Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)
рабочая программа на тему
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobyy_rebenok.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@dszn.ru
Согласовано Утверждаю
Зав. образоват. отделения Директор ГБОУ ТРОЦ
___________ Т.Е.Максименко «Солнышко»
__________Л.И. Пономарева
«___»_______________ 2017 «___» ______________ 2017
Адаптированная рабочая программа
коррекционно-логопедических занятий
(Особый ребенок)
(3В класс)
Учитель-логопед
Емельянова О.Ю.
Дубцова О.Р.
Кузнецова И.В.
2017 год
Пояснительная записка
Основной целью специального воспитания являются создание условий для эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.
Главными условиями воспитания и обучения детей являются:
- качество взаимодействия взрослых с ребенком;
- предметно-развивающая среда;
- индивидуальные особенности и возможности ребенка.
В Программе выделены разделы, отражающие основные направления в оказании коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелой и глубокой умственной
отсталостью: развитие предметной деятельности, речи и коммуникативных
способностей.
Программа составлена с учетом характера ведущей деятельности, структуры и степени выраженности нарушения, ведущих мотивов и потребностей
ребенка в различные периоды детства.
В Программу не введены возрастные требования к формированию умений и
навыков ребенка, как принято в общей и специальной педагогике, поскольку
развитие детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеет значительные
расхождения в их сроках появления и усвоения.
При работе с этой категорией детей следует учитывать онтогенетический
принцип, который определяет последовательность коррекционно-развивающей работы
по формированию умений и навыков. Его использование означает строгое следование
этапам формирования умения и навыков в онтогенезе.
Развитие речи и коммуникативных способностей у глубоко умственно
отсталого ребенка осуществляется через знакомство с окружающим миром. В первую
очередь, это ориентация в окружающей обстановке, приобретение житейского,
предметного опыта, через который ребенок учится взаимодействовать с окружением.
Понять инструкцию и уметь высказать свои потребности любыми доступными
способами ребенок может на занятиях и во время режимных процессов; обучение
ребенка происходит не строго по разделам, представленным в Программе, а в
соответствии с потребностями и задачами, сформулированными в индивидуальной
развивающей программе.
В основу Программы положена система пошагового обучения. Для этого
важно определить уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить
какое-либо действие внутри данного навыка и следующий шаг, которому надо
ребенка обучать. Помощь взрослого по мере освоения действий уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, затем к инструкции.
Развитие речи и формирование коммуникативных
способностей
Первичным дефектом у умственно отсталого ребенка является нарушение
интеллекта. Если рассматривать интеллект, как основу, а речь, как проявление
интеллекта, то речь является тем вторичным отклонением, уровень которого будет
определяться степенью снижения интеллекта.
Речь состоит из экспрессивной речи и импрессивной. Экспрессивная речь
представляет собственную речь человека, его способность к произношению.
Импрессивная речь представляет понимание обращенной речи. В основе всего
речевого развития ребенка лежит коммуникативная функция речи.
У детей с умственной отсталостью речь выступает средством коммуникации
любыми доступными им способами. Понимание речи у ребенка превосходит
собственную речь и этот разрыв достаточно велик. Весь словарный запас ребенка
смутный, примерный и расплывчатый. Ребенок, взаимодействуя с другим человеком,
ориентируется всегда на жест, мимику, ситуацию, интонацию.
Общаясь с ребенком, важно, чтобы он усвоил, в первую очередь, слова-действия, потом слова-предметы, а затем по возможности качественные характеристики. Накопление словаря происходит благодаря употреблению педагогом слов-меток, то есть слов, постоянно сопровождающих действие, название предмета, признак. Речь педагога должна быть правильной, избавлена от дополнительной информации.
Во время обучения, в первую очередь, следует добиваться от ребенка возможности любыми ему доступными способами уметь высказать свои потребности, понимания
предъявленных ему требований, а также проявления всех возможных для него форм
эмоционально-личностного взаимодействия.
Понимание речи
Ребенок должен научиться:
- прислушиваться к речи педагога, акцентируя внимание на лице педагога
во время произнесения им слов; тактильно чувствовать голосовые реакции
взрослого (если положить руку ребенка на гортань или губы взрослого); различать
эмоциональную окраску речи (ласковая и строгая);
- при выполнении инструкций, ориентироваться на речь, совмещенную с
жестом, мимикой; выполнять инструкции в ситуации отсутствия предметов (дай
руку, иди сюда, «поздоровайся», пойдем к маме);
- выполнять инструкции, связанные с предметами (дай, возьми, положи,
отнеси); не называя предмет, а лишь демонстрируя его; инструкции, связанные с
предметами без демонстрации предмета, а лишь по словесному обозначению;
воспринимать речь как сигнал к действию, как похвалу, порицание,
способ общения и возможность получить помощь; подражать действиям, которые
направлены на коммуникативные проявления;
- использовать жесты, направленные на формирование средств общения: дай,
на, иди, возьми, а также жесты, имитирующие радость от общения (погладить по
голове, по руке);
- выполнять двухступенчатую инструкцию
- показывать на предмет (игрушку), названный педагогом (один из трех);
- понимать слова, входящие в группы предметов, относящихся к окружающему
миру (посуда, игрушки, одежда, мебель, еда, животные, транспорт);
- понимать некоторые слова-предостережения, не связанные с наглядным материалом – нельзя,больно, горячо, высоко, горько, упал.
Собственная речь
Ребенок должен научиться:
- выражать свое эмоциональное состояние на уровне произносительных
возможностей с помощью звукосочетаний, звукоподражаний, аморфных или искаженных
слов;
- свои потребности и желания с помощью жестов, мимики, слов или
звукосочетаний;
- общаться с детьми во время режимных моментов, игры, занятий на уровне
произносительных возможностей;
- здороваться (протягивать руку) и прощаться (махать
рукой), по возможности сопровождать действия звуковым оформлением на уровне
произносительных возможностей;
- осуществлять речевые высказывания по результатам действий с игрушками
(ляля топ-топ, машина би-би).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционных логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью
1. Пояснительная записка2. Цели и задачи программы3. Методологические и теоретические основы программы 4....
Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ
Пояснительная записка Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (1-3 классы)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . «Коррекция чтения и письма» 5-9 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
Адаптированная рабочая программа корекционно - развивающего занятия «Ритмика» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП обучающихся с ЗПР -2020-
Аннотацияк адаптированной рабочей программе по ритмике для учащихся 1-4 класс Курс «Ритмика...
Адаптированная рабочая программа корекционно - развивающего занятия «Ритмика» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП слабовидящих обучающихся
Аннотация к адаптированной рабочей программе по ритмике для учащихся 1-4 классАдаптированная образовательная рабочая программа коррекционно-развив...