Конспект НОД «Скромный дельфин». Нравственное воспитание (развитие и воспитание детей). Аудио прослушивание и обсуждение сказки
план-конспект
– расширение познавательной сферы, развитие воображения, зрительной памяти, сенсомоторных навыков, тактильной чувствительности, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка, развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 397.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Скромный дельфин».
Нравственное воспитание (развитие и воспитание детей). Аудио прослушивание и обсуждение сказки
Цель занятия – расширение познавательной сферы, развитие воображения, зрительной памяти, сенсомоторных навыков, тактильной чувствительности, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка, развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- Сформировать у ребенка представления об окружающем мире.
- Развивать зрительные, слуховые и тактильные ощущения, сенсомоторные навыки.
- Осуществить стимуляцию воображения и мышление ребенка.
- Реализовать коррекцию внимания, эмоционально-волевой сферы ребенка.
Предполагаемый результат: улучшение внимания, мышления, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Ход занятия
Воспитатель. Отгадайте загадку, и Вы узнаете, куда мы отправимся:
Его не вычерпать ложкой,
И не засыпать песком,
На нём не сделать дорожки,
Чтобы пройти пешком.
Оно бескрайнее, синее,
И ветры его стерегут,
А корабли красивые,
По водной глади идут. (Море)
Воспитатель. Да, мы отправляемся в морское путешествие. Вы согласны отправится со мной в путешествие? Мы должны собрать с собой самое необходимое. Надо назвать своё имя и что вы возьмёте с собой в путешествие на первую букву вашего имени.
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы!
Вот оно какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
Чайками кричащее,
Чистое, солёное,
Тёплое, рифлёное
С небом обнимается,
Солнцу улыбается. (Зубаненко Л.)
Воспитатель. Молодцы! Итак, мы сели на корабль и поплыли по морю. (Включается фонограмма со звуками морского прибоя.).
Подвижная игра «Волны»
Воспитатель. Как приятно, когда волны ласково омывают вас. Давайте поиграем
Ход игры: каждый по очереди будет «купающимся», а остальные – «волнами». «Купающийся» становится в центр круга, «волны» тихонько поглаживают его.
Обсуждение проведенной игры.
Физкультминутка «Море волнуется…»:
Море волнуется – раз.
Море волнуется – два.
Море волнуется – три.
Морская фигура на месте замри!
Имитация движений и замирают на месте, изображая какое – либо морское животное.
Раз, два, три – фигуры отомри!
Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра!
Раз, два, раз, два, и за парты нам пора.
Воспитатель. Ой, ребята, смотрите кто это?
Все его любят, все его знают,
В мире морском такой он один.
С нами резвится, с нами играет,
Добрый, забавный, весёлый… (Дельфин)
Воспитатель. Правильно, это дельфин. Послушайте историю про него.
- Жил-был в море маленький дельфин, который очень любил путешествовать. (Воспитатель показывает изображение дельфина.)
- Один раз, когда солнце осветило все вокруг, маленький дельфин проснулся и отправился в путешествие.
Воспитатель. В какое время суток дельфин отправился в путешествие? (Утром)
- Почему вы так думаете?
- Сколько всего частей суток есть? Назовите их.
- Какое время суток настает после вечера? Перед днём? Между утром и вечером?
Воспитатель. Не успел дельфин отплыть далеко от своего дома, как увидел возле подводной пещеры четыре морских конька и три морские звездочки. Интересно - подумал дельфин. А кого больше?
Дидактическая игра «Сравни»
Воспитатель выставляет на доску плоскостные изображения морских коньков и морских звездочек. Дети сравнивают их и уравнивают.
