Арт-педагогика и сценические технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности в ОУ как главная форма воздействия на эмоциональную сферу обучаемых
статья по литературе по теме
Творческие формы организации учебного процесса расширяют возможности познания ребенком действительности в ее многообразных связях.Арт-педагогика, как особое напрвление в педагогике, предполагает осуществление воспитания, образования, развития личности средствами искусства в результате диалога педагога с воспитанниками в образовательном процессе. Использование сценических технологий на уроках литературы, соединение театрализации с анализом произведения, применение современных педагогических технологий, проведение образовательных экскурсий, погружение ребенка в мир писателя приобретает, большую воспитательную эффективность: содействует формированию творческой. гражданственно настроенной личности, способной к самопознанию и самовоспитанию, чуткой по отношению к искусству, отзывчивой по отношению к человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-педагогика и сценические технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности в ОУ как главная форма воздействия на эмоциональную сферу обучаемых.
Гаврилова Людмила Владимировна
учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 648.
«Арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса».
Таким образом, педагогика в целом - органическое порождение как культуры, так и цивилизации, поскольку обнаруживает себя и в духовной, и в материальной сферах бытия человека
Специфические признаки арт - педагогики:
-использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства;
-доминирование диалога педагога с воспитанниками в образовательном процессе;
-совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности;
-«включение» произведений искусства при изучении самых разных предметов (освоение программного материала на внутреннем, глубинном уровне, в трех модальностях восприятия информации).
Следует отметить, что арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели:
-помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, --научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.
Специфические цели арт-педагогики:
- формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.
Одним из эффективных путей развития творческой активности учащихся считается театрализация. Использование сценических технологий на уроках литературы позволяет выявить особенности личности ребенка и вместе с тем учит пониманию взаимодействия, коммуникабельности, активизирует внимание и воображение учащихся, повышает интерес к прочтению произведения, к коллективному творчеству.
В обучении театрализации выделяются следующие этапы:
- подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;
- исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);
- репетиционный этап перед воображаемым зрителем;
- презентация подготовленного проекта;
- рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.
При выборе материала учителю необходимо придерживаться определенных критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения; соответствие темы читательским, зрительским интересам и возрастным особенностям учащихся; ограниченность объема произведения или его фрагмента; преобладание в избранном фрагменте диалогов.
Творческие формы урока.
- Уроки-лекции
- Уроки-семинары
- Уроки-практикумы
- Уроки-исследования
- Защита рефератов и докладов
- Урок-концерт
- Урок-композиция
- Урок-монтаж
- Урок-сказка
- Урок-путешествие
- Урок-спектакль
Задача учителя на 1-м этапе работы - познакомить учащихся с новой формой работы на уроке литературы. такой, как урок-концерт, который проводится в
5-ом классе при изучении басен И. А. Крылова. Слово «концерт» говорит само за себя: здесь есть выступающие и зрители. Цель данного урока – создать условия для самовыражения каждого ребенка. Можно выделить и более широкую цель: приобщение школьников к прекрасному.
Следующий этап работы – соединение театрализации с анализом произведения. Такой урок проводится в 6-ом классе при изучении творчества Н. А. Некрасова.
Цель данного урока - развитие творческого восприятия учащимися художественного произведения, формирование черт квалифицированного читателя.
Большей подготовки требует, конечно, урок-спектакль, который проводится в 8-ом классе по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Урок представляет собой инсценирование и анализ самых важных эпизодов повести. Цель такого урока –оказать эмоциональное воздействие на школьников, развить творческие способности учащихся, помочь учащимся раскрыть своеобразие характера главного героя.
Творческую деятельность и фантазию школьников максимально активизируют и современные педагогические технологии:
- интеграция
- личностно-ориентированный подход
- проектно- исследовательская деятельность
Также и экскурсионная работа мотивирует обучаемых на творчество…
Экскурсия – это одна из основных форм культурно-образовательной деятельности в системе школьного и дополнительного образования.
