Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с ТНР (ОВЗ).
рабочая программа
Данная рабочая программа разработана в соответствии с примерной ФАОП ДО, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12ДО.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом ФОП детского сада. Программа представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» (автор Нищева Н.В.), парциальной Программы «Цвет творчества» (автор Дубровская Н. В.), парциальной «Программы физического развития детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)» (автор Кириллова Ю. В.).
Программа является главным документом по комплексной организации и оказанию коррекционной помощи учителя-логопеда совместно с воспитателями и родителями логопедической группы для детей среднего-старшего дошкольного возраста с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учителя-логопеда для детей 4-5 лет с ТНР. | 85.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического Директор МБОУ «СШ № 15 п. Кулой» Совета структурного подразделения
«Детский сад № 123 «Снежинка» ____________/О.В. Стрекаловская/ (протокол № __ от ____________2024 г.) приказ № ____ от «__»________2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
группы компенсирующей направленности
для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОВЗ)
на 2024 – 2025 учебный год
РАЗРАБОТАЛА:
Русак Елена Николаевна,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1 Цели и задачи Программы .3
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР...………………………………….4
1.3 Планируемые результаты коррекционной работы………………………...……………........6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………........9
2.1. Содержание образовательной деятельности по коррекции тяжелых нарушений речи…...9
2.2. Комплексно-тематическое планирование…………………………………………………...12
2.3. Основные направления и формы взаимодействия с семьей……………………………….16
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………….......20
3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности……………….20
3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности………………………………..21
3.3. Распорядок дня………………………………………………………………………………..22
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды……………………........23
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с примерной ФАОП ДО, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12ДО.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом ФОП детского сада. Программа представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» (автор Нищева Н.В.), парциальной Программы «Цвет творчества» (автор Дубровская Н. В.), парциальной «Программы физического развития детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)» (автор Кириллова Ю. В.).
Рабочая программа учителя-логопеда рассчитана на 2024 – 2025 учебный год, который длится с 1 сентября по 31мая (включительно).
- Цели и задачи реализации Программы.
Целью Программы является максимальная коррекция имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных его недоразвитием, предупреждение возникновения нарушений письма и чтения.
Эта цель реализуется в построении системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 4 - 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Задачи:
- Создание речевой среды, адекватной потребностям ребенка.
- Побуждение ребенка к речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку (прежде всего к сверстнику как к объекту взаимодействия).
- Развитие предметно-игровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов и т.д.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.
Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:
- охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
- обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
учет государственной политики; особенности контингента детей и кадрового состава группы; учет запроса родителей; особенности региона.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Типичным является позднее развитие речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. В зависимости от тяжести дефекта в современной логопедии различаются три уровня речевого развития (Р.ЕЛевина):
I уровень речевого развития – «безречевые» дети; общеупотребительная речь отсутствует.
II уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
III уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием её звуковой и смысловой сторон, фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки - привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий.
Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.
Названные затруднения во многом определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.
Группу компенсирующей направленности посещают дети четвертого и пятого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, со вторым и третьим уровнями речевого развития).
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы.
Планируемые результаты освоения Программы.
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
Речевое развитие.
Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребенка интонирована.
