Открытое образовательное мероприятие по звуковой культуре речи с детьми подготовительной к школе группы с ОНР «Дифференциация звуков [З] – [Ж]»
план-конспект

Горенская Алина Геннадьевна

Открытое образовательное мероприятие по звуковой культуре речи с детьми подготовительной к школе группы с ОНР «Дифференциация звуков [З] – [Ж]»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа №1

Районный методический семинар

«Формирование функциональной грамотности у дошкольников

через взаимодействие с родителями»

Открытое образовательное мероприятие по звуковой культуре речи

с детьми подготовительной к школе группы с ОНР

«Дифференциация звуков [З] – [Ж]»

Подготовила: Алина Геннадьевна Горенская,

учитель-логопед 1 кв. категории

МКОУ Квитокской СОШ №1

08.11.2024 г.

Цель: Дифференциация звуков З-Ж в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить четкую артикуляцию звуков З-Ж; закрепить навыки различения звуков З-Ж в слогах, словах, умение различать эти звуки на слух и в произношении; совершенствовать навык звуко - слогового анализа слов; учить детей давать характеристику звукам З-Ж в сравнительном аспекте с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: развивать умение вслушиваться в речь взрослого и сверстников; следить за своей речью, умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности; способствовать формированию чувства товарищества, сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: индивидуальные зеркала, домики для звуков, предметные картинки на звуки З-Ж, игровая презентация на дифференциацию звуков З-Ж.

1. Организационный момент логопед встречает и приветствует детей (звенит звонок)

- Вспомним наше правило:

Говорим мы все красило,

Смело и неторопливо.

Понятно, четко говорим,

Никуда мы не спешим!

2. Основная часть.

Мотивация к деятельности.

- ребята, посмотрите, а что это у нас на столе? у нас два домика на столе стоят. Какого цвета они? зеленого и желтого.

- а хотите узнать, кто в домиках живет?

- а чтобы узнать, кто в домике живет, надо отгадать загадки! Отгадаем?

Не зверь, не птица – нос, как спица.

Летит – пищит, сядет – молчит.

Кто его убьет, тот кровь свою прольет! (Комар).

- как звенит комар? Какой звук слышится? Картинка  комара.

- слушаем вторую загадку!

Жужжит, звенит, усами водит грозно:

Пугает праведный народ – а ну, покиньте огород, пока не слишком поздно!

Но нет испуганных вокруг, не страшен людям майский… (жук).

- как жужжит жук? Картинка жука.

- как вы думаете, ребята, с какими звуками мы будем сегодня работать?

- правильно, ну как же нам узнать, в каком домике живет комар, а в каком домике живет жук? В желтом – жук, в зеленом – комар, потому что желтый – начинается со звука ж, а так жужжит жук и зеленый – так звенит комар.

- пока наши насекомые отдыхают в домиках своих, мы сделаем упражнения, которые помогут нам размять язычок, чтобы правильно произносить звуки З-Ж.

1. «Жук и комар» (улыбка-хоботок)

Жу-жу-жу, я на веточке сижу, я живу, не тужу, и жужжу, жужжу, жужжу.

Я тоже слон, - сказал комар,

Вам подтвердит любой цветок, что имею хоботок!

2. «Накажем непослушный язычок» (расслабление мышц языка)

Провинился язычок, ничего сказать не смог,

Мы его похлопаем, губками пошлепаем!

3. «Чистим зубы»

Рот открою я немножко, губы сделаю окошком.

Зубы верхние – смотри: чищу чашкой изнутри.

4. «Грибок»

Вырос гриб большой в лесу, в садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять – гриб надо удержать.

5. «Лошадка»

Скачем, скачем на лошадке, очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают, язычок им помогает.

- ребята, чем похожи эти звуки?

Сравнение артикуляции

Звук [З] – согласный, бывает твердым и мягким.

Звук [Ж] – согласный, всегда твердый.

- давайте произнесем перед зеркалом сначала звук [З], а потом звук [Ж]. сравним их.

Сходство: эти звуки согласны. Различия: место образования

Звук [З] – кончик языка за нижними зубами. Губы: улыбаются. Воздушная струя: холодная.

Звук [Ж] – язык в верхнем положении. Губы: круглые, вытянуты вперед. Воздушная струя: теплая.

- наши насекомые отдохнули и хотят послушать и проверить, правильно ли вы слышите их любимые звуки и не путаете их.

- давайте проверим свои знания об этих звуках и посмотрим, кто же больше всех знает о них?

- у  нас получилось две команды: «Комарики» и «Жучки». А раз есть две команды, то можно устроить соревнование. Как вы на это смотрите?

- для соревнования необходимо жюри! В жюри у нас будут родители/гости наши.

- итак, начинаем наше соревнование! Проверим, как вы умеете различать и произносить звуки [З] – [Ж]. За правильные ответы жюри будет давать жетоны: жукам – желтые, комарам – зеленые.

Игра «Зеленый - желтый» на развитие фонематического слуха.

Заяц, жираф, незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, железо, ужи, животное, зубр, журавли, зажигалка, кожа, зонт, жаба, желание.

Гимнастика для глаз

- ребята, а что умеют делать и комары, и жуки? Правильно – летать. Давайте проследим, как летает комар, а теперь, как летает жук. (на палочке летают насекомые в разные стороны).

