Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с ТНР (ОВЗ).
рабочая программа

Елена Николаевна Русак

Данная рабочая программа разработана в соответствии с примерной ФАОП ДО, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12ДО.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом ФОП детского сада. Программа представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе  «Комплексной образовательной  программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» (автор Нищева Н.В.), парциальной Программы «Цвет творчества» (автор Дубровская Н. В.), парциальной «Программы физического развития детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи)» (автор  Кириллова Ю. В.).

Программа является главным документом по комплексной организации и оказанию коррекционной помощи учителя-логопеда совместно с воспитателями и родителями логопедической группы для детей среднего-старшего дошкольного возраста с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                                                                          УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                                                    

на заседании педагогического                                      Директор МБОУ «СШ № 15 п. Кулой» Совета структурного подразделения                                    

«Детский сад № 123 «Снежинка»                                ____________/О.В. Стрекаловская/ (протокол № __ от ____________2024 г.)                   приказ № ____ от «__»________2024г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

группы компенсирующей направленности

для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОВЗ)

на 2024 – 2025 учебный год

                                                    РАЗРАБОТАЛА:

                                                                                           Русак Елена Николаевна,

                                                                                           учитель-логопед,

                                                                                           высшая квалификационная категория

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 Пояснительная записка        …3

1.1  Цели и задачи Программы        .3

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР...………………………………….4

1.3  Планируемые результаты коррекционной работы………………………...……………........6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………........9

2.1. Содержание образовательной деятельности по коррекции тяжелых нарушений речи…...9

2.2. Комплексно-тематическое планирование…………………………………………………...12

2.3. Основные направления и формы взаимодействия с семьей……………………………….16

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………….......20

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности……………….20

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности………………………………..21

3.3. Распорядок дня………………………………………………………………………………..22

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды……………………........23

ЛИТЕРАТУРА        .25

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с примерной ФАОП ДО, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12ДО.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом ФОП детского сада. Программа представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе  «Комплексной образовательной  программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» (автор Нищева Н.В.), парциальной Программы «Цвет творчества» (автор Дубровская Н. В.), парциальной «Программы физического развития детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи)» (автор  Кириллова Ю. В.).

Рабочая программа учителя-логопеда рассчитана на 2024 – 2025 учебный год, который длится с 1 сентября по 31мая (включительно).

  1. Цели и задачи реализации Программы.

Целью Программы является максимальная коррекция имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных его недоразвитием, предупреждение возникновения нарушений письма и чтения.

Эта цель реализуется в  построении системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте  4 - 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Задачи:

  • Создание речевой среды, адекватной потребностям ребенка.
  • Побуждение ребенка к речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку (прежде всего к сверстнику как к объекту взаимодействия).
  • Развитие предметно-игровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов и т.д.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством  учителя-логопеда решают следующие задачи:

  • охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

учет государственной политики; особенности контингента детей и кадрового состава группы; учет запроса родителей; особенности региона.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.

       Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Типичным является позднее развитие речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. В зависимости от тяжести дефекта в современной логопедии различаются три уровня речевого развития  (Р.ЕЛевина):

I уровень речевого развития – «безречевые» дети; общеупотребительная речь отсутствует.

II уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.

III уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием её звуковой и смысловой сторон, фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания.

         При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки - привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий.

              Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.

         Названные затруднения во многом определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Группу компенсирующей направленности посещают дети четвертого и пятого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи,  со  вторым и третьим уровнями речевого развития).

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

1.3. Планируемые   результаты  освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы.

Планируемые результаты освоения Программы.

Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)

Речевое развитие.

Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребенка интонирована.

