ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
методическая разработка

 В статье рассматривается эффективность использования методов биоэнергопластики, кинезиологических упражнений  в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: биоэнергопластика,, кинезиологические упражнения, телесно-ориентированные подходы, моторное развитие, нарушение речи, педагогическая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sheptuhovskaya_statya.docx49.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ   НАРУШЕНИЯМИ   РЕЧИ   ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ   ПОДХОДОВ,  КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Шептуховская Т.В.

 учитель-логопед

МДОУ «Детский сад № 7 комбинированного вида»

 города Валуйки Белгородской области

logotanya20@gmail.com

 В статье рассматривается эффективность использования методов биоэнергопластики, кинезиологических упражнений  в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: биоэнергопластика,, кинезиологические упражнения, телесно-ориентированные подходы, моторное развитие, нарушение речи, педагогическая технология.

Федеральный  государственный  образовательный стандарт  дошкольного  образования  определяет целевые ориентиры   -  социальные  и  психологические  характеристики  личности ребенка  на этапе  завершения  дошкольного образования,  среди которых речь  занимает  одно из  центральных мест как самостоятельно  формируемая функция. 

На современном этапе,  дети с нарушениями речевого развития обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем.

Однако в последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. Это проявляется в нарушении умственной работоспособности, в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, общей моторной неловкости, когда автоматизированное выполнение тех или иных двигательных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказывается невозможным.

Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторика, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Вместе с тем, многим исследованиями установлено, что  одним из самых значимых аспектов развития дошкольника, особенно в период подготовки его к школе, является состояние психомоторной сферы.

      Коррекция  психомоторной сферы у детей с тяжелыми речевыми нарушениями общепринятыми методами и приемами не  всегда приносит желаемых результатов. Следовательно, встаёт вопрос о поиске  и использовании комплекса методов ориентированных на развитие речи  через движение  в работе с детьми,  имеющими тяжелые нарушения речи.

Методы телесно-ориентированных технологий принадлежат к числу современных здоровьесберегающих эффективных средств коррекции. В их основе лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической и психомоторной сферах, которые, в свою очередь, способствуют изменениям в общем  речевом развитии.  

В  логопедической практике особое  внимание уделяю психомоторному  развитию детей с тяжелыми нарушениями речи как основе формирования  речевой деятельности,  использую нетрадиционные  технологии с кинезиологических упражнений в сочетании биэнергопластикой,  а также  игровыми технологиями (сказкотерапией и куклотерапией).

(Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение).    

Целью использования данной технологии является: повышение энергетики коры  головного мозга,  восстановление нарушенных межполушарных связей.                                                                                                               Технология  кинезиологических упражнений   направлена   на синхронизацию работы полушарий головного мозга.   Следовательно, логопедическая  работа на основе метода  кинезиологии направлена от движения к  развитию высших психических функций, и  речи.                                                                

Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяю те, которые предусмотрены и усовершенствованы  для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как, развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, но учитель-логопед перед выбором той или иной технологии должен четко определять цели и задачи, которые стоят перед каждым конкретным индивидуальным случаем. Особенностью работы было развитие всех сторон речи через движение.

Технология:

Логопедическая работа с детьми по повышению уровня речевого развития  строилась поэтапно, каждый этап имеет цель и направления работы. Целью первого этапа является  развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной и мимической  моторики, совершенствование двигательной и эмоциональной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, обучение ориентировке  в пространстве, регуляция своего  мышечного тонуса, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.

Цель второго этапа осуществление коррекционно-развивающей работы  по развитию понимания речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи;   подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения с использованием кинезиологических упражнений.

Основными направлениями коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является развитие : артикуляционных укладов; правильного речевого дыхания; развитие фонематического слуха и восприятия; формирование звукобуквенного анализа и синтеза,

лексико-граммматических средств языка; высших психических функций.

Целью третьего этапа является - выработка коммуникативных умений и навыков. Направления:

1) выработка самоконтроля,

2) тренировка правильных языковых навыков в различных речевых

  ситуациях.

Предварительно  были созданы картотеки  кинезиологических упражнений, разучены с детьми основные упражнения.  Затем были разработаны логопедические игры на основе кинезиологических упражнений.

