Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с умственной отсталостью
рабочая программа
Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у младших школьников недостатков развития и построена с учетом своеобразия их психических процессов. Программа способствует адаптации к учебной деятельности и школьной среде в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu.docx | 56.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по развитию
психомоторики и сенсорных процессов
для обучающихся с умственной отсталостью
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка…………………………………………………...3
- Содержание курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов…………………………………………………………………..7
- Распределение учебных часов по разделам программы………………..20
- Учебно-тематическое планирование 1 класс……………………………21
- Учебно-тематическое планирование 2 класс……………………………22
- Учебно-тематическое планирование 3 класс……………………………23
- Учебно-тематическое планирование 4 класс……………………………24
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1-4 классов…..25
- Перечень учебно-методического обеспечения…………………………27
- Список литературы……………………………………………………….28
- Приложение……………………………………………………………….29
- Пояснительная записка.
Появление программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» связано с процессами реформирования содержания специального образования, предусматривающее переосмысление целей, методов, средств и организационных форм образования детей с особыми нуждами. Программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей 1-4-х классов с нарушениями интеллектуального развития и предусматривает коррекцию психомоторики и сенсорных процессов.
Методологическим основанием программы является авторская программа Л.А.Метиевой и Э.Я.Удаловой «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, а также разработки Л.Д.Лебедевой по арт-терапии.
Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у младших школьников недостатков развития и построена с учетом своеобразия их психических процессов. Программа способствует адаптации к учебной деятельности и школьной среде в целом.
Цель программы: на основе создания оптимальных условия познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное, полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Теоретической основой данной программы являются концептуальные положения теории Л.С.Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению и учету зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуальном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической помощи с учетом психофизиологических особенностей ребенка и создания необходимых условий для развития и становления его как субъекта учебной деятельности.
Задачи курса:
- Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- Формирование на основе активизации всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов в совокупности их свойств;
- Коррекция недостатков познавательной деятельности в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- Формирование пространственно-временных ориентировок;
- Развитие слухо-голосовых координаций;
- Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- Обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;
- Исправление недостатков моторики;
- Совершенствование зрительно-двигательной координации;
- Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлена на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцированно воспринимать предметы и явления окружающей действительности, их разнообразные свойства и отношения, а также формировать навыки осознания самого себя (свои ощущения, чувства, эмоции). Предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности, преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с нарушениями интеллекта долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения различными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полного усвоения знаний и навыков в младших классах школы. Сенсорное воспитание важно и с биологической и с социальной точек зрения. Оно предшествует развитию высшей духовной деятельности, посредством сенсорного развития ребенок получает фундамент для более ясного понимания мира.
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» включат в себя следующие разделы:
- Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
- Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов;
- Восприятие пространства;
- Восприятие времени;
- Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- Кинестетическое и кинетическое развитие;
- Тактильно-двигательное восприятие;
- Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.
Каждая раздел программы состоит из 3 блоков:
1блок - знакомство учащихся с данной темой, выполнение практических заданий по теме;
2блок - арт-терапевтический компонент;
3блок – занятия направленные на сохранение, укрепление здоровья детей; профилактику нарушений психического здоровья детей.
Основными методами работы первого блока являются: организация наблюдений, проведение сравнений, сопоставлений. Дети учатся различать геометрические фигуры и тела, упражняются в расположении предметов в определенной последовательности по предложенному образцу, по памяти, по словесной инструкции. Занимаясь развитием и совершенствованием движений пальцев рук (застегивая, зашнуровывая, сортируя и перебирая мелкие предметы, раскрашивая по трафарету и т.д.) учащиеся приобретают умение манипулировать предметами для более точного их изучения, приобретают навыки пользования карандашом, ручкой необходимые для письма. На занятиях дети совершенствуют свои знания о цвете предметов, усваивают порядок, в котором цвета расположены в спектре, знакомятся с оттенками. Выкладывая несложные узоры, ритмически чередуя определенные цвета, а также группируя теплые и холодные цвета спектра, они усваивают разнообразные цветовые сочетания. Знакомясь с материалом, из которого изготавливаются предметы, дети не только расширяют свои знания о них, но и обогащают словарь, работают над формированием связной речи, образуя словосочетания типа: чайник из металла, кошелек из кожи, резиновый мяч и т.д.