Познавательное развитие

Ребенок знает, различает, соотносит основные цвета, геометрические формы и фигуры; хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела; складывает картинку из трех-четырех частей, фигуру из четырех-пяти элементов по образцу и словесной инструкции; может сравнить ряд предметов по величине и расположить их в порядке возрастания или убывания; может соорудить элементарные постройки из деталей строительного конструктора по образцу и описанию; может сложить простые предметные картинки из четырех частей; владеет навыками счета в пределах трех; обобщающими понятиями (овощи, фрукты, животные, игрушки, одежда, мебель, посуда, обувь) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам; может установить связь между явлениями природы и знает правила поведения в природной среде.

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, проявляет потребность в общении со сверстниками, знает элементарные нормы и правила поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил, проявляет волевые усилия в сложных ситуациях, проявляет симпатию к окружающим, испытывает потребность в самостоятельности, осознает свою гендерную принадлежность, владеет навыками самообслуживания, выполняет просьбы взрослого, аккуратно убирает свои игрушки, одежду, обувь.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 15—20 минут; умеет импровизировать на основе литературных произведений; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; умеет правильно держать карандаш и кисточку; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации; имеет представления о произведениях народного прикладного искусства; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не  допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Физическое развитие

Ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см; может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом; может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие; ходит и бегает с преодолением препятствий;  может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его; активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности; выполняет перестроения, делает упражнения с музыкальным и речевым сопровождением; проявляет активность во время бодрствования; ребенок умеет аккуратно мыть и вытирать руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, причесываться; у ребенка сформированы представления об опасности.

Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Речевое развитие

Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы.  Ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту.  Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме.  Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

Познавательное развитие

Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения; ребенок знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус) , различает их и использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый, белый, черный; различает параметры величины и владеет навыками сравнения предметов по величине; умеет проводить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; ребенок умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы; знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т. п.

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием принимает участие в продуктивной трудовой деятельности; имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.

Физическое развитие

Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку; у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте; в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют; артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.

II Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности по коррекции тяжелых нарушений речи.

Проектирование образовательного процесса

Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.

Оценка здоровья детей группы

Общая численность детей - 18 человек

Группа № 1

(возраст)

Группа здоровья

Диагноз

(психолого-педагогическая классификация)

Диагноз

(клиническая

классификация)

I

II

III

IV

ОНР-1

ОНР-2

ОНР-3

дизартрия

Средний

(4 года)

6

3

1

6

2

4

Старший

(5 лет)

5

4

1

8

7

Вывод: Из 18 человек условно здоровыми являются 11 детей – 61 % , 7 детей – 39 % составляют дети с отягощенным речевым развитием.

Индивидуальные особенности детей группы

Группа № 3 (возраст детей)

                                      Особенности детей

  Пол

Тип темперамента

Социально-эмоциональная сфера

Познавательная сфера

Ж

М

нарушена

не нарушена

Средний возраст

(4 года)

4

5

Сангвинический - 1

Холерический - 1

Флегматический-7

Меланхолический- 0

Агрессивность – 0

Тревожность – 0

Застенчивость – 1

Гиперактивность -3

5

4

Старший

(5 лет)

5

4

Сангвинический - 0

Холерический - 2

Флегматический-6

Меланхолический- 1

Агрессивность – 0

Тревожность – 1

Застенчивость – 4

Гиперактивность -2

3

6

Вывод: из 18 детей – сангвиники составляют –  1 ребенок –  5 %, флегматики – 13 детей – 72 %, меланхолики – 5 %, холерики – 9 детей – 50 %.

Сведения о семьях воспитанников группы

Полная семья

16

Неполная семья

2

Многодетная семья

7

Проблемная семья

1

Семья с опекуном

0

Этническая семья

0

Вывод: из 18 детей – ___ из полных семей, ___ ребенка из неполной семьи,___ семьи являются многодетными.

Учебный план

В группе компенсирующей направленности (средняя-старшая группа)  для детей с ТНР (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 13 подгрупповых занятий продолжительностью 15-20 минут  и 1  фронтальное занятие с детьми среднего возраста продолжительностью 20-25 минут, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку.

Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия со специалистами не включаются в сетку занятий.