Познавательное развитие
Ребенок знает, различает, соотносит основные цвета, геометрические формы и фигуры; хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела; складывает картинку из трех-четырех частей, фигуру из четырех-пяти элементов по образцу и словесной инструкции; может сравнить ряд предметов по величине и расположить их в порядке возрастания или убывания; может соорудить элементарные постройки из деталей строительного конструктора по образцу и описанию; может сложить простые предметные картинки из четырех частей; владеет навыками счета в пределах трех; обобщающими понятиями (овощи, фрукты, животные, игрушки, одежда, мебель, посуда, обувь) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам; может установить связь между явлениями природы и знает правила поведения в природной среде.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, проявляет потребность в общении со сверстниками, знает элементарные нормы и правила поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил, проявляет волевые усилия в сложных ситуациях, проявляет симпатию к окружающим, испытывает потребность в самостоятельности, осознает свою гендерную принадлежность, владеет навыками самообслуживания, выполняет просьбы взрослого, аккуратно убирает свои игрушки, одежду, обувь.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 15—20 минут; умеет импровизировать на основе литературных произведений; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; умеет правильно держать карандаш и кисточку; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации; имеет представления о произведениях народного прикладного искусства; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Физическое развитие
Ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см; может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом; может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие; ходит и бегает с преодолением препятствий; может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его; активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности; выполняет перестроения, делает упражнения с музыкальным и речевым сопровождением; проявляет активность во время бодрствования; ребенок умеет аккуратно мыть и вытирать руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, причесываться; у ребенка сформированы представления об опасности.
Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Речевое развитие
Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме. Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.
Познавательное развитие
Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения; ребенок знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус) , различает их и использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый, белый, черный; различает параметры величины и владеет навыками сравнения предметов по величине; умеет проводить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; ребенок умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы; знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т. п.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием принимает участие в продуктивной трудовой деятельности; имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.
Физическое развитие
Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку; у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте; в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют; артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.
II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности по коррекции тяжелых нарушений речи.
Проектирование образовательного процесса
Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.
Оценка здоровья детей группы
Общая численность детей - 18 человек
Группа № 1 (возраст) | Группа здоровья | Диагноз (психолого-педагогическая классификация) | Диагноз (клиническая классификация) | |||||
I | II | III | IV | ОНР-1 | ОНР-2 | ОНР-3 | дизартрия | |
Средний (4 года) | 6 | 3 | 1 | 6 | 2 | 4 | ||
Старший (5 лет) | 5 | 4 | 1 | 8 | 7 |
Вывод: Из 18 человек условно здоровыми являются 11 детей – 61 % , 7 детей – 39 % составляют дети с отягощенным речевым развитием.
Индивидуальные особенности детей группы
Группа № 3 (возраст детей) | Особенности детей | ||||||
Пол | Тип темперамента | Социально-эмоциональная сфера | Познавательная сфера | ||||
Ж | М | нарушена | не нарушена | ||||
Средний возраст (4 года) | 4 | 5 | Сангвинический - 1 Холерический - 1 Флегматический-7 Меланхолический- 0 | Агрессивность – 0 Тревожность – 0 Застенчивость – 1 Гиперактивность -3 | 5 | 4 | |
Старший (5 лет) | 5 | 4 | Сангвинический - 0 Холерический - 2 Флегматический-6 Меланхолический- 1 | Агрессивность – 0 Тревожность – 1 Застенчивость – 4 Гиперактивность -2 | 3 | 6 |
Вывод: из 18 детей – сангвиники составляют – 1 ребенок – 5 %, флегматики – 13 детей – 72 %, меланхолики – 5 %, холерики – 9 детей – 50 %.
Сведения о семьях воспитанников группы
Полная семья | 16 |
Неполная семья | 2 |
Многодетная семья | 7 |
Проблемная семья | 1 |
Семья с опекуном | 0 |
Этническая семья | 0 |
Вывод: из 18 детей – ___ из полных семей, ___ ребенка из неполной семьи,___ семьи являются многодетными.
Учебный план
В группе компенсирующей направленности (средняя-старшая группа) для детей с ТНР (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 13 подгрупповых занятий продолжительностью 15-20 минут и 1 фронтальное занятие с детьми среднего возраста продолжительностью 20-25 минут, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку.
Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия со специалистами не включаются в сетку занятий.
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы | 2 |
Речевое развитие.Обучение грамоте | 1 |
Познавательное развитие.Развитие математических представлений | 2 |
Художественно эстетическое развитие. Рисование | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие | 2 |
Физическое развитие. Физическая культура | 3 (1 на свежем воздухе) |
Фронтальное занятие с учителем-логопедом | 1 |
Индивидуальные занятия с логопедом | 3 |
Индивидуальное занятие с воспитателем | 3 |
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.
Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей. | Взаимодействие с семьями воспитанников, социальными партнерами (детской поликлиникой, детской библиотекой, школой, ДК) | |
Коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Возраст | Продолжительность коррекционно-развивающего занятия | Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня, во второй половине дня на ребенка |
С 4 до 5 лет | 20 минут – фронтальное занятие, 10-15 минут – индивидуальное занятие, | 50 минут в первой половине дня (включая индивидуальное занятие с логопедом), 30 минут во второй половине дня (включая индивидуальную работу по заданию логопеда) |
С 5 до 6 лет | 25 минут – подгрупповое занятие 15-20 минут – индивидуальное занятие, | В первой половине дня – 70 минут (включая индивидуальное занятие с логопедом) Во второй половине дня – 40 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда) |
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу.
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только художественно-эстетического и оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок.
Режим дня
Прием детей, игры, совместная работа логопеда
с воспитателями и детьми, утренняя гимнастика, дежурство 7.00 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 8.45
Подготовка к занятиям, индивидуальная работа логопеда
с ребенком 8.45 – 9.00
1-е занятие воспитателя и индивидуальные
занятия учителя-логопеда 9.00 – 9.25
Физкультурные минутки или психогимнастика 9:25 – 9:35
2-е занятие воспитателя и фронтальное логопедическое
занятие в старшей подгруппе 9.35 – 10.00
Индивидуальная и подгрупповая работа логопеда с детьми,
речевые игры, подготовка к прогулке, прогулка 10.00 – 12.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.00 – 12.20
Обед 12.20 – 12.45
Подготовка ко сну, сон 12.45 – 15.00
Подъем, бодрящая гимнастика, оздоровительные процедуры 15.00 – 15.15
Игры, свободная деятельность детей, индивидуальная работа
воспитателя с детьми по заданию логопеда 15.15 – 17.00
Подготовка к ужину, ужин 17.00 – 17.20
Подготовка к вечерней прогулке, прогулка, уход домой 17.20 – 19.00
График работы учителя-логопеда
Понедельник 08.00 – 12.00
Вторник 15.00 – 19.00
Среда 15.00 – 19.00
Четверг 08.00 – 12.00
Пятница 08.00 – 12.00
Расписание работы учителя-логопеда.
Участие логопеда в режимных моментах (прием детей, сопровождение
ребенка в утренней гимнастике, коммуникативные игры с детьми,
подготовка к завтраку, завтрак, индивидуальная работа с детьми) 07.00 – 09.00
Фронтальное логопедическое занятие в средней подгруппе 09.00 – 09.20
Индивидуальные занятия с детьми 09.20 – 10.05
Подгрупповые занятия с детьми старшей подгруппы 10.05 – 10.25
Индивидуальные занятия с детьми 10.25 – 11.45
Сопровождение ребенка на прогулке 11.45 – 12.00
2.2. Комплексно-тематическое планирование
и примерное тематическое планирование работы учителя-логопеда.
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования (2 варианта: таблица и текстовый вариант в книге «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда» стр.18 и стр.36.)
Планирование представлено в книге «Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с 5 до 6 и с 6 до 7 лет». Примерное тематическое планирование представлено в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет» (в старшей группе стр.267 – 268, в подготовительной группе стр.436 – 437)
Перспективное планирование работы учителя-логопеда по периодам
Образовательная область «Речевое развитие» в книге Н. В. Нищевой «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда» представлена в трех периодах:
Старшая подгруппа:
I период работы (сентябрь, октябрь, ноябрь) – стр. 127 – 130
II период работы (декабрь, январь, февраль) – стр. 139 – 142
III период работы (март, апрель, май) – стр. 150 – 154
Календарное планирование работы учителя-логопеда.
Примерные планы подгрупповых занятий логопеда приведены в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» (в старшей подгруппе стр.269 – 299). Они используются логопедом для перспективного индивидуального и календарного планирования работы и взаимодействия с воспитателями группы компенсирующей направленности.