Второй блок темы – арт-терапевтический компонент. За последние десятилетия практической психологией накоплен колоссальный инструментарий. И данная программа стремится к гармоничной интеграции различных арт-терапевтических техник: сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия и другие. Разумное сочетание позволяет воздействовать на различные каналы восприятия ребенка. Игровые, «телесные», «песочные» арт-терапевтические приемы позволяют в максимальной степени активизировать сенсорные каналы восприятия, тем самым, раскрывая для особого ребенка мир полный многообразия красок и возможностей, где ребенок может найти себе психологически-защищенное пространство. Таким образом, происходит самоидентификация ребенка, гармонизация внутренних представлений и внешних воздействий.
Третий блок – занятия направленные на сохранение, укрепление здоровья детей; профилактику нарушений психического здоровья детей. Основные направления работы этого блока:
Дыхательная гимнастика – способствует увеличению дыхательного объема, улучшает работу внутренних органов, трофику тканей, способствует мышечному расслаблению.
Мышечная релаксация – регулирует процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, способствует уменьшению психоэмоционального напряжения, способствует снижению утомления, повышает работоспособность.
Медитация – способствует снятию психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов, раскрывает резервные возможности организма, улучшает работу внутренних органов.
Игровые занятия на развитие эмоциональной сферы детей – направлены на развитие диапазона эмоций детей, выразительности движений, снятию напряжения.
Занятия на развитие сенсорно-моторных ощущений – способствуют развитию сенсорных процессов, координации движений, ориентации в пространстве, развивают эмоциональную сферу ребенка.
Программу отличает высокий уровень новизны. Несмотря на блочное ее построение, содержательные линии программы объединены общей целью, и, в конечной цели, призваны обеспечить коррекцию психофизического развития аномального школьник, его психологического сопровождения в условиях образовательного процесса. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» это пропедевтическая ступень к систематическому изучению основ самопознания.
Программа практически значима не только в деятельности педагога и образовательного учреждения, в котором он работает, но и в практике специальных (коррекционных) школ. Это обусловлено расширением блока коррекционных технологий учебного плана школ данного типа и вида.
- Содержание курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида
1 класс (68 часов).
Диагностика развития психомоторных процессов (4 часа).
Диагностика уровня развития мелкой моторики, графомоторных навыков (обводка, штриховка, копирование рисунка), общей моторики (координация движений, соотношение глаз-рука), зрительного восприятия (цветовое восприятие, зрительные образы), слухового восприятия.
Развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков
(12 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Рисование, обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами полос.
Арт-терапевтический компонент:
Занятие «Волшебная бумага»
Занятие «Сенсорные дорожки»
Восприятие формы, величины, цвета (16 часов).
Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Выделение признака формы. Называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). Брус, куб, шар. Нахождение предметов заданной формы.
Сопоставление предметов по размеру. Больше, меньше, одинаковой величины. Длиннее, короче, одинаковой длины. Шире, уже, одинаковой ширины. Выше, ниже, одинаковой высоты. Толще, тоньше, одинаковой толщины. Обозначение различий словом.
Знакомство с цветами спектра. Различение и выделение основных цветов. Дифференциация сочетания цветов в предмете.
Выделение из группы одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами: цвет, форма, размер.
Арт-терапевтический компонент:
Рисование предметов определенного цвета, формы, размера.
Рисование в большом круге и в малом круге.
Работа с пластилином «Шар настроения».
Психогеометрический тест.
Занятие «В мире цвета»
Восприятие пространства (7 часов)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой и левой руки, ноги, правой и левой части тела.
Определение расположений предметов в пространстве. Понятия пространства, места: впереди (передний), посредине (средний), позади (задний), внизу (нижний), наверху (верхний), рядом, напротив, между. Понятия направления: направо, налево. Понятия расстояния близко-далеко.
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.). Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Ориентировка в помещении по инструкции. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление плоскостных геометрических фигур. Речевое обозначение положений тела и направления в пространстве.
Арт-терапевтический компонент:
Графический диктант.
Рисование мандал.
Занятие «Я и мое тело».
Восприятие времени (5 часов).
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Последовательность событий. Смена времени суток. Сегодня, завтра, вчера. Дни недели. Обозначение в речи временных представлений.
Арт-терапевтический компонент:
Рисование на тему «Мой день».
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа).
Контрастные температурные ощущения (холодное, горячее). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Запах. Различение и сравнение различных предметов по признаку веса (тяжелый, легкий). Сравнение предметов на ладони по их тяжести. Тяжелее, легче, такой же тяжести. Обозначение словом собственных ощущений.
