Исследование эмоциональной сферы обучающихся и изучение эффективности учебного занятия в РВГ по немецкому языку в условиях сельской малокомплектной школы
опыты и эксперименты по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Диссеминация педагогического опыта по теме "Организация образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия как ресурс повышения качества образования" Региональная инновационная площадка,Брянская область. Опыт работы на площадке, как учителя немецкого языка в сельской малокомплектной школе - 2,5 года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследование « Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)» Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин , Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. В качестве целей исследования учёные выделили: оценку психического состояния испытуемого; выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку; определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям. Активность ребёнка напрямую связана с его настроением, которое, в свою очередь, определяется самочувствием — вот почему эти три показателя должны исследоваться вместе.
Исследование « Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)» 1.Самочувствие хорошее 3210123 Самочувствие плохое 2.Чувствую себя сильным 3210123 Чувствую себя слабым 3. Пассивный 3210123 Активный 4. Малоподвижный 3210123 Подвижный 5. Веселый 3210123 Грустный 6. Хорошее настроение 3210123 Плохое настроение 7. Работоспособный 3210123 Разбитый 8. Полный сил 3210123 Обессиленный 9. Медлительный 3210123 Быстрый 10. Бездеятельный 3210123 Деятельный 11 . Счастливый 3210123 Несчастный 12. Жизнерадостный 3210123 Мрачный 13. Напряженный 3210123 Расслабленный 14. Здоровый 3210123 Больной 15. Безучастный 3210123 Увлеченный 16. Равнодушный 3210123 Взволнованный Примеры полярных эмоциональных признаков
Исследование « Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)» Активность
Исследование « Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)» Настроение
Изучение эффективности учебного занятия в РВГ по немецкому языку
Изучение эффективности учебного занятия в РВГ по немецкому языку 1) В какой мере ты удовлетворён занятиями в РВГ по немецкому языку? полностью удовлетворен - 16 в основном - 2 частично - 0 не удовлетворен - 0 2) В какой мере удается проявить себя на уроках немецкого языка в РВГ? в полной мере - 7 в значительной мере - 8 частично (мало) - 3 не проявил - 0
Изучение эффективности учебного занятия в РВГ по немецкому языку 3) В какой мере удается тебе усваивать материал по предмету на занятиях в РВГ? в полной мере – 7 в значительной мере – 8 частично – 2 чаще не усваиваю - 1 4) Как занятия в РВГ способствуют развитию твоего интереса к немецкому языку? в полной мере (очень нравится) - 7 в значительной мере (нравится) - 10 частично (мало) способствовали ( не очень нравится ) - 1 не способствовали ( не нравится ) - 0
Изучение эффективности учебного занятия в РВГ по немецкому языку 5) В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами на занятиях в РВГ? полностью удовлетворен - 13 в основном - 3 частично - 2 не удовлетворен - 0 6) Оцени новизну форм деятельности и методов изучаемого материала в условиях РВГ. все для меня новое - 4 многое является новым - 13 мало было нового, многое уже известно - 1 ничего нового - 0
Изучение эффективности учебного занятия в РВГ по немецкому языку 7) Напиши, что тебе больше всего нравится на занятиях в РВГ по немецкому языку. Нравится часто повторять прошедший материал. Нравится работать самостоятельно. Узнаю много нового. Нравится заниматься всем коллективом по одной теме. Нравится выполнять роль наставника. Работать стало веселее, ведь нас стало больше. Нравится заранее знакомиться с материалом старших классов, чтобы лучше знать предмет. Вообще, я рада дню, когда у нас занятия в РВГ по немецкому языку.
Фото групп
Фото групп
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Исследование
эмоциональной сферы обучающихся и изучение эффективности учебного занятия в РВГ по немецкому языку в условиях сельской малокомплектной школы
Городецкий филиал
МБОУ- Кокинская средняя общеобразовательная школа
Выгоничского района
Брянской области
Самойленко Татьяна Ивановна
Учитель немецкого языка первой квалификационной категории,
Стаж работы 26 лет
Личный опыт работы в РВГ как учителя немецкого языка в Городецком филиале как в малокомплектной сельской школе постепенно накапливается нами уже с 2013 года. И опыт этот разный.
