Аналитический отчёт учителя-логопеда
учебно-методический материал

Дмитриева Ольга Владимировна

Аналитический отчёт учителя-логопеда Дмитриевой О.В. о проделанной работе за I полугодие 2024-2025 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

665748, Иркутская область, Братский район, п. Прибрежный, пер. Школьный, дом 4, тел. 8 (3953) 40-83-04, e-mail: scola-prib@yandex.ru

Аналитический отчёт учителя-логопеда Дмитриевой О.В. о проделанной работе за I полугодие 2024-2025 учебный год

        

Работа учителя-логопеда за I полугодие 2024-2025 учебный год строилась на основании годового плана работы, целью которого являлось: «Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи».

Задачи:

1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся.

2.Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся, принятых на логопедический пункт.

3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с речевыми нарушениями с учётом структуры речевого дефекта.

4. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.

Дальнейшая работа по годовому плану в 2024-2025  учебном году, строилась по 5 основным направлениям:

- организационная работа;

- диагностическая работа;

- коррекционно-развивающая работа;

-  научно-методическая работа;

- взаимосвязь со специалистами.

Организационная работа включала в себя подготовку логопедического кабинета к работе с детьми. С сентября 2024 года по декабрь 2024 года проводилась работа по приобретению и изготовлению наглядных и дидактических пособий и игр разной тематической направленности, раздаточные материалы. Были изготовлены бродилки на автоматизацию звука [с], [с’]. Разрезные картинки по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Одежда», «Домашние животные». Разрабатывала и изготавливала дидактические игры для работы с детьми на развитие звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, мелкой моторики, пассивного и активного словаря, по данной теме изучала методическую литературу. Приобретены интерактивные игры для развития речи. Ведение плановой документации, комплектация логопедических групп, соответствующее составление расписания занятий и циклограммы рабочего времени учителя, проведение первичной диагностики и их аналитический результат. Составление перспективных планов коррекционно-логопедической работы, календарно-тематического планирования, индивидуально-коррекционного плана.

Диагностическая  работа  включала:

 - знакомство с данными  медицинского обследования, сбор  анамнеза, психолого - педагогической документации;

 - логопедическое обследование устной  и письменной речи воспитанников (основная (первичная)диагностика) по методике Т. А. Фотековой;     

В сентябре (октябре) 2024 года, была проведена речевая диагностика детей (ОВЗ УО (ИН) ЛС) Вариант 1.) начальной школы: 2-4 классы, зачислены в логопедическую группу 5 человек. Средняя школа: 6 класс (ОВЗ УО (ИН) УС) Вариант 2.) – 1 человек. В рамках наставничества в средней школе 5-7 и 8-9 классы (ОВЗ УО (ИН) ЛС) Вариант 1.) – 19 человек. По просьбе учителя и администрации школы: начальная школа – 3 класс – 1 человек (Царенков А.)

        По результатам диагностики речевого развития были зафиксированы следующие логопедические заключения, таблица 1.

Таблица 1.

Результаты первичной диагностики

№ п/п

Ф.И.О.

Класс  

Логопедическое заключение

1

Коваленко Матвей Викторович

2

Системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью (интеллектуальном недоразвитии) лёгкой степени (СНР УО (ИН) ЛС). Нарушение звукопроизношения по типу полиморфной дислалии:

  1. Свистящий сигматизм: автоматизация [с'].
  2. Ротацизм: а) автоматизация [р]; б) постановка [р'].

Нарушение письменной речи: сложная форма смешанной дисграфии/дислексии (полное отсутствие навыков чтения и письма).

2

Пахатинская Людмила Максимовна

4

Системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью (интеллектуальном недоразвитии) лёгкой степени (СНР УО (ИН) ЛС). Нарушение звукопроизношения по типу полиморфной дислалии:

  1. Свистящий сигматизм: автоматизация [c], [с'].
  2. Шипящий сигматизм: а) [ш]     [с], [ж]     [з]; б) автоматизация [щ].    
  3. Ротацизм: а) автоматизация [р], [р'].

Нарушение письменной речи, обусловленное сложной формой смешанной дисграфии/дислексии.