В соответствии с современными представлениями, «экскурсия – коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы…по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями».
Образовательные экскурсии – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации нации.
Экскурсионная работа в нашей школе
-носит системный, плановый характер,
-учитывает возрастные особенности учащихся,
-имеет тесную связь с учебными программами по предметам,
-учитывает познавательные интересы учащихся.
Цель экскурсионной работы -создание условий для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.
Задачи:
-воспитать у школьников чувство патриотизма, бережного отношения к культурному наследию своей страны;
-совершенствовать нравственное и физическое развитие детей и подростков;
-способствовать многостороннему развитию личности, повышению интеллектуального уровня школьников.
Тематические экскурсии подразделяются на группы:
-исторические,
-искусствоведческие,
-литературные,
-архитектурно-градостроительные.
В свою очередь литературные экскурсии подразделяются на
-литературно-биографические,
-историко-литературные,
-литературно-художественные.
Цель литературных экскурсий
- дополнить программный материал;
-расширить представления учащихся о жизни писателей и поэтов, истоках их творчества;
-создать более полную картину жизни, отраженную в художественных произведениях.
Литературно-экскурсионная работа приобретает первостепенное значение для подготовки учащихся к постижению личностного начала искусства, неотделимого от его специфики.
Идя "по пути писателя", школьники органичнее и полнее воспринимают его как человека, гражданина, художника, начинают чувствовать свою читательскую ответственность перед ним.
Соединяя использование сценических технологий и литературно-экскурсионной работы, мы помогаем ребенку постигать «мир писателя» например, А. С. Пушкина.
Пушкин… Слово, которое давно перестало быть для нас только фамилией писателя, пусть великого, а стало обозначением чего-то такого, без чего саму жизнь нашу помыслить нельзя.
Ежегодно 19 октября учащихся 5-ого класса в нашей школе посвящают в гимназисты. Ко Дню гимназиста вместе с учащимися готовим литературные композиции, выпускаем газеты и отправляемся на экскурсию по пушкинской Москве. С этого дня начинается путешествие школьников в «Страну Пушкина».
С учетом школьной программы мы составили план экскурсий по пушкинским местам:
5 класс - экскурсия по Москве « Сказки Пушкина» с посещением дома-музея поэта.
6 класс – экскурсия в Захарово – имение бабушки поэта М. А. Ганнибал.
И Вязёмы - имение князя Б. В. Голицина .
7класс – экскурсия в Санкт-Петербург с посещением дома-музея А. С. Пушкина и Царскосельского лицея.
8 класс – экскурсия на Полотняный завод - имение брата Н. Н. Пушкиной, Д. Н. Гончарова.
9 класс- экскурсия в город Торжок , с посещением сел Берново ( имение И. И. Вульфа), Малинники ( тверское имение П. А. Осиповой-Вульф ),Грузины ( имение дяди А. П. Керн, героя Отечественной войны 1812 года К. М. Полторацкого), Прутня ( здесь похоронена А. П. Керн ).
10 класс – экскурсия в Михайловское.
11 класс – экскурсия «Пушкинский Петербург».
Захарово и Вяземы, Торжок и Прутня, Берново и Малинники, Михайловское и Тригорское, Царскосельский Лицей и Петербург -
этапы постижения удивительного мира Пушкина.
Способствует пробуждению интереса к изучению жизни и творчества
А. С. Пушкина , как уже отмечалось, использование сценических технологий на уроках и внеклассных мероприятиях.
Театрализация и анализ… В итоге – соединение мысли и чувства, глубины и эмоциональности, творчества и логики.( Примером такой работы и стал урок-спектакль по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».)
Нравятся детям и уроки, на которых выявляются особенности авторского стиля, а потом дети описывают, например, интерьер комнаты Марьи Гавриловны («Метель»), стараясь сохранять особенности синтаксических конструкций, характерных для писателя.