Занятие «Аромотерапия».
Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины, игры с крупной мозаикой. Словесное выражение собственных ощущений тактильно-двигательного восприятия.
Арт-терапевтический компонент:
Работа с пластилином.
Песочная терапия.
Мозаика.
Занятие «Сенсорная тропа».
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Психогимнастические этюды. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Выполнение упражнений по заданию педагога. Обозначение словом положения различных частей своего тела.
Арт-терапевтический компонент:
Танцетерапия.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов).
Различение звуков окружающей среды, музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Узнавание голосов животных, основных звуковых сигналов транспорта, основных звуков, встречающихся в быту. Понятия громко, тихо.
Арт-терапевтический компонент:
Рисование под музыку.
Занятие в «В мире звуков»
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 часов).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из двух, трех деталей по инструкции). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки.
Арт-терапевтический компонент:
Раскрашивание «Драконовы ключи»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
2 класс (68 часов).
Диагностика развития психомоторных процессов (4 часа).
Диагностика уровня развития мелкой моторики, общей моторики (координация движений, соотношение глаз-рука), зрительного восприятия (цветовое восприятие, зрительные образы), слухового восприятия.
Развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков
(12 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (сложные двигательные формулы, быстрая смена моторных установок). Развитие локомоторно-статических функций. Организация игровых упражнений на манипуляцию с предметом.
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие зрительно-моторной координации (различные виды мозаики, компьютерные игры). Рисование, обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Элементы оригами. Вырезание ножницами по трафарету.
Арт-терапевтический компонент:
Лепка из соленого теста
Занятие «Сенсорные дорожки»
Восприятие формы, величины, цвета (18 часов).
Геометрические фигуры и тела. Признаки формы. Называние основных геометрических фигур и тел. Классификация предметов и их изображений по форме. Умение выделять предметы и тела различной формы. Умение находить предметы заданной формы. Умение находить в одном предмете различные формы.
Классификация предметов по размеру. Больше, меньше, одинаковой величины. Длиннее, короче, одинаковой длины. Шире, уже, одинаковой ширины. Выше, ниже, одинаковой высоты. Толще, тоньше, одинаковой толщины. Обозначение различий словом.
Цвета спектра. Различение и выделение основных и добавочных цветов. Дифференциация сочетания цветов в предмете.
Выделение из группы одного или нескольких предметов, обладающих определенными группами свойств: цвет, форма, размер. Классификация предметов по нескольким свойствам. Исключение лишнего предмета по какому либо свойству.
Арт-терапевтический компонент:
Рисование предметов определенного цвета, формы, размера.
Рисование больших и маленьких предметов, предметов заданной формы.
Работа с соленым тестом «Мое настроение».
Восприятие пространства (7 часов)
Ориентировка в помещении, понятия «близко», «ближе»; «далеко», «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Пространственная ориентировка на поверхности парты. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.
Арт-терапевтический компонент:
Графический диктант.
Цвет и форма в рисунке.
Рисование мандал.
Восприятие времени (5 часов).
Неделя. Дни недели. Сегодня, завтра, вчера. Работа с графической моделью «Неделя». Последовательность дней недели. Обозначение в речи временных представлений.
Арт-терапевтический компонент:
Рисование на тему «Моя неделя».
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа).
Температурные ощущения (холодное, горячее, теплое). Сравнение температурных ощущений (теплее, холоднее). Различение вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый). Запахи. Расширение спектра запахов. Различение и определение запахов. Различение и сравнение различных предметов по признаку веса (тяжелый, легкий). Сравнение предметов на ладони по их тяжести. Тяжелее, легче, такой же тяжести. Обозначение словом собственных ощущений.
Арт-терапевтический компонент:
Рисование: выражение ощущений через цвет «Мои ощущения».
Занятие «Аромотерапия».
Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)
Определение на ощупь плоскостных фигур и объемных предметов, их величины. Игры с крупной мозаикой, кубиками, конструктором «Лего», составление картинок из пазлов. Словесное выражение собственных ощущений тактильно-двигательного восприятия.
Арт-терапевтический компонент:
Песочная терапия, рисование пальцами.
Занятие «Сенсорная тропа».
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выразительность движений (психогимнастические этюды). Выполнение упражнений по заданию педагога. Обозначение словом положения различных частей своего тела.
Арт-терапевтический компонент:
Танцетерапия с предметом.
