"Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" 11 класс "Особый ребенок""
рабочая программа (11 класс)

Представлена рабочая программа для обучения детей в школе 8-го вида 2-ой вариант обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl._rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya._rab._pr-ma.docx74.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 607

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающихся 11 А класса «Особый ребенок»

Срок реализации 2024-2025

 учебный год

Автор-разработчик: Петришена Светлана Николаевна

(Ф. И. О. педагога)

Учитель класса «Особый ребенок» высшей квалификационной категории.

Санкт-Петербург

2024

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  
  • адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ школа № 607
  • Учебным планом ГБОУ школа № 607

          В основу разработки программы «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

  • Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (2 вариант) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
  • Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
  • Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
  • Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.
  • Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.
  •  В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

    Общая характеристика предмета

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи:каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.

Цель обучения

Целью предмета является формирование у обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

  • Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка;
  • Развивать фонематический слух;
  • Способствовать пониманию обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
  • Развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
  • Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • Расширять словарный запас учащегося, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;

•Знакомить учащегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями.

  • Обучать глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.

Место учебного предмета в учебном плане

      Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 607 на 2024-2025 учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году), 3 часа в неделю. Возможно уменьшение количества часов на изучение некоторых разделов программы в зависимости от выпадения уроков на праздничные дни за счет уроков повторения.

Содержание учебного предмета

Коммуникация

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).  Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Коммуникация без помощи вспомогательных устройств. Продуцирование знаков с использованием движений собственного тела. Использование взгляда, жеста, движения. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

Коммуникация с помощью вспомогательных устройств. Использование приспособлений для помощи в продуцировании высказывания. Использование таблиц, книг. Указывание на графический символ или картинку.

 Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Закрепление понимания обобщающих понятий, признаков и действий предметов. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание простых предложений.

Экспрессивная речь

Закрепление умений употребления слов, обозначающих предмет, обобщающих понятий, слов. Употребление слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) простых предложений.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Закрепление умений использования графического, предметного символа для обозначения предметов и объектов, обозначения действия предмета, признака предмета, для обозначения обобщающих понятий.

Использование графического, предметного символа для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др. Использование напечатанного слова, графического символа  для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др. Использование графического символа или мануального знака для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.) Составление простых предложений с использованием графического, предметного символа.

Чтение и письмо

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как дополнительного средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения). Письменные упражнения («письмо» точек, линий (прямые с наклоном), без наклона ( горизонтальные, вертикальные), извилистые (волнистая, улитка и т.д.); крестики, кружки; чередование.

Чтение

Повторение пройденного за все годы (выборочно).Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам. Составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсия, детские праздники).

Рассказ по вопросам  учителя содержания просмотренного фильма. Учить учащихся слушать и понимать обращенную речь. Продолжать развивать речевую активность, потребность в общении, учить при необходимости обращаться с вопросом к учащимся.

Привлекать к тексту, как к источнику информации, учить анализировать текст и получать эту информацию, учить ориентироваться в печатных СМИ, определять информацию по названию. Тренировать  навык формулировки мысли и умения сообщать ее окружающим. Учить глобальному чтению, распространенных знаков безопасности и информации.

Письмо

Звуки и буквы. Алфавит. Различение свистящих – шипящих, аффрикатов (ч-ц-щ).

Слово. Предлоги (с, к), союзы (и,а,но).Слова, обозначающие признак действия. Образование глаголов с помощью приставок. Узнавание предметов по их признакам и действиям. Образование родственных слов.

Предложение. Работа с деформированными предложениями, распространение предложений по вопросам. Запись их.

Составление рассказа-описания по плану. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

· Узнавание и различение образов графем (букв).

· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

· Начальные навыки чтения и письма.

Личностные учебные действия

  • - индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
  • целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
  • пользоваться учебной мебелью
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  • пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
  • читать, писать
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов.
  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)

Базовые учебные действия.

Учащиеся должны уметь:

  • контактировать с взрослыми и сверстниками  в знакомой ситуации взаимодействия  доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
  • называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;
  • откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена одноклассников и ближайших родственников.
  • различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх;
  • подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых действиях.
  • использовать невербальные и вербальные средства коммуникации  в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
  • готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • выражение собственных потребностей  и  желаний  доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
  • проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.