Физминутка «Морской мир»
В море бурном, море синем | кистью руки плавные движения |
Не пугает их волна | потирание ладошек |
Проплывает мимо кит И дельфинам говорит: | ходьба гуськом |
Вы дельфины не шумите, | ходьба с хлопками в ладоши |
Нужно рыбкам уплывать. | кисти рук в замок внутрь и наружу |
Рыбки плескаются, плавают | движения руками |
То погружаются, то всплывают, | приседания |
То зароются в песке. | дети ложатся на коврик |
Воспитатель. Проплыв подводную пещеру, дельфин увидел... угадайте кого:
Загадывание загадок (Карточки с загадками на морскую тематику)
- В синеве морских пучин
Бродит он по дну один,
Все в присосках восемь ног,
Кто же это? (осьминог)
- Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит. (Акула) - Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой,
Хватает клешней.
Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает. (краб)
- Он очень похож на простого коня,
Но в иглах все тело, на теле броня,
И держится там, где поросшее дно,
Плыть вверх или вниз для него все равно. (морской конек)
- Купол, как зонтик, прозрачный имеет,
Плыть, если надо, неплохо умеет,
Движется купол и плыть помогает,
Щупальце, словно крапива кусает. (медуза)
- В синем море бьёт фонтан!
Чудо - юдо великан
Наберёт водички в рот -
И - фонтан из моря бьёт!
От волны он не бежит,
Обитает в море ... . (Кит)
Дети отгадывают, а воспитатель показывает картинки с соответствующим изображением.
Воспитатель: Дельфин поздоровался с большим китом, который пускал большой фонтан, с хищной акулой, которая вышла на охоту и с осьминогом, который отдыхал возле подводной пещеры.
Физминутка «Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок плескались в реке. | Волнообразные движения руками |
Лежало большое бревно на песке. | Развести руки в стороны |
Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко. | Ныряющие движения руками |
Вторая сказала: Ведь здесь глубоко. | Качаем сомкнутыми ладонями |
Третья сказала: мне хочется спать. | Руки сложить под ухо |
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. | Потереть кистями плечи |
Пятая крикнула: здесь крокодил, | Руками имитируют пасть крокодила |
Плывите скорее, чтоб он вас не схватил. | Волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают |
Воспитатель: Дельфин познакомился с яркими рыбками-клоун, с которыми он долго играл в прятки. А когда наступил вечер, и ему нужно было возвращаться домой, новые друзья подарили ему свои фотографии. Поблагодарив рыбок, дельфин поспешил домой и не заметил, как потерял фотографии. Он очень расстроился.
Воспитатель: Ребята давайте поможем маленькому дельфину. Что мы можем сделать, что бы он снова стал весёлым? (нарисовать для него рыбок)
Воспитатель вместе с детьми рассматривает строение тела рыбки, обращает внимание на их яркий окрас. Потом раздает детям шаблоны в виде большой капли. Дети обводят шаблон, дорисовывают хвост и плавники. После дети рисуют морское дно, водоросли. (В конце дети рассматривают и обсуждают работы)
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы нарисовали красивых рыбок. Маленькому дельфину они понравились.
Воспитатель предлагает детям лечь на напольные маты. И послушать сказку «Скромный дельфин».
Беседа по содержанию.
- Понравилась ли вам сказка?
- Что вам показалось интересным?
- О чём эта сказка? (о дельфине, который стеснялся просить других о помощи)
- Кого заметил Цуми в море? (Стаю макрелей)
- Почему у Цуми ничего не получилось? ( Он один не мог поймать рыбу)
- Что случилось с Цуми? (Он застрял между скал)
- Какого качества не хватало Цуми? (Смелости)
–Чему мы учимся у героя этой сказки? (Никогда не надо стеснятся просить о помощи. Вместе любое дело легким покажется.)
Итог занятия.
«Волшебный дождь». –
Воспитатель. Ребята, а на прощание поиграем с волшебным дождем. Он всем дарит радость и хорошее настроение. (Ведущий включает зеркальный шар и показывает детям цветные «пятнышки», предлагая каждому взять их на ладошку).
Воспитатель. Наше путешествие подходит к концу. Скажите, что для вас было самым интересным, что понравилось? Что было сложно или трудно?
Сегодня вы показали, какие вы внимательные, находчивые, любознательные. Поэтому наше путешествие оказалось удачным. Давайте скажем «Всем, всем до свидания!».