Психогимнастический этюд «Скульптура».
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов).
Различение звуков окружающей среды, музыкальных звуков. Узнавание голосов животных, основных звуковых сигналов транспорта, основных звуков, встречающихся в быту. Понятия громко, тихо. Имитация речевых и неречевых звуков, звуков природы (животные и птицы). Речевое описание воспринимаемых звуков и шумов.
Занятие «В мире звуков»
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из нескольких деталей по инструкции). Дифференцированное зрительное восприятие нескольких предметов: нахождение отличительных и общих признаков (форма, цвет, размер). Нахождение лишнего предмета по различным признакам. Упражнения по развитию объема зрительной памяти. Словесное обозначение зрительных образов.
Арт-терапевтический компонент:
Раскрашивание «Драконовы ключи»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
3 класс (68 часов)
Диагностика развития психомоторных процессов (4 часа).
Диагностика уровня развития графомоторных навыков (Гештальт-Бендер тест), общей моторики (координация движений, соотношение глаз-рука), зрительного восприятия (цветовое восприятие, зрительные образы), слухового восприятия.
Развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков
(12 часов)
Развитие крупной моторики. Двигательные упражнения на пространственную ориентировку, мышечную точность, координацию, равновесие. Развитие локомоторно-статических функций. Игровые упражнения с предметами (малые мячи, эстафетные палочки).
Совершенствование движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика.
Арт-терапевтический компонент:
Рисование с использованием компьютера.
Занятие «Сенсорные дорожки»
Свойства предметов (18 часов).
Свойства предметов. Форма. Размер. Цвет.
Воспроизведение внешнего вида и свойства предмета по памяти. Воссоздание внешнего облика предмета по памяти на основе какой-то его части. Комбинирование и сочетание в одном предмете свойств и признаков других предметах и объектов.
Сходство и различия. Нахождение в двух и более объектах общих и различных признаков.
Расположение предметов в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства. Использование мерки при сравнении предметов по величине, весу. Нахождение противоположных по значению свойств.
Составление словесного сюжетного рассказа о предмете, объекте.
Арт-терапевтический компонент:
Работа с пластилином «Настроение и цвет».
Психогеометрический тест.
Рисование комбинации предметов определенного цвета, формы, размера.
Восприятие пространства (7 часов)
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, словесное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на две и четыре равные части. Пространственная ориентировка на плоскости парты, расположение и перемещение на ней предметов по инструкции педагога.
Арт-терапевтический компонент:
Графический диктант.
Занятие «Ориентировка».
Восприятие времени (5 часов).
Месяцы. Последовательность месяцев. Времена года. Последовательность смены времен года. Обозначение в речи временных представлений.
Арт-терапевтический компонент:
Рисование на тему «Времена года».
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа).
Различение свойств продуктов (твердые, мягкие, жидкие, рассыпчатые). Различение вкусовых качеств продуктов. Различение смешанных вкусовых ощущений (кисло-сладкий). Описание собственных вкусовых ощущений.
Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)
Текстура различных материалов (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса). Фактура поверхности (гладкая, шершавая, мягкая, колючая). Узнавание материалов различной текстуры и фактуры поверхности. Двигательные действия с предметами. Словесное выражение собственных ощущений тактильно-двигательного восприятия.
Арт-терапевтический компонент:
Коллаж из различных материалов.
Занятие «Сенсорная тропа».
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Дифференциация ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выразительность движений (психогимнастические этюды). Выполнение упражнений по заданию педагога. Словесное опосредование физических движений.
Упражнения на развитие тактильной и мышечно-двигательной чувствительности.
Упражнения на координацию движений со сложными правилами коллективных и индивидуальных действий. Игры с быстрой двигательной деятельностью, быстрым двигательным ответом на словесные раздражители.
Арт-терапевтический компонент:
Подвижные игры, танцетерапия.
Занятие «Психогимнастика»
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов).
Дифференциация звуков окружающей среды, музыкальных звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Узнавание голосов животных, основных звуковых сигналов транспорта, основных звуков, встречающихся в быту. Понятие громкости звука. Развитие слуховой памяти. Словесное описание звуков, шумов, музыки.
Арт-терапевтический компонент:
Музыкотерапия.
Занятие «В мире звуков».
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).
Закрепление навыков зрительного анализа и синтеза. Развитие объема зрительного восприятия и зрительной памяти. Дифференцированное зрительное восприятие нескольких предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишнего предмета по различным признакам.