Тематическое планирование по предмету

Наименование тем

Количество часов

Коммуникация

5

1-5

Развитие навыков общения, диалогической связной речи

5

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

28

6-12

Хочу все знать

7

13-20

Мир природы

8

21-28

Путешествие в сказку.

8

29-33

Наш дом.

5

Чтение и письмо

64

34-39

Алфавит.

6

40-46

Обводка букв.

7

47-53

Штриховка букв.

7

54-60

Печатание букв.

7

61-63

Слова, обозначающие предмет.

3

64-66

Слова, обозначающие признак предмета.

3

67-70

Слова, обозначающие действие предмета

4

71-72

Предлоги.

2

73-74

Союзы.

2

75-78

Предложение.

4

79-82

Чтение объявлений, инструкций

4

83-92

Чтение художественных произведений.

10

93-97

Заучивание стихов.

5

98-102

Повторение

5

Итого

102

Речь и альтернативная коммуникация

 «Особый ребенок» - 11 класс

I полугодие

№п/п

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Предполагаемый

результат

Словарь

Виды

деятельности учащихся

УМК

Оборудование урока (ЭСО, ТСО, наглядные пособия)

Интеграция

Коммуникация

5

1

2

3

4

5

04.09, 05.09, 06.09, 11.09, 12.09

Развитие навыков общения, диалогической связной речи

5

Упражнение в навыках общения с людьми.

Имя,

здравствуйте,

привет, пока,

покажи, расскажи

Игры и упражнения:

Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника звуком и жестом.

Задавание вопросов.

Выражение своих желаний с использованием графического изображения.

Прощание с собеседником.

Работа с пиктограммами.

Слушание песен.

Просмотр мультфильмов.

https://www.youtube.com/watch?v=S9a5vleYFSQ

https://dzen.ru/video/watch/6109592859eaef364db52e11?f=video

https://www.youtube.com/watch?v=-yh3ayCYXIM

https://dzen.ru/video/watch/6468193862de1e7600cb36ad?f=d2d

Пиктограммы, сюжетные картинки, предметные картинки, компьютер

Интеграция с уроками по предмету:  «Окружающий социальный мир»

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

6

7

8

9

10

11

12

13.09, 18.09, 19.09, 20.09, 25.09, 26.09, 27.09

Хочу все знать.

7

Ознакомление с интересными фактами из мира природы

Природа, животные, дикие, насекомые, самый высокий, самый большой, юг,

север

Рассматривание изображений животных, населяющие холодный пояс Земли.

Рассматривание изображений животных, населяющие, жаркий пояс нашей планеты.

Беседа о самых больших насекомых.

Беседа о самых высоких деревьях.

Отгадывание загадок.

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=XYtm8RzA-Bw

https://www.youtube.com/watch?v=EQVBkQ9L8q4

https://www.youtube.com/watch?v=1I2FHyK2ucI 

https://www.youtube.com/watch?v=WXCtwMiqE9M

Изображения животных, населяющие холодный пояс Земли,

изображения животных, населяющие жаркий  пояс Земли, картинки насекомых, деревьев, компьютер

Интеграция с уроками по предмету:  «Окружающий природный мир»

13

14

15

16

17

18

19

20

02.10, 03.10, 04.10, 09.10, 10.10, 11.10,

16.10, 17.10

Мир природы.

8

Расширение представлений о мире природы.

Природа, животные, дикие, домашние, птицы,

насекомые, рыбы, растения, деревья, кустарники, травы

Рассматривание картинок, пиктограмм с изображением животных, птиц, насекомых, рыб, растений.

 Рассматривание строения

Беседа.

Дидактические игры.

Отгадывание загадок.

