Рабочая программа корреционно-развивающих занятий педагога-психолога.Уровень образования/класс: начальное общее образование, 1-4 класс
рабочая программа
Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, в совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий на 2019-2020 уч.год | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №1 с наличием интерната» города Сарова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий
уровень образования/класс: начальное общее образование, 1-4 класс
Программа разработана на основе программы Д.А.Глазунова, 2008 г.
Составитель: педагог-психолог Гусарова Л.П.
2019 г.
Актуальность
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах.
Причем учебная деятельность принимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «…явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития…» (В.В. Давыдов). Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, в совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности.
Сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению в школе, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолеть период адаптации к школе.. Но в настоящее время, в школьной практике нет одинакового взгляда на то, что входит в понятие «готовность обучения к школе». Как правило, особое внимание уделяется интеллектуальной готовности к школе, тогда как на личностную и социально-психологическую готовность не обращается должностное внимание. Это все вносит дополнительные трудности в работу учителя, поскольку ему на уроках необходимо решать проблемы, связанные с отсутствием мотивов учения, с недостаточным развитием познавательных процессов, произвольности, то есть не осваивать содержание, в первую очередь стараться восполнять проблемы развития компонентов школьной готовности. Однако традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт. Для организации таких занятий психологу, прежде всего, необходимо совместно с учителем организовать психолого-педагогическое наблюдение в классе с целью выявления основных проблем, и провести экспресс-диагностику актуального развития. Согласно полученным результатам, необходимо выбрать приоритетные программы развития.
Организация обучения детей с ЗПР требует внедрения в школе системы коррекционно-развивающего обучения, предполагающей обязательную комплексную помощь детям с трудностями в обучении и сопровождение специалистами различного профиля (психологом, логопедом, социальным педагогом) учебного процесса. В нашей школе создано 7 специальных (коррекционных) класса VII вида. Учебным планом предусмотрено проведение в данных классах коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление недостатков развития ребёнка, восполнение пробелов в знаниях, подготовку к усвоению сложных тем.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Поэтому Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Психокоррекционные занятия.
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Основные направления работы:
диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Результаты освоения коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия»
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования: формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе.
Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ОВЗ в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Цель данной программы – оказание помощи ученикам в освоении учебной деятельности, как в период адаптации, так и на протяжении всего обучения в школе.
Достижение указанной цели будет решаться посредством следующих задач:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие памяти, внимания, восприятия, пространственных и временных представлений);
- развитие основных мыслительных операций (обобщение, классификация, навыки соотносительного анализа, умение работать по инструкции);
- развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического и др.);
- расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
- развитие коммуникативных навыков, помощь в социализации.
Ожидаемые результаты.
Личностные, метопредметные результаты:
- Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
- Положительное отношение к школе;
- Принятие социальной роли ученика;
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и и способам решения новой задачи;
- Способность к оценке своей учебной деятельности;
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки
- Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент:
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
Познавательные УУД:
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Осуществлять синтез, как составление целого из частей;
- Проводить сравнение по заданным критериям;
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, устанавливать аналогии
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других;
- Задавать вопросы;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Работа над программой включает подготовительный этап: изучение научно-методической литературы по вопросам обучения и воспитания детей со смешанными специфическими расстройствами психологического развития, знакомство с учебными коррекционно-развивающими программами, подбор диагностического инструментария, отбор методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.
Важным этапом является диагностика, позволяющая оценить потенциальные возможности ребёнка, исходя из понятия «зона ближайшего развития» и выбрать оптимальные средства и приёмы коррекционного воздействия. Учитывается физическое состояние ребёнка, уровень развития и особенности познавательной сферы, мотивации. (Сроки - 1 - 16 сентября)
Заключительный этап – итоговая диагностика. Повторное диагностирование позволяет сделать вывод об эффективности коррекционно - развивающей работы, динамике развития ребёнка.
Тематические планы занятий созданы в соответствии с имеющимися в школе коррекционными классами (1-4классы). Предполагается дополнение программы по мере необходимости.
Хороши эти занятия тем, что на каждом уроке проводится как диагностическая, так и коррекционная работы. Занятия логически выстроены по двум направлениям: 1. От простого к сложному. 2. По актуальности задач в период адаптации и на протяжении всего учебного года. Одна из главных задач данных уроков научить детей не бояться ошибаться, для этого используются мотивационные беседы и самопроверка с обсуждением основных ошибок. Большая часть упражнений выполняется в тетради и на бланках, поэтому очень удобно использовать цветные карандаши, фиксирующие ошибки. Это замечательный способ диагностики трудностей ребёнка.
Данная рабочая программа разработана с помощью методического пособия с электронным приложением автора составителя Д.А.Глазунова «Психология. 1-4 класс. Развивающие занятия»– (Школьный психолог) и рассчитана на 4 года.
Количество учебных часов:
1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю).
2 год обучения (1 класс): 33 учебных часа (1 час в неделю)
2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
Возраст: 6 – 11 лет.
Длительность занятий: 40 минут
Список используемой литературы
- Глазунов Д.А. Развивающие занятия,1-4 классы / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008
- Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003
- Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
- Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003
- Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,1998
- Локалова Н.П.. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
- 3. Лопаткина А., Скребцова М. 500 игр для детского сада, школы и семьи.- М.: ИДЛи, 2001.
- Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999
- Конева Е. В., Корнилова С. Б. Учителю о детях с задержкой психического развития. Ярославль, 2003
- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва, 2001
- Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва, 2000
- Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. Москва, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу Русское правописание: орфография и пунктуация среднего общего образования (10, 11 классы) базовый уровень
Рабочая программа...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (ФГОС) на уровень основного общего образования 5-8 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса соответствует базовому уровню изучения предмета, создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....
Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области "Естественно-научные предметы" основного общего образования (6 - 9 класс)
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в МАОУ «Центр образования им. И.А. Милютина», определены исходя из целей основного общего образования,сфор...
Рабочая программа по исследовательской деятельности Физика 10-11 классы (ФГОС) Среднее общее образование (10-11 классы)
Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 10 – 11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, тре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для 1-4 класса начального общего образования (конструктор)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для 1-4 класса начального общего образования (конструктор)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Физика» (углубленный уровень) для общеобразовательных учреждений среднее общее образование (10 – 11 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Физика» (углубленный уровень) для общеобразовательных учреждений среднее общее образование. Срок освоения программы: 2 года (10 – 11 классы)...