Образовательная область. Направление деятельности

Количество

занятий в неделю

Речевое развитие. Восприятие художественной литературы

2

Речевое развитие.Обучение грамоте

1

Познавательное развитие.Развитие математических представлений

2

Художественно эстетическое развитие. Рисование

1

Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация

1

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

2

Физическое развитие. Физическая культура

3 (1 на свежем воздухе)

Фронтальное занятие с учителем-логопедом

1

Индивидуальные занятия с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.

Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников, социальными партнерами (детской поликлиникой, детской библиотекой, школой, ДК)

Коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, фронтальные,

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Возраст

Продолжительность коррекционно-развивающего занятия

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня, во второй половине дня на ребенка

С 4 до 5 лет

20 минут – фронтальное занятие,

10-15 минут – индивидуальное занятие,

50 минут  в первой половине дня (включая индивидуальное занятие с логопедом), 30 минут во второй половине дня (включая индивидуальную работу по заданию логопеда)

С 5  до 6 лет

25 минут – подгрупповое занятие

15-20 минут – индивидуальное занятие,

В первой половине дня – 70 минут (включая индивидуальное занятие с логопедом)

Во второй половине дня – 40 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда)

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу.

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только художественно-эстетического и оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами.

В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок.

Режим дня

Прием детей, игры, совместная работа логопеда

с воспитателями и детьми, утренняя гимнастика, дежурство      7.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак                                                        8.30 – 8.45

Подготовка к занятиям, индивидуальная работа логопеда

с ребенком                                                                                           8.45 – 9.00

1-е занятие воспитателя  и индивидуальные

занятия учителя-логопеда                                                                 9.00 – 9.25

Физкультурные минутки или психогимнастика                            9:25 – 9:35

2-е занятие воспитателя   и фронтальное логопедическое

занятие   в старшей подгруппе                                                          9.35 – 10.00

Индивидуальная и подгрупповая работа логопеда с детьми,

речевые игры, подготовка к прогулке, прогулка                            10.00 – 12.00

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду                                12.00 – 12.20

Обед                                                                                                     12.20 – 12.45

Подготовка ко сну, сон                                                                      12.45 – 15.00

Подъем, бодрящая гимнастика, оздоровительные процедуры      15.00 – 15.15

Игры, свободная деятельность детей, индивидуальная работа

воспитателя с детьми по заданию логопеда                                    15.15 – 17.00

Подготовка к ужину, ужин                                                                17.00 – 17.20

Подготовка к вечерней прогулке, прогулка, уход  домой              17.20 – 19.00

График работы учителя-логопеда

Понедельник                                                                  08.00 – 12.00

Вторник                                                                          15.00 – 19.00

Среда                                                                              15.00 – 19.00

Четверг                                                                           08.00 – 12.00

Пятница                                                                          08.00 – 12.00

Расписание  работы учителя-логопеда.

Участие логопеда в режимных моментах (прием детей,  сопровождение

ребенка в утренней гимнастике, коммуникативные игры с детьми,

подготовка к завтраку, завтрак, индивидуальная работа с детьми)                   07.00 – 09.00

Фронтальное логопедическое занятие в средней  подгруппе                             09.00 – 09.20

Индивидуальные занятия с детьми                                                                        09.20 – 10.05

Подгрупповые занятия с детьми старшей  подгруппы                                        10.05 – 10.25  

Индивидуальные занятия с детьми                                                                        10.25 – 11.45

Сопровождение ребенка на  прогулке                                                                   11.45 – 12.00

2.2. Комплексно-тематическое планирование

и примерное тематическое планирование  работы учителя-логопеда.

Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования (2 варианта: таблица и текстовый вариант в книге «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда»  стр.18 и стр.36.)

Планирование представлено в книге «Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с 5 до 6 и с 6 до 7 лет». Примерное тематическое планирование представлено в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет» (в старшей группе  стр.267 – 268,  в подготовительной группе стр.436 – 437)

Перспективное планирование работы учителя-логопеда по периодам

Образовательная область «Речевое развитие» в книге Н. В. Нищевой «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда» представлена в трех  периодах:

Старшая подгруппа:

I период работы  (сентябрь, октябрь, ноябрь) – стр. 127 – 130

II период работы  (декабрь, январь, февраль) – стр. 139 – 142

III период работы  (март, апрель, май) – стр. 150 – 154

Календарное планирование работы учителя-логопеда.

