Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную сферу обучающегося с ТМНР
консультация

Абрамова Роза Вячеславовна

Целенаправленное, систематическое и терпеливое применение разнообразных приемов коррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка с ТМНР, повышает познавательную активность, развивает любознательность, снижает скованность и напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

 «Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную сферу обучающегося с ТМНР»

СЛАЙД 1 Всем еще раз здравствуйте. Тема моего выступления звучит так «Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную сферу обучающегося с ТМНР».

СЛАЙД 2 У меня три обучающихся на дому с ТМНР. Это дети, у которых наблюдается тяжелая умственная отсталость, психофизическое недоразвитие с выраженным дефектом познавательных способностей, нарушения речи или ее отсутствие, нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, наличие эпилептических приступов. Они инвалиды с детства. Также у них ДЦП.

СЛАЙД 3 Эмоциональная сфера детей с ТМНР сильно отличается от нормально развивающихся детей. Эти дети мало выражают свои эмоции или выражают недостаточно ярко, особенно мимикой. Но все же у детей с ТМНР эмоции присутствуют, чаще всего проявляясь в виде действий руками, голосовых реакций, крика, прикосновений, движений. Даже если эти коммуникативные сигналы могут быть использованы лишь в ограниченной степени, то дыхание и напряженность тела также дают информацию о самочувствии и настроении. Особенно ритм дыхания является одним из простейших выразительных средств человека и позволяет сделать вывод о настроении, мироощущении, а также о личности человека. Мимика и жесты детей с тяжелыми множественными нарушениями развития часто не дают точной информации о их самочувствии и настроении, так как не содержат узнаваемых сигналов. Они не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что может проявится в негативных поведенческих реакциях.

СЛАЙД 4 Абрахам Маслоу, американский психолог, выделил эмоциональное развитие человека в виде возрастания потребностей, особое внимание уделив детям с ТМНР. Эмоциональное состояние ребенка зависит от многих факторов.  Наиболее наглядно   это увидим по пирамиде Маслоу.

  1. Фундамент эмоционального развития - физиологические потребности

Если ребенок плохо себя чувствует, у него что-то болит, он будет плакать. Показывая плачем, что его потребность не удовлетворена, а улыбкой или смехом, что удовлетворена. (Приведу пример из личных наблюдений: один ребенок, у которого в ходе занятия с водой промокли шортики, показал недовольство просто бездействием: поник, замер. А когда поменяли на сухое – активно начал шевелить руками, раскачиваться, сел поудобнее).

  1. Потребность в безопасности – базовая потребность.

Ребенок с ТМНР, особенно если он находится в детском доме в некоторых случаях и дома, может ощущать угрозу своей безопасности. Это появляется из-за нехватки любви матери, семьи (когда «нежеланный ребенок»). Вследствие чего у детей с ТМНР может появиться высокая внутренняя тревожность, а после и самоагрессия. Данное чувство можно компенсировать разными способами, конечно, в первую очередь, проявлением заботы и любви близких, а с педагогической точки – с помощью различных приемов, о которых поговорим позже.

  1. Потребность в контакте, общении. Ощущение принадлежности к группе.

Ребенок может радоваться, если с ним общается взрослый. Ребенок, возможно, ничего не поймет из того, ЧТО взрослый говорит, так как понимание речи развито очень слабо, однако он поймет, что разговаривают с НИМ. Ребенку с ТМНР   общение также важно, как и другим детям, людям.

  1. Уважение, статус, нужность

Дети с ТМНР, имеющие определенную способность к обучению, могут положительно реагировать на похвалу учителя (похвалу выражаем не только словами и эмоцией, а тактильно – поглаживая ребенка от плеча к локтям). На его лице можно увидеть не только улыбку, но и чувство гордости за свой успех. Такой ребенок не понимает, что его успехи с точки зрения общества очень малы, он оценивает их с точки зрения собственных возможностей.

  1. Самореализация. (данный пункт потребности еще недоступен нашим обучающимся с ТМНР, но может быть когда-нибудь)

Ребенок с ТМНР тоже может стремиться к самореализации. Он может стремиться   сделать что-то новое не ради похвалы учителя, а ради самого процесса. Он может научиться говорить новый слог, научиться поворачиваться с бока на спину и наоборот. Если ребенок осознал, что он достиг чего-то нового, он радуется, так же как и любой человек.

Таким образом, если физиологические потребности ребенка удовлетворены, то он начинает нуждаться в ощущении безопасности, если удовлетворена потребность в безопасности, то возникает потребность в общении и т.д. Итак, снизу-вверх потребности растут, тем самым развивается эмоциональная сфера. Как можно помочь таким детям, какие приемы использовать узнаем далее.

