«Комплексный подход к стимуляции познавательных процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи в коррекционном втором классе».
статья (психология) по теме

котова оксана юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_tambov.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Котова Оксана Юрьевна

МОБУ СОШ с. Пришиб, Благоварский район

 Статья: «Комплексный подход к стимуляции познавательных процессов  у детей

с тяжелыми  нарушениями речи в коррекционном втором классе».

Оптимизация средств коррекционной - образовательной работы со школьниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов, которые способствуют её четкой и эффективной организации. В нашем школьном образовательном учреждении используется комплексный подход к ребенку всех специалистов по коррекции познавательной деятельности у каждого школьника. Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка. Восприятие, память, мышление, моторные навыки, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи. Учителями, психологом была подобрана и разработана гимнастика для стимуляции речевых центров, которая представляет собой систему упражнений для коррекции речи. Данные комплексы гимнастики для стимуляции деятельности речевых центров с детьми с тяжелыми нарушениями речи, подчиняются  лексическим темам и включают в себя:  пальчиковые игротренинги;  динамические паузы; самомассаж рук, лица.

Пальчиковые игротренинги.  В устной речи любого народа можно встретить короткие стихи, которые сопровождаются движениями пальцев, например, «Сорока – белобока…». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах ГМ и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка, т. к. он запоминает определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия.Динамическая пауза – это комплекс движений, который сочетается с речевым сопровождением; она способствует развитию в речи - двигательного и слухового анализаторов, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. Стихотворный материал подбираем, учитывая  ряд требований:  стихи должны нести разнообразную коррекционную направленность. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.  

Массаж и самомассаж. Ещё одна нетрадиционная форма, используемая нами в работе: массаж и самомассаж.  Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. Мы учим детей делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. Также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благоприятно развивается речевая функция. Самомассаж рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы -  при гипотонусе, помогает снять излишнее напряжение – при гипертонусе. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений – торможению ненужных и активизации необходимых Нами были подобраны упражнения, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальные способности ребенка. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое вдавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как все вместе, так и поочередно.  Проведение пальчиковых игротренингов, динамических пауз, самомассажа предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях

           Перед  современной  школой  становится  задача   пересмотра  содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной  работы, осуществления комплексного подхода к делу об...

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Взаимодействие с семьей по организации комплексного подхода в развитии связной речи

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и прави...

Комплексный подход к определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.

В статье приведены рекомендации из практического опыта учителя по определению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ на уроках математики в коррекционной школе VIII вида. Описана дея...

Подгрупповое коррекционное занятие с обучающимися с умеренной умственной отсталостью 3Б/4Б класса. «Стимуляция познавательной активности на материале темы «Зима, зимушка, зима детям радость принесла!»»

Занятие проведено в рамках организации преемственности в работе учителя и учителя-дефектолога. Представлены разнообразные приемы стимуляции познавательной активности у обучающихся с умеренной умственн...