ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
методическая разработка
В статье рассматривается эффективность использования методов биоэнергопластики, кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: биоэнергопластика,, кинезиологические упражнения, телесно-ориентированные подходы, моторное развитие, нарушение речи, педагогическая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sheptuhovskaya_statya.docx | 49.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Шептуховская Т.В.
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад № 7 комбинированного вида»
города Валуйки Белгородской области
В статье рассматривается эффективность использования методов биоэнергопластики, кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: биоэнергопластика,, кинезиологические упражнения, телесно-ориентированные подходы, моторное развитие, нарушение речи, педагогическая технология.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.
На современном этапе, дети с нарушениями речевого развития обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем.
Однако в последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. Это проявляется в нарушении умственной работоспособности, в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, общей моторной неловкости, когда автоматизированное выполнение тех или иных двигательных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказывается невозможным.
Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторика, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
Вместе с тем, многим исследованиями установлено, что одним из самых значимых аспектов развития дошкольника, особенно в период подготовки его к школе, является состояние психомоторной сферы.
Коррекция психомоторной сферы у детей с тяжелыми речевыми нарушениями общепринятыми методами и приемами не всегда приносит желаемых результатов. Следовательно, встаёт вопрос о поиске и использовании комплекса методов ориентированных на развитие речи через движение в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Методы телесно-ориентированных технологий принадлежат к числу современных здоровьесберегающих эффективных средств коррекции. В их основе лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической и психомоторной сферах, которые, в свою очередь, способствуют изменениям в общем речевом развитии.
В логопедической практике особое внимание уделяю психомоторному развитию детей с тяжелыми нарушениями речи как основе формирования речевой деятельности, использую нетрадиционные технологии с кинезиологических упражнений в сочетании биэнергопластикой, а также игровыми технологиями (сказкотерапией и куклотерапией).
(Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение).
Целью использования данной технологии является: повышение энергетики коры головного мозга, восстановление нарушенных межполушарных связей. Технология кинезиологических упражнений направлена на синхронизацию работы полушарий головного мозга. Следовательно, логопедическая работа на основе метода кинезиологии направлена от движения к развитию высших психических функций, и речи.
Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяю те, которые предусмотрены и усовершенствованы для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.
Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как, развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, но учитель-логопед перед выбором той или иной технологии должен четко определять цели и задачи, которые стоят перед каждым конкретным индивидуальным случаем. Особенностью работы было развитие всех сторон речи через движение.
Технология:
Логопедическая работа с детьми по повышению уровня речевого развития строилась поэтапно, каждый этап имеет цель и направления работы. Целью первого этапа является развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной и мимической моторики, совершенствование двигательной и эмоциональной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, обучение ориентировке в пространстве, регуляция своего мышечного тонуса, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.
Цель второго этапа осуществление коррекционно-развивающей работы по развитию понимания речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи; подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения с использованием кинезиологических упражнений.
Основными направлениями коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является развитие : артикуляционных укладов; правильного речевого дыхания; развитие фонематического слуха и восприятия; формирование звукобуквенного анализа и синтеза,
лексико-граммматических средств языка; высших психических функций.
Целью третьего этапа является - выработка коммуникативных умений и навыков. Направления:
1) выработка самоконтроля,
2) тренировка правильных языковых навыков в различных речевых
ситуациях.
Предварительно были созданы картотеки кинезиологических упражнений, разучены с детьми основные упражнения. Затем были разработаны логопедические игры на основе кинезиологических упражнений.
На первом этапе работы были определены блоки по которым велась работа , а также разучены с детьми основные комплексы кинезиологических упражнений
I .Развитие общей моторики.
В данный блок вошли кинезиологические упражнения на повышение уровня активации (массаж и самомассаж, точечный массаж, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры ) т. п.
Детям систематически выполняли упражнения, формирующие одновременное сенсомоторное взаимодействие, направленные на ощущение границ своего тела и его положения в пространстве Например, упражнение "Паучок". Ребенку предлагалось сесть на пол, руки поставить немного позади себя, ноги согнуть в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагать одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево).
II. Развитие мимической моторики.
Целью работы было развитие умения передавать мимикой разные чувства.
В данном направлении проводилась мимическая гимнастика, психогимнастика, различные этюды с жизненным содержанием, близкие и понятные детям.
III. Развитие артикуляционной моторики.
Целью работы являлась выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
В данный блок были включены упражнения для развития подвижности губ, щек, языка, нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба. Все комплексы артикуляционных упражнений использовались на основе метода биоэнергопластики.
IV. Развитие мелкой моторики.
Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
В данный блок были включены упражнения пальчиковой гимнастики с использованием массажных мячиков, шестигранных карандашей, пальчиковый театр.
Работа по развитию мелкой моторики велась комплексно, со всеми участниками образовательного процесса, детям систематически предлагалось: лепка из глины и пластилина, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
V. Развитие чувства ритма .
В данном направлении использовались элементы речедвигательной ритмики.
Нетрадиционная методика включает в себя систему упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног, туловища сочетаются с произнесением определенного речевого материала.
На втором этапе на основе кинезиологических упражнений были разработаны и представлены логопедические игры по формированию правильного речевого дыхания;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-формирование звукобуквенного анализа и синтеза,
-лексико-граммматических средств языка;
- высших психических функций.
Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики и др.
За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.
Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.
Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе по коррекции нарушений фонематического слуха.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами данного этапа являются:
- формирование навыков дифференциации звуков;
- формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
В работе по формированию фонематического восприятия (навыков дифференциации звуков) выполняем кинезиологические упражнения, дополняя их учебными действиями.
Например, упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» мы дополнили задачей: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, изменили название упражнения: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина». Логопед обращает внимание детей на первые звуки имён (Захар – «З» твёрдый согласный, Зина – «ЗЬ» мягкий звук), затем называет согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называет мягкий согласный звук – расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки.
3)В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.
Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
4) Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи.
Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.
Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы.
Исходное положение детей – сидят на ковре в кругу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
На третьем этапе неотъемлимой частью коррекционно-развивающего процесса являются артикуляционные и пальчиковые, фонетические лексико – грамматические и сказки, способствующие развитию связной речи, сказки с использованием бтиоэнергопастики.
Использование метода куклотерапии является очень важным для промежуточным объектом при взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога). В своей практике использую перчаточные куклы, куклы настольного театра, куклы марионетки, использование которых всегда усиливает эффект коррекционно-педагогического воздействия.
Система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей детей.
Критериями результативности данной коррекционно-развивающей работы является повышение уровня сформированности психомоторной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи, а также общий мониторинг готовности выпускников к обучению в школе.
Предложенная модель работы представляет большой простор творчеству педагога и может использоваться во всех возрастных группах детского сада, при необходимости изменяться, дополняться в зависимости от желания педагога и возможностей ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1.Семинович А.В.Межполушарное взаимодействие.Хрестоматия.-М:Генезис,2018.-496.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1996.-195.
3. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология - М.: Академия, 1998.-256.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»
Значительное количество детей с ДЦП имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м – 4 лет. Эти дети...
конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...
Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией . Все обуча...
Презентация:Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения
laquo;Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи» Иоганн Готфрид Гердер...