        Примерные планы  подгрупповых занятий логопеда приведены в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» (в старшей подгруппе стр.269 – 299). Они используются логопедом для перспективного индивидуального и календарного планирования  работы и взаимодействия с воспитателями группы компенсирующей направленности.

Примерные планы подгрупповых занятий логопеда

I квартал

ОКТЯБРЬ, 1-я неделя. «Осень»

Разделы работы

Дни недели

вторник

среда

четверг

пятница

Общие речевые навыки

Тренировка плавного выдоха «Осенние листочки»

Развитие силы и длительности выдоха.

Дыхательные упражнения.

«Осенние листочки». Повторение.

Общая моторика. Речь с движением

«Листья»

«Дождик»

«Листья» (повторение)

«Дождик» (повторение)

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик»

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

«Листья» (повторение) Тетрадь № 1

«Вышел дождик» (повторение)

Зрительное и слуховое внимание

Игра «Четвертый лишний» (по теме «Времена года»)

Игра «Что перепутал художник» (лето и осень)

Слуховое внимание «Лягушка»

Зрительное внимание.  Игра «Разноцветные круги» (игротека)

Лексика. Связная речь. Грамматика.

Актуализация словаря по теме. Составление предложений об осени по картинке. Распространение предложений прилагательныи

Составление рассказа из четырех предложений по картинке

Образование относительных прилагательных (тема «Деревья», «Разноцветные листья»)

Полные ответы на вопросы по теме «Осень»

Грамота. Развитие навыков звукового анализа.

Чтение слогов с пройденными буквами. Развитие навыков звукового анализа слов (выделение начальных согласных звуков). Игра «Катины подарки»

Звукопроизношение.

Общая артикуляционная гимнастика

Работа над слоговой структурой слова.

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: дуб, кусты, рябина.

ОКТЯБРЬ, 2-я неделя. «Овощи. Огород»

Разделы работы

Дни недели

вторник

среда

четверг

пятница

Общие речевые навыки

Дыхательное упражнение № 3

Книга «Разноцветные сказки» - «Фиолетовая сказка»

Уточнение произношения звука Б. заучивание стихотворения

Бэллочка и Боря,сидя на заборе,булочки, баранки ели спозаранку.

Воспитание длительного плавного выдоха.   «Чей листик дальше улетел?»

Общая моторика. Речь с движением

«Овощи»

Упр. «Присядь, когда услышиш звук Б»

«Урожай»

Мелкая моторика

Тетрадь № 1

Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 2

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла...»

Зрительное и слуховое внимание

Игра «Что прибавилось по теме «Овощи»

Упр. «Покажи все буквы Б» (таблица)

Упражнение «Наша грядка»

Лексика. Связная речь. Грамматика.

Актуализация словаря по теме. Составление предложений об осени по картинке. Распространение предложений прилагательными

Образование множественного числа сущ-ных. Игра «Один – много» (слова со звуком Б)

Овощи. Составление рассказов об овощах по алгоритмам.

Грамота. Развитие навыков звукового анализа.

Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Фонетический слух. Дифференциация [б] – [бь] по картинкам. Тетрадь № 2, с.3

Подбор слов на Б и Бь. Соревнование между командами. Чтение: ба, бо, бу, би; бак, бук, бок, куб.

Звукопроизношение.

Общая артикуляционная гимнастика

Работа над слоговой структурой слова.

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: лук, репа, морковь, овощи.

Конспекты занятий приведены в сборниках «Конспекты логопедических подгрупповых занятий  в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» (для каждой возрастной группы).

Расписание занятий  учителя-логопеда   в 2024 – 2025 учебном году в средней-старшей  логопедической группе №3 представлено в циклограмме деятельности учителя-логопеда (см.  документацию учителя-логопеда.

