Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)
рабочая программа на тему

Кузнецова Ирина Валериевна

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobyy_rebenok.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

Согласовано                                                                                                       Утверждаю

Зав. образоват. отделения                                                             Директор ГБОУ ТРОЦ

___________ Т.Е.Максименко                                                                        «Солнышко»

                                                                                                __________Л.И. Пономарева                                                                                                

«___»_______________ 2017                                               «___» ______________ 2017

Адаптированная рабочая программа

коррекционно-логопедических занятий

(Особый ребенок)

(3В класс)

Учитель-логопед  

Емельянова О.Ю.

                                                                                                        Дубцова О.Р.

                                                                                                                              Кузнецова И.В.

2017 год

 Пояснительная записка

 

Основной целью специального воспитания являются создание условий для эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Главными условиями воспитания и обучения детей являются:

  • качество взаимодействия взрослых с ребенком;
  • предметно-развивающая среда;
  • индивидуальные особенности и возможности ребенка.

В Программе выделены разделы, отражающие основные направления в оказании коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелой и глубокой умственной

отсталостью: развитие предметной деятельности, речи и коммуникативных

способностей.

Программа составлена с учетом характера ведущей деятельности, структуры и степени выраженности нарушения, ведущих мотивов и потребностей

ребенка в различные периоды детства.

В Программу не введены возрастные требования к формированию умений и

навыков ребенка, как принято в общей и специальной педагогике, поскольку

развитие детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеет значительные

расхождения в их сроках появления и усвоения.

При работе с этой категорией детей следует учитывать онтогенетический

принцип, который определяет последовательность коррекционно-развивающей работы

по формированию умений и навыков. Его использование означает строгое следование

этапам формирования умения и навыков в онтогенезе.

Развитие речи и коммуникативных способностей у глубоко умственно

отсталого ребенка осуществляется через знакомство с окружающим миром. В первую

очередь, это ориентация в окружающей обстановке, приобретение житейского,

предметного опыта, через который ребенок учится взаимодействовать с окружением.

Понять инструкцию и уметь высказать свои потребности любыми доступными

способами ребенок может на занятиях и во время режимных процессов; обучение

ребенка происходит не строго по разделам, представленным в Программе, а в

соответствии с потребностями и задачами, сформулированными в индивидуальной

развивающей программе.

В основу Программы положена система пошагового обучения. Для этого

важно определить уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить

какое-либо действие внутри данного навыка и следующий шаг, которому надо

ребенка обучать. Помощь взрослого по мере освоения действий уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, затем к инструкции.

 

  Развитие речи и формирование коммуникативных

способностей                 

Первичным дефектом у умственно отсталого ребенка является нарушение

интеллекта. Если рассматривать интеллект, как основу, а речь, как проявление

интеллекта, то речь является тем вторичным отклонением, уровень которого будет

определяться степенью снижения интеллекта.

Речь состоит из экспрессивной речи и импрессивной. Экспрессивная речь

представляет собственную речь человека, его способность к произношению.

Импрессивная речь представляет понимание обращенной речи. В основе всего

речевого развития ребенка лежит коммуникативная функция речи.

У детей с умственной отсталостью речь выступает средством коммуникации

любыми доступными им способами. Понимание речи у ребенка превосходит

собственную речь и этот разрыв достаточно велик. Весь словарный запас ребенка

смутный, примерный и расплывчатый. Ребенок, взаимодействуя с другим человеком,

ориентируется всегда на жест, мимику, ситуацию, интонацию.

Общаясь с ребенком, важно, чтобы он усвоил, в первую очередь, слова-действия, потом слова-предметы, а затем по возможности качественные характеристики. Накопление словаря происходит благодаря употреблению педагогом слов-меток, то есть слов, постоянно сопровождающих действие, название предмета, признак. Речь педагога должна быть правильной, избавлена от дополнительной информации.

Во время обучения, в первую очередь, следует добиваться от ребенка возможности любыми ему доступными способами уметь высказать свои потребности, понимания

предъявленных ему требований, а также проявления всех возможных для него форм

эмоционально-личностного взаимодействия.

Понимание речи

Ребенок должен научиться:

  • прислушиваться к речи педагога, акцентируя внимание на лице педагога

во время произнесения им слов; тактильно чувствовать голосовые реакции

взрослого (если положить руку ребенка на гортань или губы взрослого); различать

эмоциональную окраску речи (ласковая и строгая);

  • при выполнении инструкций, ориентироваться на речь, совмещенную с

жестом, мимикой; выполнять инструкции в ситуации отсутствия предметов (дай

руку, иди сюда, «поздоровайся», пойдем к маме);

  • выполнять инструкции, связанные с предметами (дай, возьми, положи,

отнеси); не называя предмет, а лишь демонстрируя его; инструкции, связанные с

предметами без демонстрации предмета, а лишь по словесному обозначению;

воспринимать речь как сигнал к действию, как похвалу, порицание,

способ общения и возможность получить помощь; подражать действиям, которые

направлены на коммуникативные проявления;

  • использовать жесты, направленные на формирование средств общения: дай,

на, иди, возьми, а также жесты, имитирующие радость от общения (погладить по

голове, по руке);

  • выполнять двухступенчатую инструкцию
  • показывать на предмет (игрушку), названный педагогом (один из трех);
  • понимать слова, входящие в группы предметов, относящихся к окружающему

миру (посуда, игрушки, одежда, мебель, еда, животные, транспорт);

  • понимать некоторые слова-предостережения, не связанные с наглядным материалом – нельзя,больно, горячо, высоко, горько, упал.

Собственная речь

Ребенок должен научиться:

  • выражать свое эмоциональное состояние на уровне произносительных

возможностей с помощью звукосочетаний, звукоподражаний, аморфных или искаженных

слов;

  • свои потребности и желания с помощью жестов, мимики, слов или

звукосочетаний;

  • общаться с детьми во время режимных моментов, игры, занятий на уровне

произносительных возможностей;

  • здороваться (протягивать руку) и прощаться (махать

рукой), по возможности сопровождать действия звуковым оформлением на уровне

произносительных возможностей;

  • осуществлять речевые высказывания по результатам действий с игрушками

(ляля топ-топ, машина би-би).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционных логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью

1.     Пояснительная записка2.     Цели и задачи программы3.     Методологические и теоретические основы программы 4....

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (1-3 классы)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . «Коррекция чтения и письма» 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Адаптированная рабочая программа корекционно - развивающего занятия «Ритмика» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП обучающихся с ЗПР -2020-

Аннотацияк адаптированной рабочей программе по ритмике для   учащихся 1-4 класс               Курс «Ритмика...

Адаптированная рабочая программа корекционно - развивающего занятия «Ритмика» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП слабовидящих обучающихся

Аннотация к адаптированной рабочей программе по ритмике для         учащихся 1-4 классАдаптированная образовательная рабочая программа  коррекционно-развив...