рабочая программа развитие речи и альтернативной коммуникации для детей РАС
рабочая программа (6 класс)

Никонорова Юлия Александровна

Целью предмета является формирование у обучающихся с РАС умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rech_6_kl._ras_3.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Богородская школа №8»

Утверждена

приказом ГКОУ «Богородская школа №8»  

от «29 » августа  2024г № 317

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

предметная область «Язык и речевая практика»

АООП  обучающихся с РАС

УО (ИН) вариант 2

6 класс

Программа разработана

                     Принята на заседании                                                                                                        

педагогического совета

 Протокол № 1 от

 «28» августа  2024г.

2024 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  ГКОУ «Богородская школа №8»;

Целью предмета является формирование у обучающихся с РАС умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

  • Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка;
  • Развивать фонематический слух;
  • Способствовать пониманию обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
  • Развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
  • Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • Расширять словарный запас учащегося, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
  • Знакомить учащегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями.
  • Обучать глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.

При обучении осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к предметной области «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана.

№ п\п

Класс

Наименование курса

Количество часов

в неделю

Количество часов в год

2

6 класс

Речь и альтернативная коммуникация

3

102

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»: -знает свое фамилию, имя, отчество; знает что он (она) мальчик (девочка).

2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности: -проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности с одноклассниками (детьми); -проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности со взрослыми.

3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей: -понимает и ведет себя как ученик.

4. Формирование уважительного отношения к окружающим: -знает слова приветствия-прощания, вежливости-благодарности и применяет их; -обращается на «вы» к старшим и незнакомым людям.

5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: -умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях;

6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной. деятельности и формирование личностного смысла учения: -знает и соблюдает элементарные правила поведения (в семье, школе, в общественном месте).

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах: -знает что такое хорошо, что такое плохо (элементарные понятия)
  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств: -позитивно реагирует на понравившуюся картину и т.п.
  3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: -умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие.

10. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях: -умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми; -умеет корректно привлечь к себе внимание;

11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни: -бережно относится к результатам своего и чужого труда; -знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе и дома.

Предметные результаты:

  • Умение понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  •  Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
  • Узнавание и различение напечатанных букв алфавита.
  • Написание печатных и письменных букв.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, звукоподражанием.
  • Умение вступать в контакт с небольшой помощью, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные

средства, соблюдая общепринятые правила общения.

  • Узнавание (различение) образов графем (букв алфавита). Графические действия с использованием элементов графем.

  1. Содержание учебного предмета

6 класс

Содержание занятий «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие направления: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Коммуникация. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником. Установление зрительного контакта с взрослым.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.

Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Договаривание слов в предложении. Составление описательного рассказа. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие). Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Знакомство с буквами М, Н, П, Б. Дидактические упражнения, на выбор карточек с буквами среди картинок. Чтение слов под пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н к таким же буквам в словах. Нахождение знакомых букв в изученных словах (мама, папа, баба, стул, стол, дом).

Тематическое планирование учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

6 класс

п/п

Раздел/Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Воспитательный потенциал (по разделам)

Коммуникация

26

Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения.

1-2

Использование слов «Здравствуй, привет!»«Доброе утро»

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Приветствие с учителем и одноклассниками.

3-4

Приветствие собеседника Прощание с собеседником. Обогащение словаря

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Приветствие и прощание с учителем и одноклассниками.

5-6

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Обращение с просьбой о помощи

7-8

Выражение своих желаний «Скажи  - чего ты хочешь?»

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации.

9-10

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Обращение с просьбой о помощи. Выполнение заданий учителя.

11-12

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Обращение с просьбой о помощи. Выполнение заданий учителя.

13-14

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Выражение согласия. Выполнение заданий учителя.

15-16

Выражение согласия «Да. Нет.» «Ты любишь это?»  «Тебе нравится?»

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Выражение согласия. Выполнение заданий учителя.

17-18

Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением).

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Выражение благодарности. Выполнение заданий учителя.

19-20

Выражение благодарности «Спасибо» «Да. Нет» «Буду – не буду» «Ещё будешь?»

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Выражение благодарности. Выполнение заданий учителя.

21-22

Задавание вопросов предложением.

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Выполнение заданий учителя.

23-24

Задавание вопросов предложением.

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Выражение благодарности. Выполнение заданий учителя.

25-26

Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.  «Ответь мне. А теперь говори ты».

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Выражение благодарности. Выполнение заданий учителя.

Коммуникация с использованием невербальных средств

16

Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения.

27-28

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос.

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Выполнение заданий учителя.

29-30

Рассказ по картинкам.

2

Выполнение заданий совместно с учителем. Работа с наглядным материалом.

31-32

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с  использованием жеста.

2

Выполнение заданий совместно с учителем. Работа со средствами альтернативной коммуникации. Выражение желания жестом.

33-34

Обращение за помощью, ответы на вопросы

2

Выполнение заданий совместно с учителем. Обращение за помощью, ответы на вопросы

35-36

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. 

2

Работа со средствами альтернативной коммуникации. Выражение своих желаний,  благодарности. Выполнение заданий учителя.

37-38

Ответы на вопросы с предъявлением предметного символа

2

Выполнение заданий совместно с учителем. Работа со средствами альтернативной коммуникации.