В результате такой работы происходит погружение ребенка в мир писателя. Как писал А т Твардовский, «Пушкин приходит к нам с детства,
а мы приходим к нему только с годами…»
Данную работу проводим, конечно, и при изучении жизни и творчества других русских поэтов и писателей, например, орловцев. В Орел и Спасское-Лутовиново мы отправились с целью познакомить учащихся с литературными местами города Орла, с жизнью и творчеством писателей-орловцев, поскольку Орел, по словам Н. С. Лескова, «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город». ; а также воспитывать чувство патриотизма; развивать интерес к русской классической литературе, к творчеству писателей-орловцев.
Сторона Тургенева и Фета
На просторы летние манит.
Льется ливнем утреннего света,
Голубыми реками шумит.
Бунина, Андреева, Лескова
Отчий край…
Тут чище серебра
Закипает пламенное слово
И любви, и веры, и добра.
На уроках продолжился разговор о творчестве поэтов и писателей-орловцев: была проведена литературная гостиная «Литературный Орел», учащиеся продолжили собирать материал по данной теме, подготовили рассказ о творчестве А.Н. Апухтина . Этко А., Труба Е. на окружном конкурсе «Горизонты открытий» представили презентацию «Дорогами литературного Орла».
Подобная работа проводится и по изучению творчества Б. Л. Пастернака, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова.
Использование сценических технологий, литературно-экскурсионная работа, ставшая системой, приобретают большую воспитательную эффективность: содействует формированию творческой, гражданственно настроенной личности, способной к самопознанию и самовоспитанию, чуткой по отношению к искусству, отзывчивой по отношению к человеку, наделенной социальной активностью.
Большое внимание уделяем мы и историческим экскурсиям, целями которых является
-воспитание любви к Родине, уважения к прошлому, к истории страны;
-формирование настроения восхищения, активизирование эстетического и нравственного переживания.
Каждый человек должен знать историю своей Родины, потому что без прошлого нет будущего.
Смоленск и Кострома, Петербург и Орел, Мир и Несвиж, Киев и Витебск,
Хатынь и Полоцк, Брест и Минск –вот путь к постижению прошлого и настоящего.
Творческие формы организации учебного процесса расширяют возможности познания действительности в ее многообразных связях: чем богаче эти связи, тем успешнее в сознании ребенка создается "единая картина мира, диалектическое взаимодействие явлений природы и общества" (М.М.Бахтин).
Представление о мире как едином целом является условием формирования эстетической восприимчивости личности и позволяет понять многие жизненные, в том числе литературные, процессы в их динамике и сложности.
Итоги работы.
Проектная работа Шведкого В. «Словарь быта и уклада дворянской усадьбы пушкинской поры» (3 раздела) –Диплом II степени на конкурсе «Горизонты открытий».
Проектная работа Барабановой Е., Спиркиной Д. «Механические явления в пословицах и поговорках русского народа» -1место на конкурсе «Шаг в науку-шаг в будущее».
Проектная работа Авдосьевой А. Качалиной Л. «Слово о Полку Игореве в иллюстрациях русских художников».
Творческие работы Соловец Е., Карелина И. отмечены дипломами на городском празднике «Литературный венок России».
Труба Е. – I место на международном конкурсе фотографий.
Труба Е. – участник окружного конкурса «Горизонты открытий» с презентацией «Очерки о Киеве».
Соловец Е. – участник городского конкурса «Кастальский ключик», окружных академических чтений (цикл стихотворений «Читая Куприна».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности
из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...
Презентация проекта "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС""
Презентация инновационного педагогического проекта...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
Сказочная педагогика. Методы и формы работы со сказками на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Цель работы: Показать некоторые методы и формы работы со сказками...
«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»
Литература – предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...
Статья на тему "Формирование эмоционального интеллекта учащихся 9–х классов на уроках литературы и во внеурочной деятельности как фактора повышения эффективности обучения"
Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления...
Современная детская литература на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Статья представляет собой презентацию опыта по использованию текстов современной детской литературы как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрен воспитательный оптенциал неко...