Духовно-нравственное развитие и воспитание детей в ДОУ
статья на тему

Тарасова Раиса Сергеевна

 Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. В этот период у ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна). Духовно – нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravst.vospitanie.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей в ДОУ

«Будет нравственность, почти

наверняка будет и духовность;

не будет нравственности – не будет ничего,

никакого воспитания».

С.Соловейчик

писатель и педагог


       Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности ребёнка. Это период первоначального вхождения его в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. В этот период у ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна). Духовно – нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах А.С.Макаренко, Н.К. Крупской, В.Г.Нечаевой, Р.И.Жуковской, Л.А.Пеньевской, Т.А.Марковой, С.А.Козловой, Н.Ф.Виноградовой, Р.С.Буре и других.

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры. В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

 · формирование начал патриотизма и гражданственности;

 · формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

· формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

· уважение к своей нации;

· понимание своих национальных особенностей;

 · формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

 · уважение к представителям других национальностей;

 · формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

 · воспитание уважительного отношения к труду.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей.

Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение  следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

      В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. С целью воспитания патриотизма педагогический коллектив должен решать комплекс задач: воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, своей малой Родине; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к народным традициям и промыслам; усвоение элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность мышления).

     Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются устное народное творчество (пословицы и поговорки). Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании. Педагог должен стремиться к тому, чтобы при решении задач нравственного воспитания соединить этическое и эстетическое в единое целое.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

     Знакомство с трудом людей приобретает нравственное звучание, когда одновременно с сообщением о труде и различных профессиях формируется уважительное отношение к трудящимся, воспитывается бережное отношение к результатам труда, вызывается желание принимать посильное участие в труде взрослых. Если в младшей, средней и старшей группах знакомят с трудом взрослых, доступным для непосредственного наблюдения (труд повара, шофёра, строителя, медсестры и др.), то в подготовительной группе, кроме этого, дети постепенно через картины, художественные произведения узнают о труде, который не могут увидеть непосредственно, но результатами которого пользуются (труд хлеборобов, рабочих фабрик и заводов). Дети подводятся к осознанию общественной значимости характера труда: люди трудятся, помогают друг другу, чтобы лучше, богаче жилось всем в нашей стране. Каждый труд почётен и необходим.
     Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. 
Многие родители не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. 
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.   Особенно важен в нравственном воспитании детей труд вместе с родителями – бытовой, в природе, на даче, по изготовлению игрушек, различных поделок, труд, направленный не только на благо семьи, но и других людей: благоустройство двора, участка в детском саду, изготовление кормушек, игрушек, пособий… Труд близких людей – родителей и других старших членов семьи, работников детского сада – должен быть в центре внимания детей. Важно уже в средней группе показать детям общественный характер труда. Воспитателю необходимо последовательно усложнять задачи, которые ставятся перед детьми, чтобы они были им по силам, но представляли определённую трудность. Возможности для включения в труд детей седьмого года жизни значительно шире благодаря приобретённому ими опыту и развитию ряда качеств: устойчивости трудовых навыков, старательности, желания трудиться, умения работать вместе небольшой группой. Всё это позволяет формировать у детей сосредоточенность и организованность, самооценку и самоконтроль, умение включаться в труд по собственной инициативе, ответственность за порученной дело, умение доводить начатое дело до конца. Вся работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

      Педагоги дошкольных образовательных организаций должны хорошо ориентироваться в основных нормативно-правовых документах в области духовно-нравственного воспитания и уметь их использовать в практической деятельности с учётом светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. На сегодняшний день такими документами являются: «Конституция Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»,  ФГОС дошкольного образования.  Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с семьёй и другими субъектами образовательного процесса в общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников ДОУ.

Литература:

1. Галицкая, И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике: текст / И.А. Галицкая, И.В. Метлик // Педагогика.-  2009.-  №10.-  С. 36-46.

2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России: текст / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.- 264 с.

3. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду: текст / В.Г Нечаева, Т.А. Маркова.- М.:  Просвещение, 2011.- 256 с. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

4. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

     Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...

«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» ...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи «Имена Победы»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи «Имена Победы», разработанная в рамках работы школьного краеведческого музея МБОУ СОШ с. Гордино, н...

"Горячие сердца " Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.    ...