Примерные планы подгрупповых занятий логопеда
I квартал
ОКТЯБРЬ, 1-я неделя. «Осень»
Разделы работы | Дни недели | |||
вторник | среда | четверг | пятница | |
Общие речевые навыки | Тренировка плавного выдоха «Осенние листочки» | Развитие силы и длительности выдоха. | Дыхательные упражнения. | «Осенние листочки». Повторение. |
Общая моторика. Речь с движением | «Листья» | «Дождик» | «Листья» (повторение) | «Дождик» (повторение) |
Мелкая моторика | Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик» | Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» | «Листья» (повторение) Тетрадь № 1 | «Вышел дождик» (повторение) |
Зрительное и слуховое внимание | Игра «Четвертый лишний» (по теме «Времена года») | Игра «Что перепутал художник» (лето и осень) | Слуховое внимание «Лягушка» | Зрительное внимание. Игра «Разноцветные круги» (игротека) |
Лексика. Связная речь. Грамматика. | Актуализация словаря по теме. Составление предложений об осени по картинке. Распространение предложений прилагательныи | Составление рассказа из четырех предложений по картинке | Образование относительных прилагательных (тема «Деревья», «Разноцветные листья») | Полные ответы на вопросы по теме «Осень» |
Грамота. Развитие навыков звукового анализа. | Чтение слогов с пройденными буквами. Развитие навыков звукового анализа слов (выделение начальных согласных звуков). Игра «Катины подарки» | |||
Звукопроизношение. | Общая артикуляционная гимнастика | |||
Работа над слоговой структурой слова. | Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: дуб, кусты, рябина. |
ОКТЯБРЬ, 2-я неделя. «Овощи. Огород»
Разделы работы | Дни недели | |||
вторник | среда | четверг | пятница | |
Общие речевые навыки | Дыхательное упражнение № 3 | Книга «Разноцветные сказки» - «Фиолетовая сказка» | Уточнение произношения звука Б. заучивание стихотворения Бэллочка и Боря,сидя на заборе,булочки, баранки ели спозаранку. | Воспитание длительного плавного выдоха. «Чей листик дальше улетел?» |
Общая моторика. Речь с движением | «Овощи» | Упр. «Присядь, когда услышиш звук Б» | «Урожай» | |
Мелкая моторика | Тетрадь № 1 | Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 2 | Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла...» | |
Зрительное и слуховое внимание | Игра «Что прибавилось по теме «Овощи» | Упр. «Покажи все буквы Б» (таблица) | Упражнение «Наша грядка» | |
Лексика. Связная речь. Грамматика. | Актуализация словаря по теме. Составление предложений об осени по картинке. Распространение предложений прилагательными | Образование множественного числа сущ-ных. Игра «Один – много» (слова со звуком Б) | Овощи. Составление рассказов об овощах по алгоритмам. | |
Грамота. Развитие навыков звукового анализа. | Чтение слогов и слов с пройденными буквами. | Фонетический слух. Дифференциация [б] – [бь] по картинкам. Тетрадь № 2, с.3 | Подбор слов на Б и Бь. Соревнование между командами. Чтение: ба, бо, бу, би; бак, бук, бок, куб. | |
Звукопроизношение. | Общая артикуляционная гимнастика | |||
Работа над слоговой структурой слова. | Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: лук, репа, морковь, овощи. |
Конспекты занятий приведены в сборниках «Конспекты логопедических подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» (для каждой возрастной группы).
Расписание занятий учителя-логопеда в 2024 – 2025 учебном году в средней-старшей логопедической группе №3 представлено в циклограмме деятельности учителя-логопеда (см. документацию учителя-логопеда.
Традиционные события, праздники, примерные мероприятия, осуществляемые в старшей и подготовительной к школе логопедических группах.
Культурно-досуговая деятельность (4-5 лет).
Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 4 – 5 лет предполагает решение педагогом следующих задач.
