Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»
методическая разработка (7 класс) по теме
Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида
на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»
Цели:
Обучающая: углубить знания учеников об описании как типе речи, научить составлять связные высказывания с элементами описания животных;
дать понятие о видах сравнительного текста-описания,
формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать; отличать текст-описание от сравнительного текста-описания;
формировать умение самостоятельно составлять сравнительный текст-описание.
Развивающая: развивать связную речь неслышащих обучающихся, творческие способности и активизировать мыслительную деятельность, обогащать словарный запас обучающихся.
Коррекционная: корректировать произношение слов, фраз, помогать выбирать нужные слова для оформления высказывания, учить строить предложения и связную речь, пересказывать, излагать чужие и свои мысли.
Воспитательная: воспитывать любовь и чуткое отношение к животным.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектные работы учащихся, приготовленные в ходе проекта «Братья наши меньшие», карточки с заданиями, словарем, вопросами, анкеты, презентация, составленная учителем к уроку.
План урока
Урок 1.Организационный момент урока: дежурный ученик докладывает учителю о том, как дети приготовились к уроку, выполнили домашнее задание.
2.Отгадывание загадок на тему «Животные».
3. Отчет учащихся о выполнении заданий по проекту «Братья наши меньшие». Слайд 6
Защита продукта проекта:
рисунков «Мои любимые животные»– Художники Иванов Алеша и Жученко Анатолий.
На фотовыставке «Наши питомцы» – фотограф Вика Авакимова.
Реклама книг о животных –Сумароков Дмитрий.
3.Сообщение учителем темы урока и плана работы на уроке.
4. Репродуктивная беседа с учащимися о домашних животных.
5.Устная работа: описание кошки по слайду № 7,8, описание двух животных по наблюдению.(Слайды №10,11,12).Работа с готовым текстом «Котенок Звездочка».
6.Работа над типами речи ,памяткой при составлении описания (слайды 16,17,18).
7.Работа с текстом «Котенок Звездочка» Слайд 19, «Собака Рекс» Слайд23
8.Работа по накоплению словаря : составление словосочетаний, предложений, игра «Угадай слово», «Подбери глаголы». Слайд 22,26,31,30.
9. Составление плана описания-сравнения. Слайд 21,34.
10.Составление описания-сравнения двух кошек по опорным словам и плану Слайд 27,28.( В помощь даются опорные слова, словосочетания на слайдах22,26). Проверочный слайд 29.
11.Домашнее задание. Слайд 36
12.Анкетирование. Слайд 37
Конспект урока развития речи.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, гости, Лариса Евгеньевна! Сейчас у нас по плану урок развития речи. Мы выполняли проектные задания к уроку. Все готовы работать. Дежурный я.
2. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Я хочу начать наш урок с загадок. Слайды 2, 3,4,5.
Учитель. Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных. Мы будем учиться составлять описание-сравнение двух животных.(Учащиеся читают тему и цели урока на слайде) Для этого нам понадобятся ваши отчеты о проектных заданиях. Напомните мне, какие задания были вами получены в течение недели?
Вика. Я готовила фотовыставку о домашних животных.
Дима. я хотел познакомить ребят с интересным животным.
Даша. А я подготовила репортаж «В мире животных»
Алеша. Мне захотелось нарисовать рисунки животных, потому что я люблю рисовать.
Ангелина. Я подобрала интересные загадки о животных.
Толя. Я подготовил выставку книг про животных.
2. Защита проекта «Братья наши меньшие».
Учитель. Сегодня вы будете защищать свои работы. Начнем с фотовыставки. Вика, пожалуйста, иди рассказывай.
Вика. У меня дома живет кошка , собака ... Наблюдая за ними, я заметила, что они очень умные. П осмотрите, что делает моя кошка.
Учащиеся защищают свои работы перед классом и гостями.
3.Введение в тему урока. (Тема и цели читаются на слайде№2).
Фронтальная беседа с классом
Учитель: А теперь посмотрите на слайд №3. Кого вы видите на фотографии?
Ученик: Это щенок. Маленький щенок.
Учитель: Кого вы видите на следующей фотографии?
Ученица: Это кошка.
Учитель: Присмотритесь внимательно и ответьте на вопросы:
- Чья это кошка?
-Есть ли у нее кличка?
-Где она жила?
- Как относились к ней дети интерната?
- Где она сейчас?
- Опишите ее внешний вид.
Ученики: Эта кошка приблудилась в наш интернат. Она жила во дворе школы. Дети относились к ней заботливо, кормили, ласкали ее. Кошка очень ласковая. У нее есть переломы костей. Дети ее жалели.
Учитель: Эта кошка живет у меня дома, ее зовут Ксюша, я забрала ее домой. Она уже привыкла жить в тепле.
