Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени
рабочая программа (8 класс)
Обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnaya_kommunikaiya.docx | 44.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024 г. И.о. директора Центра: _____________ /О.В. Панасенкова/ | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _______________ /О.В.Панасенкова/ | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей-предметников Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ /А.А. Сайганова/ |
Рабочая программа по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация»
предметная область «язык и речевая практика»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II)
8 «А»,8 «Б» классы
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила: Исаева Елена Сергеевна учитель (русского языка, чтения) высшей квалификационной категории |
Смоленск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- Формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
- Развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
- Формирование навыка чтения в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Формирование навыка письма в доступных ребенку пределах.
- Учить узнавать графический образ буквы.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 6 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
- Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты:
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов.
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
Личностные результаты:
- Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
- Владение правилами поведения в учебной ситуации.
- Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
- Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
- Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
- Реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым.
- Проявления вербальных и невербальных средств коммуникации в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником.
- Интерес к взаимодействию со знакомым сверстником.
Программа формирования БУД
Личностные:
- Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- радоваться вместе с детьми;
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- использование по назначению учебных материалов;
- формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
- делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
Коммуникативные:
- учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- сообщение учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- следить за объяснением учителя;
- поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 16 часов, во в II полугодии – 17 час, всего – 33 часа.
1. Раздел «Коммуникация»
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением, поднятой рукой). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Прощание с собеседником звуком (словом предложением).
2. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Понимание простых по звуковому составу слов. Узнавание и различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действие предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние и употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние и употребления простых по звуковому составу слов. Называние собственного имени. Называние имел членов семьи. Называние употребления слов обозначающих предмет. Называние обобщающих понятий. Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Пересказ небольшого текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
3. Раздел «Чтение и письмо».
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использование элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, написание прописных букв. Списывание слов и текстов. Самостоятельная запись букв, слов и предложений. Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы. Называние буквы. Чтение слога, слова, предложения, текста.
Календарно-тематическое планирование предмета
«Альтернативная коммуникация» 8а класс.
№ | Содержание | Кол. Час. | Дата | ||
план | факт | ||||
I-я четверть – 9 часов | |||||
1. | Приветствие – прощание (звуки, слова, жесты). | 1 | 06.09 | ||
2. | Беседа «Как я провел лето?». | 1 | 13.09 | ||
3. | Составление рассказа «Мои каникулы». | 1 | 20.09 | ||
4. | Написание (обводка) букв, слогов. Узнавание звуков на слух. | 1 | 27.09 | ||
5. | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | 4.10 | ||
6. | Гласные и согласные. | 1 | 11.10 | ||
7. | Выделение звуков в словах. | 1 | 18.10 | ||
8. | Слоги. | 1 | 25.10 | ||
9 | Слог как часть слова. | 1 | 01.11 | ||
II-я четверть – 7 часов | |||||
10. | Составление и запись слов из букв и слогов. | 1 | 15.11 | ||
11. | Деление слов на слоги. | 1 | 22.11 | ||
12. | Ударение в слове. | 1 | 29.11 | ||
13. | Упражнение в постановке ударения в словах. | 1 | 6.12 | ||
14. | Написание слогов и слов под диктовку. | 1 | 13.12 | ||
15. | Составление предложений по серии картинок. | 1 | 20.12 | ||
16 | Расположение предложений в правильном порядке. | 1 | 27.12. | ||
III-я четверть – 11 часов | |||||
17. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок по теме Беседа на тему «Зимние праздники». Игры по теме занятия. | 1 | 10.01 | ||
18 | Составление рассказа «Зима». Задавание вопросов предложением по прочитанному тексту. | 1 | 17.01 | ||
19 | Пересказ по вопросам. | 1 | 24.01 | ||
20. | Чтение и запись слов по слогам. | 1 | 31.01 | ||
21. | Деление слов на слоги для переноса слова. | 1 | 702 | ||
22 | Упражнение в делении слов на слоги для переноса. | 1 | 14.02 | ||
23. | Непереносимые слова. | 1 | 28.02 | ||
24. | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | 7.03 | ||
25. | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. | 1 | 14.03 | ||
26. | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова. | 1 | 21.03 | ||
27. | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова. | 1 | 2.04 | ||
IV четверть – 6часов | |||||
28. | Разделительный мягкий знак. | 1 | 11.04 | ||
29. | Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 18.04 | ||
30. | Гласные после шипящих. | 1 | 25.04 | ||
31. | Сочетание жи-ши. Написание слов. | 1 | 16.05 | ||
32. | Сочетание чу-щу. Написание слов. | 1 | 23.05 | ||
33. | Сочетания ча-ща. Написание слов. | 1 | 30.05 | ||
Итого | 33 часа |
Календарно-тематическое планирование предмета
«Альтернативная коммуникация» 8б класс.
№ п/п | Содержание | Кол. Час. | Дата | ||
план | факт | ||||
I четверть – 9 часов | |||||
1. | Приветствие – прощание (звуки, слова, жесты). | 1 | 02.09 | ||
2. | Беседа «Как я провел лето?». | 1 | 9.09 | ||
3. | Составление рассказа «Мои каникулы». | 1 | 16.09 | ||
4. | Написание (обводка) букв, слогов. Узнавание звуков на слух. | 1 | 23.09 | ||
5. | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | 30.09 | ||
6. | Гласные и согласные. | 1 | 7.10 | ||
7. | Выделение звуков в словах. | 1 | 14.10 | ||
8. | Чтение и запись слогов и слов. | 1 | 21.10 | ||
9 | Слог как часть слова. | 1 | 28.10 | ||
II-я четверть –7 часов. | |||||
10. | Составление и запись слов из букв и слогов. | 1 | 11.11 | ||
11. | Деление слов на слоги. Ударение в слове. | 1 | 18.11 | ||
12. | Упражнение в постановке ударения в словах. | 1 | 25.11 | ||
13. | Написание слогов и слов под диктовку. | 1 | 2.12 | ||
14. | Составление предложений по серии картинок. | 1 | 9.12 | ||
15. | Расположение предложений в правильном порядке. | 1 | 16.12 | ||
16 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок по теме Беседа на тему «Зимние праздники». Игры по теме занятия. | 1 | 23.12 | ||
III-я четверть – 10 часов | |||||
17. | Составление рассказа «Зима». Задавание вопросов предложением по прочитанному тексту. | 1 | 13.01 | ||
18 | Пересказ по вопросам. | 1 | 20.01 | ||
19 | Чтение и запись слов по слогам. | 1 | 27.01 | ||
20. | Деление слов на слоги для переноса слова. | 1 | 3.02 | ||
21. | Упражнение в делении слов на слоги для переноса. | 1 | 10.02 | ||
22 | Непереносимые слова. | 1 | 24.02 | ||
23. | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | 3.03 | ||
24. | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. | 1 | 10.03 | ||
25. | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова. | 1 | 17.03 | ||
26. | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова. | 1 | 24.03 | ||
IV четверть. | |||||
27. | Разделительный мягкий знак. | 1 | 7.04 | ||
28. | Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 14.04 | ||
29. | Гласные после шипящих. Сочетание жи-ши. Написание слов. | 1 | 21.04 | ||
30. | Сочетание чу-щу. Написание слов. | 1 | 28.04 | ||
31. | Сочетания ча-ща. Написание слов. | 1 | 5.05 | ||
32. | Написание слов с пропущенными гласными. | 1 | 12.05 | ||
33. | Запись слов и предложений под диктовку. | 1 | 19.05 | ||
34 | Работа над ошибками. | 1 | 26.05 | ||
Итого | 34 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Деловое письмо» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I) 10, 11 клас
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учрежде...
Рабочая программа по учебному предмету «Деловое письмо» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I) 11 «А» клас
Изучение курса «Деловое и творческое письмо» направлено на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе совершенствования их р...
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека....
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающи...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...