Традиционные события, праздники, примерные мероприятия, осуществляемые в старшей и подготовительной к школе логопедических группах.

Культурно-досуговая деятельность  (4-5 лет).

Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 4 – 5  лет предполагает решение педагогом следующих задач.

Отдых. Приучать детей в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и т.д.).

Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом.

Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Самостоятельная познавательная и художественная деятельность.  Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдать, экспериментировать, собирать коллекции и т.д.).

Творчество. Продолжать развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей в разнообразной художественной и познавательной деятельности, создавать условия для дополнительного посещения кружков и студий.

Примерное комплексно-тематическое планирование развлечений и праздников в средней-старшей логопедической группе № 3 «Звуковички»

Тема недели

Период

Итоговое мероприятие

Развернутое содержание работы

Осень

25.10.2024 г. 03.11.2024г.

Праздник «Осень в гости просим»

Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.

Лес. Грибы, ягоды, деревья

11.11.2024г.

15.11.2024 г.

Вечер пальчиковых игр по теме «Лес. Грибы, ягоды, деревья»

Учить различать съедобные и несъедобные грибы, воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Одежда

18.11.2024 г.

22.11.2024 г.

Развлечение «Вот какой рассеянный» (С.Я.Маршак)

Закрепить знание названий одежды. Активизировать словарь детей по теме «Одежда»; развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании; воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды

Зима. Зимние забавы

05.12.2024 г.

09.12.2024 г.

Развлечение «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Продолжать знакомить детей с зимой как с временем года, с зимними видами спорта. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней погоды, особенностях деятельности людей в городе, на селе, о безопасном поведении зимой.

Новогодний праздник

24.12.2024 г.

27.12.2024 г.

Праздник «Новый год у ворот»

Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Зимующие птицы

20.01.2025 г.

24.01.2025 г.

Изготовление кормушек для птиц. Наблюдение за птицами на прогулке.

Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах. Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать, помогать  и оберегать их.

Почта

03.02.2025 г.

07.02.2025 г.

Экскурсия на почту.

Формировать у детей обобщённые представления о работниках почты. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к людям разных профессий.

Комнатные растения

17.02.2025 г.

19.02.2025 г.

Посадка семян и лука.

Формировать у детей обобщённые представления о растениях. Воспитывать у детей интерес к растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Наша армия

20.02.2025 г.

24.02.2025 г.

Гостиная «День защитника Отечества»

Продолжить расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды. Отцы. Воспитывать в духе патриотизма, любви к родине. Знакомить с разными родами войск, боевой техникой.

Праздник 8 Марта

03.03.2025 г.

06.03.2025 г.

Праздник «8 Марта».

Выставка  рисунков.

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам.

Профессии

16.03.2025 20.03.2025 г.

«Кем быть?» Экскурсия в медицинский кабинет, к заведующему, на кухню, в прачечную.

Формировать у детей обобщённые представления о   профессиях. Воспитывать у детей интерес  к людям разных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Посуда

3.04.2025 г.

7.04.2025 г.

Игра – драматизация «Лиса и журавль» р.н. сказка.

Познакомить детей с р.н. сказкой « Лиса и журавль». Воспитывать навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.

Мой дом

10.04.2025 г.

14.04.2025 г.

Экскурсия по поселку Кулой.

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к  малой Родине. Расширять знания о достопримечательностях поселка.

«День Победы»

07.05.2025 г.

Утренник, посвященный 80-й годовщине Победы в ВОВ.

Формировать у детей общие речевые умения и навыки, совершенствовать  выразительную интонацию речи через заучивание стихов и песен. Расширять и обогащать представления о героях ВОВ.

Примерное календарно-тематическое планирование по координации работы с педагогами  ДОУ в средней-старшей логопедической группе.

Месяц

Неделя

                          Содержание работы.

Сентябрь

1

Совместное с воспитателями, педагогом-психологом обследование детей.