Задание «Собери разрезную картинку»

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=K539itdG078

https://www.youtube.com/watch?v=HxUIuuB3htA

https://www.youtube.com/watch?v=HkjA6VAsunk

https://www.youtube.com/watch?v=kFL23kVnFuM

https://www.youtube.com/watch?v=K539itdG078

https://www.youtube.com/watch?v=xxfXSdT0xTY

https://www.youtube.com/watch?v=XYtm8RzA-Bw

Предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением животных, птиц, насекомых, рыб, растений,  разрезные картинки, компьютер

Интеграция с уроками по предмету:  «Окружающий природный мир»

21

22

23

24

25

26

27

28

18.10, 23.10, 24.10, 25.10, 07.11, 08.11, 13.11, 14.11

Путешествие в сказку.

8

Развитие умения воспринимать сказку и ее анализировать

Сказки, герои,

животные, дикие, домашние, птицы, люди

Чтение сказок.

Слушание аудиосказок.

Просмотр сказок.

Беседа по содержанию.

Пальчиковая игра.

Настольный театр.

Раскраска.

Задание «Собери пазлы»

https://deti-online.com/audioskazki/?ysclid=lobdi7j0au395710389

Книги, настольный театр, раскраска, краски, кисть, стакан для воды, цветные карандаши, пазлы, компьютер

Интеграция с уроками по предмету:  «Окружающий природный мир»

29

30

31

32

33

15.11, 20.11, 21.11, 22.11, 27.11

Наш дом.

5

Закрепление понятия «дом»

Дом, квартира,  

стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол, комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон

Рассматривание картинок с изображением типов домов, частей дома.

 Рассматривание картинок с изображением помещений в квартире.

Беседа.

Дидактическая игра «Что находится на кухне?»

Задание «Раскрась дом»

Просмотр развивающего мультфильма про дом

https://www.youtube.com/watch?v=MZH5jE_cfhk

https://www.youtube.com/watch?v=hIqVtqWCUng

Картинки с изображением типов домов, частей дома,  помещений в квартире, картинки мебели, посуды, бытовых электрических приборов, одежды раскраска, цветные карандаши, компьютер

Интеграция с уроками по предмету:  «Окружающий социальный мир»

Чтение и письмо

34

35

36

37

38

39

28.11, 29.11, 04.12, 05.12, 06.12, 11.12

Алфавит.

6

Закрепление знания алфавита

Алфавит, буквы, звуки,

гласные, согласные

свистящие, шипящие,

Работа с плакатом «Алфавит».

Дидактическая игра «Назови, какой буквы не стало».

Выполнение заданий с наборами букв.

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=HZH2Y_Dc4ys

Плакат «Алфавит, карточки с изображением букв, наборы букв, компьютер

Интеграция с уроками по предмету «Окружающий социальный мир»

40

41

42

43

44

45

46

12.12, 13.12, 18.12, 19.12, 20.12, 25.12, 26.12

Обводка букв.

7

Тренировка в написании букв

Алфавит, буквы, звуки,

гласные, согласные

свистящие, шипящие

Работа с плакатом «Алфавит».

Пальчиковая игра.

Выполнение заданий с наборами букв.

Обводка букв.

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=9jcsO8vTeaM

Плакат «Алфавит, карточки с изображением букв, наборы букв, лист бумаги, трафарет букв, ручка, компьютер

Интеграция с уроками по предмету:«Окружающий социальный мир»

47

27.12

Штриховка букв.

1

Закрепление умения штриховать буквы

Алфавит, буквы, звуки,

гласные, согласные

свистящие, шипящие, штриховка

Работа с плакатом «Алфавит».

Выполнение заданий с наборами букв.

Штриховка букв.

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=aXEKE97Nsoc

Плакат «Алфавит, карточки с изображением букв, наборы букв, лист бумаги с нарисованными контурами букв, карандаш, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

Речь и альтернативная коммуникация

 «Особый ребенок» - 11 класс

II полугодие

№п/п

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Предполагаемый

результат

Словарь

Виды

деятельности учащихся

УМК

Оборудование урока (ЭСО, ТСО, наглядные пособия)

Интеграция

Чтение и письмо

48

49

50

51

52

53

09.01, 10.01, 15.01, 16.01, 17.01, 22.01

Штриховка букв.

