Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
рабочая программа (8 класс)
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_ak_8kl.docx | 61.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024 г. И.о. директора Центра: _____________ /О.В. Панасенкова/ | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _______________ /О.В.Панасенкова/ | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей-предметников Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ /А.А. Сайганова/ |
Рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
предметная область «язык и речевая практика»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II)
8 «А»,8 «Б» классы
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила: Исаева Елена Сергеевна учитель (русского языка, чтения) высшей квалификационной категории |
Смоленск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
В связи с этим обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и общения.
Цель обучения –
формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- Формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
- Развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
- Формирование навыка чтения в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Формирование навыка письма в доступных ребенку пределах.
- Учить узнавать графический образ буквы.
- Коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 7 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
2.Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся
Личностные результаты:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- Формирование уважительного отношения к окружающим;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- Реагирование на собственное имя;
- Понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;
- Начальные навыки чтения.
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов);
- умение использовать усвоенный лексико-грамматический материал или пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.) для решения соответствующих возрасту житейских задач:
- Приветствие собеседника;
- Привлечение к себе внимания;
- Обращение с просьбой о помощи;
- Выражение согласия (несогласия);
- Прощание с собеседником;
- Указание на объект при выражении своих желаний.
-Умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализация, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике взаимодействия с взрослыми и детьми для решения практических задач;
- Умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;
Программа формирования БУД
Личностные учебные действия:
- Испытывать чувство гордости за свою страну;
- Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
-Активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
-Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
- Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию;
- Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета:
Программно – методический материал представлен следующими уровнями:
1. «Коммуникация».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово).
2. «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации».
Раздел включает импрессивную и экспрессивную речь.
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.
Экспрессивная речь с использованием средств невербальной коммуникации используется посредством напечатанного текста, использования графического изображения.
3. «Чтение и письмо».
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия сиспользованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв
(слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения букв в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы
(слога, слова, предложения).
Календарно-тематическое планирование 8 а, класса по предмету
«Речь альтернативная коммуникация» на 2024-2025 уч. год
№ п/п | Содержание | Кол. час. | Дата проведения | |
план | факт | |||
I четверть – 27 часов |
| |||
1. | Обследование активного словаря. | 1 | 02.09 | |
2 | Обследование пассивного словаря. | 1 | 04.09 | |
3 | Обследование связной речи | 1 | 05.09 | |
4 | Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Школа» | 1 | 9.09 | |
5 | Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. | 1 | 11.09 | |
6 | Составление простых предложений по теме «Школа». | 1 | 12.09 | |
7 | В. Песков «Листья падают с клёнов». Чтение | 1 | 16.09 | |
8 | Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Осень». | 1 | 18.09 | |
9 | Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. | 1 | 19.09 | |
10 | Составление простых предложений по теме «Осень». | 1 | 23.09 | |
11 | Чтение рассказа С. Романовского «Одолень трава» | 1 | 25.09 | |
12 | Ответы на вопросы, используя иллюстрацию. | 1 | 26.09 | |