3

Уйманов Ефим Николаевич

4

Системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью (интеллектуальном недоразвитии) лёгкой степени (СНР УО (ИН) ЛС). Нарушение звукопроизношения по типу полиморфной дислалии:

  1. Свистящий сигматизм: а) автоматизация [c]; аффрикат [ц]      [ч].
  2. Шипящий сигматизм: а) [щ]     [с], [ж]     [з]; б) автоматизация [щ].    
  3. Ламбдацизм:[л]     [л'].

Нарушение письменной речи, обусловленное сложной формой смешанной дисграфии/дислексии (полное отсутствие навыков чтения и письма).

4

Хватик Александр Игоревич

4

Системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью (интеллектуальном недоразвитии) лёгкой степени (СНР УО (ИН) ЛС). Нарушение звукопроизношения по типу мономорфной дислалии:

  1. Свистящий сигматизм: а) [c']     [c]; б) дифференциация и автоматизация звуков.

Нарушение письменной речи, обусловленное сложной формой смешанной дисграфии (грамматическая, фонематическая) / семантическая дислексия.

5

Чарыков Дмитрий Сергеевич

4

Системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью (интеллектуальном недоразвитии) лёгкой степени (СНР УО (ИН) ЛС). Нарушение звукопроизношения по типу полиморфной дислалии:

  1. Шипящий сигматизм: а) дифференциация и автоматизация [ш]; б) [ж]     [з] (изолированно); в) [щ]     [c] и [с'].    
  2. Ротацизм: а) дифференциация и автоматизация [р] (изолировано); б) [р']     [л'].

Нарушение письменной речи, обусловленное сложной  смешанной дисграфии (фонетическая, оптическая) / дислексии.

6

Косынкова Вера Александровна

6

Системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью (интеллектуальным недоразвитием) умеренной степени. Нарушение звукопроизношения по типу дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой: 1. Свистящий сигматизм: [з]     [с], [з']     [с] и [з] – в начале слова, 2. Шипящий сигматизм: а)  [ш]     [ж] в начале слова; б) [щ] – делает твёрдым. 3. Ротацизм: а) [р] – утрированно в начале слова; [р]     [л], [р]     [л]). 4. [д]     [т]. 5. Хитизм: [х']     [х].

Нарушение письменной речи по типу смешанной дисграфии/дислексии (полное отсутствие навыков чтения и письма).

        Обследование проводилось, как сказано выше, по тестовой методике диагностики речи по Т.А. Фотековой для 1-4 классов и 5-9 классов. Данная методика определяет уровень состояния владения разными сторонами речи в следующем соотношении: если задания выполняются с результатом от 80 до 100 так называемых баллов (в процентном соотношении) – это норма; если за выполненное задания ребёнок получает результат менее 80 баллов (%), значит его результат ниже нормы. Данная методика включает в себя проверку состояния развития следующих сторон речи:

Исследование сенсомоторного уровня речи:

1. Состояние фонематического восприятия

2. Артикуляционная моторика

3. Звукопроизношение

4. Звуко-слоговая структура слова

        Исследование навыков языкового анализа

1. Навыки языкового анализа

        Грамматический строй речи

1. Повтори предложения

2. Исправь ошибки в предложениях

3. Составь предложения их предложенных слов

4. Вставь в предложение пропущенное слово

5. Образование существительного из начальной формы в форму предложенного падежа

        Исследование словообразовательных процессов

1. Образование уменьшительной формы существительных

2. Образование относительных прилагательных от существительных

3. Образование качественных прилагательных от существительных

4. Образование притяжательных прилагательных от существительных

        Исследование понимания логико-грамматических отношений

1. Логико-грамматические конструкции

        Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

2. Пересказ текста

        Исследование письменной речи

1. Чтение

2. Письмо

        

        

На основании вышеперечисленных критериев, представлен результат первичной диагностики – рисунок 1.

Рисунок 1. Начало года

На  рисунке 1. мы видим все показатели детей по пройденным пробам на начало года.