39-40

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов   с  использованием таблицы букв.

2

Выполнение заданий совместно с учителем. Работа со средствами альтернативной коммуникации. Работа с таблицей букв, сюжетными картинками.

41-42

Ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием таблицы букв

2

Выполнение заданий совместно с учителем. Работа с таблицей букв.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

21

-  Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

Импрессивная речь

43

Понимание простых по звуковому составу слов

1

Выполнение заданий совместно с учителем. Работа с кассой букв и слогов. Составление, чтение и письмо слогов и слов.

44

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядяи др.).

1

Выполнение заданий совместно с учителем. Работа с кассой букв и слогов. Составление, чтение и списывание простых слов.

46

Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. 

1

Выполнение заданий совместно с учителем. Составление, чтение и списывание имен.

46

Узнавание (различение) имён членов семьи

1

Выполнение заданий совместно с учителем. Составление, чтение и списывание имен.

47

Понимание слов, обозначающих предмет

1

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

48-49

Понимание слов, обозначающих предмет посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). 

2

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

50-51

Понимание слов, обозначающих действия предмета

2

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

52-53

Понимание слов, обозначающих действия предмета пьёт, ест, сидит, стоит, бежит, спит, рисует, играет, гуляет и др.

2

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

54-55

Понимание слов, обозначающих признак предмета

2

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

56-57

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

2

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

58-59

Деревянный, стеклянный, пластмассовый, круглый, квадратный, треугольный..

2

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

60-61

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние

2

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

62-63

громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно, справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади и др.

2

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

Экспрессивная речь

16

Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения.

-  Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда

64

Называние (употребление) простых предложений.

1

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

65

Называние (употребление) простых предложений.

1

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

66

Называние (употребление) сложных предложений.

1

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

67

Называние (употребление) сложных предложений.

1

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

68-69

Ответы на вопросы по содержанию текста.

2

Работа с текстом. Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

70

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

1

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

71

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

1

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

72-73

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

2

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

74-76

Составление рассказа о себе

3

Выполнение заданий совместно с учителем

77-79

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

3

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

6

81-82

Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).

2

Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

83-84

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).

2

Прослушивание текста. Работа с текстом. Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

85-86

Ответы на вопросы по содержанию текста:- выделение персонажей,-  действий,- места действий,- характерных черт персонажей

2

Прослушивание текста. Работа с текстом. Работа с наглядным материалом. Выполнение заданий совместно с учителем

Чтение и письмо

17

- Формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение.

-  Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

87-88

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей. Перевод печатных букв в прописные.

2

Работа с текстом. Работа в тетради. Выполнение заданий совместно с учителем

89-91

Узнавание (различение) напечатанных слов, названия предметов. Перевод печатных букв в прописные.

3

Работа с текстом. Работа в тетради. Выполнение заданий совместно с учителем

92-94

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия. Списывание с печатного текста.

3

Работа с текстом. Работа в тетради. Выполнение заданий совместно с учителем

95-97

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.Списывание с печатного текста.

3

Работа с текстом. Работа в тетради. Выполнение заданий совместно с учителем

98-100

Чтение текстов, состоящих из трех предложений.Списывание с печатного текста.

3

Работа с текстом. Работа в тетради. Выполнение заданий совместно с учителем

101-102

Чтение текстов, состоящих из четырех или пяти предложений.Списывание с печатного текста.

2

Работа с текстом. Работа в тетради. Выполнение заданий совместно с учителем

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

УМК:

1.Букварь. 1 класс. В 2 частях. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. – ОАО «Издательство «Просвещение», 2017

2.Речевая практика. 3 класс. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) С.В.Комарова. – Москва, «Просвещение», 2018 .

3. Чтение. 4 класс. Учебник для  общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 1 ч.  / С. Ю. Ильина - М.: Просвещение,  2019.

3. Чтение. 4 класс. Учебник для  общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч.  / С. Ю. Ильина - М.: Просвещение,  2019.

Дидактические материалы (для индивидуализации учебного процесса):

  1. Колесникова Е.В.. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
  2. Макеева О.Н.. Серия «Светлячок. Скоро в школу». Письмо.
  3. Рабочая тетрадь «Ступеньки к чтению».
  4. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем грамоту. Часть 2.
  5. Ушинская Т.В. Учим буквы
  6. Ушинская Т.В. Учимся читать: от буквы к
  7. 7. Чистякова О.В. Учимся читать.
  8. Обучающая мозаика «Играем в слова».
  9. .Пиктограммы с жестами и символами (картинками).
  10. Карточки Г.Домана.
  11. Карточки с сюжетными картинками.
  12. 12.Разрезные слоги.

Материально-техническое оснащение

 учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» предусматривает:

Графические средства для альтернативной коммуникации

Таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.

Электронные устройства для альтернативной коммуникации

Записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.)

Информационно-программное обеспечение

Системы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.

Аудио и видеоматериалы

Аудио и видеоматериалы по темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями

Адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс...

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР)

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 1-4 класс (для детей с ТМНР)...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...

Рабочая программа учителя-дефектолога по альтернативной коммуникации 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по альтернативной коммуникации на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)....