13 | Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов | 1 | 30.09 | |
14 | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. | 1 | 2.10 | |
15,16 | К. Паустовский «Барсучий нос». | 2 | 3,7 | |
17,18 | Пересказ текста с опорой на иллюстрации. | 2 | 9,10 | |
19 | Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек | 1 | 14.10 | |
20 | Развитие логического мышления посредством соотнесения иллюстративного материала и содержания загадок. | 1 | 16.10 | |
21 | Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Осень». | 1 | 17.10 | |
22 | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения. | 1 | 21.10 | |
23,24 | Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения М. Садовского «Лесные бусы». | 2 | 23,24.10 | |
25 | Развитие целостного восприятия через постановку на место недостающих фрагментов картинки. | 1 | 28.10 | |
26 | Формулирование элементарных суждений и умозаключений по теме «Осень». | 1 | 30.10 | |
27 | Праздники и приметы народного календаря. | 1 | 31.10 | |
IIчетверть – 21 час. | ||||
28 | Составление рассказа «Мои домашние обязанности» | 1 | 11.11 | |
29-31 | Л. Воронкова «Танины дела». | 3 | 13-18 | |
32 | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста. | 1 | 20.11 | |
33. | Ответы на вопросы по прочитанному тексту. | 1 | 21.11 | |
34. | Приветствие (прощание), обращение за помощью. | 1 | 25.11 | |
35-37. | Чтение сказки С. Михалкова «Упрямый козленок». Выбор интонации. | 3 | 27-2 | |
38 | Составление рассуждений по содержанию рассказа | 1 | 4.12 | |
39 | Составление ответов на вопросы по сказке. | 1 | 05.12 | |
40 | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 09.12 | |
41 | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Инструменты.. | 1 | 11.12 | |
42 | Составление устного рассказа по картинке, чтение рассказа Я. Пинясова «Кем быть и кем не быть». | 1 | 12.12 | |
43 | Составление рассуждений по содержанию рассказа. | 1 | 16.14 | |
44 | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 18.12 | |
45 | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года – зима». | 1 | 19.12 | |
46 | Составление устного рассказа по серии картинок «Новый год». | 23 | ||
47 | Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «зима». | 25 | ||
48 | Праздники и приметы народного календаря. | 26.12 | ||
III четверть – 30 часов. | ||||
49-50 | «Морозко». Сказка. | 2 | 13,14 | |
51 | Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки). | 1 | 15.01 | |
52. | Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос учителя | 1 | 20.01 | |
53, | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Животные». Уточнение названий диких и домашних животных. | 1 | 21.01 | |
54 | Составление устного рассказа по картинке, чтение стихотворения С. Черного «Волк». | 1 | 22.01 | |
55. | Определение смысла новых слов, подбор синонимов. | 1 | 27.-1 | |
56-58. | Составление рассуждений по содержанию рассказа Ю Нагибина «Зимний дуб» | 3 | 28-3 | |
59 | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 4.02 | |
60 | Развитие зрительного восприятия, посредствам рассматривания иллюстраций и подбора к ним отрывков из текста. | 1 | 5.02 | |
61 | Чтение рассказа С Алексеева «Штык». Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 10.02 | |
62. | Чтение рассказа С Алексеева «Измаил». Ответы на вопросы по содержанию текста. | 11.02 | ||
63. | Объяснение образных выражений на основе текста произведения. | 1 | 12.02 | |
64. | Составление рассуждений по содержанию рассказа. | 1 | 24.02 | |
65-68 | К. Паустовский «Тёплый хлеб». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. | 4 | 25-4.03 | |
69 | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения народных припевок. | 1 | 5.03 | |
70 | Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения «Масленица» | 1 | 10.03 | |
71 | Праздники и приметы народного календаря. Весна. | 1 | 11.03 | |
72 | Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответа. | 1 | 12.03 | |
73-75 | Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями сказки Х. К. Андерсена «Снеговик». | 2 | 17-19.03 | |
76 | Составление рассказа по иллюстрации. | 1 | 24.03 | |
77 | Чтение рассказа Г. Скребицкого «Счастливый жучок». Объяснение образных выражений | 1 | 25.03 | |
78. | Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 26.03 | |
IV четверть – 24 часа | ||||
79 | Понятие – диалог. Подготовка к чтению по ролям с соответствующей интонацией. | 1 | 07.04 | |
80 | В. Лифшиц «Скворец». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. | 1 | 08.04 | |
81 | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения стихотворения. | 1 | 09.04 | |
82 | Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения. | 1 | 14.04 | |
