"Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" 11 класс "Особый ребенок""
рабочая программа (11 класс)
Представлена рабочая программа для обучения детей в школе 8-го вида 2-ой вариант обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl._rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya._rab._pr-ma.docx | 74.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 607
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 11 А класса «Особый ребенок»
Срок реализации 2024-2025
учебный год
Автор-разработчик: Петришена Светлана Николаевна
(Ф. И. О. педагога)
Учитель класса «Особый ребенок» высшей квалификационной категории.
Санкт-Петербург
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ школа № 607
- Учебным планом ГБОУ школа № 607
В основу разработки программы «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
- Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (2 вариант) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
- Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
- Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
- Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.
- Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.
- В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Общая характеристика предмета
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи:каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.
Цель обучения
Целью предмета является формирование у обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка;
- Развивать фонематический слух;
- Способствовать пониманию обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- Развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
- Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- Расширять словарный запас учащегося, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
•Знакомить учащегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями.
- Обучать глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 607 на 2024-2025 учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году), 3 часа в неделю. Возможно уменьшение количества часов на изучение некоторых разделов программы в зависимости от выпадения уроков на праздничные дни за счет уроков повторения.
Содержание учебного предмета
Коммуникация
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Коммуникация без помощи вспомогательных устройств. Продуцирование знаков с использованием движений собственного тела. Использование взгляда, жеста, движения. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Коммуникация с помощью вспомогательных устройств. Использование приспособлений для помощи в продуцировании высказывания. Использование таблиц, книг. Указывание на графический символ или картинку.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Закрепление понимания обобщающих понятий, признаков и действий предметов. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание простых предложений.
Экспрессивная речь
Закрепление умений употребления слов, обозначающих предмет, обобщающих понятий, слов. Употребление слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) простых предложений.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Закрепление умений использования графического, предметного символа для обозначения предметов и объектов, обозначения действия предмета, признака предмета, для обозначения обобщающих понятий.
Использование графического, предметного символа для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др. Использование напечатанного слова, графического символа для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др. Использование графического символа или мануального знака для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.) Составление простых предложений с использованием графического, предметного символа.
Чтение и письмо
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как дополнительного средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения). Письменные упражнения («письмо» точек, линий (прямые с наклоном), без наклона ( горизонтальные, вертикальные), извилистые (волнистая, улитка и т.д.); крестики, кружки; чередование.
Чтение
Повторение пройденного за все годы (выборочно).Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам. Составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсия, детские праздники).
Рассказ по вопросам учителя содержания просмотренного фильма. Учить учащихся слушать и понимать обращенную речь. Продолжать развивать речевую активность, потребность в общении, учить при необходимости обращаться с вопросом к учащимся.
Привлекать к тексту, как к источнику информации, учить анализировать текст и получать эту информацию, учить ориентироваться в печатных СМИ, определять информацию по названию. Тренировать навык формулировки мысли и умения сообщать ее окружающим. Учить глобальному чтению, распространенных знаков безопасности и информации.
Письмо
Звуки и буквы. Алфавит. Различение свистящих – шипящих, аффрикатов (ч-ц-щ).
Слово. Предлоги (с, к), союзы (и,а,но).Слова, обозначающие признак действия. Образование глаголов с помощью приставок. Узнавание предметов по их признакам и действиям. Образование родственных слов.
Предложение. Работа с деформированными предложениями, распространение предложений по вопросам. Запись их.
Составление рассказа-описания по плану. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· Начальные навыки чтения и письма.
Личностные учебные действия
- - индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
- пользоваться учебной мебелью
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
- читать, писать
- устанавливать видо-родовые отношения предметов.
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
Базовые учебные действия.
Учащиеся должны уметь:
- контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
- называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;
- откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена одноклассников и ближайших родственников.
- различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх;
- подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых действиях.
- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
- готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
Тематическое планирование по предмету
№ | Наименование тем | Количество часов |
Коммуникация | 5 | |
1-5 | Развитие навыков общения, диалогической связной речи | 5 |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 28 | |
6-12 | Хочу все знать | 7 |
13-20 | Мир природы | 8 |
21-28 | Путешествие в сказку. | 8 |
29-33 | Наш дом. | 5 |
Чтение и письмо | 64 | |
34-39 | Алфавит. | 6 |
40-46 | Обводка букв. | 7 |
47-53 | Штриховка букв. | 7 |
54-60 | Печатание букв. | 7 |
61-63 | Слова, обозначающие предмет. | 3 |
64-66 | Слова, обозначающие признак предмета. | 3 |
67-70 | Слова, обозначающие действие предмета | 4 |
71-72 | Предлоги. | 2 |
73-74 | Союзы. | 2 |
75-78 | Предложение. | 4 |
79-82 | Чтение объявлений, инструкций | 4 |
83-92 | Чтение художественных произведений. | 10 |
93-97 | Заучивание стихов. | 5 |
98-102 | Повторение | 5 |
Итого | 102 |
Речь и альтернативная коммуникация
«Особый ребенок» - 11 класс
I полугодие
№п/п | № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Предполагаемый результат | Словарь | Виды деятельности учащихся | УМК | Оборудование урока (ЭСО, ТСО, наглядные пособия) | Интеграция |
Коммуникация | 5 | |||||||||
1 2 3 4 5 | 04.09, 05.09, 06.09, 11.09, 12.09 | Развитие навыков общения, диалогической связной речи | 5 | Упражнение в навыках общения с людьми. | Имя, здравствуйте, привет, пока, покажи, расскажи | Игры и упражнения: Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком и жестом. Задавание вопросов. Выражение своих желаний с использованием графического изображения. Прощание с собеседником. Работа с пиктограммами. Слушание песен. Просмотр мультфильмов. | https://www.youtube.com/watch?v=S9a5vleYFSQ https://dzen.ru/video/watch/6109592859eaef364db52e11?f=video https://www.youtube.com/watch?v=-yh3ayCYXIM https://dzen.ru/video/watch/6468193862de1e7600cb36ad?f=d2d | Пиктограммы, сюжетные картинки, предметные картинки, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | ||||||||||
6 7 8 9 10 11 12 | 13.09, 18.09, 19.09, 20.09, 25.09, 26.09, 27.09 | Хочу все знать. | 7 | Ознакомление с интересными фактами из мира природы | Природа, животные, дикие, насекомые, самый высокий, самый большой, юг, север | Рассматривание изображений животных, населяющие холодный пояс Земли. Рассматривание изображений животных, населяющие, жаркий пояс нашей планеты. Беседа о самых больших насекомых. Беседа о самых высоких деревьях. Отгадывание загадок. Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=XYtm8RzA-Bw https://www.youtube.com/watch?v=EQVBkQ9L8q4 https://www.youtube.com/watch?v=1I2FHyK2ucI https://www.youtube.com/watch?v=WXCtwMiqE9M | Изображения животных, населяющие холодный пояс Земли, изображения животных, населяющие жаркий пояс Земли, картинки насекомых, деревьев, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий природный мир» | |
13 14 15 16 17 18 19 20 | 02.10, 03.10, 04.10, 09.10, 10.10, 11.10, 16.10, 17.10 | Мир природы. | 8 | Расширение представлений о мире природы. | Природа, животные, дикие, домашние, птицы, насекомые, рыбы, растения, деревья, кустарники, травы | Рассматривание картинок, пиктограмм с изображением животных, птиц, насекомых, рыб, растений. Рассматривание строения Беседа. Дидактические игры. Отгадывание загадок. Задание «Собери разрезную картинку» Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=K539itdG078 https://www.youtube.com/watch?v=HxUIuuB3htA https://www.youtube.com/watch?v=HkjA6VAsunk https://www.youtube.com/watch?v=kFL23kVnFuM https://www.youtube.com/watch?v=K539itdG078 https://www.youtube.com/watch?v=xxfXSdT0xTY https://www.youtube.com/watch?v=XYtm8RzA-Bw | Предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением животных, птиц, насекомых, рыб, растений, разрезные картинки, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий природный мир» | |
