Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
рабочая программа (8 класс)
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ktp_verbalnaya_i_neverbalnaya_kommunikatsiya.docx | 72.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024 г. И.о. директора Центра: _____________ /О.В. Панасенкова/ | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _______________ /О.В.Панасенкова/ | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей-предметников Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ /А.А. Сайганова/ |
Рабочая программа по учебному предмету
«Вербальная и невербальная коммуникация»
предметная область «язык и речевая практика»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II)
8 «А»,8 «Б» классы
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила: Исаева Елена Сергеевна учитель (русского языка, чтения) высшей квалификационной категории |
Смоленск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Вербальная и невербальная коммуникация» для 8а, 8б классов общеобразовательного учебного учреждения, осуществляющего обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как неотъемлемая часть учебного процесса.
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
В разделе «Коммуникация»:
- способствовать формированию у обучающихся интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
- знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» (экспрессивная и импрессивная речь):
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных), альтернативных средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разделе «Чтение и письмо»:
- развитие ручной и мелкой моторики,
- обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,
- способствовать формированию элементарных графомоторных умений,
- развитие слухового внимания и слухового восприятия,
- способствовать формированию интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Общая характеристика учебного предмета
Программно-методический материал по предмету «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» (экспрессивная речь и импрессивная речь), «Чтение и письмо».
Коммуникация и общение- неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя.
Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Место учебного предмета в учебном плане
В годовом учебном плане АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусмотрено:
68 часа, 2 часа в неделю (34 учебные недели);
- Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Предметные результаты:
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов.
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
Личностные результаты:
- Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
- Владение правилами поведения в учебной ситуации.
- Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
- Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
- Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
- Реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым.
- Проявления вербальных и невербальных средств коммуникации в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником.
- Интерес к взаимодействию со знакомым сверстником.
Программа формирования БУД
Личностные:
- Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- радоваться вместе с детьми;
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- использование по назначению учебных материалов;
- формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
- делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
Коммуникативные:
- учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- сообщение учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- следить за объяснением учителя;
- поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Предметные результаты:
«Коммуникация»:
вербальные средства коммуникации
- формирование умений устанавливать зрительный контакт при обращении, в бытовых ситуациях, совместных с взрослым и сверстниками при осуществлении практических действий, играх
- эмоциональные реакции при общении с взрослым, в совместных практических, игровых действиях с взрослым, по возможности со сверстниками
- обучение на доступном уровне вербально отвечать на свое имя
- обучение на доступном уровне вербально отвечать на приветствия других людей/приветствовать
- обучение на доступном уровне вербально обращаться за помощью
- обучение на доступном уровне вербально отказываться, выражать несогласие/согласие, благодарить
- обучение на доступном уровне вербально отвечать на вопросы
- обучение на доступном уровне вербально задавать вопросы
- соблюдение дистанции в разговоре
- соблюдение очередности в разговоре.
невербальные средства коммуникации
- закрепление умений показывать взглядом на объект
- обучение при коммуникации выражать мимикой эмоциональное состояние
- закрепление умений использовать жест руки при прощании, приветствии, просьбе, согласии/несогласии
- использование доступных изобразительных средств (фотографии, картинки, алгоритмы, информационные карты), выражая желания и потребности, просьбы, согласие/несогласие.
«Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации»
Импрессивная речь:
- понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.)
- понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов
- понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий
- понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов (много-мало)
- понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около окна», «за дверью» и т.д.)
- понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.)
Экспрессивная речь:
- употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов
- употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия
- употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий.
- употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов (много- мало)
- употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около окна», «за дрерью» и т.д.)
- употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:
- сообщение жестом просьбы, желания, потребности
- сообщение собственного имени (себя) с помощью фотографии
- обозначение и использование изображения, доступных для понимания: частей тела, игрушек, посуды, мебели, еды, одежды, животных
- обозначение и использование изображений, доступные для понимания, действий: сидеть, бегать, стоять, есть, пить, играть, рисовать, спать и др.
«Чтение и письмо»:
Чтение:
- ответы на вопросы по содержанию текста
- определение последовательности событий
- Чтение слога, слова, предложения, текста, договаривание слов в предложении.
- демонстрирование действий по сюжету сказки
- подбор слов к картинке на сюжет сказки.
Письмо:
- Узнавание (различение) образов графем (букв).
- Графические действия с использование элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, написание прописных букв.
- Списывание слов и текстов. Самостоятельная запись букв, слов и предложений.
- Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой.