Отдых. Приучать детей в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и т.д.).
Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом.
Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Самостоятельная познавательная и художественная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдать, экспериментировать, собирать коллекции и т.д.).
Творчество. Продолжать развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей в разнообразной художественной и познавательной деятельности, создавать условия для дополнительного посещения кружков и студий.
Примерное комплексно-тематическое планирование развлечений и праздников в средней-старшей логопедической группе № 3 «Звуковички»
Тема недели | Период | Итоговое мероприятие | Развернутое содержание работы |
Осень | 25.10.2024 г. 03.11.2024г. | Праздник «Осень в гости просим» | Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. |
Лес. Грибы, ягоды, деревья | 11.11.2024г. 15.11.2024 г. | Вечер пальчиковых игр по теме «Лес. Грибы, ягоды, деревья» | Учить различать съедобные и несъедобные грибы, воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней. |
Одежда | 18.11.2024 г. 22.11.2024 г. | Развлечение «Вот какой рассеянный» (С.Я.Маршак) | Закрепить знание названий одежды. Активизировать словарь детей по теме «Одежда»; развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании; воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды |
Зима. Зимние забавы | 05.12.2024 г. 09.12.2024 г. | Развлечение «Здравствуй, Зимушка-Зима» | Продолжать знакомить детей с зимой как с временем года, с зимними видами спорта. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней погоды, особенностях деятельности людей в городе, на селе, о безопасном поведении зимой. |
Новогодний праздник | 24.12.2024 г. 27.12.2024 г. | Праздник «Новый год у ворот» | Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. |
Зимующие птицы | 20.01.2025 г. 24.01.2025 г. | Изготовление кормушек для птиц. Наблюдение за птицами на прогулке. | Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах. Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать, помогать и оберегать их. |
Почта | 03.02.2025 г. 07.02.2025 г. | Экскурсия на почту. | Формировать у детей обобщённые представления о работниках почты. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к людям разных профессий. |
Комнатные растения | 17.02.2025 г. 19.02.2025 г. | Посадка семян и лука. | Формировать у детей обобщённые представления о растениях. Воспитывать у детей интерес к растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними. |
Наша армия | 20.02.2025 г. 24.02.2025 г. | Гостиная «День защитника Отечества» | Продолжить расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды. Отцы. Воспитывать в духе патриотизма, любви к родине. Знакомить с разными родами войск, боевой техникой. |
Праздник 8 Марта | 03.03.2025 г. 06.03.2025 г. | Праздник «8 Марта». Выставка рисунков. | Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. |
Профессии | 16.03.2025 20.03.2025 г. | «Кем быть?» Экскурсия в медицинский кабинет, к заведующему, на кухню, в прачечную. | Формировать у детей обобщённые представления о профессиях. Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом. |
Посуда | 3.04.2025 г. 7.04.2025 г. | Игра – драматизация «Лиса и журавль» р.н. сказка. | Познакомить детей с р.н. сказкой « Лиса и журавль». Воспитывать навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды. |
Мой дом | 10.04.2025 г. 14.04.2025 г. | Экскурсия по поселку Кулой. | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к малой Родине. Расширять знания о достопримечательностях поселка. |
«День Победы» | 07.05.2025 г. | Утренник, посвященный 80-й годовщине Победы в ВОВ. | Формировать у детей общие речевые умения и навыки, совершенствовать выразительную интонацию речи через заучивание стихов и песен. Расширять и обогащать представления о героях ВОВ. |
Примерное календарно-тематическое планирование по координации работы с педагогами ДОУ в средней-старшей логопедической группе.