Арт-терапевтический компонент:
Раскрашивание «Драконовы ключи»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
4 класс (68 часов)
Диагностика развития психомоторных процессов (4 часа).
Диагностика уровня развития графомоторных навыков (Гештальт-Бендер тест), общей моторики (координация движений, соотношение глаз-рука), зрительного восприятия (цветовое восприятие, зрительные образы), слухового восприятия.
Развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков
(12 часов)
Развитие крупной моторики. Сложные двигательные упражнения на пространственную ориентировку, мышечную точность, координацию, равновесие. Развитие локомоторно-статических функций. Игровые упражнения с предметами (малые мячи, эстафетные палочки). Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (сложные двигательные формулы, быстрая смена моторных установок). Формирование целостности двигательного акта, пространственно-временная ориентировка движения.
Совершенствование движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие зрительно-моторной координации (различные виды мозаики, компьютерные игры). Рисование, обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Элементы оригами. Вырезание ножницами по трафарету.
Арт-терапевтический компонент:
Песочная терапия, рисование с использованием компьютера, пальчиковый театр.
Занятие «Сенсорные дорожки».
Восприятие формы, величины, цвета (18 часов).
Признаки формы. Называние основных геометрических фигур и тел. Классификация предметов и их изображений по форме. Умение выделять предметы и тела различной формы. Умение находить предметы заданной формы. Умение находить в одном предмете различные формы.
Классификация предметов по размеру. Больше, меньше, одинаковой величины. Длиннее, короче, одинаковой длины. Шире, уже, одинаковой ширины. Выше, ниже, одинаковой высоты. Толще, тоньше, одинаковой толщины. Обозначение различий словом.
Воспроизведение внешнего вида и свойства предмета по памяти. Воссоздание внешнего облика предмета по памяти на основе какой-то его части. Комбинирование и сочетание в одном предмете свойств и признаков других предметах и объектов. Нахождение в двух и более объектах общих и различных признаков.
Расположение предметов в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства. Использование мерки при сравнении предметов по величине, весу. Нахождение противоположных по значению свойств.
Цвета спектра. Различение и выделение основных и добавочных цветов. Дифференциация сочетания цветов в предмете.
Выделение из группы одного или нескольких предметов, обладающих определенными группами свойств: цвет, форма, размер. Классификация предметов по нескольким свойствам. Исключение лишнего предмета по какому либо свойству.
Составление словесного сюжетного рассказа про какой либо предмет, объект.
Арт-терапевтический компонент:
Рисование предметов определенного цвета, формы, размера.
Рисование больших и маленьких предметов, предметов заданной формы.
Рисование комбинации предметов определенного цвета, формы, размера. Работа с пластилином «Настроение и цвет», психогеометрический тест.
Занятие «Светодинамический рисунок».
Восприятие пространства (7 часов)
Ориентировка в помещении и на улице; словесное обозначение пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); словесный отчет. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) по-разному расположенного на плоскости (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение предметов.
Арт-терапевтический компонент:
Графический диктант.
Цвет и форма в рисунке.
Занятие «В мире пространства».
Восприятие времени (5 часов).
Времена года. Последовательность смены времен года. Работа с графической моделью «Времена года».
Месяцы. Последовательность месяцев. Работа с графической моделью «Месяцы».
Неделя. Дни недели. Сегодня, завтра, вчера. Работа с графической моделью «Неделя». Последовательность дней недели.
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Последовательность событий. Смена времени суток.
Обозначение в речи временных представлений.
Арт-терапевтический компонент:
Рисование на тему «Мой день», «Моя неделя», «Времена года».
Занятие «Времена года».
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа).
Температурные ощущения (холодное, горячее, теплое). Сравнение температурных ощущений (теплее, холоднее). Различение вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый). Запахи. Расширение спектра запахов. Различение и определение запахов. Различение и сравнение различных предметов по признаку веса (тяжелый, легкий). Сравнение предметов на ладони по их тяжести. Тяжелее, легче, такой же тяжести. Обозначение словом собственных ощущений. Различение свойств продуктов (твердые, мягкие, жидкие, рассыпчатые). Различение вкусовых качеств продуктов. Различение смешанных вкусовых ощущений (кисло-сладкий). Описание собственных вкусовых ощущений.
Арт-терапевтический компонент:
Песочная терапия, изотерапия.
Занятие «Аромотерапия».
Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)
Определение на ощупь плоскостных фигур и объемных предметов, их величины. Работа с мелкой и крупной мозаикой, кубиками, конструктором «Лего», составление картинок из пазлов.
Текстура различных материалов (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса). Фактура поверхности (гладкая, шершавая, мягкая, колючая). Узнавание материалов различной текстуры и фактуры поверхности. Двигательные действия с предметами. Словесное выражение собственных ощущений тактильно-двигательного восприятия.
Арт-терапевтический компонент:
Коллаж из различных материалов, песочная терапия, рисование пальцами.
Занятие «Сенсорная тропа», «Пузырьковая колонна».
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выразительность движений (психогимнастические этюды). Развитие полиэмоциональных образов. Развитие спонтанности и произвольности движений. Релаксация.
Арт-терапевтический компонент:
Танцетерапия. Психогимнастический этюды.
Занятие «Релаксация»
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов).
Дифференциация звуков музыкальных инструментов. Полифония, симфонии, какофония. Развитие темпоритмических музыкальных движений. Развитие элементов слуховой музыкальной памяти.
Арт-терапевтический компонент:
Рисование под музыку, прослушивание музыкальных записей (звуки природы, ландшафтная музыка).
Занятие «В мире звуков»
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).
Представление зрительного образа, его вербализация, визуальное изображение.
Закрепление навыков зрительного анализа и синтеза. Развитие объема, формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Дифференцированное зрительное восприятие нескольких предметов. Определение изменений в предъявленном ряду.
Арт-терапевтический компонент:
Раскрашивание «Драконовы ключи»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
- Распределение учебных часов по разделам программы
Разделы программы | Количество часов | |||||
Кол-во часов | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
ИТОГО |
| |||||
Диагностика развития психомоторных процессов | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 48 | 12 | 12 | 12 | 12 | |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 70 | 16 | 18 | 18 | 18 | |
Восприятие пространства | 28 | 7 | 7 | 7 | 7 | |
Восприятие времени | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Тактильно-двигательное восприятие | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 22 | 7 | 5 | 5 | 5 | |
ИТОГО: | 272 | 68 | 68 | 68 | 68 |
- Учебно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Диагностика развития психомоторных процессов | 4 |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 12 |
3. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 16 |
4. | Восприятие пространства | 7 |
5. | Восприятие времени | 5 |
6. | Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств | 4 |
7. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
8. | Тактильно-двигательное восприятие | 4 |
9. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 5 |
10. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 7 |
Итого | 68 |
- Учебно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Диагностика развития психомоторных процессов | 4 |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 12 |
3. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 18 |
4. | Восприятие пространства | 7 |
5. | Восприятие времени | 5 |
6. | Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств | 4 |
7. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
8. | Тактильно-двигательное восприятие | 4 |
9. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 5 |
10. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 5 |
Итого | 68 |
- Учебно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Диагностика развития психомоторных процессов | 4 |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 12 |
3. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 18 |
4. | Восприятие пространства | 7 |
5. | Восприятие времени | 5 |
6. | Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств | 4 |
7. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
8. | Тактильно-двигательное восприятие | 4 |
9. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 5 |
10. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 5 |
Итого | 68 |
- Учебно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Диагностика развития психомоторных процессов | 4 |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 12 |
3. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 18 |
4. | Восприятие пространства | 7 |
5. | Восприятие времени | 5 |
6. | Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств | 4 |
7. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
8. | Тактильно-двигательное восприятие | 4 |
9. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 5 |
10. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 5 |
Итого | 68 |
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1-4 классов
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса.
Учащиеся должны уметь:
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- Правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (цвет, форма, назначение, размер);
- Классифицировать геометрические фигуры;
- Иметь представления о пространственном расположении предметов, близости и дальности в расположении;
- Различать основные цвета;
- Ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
- Различать речевые и неречевые звуки;
- Определять на ощупь величину предмета;
- Зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- Выделять части суток и определять порядок дней недели;
- Использовать соответствующую терминологию при описании предмета, действия или ощущений.
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса.
