Воздействие на эмоциональную сферу обучающегося на уроках литературы как способ формирования нравственной личности. Вебинар.
методическая разработка

Грудинина Юлия Викторовна

Воздействие на эмоциональную сферу обучающегося на уроках литературы как способ формирования нравственной личности. Вебинар.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воздействие на эмоциональную сферу обучающегося на уроках литературы как способ формирования нравственной личности.

Сегодня, когда в обществе все чаще говорят о гуманизме, о необходимости сохранения общечеловеческих ценностей, главной задачей школьного литературного образования является развитие личности ребенка, его способностей и наклонностей, формирование личности, уважающей достоинство и индивидуальность другого человека, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве.

Главным в преподавании художественной литературы  можно считать воспитание у детей нравственно-эмоциональной восприимчивости, чуткости и доброты. Поэтому уроки литературы должны быть интересными, разнообразными, ёмкими, содержательными и, конечно же, эмоционально насыщенными, развивающими творческий, интеллектуальный, нравственный и эмоциональный потенциал.

Задача учителя - помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями произведений литературного чтения, но и поразмышлять над тем:

- какие чувства испытывают эти персонажи;

- почему именно эти чувства;

- каким образом герои реагируют на жизненные ситуации;

- как бы поступили сами дети, если были бы на месте героев.

Владение нравственными знаниями важно и нужно, потому что они не только информируют школьника о правилах и нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях какого-либо поступка для окружающих людей. Нравственные качества формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые, в конечном счете, и определяют поведение и поступки человека.

Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение. В процессе такого переноса могут возникать сильные переживания и образовываться интеллектуально - эмоциональные связи, в основе которых лежит формирование нравственных качеств. 

Чтение и анализ художественных произведений помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, учащиеся читают и обсуждают книги, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу и гуманности. На мой взгляд, очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Если вы со мной согласны, поставьте плюс.

К одному из таких произведений, изучаемом в 5 классе, относиться сказка-быль А. Погорельского «Черная курица или Подземные жители».  В процессе изучения этой книги, я подвожу ребят к выводу о том, что все мы в душе чисты и благородны, но добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. Чтобы убедиться в правильности полученных выводов и вынести нравственные уроки, в конце занятия я предлагаю детям на деле проявить ответственность и честность. Каждому ребенку дается возможность придумать поручение для одного из одноклассников, обязательно связанное с трудовой деятельностью. Это может быть уборка класса, дежурство в столовой, поливка цветов в кабинете и так далее. По истечении положенного времени, дети подводят итог выполненной работе, оценивают прилежание, с которым она выполнена, и выясняют причины, по которым некоторые учащиеся  не смогли справиться с поставленной задачей или справились с ней плохо. Таким образом, я стараюсь вызвать у ребят чувство долга, уважение к чужому труду и  строгость к самому себе.

Произведение, читая которое, пятиклассники нередко плачут - «Муму»               И.С. Тургенева. В процессе изучения этого рассказа я учу ребят сопереживать чужому несчастью, осуждать деспотизм и, что самое ценное, быть милосердным к другим людям и животным. Размышляя о нравственном превосходстве Герасима над барыней, я предлагаю детям задуматься над вопросом: почему Герасим беспрекословно выполнил приказ хозяйки. Таким образом, перед детьми встает еще одна проблема: всегда ли стоит делать то,  о чем тебя просят? Почему одни люди идут на поводу у других (хотя крепостное право у нас отменили в 1861 году), а другие нет. Как поступить в ситуации, когда тебе нужно сказать НЕТ, не обидев человека своим отказом.  Для этого я предлагаю ребятам игру по парам, условия которой заключаются в следующем: вежливо откажите человеку в просьбе, записанной на карточке, не обидев его своим ответом и объяснив причину такого решения. Просьбы могут быть следующими: подежурь за меня в классе сегодня; дай, пожалуйста, списать д/з; признайся, что это ты, а не я, разбил цветок; спрячь у себя в портфеле мой телефон, чтобы учитель не забрал и так далее. Таким образом, дети на моих уроках литературы воспитывают в себе желание не поступать против своей совести, несправедливости, нечестности.