Месяц | Неделя | Содержание работы. |
Сентябрь | 1 | Совместное с воспитателями, педагогом-психологом обследование детей. |
2 | ||
3 | Заполнение речевой карты и составление педагогической характеристики на детей. | |
4 | Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики | |
5 | Составление плана совместной деятельности на ППк. | |
Октябрь | 1. | Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика» |
2. | Совместное оформление логопедического уголка для родителей | |
3. | Просмотр занятия воспитателя по познавательному развитию детей. | |
4. | Консультация «Развиваем речь через знакомство с окружающим миром» | |
Ноябрь | 1 | Совместные коммуникативные игры. |
2 | Консультация педагога-психолога «Методы и приёмы развития мышления. Мышление и речь» | |
3 | Совместное изготовление картотеки артикуляционной гимнастики | |
4. | Совместное изготовление картотеки пальчиковой гимнастики. | |
Декабрь | 1 | Консультация «Исправляем звуки. Задачи логопеда и воспитателя» |
2 | Просмотр занятия воспитателя по речевому развитию детей | |
3. | Совместная подготовка к проведению новогоднего праздника | |
Январь | 1. | Новогодние каникулы. |
2 | Консультация «Развиваем пальчики - учим говорить» | |
3 | Совместное изготовление картотеки пальчиковой гимнастики | |
4 | Совместное оформление центра развития моторики рук в группе | |
Февраль | 1 | Консультация «Лексика и грамматика дошкольников. Норма и патология» |
2 | Совместные коммуникативные игры. | |
3 | Консультация «Игровые приёмы автоматизации» | |
4 | Индивидуальные консультации для педагогов массовых групп | |
Март | 1 | Консультация «Приёмы активизации речевой активности» |
2 | Совместное изготовление картотеки физкультминуток на занятии | |
3. | Консультация «Формирование словаря» | |
4 | Совместные коммуникативные игры. | |
5 | Консультация «Развиваем фонематический слух» | |
Апрель | 1 | Просмотр индивидуальной работы воспитателя по речевому развитию детей |
2 | Консультация «Познавательные беседы с дошкольниками» | |
3 | Ознакомление с результатами логопедической работы | |
4 | Обсуждение результатов работы, определение дальнейших перспектив работы | |
Май | 1 | Совместные коммуникативные игры. |
2. | Консультация для воспитателей «Логопедическая работа на занятиях по изобразительной деятельности» | |
3. | Обсуждение итогов работы. Совместное изготовление игр и пособий на следующий учебный год, ремонт имеющихся. |
2.3. Основные направления и формы взаимодействия с семьей:
- Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, родительские собрания, оформление информационных стендов, папок-передвижек, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте, информирование родителей в сообществе «Звуковички-Трудовички» в контакте.
- Образование родителей: проведение мастер-классов, тренингов.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, конкурсов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской деятельности.
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОВЗ)
Месяц | Дата | Содержание работы. |
Сентябрь | 01.09.2024- 08.09.2024 | Совместное заполнение речевых карт, их анамнестической части. Анкетирование родителей и опрос по «Использованию инновационных методов развития речи (частушечного творчества и интерактивных игр «Мерсибо») |
12.09.2024- 16.09.2024 | ||
19.09.2024-23.09.2024 | Обучение родителей, по вопросам их педагогической и логопедической грамотности. | |
26.09.2024-28.09.2024 | Обновление стенда «Уголок логопеда». | |
Октябрь | 02.10.2024 05.10.2024 | Родительское собрание «Мы вместе» Экран звукопроизношения. Запись речи детей. |
14.10.2024 | Консультация родителей о ведении тетрадей взаимосвязи с логопедом дома. | |
17.10.2024 19.10.2024 | Участие родителей в подготовке детей к конкурсу исполнительского мастерства «Признание» РКЦ г. Вельска | |
31.10.2024- 02.11.2024 | Папка-передвижка «Понаблюдайте осенью с детьми?». | |
Ноябрь | 07.11.2024- 17.11.2024 | «Осенний праздник». Логопедическое развлечение для детей и родителей. |
14.11.2024- 20.11.2024 | Выступление на втором родительском собрании «В чем заключается деятельность логопеда, чем занимаемся на занятиях». Открытая практическая деятельность с детьми «Самомассаж языка» под музыку. | |
Декабрь | 05.12.2024- 09.12.2024 | Развлечение по произведению С.Маршака «Вот какой рассеянный» |
10.12.2024- 16.12.2024 | Консультация «Эта нужная артикуляционная гимнастика». | |
19.12.2024- 23.12.2024 | Гостиная «Здравствуй Зимушка-Зима!» (конкурс «Сочиняем частушки о Зиме). | |
26.12.2024- 28.12.2024 | Консультация «Развиваем речь с помощью пальцев». Новогодний праздник. | |
Январь | 01.01.2025- 10.01.2025 | Новогодние каникулы |