- Узнавание графического изображения буквы. Называние буквы.
Базовые учебные действия:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- принятие контакта, инициированного взрослым
- входит и выходит из учебного помещения с разрешения педагога
- ориентируется в пространстве группы (зала, учебного помещения)
- пользуется учебной мебелью
- организует рабочее место
- принимает цели и произвольно включается в деятельность
- следует предложенному плану и работает в темпе, соответствующем уровню развития
- передвигается по детскому дому
- находит свою группу, другие необходимые помещения
2. Формирование учебного поведения
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке
- фиксирует взгляд на яркой игрушке
- фиксирует взгляд на движущей игрушке
- переключает взгляд с одного предмета на другой
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса
- фиксирует взгляд на изображении
Умение выполнять инструкции педагога
- понимает жестовую инструкцию
- понимает инструкцию по картинкам
-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую на данном этапе обучения)
Использование по назначению учебных материалов
- тетради, альбомы для рисования
- карандаши, ручка, ластик, краски
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
- выполняет действие способом «рука в руке»
- подражает действиям, выполняемым педагогом
- последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога
3. Формирование умения выполнять задание:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому:
- ориентируется в режиме дня, расписании занятий с помощью педагога
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Содержание учебного предмета
Коммуникация с использованием вербальных средств
Упражнения, игровые задания на установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком. Привлечение к себе внимания звуком. Выражение своих желаний звуком. Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком. Выражение согласия звуком. Выражение благодарности звуком. Прощание с собеседником звуком.
Коммуникация с использованием невербальных средств
Упражнения, игровые задания на указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Упражнения, игровые задания, использование алгоритмов, информационных карт на понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён сверстников, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Упражнения, игровые задания, использование алгоритмов, информационных карт понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Экспрессивная речь. Упражнения, игровые заданияпо называнию (употребление) отдельных звуков; звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа). Называние собственного имени.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Упражнения, игровые заданияна сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (фото). Сообщение имён (детей группы) посредством напечатанного слова (фото). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения, для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Чтение и письмо
Чтение художественных произведений, иллюстрации, картинки. Рисование, использование трафаретов различных линий, постановка точек, обводка трафаретов, штрихование простых предметов.
Тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование 8а класс.
№ Содержание | Кол. Час. | Дата | ||
план | факт | |||
I-я четверть – 18часов | ||||
1-2 | Формирование умений устанавливать зрительный контакт. | 2 | 04,06.09 | |
3,4 | Приветствие – прощание (звуки, слова, жесты). | 2 | 11,13.09 | |
5,6 | Формирование эмоциональных реакций при общении со взрослым, в совместных практических, игровых действиях со взрослым, по возможности со сверстниками. | 2 | 18,20 | |
7,8 | Формирование умений устанавливать контакт при обращении, в бытовых ситуациях, совместных с взрослым и сверстниками при осуществлении практических действий, играх. | 2 | 25,27.09 | |
9,10 | Формирование умения вступать в разговор и не перебивать взрослого. | 2 | 2,4.10 | |
11,12 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально отвечать (реагировать) на свое имя. | 2 | 9. 11.10 | |
13,14 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально привлекать внимание взрослого, в том числе с использованием изобразительных средств (фотографий, картинок, алгоритмов). | 2 | 16,18.10 | |
15,16 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально обращаться за помощью, для выражения желаний, потребностей, просьб/ использовать доступные изобразительные средства (фотографии, картинки, алгоритмы) для обращения за помощью, выражения желаний, потребностей, просьб. | 2 | 23.10 25.10 | |
17,18 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально отказываться, выражать несогласие/согласие, 2благодарить/ использовать доступные изобразительные средства (фотографии, картинки, алгоритмы) для выражения отказа, несогласия/согласия, благодарности . | 2 | 30.10, 1.11. | |
II-я четверть – 20 часов | ||||
19,20 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально отвечать на вопросы. | 2 | 13,15.11 | |
21,22 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально задавать вопросы. | 2 | 20,22.11 | |
23 | Формирование/ закрепление умения показывать взглядом на объект. | 1 | 27.11 | |
24 | Формирование/ закрепление умения использовать указательный жест при прощании, приветствии, просьбе. | 1 | 29.11 | |