СЛАЙД 5 В формировании положительной эмоциональной сферы у ребенка с ТМНР особую роль играет работа родителей, роль семьи в целом, их положительное эмоциональное отношение к своему ребенку. Хочу отметить, родителей Ж. Александра, которые Сашу частенько берут собой на улицу, на прогулку, на различные городские мероприятия. Ребенок, вне стен дома, получает больше положительных новых эмоций. Родители К. Александра периодически возят ребенка в лечебно-оздоровительный санаторий в другой город. Хоть у Саши нарушено зрение, он через другие сохранные анализаторы ощущает и осознает смену обстановки, получает всплеск новых эмоций.

СЛАЙД 6 На каждом своем занятии с детьми ТМНР использую прием «ритуал приветствия и прощания», что формирует умение у ребенка узнавать учителя, интерес к сотрудничеству.

СЛАЙД 7. В течение всего занятия стараюсь тактильно поддерживать ребенка сигналом «я здесь». Особенно данный прием важен для незрячих детей. Заключается в стимулировании внимания и интереса ребенка и создании доброжелательной атмосферы на занятии.

СЛАЙД 8 Действиями «рука в руке» провожу пальчиковую гимнастику, (поглаживания, растирания и разминания) сопровождая короткими потешками. Для массажа использую различные тактильные мячики, су-джоки. Данный прием развивает моторику, активизирует работоспособность коры головного мозга, снимает тревожность.

СЛАЙД 9 Музыкотерапия может использоваться в разных видах: в процессе слушания и музицирования. Все дети с ТМНР положительно откликаются на музыку и на звучащий инструмент. Во время небольших пауз между занятиями под музыку Саша Карпов начинает раскачиваться, производить мычащие гортанные, иногда и гласные звуки.

СЛАЙД 10 Хоть у детей с ТМНР импрессивная речь развита недостаточно, но все же использование «сказкотерапии» в коррекции эмоциональной сферы также имеет важность быть. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все, это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

СЛАЙД 11 Целью изотерпии является не создание объекта искусства, а эмоциональное воздействие на ребенка с ТМНР. У таких детей руки «не слушаются», имеются хаотичные навязчивые движения, которые мешают ребенку. Однако, ребенку нравится намокать палец о краску и проводить пальцем по бумаге, размазывая краску. Рисование пальцами не бывает безразличным ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается особым эмоциональным откликом. Пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.

СЛАЙД 12 Песочная терапия. Для начала знакомимся с песком, дотрагиваясь до него (действия «рука в руке»). Поглаживая пальцами, ладошкой, тыльной стороной, кулачками, перетирая песок между ладонями, пробуя его обхватить, спрятать маленькую игрушку и отыскать. Таким образом развивается не только тактильная чувствительность, но и улучшается эмоциональный фон.

СЛАЙД 13 Игротерапия – наиболее свойственный способ общения данных детей с окружающим, посредством которого они могут выразить свои эмоции и проявить свою минимальную творческую активность.

СЛАЙД 14 Прием «осуществление выбора». Ребенку предъявляется несколько предметов (игрушек). Даже если ребенок не узнает предметы, он обычно тянется к какому-то одному предмету. Выбор сделан. Далее возможны варианты. Остальные игрушки его могут не заинтересовать совсем. Или после короткого исследования первой игрушки, ребенок тянется к следующей. Так предлагая ребенку исследовать игрушки, можем понять, какой объект (предмет) для него нежелателен, а какой привлекателен. Предположить, почему именно этот предмет привлекателен. В работе с такими детьми рекомендуется избегать нежелательных объектов (издающие пугающие звуки; игрушки, несущие агрессию).

СЛАЙД 15 «Волшебная водица». Игры с водой у детей с ТМНР вызывают особый восторг, приносят радость. Вода действует на организм, как лечебное средство, также она доступна и приятна. Водичка помогает избавиться от отрицательных эмоций, расслабиться.

СЛАЙД 16 Прием «авансирование успеха». Хотя у данной категории детей положительные сдвиги очень незначительные, данный прием важно использовать. В конце занятия поглаживать ребенка и говорить «Ты сегодня молодец!». Таким образом подбадривать его, поддерживать.

СЛАЙД 17 Итак, по данным приемам составила такую таблицу, в котором выделила 4 основных метода работы с детьми: наглядные, словесные, практические, игровые.

К наглядным методам работы отнесла наглядно-зрительные (для тех, у кого сохранный анализатор): (наблюдения (рыбки в аквариуме, попугай, черепахи, хомяки), прогулки, рассматривание фотографий, своего отражения в зеркале); наглядно-слуховые приемы (музыка, песни, использование ИКТ), тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь педагога, действия «рука в руке», массаж).

Словесный метод (художественное слово, поощрения, чтение художественной литературы).

К практическим методам относятся: обследование предметов, материалов, пальчиковые игры, строительные игры, продуктивная деятельность.

Игровые методы – сюрпризные моменты, игровая мотивация, проблемная ситуация, инсценировка. По ходу накопления опыта данная таблица будет еще дополнятся.

