Конспект логопедического занятия по программе "Коррекция дизорфографии" 3 (4) класс. Тема: Слогообразующая роль гласных.
план-конспект занятия по теме

Султанова Валерия Николаевна

Конспект логопедического занятия с презентацией и необходимыми приложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Составитель: учитель-логопед

                                                                   Султанова Валерия Николаевна

Конспект группового логопедического занятия по программе

«Коррекция дизорфографии» (З класс).

             

  Логопедическая тема: слогообразующая роль гласных, типы слогов.

Грамматическая тема: слоговой анализ и синтез.

Лексическая тема: ягоды и грибы.

Задачи:

  • развитие умения распознавать гласные и согласные звуки;
  • развитие умения выделять гласные из слов;
  • уточнение представлений учащихся о слоге как части слова;
  • развитие умения  определять количество слогов в слове, делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков;
  • развитие  умения составлять из слогов слова;
  • развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой и слоговой анализ;
  • активизация словарного запаса по теме «грибы и ягоды»;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование:

  • схемы слогов разного типа;
  • изображение трёх корзин;
  • картинки, изображающие ягоды и грибы.
  • Проектор, мультимедийная/интерактивная доска.

I.         Организационный момент.

Учитель-логопед: Сядет тот ученик, который придумает и назовет слово, начинающееся с согласного звука.

II.     Ход занятия. Сообщение темы и целей урока. 

Задание №1. Актуализация опорных знаний по теме.

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о слогах и словах.

Логопед: Как узнать, сколько в слове слогов?

Ученики: Сколько гласных, столько и слогов.

Логопед: Верно:        

Сколько в слове гласных -  

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

—        А чем отличается гласный звук от согласного?

Ученики: гласные мы можем пропеть, а согласные нет.

Логопед: Скажите, пожалуйста, может слог состоять из одной гласной?

Ученики: да.

Логопед:  Из одной согласной?

Ученики: нет.

Логопед: Из двух согласных?

Ученики: нет.

Логопед:  Слог обязательно должен содержать  гласную.

Итак,  слоги  по своему составу бывают разные. Слог может состоять из одного гласного, гласного и согласного, гласного и нескольких согласных. Если   слог начинается с согласной,  за которой идет гласный, то такой слог называется  прямым (логопед демонстрирует  схему  прямого слога СГ), а если сначала идет гласная, а за ней согласная, то такой слог называется обратным (демонстрируется схема обратного слога  ГС). Приложение №1.

Задание №2. Игра «Скажи наоборот» Звуковой синтез. Приложение №2.

 Логопед: Я говорю слог. Если он прямой, то превратите его в обратный. Если он обратный,  то превратите его  в прямой: он (но), фи (иф), ма (ам), ур (ру)…

Логопед: Посмотрите на мою схему и скажите, в каком порядке произносятся гласные и согласные в этом слоге. Демонстрируется карточка СГС     (Согласный, гласный, согласный).

 - В этом слоге? Логопед демонстрирует карточку ССГ (согласный, согласный, гласный)

 - А в этом слоге? Карточка ГСС ( гласный, согласный, согласный)

 - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

 - Зарисуйте  эти схемы в следующем порядке  СГС      ССГ      ГСС.

  - У вас получится три  колонки. Я диктую  слоги, вы должны записать слог под той схемой, которой он соответствует.

Слоги: ошк, рам, крю, ост,  коф, хри, шта, унт, дим…

Задание №3. Слоговой анализ. Определение количества слогов в слове. Работа у доски.

 Логопед: Посмотрите, ребята. На доске висят три корзинки. В первой корзине «размещаются» слова-картинки, в названии которых один слог, во 2 -  два слога, в третьей -  3 слога.

Поделите лист тетради на 3 столбика. Ягоды и грибы первой корзинки  вы записываете в первый столбик, ягоды и грибы второй корзинки – во второй столбик, 3-ей  - в третий. Гласные  буквы  подчеркивайте красной ручкой.