Первоначально на занятие немецким языком объединялись учащиеся только начальных классов- 2-3-4. Личное отношение к такому объединению, признаюсь, было отрицательное. В ряду с «минусами» « плюсов» практически не виделось.
И вот только сейчас понимаю почему. Когда в ноябре 2016 при личной беседе с И. И. Потворовым (директором школы) при определенной сложившейся ситуации, появилась возможность вступить в данный эксперимент, стало ясным, например, то, что данная технология обучения является не новой. Опыт российских школ показывает, что на современном этапе это актуально. Важно и то, что творчеству педагога здесь нет предела. Нужно лишь желать познакомиться, изучить информацию о новых современных методах, формах работы в РВГ, а далее возможно и создать собственный продукт в данном направлении работы.
Так постепенно, методом проб меняется отношение к такому виду обучения. И уже в ряду с «МИНУСАМИ» стало больше появляться «ПЛЮСОВ».
Наш новый опыт работы показывает, что практически оказалось возможным объединить классы на занятие немецким языком по вертикали во всех возрастных группах, кроме 2 класса. Сформированы три РВГ 3-4 кл(9 человек), 5-6-7(13 человек), 8-9 (7 человек ). Последние две являются экспериментальными на данный момент.
Первые исследования:
- мы провели диагностику в области эмоциональной сферы обучающихся, потому как самочувствие, активность, настроение детей – это важные показатели, особенно в условиях эксперимента, дальнейшей мотивации в обучении, от которой напрямую зависит успеваемость и качество знаний.
-коротко изучили эффективность учебных занятий по немецкому языку, используя новые подходы, методы, формы к организации и проведению уроков в РВГ.
Слайд 1 Тема
Существуют различные методы диагностики и исследования эмоциональной сферы
обучающихся, которые осуществляются как с помощью анкет и опросников, так и посредством использования проективных методов. Например, тесты Люшера, самооценка психических состояний Айзенка, шкала самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, исследование личностных компонентов по методике Б. И. Додонова и другие.
Все они ориентированы, главным образом, на выявление актуального эмоционального состояния, либо конкретных эмоциональных характеристик личности, которые позволяют нам выявить как ситуативные, так и личностные компоненты.
Слайд 2 Методика САН
Мы использовали методику САН, которая была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков-ученых В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. САН (аббревиатура от названия теста – Самочувствие, Активность, Настроение). Предназначена для диагностики эмоциональных состояний... В качестве целей исследования учёные выделили:
- оценку психического состояния испытуемого;
- выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
- определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
Методику рекомендуется применять для диагностики детей любого возраста.
И не только в переходные периоды жизни ребёнка или подростка, а также и в различных изменяющихся для них ситуациях.
Активность ребёнка напрямую связана с его настроением, которое, в свою очередь, определяется самочувствием — вот почему эти три показателя должны исследоваться вместе.
Слайд 3 Примеры ПЭП
Методика САН — удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника на различных ступенях обучения. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние испытуемого, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка.
Перед вами примеры полярных эмоциональных признаков. Тест представляет собой 30 пар слов ( на экране только 16), описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. (зачитать некоторые).
Слайд 4 Самочувствие
Наше исследование является ситуативным. Ребята оценивали свое эмоциональное состояние в течение учебного дня дважды (в начале и в конце учебных занятий). Далее был определен средний результат по каждому показателю и подростку отдельно. Обратите внимание на диаграмму! Горизонтальная ось – обучающиеся. Шкала по вертикали – количественные показатели эмоциональной сферы учеников. Фиолетовым цветом обозначена старшая группа 8-9 (6 испытуемых из 7 человек на момент проведения диагностики); зеленый цвет – группа средней ступени обучения 5-6-7 классы (11испытуемых из 13); столбцы красного цвета –с границей 4 - это норма, все что выше — показатели более благоприятного состояния; меньше 4 — значение обратное. Первое исследуемое состояние – это самочувствие каждого обучающегося отдельно. Мы получили следующий результат - 1 ученик из группы -5-6-7 показал низкий результат при соотношении всех трех показателей (самочувствие, активность, настроение), далее мы это будем наблюдать и по остальным показателям эмоциональной сферы данного ученика( это слабоуспевающий, социально сложный ученик, который требует к себе в работе постоянного индивидуального подхода именно со стороны учителя, чтобы пребывать в ситуации успеха.). 5 человек определяются по шкале - норма и чуть ниже или выше нормы, у 11 учеников – значения значительно выше среднего.