СЛАЙД 18 Таким образом, целенаправленное, систематическое и терпеливое применение разнообразных приемов коррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка с ТМНР, повышает познавательную активность, развивает любознательность, снижает скованность и напряжение.


Комплекс специальных игр и упражнений для обучающихся с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции:

• использование фена;

• втирание крема;

• примерка шапок, перчаток, носков;

• обведение контура тела массажным мячиком;

• обведение контура тела ладони, стопы на бумаге;

• растирание поверхности тела тканями различной текстуры;

• рисование на спине тактильными ладошками;

• поглаживание различных частей тела с их называнием;

• постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками;

• ощупывание тела ребёнка его руками;

• опутывание тела ребёнка ленточками;

• прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры;

• обрызгивание жидкостью различных температур;

• контакт с игрушками различных температур;

• посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.;

• завертывание ребёнка в плотную ткань;

• прослушивание себя через стетоскоп;

• оставление цветных отпечатков;

• вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры;

• удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша;

• удержание вибрирующих игрушек;

• манипулирование предметами одной или двумя руками;

• толкание предметов руками, ногами ребёнка;

• рассматривание себя в зеркале, на фотографии;

• выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка;

• ползание, передвижение по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной поверхности дорожке;

• покачивание на большом мяче.

В структуре занятий (они проводятся в индивидуальной форме) целесообразно использовать подготовленный режимный момент. Например, всегда здороваться с каждым ребенком. Интонацию выбирать мягкую и спокойную. Обязательно взять его за одну или две руки – это тактильный сигнал: «я здесь». Руки педагога должны быть теплыми. Далее идут легкие поглаживания. Все это необходимо, чтобы установить первичный контакт, понять в каком физическом, психическом состоянии пребывает в этот момент ребенок, не вызвать у него испуг. Если происходит положительный отклик, то можно продолжить контакт. Это могут быть, например, совместные ритмичные движения или что-то другое. Часто дети (особенно лежачие) находятся в состоянии полузабытья. Их просто нужно активизировать для предстоящего общения.

Установление зрительного контакта не всегда возможно. Многие дети не фиксируют взгляд на педагоге. Важно понимать, что ребенок все-таки реагирует на присутствие педагога. Например, ребенок, взгляд которого всегда будто блуждающий, тем не менее старается направить его в сторону педагога, если начать с ним разговаривать. Необходимо использовать привычную интонацию.

С лежачими детьми проводятся простейшие игры, сопровождающиеся чтением стихов или рассказом педагога.

Пример: игра «Щикатушки» (стимуляция тактильных ощущений)

Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на прикосновения. Взять руку ребенка и пощекотать: 

Здесь пень (запястье),

Здесь колода (локоть),

А здесь ключевая водица (подмышки).

Может показаться, что дети никак не реагируют и не участвуют в происходящем. Но постепенно, по мере узнавания детей, по мере накопления наблюдений за ними, это ощущение исчезает. Наблюдая за малейшими признаками, такими как: слабые изменения мимики, изменение положения головы в попытке повернуть ее, непроизвольные движения руками, взгляд, иногда это даже подрагивание ресниц, стало понятно, что ребенок и педагог находятся в коммуникативном взаимодействии.

Представленные игры чаще проводятся для лежачих детей, но иногда и для детей, которые сами могут передвигаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-педагогика и сценические технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности в ОУ как главная форма воздействия на эмоциональную сферу обучаемых

Творческие формы организации учебного процесса расширяют возможности познания ребенком действительности в ее многообразных  связях.Арт-педагогика, как особое напрвление в педагогике, предполагает...

«Игровой самомассаж - как эффективный метод коррекционного воздействия»

«…При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг»  Н.А. Бернштейн...

Исследование эмоциональной сферы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

В презентации раскрываются особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями.В зависимости от формы интеллектуальной недостаточности можно выделить ряд эмоционал...

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР

Сегодня использование информационных технологий в образовательном процессе стало обычным делом. Учителя проводят уроки, общаются с родителями, с учащимися, администрация ведёт управление – и всё...

Эффективные приемы коррекционной работы на уроке математике.

В материале представлены приемы коррекционной работв, которве могут ипользовать педаги. учителя дефектологи.Использование коррекционно - развивающих упражнений  в практике решает задачи обучения ...

Исследование эмоциональной сферы обучающихся и изучение эффективности учебного занятия в РВГ по немецкому языку в условиях сельской малокомплектной школы

Диссеминация педагогического опыта по теме "Организация образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия как ресурс повышения качества образования" Региональная инновационная п...

Воздействие на эмоциональную сферу обучающегося на уроках литературы как способ формирования нравственной личности. Вебинар.

Воздействие на эмоциональную сферу обучающегося на уроках литературы как способ формирования нравственной личности. Вебинар....