«СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. СЛОГООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ» 1 КЛАСС
план-конспект

Вехарева Надежда Федоровна

Конспект открытого логопедического занятия для первого класса с авторскими разработками, которые помогут глубже понять специфику преподавания темы о слогообразующей роли гласных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Пушкинского района Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО УРОКА

ПО ТЕМЕ: «СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. СЛОГООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ»

1 КЛАСС

Проводит: Вехарева Надежда Федоровна

учитель-логопед ГБУ  ЦППМСП

школьного логопункта школы №552

Специалист высшей категории

Место проведения: ГБУ СОШ №552

Дата и время проведения: 22 апреля 2024 г. в 10.00

Технологическая карта логопедическая урока.

Тема логопедическая: «Слоговой анализ и синтез. Слогообразующая роль гласных».

 Тема лексическая: «В мире животных».

Тема грамматическая: «Словоизменение существительных в числе»

Класс: 1 класс

Тип: закрепление

Цель: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза на материале слов-существительных

Задачи:

  • Образовательные:

●        формировать точность речевого высказывания;

●        обогащать словарный запас по лексической теме «В мире животных»;

●        формировать навыки словоизменения существительных в числе;

  • Развивающие:
  • развивать речевое дыхание;
  • совершенствовать артикуляционную моторику;
  • развивать пространственную ориентировку;
  • закреплять знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • развивать умение определять количество слогов в словах;
  • развивать фонематический анализ и синтез;
  • развивать слоговой анализ и синтез;
  • развивать слухоречевую память;
  • развивать внимание;
  • развивать память;
  • развивать темпо-ритмическую организацию речи;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся и правильность их письменной речи;
  • Воспитательные:
  • формировать самоконтроль, самооценку учащихся;
  • воспитывать трудолюбие;
  • прививать навыки индивидуальной работы;
  • воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь;
  • воспитывать культуру речи школьников и доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к животному миру;
  • воспитывать формирование положительной мотивации обучающихся через использование игровых и занимательных упражнений;

Оборудование урока: тетради, учебные принадлежности, мяч, логоритмический инвентарь, демонстрационные разрезные карточки, презентация к уроку.

Этапы

Деятельность

Оборудование урока

Время

Учителя

Учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учителя и учеников. Приветствие гостей. Психологическая настройка.

-Ребята, выберите одну из настраивающих фраз: Я МОГУ, Я ЗНАЮ, Я УМЕЮ, Я ПОНИМАЮ.

Учащиеся выбирают для себя фразу. Проходят к своим местам, но не садятся.

1мин

2. Актуализация знаний

 

• пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме

• учащиеся определяют направления в изучаемой теме.

-Ребята, сегодня нас ожидает увлекательнейшее путешествие в мир звуков и букв. Посмотрите пожалуйста на доску, что это такое?

- Вы знаете, что каждый гласный звук мы можем пропеть и показать его движением.

 Выполняем дыхательную гимнастику, следим за правильностью дыхания, точностью артикуляции и движений рук.

-Сейчас я загадаю вам слова. Я разделю их на звуки, где гласные заменю на движения. Ваша задача соединить звуки в слово и назвать его. ЗАПОМНИТЕ их!

- Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

Запомните отгадку. Кто отгадал загадку первым, тот крутит барабан. Какой звук выпал? Например, выпал звук [Э].

-На доске символы гласных звуков.

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику, в соответствии с уже полученными знаниями, умениями и навыками.

Ученики отгадывают слова, запоминают их и садятся на свои места.

Ученики отгадывают загадку. Кто первым поднимет руку, тот и говорит отгадку, тем самым получает право крутить барабан (ритмический круг со стрелкой и символами гласных звук)

Доска, карточки с символами гласных звуков.

Слова: лось, рысь, лиса, мышь.

Ритмический круг

 

4 мин.

3.Этап «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ).

• организация активной работы. Постановка учебной задачи.

Работа над силой голоса. Работая над силой голоса, пропеваем этот звук в трёх упражнениях: линейное, ступенчатое и волновое пропевание.

Развитие отсроченной памяти.

-Вспомните каких животных до распевки мы называли? Отвечая, ставьте их во множественное число.

Как в двух словах их можно назвать?

-Молодцы, а мы продолжаем наше  путешествие.

- Кроме гласных звуков, какие ещё бывают звуки?

-Чем отличаются гласные от согласных?

-Правильно. Если мы вернёмся к звуковой волне из упражнения (волновое пропевание), я смогу отправить согласный звук в музыкальное путешествие?

-Ребята, какую важную роль играют гласные?

Правильно, ведь сколько в слове гласных – столько и слогов.

-Какие бывают слоги?

Учащиеся пропевают.

-Белка-белки, лось-лоси, рысь-рыси, лиса-лисы, мышь-мыши.

-Дикие животные.

-Согласные

-Гласные звуки мы можем петь, а согласные не можем, потому что во рту есть преграды: зубы, губы и язык.

-Нет, потому что только гласные звуки мы можем петь и тянуть без преград.

-Гласные образуют слоги

-Открытые и закрытые

3 мин.