83 | Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Труд». | 1 | 15.04 | |
84 | Формулирование элементарных суждений и по теме «Труд» | 1 | 16.04 | |
85 | Развитие внимания посредством нахождения отличий между картинками. | 21.04 | ||
86 | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года – весна». | 1 | 22.04 | |
87 | Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. | 1 | 23.04 | |
88 | Составление простых предложений по теме «Весна». Уточнение признаков весны по иллюстрации. | 1 | 28.04 | |
89 | Работа над выразительностью чтения стихотворения Е. Благининой «Черёмуха». | 1 | 29.04 | |
90 | Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение для подтверждения ответа. | 1 | 30.4 | |
91 | Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством рисования словестной картины по памяти. | 1 | 5.05 | |
92. | Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения. | 1 | 6.05 | |
93. | Уточнение смысла нового слова по содержанию рассказа С. Алексеева «Злая фамилия». | 1 | 7.05 | |
94. | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 12.05 | |
95. | Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответов. | 1 | 13.05 | |
96. | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Семья». | 1 | 14.05 | |
97. | М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 19.05 | |
98. | Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя. | 1 | 20.05 | |
99. | Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями рассказа. | 1 | 21.05 | |
100. | Рассматривание иллюстраций, подбор к ним отрывков из текста. Самостоятельное рисование по теме рассказа. | 1 | 26.05 | |
101. | Весенние загадки. Соотнесение иллюстративного материала (предметных картинок) и содержания загадок. | 1 | 27.05 | |
102 | Нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета. Самостоятельное рисование отгадок. | 1 | 28.05 |
Календарно-тематическое планирование 8 б, класса по предмету
«Речь альтернативная коммуникация»на 2023-2024 уч.год
№ п/п | Содержание | Кол. час. | Дата проведения | |
план | факт | |||
I четверть – 27 часов |
| |||
1. | Обследование активного словаря. | 1 | 02.09 | |
2 | Обследование пассивного словаря. | 1 | 05.09 | |
3 | Обследование связной речи | 1 | 06.09 | |
4 | Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Школа» | 1 | 9.09 | |
5 | Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. | 1 | 12.09 | |
6 | Составление простых предложений по теме «Школа». | 1 | 13.09 | |
7 | В. Песков «Листья падают с клёнов». Чтение | 1 | 16.09 | |
8 | Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Осень». | 1 | 19.09 | |
9 | Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. | 1 | 20.09 | |
10 | Составление простых предложений по теме «Осень». | 1 | 23.09 | |
11 | Чтение рассказа С. Романовского «Одолень трава» | 1 | 26.09 | |
12 | Ответы на вопросы, используя иллюстрацию. | 1 | 27.09 | |
13 | Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов | 1 | 30.09 | |
14 | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. | 1 | 3.10 | |
15,16 | К. Паустовский «Барсучий нос». | 2 | 4,7 | |
17,18 | Пересказ текста с опорой на иллюстрации. | 2 | 10,11 | |
19 | Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек | 1 | 14.10 | |
20 | Развитие логического мышления посредством соотнесения иллюстративного материала и содержания загадок. | 1 | 17.10 | |
21 | Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Осень». | 1 | 18.10 | |
22 | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения. | 1 | 21.10 | |
23,24 | Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения М. Садовского «Лесные бусы». | 2 | 24,25.10 | |
25 | Развитие целостного восприятия через постановку на место недостающих фрагментов картинки. | 1 | 28.10 | |
26 | Формулирование элементарных суждений и умозаключений по теме «Осень». | 1 | 30.10 | |
27 | Праздники и приметы народного календаря. | 1 | 01.11 | |
IIчетверть – 21 час. | ||||
28 | Составление рассказа «Мои домашние обязанности» | 1 | 11.11 | |
29-31 | Л. Воронкова «Танины дела». | 3 | 14-18 | |
32 | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста. | 1 | 21.11 | |
33. | Ответы на вопросы по прочитанному тексту. | 1 | 22.11 | |
34. | Приветствие (прощание), обращение за помощью. | 1 | 25.11 | |
35-37. | Чтение сказки С. Михалкова «Упрямый козленок». Выбор интонации. | 3 | 28-2 | |
38 | Составление рассуждений по содержанию рассказа | 1 | 5.12 | |
39 | Составление ответов на вопросы по сказке. | 1 | 06.12 | |
40 | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 09.12 | |
41 | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Инструменты.. | 1 | 12.12 | |
42 | Составление устного рассказа по картинке, чтение рассказа Я. Пинясова «Кем быть и кем не быть». | 1 | 13.12 | |
43 | Составление рассуждений по содержанию рассказа. | 1 | 16.12 | |
44 | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 19.12 | |
45 | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года – зима». | 1 | 20.12 | |
46 | Составление устного рассказа по серии картинок «Новый год». | 23 | ||
47 | Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «зима». | 26 | ||
48 | Праздники и приметы народного календаря. | 27.12 | ||
III четверть – 32 часа. | ||||
49-50 | «Морозко». Сказка. | 2 | 9,10. | |
51 | Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки). | 1 | 13.01 | |
52. | Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос учителя | 1 | 16.01 | |
53, | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Животные». Уточнение названий диких и домашних животных. | 1 | 17.01 | |
54 | Составление устного рассказа по картинке, чтение стихотворения С. Черного «Волк». | 1 | 20.01 | |
55. | Определение смысла новых слов, подбор синонимов. | 1 | 23.01 | |
56-58. | Составление рассуждений по содержанию рассказа Ю Нагибина «Зимний дуб» | 3 | 24-30 | |
59 | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 31.02 | |
60 | Развитие зрительного восприятия, посредствам рассматривания иллюстраций и подбора к ним отрывков из текста. | 1 | 6.02 | |
61 | Чтение рассказа С Алексеева «Штык». Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 7.02 | |
62. | Чтение рассказа С Алексеева «Измаил». Ответы на вопросы по содержанию текста. | 10.02 | ||
63. | Объяснение образных выражений на основе текста произведения. | 1 | 13.02 | |
64. | Составление рассуждений по содержанию рассказа. | 1 | 14.02 | |
65-68 | К. Паустовский «Тёплый хлеб». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. | 4 | 24-3.03 | |
69 | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения народных припевок. | 1 | 6.03 | |
70 | Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения «Масленица» | 1 | 7.03 | |
71 | Праздники и приметы народного календаря. Весна. | 1 | 10.03 | |
72 | Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответа. | 1 | 13.03 | |
73-75 | Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями сказки Х. К. Андерсена «Снеговик». | 2 | 14-17.03 | |
76 | Составление рассказа по иллюстрации. | 1 | 20.03 | |
77 | Чтение рассказа Г. Скребицкого «Счастливый жучок». Объяснение образных выражений | 1 | 21.03 | |
78. | Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 24.03 | |
79 | Понятие – диалог. Подготовка к чтению по ролям с соответствующей интонацией. | 1 | 27.04 | |
80 | В. Лифшиц «Скворец». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. | 1 | 28.04 | |
IV четверть – 20 часа | ||||
81 | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения стихотворения. | 1 | 07.04 | |
82 | Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения. | 1 | 10.04 | |
83 | Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Труд». | 1 | 11.04 | |
84 | Формулирование элементарных суждений и по теме «Труд» | 1 | 14.04 | |
85 | Развитие внимания посредством нахождения отличий между картинками. | 1 | 17.04 | |
86 | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года – весна». | 1 | 18.04 | |
87 | Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. | 1 | 21.04 | |
88 | Составление простых предложений по теме «Весна». Уточнение признаков весны по иллюстрации. | 1 | 24.04 | |
89 | Работа над выразительностью чтения стихотворения Е. Благининой «Черёмуха». | 1 | 25.04 | |
90 | Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение для подтверждения ответа. | 1 | 28.4 | |
91 | Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством рисования словестной картины по памяти. | 1 | 5.05 | |
92. | Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения. | 1 | 12.05 | |
93. | Уточнение смысла нового слова по содержанию рассказа С. Алексеева «Злая фамилия». | 1 | 15.05 | |
94. | Составление устного рассказа, близкого к теме произведения. | 1 | 16.05 | |
95. | Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответов. | 1 | 19.05 | |
96. | Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Семья». | 1 | 22.05 | |
97. | М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 23.05 | |
98. | Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя. | 1 | 26.05 | |
99. | Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями рассказа. | 1 | 29.05 | |
100. | Рассматривание иллюстраций, подбор к ним отрывков из текста. Самостоятельное рисование по теме рассказа. | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека....
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени
Обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использов...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....