21 22 23 24 25 26 27 28 | 18.10, 23.10, 24.10, 25.10, 07.11, 08.11, 13.11, 14.11 | Путешествие в сказку. | 8 | Развитие умения воспринимать сказку и ее анализировать | Сказки, герои, животные, дикие, домашние, птицы, люди | Чтение сказок. Слушание аудиосказок. Просмотр сказок. Беседа по содержанию. Пальчиковая игра. Настольный театр. Раскраска. Задание «Собери пазлы» | https://deti-online.com/audioskazki/?ysclid=lobdi7j0au395710389 | Книги, настольный театр, раскраска, краски, кисть, стакан для воды, цветные карандаши, пазлы, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий природный мир» | |
29 30 31 32 33 | 15.11, 20.11, 21.11, 22.11, 27.11 | Наш дом. | 5 | Закрепление понятия «дом» | Дом, квартира, стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол, комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон | Рассматривание картинок с изображением типов домов, частей дома. Рассматривание картинок с изображением помещений в квартире. Беседа. Дидактическая игра «Что находится на кухне?» Задание «Раскрась дом» Просмотр развивающего мультфильма про дом | https://www.youtube.com/watch?v=MZH5jE_cfhk https://www.youtube.com/watch?v=hIqVtqWCUng | Картинки с изображением типов домов, частей дома, помещений в квартире, картинки мебели, посуды, бытовых электрических приборов, одежды раскраска, цветные карандаши, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» | |
Чтение и письмо | ||||||||||
34 35 36 37 38 39 | 28.11, 29.11, 04.12, 05.12, 06.12, 11.12 | Алфавит. | 6 | Закрепление знания алфавита | Алфавит, буквы, звуки, гласные, согласные свистящие, шипящие, | Работа с плакатом «Алфавит». Дидактическая игра «Назови, какой буквы не стало». Выполнение заданий с наборами букв. Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=HZH2Y_Dc4ys | Плакат «Алфавит, карточки с изображением букв, наборы букв, компьютер | Интеграция с уроками по предмету «Окружающий социальный мир» | |
40 41 42 43 44 45 46 | 12.12, 13.12, 18.12, 19.12, 20.12, 25.12, 26.12 | Обводка букв. | 7 | Тренировка в написании букв | Алфавит, буквы, звуки, гласные, согласные свистящие, шипящие | Работа с плакатом «Алфавит». Пальчиковая игра. Выполнение заданий с наборами букв. Обводка букв. Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=9jcsO8vTeaM | Плакат «Алфавит, карточки с изображением букв, наборы букв, лист бумаги, трафарет букв, ручка, компьютер | Интеграция с уроками по предмету:«Окружающий социальный мир» | |
47 | 27.12 | Штриховка букв. | 1 | Закрепление умения штриховать буквы | Алфавит, буквы, звуки, гласные, согласные свистящие, шипящие, штриховка | Работа с плакатом «Алфавит». Выполнение заданий с наборами букв. Штриховка букв. Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=aXEKE97Nsoc | Плакат «Алфавит, карточки с изображением букв, наборы букв, лист бумаги с нарисованными контурами букв, карандаш, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» |
Речь и альтернативная коммуникация
«Особый ребенок» - 11 класс
II полугодие
№п/п | № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Предполагаемый результат | Словарь | Виды деятельности учащихся | УМК | Оборудование урока (ЭСО, ТСО, наглядные пособия) | Интеграция |
Чтение и письмо | ||||||||||
48 49 50 51 52 53 | 09.01, 10.01, 15.01, 16.01, 17.01, 22.01 | Штриховка букв. | 6 | Закрепление умения штриховать буквы | Алфавит, буквы, звуки, гласные, согласные свистящие, шипящие, штриховка | Работа с плакатом «Алфавит». Пальчиковая игра. Выполнение заданий с наборами букв. Штриховка букв. Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=G8iVNcuSOgI | Плакат «Алфавит, карточки с изображением букв, наборы букв, лист бумаги с нарисованными контурами букв, карандаш, компьютер | Интеграция с уроками по предмету «Окружающий социальный мир» | |
54 55 56 57 58 59 60 | 23.01, 24.01, 29.01, 30.01, 31.01, 05.02, 06.02 | Печатание букв. | 7 | Упражнение в печатании букв | Алфавит, буквы, звуки, гласные, согласные свистящие, шипящие | Работа с плакатом «Алфавит». Дидактическая игра «Назови, какой буквы не стало». Выполнение заданий с наборами букв. Обведение букв по точкам. Обведение букв по пунктирным линиям Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=HZH2Y_Dc4ys | Плакат «Алфавит, карточки с изображением букв, наборы букв, лист бумаги с нарисованными контурами букв, карандаш, ручка, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» | |