Учащиеся должны уметь:
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- Анализировать и сравнивать предметы по нескольким из указанных признаков (цвет, форма, назначение, размер);
- Классифицировать геометрические фигуры, предметы;
- Иметь представления о пространственном расположении предметов, близости и дальности в расположении;
- Различать основные и добавочные цвета спектра;
- Ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле, в помещении;
- Различать речевые и неречевые звуки, узнавать голоса животных, основные звуковые сигналы транспорта, основные звуки, встречающиеся в быту;
- Уметь подражать основным встречающимся звукам и сигналам;
- Определять на ощупь величину, вес, размер и материал из которого изготовлен предмет;
- Зрительно определять отличительные и общие признаки предметов;
- Уметь определять порядок дней недели;
- Использовать соответствующую терминологию при описании предметов, действий или ощущений.
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса.
Учащиеся должны уметь:
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- Анализировать и сравнивать предметы по нескольким из указанных признаков (цвет, форма, назначение, размер), узнавать предметы по отдельным признакам;
- Классифицировать предметы, по какому либо признаку;
- Моделировать пространственное расположение предметов по инструкции педагога;
- Ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле, в помещении;
- Различать основные и добавочные цвета спектра;
- Различать речевые и неречевые звуки, узнавать голоса животных, основные звуковые сигналы транспорта, основные звуки, встречающиеся в быту;
- Уметь подражать основным встречающимся звукам и сигналам;
- Определять на ощупь величину, вес, размер и материал из которого изготовлен предмет;
- Различать вкусовые свойства продуктов;
- Уметь определять последовательность смены времен года;
- Использовать соответствующую терминологию при описании предметов, действий или ощущений.
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса.
Учащиеся должны уметь:
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- Анализировать и сравнивать предметы по нескольким из указанных признаков (цвет, форма, назначение, размер);
- Называть и классифицировать геометрические фигуры, предметы;
- Зрительно определять отличительные и общие признаки предметов;
- Иметь представления о пространственном расположении предметов, близости и дальности в расположении;
- Ориентироваться на плоскости листа бумаги, на собственном теле, в помещении и на улице;
- Различать основные и добавочные цвета спектра;
- Различать речевые и неречевые звуки, узнавать голоса животных, основные звуковые сигналы транспорта, основные звуки, встречающиеся в быту, узнавать музыкальные инструменты;
- Определять на ощупь величину, вес, размер и материал из которого изготовлен предмет;
- Уметь определять порядок дней недели, месяцы, времена года, выделять части суток;
- Использовать соответствующую терминологию при описании предметов, действий или ощущений.
- Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование.
Сенсорная тропа, мячи, кегли, обруч, маски с изображением животных.
Пальчиковые куклы. Мелкие бусы, ленты, шнуровка, игры-вкладыши, пазлы.
Различные виды трафаретов. Цветная бумага, ножницы, клей. Модели геометрических фигур различного цвета и размера. Модели куб, брус, шар. Пирамидки. Кубики различной величины. Одинаковые предметы различного размера. Доски-вкладыши с предметами различного размера. Бумага, краски, кисти, цветные карандаши, пластилин. Календарь. Предметы различной тяжести. Модели геометрических фигур различных размеров, мозаика. Песок, крупы. Сенсорные эталоны. Дидактические игры. Игрушки. Доски Сегена, вкладыши, карточки, макеты геометрических фигур различных цветов и размеров.
Технические средства обучения
Компьютер, телевизор, принтер, диски.
- ЛИТЕРАТУРА
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 томах. – М., 1982
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1994
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960
- Зинкевич-Евстигннеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. - С-Пб., 2000
- Зинкевич-Евстигннеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. С-Пб., 2003
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - С-Пб., 2003
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Методические рекомендации к разделу «Восприятие пространства» авторской программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2004, №6
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2004, №4
- Общая психодиагностика / под редакцией А.А. Бодалева, В.В. Столина, М., 1987
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979
- Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по естествознанию "Неживая природа" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 6 класс
Рабочая программа по естествознанию "Неживая природа" для 6 класса составлена на основе: ФГОС обучающихся с умственной отстальстью (интеллктуальными нарушениями), АООП обучающихся с умственной отстало...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету МАТЕМАТИКА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 КЛАСС
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы дл...
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образователь...
Рабочая программа по предметам учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс (1 вариант)
РРабочая программа по предметам учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс (1 вариант):На общее количетсво часов - 792 часа:- Русский я...
Рабочая программа по музыке 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)
Цель и задачи программы:формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограниченн...
ФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Личностные и предметные результатыВ структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) ко...
Рабочая программа развития природоохранной и экологической культуры обучающихся с умственной отсталостью (вариант I) «У природы в гостях"
Цель данной программы – воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ней относиться по средствам углуб...