Слайд 5 Активность
Показатели активности приблизительно такие же. Четыре человека показали результат чуть ниже нормы, что допустимо; значительное количество обучающихся – 12 находятся на благоприятном уровне эмоционального состояния и активности. Выделяется одно низкое значение (1 ученик), о котором говорилось выше.
Слайд 6 Настроение
Важно отметить, если усталость или напряжение нарастает, то значения самочувствия и активности будут существенно ниже, чем настроение. Что мы и получили в результате.
Все обучающиеся имеют значение – норма и выше нормы, кроме одного (1 ученик –низкое значение).
Вывод: полученный нами результат диагностики эмоциональной сферы подростков говорит об объективной картине психоэмоционального состояния обучающихся, при учете соотношения всех трех показателей. Так, если обучающийся находится в
хорошем расположении духа, то его оценки активности, настроения и самочувствия будут примерно одинаковы.
Слайд 7 Эффективность занятия
Таким образом, при организации учебных занятий при обучении немецкому языку в Городецком филиале МБОУ- Кокинская СОШ нами преследовалась основная цель - сохранение, возможно, повышение качества образования и эффективности деятельности школы через внедрение разновозрастного обучения в учебно-воспитательный процесс в условиях малочисленной малокомплектной сельской школы, чтобы повысить, прежде всего, мотивацию учения, познавательные интересы школьников. Поэтому перед нами встала организационная и методическая задача, учитывая также и достоинства малочисленности классов, найти способы решения новых проблем в условиях эксперимента.
Что дает разновозрастное обучение ребенку? Исключительно пока опираясь только на мнения детей, мы попытались изучить эффективность таких занятий. Получили первый результат. Анкетирование учащихся показало, что школьникам нравятся разновозрастные занятия. Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на них легче работается, меньше спрашивает учитель, больше самостоятельности, ответственности у самих учащихся. Дети отмечают, что им интересно общаться с учениками других классов.
Слайд 8 Результаты анкет (1, 2)
1) В какой мере ты удовлетворён занятиями в РВГ по немецкому языку?
- полностью удовлетворен - 16
- в основном - 2
- - частично - 0
- не удовлетворен - 0
2) В какой мере удается проявить себя на уроках в РВГ?
- в полной мере - 7
- в значительной мере - 8
- частично (мало) - 3
не проявил – 0
Слайд 9 Результаты анкет (3, 4)
3) В какой мере удается тебе усваивать материал по предмету на занятиях в РВГ?
- в полной мере – 7
- в значительной мере – 8
- частично – 2
- чаще не усваиваю - 1
4) Как занятия в РВГ способствуют развитию твоего интереса к немецкому языку?
- в полной мере (очень нравится) - 7
- в значительной мере (нравится) - 10
- частично (мало) способствовали (не очень нравится) - 1
не способствовали (не нравится) – 0
Слайд 10 Результаты анкет (5, 6)
5) В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами на занятиях в РВГ?
- полностью удовлетворен - 13
- в основном - 3
- частично - 2
- не удовлетворен - 0
6) Оцени новизну форм деятельности и методов изучаемого материала в условиях РВГ.
- все для меня новое - 4
- многое является новым - 13
- мало было нового, многое уже известно - 1
- ничего нового – 0
Слайд 11 Результаты анкет 7
7) Напиши, что тебе больше всего нравится на занятиях в РВГ по немецкому языку.
- Нравится часто повторять прошедший материал.