2

3

Заполнение речевой карты  и составление педагогической характеристики на детей.

4

Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики

5

Составление плана совместной деятельности на ППк.

Октябрь

1.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика»

2.

Совместное оформление логопедического уголка для родителей

3.

Просмотр занятия воспитателя по познавательному развитию детей.

4.

Консультация «Развиваем речь через знакомство с окружающим миром»

Ноябрь

1

Совместные коммуникативные игры.

2

Консультация педагога-психолога «Методы и приёмы развития мышления. Мышление и речь»

3

Совместное изготовление картотеки артикуляционной гимнастики

4.

Совместное изготовление картотеки пальчиковой гимнастики.

Декабрь

1

Консультация «Исправляем звуки. Задачи логопеда и воспитателя»

2

Просмотр занятия воспитателя по речевому развитию детей

3.

Совместная подготовка к проведению новогоднего праздника

Январь

1.

                                       Новогодние каникулы.

2

Консультация «Развиваем пальчики - учим говорить»

3

Совместное изготовление картотеки пальчиковой гимнастики

4

Совместное оформление центра развития моторики рук в группе

Февраль

1

Консультация «Лексика и грамматика дошкольников. Норма и патология»

2

Совместные коммуникативные игры.

3

Консультация «Игровые приёмы автоматизации»

4

Индивидуальные консультации для педагогов массовых групп

Март

1

Консультация «Приёмы активизации речевой активности»

2

Совместное изготовление картотеки физкультминуток на занятии

3.

Консультация «Формирование словаря»

4

Совместные коммуникативные игры.

5

Консультация «Развиваем фонематический слух»

Апрель

1

Просмотр индивидуальной работы воспитателя по речевому развитию детей

2

Консультация «Познавательные беседы с дошкольниками»

3

Ознакомление с результатами логопедической работы

4

Обсуждение результатов работы, определение дальнейших перспектив работы

Май

1

Совместные коммуникативные игры.

2.

Консультация для воспитателей «Логопедическая работа на занятиях по изобразительной деятельности»

3.

Обсуждение итогов работы. Совместное изготовление игр и пособий на следующий учебный год, ремонт имеющихся.

2.3. Основные направления и формы взаимодействия с семьей:

  • Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, родительские собрания, оформление информационных стендов, папок-передвижек, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте, информирование родителей в сообществе «Звуковички-Трудовички» в контакте.
  • Образование родителей: проведение мастер-классов, тренингов.
  • Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, конкурсов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской  деятельности.

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда  с родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОВЗ)

Месяц

Дата

                       Содержание работы.

Сентябрь

01.09.2024-

08.09.2024

Совместное заполнение речевых карт, их анамнестической части. Анкетирование родителей и опрос по «Использованию инновационных методов развития речи (частушечного творчества и интерактивных игр «Мерсибо»)

12.09.2024-

16.09.2024

19.09.2024-23.09.2024

Обучение  родителей, по вопросам их педагогической и логопедической грамотности.

26.09.2024-28.09.2024

Обновление стенда  «Уголок логопеда».

Октябрь

02.10.2024

05.10.2024

Родительское собрание «Мы вместе»

Экран  звукопроизношения. Запись речи детей.

14.10.2024

Консультация родителей о ведении тетрадей взаимосвязи с логопедом дома.

17.10.2024

19.10.2024

Участие родителей в подготовке детей к конкурсу исполнительского мастерства «Признание» РКЦ г. Вельска

31.10.2024-

02.11.2024

Папка-передвижка  «Понаблюдайте осенью с детьми?».

Ноябрь

07.11.2024-

17.11.2024

«Осенний праздник». Логопедическое развлечение для детей и родителей.

14.11.2024-

20.11.2024

Выступление на втором родительском собрании «В чем заключается деятельность логопеда, чем занимаемся на занятиях». Открытая практическая деятельность с детьми «Самомассаж языка» под музыку.

Декабрь

05.12.2024-

09.12.2024

Развлечение по произведению С.Маршака «Вот какой рассеянный»

10.12.2024-

16.12.2024

Консультация «Эта нужная артикуляционная гимнастика».