4. Словарная работа…

• удовлетворение познавательных «запросов»;

Игра «Перевёртыши»

-Сейчас мы поиграем в игру. Я придумываю слово из 2-ух слогов и переставляю их местами. Ваша задача вернуть их на место и назвать слово. После, необходимо определить, в каком числе это слово находится: в единственном или во множественном. Если в ед.ч., -поставить во мн.ч., если во мн.ч.- поставить в ед. ч.

Игра «Ритмичные кольца»

-Ребята, придумайте своё слово, которое будет состоять из 2-ух или из 3-х слогов. Затем прохлопайте его по слогам, выделяя гласные звуки. После, прыгая с двух ног в каждое кольцо, проговаривайте и прохлопывайте своё слово целиком. Количество хлопков определяется порядковым номером кольца.

Дети составляют слова, изменяют их в числе.

Ребята придумывают, прохлопывают слова по слогам и прыгают по кольцам с двух ног.

СЛАЙД 2 (на нём последовательно появляются картинки названных животных)

Слова для игры: СА-ЛИ, СИ-РЫ, СИ-ЛО, ЖИ-У, ВЕДЬ-МЕД, КИ-ВОЛ, ЖИ-Е, ЯЦ-ЗА

Пластиковые кольца

5мин.

5. Формирование отношения к тексту.

Ребята, кроме звуков, у нас также существуют и буквы. Кто расскажет разницу?

Игра «Учитель»

- А сейчас мы поиграем в игру «Учитель». Перед вами рабочие листы со схемами слов, где вписаны только гласные буквы. Я читаю слово, ваша задача проверить правильность схемы (верно ли вписаны гласные буквы).

- Какие слова у вас были в работе?

- Подумайте и скажите, к какой категории относятся данные животные?

-Ребята, обратите внимание на слово МАНГУСТ. Что необычного в этом слове? Как его правильно нужно разделить на слоги?

-Эти слова стоят в единственном числе, поставьте их во множественное число.

 Игра с мячом «Один-много»

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Дети выполняют задание маркерами.

Дети вспоминают.

-Животные, которые живут в жарких странах.

-В этом слове есть стечение согласных, при делении на слоги слогораздел проходит между ними.

Дети изменяют слова в ед.ч., ставя их во мн.ч.

Карточка с иллюстрацией.

Раздаточный материал для игры «Учитель»

Слова для игры: жираф, крокодил, слон, мангуст

СЛАЙД №3

(на слайдах картинки животных)

СЛАЙД №4 (слово МАНГУСТ)

Мяч

10мин.

6. Физкульт-минутка

Логоритмика

Стоя, дети выполняют логоритмические упражнения  

Видео-презентация

СЛАЙД №5

5мин.

7. Этап «РЕФЛЕКСИИ»

Закрепление знаний о слогоделении.

Работа в тетради и с разрезными карточками.

-Ребята, подойдите к столу и рассмотрите картинки. Кто на них изображён? Какие животные живут в Российских лесах? А какие относятся к домашним животным? А кто живёт в жарких странах, например, африканских?

 -Отберите одинаковые картинки.

-Переверните. Вы видите слоги. Составьте из них слово. Запомните каждый своё составленное слово.

 

-Ребята, открывайте тетради, поставьте простым карандашом точку на рабочей строке, где мы будем продолжать работать. Вспомните слово, которое вы придумали для игры с кольцами и запишите его, деля на слоги через дефис. Также вспомните и запишите своё слово, составленное из карточек.

Ребята называют всех животных, и определяют, к какой категории они  относятся: домашние животные, дикие животные России, животные жарких стран.

Ребята составляют слово из слогов, запоминают его.

Дети возвращаются за парту, отмечают рабочую строку карандашом и  записывают своё слово из игры «Кольца» + слово, составленное из карточек.  

Парта, разрезные карточки с изображениями животных с одной стороны, и со слогами с другой. Слова на карточках: коза, кошка, собака, жираф, бегемот, носорог, белка, куница

Тетради, карандаши

10мин.

8. Итог урока

Соотнесение старых и новых представлений;

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали сегодня?

Вам понравилось занятие?

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

- Мы говорили о слогах, о гласных звуках и буквах, о роли, которую они играют в слогоделении.

-Говорили про разных животных.

2мин.

9. Домашнее задание

-Рассмотрите внимательно карточки и найдите всех зверей.

Картинки с наложенными изображениями зверей.

10. Самооценка работы

- Оцените свою работу на уроке.

Дети выбирают подходящий смайл.

Карточки со смайликами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»

Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании в...

Слогообразующая роль гласных.

Цель.  Закрепить образование слогов  с помощью гласных....

Слоговой анализ и синтез слов.

Данная презентация может быть использована на индивидуальных и групповых корррекционных занятиях. Логопед может усложнить или упростить задания в зависимости от возраста обучающихся ( презентация...

Конспект логопедического занятия по программе "Коррекция дизорфографии" 3 (4) класс. Тема: Слогообразующая роль гласных.

Конспект логопедического занятия с презентацией и необходимыми приложениями....