На первом этапе работы  были определены блоки по которым велась работа , а также разучены с детьми  основные комплексы кинезиологических упражнений

I .Развитие общей моторики.

    В данный блок вошли кинезиологические упражнения на повышение уровня активации (массаж и самомассаж, точечный массаж, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры ) т. п.

Детям систематически  выполняли упражнения,  формирующие  одновременное сенсомоторное взаимодействие, направленные на ощущение границ своего тела и его положения в пространстве Например, упражнение "Паучок". Ребенку предлагалось  сесть на пол, руки поставить немного позади себя, ноги согнуть  в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагать одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево).

II. Развитие мимической моторики.

Целью работы было  развитие умения передавать мимикой разные чувства.

В данном направлении  проводилась мимическая гимнастика, психогимнастика, различные этюды с жизненным содержанием, близкие и понятные детям.

III. Развитие артикуляционной моторики.

Целью работы являлась  выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

В данный блок были включены упражнения для развития подвижности  губ, щек, языка, нижней челюсти,  мышц глотки и мягкого неба.  Все комплексы  артикуляционных упражнений использовались на основе метода биоэнергопластики.

       IV. Развитие мелкой моторики.

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

В данный блок были включены упражнения пальчиковой гимнастики с использованием  массажных мячиков, шестигранных карандашей, пальчиковый театр.

Работа по развитию мелкой моторики  велась комплексно, со всеми участниками образовательного процесса, детям систематически предлагалось: лепка из глины и пластилина, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.  

V. Развитие чувства ритма .

В данном направлении использовались  элементы речедвигательной ритмики.

Нетрадиционная методика включает в себя систему упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног, туловища сочетаются с произнесением определенного речевого материала. 

На втором этапе на основе  кинезиологических упражнений были разработаны и представлены  логопедические игры по формированию правильного речевого дыхания;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-формирование звукобуквенного анализа и синтеза,

-лексико-граммматических средств языка;

- высших психических функций.

Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики и др.  

За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.

Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.

Кинезиологические  упражнения, используемые в логопедической работе  по коррекции нарушений фонематического слуха.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами данного этапа являются:

  • формирование навыков дифференциации звуков;
  • формирование звукослогового анализа и синтеза слова.

В работе по формированию фонематического восприятия (навыков дифференциации звуков) выполняем кинезиологические упражнения, дополняя их учебными действиями.

Например,  упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» мы дополнили задачей: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, изменили название упражнения: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина». Логопед обращает внимание детей на первые звуки имён (Захар – «З» твёрдый согласный, Зина – «ЗЬ» мягкий звук), затем называет согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называет мягкий согласный звук –  расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки.

3)В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.

Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

4) Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.

Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы.

Исходное положение детей – сидят на ковре в кругу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.

На третьем этапе неотъемлимой частью  коррекционно-развивающего процесса являются  артикуляционные и пальчиковые, фонетические лексико – грамматические и сказки, способствующие развитию связной речи, сказки с использованием бтиоэнергопастики.

Использование метода куклотерапии  является очень важным для  промежуточным  объектом при взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога). В своей практике использую перчаточные куклы, куклы настольного театра, куклы марионетки,  использование которых всегда усиливает эффект коррекционно-педагогического воздействия.

Система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей  детей.

Критериями результативности  данной коррекционно-развивающей работы является повышение уровня сформированности  психомоторной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи, а также общий мониторинг готовности выпускников к обучению в школе.

Предложенная  модель работы представляет большой простор творчеству педагога и может использоваться во всех возрастных группах детского сада, при необходимости изменяться, дополняться в зависимости от желания педагога и возможностей ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1.Семинович А.В.Межполушарное взаимодействие.Хрестоматия.-М:Генезис,2018.-496.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1996.-195.

3. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология - М.: Академия, 1998.-256.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»

Значительное количество детей с ДЦП  имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м  – 4 лет. Эти дети...

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией . Все обуча...

Презентация:Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения

laquo;Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи» Иоганн Готфрид Гердер...