09.01.2025- 13.01.2025 | Экран звукопроизношения. | |
23.01.2025- 27.01.2025 | Логопедическая газета «Шипелочки. Что нужно знать о шипящих звуках». | |
Февраль | 30.01.2025- 03.02.2025 | Консультация «Что может игра. Речевые игры дома». |
13.02.2025- 17.02.2025 | «Зимние забавы». Логопедический практикум для детей и родителей. | |
20.02.2025- 24.02.2025 | Родительское собрание «Итоги работы II периода. Задачи III периода обучения». | |
Март | 27.03.2025- 03.03.2025 | Консультация «Что необходимо знать о голосе». |
06.03.2025- 10.03.2025 | Стенд «Весёлые сказки для артикуляционной гимнастики, или Обучение с увлечением» | |
13.03.2025- 17.03.2025 | Дни открытых дверей в логопедический кабинет. Индивидуальные логопедические занятия с детьми. | |
Апрель | 03.04.2025- 07.04.2025 | Стенд «Непослушные соноры». |
10.04.2025- 14.04.2025 | «Праздник правильной речи» логопедическое развлечение для детей и родителей. | |
Май | 10.05.2025- 15.05.2025 | Экран звукопроизношения. |
24.05.2025- 28.05.2025 | Консультация «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков». |
III Организационный раздел
3.1 Основные направления
коррекционной и образовательной деятельности
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка. Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности и учитывая основную ее направленность, а так же, имея в виду принцип интеграции образовательных областей, включаются задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.
Речевое развитие
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И
НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА (РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ; РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ И ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬЮ СЛОВ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ
Познавательное развитие
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Художественно-эстетическое развитие
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РИСОВАНИЕ,
АППЛИКАЦИЯ)
ЛЕПКА
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ, МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ПЕНИЕ, ИГРА НЕ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ)
Социально-коммуникативное развитие
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СЮЖЕТНО-
РОЛЕВАЯ ИГРА, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ)
СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ,
ПРИРОДЕ
Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ,
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ,
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)
ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
Iпериод – сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период – декабрь, январь, февраль;
III период – март, апрель, май.
Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.
В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы и АООП ДО.
С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми. Проведение рабочих совещаний по завершении первого, а затем и второго периодов работы не является обязательным. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.
Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов и ФАОП ДО. Психолого-медико-педагогический консилиум обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.
В старшей группе логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 4-х детей) по вторникам, средам, четвергам и пятницам. В понедельник логопед проводит только индивидуальную работу с детьми, во вторник и в среду во второй половине дня индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня. Вечерние приемы родителей по вторникам и средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.
На работу с одной подгруппой детей в средней группе отводится – 15-20 минут, старшей группе отводится – 25 минут. В понедельник логопед проводит фронтальную логопедическую работу с детьми среднего возраста – 20 минут.
Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.
Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по сравнению с группами общего вида. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.
В середине учебного года, с 01 января по 13 января, в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия.
В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10–15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.
3.3. Распорядок дня.
Организация режимных моментов.
В соответствии с Программой максимально допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормативы САНПИН от 15 мая 2013 года № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г, регистрационный № 28564).
