«СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. СЛОГООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ» 1 КЛАСС
план-конспект
Конспект открытого логопедического занятия для первого класса с авторскими разработками, которые помогут глубже понять специфику преподавания темы о слогообразующей роли гласных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slogovoy_analiz_i_sintez._slogoobrazuyushchaya_rol_glasnyh.docx | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Пушкинского района Санкт-Петербурга
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО УРОКА
ПО ТЕМЕ: «СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. СЛОГООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ»
1 КЛАСС
Проводит: Вехарева Надежда Федоровна
учитель-логопед ГБУ ЦППМСП
школьного логопункта школы №552
Специалист высшей категории
Место проведения: ГБУ СОШ №552
Дата и время проведения: 22 апреля 2024 г. в 10.00
Технологическая карта логопедическая урока.
Тема логопедическая: «Слоговой анализ и синтез. Слогообразующая роль гласных».
Тема лексическая: «В мире животных».
Тема грамматическая: «Словоизменение существительных в числе»
Класс: 1 класс
Тип: закрепление
Цель: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза на материале слов-существительных
Задачи:
- Образовательные:
● формировать точность речевого высказывания;
● обогащать словарный запас по лексической теме «В мире животных»;
● формировать навыки словоизменения существительных в числе;
- Развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- совершенствовать артикуляционную моторику;
- развивать пространственную ориентировку;
- закреплять знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
- развивать умение определять количество слогов в словах;
- развивать фонематический анализ и синтез;
- развивать слоговой анализ и синтез;
- развивать слухоречевую память;
- развивать внимание;
- развивать память;
- развивать темпо-ритмическую организацию речи;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать орфографическую зоркость учащихся и правильность их письменной речи;
- Воспитательные:
- формировать самоконтроль, самооценку учащихся;
- воспитывать трудолюбие;
- прививать навыки индивидуальной работы;
- воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь;
- воспитывать культуру речи школьников и доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к животному миру;
- воспитывать формирование положительной мотивации обучающихся через использование игровых и занимательных упражнений;
Оборудование урока: тетради, учебные принадлежности, мяч, логоритмический инвентарь, демонстрационные разрезные карточки, презентация к уроку.
Этапы | Деятельность | Оборудование урока | Время | |
Учителя | Учащихся | |||
1. Организационный момент | Приветствие учителя и учеников. Приветствие гостей. Психологическая настройка. -Ребята, выберите одну из настраивающих фраз: Я МОГУ, Я ЗНАЮ, Я УМЕЮ, Я ПОНИМАЮ. | Учащиеся выбирают для себя фразу. Проходят к своим местам, но не садятся. | 1мин | |
2. Актуализация знаний
• пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме • учащиеся определяют направления в изучаемой теме. | -Ребята, сегодня нас ожидает увлекательнейшее путешествие в мир звуков и букв. Посмотрите пожалуйста на доску, что это такое? - Вы знаете, что каждый гласный звук мы можем пропеть и показать его движением. Выполняем дыхательную гимнастику, следим за правильностью дыхания, точностью артикуляции и движений рук. -Сейчас я загадаю вам слова. Я разделю их на звуки, где гласные заменю на движения. Ваша задача соединить звуки в слово и назвать его. ЗАПОМНИТЕ их! - Отгадайте загадку: Хожу в пушистой шубе, Запомните отгадку. Кто отгадал загадку первым, тот крутит барабан. Какой звук выпал? Например, выпал звук [Э]. | -На доске символы гласных звуков. Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику, в соответствии с уже полученными знаниями, умениями и навыками. Ученики отгадывают слова, запоминают их и садятся на свои места. Ученики отгадывают загадку. Кто первым поднимет руку, тот и говорит отгадку, тем самым получает право крутить барабан (ритмический круг со стрелкой и символами гласных звук) | Доска, карточки с символами гласных звуков. Слова: лось, рысь, лиса, мышь. Ритмический круг |
4 мин. |
3.Этап «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ). • организация активной работы. Постановка учебной задачи. | Работа над силой голоса. Работая над силой голоса, пропеваем этот звук в трёх упражнениях: линейное, ступенчатое и волновое пропевание. Развитие отсроченной памяти. -Вспомните каких животных до распевки мы называли? Отвечая, ставьте их во множественное число. Как в двух словах их можно назвать? -Молодцы, а мы продолжаем наше путешествие. - Кроме гласных звуков, какие ещё бывают звуки? -Чем отличаются гласные от согласных? -Правильно. Если мы вернёмся к звуковой волне из упражнения (волновое пропевание), я смогу отправить согласный звук в музыкальное путешествие? -Ребята, какую важную роль играют гласные? Правильно, ведь сколько в слове гласных – столько и слогов. -Какие бывают слоги? | Учащиеся пропевают. -Белка-белки, лось-лоси, рысь-рыси, лиса-лисы, мышь-мыши. -Дикие животные. -Согласные -Гласные звуки мы можем петь, а согласные не можем, потому что во рту есть преграды: зубы, губы и язык. -Нет, потому что только гласные звуки мы можем петь и тянуть без преград. -Гласные образуют слоги -Открытые и закрытые | 3 мин. | |