19.12.2024-

23.12.2024

Гостиная «Здравствуй Зимушка-Зима!» (конкурс «Сочиняем частушки о Зиме).

26.12.2024-

28.12.2024

Консультация «Развиваем речь с помощью пальцев». Новогодний праздник.

Январь

01.01.2025-

10.01.2025

Новогодние каникулы

09.01.2025-

13.01.2025

Экран звукопроизношения.

23.01.2025-

27.01.2025

Логопедическая газета  «Шипелочки. Что нужно знать о шипящих звуках».

Февраль

30.01.2025-

03.02.2025

Консультация «Что может игра. Речевые игры дома».

13.02.2025-

17.02.2025

«Зимние забавы». Логопедический практикум для детей и родителей.

20.02.2025-

24.02.2025

Родительское собрание «Итоги работы II периода. Задачи III периода обучения».

Март

27.03.2025-

03.03.2025

Консультация «Что необходимо знать о голосе».

06.03.2025-

10.03.2025

Стенд «Весёлые сказки для артикуляционной гимнастики, или Обучение с увлечением»

13.03.2025-

17.03.2025

Дни открытых дверей в логопедический кабинет. Индивидуальные логопедические занятия с детьми.

Апрель

03.04.2025-

07.04.2025

Стенд «Непослушные соноры».

10.04.2025-

14.04.2025

«Праздник правильной речи» логопедическое развлечение для детей и родителей.

Май

10.05.2025-

15.05.2025

Экран звукопроизношения.

24.05.2025-

28.05.2025

Консультация «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков».

III Организационный раздел

3.1 Основные направления

коррекционной и образовательной деятельности

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие»  выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие»  связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного,  творческого, эстетического,  физического и нравственного развития,  и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка. Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности и учитывая основную ее направленность, а так же,  имея в виду принцип интеграции образовательных областей, включаются задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.  

Речевое развитие

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

            РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И

НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА (РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ; РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ И ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬЮ СЛОВ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,  РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА)

            РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

            ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

            ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

Познавательное развитие

            СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

            РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

     ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

     ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Художественно-эстетическое развитие

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РИСОВАНИЕ,

АППЛИКАЦИЯ)

ЛЕПКА

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ, МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ПЕНИЕ, ИГРА НЕ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ)

Социально-коммуникативное развитие

              ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ

              ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ

              РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

              (ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СЮЖЕТНО-  

              РОЛЕВАЯ ИГРА, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ)

              СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

              ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ,

              ПРИРОДЕ

Физическое развитие

              ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  (ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ,

           ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ,  

               ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)

               ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ

               ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

                Iпериод – сентябрь, октябрь, ноябрь;

                II период – декабрь, январь, февраль;

                III период – март, апрель, май.

Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.

В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы и АООП  ДО.

С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми.  Проведение рабочих совещаний по завершении первого, а затем и второго периодов работы не является обязательным. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.

Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов и ФАОП ДО.  Психолого-медико-педагогический консилиум обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.

        В старшей группе логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 4-х детей) по вторникам, средам, четвергам и пятницам. В понедельник логопед проводит только индивидуальную работу с детьми,  во вторник и в среду во второй половине дня индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня. Вечерние приемы родителей по вторникам и средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.

На работу с одной подгруппой детей в средней группе отводится  – 15-20 минут, старшей группе отводится  – 25 минут. В понедельник логопед проводит фронтальную  логопедическую работу с  детьми среднего возраста – 20 минут.

Все остальное время  в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.

Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в  группе компенсирующей направленности для детей с ТНР  по сравнению с группами общего вида.  Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.

В середине учебного года, с 01 января по 13 января, в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия.  

        В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10–15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.

3.3. Распорядок дня.

Организация режимных моментов.

        В соответствии с Программой максимально допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормативы САНПИН от 15 мая 2013 года № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г, регистрационный № 28564).