Учащиеся рассматривают следующую фотографию.
Учитель: Какая мордочка у кошки, опишите.
Ученик: Мордочка у кошки кругленькая, на конце белого цвета, нос розовый, глаза большие.
Слайд№8.
Учитель: Какого цвета шерсть у щенка? У котенка.
Слайд №9
Учитель: Какого цвета котята? Они похожи? Чем?
Ученик: Они похожи цветом шерсти, но отличаются немного белыми пятнышками на грудке.
Учитель:. Опишите следующего котенка. Слайд№10
Ученица: Котенок рыжий, толстый, мордочка круглая, глаза черные, ушки маленькие.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие типы речи бывают. Слайд 17
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
5. Работа с готовым текстом «Котенок Звездочка». Прочитайте текст.
О ком говорится в тексте?
Найдите описание внешнего вида котенка.
Прочитайте начало текста.
Учитель: описание строится по правилам. Прочитайте памятку, как надо составлять описание.
Слайд18.
Какими словами описывает девочка котенка?
Ученик: Девочка употребляет имена прилагательные.
Учитель: Верно, ребята, имена прилагательные помогают описать животное более точно, понятно, интересно. Найдите эти прилагательные в тексте, запомните их. (В помощь- на слайде слова-прилагательные). Слайд 35.
6.Творческая работа по составлению плана описания.
Учитель: О чем рассказывается в начале текста?
Ученик: О том, как появился котенок у девочки.
Учитель: Из первой части рассказа мы узнали, что у девочки появился котенок.
Учитель: О чем мы узнаем потом?
Ученик: О том, какой это был котенок, как его звали.
Учитель: Прочитайте, ребята, план описания.
7.Физкультурная минутка.
Проводит подготовленный ученик. «Вы – кошки». Представьте, что вы кошки, покажите, как вы сердитесь, царапаетесь, выгибаете спину, ловите мышей, потягиваетесь после сна.
8.Знакомство с планом описания-сравнения. Запись в тетради для правил.
9. Составление сравнительного описания двух взрослых кошек. Слайд 28,27.
Учитель: Ребята, составьте описание кошек по фотографии. Используйте карточки со словарем, имена прилагательные и план.
Какое начало можно составить?
Ученица: Передо мной фотографии кошек. Одну я назову Мурка, а другую –Рыжик.
Кошка Мурка белого цвета, пушистая, а кот Рыжик рыжий, в темную полоску, на груди у него белое пятно. Мордочка у Мурки круглая. Тело длинное, гибкое, изящное. Глаза красивые....
Учитель: Какая из кошек тебе понравилась больше? Чем?
Учитель: Как надо относиться к животным?
Ученица: О животных надо заботиться, помогать им , быть милосердными, они наши верные друзья, нельзя их обижать.
Учитель: Ребята, чтобы получилось красивое и точное описание животного, надо использовать имена прилагательные, слова-синонимы, слова-антонимы, сравнения, эпитеты. поэтому мы выполним с вами ряд грамматических заданий, которые помогут вам в описании животного.
Учащимся предлагаются задания на слайдах: «Подбери глагол», «Угадай слово»,
«Составь словосочетания», «Составь предложения по картинкам».
9.Заключительное слово учителя. Ребята, мы сегодня описывали домашних животных по наблюдениям. На следующем уроке мы продолжим сравнительное описание животных. Домашнее задание будет таким: слайд 37. Составить описание животного по плану.
10 Анкетирование. Учитель раздает учащимся анкеты , где написаны вопросы. Подведение итогов работы самими учащимися. Оценка выполненных заданий. Учащиеся рассказывают, чьи описания им понравились больше, чему они научились на уроке, выполнили план урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....
методические разработки по развитию речи в классах со сложной структурой дефекта
Уроки развития речи являются наиважнейшими для слабослышащих вспомогательных классов. Почти полное отсутствие речи, неподготовленность к обучению, низкий уровень умственного разви...
Открытый урок по развитию речи 4 класс коррекционной школы II вида. Тема: "Составление плана к тексту «Осень»".
Урок предназначен для учеников 4 класса коррекционной школы II вида.Тема урока: Составление плана к тексту «Осень».Цель урока:подготовить учащихся к написанию изложения «О...
методическая разработка урока развития речи в 8 классе"Сочинение-рассуждение с элементами описания памятника( на примере памятника Николаю 1)
Разработка включает в себя подробный ход урока с действиями учителя и обучающихся с учетом требований ФГОС....
Методическая разработка урока развития речи "Описание природы.Зима" 6 класс
Урок поможет учащимся в подготовке домашнего сочинения-описания природы зимой....
Методическая разработка урока развития речи. Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».
Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы». Различные ф...