***
Воспитатель. Сейчас поиграем в игру «Раздувайся, пузырь!». Воспитатель подходит к одной из девочек:
- Лида, пойдем играть!
Берет Лиду за руку, подходит вместе с ней к другому ребенку. Лида называет его по имени, берет за руку. Дети идут дальше. Ситуация повторяется до тех пор, пока все дети не будут приглашены. Все они, а также взрослый берутся за руки, образуя круг.
- Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился – как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок.
Дети уменьшают круг, а потом начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад.
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Когда вновь образуется большой круг, воспитатель входит в него.
- Лопнул пузырь!
Все хлопают в ладоши, произносят «Хлоп!» и сбегаются к центру.
Правила игры: Когда пузырь раздувается, надо двигаться назад, не разнимая рук. На слово «хлоп!»руки разнять и бежать к центру. Давать руку любому, кто тебя приглашает.
Список литературных источников:
1. Ашарапова С. Ф. Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "В мире эмоций" / С. Ф. Ашарапова // Вестник психосоц. и коррекц. -реабилитац. работы. - 2013. - № 4. – С. 22-39.
2. Ашитко Е. В синем небе звезды блещут [Электронное издание] : Световая цветотерапия в условиях сенсорной комнаты / Е. Ашитко // Здоровье детей. - 2014. - № 11. – С. 48-52.
3. Болдыш Н. В. Использование сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями / Н. В. Болдыш // Вестник психосоц. и коррекц. -реабилитац. работы. - 2014. - № 3. - С. 40-54.
4. Ботезату А. И. Развитие и коррекция у детей с ЗПР представлений о сенсорных эталонах в сенсорной комнате / А. И. Ботезату // Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Вып. 1. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 136-153.
5. Грищенко Т. А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : метод. пособие / Т. А. Грищенко. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 96 с. - (Коррекционная педагогика).
6. Кашапова Г. М. Занятие в сенсорной комнате для детей с ОВЗ / Кашапова Г. М., Бурганова Г. Р. // Логопед. - 2014. - № 3. - С. 19-24.
7. Косова О. В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях логопункта ДОО / О. В. Косова, Е. В. Валабугина // Дошк. педагогика. - 2017. - № 6. - С. 52-56.
8. Рейнталь Г. Н. Программа занятий в сенсорной комнате "Мир внутри нас" / Г. Н. Рейнталь // Дошк. педагогика. - 2018. - № 3. - С. 51-54.
9. Шмелева А. В. Организация комплексной деятельности по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с использованием оборудования темной сенсорной комнаты / А. В. Шмелева // Дошк. педагогика. - 2011. - № 1. – С. 50-52
«Скромный дельфин»
Безбрежное море, сине- зеленые волны в кружевах пены, стремительные чайки и соленый ветер. Море бесконечное, словно небо. сколько сокровищ хранит оно в своих глубинах, сколько скрыто в нем тайн, историй и сказок.
Мы знаем только некоторые из них, например, вот эту историю об одном дельфине. На самом деле он был даже не взрослый дельфин, а маленький дельфинчик. У него была черно- синяя спинка и белый животик, славные маленькие плавники и умные глазки все называли его Цуми.
Он жил в море, не очень далеко от берега. Там было не слишком глубоко и очень красиво. На песчаном дне, освещенном солнечными лучами, лежали большие камни и раковины жемчужницы, росли диковинные водоросли и плавали разноцветные маленькие рыбки.
Каждое утро Цуми выплывал в открытое море вместе с родителями, которые учили сына всему, что должен знать и уметь дельфин. Например, дельфин должен уметь узнавать, где именно в огромном море он плавает, и находить дорогу к своей стае, разбираться в морских течениях, отличать съедобных рыбок от несъедобных. Ну и, конечно, уметь быстро плавать, глубоко нырять, ловко разворачиваться и красиво выпрыгивать из воды.В общем, Цуми с удовольствием учился многим важным и сложным вещам.