 «Легенда о Данко», изучаемая в 6 классе, на первый взгляд, – просто красивая история, пересказанная М. Горькому. На самом деле, это призыв к благородным поступкам, к действиям во имя жизни ближних. На уроке мы  учимся с детьми ценить таких людей, как Данко, идти за ними к «свету», стремиться быть похожими на них. Но страшная безликость толпы, её эгоизм и равнодушие, неспособность оценить героический поступок зачастую делают настоящий подвиг незаметным. В ходе урока я предлагаю детям задуматься над вопросами: на какие благородные поступки способен современный человек?  можно ли в наши дни совершить поступок, за который тебя будут уважать и помнить с благодарностью? И оказывается, что в классе в ходе беседы довольно часто дети от общих примеров переходят к конкретным, опираясь уже на свой жизненный опыт. Таким образом, оказывается, что даже в нашем классе есть свои «Данко», а смысл проделанной работы заключается в том, чтобы показать: в жизни всегда есть место подвигу, и оценит его лишь  тот, кто  сам способен на подобное.

«Чудесный доктор» А.И. Куприна — удивительный рассказ, трогающий до глубины души. Это одно из тех произведений в 6 классе, в котором показана и суровая реальность, и самое настоящее чудо. Здесь очень хорошо раскрывается тема милосердия, сострадания, любви и доброты. Дети видят, в каких нечеловеческих условиях вынуждены жить люди, вынуждены жить дети! Но стоит заметить деталь: никто из них не озлоблен, все эмоционально поддерживают друг друга, поскольку понимают, что семья-это всё, что у них осталось. Я обращаю внимание ребят на то, что на свете ещё живут очень добрые и отзывчивые люди, способные творить настоящие чудеса своим человеколюбием и состраданием. Чтобы убедиться в этом, детям предлагаю рассказать о том, а какие добрые, милосердные дела совершили они в своей жизни. Итогом проделанной работы всегда становиться общее благородное дело. Например, дети помогали собрать вещи семье, которая пострадала от пожара.

Еще одно произведение, изучаемое в 6 классе, А. Платонова, рассказ «Неизвестный цветок», показывает детям чувство стойкости, выносливости, терпения, мужественности в преодолении всяческих негативных явлений, которые могут иметь место в жизни каждого. Все это писатель иллюстрирует на примере цветка, который неимоверными усилиями выжил среди камней, в пересушенной солнцем глине. Образ растения подразумевает под  собой  очень сильного и выносливого человека, с огромной силой воли и не меньшим желанием жить. На примере цветка я учу детей не боятся каких-либо тяжелых моментов или неприятностей, которые могут повстречаться на их пути, когда никого не будет рядом. В ходе урока, предлагаю ребятам попробовать найти в себе силу воли, для того чтобы исправить свои плохие оценки по предмету или улучшить поведение на уроке, тем самым, доказав одноклассникам, что они могут проявить стойкость и упорство перед лицом трудностей.

Рассказ Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" поднимает многие нравственные проблемы. Все они связаны с выбором человека: поступить подло или поступить по совести. Конь с розовой гривой - это пряник, о котором мечтают все деревенские ребятишки. Это, практически недостижимая мечта для голодных детей послевоенного времени. И герой рассказа мечтает о таком лакомстве. Это и толкнуло его совершить дурной поступок - обмануть бабушку. В ходе урока я предлагаю ребятам ответить на вопрос: почему люди врут? Причин всегда называется много. Далее  ребята задумываются  над тем,  а каковы могут быть последствия обмана? Оказывается, что все тайное обязательно становится явным, следовательно, наказание за ложь рано или поздно будет. Я предлагаю детям  на листочке написать, кому из одноклассников они верят больше всего и почему. Таким образом, мы  определяем, о ком же в классе можно сказать, что он человек честный и не пойдет против совести.

С помощью рассказа "Кусака" Леонида Николаевича Андреева я показываю семиклассникам, что нужно думать о последствиях своих поступков. Смысл произведения можно описать фразой: "Мы в ответе за тех, кого приручили". В рассказе поднимается проблема человеческой жестокости, безразличия, безответственности и предательства. Люди за частую не задумываются о том, что животные тоже могут чувствовать и переживать. Боль и страдания, вот, что человек способен причинить животным своими бездушными поступками. Нравственный урок, который извлекают учащиеся, заключается в том, что необходимо проявлять милосердие к беззащитным и слабым существам. В качестве домашнего задания я предлагаю ребятам покормить на улице любое животное (кошку, собаку, белку…) или птицу  (голубей, уток, синичек..), а затем написать в тетради ответ на вопрос: какие ощущения, чувства я испытывал, помогая  беззащитному существу, и почему? Тем самым дети должны прийти к выводу: помогая другим, я сам становлюсь лучше!