 Логопед демонстрирует картинку. Ученик называет картинку, определяет,  сколько слогов в этом слове, закрепляет картинку в соответствующей корзине на доске. Ребенок записывает слова на доске, подчеркивает гласные красным мелом,  делит слова на слоги вертикальной чертой, проговаривает слово по слогам. Следующее слово разбирает следующий ученик.

Запись в тетради и на доске будет выглядеть следующим образом: Приложение №4.

http://www.fruity-mail.ru/i/basket.jpg           http://www.fruity-mail.ru/i/basket.jpg           http://www.fruity-mail.ru/i/basket.jpg

Груздь

клюква

лисичка

рыжик

малина

вишня

шампиньон

Логопед: Какими двумя словами мы можем назвать все предметы, которые лежат в корзинках?

Ученики: Ягоды и грибы.

Логопед:  Какие слова из тех, которые мы записали, нельзя переносить? Почему? (слово груздь, потому что в нем только один слог).

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (Пальчики обеих рук "здороваются".)
В лес идем мы погулять, 
(Пальчики "шагают".)
За черникой, 
(Загибают по одному пальцу.)
За малиной, 
За брусникой, 
За калиной. 
Землянику мы найдем 
И братишке принесем. 
Н. Нищева 

Логопед:  Названия каких ягод прозвучали в стихотворении? (На доске проектируются все ягоды из стихотворения). Презентация.

Ученики: черника, малина, калина, брусника, земляника.

 Логопед:  В какой корзине лежат эти ягоды? Всем ли ягодам достанется корзина?

  Ученики: Землянике не достанется корзина, потому что в этом слове 4 слога.

 Логопед:  Запишем это слово в тетради по слогам.

Задание №4. Слоговой синтез. Составление слов из слогов. Презентация.

В лесу растут и другие ягоды и грибы. Угадайте их названия.

1. Составление слов из слогов.

Логопед: Для того чтобы угадать первое слово,  соедините  первый слог в названии первой картинки, первый слог в названии второй картинки и первый слог в названии третьей картинки. Объедините слоги в слово. Какое слово у вас получилось?

Ряса, бидон, нашивка – рябина.

- Сколько слогов? В какой столбик запишем слово рябина? Подчеркните гласные.

2. Составление слова из слогов, данных в беспорядке.

Логопед: Посмотрите на доску. Название этого гриба рассыпалось на слоги в беспорядке. Соберите их в слово.  Презентация.

(Ученики составляют слово из слогов, на доске проектируется правильное слово с картинкой.)

Ученики: подосиновик.

Логопед: Правильно. Запишите это слово в тетрадку по слогам. Подчеркните гласные буквы.

Составьте еще одно рассыпавшееся слово. Логопед демонстрирует картинку (рисунок проектируется в  качестве проверки, когда дети правильно составят слово.). (Морошка)

  • Сколько слогов в слове морошка? (3)

Задание №5. Звуковой синтез. Анаграмма. Составление слов из букв, данных в беспорядке. Презентация.

 Логопед: Чтобы назвать следующее слово, поменяйте местами буквы (если это задание вызовет затруднение, то надо  расположить буквы  в  том порядке, которое определяется цифрами).

4 2 1 3 5 7 6

ВЖЕЕИАК

Логопед: Какое слово у вас получилось?

Ученики: Ежевика.

Логопед: Сколько слогов в этом слове? Подчеркните гласные. (То же самое сделать с остальными получившимися словами.)

                                          2 13 4 5 76

                                         ОПГАНАК

Логопед: Какое слово у вас получилось? (Поганка)

В какую корзинку мы положим этот гриб?

Ученики: Ни в какую. Это несъедобный гриб.

Логопед: Молодцы.

Задание №6. Сравнительный звуковой анализ слов. Работа по карточкам. Презентация. (На доске проектируются картинки всех названых грибов и ягод). Также это задание можно выполнить у доски. Приложение №5.

В левой половине карточек написаны схемы слов, а в правой половине – слова. Ученики соединяют схемы с соответствующими им словами.

СГСГСГС

волнушка

СГСГСГСГ

черника

СГСГГССГ

сыроежка

СГССГССГ

моховик

СГССГСГ

голубика

Логопед: А теперь сами составьте схемы слов:

маслёнок, опёнок (СГССГСГС, ГСГСГС)

 - Напишите схемы, запишите слова, поделите их на слоги.

Задание №7. Отгадывание загадок. Презентация.

Логопед: А теперь попробуйте отгадать загадки о тех ягодах и грибах, которые мы ещё не называли:

Низок, да колюч, 
сладок, не пахуч. 
Ягоды сорвёшь - 
всю руку обдерёшь.

http://edenflower.ru/wp-content/uploads/2010/03/%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpg

Он большой, как мяч футбольный, 
Если спелый - все довольны. 
Так приятен он на вкус! 
Что это за шар? ..

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQxz8fgUzuqvYIU62vG-itfpaW5Pjw2naKok3u2lDFvGLj7CcJE

Две сестры летом зелены, 
К осени одна краснеет, 
другая чернеет.

http://healthymen.ucoz.ru/_si/0/61299108.jpghttp://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ9rniQjrI6CCsnWZkPkstXN8vzKwxRghRXo-G4kMfBHm0uS1BG3Q

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый…

Задание №8. Задание по карточкам. Проверка усвоенного на уроке. Приложение №6.

У каждого карточка с изображением арбуза. Ученики определяют количество слогов и находят все слова, состоящие из трёх слогов. Остальные вычёркивают.

(На доске проектируется такое же изображение, самопроверка – с арбуза на доске исчезают все ненужные слова.)

III.     Подведение итогов.

Что мы сегодня изучали на уроке?

Как узнать, сколько в слове слогов?

Вам понравился урок?

На этом наш урок окончен. До свидания.

Приложение №1.

Приложение №2.


Приложение №3.

http://www.fruity-mail.ru/i/basket.jpghttp://www.fruity-mail.ru/i/basket.jpghttp://www.fruity-mail.ru/i/basket.jpg


Приложение №4

    http://900igr.net/datai/rastenija-i-griby/Griby-4.files/0009-007-Lisichka.jpg 

 

Приложение № 5.

СГСГСГС

волнушка

СГСГСГСГ

черника

СГСГГССГ

сыроежка

СГССГССГ

моховик

СГССГСГ

голубика

Приложение №6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект группового логопедического занятия по программе «Коррекция дизорфографии » ( З класс). Логопедическая тема: слогообразующая роль гласных, типы слогов. Грамматическая тема: звуко – слоговой анализ и синтез. Лексическая тема: ягоды и грибы. Составитель: учитель-логопед Султанова Валерия Николаевна.

Слайд 3

Р Я С А Б И Д О Н НАШИВКА РЯ БИ НА

Слайд 4

ПО ДО СИ НО ВИК РОШ КА МО

Слайд 5

В К Ж Е Е И А 4 2 1 3 5 7 6 К А Н А Г П О 1 2 7 5 4 3 6

Слайд 6

волнушка черника сыроежка моховик голубика маслёнок опёнок

Слайд 7

Низок, да колюч, сладок, не пахуч. Ягоды сорвёшь - всю руку обдерёшь. Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар? .. Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, другая чернеет. Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый …

Слайд 8

Найди все слова, состоящие из трёх слогов. Остальные зачеркни. малина малина груздь земляника вишня опенок моховик смородина рябина черника ежевика поганка голубика подосиновик подберёзовик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект элективного занятия по информатике в 9 классе. Тема "Решение прикладных задач в Excel"

Урок - практикум.Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения нестандартных задач.Приобретение навыков в составлении таблиц разного т...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме «Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х».

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:«Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х»...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класс с ОВЗ с применением ЭОР и игровых технологий Тема: «А мы идем в Звукляндию!»

В процессе этого логопедического занятия происходит формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры, совершенствование фонематических представлений, анализа и синте...

КОНСПЕКТ логопедического занятия на основе здоровьесберегающих технологий на тему «Речевая Олимпиада» (4 класс)

Конспект занятия, проведённого в рамках предметной недели по теме "Спорт и музыка"...