Распорядок дня в группе компенсирующей направленности включает в себя:
- прием пищи (завтрак, обед, ужин);
- ежедневную прогулку, продолжительность которой не менее 4-4, 5 часов;
- дневной сон продолжительность 2-2,5 часа в разных возрастных группах;
- самостоятельную деятельность детей;
- коррекционно-развивающую работу (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с учителем-логопедом);
- непосредственную образовательную деятельность (с детьми старшего дошкольного возраста и во второй половине дня, но не чаще двух раз в неделю);
- общественно-полезный труд (в подготовительной к школе группе);
- разные виды двигательной активности, физические упражнения и закаливающие мероприятия.
Старшая группа (с 5 до 6 лет)
В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 14 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (6 часов 15 минут). Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы | 1 |
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность | 1 |
Познавательное развитие. Развитие математических представлений | 1 |
Художественно-эстетическоеразвитие. Рисование | 1 |
Художественно-эстетическоеразвитие. Лепка/аппликация | 1 |
Художественно-эстетическоеразвитие. Музыкальное развитие | 2 |
Физическоеразвитие. Физическая культура | 3 (1 на свежем воздухе) |
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом | 4 |
Индивидуальные занятия с логопедом | 3 |
Индивидуальное занятие с воспитателем | 3 |
Социально-коммуникативноеразвитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.
Режим работы группы – пятидневный с 7.00 до 19.00 часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресенье.
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Она соответствует требованиям «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» (автор Н.В.Нищева)
Группа воспитанников 4 – 5 лет с тяжелыми нарушениями речи имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинет учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы. В групповом помещении представлены следующие развивающие центры, имеющие необходимое оснащение:
- центр «Будем говорить правильно»;
- центр «Наша библиотека»;
- центр науки и природы;
- центр математического развития;
- центр художественного творчества;
- музыкальный центр;
- центр «Играем в театр»;
- центр сюжетно-ролевых игр;
- центр «Умелые руки»;
- физкультурный центр.
В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:
- зона для индивидуальной работы с ребенком;
- зона проведения подгрупповой коррекционно-образовательной деятельности;
- зона, в которой подобран и систематизирован дидактический и наглядный материалы по различным направлениям речевого развития;
- зона фонематического развития.
Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания программы представлен в таблице:
Наименование. | Количество. | |
I. Оборудование логопедического кабинета. | Шкаф для пособий | 1 |
Столы | 3 | |
Стол для индивидуальных занятий | 1 | |
Учительский стол | 1 | |
Стулья | 6 | |
Тумбочки | 0 | |
Навесные полки | 0 | |
Магнитная доска | 2 | |
II. Технические средства обучения. | Персональный компьютер. | 1 |
III. Специальное оборудование. | Индивидуальные зеркала | 4 |
Набор зондов для постановки звуков. | 10 | |
Шпатели. | 3 | |
Стерилизатор для зондов. | 1 | |
Вата, бинт. | 1 | |
Зеркало настенное. | 1 |
Полный список методической литературы представлен в Паспорте логопедического кабинета (см. документацию учителя-логопеда)
ЛИТЕРАТУРА
1. Нищева Н.В.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)» с 3 до 7 лет — СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
3. НищеваН.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
3. НищеваН.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет). – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
4. Нищева Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет). – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Нормативно — правовое обеспечение.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативно — правовых актов:
1. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Государственной Ассамблеей ООН 20.11.89) (вступила в силу в СССР 15.09.90);
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6- ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ);
3. Федеральный закон от 29декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 3(вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564)
7. Договор «О взаимодействии территориальной психолого-медики-педагогической комиссии МО «Вельский муниципальный район» и медико-педагогического консилиума образовательной организации» (от 29января 2015г.)
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 № 72149). Проект ФАОП (речевое развитие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности над просодической стороной речи
Презентация о работе учителя-логопеда над просодической стороной речи в групппе компенсирующей направленности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....
Рабочая программа дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью 6-7 лет учителя-дефектолога Йова О.В.
Настоящая рабочая программа предназначена для работы учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта 6-7 лет. Программа имеет образовательную, коррекционн...
Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны
Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР учителя-логопедаАнтоненковой Натальи Вал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны...