Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
рабочая программа (6 класс)

. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_ak_6a.2024.docx47.37 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития  «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024 г.

И.о. директора Центра:

_____________

/О.В. Панасенкова/

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_______________

/О.В.Панасенкова/

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО учителей-предметников

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

руководитель МО:

__________

/А.А. Сайганова/

Рабочая программа по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»  

предметная область «язык и речевая практика»

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II)

 6 «А» класс.

на 2024 – 2025 учебный год

Программу составила:

Исаева Елена Сергеевна

учитель (русского языка, чтения)

высшей  квалификационной категории

Смоленск 2024

  1. Пояснительная записка.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации         является необходимой частью всей системы коррекционно педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее  отсутствия.

   В связи с этим обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и общения.

Цель обучения 

формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

     Задачи:

  1. Формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
  2. Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
  3. Развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
  4. Формирование навыка чтения в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  5. Формирование навыка письма в доступных ребенку пределах.
  6. Учить узнавать графический образ буквы.
  7. Коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 6 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

2.Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

-  Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- Формирование уважительного отношения к окружающим;

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-  Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  Предметные результаты:

- Реагирование на собственное имя;

- Понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;

- Начальные навыки чтения.

-Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов);

- умение использовать усвоенный лексико-грамматический материал или ---пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.) для решения соответствующих возрасту житейских задач:

- Приветствие собеседника;

-Привлечение к себе внимания;

- Обращение с просьбой о помощи;

- Выражение согласия (несогласия);

- Прощание с собеседником;

- Указание на объект при выражении своих желаний.

-Умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализация, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике взаимодействия с взрослыми и детьми для решения практических задач;

- Умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;

Программа формирования БУД

Личностные учебные действия:

 - Испытывать чувство гордости за свою страну;

- Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

-Активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

-Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

- Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

 - Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

-  Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Регулятивные учебные действия:

- Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

 - Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

 - Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию;

- Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

3. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 48 часов, во в II полугодии – 53 часов, всего – 101 час.

1. Раздел «Коммуникация»

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением, поднятой рукой). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Прощание с собеседником звуком (словом предложением).

2. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

Понимание простых по звуковому составу слов.  Узнавание и различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действие предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние и употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние и употребления простых по звуковому составу слов. Называние собственного имени. Называние имел членов семьи. Называние употребления слов обозначающих предмет. Называние обобщающих понятий. Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Пересказ небольшого текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. Раздел «Чтение и письмо».

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использование элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, написание прописных букв. Списывание слов и текстов. Самостоятельная запись букв, слов и предложений. Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы. Называние буквы. Чтение слога, слова, предложения, текста.

Календарно-тематическое планирование в 6 а класса

«Речь и альтернативная коммуникация»

на 2024-2025 уч.год

п/п

Содержание

Кол-во

Час.

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 27 часов

1.

 Обследование активного словаря.

1

3.09

2

 Обследование  пассивного словаря.

1

4.09

3

Обследование связной речи

1

5.09

4

Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Школа»

1

10.09

5

Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

1

11.09

6

Составление простых предложений по теме «Школа».

1

12.09

7

В. Драгунский «Завтра в школу». Чтение

1

17.09

8

Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Осень».

1

18.09

9

Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

1

19.09

10

Составление простых предложений по теме «Осень».

1

24.09

11

Чтение рассказа Ю. Коваля «Последний лист»

1

25.09

12

Ответы на вопросы, используя иллюстрацию.

1

26.09

13

Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов

1

1.10

14

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса.

1

2.10

15,16

О. Высоцкая «Осень».

2

3.8.10

17,18

Развитие механической памяти посредством разучивания чистоговорок.

2

9,10.

19

Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек

1

15.10

20

Развитие логического мышления посредством соотнесения иллюстративного материала и содержания загадок.

1

16.10

21

Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Осень».

1

17.10

22

Игра «Четвертый лишний».

1

22.10

23

 Игра «Назови кого нет»

1

23.10

24

Развитие целостного восприятия через постановку на место недостающих фрагментов картинки.

1

24.10

25

Формулирование элементарных суждений и умозаключений по теме «Осень»

1

29.10

26

Составление ответов на вопросы «Что ты делаешь?»

1

30.11

27

Ю.Тувим «Всё для всех». Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

31.11

II четверть – 21 час..

28

Составление рассказа «Профессии моих родителей»

1

12.11

29

Пересказ текста с опорой на иллюстрации.

1

13.11

30,31

Составление рассуждений на основе содержания стихотворения В. Орловой «Мои помощники».

2

14,19

32

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста.

1

20.11

33.

Ответы на вопросы по прочитанному тексту.

1

21.11

34.

Приветствие (прощание), обращение за помощью.

1

26.11

35.

Чтение рассказа М. Дружининой «Сюрприз». Выбор интонации.

1

27.11

36.

Составление рассуждений по содержанию рассказа

1

28.11

37.

 Составление ответов на вопросы по рассказу.

1

3.12

38

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

4.12

39

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Посуда.

1

5.12

40

Составление устного рассказа по картинке, чтение рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть посуду».

1

10.12

41

Составление рассуждений по содержанию рассказа.

1

11.12

42

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

12.12

43

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года – зима».

1

17.12.

44

Составление устного рассказа по серии картинок «Новый год».

1

18.12

45

Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «зима».

1

19.12

46

Формулирование элементарных суждений и умозаключений по теме «Зима»

1

24.12

47,48

Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки).

2

25,26

III четверть – 31 час.

49

Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки).

1

9.01

50-52.

Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос учителя

3

14-16

53, 54.

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Животные». Уточнение названий диких и домашних животных.

2

21,22

55.

Составление устного рассказа по картинке, чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята».

1

23.01

56.

Определение смысла новых слов, подбор синонимов.

1

28.01

57.

Составление рассуждений по содержанию рассказа.

1

29.01

58

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

30.02

59.

Чтение рассказа А. Баркова «Материнская забота». Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

4.02

60.

Развитие зрительного восприятия, посредствам рассматривания иллюстраций и подбора к ним отрывков из текста.

1

5.02

61.

Объяснение образных выражений на основе текста произведения.

1

6.02

62

Составление рассуждений по содержанию рассказа.

1

11.02

63.

Е. Тарковская «Ёж». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.

1

12.02

64.

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения.

1

13.02

65.

Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения.

1

25.02

66.

Чтение рассказа Б. Житкова «Галка». Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

26.02

67.

Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответа.

1

27.02

68.

Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями рассказа.

1

4.03

69.

Составление рассказа по иллюстраци.

1

5.03

70.

Чтение рассказаН. Носова «Живая шляпа». Объяснение образных выражений

1

6.03

71.

  Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

11.03

72.

Понятие – диалог. Подготовка к чтению по ролям с соответствующей интонацией.

1

12.03

73.

Пересказ текста с использованием иллюстраций.

1

13.03

74.

В. Приходько «Пин и Гвин». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.

1

18.03

75.

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения.

1

19.03

76

Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения.

1

20.03

Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Животные».

1

25.03

78,79

Формулирование элементарных суждений и умозаключений по теме «Животные»

26,27

IV четверть – 22 часа .

80,81.

 Развитие внимания посредством нахождения отличий между картинками.

2

8,9

82

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года –весна».

1

    10.04

83

Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

1

15.04

84

Составление простых предложений по теме «Весна». Уточнение признаков весны по иллюстрации.

1

16.04

85

Работа над выразительностью чтения стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится».

1

17.04

86

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение для подтверждения ответа.

1

22.04

87

Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством рисования словестной картины по памяти.

1

23.04

88

Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения.

1

24.04

89

Уточнение смысла нового слова по содержанию стихотворения С. Вербова «Ледоход».

1

29.04

90

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

30.

91

Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответов.

1

6.05

92.

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Цветы».

1

7.05

93.

А. Барков «Тюльпаны». Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

13.05

94.

Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя.

1

14.05

95.

Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями рассказа.

1

15.05

96.

Рассматривание иллюстраций, подбор к ним отрывков из текста. Самостоятельное рисование по теме рассказа.

1

20.05

97.

Расширение словарного запаса по  теме «Цветы». Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

1

21.05

   98.

Весенние загадки. Соотнесение иллюстративного материала (предметных картинок) и содержания загадок.

1

22.05

99.

Нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета. Самостоятельное рисование отгадок.

1

27.05

100.

Установления причинно – следственных связей между явлениями природы весной и жизни животных.

1

28.05

101.

Обобщение прочитанного за год.

1

29.05

                 Итого

101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

   Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...

Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени

Обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использов...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны

    Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...

Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны

    Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...

Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны

Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....