Для более простого анализа и дальнейшей интерпретации результатов 2-4 классов и ученицы 6 класса вычислили средний показатель данных рисунка 1., который представлен в виде ломанной показателей на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты средних показателей

        По данным ломаной обозначений на рисунке 2. мы можем чётко интерпретировать прослеживание результатов ниже нормы по всем пунктам среди 2-4 классов и 6 класс – Косынкова Вера, кроме звукопроизношения (пункт 3.), а именно:

1. Состояние фонематического восприятия – 38,5%.

2. Артикуляционная моторика – 70%

3. Звукопроизношение – 88%

4. Звуко-слоговая структура слова – 47,1%

5. Навыки языкового анализа – 36,8%

6. Грамматический строй речи – 49,5%

7. Исследование словообразовательных процессов – 28,8%

8. Исследование понимания логико-грамматических отношений – 45,8%

9. Исследование связной речи – 44,1%

10. Чтение – 1,6%

11. Письмо –  0%

В течение I полугодия 2024-2025 учебного года проводились текущие (промежуточные) диагностики для обучающихся нуждающихся в помощи и рекомендациях учителя-логопеда, таблица 2.

Таблица 2.

Результаты промежуточных диагностик

№ п/п

Ф.И.О.

Класс

Логопедическое заключение

1

Царенков Александр Иванович

3

ФФНР обусловленное недоразвитием фонематического восприятия. Нарушение звукопроизношения по типу полиморфной (сложной) дислалии:

  1. Свистящий сигматизм: [с]      [с'], [ц]      [ч].
  2. Шипящий сигматизм: [ш]      [с], [ж]      [з], [щ]      [с'].
  3. Ротацизм. Автоматизация [р] и [р'] (изолированное произношение).

Нарушение письменной речи по типу фонематической дисграфии / семантической дислексии.

После обследования детей, проводилась работа по комплектованию групп согласно общему и речевому развитию детей-логопатов.

Коррекционно-развивающая работа представлялась системой индивидуальных логопедических занятий  (иногда групповых занятий при объединении детей на одном занятии):

2-4 классы – групповое занятие 1 раз в неделю (5 человек), итого 1 час. Направление: коррекция общего развития речи.

                индивидуальные 2 раза в неделю (5 человека), итого 5 часов. Направление: коррекция звукопроизношения.

6 класс – групповое 2 раза в неделю, итого 2 часа. Направление: коррекция письменной стороны речи.

                индивидуальные 2 раза в неделю (1 человек), итого 2 часа. Направление: коррекция звукопроизношения.

Занятия длились по 20-40 минут по устранению недостатков звукопроизношения,  а также фронтальных логопедических занятий  (2 группы по 1 - 2 занятия в неделю) по устранению недостатков письменной речи, согласно циклограмме работы учителя-логопеда в  соответствии  с планом работы,  основной целью которых  является  развитие и коррекция устной и письменной речи.

По данным обследования были разработаны шесть адаптированных рабочих программ учителя-логопеда на коррекцию звукопроизношения на все группы звуков, а именно: свистящие (сигматизм, шипящий сигматизм) [c][c], [ц][с], [c][ш], [з][с]; шипящая группа звуков [ш][с], [ж][з], сонорная группа звуков (ламбдацизм, ротацизм) [л][л], [р][л] и т. д., аффрикаты [ч], [щ], на основе которых строился индивидуальный коррекционный план по устранению пробелов звукопроизношения на каждого ребёнка. А также две программы направленные на развитие фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, пассивного и активного словаря, связной речи, мелкой и артикуляционной  моторики, звукопроизношения, темпо-ритмической и произносительной стороны речи.

        Научно-методическая работа

За I полугодие 2024-2025 учебного года были разработаны восемь программ для коррекционно-развивающих логопедических занятий по развитию и воспитанию правильной речи у детей с речевыми нарушениями.

Осуществлялось  консультирование педагогов по результатам логопедического обследования,  проведенного в начале учебного года (первичная диагностика), по выбору наиболее эффективных путей обучения и воспитания детей с речевой патологией, с ОВЗ.  

Были проведены мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей (беседы, родительское собрание с мастер-классом, проведён мастер-класс «Они хотят, чтобы их понимали» на муниципальном семинаре «Семья – это дом, семья – это мир» для родителей и педагогов школ «Братского района» по приобретению навыков гуманизации к слабому и незащищённому (особенному) слою населения (дети, старики, инвалиды, ОВЗ). 