Однако одно важное умение ему никак не давалось. Цуми не мог разговаривать. то есть с мамой и папой он разговаривал, конечно, но вот с другими дельфинами не мог. Цуми стеснялся. чего он стеснялся, он и сам не знал. Все остальные дельфины и дельфинята всегда играли вместе, разговаривали друг с другом, перекликались, делились впечатлениями, пересвистывались.
Один Цуми плавал в отдалении и молчал. Его звали поиграть, но он стеснялся и отказывался его звали снова, но он молча уплывал прочь. А потом остальным дельфинам надоело за ним гоняться, и они совсем перестали приглашать его играть вместе.
Родители Цуми очень удивлялись.
- Странный ты какой- то у нас сын, говорил папа, - всем известно, что мы, дельфины, очень много разговариваем общаемся, нам всегда есть чем поделиться, а ты все молчишь.
- В кого ты такой стеснительный? недоумевала мама, - или ты боишься своих приятелей?
- Я не странный, я просто скромный, - отвечал Цуми, - Я просто не хочу никому мешать. Да мне и одному хорошо.
На самом деле ему было совсем нехорошо. Ему было тоскливо и одиноко. Но Цуми не мог побороть свою стеснительность.
Шло время, Цуми подрос, он уже знал и умел все, что полагается дельфину, и стал выплывать в открытое море самостоятельно. Цуми очень любил море в любую погоду: и в штиль, когда море гладкое, словно зеркало, и в шторм, когда волны подбрасывают дельфинов к самому небу, и в пасмурный день, и в солнечный. Для Цуми море всегда было необыкновенным и прекрасным. Больше всего ему нравилось стремительно нестись в изумрудных волнах, выпрыгивать из них на полной скорости и сразу нырять в глубину. В эти моменты радость переполняла Цуми, но ему не с кем было поделиться этой радостью. Он по- прежнему плавал один и поэтому часто оставался голодным, ведь одному ловить рыбу гораздо труднее, чем в стае.
В одно не особенно прекрасное утро, как всегда один, он отправился на охоту, но ему не везло. Наступило время обеда, но Цуми еще и не завтракал. От голода он стал раздражительным и нетерпеливым, но продолжил поиски и наконец, на исходе дня увидел в отдалении стаю макрелей. Стая была огромной, в ней было не меньше тысячи рыб. Или это от голода у цуми двоилось в глазах? По охотничьим правилам такую стаю ловят несколько дельфинов вместе. Одни кружатся вокруг нее, не давая рыбам расплываться в разные стороны, а остальные атакуют, выхватывая из кучи самых крупных рыб.
Но в одиночку Цуми не мог плавать вокруг и ловить рыб одновременно. Сначала он даже подумал, не позвать ли еще каких- нибудь дельфинов, ведь они услышат даже издалека. Однако постеснялся и решил, что справиться самостоятельно. Цуми ринулся в середину макрелевой кучи, стараясь ухватить самую большую рыбу. Но произошло то, чего он опасался, мгновение и макрели бросились в рассыпную. Дельфиньи челюсти щелкнули возле хвоста одной толстой рыбины, но не схватили его, а перепуганная макрель помчалась прочь. Он погнался за ней. Они неслись над песчаным дном, над камнями и раковинами, над крабами и обломками кораблей и распугивали по пути стайки мелких рыбешек и других морских обитателей. Они мчались сломя голову довольно долго, пока не заплыли в места Цуме незнакомые.
Морское дно здесь резко понижалось, и оттуда поднимались темные подводные скалы весьма неприятного вида. Макрель сменила направление и поплыла вниз. Цуми отставал, - противная толстая рыба, шипел он сквозь зубы, совсем меня замучила. Ничего, я тебя все равно догоню и съем с особым удовольствием. Макрель нырнула еще глубже и запетляла между подводных скал. Цуме было непросто лавировать в узких проходах, ведь он был гораздо больше рыбы. Но и макрель тоже устала, она явно снизила скорость. Цуме ликовал, вот- вот он ее поймает. От радости дельфин даже не обратил внимания, что скальная расщелина, по которой они плыли, становится все уже и уже. Он заметил это, когда было уже поздно, макрель проскочила в совсем узкую щель и уплыла. Но Цуми намертво застрял между каменными глыбами и сколько ни бился, выбраться не мог.
Скоро он начал задыхаться, ведь дельфины дышат воздухом, а где его взять под водой? Оставалось звать на помощь или погибать. Но тут уже Цуми не стал стесняться - Опасность на помощь, спасите. Он свистел, кричал и щелкал, посылая в разные стороны все сигналы и тревоги, которые знал.
Не прошло и минуты, как он услышал ответные сигналы. - Держись, мы уже идем. мы уже здесь,- рядом появились дельфины. Они мгновенно поняли, в чем дело. некоторые из них стали толкать Цуми сзади, а остальные налегли на камни, сдавливающие его. Сначала ничего не получалось, но дельфины не отступали.
- Ну- ка еще. и раз, и два. - дружно они поднажали еще раз и вытолкнули беднягу из ловушки, а потом вытащили его на поверхность, ободранного и полумертвого от страха.
Скоро Цуми пришел в себя, ошалело осмотрелся, дельфины плавали вокруг и пересвистывались.
- Очнулся, обрадовались они. - ну и прекрасно. тогда в путь. Показывай, куда плыть. мы тебя проводим.
- Да нет, ребята, спасибо. - Я дальше сам. - Промямлил Цуми.
- Да что за ерунду ты говоришь? -воскликнули дельфины.- Уу тебя ободраны бока. запах крови может привлечь акул. Вперед.
Окружив Цуме плотным кольцом, дельфины проводили его к родным водам. По дороге они оживленно переговаривались, и Цуме с изумлением обнаружил, что болтает с ними наравне, словно так было всегда.
Кровь перестала сочиться из царапин, и Цуми было хорошо и спокойно. Тогда, совсем не стесняясь, он рассказал своим новым друзьям, как умудрился застрять.
- Видишь,- ответили они,- вместе лучше, и голодным не останешься, и в беду не попадешь, а если даже попадешь, то друзья тебя выручат.
- Я всегда был скромным и независимым, ответил Цуми. - Разве это плохо?
- Все хорошо в меру и скромность, и независимость, и сотрудничество. Не забудь об этом, когда снова встретишь в море стаю макрелей. Смеялись дельфины.
- А можно мне с вами?- Все еще немножко стесняясь, спросил Цуми.
- Что за вопрос? Конечно, ты можешь плавать и один, и вместе с нами. Можешь уплывать и возвращаться. Все хорошо, в меру. Вперед, ребята.
Безбрежное море, шумные волны и бесконечное небо.
Смотри, там, в отдалении, стая дельфинов. Они слаженно выпрыгивают из воды и вновь ныряют в изумрудную глубину. Ты видишь солнечные блики на и гладких спинах. Там, среди них наш знакомый Цуми. Он не перестал быть самостоятельным и скромным, но теперь Цуми понимает, что все хорошо в меру. Он знает, что не стыдно звать на помощь, если это нужно. Иногда он плавает один, но чаще возвращается в свою стаю. Ведь плыть вместе со всеми в пенных волнах и радоваться вместе гораздо лучше, чем одному. И теперь Цуми на самом деле очень хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Воспитание - это «притяжение» ребёнка к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа. В коррекционной работе духовно-нравственное воспитание наряду с трудовым приобретает ведущую роль, так как позволя...

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей в ДОУ
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. В этот период у ребенка фо...
план мероприятий для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания детей
Задача школьного коллектива – создание целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельно...

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Программа нравственного воспитания «Развитие коммуникативной и нравственной культуры»
Важнейшим аспектом воспитания личности ребёнка является формирование его нравственности. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детского дома, где процесс нравственного становления носи...

Конспект открытого занятия по нравственно-правовому воспитанию ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ДЕТИ И ЗАКОН»
Данное занятие способствует формированию основ нравственно-правовой культуры у подростков. Задачи педагога в ходе занятия: научить воспитанников различать понятия шалость, поступок, проступок, преступ...