61 62 63 | 07.02, 12.02, 13.02 | Слова, обозначающие предмет. | 3 | Знать и называть овощи, фрукты, диких, домашних животных, уметь объединять слова в общие группы. | Предмет, кто, что, овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные. | Речевые и игровые упражнения на тему: «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные». Задание «Раскрась овощ». Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=eFh0wbaNyZM https://www.youtube.com/watch?v=U5Q53LCUIxU https://www.youtube.com/watch?v=K539itdG078 https://www.youtube.com/watch?v=xxfXSdT0xTY | Пиктограммы, карточки с изображением предметов: фрукты, овощи, дикие, домашние животные, карточки со словами, раскраска, цветные карандаши, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий природный мир» | |
64 65 66 | 14.02, 19.02, 20.02 | Слова, обозначающие признак предмета. | 3 | Уметь называть слова, обо- значающие признаки предметов (кто? что? | Признак предмета, какой, какая, какое, какие | Речевые и игровые упражнения. Работа с карточками с картинками и со словами. Просмотр обучающего видео | https://www.youtube.com/watch?v=LDJUZmIn89w https://www.youtube.com/watch?v=JteNEUz59lc | Карточки со словами, картинками, геометрические фигуры, цветные карточки, компьютер | Интеграция с уроками по предмету:«Окружающий социальный мир» | |
67 68 69 70 | 21.02, 26.02, 27.02, 28.02 | Слова, обозначающие действие предмета. | 4 | Познакомить со словами, обо- значающими действия пред- метов (Что делать?(Делает? ) | Действие предмета, что делать, что делает | Речевые и игровые упражнения. Работа с карточками с картинками и со словами. Просмотр обучающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=w56i6XmE_HI https://www.youtube.com/watch?v=-nblPhLrUvk | Карточки со словами, картинками, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» | |
71 72 | 04.03, 05.03 | Предлоги. | 2 | Познакомить с предлогами. | Предмет, предлог, в , на, за, между, перед, над, у, под | Речевые и игровые упражнения. Работа с карточками с картинками и с предлогами. Просмотр обучающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=bZjqT_YgVJU https://www.youtube.com/watch?v=L1fqwBxChJI https://dzen.ru/video/watch/625556cc78501c7becc844ba | Карточки с предлогами, картинками, компьютер | Интеграция с уроками по предмету «Окружающий социальный мир» | |
73 74 | 06.03, 11.03 | Союзы. | 2 | Познакомить с союзами | Союз. и, а, но, чтобы, если, когда | Речевые и игровые упражнения по теме, Работа с картинками, карточками с союзами. Работа в тетрадях. Просмотр обучающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=fE9NuSeWnMg | Карточки со союзами, картинками, тетрадь, ручка, компьютер | Интеграция с уроками по предмету «Окружающий социальный мир» | |
75 76 77 78 | 12.03, 13.03, 18.03, 19.03 | Предложение. | 4 | Уметь составлять предложения по картинке по наводящим вопросам учителя | Предложение, слово, вопрос | Речевые и игровые упражнения по теме, Работа с картинками, карточками со словами. Просмотр обучающего мультфильма. | https://www.youtube.com/watch?v=5l01qtFf4TI | Карточки со словами, картинками, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» | |
79 80 81 82 | 20.03, 03.04, 08.04, 09.04 | Чтение объявлений, инструкций. | 4 | Умение прочитать объявление, инструкцию и понять их содержание | Объявление, инструкция | Чтение объявлений о продаже продуктов питания, одежды, обуви. Чтение инструкций о пользовании бытовыми электрическими приборами. Речевые и игровые упражнения по теме, Работа с картинками, карточками со словами | https://www.youtube.com/watch?v=voOOlBjQ0_8 https://www.youtube.com/watch?v=nfmIJEegmZg | Объявления о продаже продуктов питания, одежды, обуви, инструкции о пользовании бытовыми электрическими приборами, карточки со словами, картинками, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» | |