Распорядок дня в группе компенсирующей направленности включает в себя:

  • прием пищи (завтрак, обед, ужин);
  • ежедневную прогулку, продолжительность которой не менее 4-4, 5 часов;
  • дневной сон продолжительность 2-2,5 часа в разных возрастных группах;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • коррекционно-развивающую работу (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с учителем-логопедом);
  • непосредственную образовательную деятельность (с детьми старшего дошкольного возраста и во второй половине дня, но не чаще двух раз в неделю);
  • общественно-полезный труд (в подготовительной к школе группе);
  • разные виды двигательной активности, физические упражнения и закаливающие мероприятия.

Старшая группа (с 5 до 6 лет)

В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 14 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (6 часов 15 минут). Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.

Образовательная область. Направление деятельности

Количество занятий в неделю

Речевое развитие. Восприятие художественной литературы

1

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность

1

Познавательное развитие. Развитие математических представлений

1

Художественно-эстетическоеразвитие. Рисование

1

Художественно-эстетическоеразвитие. Лепка/аппликация

1

Художественно-эстетическоеразвитие. Музыкальное развитие

2

Физическоеразвитие. Физическая культура

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Социально-коммуникативноеразвитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.

Режим работы группы – пятидневный с 7.00 до 19.00 часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресенье.

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Она  соответствует требованиям «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»  (автор Н.В.Нищева)

Группа воспитанников 4 – 5 лет с тяжелыми нарушениями речи имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинет учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы. В групповом помещении представлены следующие развивающие центры, имеющие необходимое оснащение:

  • центр «Будем говорить правильно»;
  • центр «Наша библиотека»;
  • центр науки и природы;
  • центр математического развития;
  • центр художественного творчества;
  • музыкальный центр;
  • центр «Играем в театр»;
  • центр сюжетно-ролевых игр;
  • центр «Умелые руки»;
  • физкультурный центр.

            В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:

  • зона для индивидуальной работы с ребенком;
  • зона проведения подгрупповой коррекционно-образовательной деятельности;
  • зона, в которой подобран и систематизирован дидактический и наглядный материалы по различным направлениям речевого развития;
  • зона фонематического развития.

Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания программы представлен в таблице:

Наименование.

Количество.

I.        Оборудование логопедического кабинета.

Шкаф  для пособий

1

Столы

3

Стол для индивидуальных занятий

1

Учительский стол

1

Стулья

6

Тумбочки

0

Навесные полки

0

Магнитная доска

2

II. Технические средства обучения.

Персональный компьютер.

1

III. Специальное оборудование.

Индивидуальные зеркала

4

Набор зондов для постановки звуков.

10

Шпатели.

3

Стерилизатор для зондов.

1

Вата, бинт.

1

Зеркало настенное.

1

Полный список методической литературы представлен в Паспорте логопедического кабинета (см. документацию учителя-логопеда)

ЛИТЕРАТУРА

1. Нищева Н.В.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)»  с 3 до 7 лет  — СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

2.  Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

3. НищеваН.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

3. НищеваН.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий  в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет). – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

4. Нищева Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет). – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нормативно — правовое обеспечение.

Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативно — правовых актов:

1.  Конвенция о правах ребёнка (одобрена Государственной Ассамблеей ООН 20.11.89) (вступила в силу в СССР 15.09.90);

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6- ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ);

3. Федеральный закон от 29декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 3(вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564)

7. Договор «О взаимодействии территориальной психолого-медики-педагогической комиссии МО «Вельский муниципальный район» и медико-педагогического консилиума образовательной организации» (от 29января 2015г.)

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 № 72149). Проект ФАОП (речевое развитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности над просодической стороной речи

Презентация о работе учителя-логопеда над просодической стороной речи в групппе компенсирующей направленности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью 6-7 лет учителя-дефектолога Йова О.В.

Настоящая рабочая программа предназначена для работы учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта 6-7 лет. Программа имеет образовательную, коррекционн...

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР учителя-логопедаАнтоненковой Натальи Вал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны...