Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
рабочая программа (8 класс)

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_ak_8kl.docx61.09 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития  «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024 г.

И.о. директора Центра:

_____________

/О.В. Панасенкова/

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_______________

/О.В.Панасенкова/

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО учителей-предметников

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

руководитель МО:

__________

/А.А. Сайганова/

Рабочая программа по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»  

предметная область «язык и речевая практика»

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II)

 8 «А»,8 «Б» классы

на 2024 – 2025 учебный год

Программу составила:

Исаева Елена Сергеевна

учитель (русского языка, чтения)

высшей  квалификационной категории

Смоленск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации         является необходимой частью всей системы коррекционно педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее  отсутствия.

   В связи с этим обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и общения.

Цель обучения 

формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

     Задачи:

  1. Формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
  2. Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
  3. Развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
  4. Формирование навыка чтения в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  5. Формирование навыка письма в доступных ребенку пределах.
  6. Учить узнавать графический образ буквы.
  7. Коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 7 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

2.Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся

          Личностные результаты:

- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

-  Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- Формирование уважительного отношения к окружающим;

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-  Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

          Предметные результаты:

- Реагирование на собственное имя;

- Понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;

- Начальные навыки чтения.

- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов);

- умение использовать усвоенный лексико-грамматический материал или пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.) для решения соответствующих возрасту житейских задач:

- Приветствие собеседника;

- Привлечение к себе внимания;

- Обращение с просьбой о помощи;

- Выражение согласия (несогласия);

- Прощание с собеседником;

- Указание на объект при выражении своих желаний.

-Умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализация, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике взаимодействия с взрослыми и детьми для решения практических задач;

- Умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;

Программа формирования БУД

Личностные учебные действия:

 - Испытывать чувство гордости за свою страну;

- Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

-Активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

-Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

- Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

 - Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

-  Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

              Регулятивные учебные действия:

-  Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

 -   Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

 -   Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

 - Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

               Познавательные учебные действия:

  -   Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию;

  - Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. 

Содержание учебного предмета:

Программно – методический материал представлен следующими уровнями:

1. «Коммуникация».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово).

            2. «Развитие речи средствами вербальной и невербальной

коммуникации».

    Раздел включает импрессивную и экспрессивную речь.

Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.

Экспрессивная речь с использованием средств невербальной коммуникации используется посредством напечатанного текста, использования графического изображения.

                 3. «Чтение и письмо».

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов,  обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия сиспользованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв

(слов).

Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове).

Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения букв в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы

(слога, слова, предложения).

Календарно-тематическое планирование 8 а,  класса по предмету

«Речь альтернативная коммуникация» на 2024-2025 уч. год

п/п

Содержание

Кол.

час.

Дата проведения

план

факт

I четверть – 27 часов

   

1.

 Обследование активного словаря.

1

02.09

2

 Обследование  пассивного словаря.

1

04.09

3

Обследование связной речи

1

05.09

4

Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Школа»

1

9.09

5

Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

1

11.09

6

Составление простых предложений по теме «Школа».

1

12.09

7

В. Песков «Листья падают с клёнов». Чтение

1

16.09

8

Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Осень».

1

18.09

9

Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

1

19.09

10

Составление простых предложений по теме «Осень».

1

23.09

11

Чтение рассказа С. Романовского  «Одолень трава»

1

25.09

12

Ответы на вопросы, используя иллюстрацию.

1

26.09

13

Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов

1

  30.09

14

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса.

1

2.10

15,16

К. Паустовский  «Барсучий нос».

2

3,7

17,18

Пересказ текста с опорой на иллюстрации.

2

9,10

19

Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек

1

14.10

20

Развитие логического мышления посредством соотнесения иллюстративного материала и содержания загадок.

1

16.10

21

Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Осень».

1

17.10

22

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения.

1

21.10

23,24

Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения М. Садовского «Лесные бусы».

2

23,24.10

25

Развитие целостного восприятия через постановку на место недостающих фрагментов картинки.

1

28.10

26

Формулирование элементарных суждений и умозаключений по теме «Осень».

1

30.10

27

Праздники и приметы народного календаря.

1

31.10

IIчетверть – 21 час.

28

Составление рассказа «Мои домашние обязанности»

1

11.11

29-31

Л. Воронкова «Танины дела».

3

13-18

32

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста.

1

20.11

33.

Ответы на вопросы по прочитанному тексту.

1

21.11

34.

Приветствие (прощание), обращение за помощью.

1

25.11

35-37.

Чтение сказки С. Михалкова «Упрямый козленок». Выбор интонации.

3

27-2

38

Составление рассуждений по содержанию рассказа

1

4.12

39

 Составление ответов на вопросы по сказке.

1

05.12

40

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

09.12

41

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Инструменты..

1

11.12

42

Составление устного рассказа по картинке, чтение рассказа Я. Пинясова  «Кем быть и кем не быть».

1

12.12

43

Составление рассуждений по содержанию рассказа.

1

16.14

44

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

18.12

45

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года – зима».

1

19.12

46

Составление устного рассказа по серии картинок «Новый год».

23

47

Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «зима».

25

48

Праздники и приметы народного календаря.

26.12

III четверть – 30 часов.

49-50

«Морозко». Сказка.

2

13,14

51

Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки).

1

15.01

52.

Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос учителя

1

20.01

53,

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Животные». Уточнение названий диких и домашних животных.

1

21.01

54

Составление устного рассказа по картинке, чтение стихотворения С. Черного «Волк».

1

22.01

55.

Определение смысла новых слов, подбор синонимов.

1

27.-1

56-58.

Составление рассуждений по содержанию рассказа Ю Нагибина «Зимний дуб»

3

28-3

59

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

4.02

60

Развитие зрительного восприятия, посредствам рассматривания иллюстраций и подбора к ним отрывков из текста.

1

5.02

61

Чтение рассказа С Алексеева «Штык». Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

10.02

62.

Чтение рассказа С Алексеева «Измаил». Ответы на вопросы по содержанию текста.

11.02

63.

Объяснение образных выражений на основе текста произведения.

1

12.02

64.

Составление рассуждений по содержанию рассказа.

1

24.02

65-68

К. Паустовский  «Тёплый хлеб». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.

4

25-4.03

69

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения народных припевок.

1

5.03

70

Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения «Масленица»

1

10.03

71

Праздники и приметы народного календаря. Весна.

1

11.03

72

Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответа.

1

12.03

73-75

Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями сказки Х. К. Андерсена «Снеговик».

2

17-19.03

76

Составление рассказа по иллюстрации.

1

24.03

77

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Счастливый жучок». Объяснение образных выражений

1

25.03

78.

  Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

26.03

IV четверть – 24 часа

79

Понятие – диалог. Подготовка к чтению по ролям с соответствующей интонацией.

1

07.04

80

В. Лифшиц «Скворец». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.

1

08.04

81

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения стихотворения.

1

09.04

82

Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения.

1

14.04

83

Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Труд».

1

15.04

84

Формулирование элементарных суждений и по теме «Труд»

1

16.04

85

 Развитие внимания посредством нахождения отличий между картинками.

21.04

86

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года – весна».

1

22.04

87

Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

1

23.04

88

Составление простых предложений по теме «Весна». Уточнение признаков весны по иллюстрации.

1

28.04

89

Работа над выразительностью чтения стихотворения Е. Благининой   «Черёмуха».

1

29.04

90

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение для подтверждения ответа.

1

30.4

91

Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством рисования словестной картины по памяти.

1

5.05

92.

Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения.

1

6.05

93.

Уточнение смысла нового слова по содержанию рассказа С. Алексеева

 «Злая фамилия».

1

7.05

94.

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

12.05

95.

Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответов.

1

13.05

96.

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Семья».

1

14.05

97.

М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

19.05

98.

Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя.

1

20.05

99.

Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями рассказа.

1

21.05

100.

Рассматривание иллюстраций, подбор к ним отрывков из текста. Самостоятельное рисование по теме рассказа.

1

26.05

  101.

Весенние загадки. Соотнесение иллюстративного материала (предметных картинок) и содержания загадок.

1

27.05

102

Нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета. Самостоятельное рисование отгадок.

1

28.05

Календарно-тематическое планирование 8 б,  класса по предмету

«Речь альтернативная коммуникация»на 2023-2024 уч.год

п/п

Содержание

Кол.

час.

Дата проведения

план

факт

I четверть – 27 часов

   

1.

 Обследование активного словаря.

1

02.09

2

 Обследование  пассивного словаря.

1

05.09

3

Обследование связной речи

1

06.09

4

Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Школа»

1

9.09

5

Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

1

12.09

6

Составление простых предложений по теме «Школа».

1

13.09

7

В. Песков «Листья падают с клёнов». Чтение

1

16.09

8

Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Осень».

1

19.09

9

Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

1

20.09

10

Составление простых предложений по теме «Осень».

1

23.09

11

Чтение рассказа С. Романовского  «Одолень трава»

1

26.09

12

Ответы на вопросы, используя иллюстрацию.

1

27.09

13

Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов

1

  30.09

14

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса.

1

3.10

15,16

К. Паустовский  «Барсучий нос».

2

4,7

17,18

Пересказ текста с опорой на иллюстрации.

2

10,11

19

Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек

1

14.10

20

Развитие логического мышления посредством соотнесения иллюстративного материала и содержания загадок.

1

17.10

21

Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Осень».

1

18.10

22

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения.

1

21.10

23,24

Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения М. Садовского «Лесные бусы».

2

24,25.10

25

Развитие целостного восприятия через постановку на место недостающих фрагментов картинки.

1

28.10

26

Формулирование элементарных суждений и умозаключений по теме «Осень».

1

30.10

27

Праздники и приметы народного календаря.

1

01.11

IIчетверть – 21 час.

28

Составление рассказа «Мои домашние обязанности»

1

11.11

29-31

Л. Воронкова «Танины дела».

3

14-18

32

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста.

1

21.11

33.

Ответы на вопросы по прочитанному тексту.

1

22.11

34.

Приветствие (прощание), обращение за помощью.

1

25.11

35-37.

Чтение сказки С. Михалкова «Упрямый козленок». Выбор интонации.

3

28-2

38

Составление рассуждений по содержанию рассказа

1

5.12

39

 Составление ответов на вопросы по сказке.

1

06.12

40

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

09.12

41

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Инструменты..

1

12.12

42

Составление устного рассказа по картинке, чтение рассказа Я. Пинясова  «Кем быть и кем не быть».

1

13.12

43

Составление рассуждений по содержанию рассказа.

1

16.12

44

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

19.12

45

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года – зима».

1

20.12

46

Составление устного рассказа по серии картинок «Новый год».

23

47

Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «зима».

26

48

Праздники и приметы народного календаря.

27.12

III четверть – 32 часа.

49-50

«Морозко». Сказка.

2

9,10.

51

Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки).

1

13.01

52.

Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос учителя

1

16.01

53,

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Животные». Уточнение названий диких и домашних животных.

1

17.01

54

Составление устного рассказа по картинке, чтение стихотворения С. Черного «Волк».

1

20.01

55.

Определение смысла новых слов, подбор синонимов.

1

23.01

56-58.

Составление рассуждений по содержанию рассказа Ю Нагибина «Зимний дуб»

3

24-30

59

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

31.02

60

Развитие зрительного восприятия, посредствам рассматривания иллюстраций и подбора к ним отрывков из текста.

1

6.02

61

Чтение рассказа С Алексеева «Штык». Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

7.02

62.

Чтение рассказа С Алексеева «Измаил». Ответы на вопросы по содержанию текста.

10.02

63.

Объяснение образных выражений на основе текста произведения.

1

13.02

64.

Составление рассуждений по содержанию рассказа.

1

14.02

65-68

К. Паустовский  «Тёплый хлеб». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.

4

24-3.03

69

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения народных припевок.

1

6.03

70

Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения «Масленица»

1

7.03

71

Праздники и приметы народного календаря. Весна.

1

10.03

72

Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответа.

1

13.03

73-75

Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями сказки Х. К. Андерсена «Снеговик».

2

14-17.03

76

Составление рассказа по иллюстрации.

1

20.03

77

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Счастливый жучок». Объяснение образных выражений

1

21.03

78.

  Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

24.03

79

Понятие – диалог. Подготовка к чтению по ролям с соответствующей интонацией.

1

27.04

80

В. Лифшиц «Скворец». Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.

1

28.04

IV четверть – 20 часа

81

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. Работа над выразительностью чтения стихотворения.

1

07.04

82

Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения.

1

10.04

83

Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок по теме «Труд».

1

11.04

84

Формулирование элементарных суждений и по теме «Труд»

1

14.04

85

 Развитие внимания посредством нахождения отличий между картинками.

1

17.04

86

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Времена года – весна».

1

18.04

87

Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

1

21.04

88

Составление простых предложений по теме «Весна». Уточнение признаков весны по иллюстрации.

1

24.04

89

Работа над выразительностью чтения стихотворения Е. Благининой   «Черёмуха».

1

25.04

90

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение для подтверждения ответа.

1

28.4

91

Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством рисования словестной картины по памяти.

1

5.05

92.

Развитие механической памяти посредством заучивания стихотворения.

1

12.05

93.

Уточнение смысла нового слова по содержанию рассказа С. Алексеева

 «Злая фамилия».

1

15.05

94.

Составление устного рассказа, близкого к теме произведения.

1

16.05

95.

Объяснение образных выражений, выборочное чтение для подтверждения ответов.

1

19.05

96.

Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. «Семья».

1

22.05

97.

М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

23.05

98.

Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя.

1

26.05

99.

Развитие логического мышления, посредствам установления причинно – следственных связей между событиями рассказа.

1

29.05

100.

Рассматривание иллюстраций, подбор к ним отрывков из текста. Самостоятельное рисование по теме рассказа.

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

   Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...

Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени

Обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использов...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н

. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны

    Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...

Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны

    Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...

Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны

Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....