6

Закрепление умения штриховать буквы

Алфавит, буквы, звуки,

гласные, согласные

свистящие, шипящие, штриховка

Работа с плакатом «Алфавит».

Пальчиковая игра.

Выполнение заданий с наборами букв.

Штриховка букв.

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=G8iVNcuSOgI

Плакат «Алфавит, карточки с изображением букв, наборы букв, лист бумаги с нарисованными контурами букв, карандаш, компьютер

Интеграция с уроками по предмету «Окружающий социальный мир»

54

55

56

57

58

59

60

23.01, 24.01, 29.01, 30.01, 31.01,

05.02, 06.02

Печатание букв.

7

Упражнение в печатании букв

Алфавит, буквы, звуки,

гласные, согласные

свистящие, шипящие

Работа с плакатом «Алфавит».

Дидактическая игра «Назови, какой буквы не стало».

Выполнение заданий с наборами букв.

Обведение букв по точкам.

Обведение букв по пунктирным линиям

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=HZH2Y_Dc4ys

Плакат «Алфавит, карточки с изображением букв, наборы букв, лист бумаги с нарисованными контурами букв, карандаш, ручка, компьютер

Интеграция с уроками по предмету:  «Окружающий социальный мир»

61

62

63

07.02, 12.02, 13.02

Слова, обозначающие предмет.

3

Знать и называть

овощи, фрукты,

диких, домашних животных, уметь

объединять слова в

общие группы.

Предмет,

кто, что, овощи, фрукты, дикие

животные,

домашние

животные.

Речевые и игровые упражнения на тему: «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные».

Задание «Раскрась овощ».

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=eFh0wbaNyZM https://www.youtube.com/watch?v=U5Q53LCUIxU https://www.youtube.com/watch?v=K539itdG078

https://www.youtube.com/watch?v=xxfXSdT0xTY

Пиктограммы, карточки с

изображением

предметов:

фрукты, овощи, дикие, домашние животные, карточки со словами, раскраска, цветные карандаши, компьютер

Интеграция с уроками по предмету:  «Окружающий природный мир»

64

65

66

14.02, 19.02, 20.02

Слова, обозначающие признак предмета.

3

Уметь называть

слова, обо-

значающие

признаки

предметов (кто? что?

Признак предмета, какой, какая, какое, какие

Речевые и

игровые упражнения.

Работа с карточками с картинками и со словами.

Просмотр обучающего видео

https://www.youtube.com/watch?v=LDJUZmIn89w

https://www.youtube.com/watch?v=JteNEUz59lc

Карточки со словами, картинками, геометрические фигуры, цветные карточки, компьютер

Интеграция с уроками по предмету:«Окружающий социальный мир»

67

68

69

70

21.02, 26.02, 27.02, 28.02

Слова, обозначающие действие предмета.

4

Познакомить со

словами, обо-

значающими

действия пред-

метов (Что

делать?(Делает? )

Действие предмета,

что делать,

что делает

Речевые и

игровые упражнения.

Работа с карточками с картинками и со словами.

Просмотр обучающего мультфильма.

https://www.youtube.com/watch?v=w56i6XmE_HI

https://www.youtube.com/watch?v=-nblPhLrUvk

Карточки со словами, картинками, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» 

71

72

04.03, 05.03

Предлоги.

2

Познакомить с предлогами.

Предмет, предлог,

в , на, за, между, перед, над, у, под

Речевые и

игровые упражнения.

Работа с карточками с картинками и с предлогами.

Просмотр обучающего мультфильма.

https://www.youtube.com/watch?v=bZjqT_YgVJU

https://www.youtube.com/watch?v=L1fqwBxChJI

https://dzen.ru/video/watch/625556cc78501c7becc844ba

Карточки с предлогами, картинками, компьютер

Интеграция с уроками по предмету «Окружающий социальный мир»

73

74

06.03, 11.03

Союзы.

2

Познакомить с союзами

Союз. и, а, но, чтобы, если, когда

Речевые и игровые

упражнения по теме,

Работа с картинками, карточками с союзами.

Работа в тетрадях.