- Нравится работать самостоятельно.
- Узнаю много нового.
- Нравится взаимодействовать в группах и со всем коллективом по одной теме.
- Нравится исполнять роль наставника.
- Работать стало веселее, ведь нас стало больше.
- Нравится знакомиться с материалом старших классов, чтобы лучше знать предмет.
- Вообще я рада дню, когда у нас занятия в РВГ по немецкому языку.
Слайд 12 Фото РВГ детей
В заключение хотелось бы отметить, что результаты наших исследований эмоциональной сферы обучающихся и эффективности учебных занятий подтверждают, что разновозрастное взаимодействие в ходе учебно-воспитательного процесса в малокомлектной сельской школе выполняет функции психологической защиты и социальной поддержки ребенка. Объединение учащихся разных классов в разновозрастную группу обеспечивает расширение и разнообразие контактов, способствует взаимному обогащению детей, а главное, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию (негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей ребенка), избежать монотонности при организации учебного процесса. При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста. Уровень творчества, самостоятельности, сотрудничества школьников разного возраста значительно выше, а конфликтность ниже в разновозрастных группах, чем в группах одновозрастного состава. Действительно, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на уроке, где объединяются несколько классов. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно, если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.
Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия — стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость.
Ожидаемый результат:
- повышение качества знаний учащихся
- активность участников образовательного процесса
- усиление мотивации учащихся к обучению
- рост удовлетворенности деятельностью учителя со стороны участников образовательного процесса
- повышение профессионализма учителя.
Список литературы:
1.Батербиев М.М. Организация разновозрастного обучения в малокомплектной сельской школе. Усть-Илимск, 2003г.
2. Батербиев М.М Разновозрастное обучение. Братск, 2001г.
3. Коллективные учебные занятия и коллективный способ обучения. Сборник научно-методических материалов. Источник: Интернет-сайт « Коллективный способ обучения» www/ kras/com/
4. Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе : методические рекомендации / Под ред. Н. В. Федосеенкова. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во КИПКПК, 2009. – 163 с.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЫ. Павлова И.С.учитель русского языка и литературы Макаровской основной общеобразовательной школа Рыбинского МР Ярославской области.
6.Ресурсный центр Сельской образовательной сети «Найдал» МОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1»
7. Килина И.В. Проблема реализации федерального государственного образовательного стандарта в условиях сельской малокомплектной школы http://www.rae.ru/forum2012/288/2151
8. Червонный М,А. Проблемы малокомплектной школы в современной образовательной ситуации (Примеры разных стран) http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-malokomplektnoy-shkoly-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-situatsii-primery-raznyh-stran
9. Трудности преподавания немецкого языка на среднем этапе I малокомплектной школе и пути их преодоления (Урок в малокомплекп школе) Под общ. ред. А.Е.Кондратенкова и Е.Г.Осовского.-Смоленск-Саранск, 1990. -С. 142-155;,206-211.
10 Методика САН - http://shkolabuduschego.ru/shkola/metodika-san-kak-byistro-i-effektivno-opredelit-psihologicheskoe-sostoyanie-uchenika.html
11. О.В. Барканова. Методики диагностики эмоциональной сферы
Психологический практикум Красноярск: Литера-Принт, 2009
12. Слобожанина Е. А. Мультимедийные презентации как средство освоения учениками информационно-коммуникативной компетенции. http://www.wecomm.ru/structure/ ?idstucture=441
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы запоминания материала на уроке немецкого языка
Целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее рас...
Преподавание русского языка в условиях малокомплектной школы
Особенности преподавания русского языка в малокомплектной школе. Механизм организации уроков в классах-комплектах....
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...
Организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения (Опыт работы в сельской малокомплектной школе)
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».Однако мир меняется, и с ходом...
ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Малокомплектная школа: сохранение и развитие.Особенности учебного процесса в условиях МКШ.Примеры уроков. Совместное обучение учащихся разных классов....
Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»
Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...
Устная тема по немецкому языку за 7 класс школ с углубленным изучением немецкого языка
Топик по немецкому языку...