Развивающее упражнение «Найди картинки со звуком»

- посмотрите на картину, на ней изображены разные предметы, животные и явления. Команды «Жуки» называют со звуком [Ж], а команды «Комары» со звуком [З].

Развивающее упражнение «Четвертый лишний»

- посмотрите на картинки, назовите их. Как вы думаете, какая картинка лишняя и почему?

1. заяц, жираф, зебра, жук – лишний жук (насекомые, а остальные животные).

2. Мороженое, пирожное, роза, зефир – лишняя роза (цветок, а остальные сладости/еда).

3. Ежик, звезда, замок, корзина – лишний ежик (звук [Ж], а в других картинках [З].

4. Медвежонок, зонтик, ежевика, морж – лишний зонтик (звук [З], а в других картинках [Ж].

Упражнения для развития мелкой моторики с мячиком су-джоку.

Золотистый, как из бронзы, жук кружится возле бронзы.

И жужжит: «Жу-жу, жу-жу, очень с розами дружу!

Игра «Один-много»

- а теперь посмотрим, какая команда самая внимательная. Я буду называть один предмет, а вы должны назвать много.

Один зеленый жук – много зеленых жуков

Один желтый зонт – много желтых зонтов.

Один ржавый замок – много ржавых замков.

Один оранжевый жираф – много оранжевых жирафов.

Один золотой зажим – много золотых зажимов.

Одни зеленые ножницы – много зеленых ножниц.

Одна желтая гроза – много желтых гроз.

Одно заветное желание – много заветных желаний.

Динамическая пауза

На зеленой на лужайке  - наклоны головой.

Забияки жили зайки  - приставить к голове «ушки».

Жили змеи, медвежата, и ужата, и ежата – поочередное поднимание/опускание плеч.

В звездном небе светляки зажигали огоньки – руки вверх, наклоны туловища влево/вправо.

Чтоб не зверю и не птице в том лесу не заблудиться – руки на пояс, шаги.

Развивающее упражнение «Какой, какая, какие?»

Ремень из кожи, какой? – кожаный ремень.

Утенок из резины, какой? – резиновый утенок.

Корона из золота, какая? – золотая корона.

Пакет из бумаги, какой? – бумажный пакет.

Ведро из железа, какое?  - железное ведро.

Днем сильный мороз, какой день? – морозный день.

Магазин, в котором продают книги, какой? – книжный магазин.

Игровое упражнение «Путаница»

- жук и комар написали на листочке предложения, но лапки у них маленькие, поэтому написано непонятно. Я буду читать, а вы должны меня исправить!

Забор красит Женю.

Жук поймал Захара.

Ежик кормит Лизу.

Зонтик держит Жору.

Лыжи катаются на Зине.

Земля ползет по ежику.

Зеленая лужайка бегала по веселому ежику.

Зайка играет с Жанной.

- ребята, мне кажется, жук и комар очень довольные вашими знаниями о их звуках, вы справились со всеми заданиями. Уважаемое жюри, как справились наши команды?

- пока жюри подводят итоги, давайте с вами вспомним, кто сегодня у нас был в гостях, и что вам больше всего запомнилось?

3. Рефлексия.

- у вас на столах лежат листы бумаги с изображением лица без глаз и рта.

- нарисуйте такой величины уши, насколько вы хорошо слушали меня и товарищей.

- такой величины глаза, насколько вы внимательно смотрели на меня и на доску.

- такой величины рот, насколько бы болтали не по делу!

Жюри выступает с заключительным словом, благодарит и награждает детей медальками.



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа №1

Районный методический семинар

«Формирование функциональной грамотности у дошкольников

через взаимодействие с родителями»

Самоанализ

открытого образовательного мероприятия по звуковой культуре речи

с детьми подготовительной к школе группы с ОНР

«Дифференциация звуков [З] – [Ж]»

Подготовила: Алина Геннадьевна Горенская,

учитель-логопед 1 кв. категории

МКОУ Квитокской СОШ №1

08.11.2024 г.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые заключения детей группы, особенности психического развития детей данного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка.

Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель: Дифференциация звуков З-Ж в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить четкую артикуляцию звуков З-Ж; закрепить навыки различения звуков З-Ж в слогах, словах, умение различать эти звуки на слух и в произношении; совершенствовать навык звуко - слогового анализа слов; учить детей давать характеристику звукам З-Ж в сравнительном аспекте с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: развивать умение вслушиваться в речь взрослого и сверстников; следить за своей речью, умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности; способствовать формированию чувства товарищества, сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: индивидуальные зеркала, домики для звуков, предметные картинки на звуки З-Ж, игровая презентация на дифференциацию звуков З-Ж.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия и дидактический раздаточный материал, презентация с ярким активным материалом. Предложенный материал соответствовал теме и целям занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые звуки. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей,  осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей  на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно - развивающие задачи были выполнены  практически в полном объеме и цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с детьми подготовительной к школе группы тема:"Звуки вокруг нас"

Тема: «Звуки вокруг нас».Цель: Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.Программные задачи:  •  приобщать детей  к музыкальной культуре;  •  ...

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы "Школа будущих космонавтов"

Данный конспект представляет материал по работе с детьми в рамках программы "Кругозор" с использованием игровой технологии и с применением нестандартного оборудования в выстовочном...