25 | Формирование/ закрепление умения использовать указательный жест при согласии/несогласии. | 1 | 4.12 | |
26-27 | Формирование/ закрепление понимания слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные, явления и т.д.). | 2 | 6,11.12 | |
28,29 | Формирование/ закрепление понимания слов, обозначающих функциональное назначение предмета, действия. | 2 | 13,18.12 | |
30,31 | Формирование/ закрепление понимания слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). | 2 | 20,25.12 | |
32 | Формирование/ закрепление понимания слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). | 1 | 27.12 | |
III-я четверть – 21 часов | ||||
33 | Формирование/ закрепление понимания слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). | 1 | 10.01 | |
34,35 | Формирование/ закрепление умений употреблять отдельные звуки, звуковые комплексы, использовать звукоподражание. | 2 | 15,17.01 | |
36,37 | Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов. | 2 | 22,24.01 | |
38,39 | Слово как единица речи. | 2 | 29,31.01 | |
40,41 | Слово. Определение слов в ряду других слов. | 2 | 5,7.02 | |
42,43 | Понимание слов, указывающих на предмет | 2 | 12,14.02 | |
44,45 | Название предметов (кто? Что?). | 2 | 26,28..02 | |
46,47 | Понимание обобщающих понятий. | 2 | 5,7.03 | |
48,49 | Слово. Изменение слов «один», «много». | 2 | 12,14.03 | |
50. | Выделение названий предмет из предложения. | 1 | 19.03 | |
51-53 | Понимание слов, обозначающих действие предмета. | 3 | 26,28.03 | |
IV четверть – 14часов | ||||
54-55 | Выделение слов, обозначающих действие предмета. | 2 | 9-11.04 | |
56,57 | Различение названий действий по вопросам что делает? Что делают? | 2 | 16,18.04 | |
58,59 | Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают? | 2 | 23,25.04 | |
60,61 | Постановка вопросов к названиям действий | 2 | 30,7.05 | |
62 | Формирование/ закрепление умений употреблять слова, обозначающие состояния, свойства (признаки) действий. | 1 | 14.05 | |
63,64. | Формирование/ закрепление умений употреблять слова, обозначающие места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). | 2 | 16,21.05 | |
65 | Формирование/ закрепление умений употреблять слова, указывающие на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний. | 1 | 23.05 | |
66 | Формирование/ закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию текста во время беседы. | 1 | 28.05 | |
67 | Обобщение изученного за год | 1 | 30.05 | |
итого | 67 |
Тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование 8б класс.
№ Содержание | Кол. Час. | Дата | ||
план | факт | |||
I-я четверть – 18 часов | ||||
1-2 | Формирование умений устанавливать зрительный контакт. | 2 | 03,06.09 | |
3,4 | Приветствие – прощание (звуки, слова, жесты). | 2 | 10,13.09 | |
5,6 | Формирование эмоциональных реакций при общении со взрослым, в совместных практических, игровых действиях со взрослым, по возможности со сверстниками. | 2 | 17,20.09 | |
7,8 | Формирование умений устанавливать контакт при обращении, в бытовых ситуациях, совместных с взрослым и сверстниками при осуществлении практических действий, играх. | 2 | 24,27.09 | |
9,10 | Формирование умения вступать в разговор и не перебивать взрослого. | 2 | 1,4.10 | |
11,12 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально отвечать (реагировать) на свое имя. | 2 | 8,11.10 | |
13,14 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально привлекать внимание взрослого, в том числе с использованием изобразительных средств (фотографий, картинок, алгоритмов). | 2 | 15,18.10 | |
15,16 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально обращаться за помощью, для выражения желаний, потребностей, просьб/ использовать доступные изобразительные средства (фотографии, картинки, алгоритмы) для обращения за помощью, выражения желаний, потребностей, просьб. | 2 | 22,25.10 | |
17,18 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально отказываться, выражать несогласие/согласие, 2благодарить/ использовать доступные изобразительные средства (фотографии, картинки, алгоритмы) для выражения отказа, несогласия/согласия, благодарности . | 2 | 29.01.11 | |
II-я четверть – 20 часов | ||||
19,20 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально отвечать на вопросы. | 2 | 12,15.11 | |
21,22 | Формирование/ закрепление умения на доступном уровне вербально/невербально задавать вопросы. | 2 | 19,22.11 | |
23 | Формирование/ закрепление умения показывать взглядом на объект. | 1 | 26.11 | |
24 | Формирование/ закрепление умения использовать указательный жест при прощании, приветствии, просьбе. | 1 | 29.11 | |
25 | Формирование/ закрепление умения использовать указательный жест при согласии/несогласии. | 1 | 3.12 | |
26 | Формирование/ закрепление понимания слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные, явления и т.д.). | 1 | 6.12 | |
27,28 | Формирование/ закрепление понимания слов, обозначающих функциональное назначение предмета, действия. | 2 | 10,13.12 | |
29,30 | Формирование/ закрепление понимания слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). | 2 | 17,20.12 | |
31-32 | Формирование/ закрепление понимания слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). | 2 | 24,27.12 | |
III-я четверть – 21час. | ||||
33,34 | Формирование/ закрепление умений употреблять отдельные звуки, звуковые комплексы, использовать звукоподражание. | 2 | 10.14.01 | |
35,36 | Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов. 1 час | 2 | 17,21.01 | |
37,38 | Слово как единица речи. 1 час | 2 | 24,28.01 | |
39,40 | Слово. Определение слов в ряду других слов. | 2 | 31,4.02 | |
41,42 | Понимание слов, указывающих на предмет | 2 | 7,11.02 | |
43,44 | Название предметов (кто? Что?). | 2 | 14,25.02 | |
45,46 | Понимание обобщающих понятий. | 2 | 28,4.03 | |
47,48 | Слово. Изменение слов «один», «много». | 2 | 7, 11.03 | |
49,50. | Выделение названий предмет из предложения. | 2 | 14,18.03 | |
51,52. | Понимание слов, обозначающих действие предмета. | 2 | 21,25.03 | |
53 | Выделение названий предмет из предложения. | 1 | 28.03 | |
IV-я четверть – 14 часов . | ||||
54 | Выделение названий предмет из предложения. | 1 | 8.04 | |
55,56 | 2 | 11,15.04 | ||
57,58 | Выделение слов, обозначающих действие предмета. | 2 | 18,22.04 | |
59,60 | Постановка вопросов к названиям действий | 2 | 25,29.04 | |
61,62 | Формирование/ закрепление умений употреблять слова, обозначающие состояния, свойства (признаки) действий. | 2 | 6,13.05 | |
63,64 | Формирование/ закрепление умений употреблять слова, обозначающие места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). | 2 | 16,20.05 | 22 |
65,66 | Формирование/ закрепление умений употреблять слова, указывающие на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний. | 2 | 23,27.05 | |
67. | Формирование/ закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию текста во время беседы. | 1 | 30.05 | |
Итого | 67 |
Материально-техническое обеспечение
- доска универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- ноутбук, телевизор (с флеш-входом);
- альбомы с фотографиями детей, ситуаций жизнедеятельности человека;
- тематические презентации;
- тематические, предметные картинки, картинки с изображением действия, явления;
- сыпучие вещества, емкости;
- толстые цветные карандаши;
- бумага;
- наборы предметов для занятий по системе М. Монтессори;
- трафареты букв;
- прописи;
- картинки для обведения;
- художественные произведения для чтения «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь», «Потешки» и др.;
- маски, куклы- персонажи.
Литература
1. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.М., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.-181с. - (Коррекционная педагогика).
2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.М., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СП: Издательство «СОЮЗ» 2003. - 320с.- (Коррекционная педагогика).
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я - говорю! Я - ребёнок. И др.: Упражнения с пиктограммами. - М.: Дрофа,2007-2008.
4. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен.-М.: Теревинф,2014.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. - М.: 2005.
6. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2011.-64 с.
7. Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов/ под ред. Лисовской Т.В.- Минск: Национальный институт образования, 2008.
8. Лынская М.И. «Формирование речевой деятельности у неговорящих
детей с использованием инновационных технологий». – Серия: Специальная коррекционная педагогика, Издательство «Парадигма», 2012.
9. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-
развивающего обучения и реабилитации: Учеб. - метод. пособие/ М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009.
10. Номовир И.Г. Программы для центров коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации. Коммуникация (5 – 9) классы. – Минск, 2007
11. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические
разработки.— М.: Теревинф, 2003
12. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —
М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная
педагогика).
13. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей
работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Под ред. Нищевой Н.В.
14. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель НИИ дефектологии АПН СССР. Москва – 1983.
15. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч.1.- М.:ТЦ Сфера, 2010.
16. Рудакова Е.А. Содержание программно-методического материала
«Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / «Образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития». Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» 27-29 ноября 2013 года /Под научн. ред. Н.Н. Яковлевой - СПб., 2014. - 352 с.
17. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок —
«Эвричайлд» (Великобритания), 2010 г.
18. Учебные программы для центров коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации. - Минск, 2014.
19. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.
20. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. И дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
21. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А. Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с УО Вариант 2
Основные задачи обучения грамматике и правописанию: -развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков; -коррекция активно...
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека....
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающи...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....