Просмотр обучающего мультфильма.

https://www.youtube.com/watch?v=fE9NuSeWnMg

Карточки со союзами, картинками, тетрадь, ручка, компьютер

Интеграция с уроками по предмету «Окружающий социальный мир» 

75

76

77

78

12.03, 13.03, 18.03, 19.03

Предложение.

4

Уметь составлять

предложения по

картинке по

наводящим вопросам учителя

Предложение,

слово, вопрос

Речевые и игровые

упражнения по теме,

Работа с картинками, карточками со

словами.

Просмотр обучающего мультфильма.

https://www.youtube.com/watch?v=5l01qtFf4TI

Карточки со словами, картинками, компьютер

Интеграция с уроками по предмету:  «Окружающий социальный мир»

79

80

81

82

20.03, 03.04, 08.04, 09.04

Чтение объявлений, инструкций.

4

Умение прочитать объявление, инструкцию и понять их содержание

Объявление, инструкция

Чтение объявлений о продаже продуктов питания, одежды, обуви. Чтение инструкций о пользовании бытовыми электрическими приборами.

Речевые и игровые

упражнения по теме,

Работа с картинками, карточками со

словами

https://www.youtube.com/watch?v=voOOlBjQ0_8

https://www.youtube.com/watch?v=nfmIJEegmZg

Объявления о продаже продуктов питания, одежды, обуви, инструкции о пользовании бытовыми электрическими приборами, карточки со словами, картинками, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» 

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

10.04, 15.04, 16.04, 17.04, 22.04, 23.04, 24.04,

27.04, 06.05, 07.05

Чтение художественных произведений.

10

Умение слушать художественное произведение, находить главных героев и понимать, о чем оно.

Художественное произведение, главные герои, загадки

Чтение художественных произведений.

 Работа по содержанию рассказа.

Работа с иллюстрациями, предметными и сюжетными картинками.

Отгадывание загадок.

Раскраска.

https://audioskazki-online.ru/rasskazy?ysclid=lobzxvcevy108252286

Художественные произведения, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, раскраска, цветные карандаши, краски, кисть, стакан для воды, компьютер 

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» 

93

94

95

96

97

08.05, 13.05, 14.05, 15.05, 20.05

Заучивание стихов.

5

Умение учить стихи наизусть

Стихотворение, учить наизусть, громко, выразительно читать

Слушание и заучивание стихов наизусть.

Рассматривание иллюстраций.

Работа с предметными и сюжетными картинками.

Отгадывание загадок.

Раскраска

https://mishka-knizhka.ru/audio-stihi-dlya-detej/?ysclid=lobzzt6oox58178967

Стихотворения, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, раскраска, цветные карандаши, краски, кисть, стакан для воды, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» 

98

99

100-102

21.05, 22.05

Повторение.

5

Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение:

  • специально подобранные предметы,
  • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий,

рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы

букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные

таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них

индивидуальные коммуникативные альбомы),

  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для

«глобального чтения»),

  • компьютерные программы,
  • аудио и видео материалы,
  • дидактические игры

Интернет-ресурсы:

1. Инфоурок. https://infourok.ru/

2. Учи.ру https://uchi.ru/

3. Мерсибо https://mersibo.ru/

4. Российская электронная школа РЭШ https://resh.edu.ru

5. learningApps.org

6. Мультиурок https://multiurok.ru

Литература (основная и дополнительная):

1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с

пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008

2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений.

Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа,

2008

3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок в школе.

Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа,

2008

4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир животных.

Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа,

2008

5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие

адаптирующие игры. - СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 -64 с.

6. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с

неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88

страниц

7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития

детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. —

М.: Просвещение: Владос, 1995— 112 с.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга

для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.

9. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями:

Методическое пособие /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.:

Экзамен, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для учащихся 5 классов

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся пятого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умени...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)...

Рабочая программа по альтернативному чтению

Рабочая программа по альтернативному чтению для 8 класса "Особый ребёнок"....

Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР

Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...

рабочая программа Предмет: "Альтернативное чтение"

рабочая программа  Предмет: "Альтернативное чтение"...