Были даны учителям различные методические рекомендации по темам «Причины и коррекция речевых нарушений».

Проведена работа по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи и психических процессов, а именно тематические дидактические игры на развитие психических процессов и оречевление выполняемых действий.

Проводилось изучение научной, методической литературы, посвященной методам диагностики и коррекции речевых нарушений.

Принимала регулярное участие в международных профессиональных педагогических конкурсах «Учитель. Высшая квалификация 2024», «Дефектолог. Высшая квалификация 2024», «Логопед. Высшая квалификация 2024».

Посещены онлайн лекции ведущих логопедов, дефектологов-олигофренопедагогов, невропатологов, нейропсихологов по следующим темам:

1. «Зондовый логопедический массаж. Обзор зондов, зондозаменителей и приёмов их применения».

2. «Нейромифы и факты о развитии и функционировании мозга ребёнка».

3. «О чём не написано в учебнике «Логопедия»? Психические нарушения, сочетающиеся с патологией речи, при очаговых нарушениях головного мозга».

4. «Подготовка к школе детей с ТНР. Понимание и коррекция особенностей развития ВПФ».

5. «Дисграфия «ОТ и ДО». Экспресс-диагностика дисграфии».

6. «Интерактивные игры и упражнения в коррекционно-образовательной деятельности дошкольников с ТНР».

7. «Трудная медицинская терминология в практике логопеда: системные аспекты».

8. «Обзор содержания нового авторского курса Т.Г. Визель «Речь и другие когнитивные функции»».

9. «Обучение логопедов работать дистанционно. Прохождение практики. Подключение онлайн-кабинета».

10. «Звукоподражания. Игры и приёмы работы на формирование умения звукоподражать с опорой на психологические механизмы речи».

11. «Комплексная методика психолого-педагогического воздействия при РАС. Нейропсихологическое сопровождение».

12. «Коррекция темпо-ритмической стороны речи при заикании».

Взаимосвязь со специалистами

В течение I полугодия проходил тесный взаимоконтакт с учителями и родителями детей-логопатов. Были даны рекомендации специалиста, даны ответы на волнующие вопросы.

Вывод

Исходя из выше перечисленного, можно сделать следующий вывод: цель и задачи поставленные на I полугодие 2024-2025 учебного года выполнены. Особое внимание уделить на следующие полугодие: развитию связной речи детей-логопатов в виде увеличения заданий на читательскую грамотность в программах коррекционной направленности.

27.12.2024 г.

Учитель-логопед МКОУ «Илирская СОШ №2» ____________ О.В. Дмитриева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт учителя-логопеда о проделанной работе за 2011-2012 учебный год

Здесь представлены все виды работы которые проходили в течении учебного года, преведена полная статистика коррекционного процесса, а так же вся результативность работы, отображено в графиках и схемах...

Аналитический отчёт учителя-логопеда Булавацкой И.В. за 2012 – 2013 учебный год

Целью моей логопедической работы в 2012-2013 учебном году являлось своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи, а также создание условий, способст...

Аналитический отчет учителя-логопеда

Аналитический отчет о педагогической деятельности  учителя-логопеда за межаттестационный период работы...

Аналитический отчёт учителя-логопеда МБОУ СОШ № 165 о проделанной работе за 2014-2015 учебный год

Аналитический отчёт учителя-логопеда МБОУ СОШ № 165 о проделанной работе за 2014-2015 учебный год С 1 сентября по 15 сентября было проведено обследование устной и письменной речи у учащ...

Отчёт учителя - логопеда по самообразованию 2019-2020уч.год

Тема самообразования «Психолого – педагогическое и логопедическое сопровождение детей – инвалидов, детей с ОВЗ, РАС и другими ментальными нарушениями»...

Аналитический отчёт о работе учителя-логопеда за 2021/2022 учебный год

Аналитический отчёт о работе учителя-логопеда за 2021/2022 учебный год....

Сводный аналитический отчёт о работе учителя-логопеда за 2021/2022,2022/2023,2023/2024 учебные года.

Сводный налитический отчёт о работе учителя-логопеда за 2021/2022, 2022/2023, 2023/2024 учебные года....