4. Словарная работа… • удовлетворение познавательных «запросов»; | Игра «Перевёртыши» -Сейчас мы поиграем в игру. Я придумываю слово из 2-ух слогов и переставляю их местами. Ваша задача вернуть их на место и назвать слово. После, необходимо определить, в каком числе это слово находится: в единственном или во множественном. Если в ед.ч., -поставить во мн.ч., если во мн.ч.- поставить в ед. ч. Игра «Ритмичные кольца» -Ребята, придумайте своё слово, которое будет состоять из 2-ух или из 3-х слогов. Затем прохлопайте его по слогам, выделяя гласные звуки. После, прыгая с двух ног в каждое кольцо, проговаривайте и прохлопывайте своё слово целиком. Количество хлопков определяется порядковым номером кольца. | Дети составляют слова, изменяют их в числе. Ребята придумывают, прохлопывают слова по слогам и прыгают по кольцам с двух ног. | СЛАЙД 2 (на нём последовательно появляются картинки названных животных) Слова для игры: СА-ЛИ, СИ-РЫ, СИ-ЛО, ЖИ-У, ВЕДЬ-МЕД, КИ-ВОЛ, ЖИ-Е, ЯЦ-ЗА Пластиковые кольца | 5мин. |
5. Формирование отношения к тексту. | Ребята, кроме звуков, у нас также существуют и буквы. Кто расскажет разницу? Игра «Учитель» - А сейчас мы поиграем в игру «Учитель». Перед вами рабочие листы со схемами слов, где вписаны только гласные буквы. Я читаю слово, ваша задача проверить правильность схемы (верно ли вписаны гласные буквы). - Какие слова у вас были в работе? - Подумайте и скажите, к какой категории относятся данные животные? -Ребята, обратите внимание на слово МАНГУСТ. Что необычного в этом слове? Как его правильно нужно разделить на слоги? -Эти слова стоят в единственном числе, поставьте их во множественное число. Игра с мячом «Один-много» | - Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Дети выполняют задание маркерами. Дети вспоминают. -Животные, которые живут в жарких странах. -В этом слове есть стечение согласных, при делении на слоги слогораздел проходит между ними. Дети изменяют слова в ед.ч., ставя их во мн.ч. | Карточка с иллюстрацией. Раздаточный материал для игры «Учитель» Слова для игры: жираф, крокодил, слон, мангуст СЛАЙД №3 (на слайдах картинки животных) СЛАЙД №4 (слово МАНГУСТ) Мяч | 10мин. |
6. Физкульт-минутка | Логоритмика | Стоя, дети выполняют логоритмические упражнения | Видео-презентация СЛАЙД №5 | 5мин. |
7. Этап «РЕФЛЕКСИИ» Закрепление знаний о слогоделении. Работа в тетради и с разрезными карточками. | -Ребята, подойдите к столу и рассмотрите картинки. Кто на них изображён? Какие животные живут в Российских лесах? А какие относятся к домашним животным? А кто живёт в жарких странах, например, африканских? -Отберите одинаковые картинки. -Переверните. Вы видите слоги. Составьте из них слово. Запомните каждый своё составленное слово.
-Ребята, открывайте тетради, поставьте простым карандашом точку на рабочей строке, где мы будем продолжать работать. Вспомните слово, которое вы придумали для игры с кольцами и запишите его, деля на слоги через дефис. Также вспомните и запишите своё слово, составленное из карточек. | Ребята называют всех животных, и определяют, к какой категории они относятся: домашние животные, дикие животные России, животные жарких стран. Ребята составляют слово из слогов, запоминают его. Дети возвращаются за парту, отмечают рабочую строку карандашом и записывают своё слово из игры «Кольца» + слово, составленное из карточек. | Парта, разрезные карточки с изображениями животных с одной стороны, и со слогами с другой. Слова на карточках: коза, кошка, собака, жираф, бегемот, носорог, белка, куница Тетради, карандаши | 10мин. |
8. Итог урока Соотнесение старых и новых представлений; | Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали сегодня? Вам понравилось занятие? Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. | - Мы говорили о слогах, о гласных звуках и буквах, о роли, которую они играют в слогоделении. -Говорили про разных животных. | 2мин. | |
9. Домашнее задание | -Рассмотрите внимательно карточки и найдите всех зверей. | Картинки с наложенными изображениями зверей. | ||
10. Самооценка работы | - Оцените свою работу на уроке. | Дети выбирают подходящий смайл. | Карточки со смайликами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»
Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании в...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Насекомые.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Слогообразующая роль гласных.
Цель. Закрепить образование слогов с помощью гласных....
Слоговой анализ и синтез слов.
Данная презентация может быть использована на индивидуальных и групповых корррекционных занятиях. Логопед может усложнить или упростить задания в зависимости от возраста обучающихся ( презентация...
Конспект логопедического занятия по программе "Коррекция дизорфографии" 3 (4) класс. Тема: Слогообразующая роль гласных.
Конспект логопедического занятия с презентацией и необходимыми приложениями....
«Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков»
Конспект логопедического занятия...