже», «ни», «же», «ведь», «всё-таки» и др.), междометий, распространенных обращений.
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.
Приложение 2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Прочитайте текст из книги Д. Гранина «Точка опоры» (статья «О милосердии»). Определите стиль речи, проанализировав языковые особенности текста. Определите тип речи.
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, все лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это, примерно, в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся - лицо залило кровью, рука повисла плетью. Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее, и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь; шел, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь - метров, примерно, триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь, Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня в пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного... Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?
Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своем поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя, не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своем собственном поведении - желание отойти, уклониться, не ввязываться... И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.
Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства.
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
Задание 2. Выясните лексическое значение следующих слов:
гуманный, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, гражданственность, объективность.
Задание 3. Составьте словосочетания или предложения, в которых данные ниже слова-термины приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи.
Агония, аккорд, ас, балансировать, барометр, вирус, дуэт, заморозить, истерия, марафон, рецепты.
Задание 4. В публицистике, особенно в газетных жанрах, для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии, часто используются перифразы (вспомните, что это такое). Подберите перифразы к данным словам:
врачи, картофель, лес, рыба, хлопок, железнодорожники, уголь.
Задание 5. Домашнее задание.
Подготовьте доклады для аудитории «О вреде курения», «О вреде алкоголизма», «О вреде наркомании», используя материалы, опубликованные в журнале «Здоровье» за последние 3 года.
2. Сформулируйте 2-3 темы, актуальные для современной медицины (или для Вас лично). Составьте план или тезисы очерка по одной из тем.
3. Напишите сочинение-миниатюру о значении слов; в чем их сходство и различие? (на выбор):
обязанность и долг; профессия и призвание; помощь и благотворительность; сострадание и жалость.
Государственное медицинское училище г. Братска
Утверждаю: Рассмотрено на заседании ЦМК
Зам.директора по УР: Протокол _______________ ___
Председатель ЦМК:
__________________ __________________________
О.И.Кондратович Е.Н.Локтева
Методическая разработка
практического занятия для студентов
Тема: «Публицистический стиль речи. Жанры»
Дисциплина: «Русский язык и культура речи», Раздел I
Специальности: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»
II – курс
3 семестр
Составитель:
преподаватель ГМУБ
М.Г. Пятникова
г.Братск 2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе
Данный урок построен на краеведческом материале. Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью;научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение к людям...
Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...
Урок русского языка "Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления"
Урок развития речи...
Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....
Разработка урока "Официально-деловой и публицистический стили речи, сфера их использования, основные жанры. "
Материал представляет собой разработку урока раздела программы по русскому языку"Язык и речь.Функциональные стили речи". Раздел программы «Язык и речь. Функциональные стили речи»...
Жанры публицистического стиля речи. Проблемный очерк.
Уметь определять жанр текста публицистического характера, характерные для публицистики выразительные средства языка...
Урок развития речи в 8 классе. Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа
Тема Сочинение публицистического стиля в жанре репортажаЦель: познакомить учащихся с особенностями сочинения публицистического стиля в жанре...