Программа нравственного воспитания «Развитие коммуникативной и нравственной культуры»
методическая разработка (7, 8, 9, 10 класс)
Важнейшим аспектом воспитания личности ребёнка является формирование его нравственности. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детского дома, где процесс нравственного становления носит специфический, несколько отличный от традиционного воспитания, характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа нравственного воспитания | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пгт Славянка»
Программа нравственного воспитания
«Развитие коммуникативной и нравственной культуры»
Воспитатель:
Нетеребская Вера Анатольевна
Важнейшим аспектом воспитания личности ребёнка является формирование его нравственности. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детского дома, где процесс нравственного становления носит специфический, несколько отличный от традиционного воспитания, характер.
Как правило, дети - воспитанники детских домов, являются носителями негативного нравственного опыта предыдущей ,если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребёнка является негативный пример родителей. Находясь в условиях детского дома, дети лишены подобного примера вообще, либо имеют негативный опыт с родителями. Причём ребёнок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остаётся нормой, ориентиром в собственных поступках.
Детский дом - учреждение закрытое, поэтому контакты детей с окружающим миром носят эпизодический характер. Изолированность воспитанников детских домов от социума накладывает особый отпечаток на их нравственное развитие вообще и на ознакомление с социальным миром, в частности .
Воспитание чувства коллективизма осуществляется в процессе всей жизни ребёнка в детском доме. В маленьком человеке отмечается предрасположенность к общественной среде, в обстановке коллективной жизни ребята развивают все свои задатки, приобретают и закрепляют положительные качества и навыки, укрепляют чувства взаимопомощи и дружбы.
Важным аспектом нравственного воспитания в условиях детского дома является привитие навыков самостоятельности, ответственности за полученное дело, воспитание детях стремления к порядку, вытекающего не столько из требований воспитателя, сколько из осознания полезности и необходимости его дружной, хорошей жизни.
Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста.
Работа по данной программе ведётся, как дополнительное образование и осуществляется по основным направлениям :
- «коммуникативная культура»
- «нравственная культура»
- «я и чувства других людей»
Форма проведения: этические беседы, диспут, просмотр и обсуждение фильма, игры, консультации, час общения, групповые занятия, тематические групповые часы, тренинги, викторины, круглый стол.
Программа рассчитана на три года.
ЦЕЛЬ: Обогащение детей знаниями об окружающем мире, содействие нравственному развитию ребёнка путем формирования у него представления о добре, милосердии, дружбе, культуре общения.
ЗАДАЧИ:
- формировать интерес к общению со взрослыми и сверстниками, создавать нравственные основы личности ребёнка, пробудить интерес ребёнка к себе как формирующейся личности;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом; формировать умение договариваться, помогать друг, стремление радовать окружающих хорошими поступками;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Учить не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать собеседника и не перебивать его;
- формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм;
- развивать волевое качества :умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
- продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения);
- формировать самооценку своих поступков, учить адекватно оценивать поступки других людей;
- развивать в детях качества «толерантной личности»;
- развивать самосознание детей, моделировать проблемные ситуации и их решение;
- развивать познавательный интерес.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование мероприятия | Цель | Кол – во часов |
1 | Групповой час «Доброта основа всему» | Формировать нравственное сознание, чувства и поведение, уважения, любви к близким | 1 |
2 | Экскурсия в лес по тропе здоровья | Формирование ответственного отношения к окружающей среде, развитие коммуникативных навыков в условиях групповой работы | 3 |
3 | Занятие «Час вежливости» | работать над формированием уважительного отношения к окружающему миру, приучать к вежливости | 1 |
4 | Воспитательное мероприятие «Человеческие ценности» | Формировать умение различать дружбу товарищества, воспитывать культуру чувств, прививать нравственные ценности | 1 |
5 | Брейн – ринг «Этикет и мы» | Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми | 1 |
6 | Занятие «Будем милосердны к старости» | Воспитывать чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям | 1 |
7 | Урок знаний «Россия – все, чем я живу» | Воспитывать чувства родины, не разрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе | 1 |
8 | Беседа «Культура информационного общества. Мобильный этикет» | Сформировать основы культурного общения. Знакомство с мобильным этикетом | 1 |
9 | Литературно – музыкальная композиция «Бессмертный подвиг» | Способствовать формированию патриотических чувств и воспитанию характера | 1 |
10 | Воспитательное мероприятие «Спешите быть милосердными» | Формировать чувства милосердия, доброты, сочувствия | 1 |
11 | Дискуссия «Мудрость веков» | Способствовать формированию нравственных качеств | 1 |
12 | Круглый стол «Свой путь мы выбираем сами» | Подвести воспитанников к пониманию того, что человек сам творец своей судьбы | 1 |
13 | Тематический групповой час «Человек отражается в своих поступках» | Развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения | 1 |
14 | Беседа «Дорогу осилит идущий» | Формирование умения ставить цели в жизни, понимание, предназначение человека, проходящего в мир для добра и созидания | 1 |
15 | Викторина «Величие человека в труде» | Формирование отношения к труду как главной ценности личности | 1 |
16 | Просмотр фильма на тематику «Любовь. Единение» | Показать, что важнейшими ценностями семьи являются: любовь, забота, согласие, доброе имя семьи и др. | 1 |
Прогнозируемые результаты:
Научить детей договариваться со сверстниками, выстраивать межличностные отношения, ценить дружбу. Научить анализировать свои поступки и деятельность, действовать в соответствии с моральными принципами. Научить воспитанников приветливо общаться, использовать правила хорошего тона, вежливые слова, соответствовать установленным нормам поведения, адекватно реагировать на замечания взрослых.
Список использованной литературы
- «Уроки нравственности». Учебно – методический комплект. ООО «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2005.
- Горелов И. Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
- Ю. А. Шрейдер Этика – Москва, 1998.
- А. Федь Воспитание прекрасным. – Москва: Молодая гвардия, 1994 г.
- С. А. Козлова Мой мир. – Москва: Линка – пресс, 2000.
- О. В. Поляков – Система работы по нравственному воспитанию учащихся 5 – 11 кл. – Волгоград: ИТД «Корифей» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. ...
Духовно- нравственное воспитание на занятиях «Основы православной культуры» в начальной школе
ДОКЛАД ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ОПК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».
Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...
«Духовно-нравственное воспитание средствами искусства, важнейшие нравственные истины, их осмысление и «проживание» учащимися на уроке»
Искусство играет большую роль в духовно-нравственном воспитании детей. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека....
Классный час по нравственному воспитанию на тему "Азбука нравственности".
Классный час "Азбука нравственности»Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе, обществе.Задачи:- знать о категориях добра и зла;- развивать ...
"Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"
Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории ...