Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
рабочая программа (6 класс)
. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_ak_6a.2024.docx | 47.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024 г. И.о. директора Центра: _____________ /О.В. Панасенкова/ | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _______________ /О.В.Панасенкова/ | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей-предметников Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ /А.А. Сайганова/ |
Рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
предметная область «язык и речевая практика»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II)
6 «А» класс.
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила: Исаева Елена Сергеевна учитель (русского языка, чтения) высшей квалификационной категории |
Смоленск 2024
- Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
В связи с этим обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и общения.
Цель обучения –
формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- Формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
- Развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
- Формирование навыка чтения в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Формирование навыка письма в доступных ребенку пределах.
- Учить узнавать графический образ буквы.
- Коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 6 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
2.Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- Формирование уважительного отношения к окружающим;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- Реагирование на собственное имя;
- Понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;
- Начальные навыки чтения.
-Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов);
- умение использовать усвоенный лексико-грамматический материал или ---пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.) для решения соответствующих возрасту житейских задач:
- Приветствие собеседника;
-Привлечение к себе внимания;
- Обращение с просьбой о помощи;
- Выражение согласия (несогласия);
- Прощание с собеседником;
- Указание на объект при выражении своих желаний.
-Умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализация, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике взаимодействия с взрослыми и детьми для решения практических задач;
- Умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;
Программа формирования БУД
Личностные учебные действия:
- Испытывать чувство гордости за свою страну;
- Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
-Активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
-Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
- Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию;
- Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
3. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 48 часов, во в II полугодии – 53 часов, всего – 101 час.
1. Раздел «Коммуникация»
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением, поднятой рукой). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Прощание с собеседником звуком (словом предложением).
2. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Понимание простых по звуковому составу слов. Узнавание и различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действие предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние и употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние и употребления простых по звуковому составу слов. Называние собственного имени. Называние имел членов семьи. Называние употребления слов обозначающих предмет. Называние обобщающих понятий. Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Пересказ небольшого текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
3. Раздел «Чтение и письмо».
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использование элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, написание прописных букв. Списывание слов и текстов. Самостоятельная запись букв, слов и предложений. Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы. Называние буквы. Чтение слога, слова, предложения, текста.
Календарно-тематическое планирование в 6 а класса
«Речь и альтернативная коммуникация»
на 2024-2025 уч.год
№ п/п | Содержание | Кол-во Час. | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
I четверть – 27 часов | |||||
1. | Обследование активного словаря. | 1 | 3.09 | ||
2 | Обследование пассивного словаря. | 1 | 4.09 | ||
3 | Обследование связной речи | 1 | 5.09 | ||
4 | Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Школа» | 1 | 10.09 | ||
5 | Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. | 1 | 11.09 | ||
6 | Составление простых предложений по теме «Школа». | 1 | 12.09 | ||
7 | В. Драгунский «Завтра в школу». Чтение | 1 | 17.09 | ||
8 | Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Осень». | 1 | 18.09 | ||
9 | Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. | 1 | 19.09 | ||
10 | Составление простых предложений по теме «Осень». | 1 | 24.09 | ||
11 | Чтение рассказа Ю. Коваля «Последний лист» | 1 | 25.09 | ||
12 | Ответы на вопросы, используя иллюстрацию. | 1 | 26.09 | ||
13 | Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов | 1 | 1.10 | ||
14 | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. | 1 | 2.10 | ||
15,16 | О. Высоцкая «Осень». | 2 | 3.8.10 | ||
17,18 | Развитие механической памяти посредством разучивания чистоговорок. | 2 | 9,10. | ||
19 | Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек | 1 | 15.10 | ||
20 | Развитие логического мышления посредством соотнесения иллюстративного материала и содержания загадок. | 1 | 16.10 | ||
21 | Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Осень». | 1 | 17.10 | ||
22 | Игра «Четвертый лишний». | 1 | 22.10 | ||
23 | Игра «Назови кого нет» | 1 | 23.10 | ||
24 | Развитие целостного восприятия через постановку на место недостающих фрагментов картинки. | 1 | 24.10 | ||
25 | Формулирование элементарных суждений и умозаключений по теме «Осень» | 1 | 29.10 | ||
26 | Составление ответов на вопросы «Что ты делаешь?» | 1 | 30.11 | ||
27 | Ю.Тувим «Всё для всех». Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 31.11 | ||
II четверть – 21 час.. | |||||
28 | Составление рассказа «Профессии моих родителей» | 1 | 12.11 | ||
29 | Пересказ текста с опорой на иллюстрации. | 1 | 13.11 | ||
30,31 | Составление рассуждений на основе содержания стихотворения В. Орловой «Мои помощники». | 2 | 14,19 | ||
32 | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста. | 1 | 20.11 | ||
33. | Ответы на вопросы по прочитанному тексту. | 1 | 21.11 | ||
34. | Приветствие (прощание), обращение за помощью. | 1 | 26.11 | ||
35. | Чтение рассказа М. Дружининой «Сюрприз». Выбор интонации. | 1 | 27.11 | ||
36. | Составление рассуждений по содержанию рассказа | 1 | 28.11 | ||
37. | Составление ответов на вопросы по рассказу. | 1 | 3.12 | ||
38 | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 4.12 | ||
39 | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Посуда. | 1 | 5.12 | ||
40 | Составление устного рассказа по картинке, чтение рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть посуду». | 1 | 10.12 | ||
41 | Составление рассуждений по содержанию рассказа. | 1 | 11.12 | ||
42 | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 12.12 | ||
43 | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года – зима». | 1 | 17.12. | ||
44 | Составление устного рассказа по серии картинок «Новый год». | 1 | 18.12 | ||
45 | Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «зима». | 1 | 19.12 | ||
46 | Формулирование элементарных суждений и умозаключений по теме «Зима» | 1 | 24.12 | ||
47,48 | Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки). | 2 | 25,26 | ||
III четверть – 31 час. | |||||
49 | Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки). | 1 | 9.01 | ||
50-52. | Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос учителя | 3 | 14-16 | ||
53, 54. | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Животные». Уточнение названий диких и домашних животных. | 2 | 21,22 | ||
55. | Составление устного рассказа по картинке, чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята». | 1 | 23.01 | ||
56. | Определение смысла новых слов, подбор синонимов. | 1 | 28.01 | ||
57. | Составление рассуждений по содержанию рассказа. | 1 | 29.01 | ||
58 | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 30.02 | ||
59. | Чтение рассказа А. Баркова «Материнская забота». Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 4.02 | ||
60. | Развитие зрительного восприятия, посредствам рассматривания иллюстраций и подбора к ним отрывков из текста. | 1 | 5.02 | ||
61. | Объяснение образных выражений на основе текста произведения. | 1 | 6.02 | ||
62 | Составление рассуждений по содержанию рассказа. | 1 | 11.02 | ||
63. | Е. Тарковская «Ёж». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. | 1 | 12.02 | ||
64. | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения. | 1 | 13.02 | ||
65. | Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения. | 1 | 25.02 | ||
66. | Чтение рассказа Б. Житкова «Галка». Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 26.02 | ||
67. | Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответа. | 1 | 27.02 | ||
68. | Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями рассказа. | 1 | 4.03 | ||
69. | Составление рассказа по иллюстраци. | 1 | 5.03 | ||
70. | Чтение рассказаН. Носова «Живая шляпа». Объяснение образных выражений | 1 | 6.03 | ||
71. | Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 11.03 | ||
72. | Понятие – диалог. Подготовка к чтению по ролям с соответствующей интонацией. | 1 | 12.03 | ||
73. | Пересказ текста с использованием иллюстраций. | 1 | 13.03 | ||
74. | В. Приходько «Пин и Гвин». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. | 1 | 18.03 | ||
75. | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения. | 1 | 19.03 | ||
76 | Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения. | 1 | 20.03 | ||
Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Животные». | 1 | 25.03 | |||
78,79 | Формулирование элементарных суждений и умозаключений по теме «Животные» | 26,27 | |||
IV четверть – 22 часа . | |||||
80,81. | Развитие внимания посредством нахождения отличий между картинками. | 2 | 8,9 | ||
82 | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года –весна». | 1 | 10.04 | ||
83 | Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. | 1 | 15.04 | ||
84 | Составление простых предложений по теме «Весна». Уточнение признаков весны по иллюстрации. | 1 | 16.04 | ||
85 | Работа над выразительностью чтения стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится». | 1 | 17.04 | ||
86 | Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение для подтверждения ответа. | 1 | 22.04 | ||
87 | Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством рисования словестной картины по памяти. | 1 | 23.04 | ||
88 | Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения. | 1 | 24.04 | ||
89 | Уточнение смысла нового слова по содержанию стихотворения С. Вербова «Ледоход». | 1 | 29.04 | ||
90 | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 30. | ||
91 | Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответов. | 1 | 6.05 | ||
92. | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Цветы». | 1 | 7.05 | ||
93. | А. Барков «Тюльпаны». Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 13.05 | ||
94. | Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя. | 1 | 14.05 | ||
95. | Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями рассказа. | 1 | 15.05 | ||
96. | Рассматривание иллюстраций, подбор к ним отрывков из текста. Самостоятельное рисование по теме рассказа. | 1 | 20.05 | ||
97. | Расширение словарного запаса по теме «Цветы». Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме. | 1 | 21.05 | ||
98. | Весенние загадки. Соотнесение иллюстративного материала (предметных картинок) и содержания загадок. | 1 | 22.05 | ||
99. | Нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета. Самостоятельное рисование отгадок. | 1 | 27.05 | ||
100. | Установления причинно – следственных связей между явлениями природы весной и жизни животных. | 1 | 28.05 | ||
101. | Обобщение прочитанного за год. | 1 | 29.05 | ||
Итого | 101 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека....
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени
Обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использов...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающи...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....