83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 | 10.04, 15.04, 16.04, 17.04, 22.04, 23.04, 24.04, 27.04, 06.05, 07.05 | Чтение художественных произведений. | 10 | Умение слушать художественное произведение, находить главных героев и понимать, о чем оно. | Художественное произведение, главные герои, загадки | Чтение художественных произведений. Работа по содержанию рассказа. Работа с иллюстрациями, предметными и сюжетными картинками. Отгадывание загадок. Раскраска. | https://audioskazki-online.ru/rasskazy?ysclid=lobzxvcevy108252286 | Художественные произведения, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, раскраска, цветные карандаши, краски, кисть, стакан для воды, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» | |
93 94 95 96 97 | 08.05, 13.05, 14.05, 15.05, 20.05 | Заучивание стихов. | 5 | Умение учить стихи наизусть | Стихотворение, учить наизусть, громко, выразительно читать | Слушание и заучивание стихов наизусть. Рассматривание иллюстраций. Работа с предметными и сюжетными картинками. Отгадывание загадок. Раскраска | https://mishka-knizhka.ru/audio-stihi-dlya-detej/?ysclid=lobzzt6oox58178967 | Стихотворения, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, раскраска, цветные карандаши, краски, кисть, стакан для воды, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир» | |
98 99 100-102 | 21.05, 22.05 | Повторение. | 5 |
Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение:
- специально подобранные предметы,
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий,
рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы
букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные
таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них
индивидуальные коммуникативные альбомы),
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для
«глобального чтения»),
- компьютерные программы,
- аудио и видео материалы,
- дидактические игры
Интернет-ресурсы:
1. Инфоурок. https://infourok.ru/
2. Учи.ру https://uchi.ru/
3. Мерсибо https://mersibo.ru/
4. Российская электронная школа РЭШ https://resh.edu.ru
5. learningApps.org
6. Мультиурок https://multiurok.ru
Литература (основная и дополнительная):
1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с
пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений.
Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа,
2008
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок в школе.
Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа,
2008
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир животных.
Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа,
2008
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие
адаптирующие игры. - СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 -64 с.
6. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с
неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88
страниц
7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития
детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. —
М.: Просвещение: Владос, 1995— 112 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга
для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.
9. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями:
Методическое пособие /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.:
Экзамен, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....
Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для учащихся 5 классов
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся пятого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умени...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)...
Рабочая программа по альтернативному чтению
Рабочая программа по альтернативному чтению для 8 класса "Особый ребёнок"....
Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР
Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...
рабочая программа Предмет: "Альтернативное чтение"
рабочая программа Предмет: "Альтернативное чтение"...