Советский писатель Николай Носов очень полно и выразительно раскрывает тему нравственности (или, точнее – безнравственности) в рассказе «Акимыч (Кукла)». Кульминация рассказа – это образ куклы, брошенной у дороги недалеко от школы. Эту игрушку, раздетую, оскверненную, истыканную сигаретными окурками показывает рассказчику перевозчик Акимыч, с которым они виделись когда-то у реки. Символ детства, сломанный, искалеченный, испачканный и выброшенный в канаву доводит до слез и исступления военного человека, но совершенно не волнует простого взрослого, учителя, родителя. Этот рассказ – отчаянный призыв одуматься, оглядеться и осознать, какое зло способно породить равнодушие. Мы часто можем услышать «не моё дело», «меня это не касается», «разберутся и без меня», «поможет кто-нибудь другой». В ходе урока я предлагаю детям привести примеры проявления собственного равнодушия. Далее мы задаемся вопросом: а в чём же причина такого отношения? Оказывается, что трусость, суета повседневной жизни, эгоизм, нехватка времени могут заставить нас быть бессердечными и жестокими не только к посторонним людям, но и к близким, а порой, даже по отношению к самому себе.

В рассказе А. Платонова «Юшка» мы снова сталкиваемся с описанием жестокого отношения людей. Все жители города, даже маленькие дети, считают своим долгом, завидя Юшку, обидеть или побить его. Главный герой сносит это со спокойствием и даже смирением, при этом он не высказывает ни к кому ненависти или злости, в том числе принимает себя таким, какой он есть. Тема рассказа заключается в разнообразии человеческих душ: есть милосердные и жестокие, красивые и уродливые, добрые и злые. Платонов также поднимает и другие важные нравственные проблемы, такие как: запоздалая благодарность людей к истинным добродетелям, презрение и жестокость с их стороны.  В ходе изучения этого произведения я учу семиклассников видеть под внешней оболочкой истинную природу человека, добрую и искреннюю, любить и прощать. В конце урока предлагаю детям задуматься над вопросом: как часто мы смеемся на людьми, унижаем тех, кого не знаем? Затем я предлагаю учащимся похвалить кого-то из ребят в классе (выбираю учеников группы риска), но это одобрение должно быть действительно заслуженное. Беседуя, мы приходим к выводу, что в каждом из нас есть хорошее, за что его можно уважать.

Повесть М. Горького «Детство» дает возможность прийти к выводу, что уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Необходимо воспитывать ребёнка не путём прямых нравоучений и назиданий, а путём пробуждения в нём чувства участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам. В доме деда главного героя царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. В ходе работы над произведением, я предлагаю ребятам рассказать о том, как часто в наше время применяется насилие в отношении к детям со стороны сверстников. Оказывается, что с насмешками и издевательством в школе, пусть не все, но сталкивались. В ходе беседы предлагаю детям ответить на вопросы: почему дети так поступают? есть ли, на ваш взгляд, в классе те, за кого следует заступиться? Предлагаю ребятам написать нас доске, какими качествами должен обладать человек, который постоянно насмехается и издевается над другими, даже применяет силу. Создается негативная характеристика человека, на которого, в ходе беседы не хочет быть похож ни один из ребят.

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», никого не оставит равнодушным. Автор описал судьбу конкретного ничем не выделяющегося человека. Даже после кровопролитной и ожесточенной войны, которая забрала у героя все, Андрей Соколов нашел в себе силы жить дальше. И хотя М.А. Шолохов рассказывает о судьбе конкретного человека, девятиклассники понимают, что это описывается жизнь целого поколения, которое столкнулось с ужасами военного времени. Главному персонажу удалось среди жестокости, несправедливости и противостояния жить по чести и совести. На долю главного героя выпало множество испытаний, но сердце его не зачерствело. Сильный характер, несгибаемая сила воли и неиссякаемая вера в светлое будущее – вот что лежит в основе нравственности данного героя, которого мы можем рассмотреть в качестве примера для подражания. В качестве домашнего задания я предлагаю ученикам 9 классов заполнить таблицу: испытания, с которыми столкнулся герой, и что помогло персонажу с ними справиться. В конечном итоге, мы приходим к выводу, что любовь к своей семье, вера в лучшее могут помочь каждому человеку справиться с невзгодами жизни.

При изучении романа М. Шолохова «Тихий Дон» внимание старшеклассников я обращаю на чувства Григория Мелехова после того, как он убил австрийца. Образ этого солдата не покидает героя на протяжении всей жизни, хотя потом ему пришлось убивать многих. Но этот безоружный… не дает ему покоя. Слишком часто, к сожалению, в сознании людей возникают мысли, призванные заглушить голос совести. Простить - значит забыть о душевной ране, боли, нанесённой этим человеком. И возникают вопросы, обращённые уже к самим себе: умеем ли мы прощать? Что нам помогает и мешает прощать? Какова цена нравственной чистоты человека? В ходе урока я предлагаю детям ответить на вопрос: за что мне в своей жизни было стыдно? В ходе беседы мы пытаемся разобраться в том, что же со стороны одноклассника было сделано неправильно, стоит ли этого поступка действительно стыдиться,  и достоин ли такой человек  прощения и понимания со стороны окружающих. Таким образом, я учу детей быть милосердными, развиваю в них умение понять и простить другого человека.

Главная идея пьесы М. Горького «На дне» заключена в мысли о том, что все мы одинаковы, и не имеет значения, какое у нас материальное положение или социальный статус. Различаемся мы лишь характером и воспитанием. Именно они нам позволяют на разные ситуации реагировать тем или иным способом. Материальные и моральные ценности. Что важнее? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю детям игру: старшеклассникам нужно будет сделать выбор в несколько различных ситуациях. 1. Ваша семья целый год откладывала деньги, чтобы купить вам спортивный велосипед. Но встает выбор: поехать отдыхать к бабушке или купить велосипед и остаться на все лето в городе? Как вы поступите в этой ситуации и почему? 2. На день рождения родители хотели подарить вам хороший телефон. Но внезапно заболел твой домашний питомец. Требуется срочная операция. Нужны деньги. Как вы поступите в этой ситуации и почему? 3. Друг решил сделать тебе подарок: купить беспроводные наушники  или красочно оформленную книгу твоего любимого автора. Спросил об этом тебя. Как вы поступите в этой ситуации и почему? Подводя итог, мы приходим к выводу, что материальные ценности, конечно, важны, но они касаются только лично нас. А любовь, дружбу, верность, готовность прийти на помощь, доброту люди ценили и ценят всегда. И если все это ребята пронесут  по жизни, то и в их доме будет благополучие и достаток.

Большое внимание уделяется на уроках литературы  лирическим произведениям. То, что мы порою принимаем за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на самом деле оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранении и приумножении её богатств. Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью, является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе. В ходе урока я предлагаю детям подумать над тем, какой вклад по сохранению природы своего края может внести каждый из них?  Хочу обратить внимание на то, что ребята  не просто рассуждали над поставленным вопросом, но и предпринимали действия, подтверждающие их слова: весной этого года старшеклассники постарались очистить  от мусора  лес и пляж  - любимое место отдыха жителей не только нашего города, но и москвичей - совершенно на добровольном начале, привлекая к работе  своим примером проходящих мимо людей. Таким образом, каждый из ребят смог понять, что только в руках подрастающего поколения находится то наследие, которое  достанется будущим потомкам.

В заключении хочу сказать, что трудно измерить, насколько нравственным станет школьник после уроков литературы. Но хочется верить, что он унесет с собой в дальнейшую, уже взрослую жизнь частичку нашей души и наших нравственных уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Арт-педагогика и сценические технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности в ОУ как главная форма воздействия на эмоциональную сферу обучаемых

Творческие формы организации учебного процесса расширяют возможности познания ребенком действительности в ее многообразных  связях.Арт-педагогика, как особое напрвление в педагогике, предполагает...

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы как способ формирования мотивации к чтению.

Данный материал познакомит с ипользованием информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы....

Разработка уроков литературы, направленных на формирование нравственных представлений у подростков 8-го класса, по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Данные разработки уроков помогут в комплексе изучить историю создания повести, содержание произведения, работа с литературоведческим материалом, работой с текстом....

Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную сферу обучающегося с ТМНР

Целенаправленное, систематическое и терпеливое применение разнообразных приемов коррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка с ТМНР, повышает познавательную активность, развивает любознат...